Научная статья на тему 'Особенности методики профилактики миопии у младших школьников'

Особенности методики профилактики миопии у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
227
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / СТАТО-ДИНАМИЧЕСКИЕ И СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / БЛИЗОРУКОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шиндина Ирина Васильевна, Половников Роман Александрович

В статье раскрывается значение методики профилактики близорукости у младших школьников, которая способствует решению проблемы профилактики близорукости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шиндина Ирина Васильевна, Половников Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности методики профилактики миопии у младших школьников»

SCIENCE TIME

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОФИЛАКТИКИ МИОПИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Шиндина Ирина Васильевна, Половников Роман Александрович, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье раскрывается значение методики профилактики близорукости у младших школьников, которая способствует решению проблемы профилактики близорукости.

Ключевые слова: методика, стато-динамические и статические

упражнения, игровые упражнения, младшие школьники, близорукость.

Актуальность обусловлена увеличением количества школьников, страдающих близорукостью и прогрессированием ее выраженности во время обучения в школе. Установлено, что средства физической культуры (упражнения, массаж, рекреация, закаливание) являются неотъемлемым компонентом общей системы профилактических мероприятий [1].

В настоящее время разработаны методики специальных и общих физических упражнений, снижающих прогрессирование миопии. Вместе с тем, в рекомендованных комплексах общеразвивающих физических упражнений недостаточно представлены упражнения, развивающие статическую силовую выносливость мышц спины, шеи и брюшного пресса, играющую важную роль в обеспечении корсетной функции позвоночника и соответственно в коррекции нарушений осанки и рабочей позы и опосредовано через них на развитие близорукости. Поэтому нами решалась частная задача - разработать методику развития силовой статической выносливости мышц спины, шеи и брюшного пресса. Одновременно решалась также задача развития гибкости позвоночника, что также необходимо для формирования правильной осанки. Для решения этих задач определялись соответствующие по направленности упражнения, их дозировка и распределение по формам физического воспитания [2].

Второе направление исследований по данной проблеме состоит в совершенствовании методики применения игровых средств, применительно к

398

о

Щ SCIENCE TIME Щ

задаче профилактики близорукости. Идея этого совершенствования состоит в том, чтобы адаптировать правила и приемы игр с мячом, воланом (и другими летающими предметами) к задачам профилактики близорукости.

Результаты собственных исследований доказывают, что у детей с близорукостью снижена силовая выносливость мышц спины, шеи и брюшного пресса. Эта зависимость взаимообусловлена, так как близорукость способствует нарушению рабочей позы в положении сидя и как следствие ведет к переутомлению мышц спины и шеи с последующим снижением их силовой выносливости, что в свою очередь затрудняет поддерживание правильной позы и тем самым способствует развитию и прогрессированию миопии. Полученные данные о пониженной силе у школьников без миопии, но уже со сниженным запасом аккомодации подтверждают эту взаимосвязь, то есть слабые мышцы спины способствуют неправильной рабочей позе сидя, что в свою очередь ведет к нарушению функции глаза, проявляющейся в снижении запаса аккомодации и последующим развитием миопии. Следовательно, укрепление мышц спины, шеи и брюшного пресса должно способствовать как первичной профилактике миопии, так и вторичной.

Влияние мышечной системы спины, шеи и брюшного пресса на функцию глаза и развитие миопии определяется, вероятно, не только ее силовой выносливостью. Установлено, что положительное воздействие на орган зрения оказывают упражнения мышц спины, шеи и брюшного пресса, снижающие позное утомление и выполняемые периодически в форме физкультпауз. Можно полагать, что на состояние глаз благоприятно влияет также любая двигательная активность этих групп мышц, так как она интенсифицирует гемодинамику верхней части туловища, головы и органов зрения по принципу («мышечного насоса»), стимулирующего венозный, лимфатический и артериальный кровоток

[3].

Следовательно, оздоровительно-профилактическое воздействие на орган зрения оказывают физические упражнения мышц спины, шеи и брюшного пресса, различной направленности:

- развивающие силовую выносливость этих мышц, увеличивающие их мышечную массу и формирующие таким образом мышечный корсет позвоночника;

- снижающие позное и зрительное утомление при зрительной деятельности;

- активизирующие работу этих мышц.

Установлено, что нарушение зрительных функций ведет к вторичным отклонениям в физическом развитии детей. В этой связи у них нарушается осанка, поза, координация, точность, скорость движений. Основной причиной нарушения осанки у близоруких детей является неправильная поза при

399

о

Щ SCIENCE TIME Щ

выполнении различных учебных заданий (чтение, письмо, рисование).

Состояние осанки детей младшего школьного возраста зависит от выносливости к статическим нагрузкам. Поэтому рекомендуется в качестве корригирующих упражнений включать стато-динамические и статические упражнения.

Вместе с тем, в этих рекомендациях недостаточно определена дозировка упражнений, развивающих силовую статистическую выносливость.

