Научная статья на тему 'Программа подготовки учителей физической культуры к осуществлению профилактики близорукости у школьников средствами физической культуры'

Программа подготовки учителей физической культуры к осуществлению профилактики близорукости у школьников средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
БЛИЗОРУКОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОГРАММА / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурмистров Евгений Александрович

В статье представлена программа подготовки студентов факультета физической культуры умеющих осуществлять профилактику нарушений зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурмистров Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа подготовки учителей физической культуры к осуществлению профилактики близорукости у школьников средствами физической культуры»

SCIENCE TIME

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФИЛАКТИКИ БЛИЗОРУКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Бурмистров Евгений Александрович, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева, г. Саранск

E-mail: IrinaShind@yandex.ru

Аннотация. В статье представлена программа подготовки студентов факультета физической культуры умеющих осуществлять профилактику нарушений зрения.

Ключевые слова: близорукость, профилактика, физическая культура, о программа, школьники.

Состояние здоровья учащихся вызывает обеспокоенность многих исследователей [1].

Одним из важных звеньев охраны здоровья является своевременное выявление отклонений для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий [3].

Среди отклонений в состоянии здоровья особое место занимают нарушения зрения, в первую очередь близорукость. К окончанию средней школы около 50% учеников страдает различной степенью миопии [2].

Важное значение имеет и разработка регламентаций по практической реализации профилактики близорукости средствами физического воспитания, т. к. в настоящее время эта работа не регламентирована в школьных программах физического воспитания и программах подготовки учителей физической культуры [4].

Данное направление относилось к совершенствованию организационного аспекта проблемы профилактики близорукости, а именно отсутствие конкретных регламентаций этой проблемы в школьной программе физического воспитания и программы подготовки к этой работе учителей физической культуры. Создается парадоксальная ситуация - есть огромное число детей нуждающихся в профилактике близорукости; есть специалисты, ученые, офтальмологи, которые совместно со специалистами по лечебной физической культуре разработали

59

а

эффективные методики для профилактики близорукости, но не работает основное звено между школьниками и учеными, которое и должно осуществлять эту работу в системе физического воспитания: на уроках физической культуры, спортивном часе, подвижных переменах, физкультпаузах, на домашних заданиях. Поэтому мы сочли необходимым разработать соответствующие рекомендации для школьной программы физического воспитания и для подготовки учителей физической культуры к этой работе [5].

Программа разработана на основе комплексной методики профилактики близорукости средствами физического воспитания школьников.

Программа составлена впервые, так как в предыдущих и действующем учебном плане и учебных программах на факультетах физической культуры педагогических вузов, подготовка студентов по данной проблеме вообще не предусматривалась. Вместе с тем, близорукость является наиболее частым нарушением здоровья у школьников, снижая работоспособность, ограничивая выбор профессии, физическую, бытовую и военную деятельность [6].

Программа предусматривает обучение:

- знаниям анатомии и физиологии органов зрения, причин и механизмов развития миопии;

- основных понятий и терминов, связанных с ее профилактикой;

- знаниям механизмов профилактического и самогенетического действия физических упражнений и массажа, гигиенических основ профилактики миопии;

- умениям выполнить соответствующие упражнения и приемы массажа и обучать этим упражнениям школьников;

- умениям объяснить школьникам и их родителям необходимость выполнения упражнений в самостоятельных занятиях и соблюдения гигиенических требований к зрительной работе;

- умениям составить индивидуальные домашние задания по профилактике близорукости средствами физического воспитания и гигиены.

Программа рассчитана на 2 часа лекций и 4 часа практических занятий.

Программа читается в курсе лечебной физкультуры и массажа. Одно практическое занятие желательно проводить в офтальмологическом центре.

Распределение учебного материала по часам и формам занятий приведено в таблице 1.

60

а

Таблица 1

№ п/п Учебные темы Количество часов на формах занятий

Лекции Практика

1 Анатомия и физиология органов зрения; основные термины и понятия, характеризующие функции глаза 0,50 -

2 Понятие о близорукости, дальнозоркости, астигматизме, остроте зрения, поле зрения 0,50 -

3 Профилактика близорукости физическими упражнениями; термины, понятия, механизмы 0,50 3,0

4 Другие средства физического воспитания профилактики близорукости 0,25 1,0

5 Гигиенические и медицинские средства профилактики и коррекции близорукости 0,25 -

Содержание программы.

Лекции - 2 часа.

Анатомическое строение глаза и центральной части зрительного анализатора; физиологичекие и биохимические механизмы зрения; понятие об остроте зрения, цветовом зрении, дальтонизме; периферическом зрении, _ сумеречном зрении («куриная слепота»), понятие о рефракции, аккомодации, близорукости, дальнозоркости, астигматизме.

