Научная статья на тему 'Программа НМЭП: надежды и реальность'

Программа НМЭП: надежды и реальность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕТИЙ МИР / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / НАЦИОНАЛИЗМ / «СЕВЕР» / "ЮГ" / ЗАПАД / РЕЗОЛЮЦИЯ ООН О НМЭП / НЕОКОЛОНИАЛИЗМ / МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / "NORTH" / «SOUTH» / THE UNITED NATIONS RESOLUTION ABOUT NEW INTERNATIONAL ECONOMIC ORDER (NIEO) / THE THIRD WORLD / DEVELOPING COUNTRIES / NATIONALISM / THE WEST / NEO-COLONIALISM / INTERNATIONAL DIVISION OF LABOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молодых Леонид Леонидович

Тема данной статьи значение выдвинутой развивающимися странами в их интересах программы нового международного экономического порядка между «Севером» и «Югом» (НМЭП). Временные рамки исследования от создания будущих идей НМЭП в 1960-е гг. до их фактического провала в 1980-е гг., или реализации в дискредитирующем виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW INTERNATIONAL ECONOMIC ORDER PROGRAM: HOPES AND REALITY

The topic of the given article is the value of the program of the New International Economic Order between «North» and «South» (NIEO) put forward by developing countries in their interests. The time limits of the research start with the creation of future ideas of the New International Economic Order in 1960-ies and finish with their actual failure in 1980-ies or the realization in a discrediting form.

Текст научной работы на тему «Программа НМЭП: надежды и реальность»

ПРОГРАММА НМЭП: НАДЕЖДЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Третий мир, развивающиеся страны, национализм, «Север», «Юг», Запад, резолюция ООН о НМЭП, неоколониализм, международное разделение труда.

Тема данной статьи — значение выдвинутой развивающимися странами в их интересах программы нового международного экономического порядка между «Севером» и «Югом» (НМЭП). Временные рамки исследования - от создания будущих идей НМЭП в 1960-е гг. до их фактического провала в 1980-е гг., или реализации в дискредитирующем виде. Представления стран третьего мира о «проблеме Севера и Юга» и их реальная политика в отечественной научной литературе подробно изучены. Но менее ясны причины последовательности событий. Отсталая периферия сначала добилась политической независимости, потом совместными силами в 1960—1970 гг. — частичной экономической независимости. Принятие программы НМЭП Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г. стало их высшим успехом, но после большинство результатов были утрачены. Анализ причин подъёма и упадка НМЭП — цель этой статьи.

Страны периферии добились независимости при соотношении с «центром» душевых доходов 1:5,4, потеряв её при 1:1,7 [Развивающиеся страны..., 1983, с. 33-34; Болотин Б.М., Шейнис В.Л., 1988, с. 358, 573]. На наш взгляд, крах политической системы колониализма вызван не причинами их внутреннего развития, а резкой сменой независящих от них условий в мире: национально-освободительному движению помогло ослабление метрополий после Второй мировой войны; его поддержал СССР; США желали спрямить доступ к ресурсам колоний европейских стран. В середине 1940 — середине 1960-х гг. почти все колонии политически освободились, часть — вооружённым путём. Колониализм уступил место неоколониализму: остались отсталость формально освободившихся стран, зависимость их экономик в неэквивалентном мировом разделении труда, засилье иностранного капитала. Но при политической независимости они могли бороться за реальный суверенитет: создавать группы коллективной экономической дипломатии, организации стран — экспортёров сырья, координировать позиции в ООН. Развивающиеся страны были очень разные, но борьба с неоколониализмом их объединяла, кроме марионеточных режимов. В третьем мире преобладал оптимизм взглядов на будущее, поэтому неоколониализм вызывал сильное неприятие, возникли теории периферии и зависимости, но до 1980-х гг. многие теоретики в третьем мире считали это преодолимым [Общественная мысль развивающихся стран, 1988, с. 70-113].