Эффективная тренировка статической силовой выносливости достигается специальными упражнениями, включающими статическое силовое напряжение, например, изометрическое удержание позы с отягощением веса тела [2].

Упражнениями, включающими основные мышечные группы спины и шеи, особенно длинные мышцы спины, поддерживающие позвоночник, являются разгибания с предельной амплитудой, достигаемой при следующих вариантах выполнения:

- разгибания, лежа на животе (на полу, поперек гимнастической скамейки);

- разгибания в висе лицом к гимнастической стенке; на перекладине;

- разгибания, стоя на одной ноге («ласточка»);

Важными элементами этих упражнений является предельно-допустимая амплитуда разгибания, в которой и производится удержание.

В формировании мышечного корсета позвоночника значительную роль играют также мышцы брюшного пресса и их статическая силовая выносливость. Для развития последней эффективны упражнения, включающие основные мышечные группы живота с удержанием в фазе напряжения:

- подъем ног в висе или упоре до прямого угла;

- подъем ног лежа на спине с занесением их за голову и удержанием параллельно полу;

- подъем ног лежа на спине с удержанием пяток на высоте 5-10 см от пола;

- подъем туловища лежа на спине с удержанием головы на высоте 5-10 см от пола (варианты выполнения: для облегчения удержания - уменьшая угол подъема ног в висе и увеличивая угол подъема туловища и ног в положении лежа на спине; для увеличения нагрузки - упражнения выполняются с отягощениями (гантели).

Удержание производится в течение 5-6 секунд. Если занимающийся, не может производить удержание в течение 5-6 секунд или наоборот, это удержание достигается без большого усилия и может поддерживаться более длительное время, то выполняют, варианты с облегчением или отягощением соответственно.

Для рационального тренировочного эффекта дозировка силовых статических упражнений должны включать следующие параметры. Упражнения следует выполнять повторно-интервальным методом с интервалами в 20-30 секунд между повторениями и в 1 минуту между упражнениями [3].

400

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Поэтому статическую силовую выносливость мышц спины у детей с миопией следует поднять до должного уровня, если она снижена, и на этом уровне поддерживать. Для мышц брюшного пресса должным уровнем силовой выносливости является способность удерживать ноги под прямым углом в висе или упоре в течение 5 секунд.

Если у школьника с миопией уровень силовой выносливости равен или выше должного, то ему следует заниматься силовыми упражнениями для его поддержания и, кроме того, силовые упражнения улучшают трофику и гемодинамику шеи, головы и глаз.

Игровые средства физического воспитания, применяемые для

профилактики близорукости включают:

- спортивные игры (бадминтон, теннис, баскетбол, волейбол, гандбол, бейсбол, футбол, хоккей и другие с каким-либо двигающимся объектом;

- игровые упражнения, являющиеся элементами этих игр или подводящими упражнениями;

- игры малоподвижные:

- метание в цель, набрасывание колец, кегли, городки, гольф, крикет,

С) т

стрельба из лука и др.;

- подвижные игры с мячом.

Во всех спортивных и подвижных играх тренировка аккомодационного аппарата производится путем контроля зрением, за передвигающимся предметом -мячом, воланом во время его движения с близкого расстояния на дальнее (передача), или с дальнего на ближнее (прием). Однако в играх по обычным правилам основной целью является победа и выполняется много коротких резких передач, при которых аккомодационный аппарат не успевает срабатывать. Он состоит из цилиарной мышцы, цинновых связок и хрусталика. При действии этого аппарата мышца должна сократиться или расслабиться, вовлекая в это цинновые связки, в результате чего изменяется сферичность хрусталика. Это требует относительно длительного времени соизмеримого с движением мяча при дальне-высоких передачах.

Тренировка наружных мышц глаза и периферического зрения в играх по обычным правилам происходит при различных направлениях передачи или приема мяча, волана и т. п. Эти действия могут быть относительно резкими при игре по общим правилам. Поэтому были переделаны правила игры с тем, чтобы адаптировать их для оптимальной тренировки аккомодации и наружных мышц глаза [3].

Результат игры оценивается для двух (четырех) партнеров по времени, в течение которого играющие через сетку или ее имитацию-шнур, линию на земле не дают опуститься волану на пол. Каждый из играющих, старается передать мяч как можно удобнее для партнера преимущественно путем высокого полета

401

о

Щ SCIENCE TIME Щ

волана нижней или верхней подачей.

Воздействие подобной модификации бадминтона на орган зрения состоит в том, что при медленном и высоком полете волана тренируется аккомодационный аппарат, лучше, чем при быстрых, резких ударах, когда аккомодационные мышцы не успевают срабатывать. Тоже преимущество этой игры по сравнению с настольным теннисом, у которого расстояние полета мяча небольшое, не требующее значительного изменения аккомодации. Игра в большой теннис по тем же условиям также может использоваться для этой цели, но по сравнению с бадминтоном менее эффективно, так как полет мяча быстрее, чем волана, а это затрудняет полное действие аккомодации. Кроме того, игра в большой теннис менее доступна для школьников, чем игра в бадминтон [3].