Физические упражнения для профилактики близорукости.

Понятие о первичной и вторичной профилактике. Тренировка аппарата аккомодации; «раскачка» и релаксация аккомодации по Э.С. Аветисову и К.А. Мац. Упражнения типа «метка на стекле», «аккомодотренере». Специальные зрительные игры по С.В. Бондаренко. Адаптированные спортивные игры и игровые упражнения (Я.С. Вайнбаум, И.В. Героева). Нарушение осанки, рабочая поза и близорукость; упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки, включая силовые статические упражнения для мышц туловища.

Аэробная тренировка (для улучшения гемодинамики глаза) циклическими упражнениями, ритмической гимнастикой, играми с интенсивностью до анаэробного порога.

Массаж и самомассаж для профилактики миопии. Гигиенические факторы в профилактике миопии. Методика УГ Бейтса и М.Д. Корбетт для профилактики миопии. Медицинские методы коррекции миопии: линзы (очки), тренировка линзами; медикаментозные средства коррекции; хирургические методы

коррекции миопии. Методика физических упражнений для профилактики близорукости в различных формах физического воспитания - уроке, динамическом часе, утренней гигиеничекой гимнастике, физкультпаузах, туризме (рекреация) с учетом степени миопии: первая группа - без миопии с нормальным запасом аккомодации; вторая - с пониженным ЗОА без миопии и со слабой степенью миопии (до 2,0дптр); третья - со средней и высокой степенью

миопии.

Практические занятия - 4 часа.

Упражнения для тренировки аккомодации (по Э.С. Аветисову и К.А. Мац); специальные зрительные игры (по С. В. Бондаренко); адаптированные подвижные игры и игровые упражнения (по Я.С. Вайнбауму и И.В. Героевой).

Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки, включая упражнения из системы йогов.

Массаж и самомассаж глаз, головы, лица, шеи, спины, включая и точечный для профилактики близорукости.

Проводилось исследование с целью - определить эффективность освоения этой программы студентами факультета физической культуры. Занятия по программе были проведены перед педагогической практикой на 4-ом курсе. В экперименте участвовало 42 студента (18 девушек и 24 юноши) посетившие лекции и практические занятия. На педагогической практике проверялись соответствующие знания (опрос) и умения (показ упражнений и самомассажа, беседы со школьниками и их родителями), проведение занятий.

Оценка за теоретические знания выставлялась по результатам опроса, за практические - по результатам наблюдений преподавателя как рейтинговая. Результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования

№ Студенты Количество Количество студентов получивших оценку

п/п неудовлет. удовлет. хорошо отлично

теор. прак. теор. прак. теор. прак. теор. прак.

1 Девушки 48 - - 15 13 11 15 22 20

2 Юноши 24 - - 17 14 7 10 - -

Как видно из таблицы 2, студенты успешно освоили знания и умения осуществлять профилактику близорукости средствами физического воспитания. Ни один из студентов, не получил недовлетворительной оценки. Большинство студентов получили оценку удовлетворительно и хорошо. У девушек были выше оценки за теоретические знания, у юношей оценки за знания были ниже, но за практические умения - выше. Студенты проявили большой интерес к освоению знаний и умений по этой проблеме. Средний балл за теоретические знания 3,3; за практические умения 3,4.

Впервые разработана программа подготовки студентов факультета физической культуры к осуществлению профилактики близорукости средствами физического воспитания школьников объемом в 6 учебных часов, читаемая в курсе лечебной физкультуры и массажа.

62

Литература:

1. Аветисов, Э.С. Физкультура при близорукости: учеб. пособие / Э.С. Аветисов, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан. - М.: Советский спорт, 1993. - 80 с.

2. Бурмистрова, Н.И. Формирование осанки у 6-7 летних школьников в различных формах физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бурмистрова Нина Ивановна. - М., 2002. - 240 с.

3. Бондаренко, С.В. Физическое воспитание детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья: метод. реком. / С.В. Бондаренко. - М., 2002. - 26 с.

4. Вайнбаум, Я.С Физические упражнения и здоровье школьников / Я.С Вайнбаум // Физ. культура в школе. - 2003. - № 2. - С. 59-64.

5. Ливадо, Е.И. Лечебная физкультура в комплексном лечении миопии у детей: автореф. дис. ... канд.мед.наук / Ливадо Елена Ивановна. - М. ФиС, 2005. - 15 с.

6. Шиндина, И.В. Профилактика близорукости у школьников методами

физического воспитания: учеб.-метод. пособие / И.В. Шиндина,

Е.А. Шамрова, Л.Е. Игнатьева. - Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2013. - 145 с.

63

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.