Запад, включая США, вынужденно пошёл на компромисс с национальным развитием бывших колоний, уменьшив их внешнюю зависимость. Пока были велики резервы роста мировой экономики, Запад терпел упущенную выгоду — от развития объекта эксплуатации росли будущие неоколониальные прибыли. Развитие стран третьего мира требовало больших государственных вложений в инфраструктуру и производство, привлекая этим в разрешённые ему отрасли приток частного иностранного капитала. Развитие требовало установления в них авторитарных режимов, не только в странах социалистической ориентации [Развивающиеся страны..., 1974, с. 234]. Экономические функции государства росли и

в развитых капиталистических странах 1950—1970-х гг. Развивающиеся страны добились в 1950—1970-е гг. быстрого роста экономики, включая промышленность [Болотин, Шейнис, 1988, с. 353-358, 423-440]. «Национальный уклад теперь становится ведущим, но часто только формально» [Эволюция восточных обществ..., 1984, с. 283]. При явных и неявных авторитарных режимах был быстрый рост до 1981-1982 гг. в Латинской Америке, в Юго-Восточной Азии до 1997-1998 гг. (начался позже). «Периферийный "квартет" середины века в третьем мире — "индустриализация — этатизм — национализм — авторитаризм"» [Майданик, 2001].

Освободившиеся страны стали создавать межгосударственные организации региональной интеграции и функциональные организации экспортёров сырья. В 1960 г. возникла Организация стран - экспортёров нефти (ОПЕК). Когда мировая нефтедобыча на благоприятных скважинах вышла на пик, нефтяные ТНК и ОПЕК подняли цены, формально из-за арабо-израильской войны 1973 г. Страны ОПЕК выкупили на эти деньги главную отрасль у ТНК [About us. Brief History], ТНК это стерпели, сохранив сети перевозки, переработки, сбыта нефтепродуктов; в 1970-е гг. их чистые прибыли росли [Нефтегазовая промышленность зарубежных стран. 1938-1978 гг., 1981, с. 221-223]. Возникли также картели экспортёров меди, бокситов, олова, железной руды, ртути, вольфрама, серебра, фосфатов, натурального каучука [Кофанов, 1988, с. 75-77; Левин, 1988, с. 131]. Сырьё стало козырем стран третьего мира не от его излишка, а от их слаборазви-тости: нефти в 1,6 и металлов в несколько раз в 1980—1985 гг. они добывали меньше развитых стран на душу населения, а потребляли в 6 и 11—19 раз меньше соответственно [Левин, 1988, с. 22].

Координация действий стран третьего мира началась в конце эпохи борьбы с политическим колониализмом. 14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН, где нет права вето, приняла Декларацию предоставления независимости колониальным странам и народам [Резолюция 1514 (XV)]. Экономические задачи борьбы с неоколониализмом стали важны после распада политического колониализма. Страны третьего мира в 1964 г. добились созыва ЮНКТАД - Конференции ООН по торговле и развитию [Обминский, 1981, с. 38]. Её возглавил аргентинский экономист Р. Пребиш, автор теории периферии, обосновав право её стран на невзаимные преференции - формальное равенство фактически ведёт к неравенству [Пребиш, 1992, с. 191-196]. В 1966 г. возникла ЮНИДО - Организация ООН по промышленному развитию, помогающая ему в отсталых странах [About UNIDO],

Идеи изменения международного экономического порядка рассматривали конференции Движения неприсоединения, группы 77, ЮНКТАД, ЮНИДО. На первых конференциях Движение ограничилось фразами о необходимости «ликвидации экономического неравенства, унаследованного от колониализма и империализма» для сокращения «разрыва в уровне жизни между группой высокоразвитых стран и многочисленными развивающимися странами путём ускоренного развития промышленности и сельского хозяйства» и установки «справедливых отношений в области торговли с развивающимися странами» [Декларация глав государств или правительств неприсоединившихся стран (1961), 1979, с. 60]. Оно предлагало «пересмотреть темпы экономического развития, намеченные Организацией Объединенных Наций на Десятилетие развития в сторону их повышения» [Программа мира и международного сотрудничества (1964), 1979, с. 89] без увязки с реальными мерами. Потом появились две группы идей: замена современного международного разделения труда коллективным самообеспечением развивающихся стран и / или, если Запад будет готов на компромисс, ре-