Для исследования эффективности разработанных нами игр и игровых упражнений были образованы 2 группы - экспериментальная и контрольная. Группы формировались методом равных пар. Методика занятий заключалась в том, что во время часа спортивных игр в экспериментальной группе 25 минут отводилось на игры спортивные и 20 минут на подвижные игры с мячом по нашей методике. Контрольная группа все 45 минут занималась спортивными играми. Для оценки эффективности определялись изменения запасом относительной аккомодации (ЗОА), поля зрения.

В результате педагогического эксперимента в группах со сниженным ЗОА и со слабой степенью миопии отмечались преимущественные повышения силовой выносливости: на 36,6-42 % у мальчиков, 36,6-46,8 % у девочек; наблюдались достоверные сдвиги в показателе ЗОА, достигшие в среднем величины 3,0 дптр.

Для увеличения запаса аккомодации использовались следующие виды игровых упражнений:

- броски и удары мяча на короткие расстояния сериями с последующей броском или ударом мяча на дальнее расстояние в цель; подбрасывание мяча вверх одной или двумя руками с последующей подачей в заданную часть площадки;

- метание в цель мяча, гранаты, камня, набрасывание кольца на штыри щита, нанизывание кольца на «шпагу» и т. п.

Для тренировки наружных мышц глаза использовались следующие виды игровых упражнений:

- броски мяча в цель прогибом назад через голову, с наклоном между ног, с поворотом туловища под левую и правую руку, ногу и т. п.;

- посылка мяча в цель броском или ударом в прыжке с поворотом на 90°-180 и т. п.;

- подбрасывание мяча, волана, отведенной в сторону рукой под контролем зрения; перебрасывание мяча с одной руки на другую; дриблинг мяча о пол с

402

о

Щ SCIENCE TIME Щ

поворотами туловища без мяча и т. п.;

- попадание мячом в неожиданно появляющуюся с различных сторон на короткое время цель; бросающий стоит в центре круга, поднимающих мишени.

В собственных исследованиях разрабатывались два компонента комплексной методики:

а) тренировка силовой статической выносливости мышц туловища;

б) адаптированные спортивные игры и игровые упражнения для профилактики миопии.

Тренировка силовой выносливости мышц спины, шеи и брюшного пресса важна для профилактики близорукости, т. к. позволяет формировать правильную осанку и рабочую позу, необходимую для нормальной работы органов зрения. Профилактика и коррекция нарушений осанки важна не только для зрения, но и сама по себе, нормализуя функцию позвоночника. Разработана методика, включающая упражнения системы йогов, определена их дозировка на одном занятии. Таким образом, одновременно решается проблема профилактики двух наиболее частых нарушений в состоянии здоровья школьников: нарушение осанки и близорукости.

Адаптированные спортивные игры и игровые упражнения разработаны с целью, обеспечить эффективную тренировку аппарата аккомодации и периферического зрения. В их основе лежит принцип использования длинновысоких передач - приемов мяча, волана для «раскачки» аккомодации и передач - приемов мяча, волана в различные стороны для тренировки периферического зрения. Так, например, согласно правилам адаптированной игры в бадминтон, соперники находятся на относительно большом расстоянии, более 3 метров заданном с учетом конкретных условий - помещения, умений и физических возможностей занимающихся и должны наибольшее время поддерживать волан в воздухе длинно-высокими передачами (в соревновании учитывается время удержания волана в воздухе и кто ошибся в передаче - сделав ее неудобной для приема, т. е. проигрывает не тот, кто не принял, а тот, кто плохо передал).

Для развития силовой статической выносливости мышц спины, шеи и брюшного пресса разработана методика, включающая упражнения, выполняемые повторно-интервальным методом по 2-3 упражнения на одну мышечную группу, при двух повторениях каждого, длительность удержания статического усилия 5-6 сек., интервал между повторениями 20 сек, между упражнениями - 1 мин.

Установлена эффективность тренировки аппарата аккомодации и периферического зрения с помощью адаптированных спортивных игр и игровых упражнений, основой которых являются дальне-высокие передачи - приемы мяча или волана и передачи-приемы в сторону и через себя, определены правила

403

о

Щ SCIENCE TIME Щ

адаптированной игры в бадминтон и большой теннис.

Литература:

1. Аветисов, Э. С. Физкультура при близорукости : учеб.- метод. пособие / Аветисов, Э. С., Е. И. Ливадо, Ю. И. Курпан. - М. : Физкультура и спорт, 2013. -180 с.

2. Шиндина, И. В. Комплексная методика профилактики близорукости средствами физического воспитания / И. В. Шиндина // Зауралье спортивное : междн. научн.- практ. конф. / Курганский гос. ун-т. - Курган, 2012. - С. 71-76.

3. Шиндина, И. В. Профилактика близорукости у младших школьников методами физической культуры : учеб.- метод. пособие / И. В. Шиндина, Е. А. Шамрова, Л. Е. Игнатьева. - Саранск, 2013. - 108 с.

о

о

404

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.