формы фактического международного разделения труда в их пользу. Будущее противоречие этих направлений на рубеже 1960—1970-х гг. ещё не было очевидным. III Конференция Движения неприсоединения решила расширить «движение за сотрудничество и интеграцию среди развивающихся стран на субрегиональном и межрегиональном уровнях с целью ускорения их экономического роста и социального развития... чтобы выгоды от интеграции получили народы заинтересованных развивающихся стран, а не иностранные компании, действующие в интегрированных районах» [Декларация о неприсоединении и экономическом прогрессе, 1970, с. 112-113]. Предлагалось ввести специализацию развивающихся стран по видам продукции; заключать между ними длительные хозяйственные договоры, при закупках предпочитать их продукцию; координировать работу их правительств, учреждений и планов развития развивающихся стран; вместе развивать инфраструктуру и научно-технические разработки [Декларация о неприсоединении и экономическом прогрессе (1970), 1979, с. 113-115]. Предлагалось усилить поток помощи из развитых стран, получить невзаимные торговые льготы, повысить обработку сырья на вывоз [Лусакская декларация... (1970), 1979, с. 116—117]. Эти требования выразились в последующих документах, принятых голосующей простым большинством без права вето ГА ООН, где преобладают развивающиеся страны, их поддерживали социалистические страны.

Резолюция 3016 (XXVII) от 18 декабря 1972 г. признала неотъемлемый суверенитет развивающихся стран над их природными ресурсами [Резолюция 3016 (XXVII)]. Резолюция 3201(8-\Л) объявила 1 мая 1974 г. пункты НМЭП: «а) суверенное равенство государств, самоопределение, ...территориальная целостность и невмешательство во внутренние дела других государств; с) полное и эффективное участие на основе равенства всех стран, с учётом необходимости обеспечить ускоренное развитие всех развивающихся стран...; (I) каждая страна имеет право принять... экономическую и социальную систему, которую она считает наиболее подходящей для её собственного развития, и не должна подвергаться в результате... дискриминации; е) полный неотъемлемый суверенитет каждого государства над... природными ресурсами и всей экономической деятельностью..., включая право национализации или передачи владения своим гражданам... Ни одно государство не может быть подвергнуто... любому... виду принуждения с целью помешать... осуществлению этого...; £) регулирование и надзор за деятельностью межнациональных корпораций путём принятия мер в интересах национальных экономик стран, в которых действуют такие... корпорации...;

справедливое и равноправное соотношение между ценами на сырьё, сырьевые товары, готовые изделия и полуфабрикаты, экспортируемые развивающимися странами, и ценами на сырьё, сырьевые товары, промышленные товары, импортируемые ими...; к) оказание... международным сообществом активной помощи развивающимся странам без каких-либо политических или военных условий; 1) обеспечение того, чтобы одной из главных целей преобразованной международной валютной системы было содействие развитию развивающихся стран и достаточный приток в них реальных ресурсов; п) по мере возможности преференциальный и невзаимный режим для развивающихся стран во всех областях международного экономического сотрудничества; р) предоставление развивающимся странам доступа к достижению современной науки и техники и содействие передаче технологии и созданию местной технологии...; 1) содействие той роли, которую могут играть ассоциации производителей в рамках международного сотрудничества» [Резолюция 3201 (Я-VI)].

Часть пунктов касалась общих фундаментальных для всех стран правил, наиболее отвечая интересам развивающихся стран, другая — их требований по конкретным вопросам улучшения условий торговли и помощи. Отвечая их текущим нуждам, они консервировали неэквивалентное разделение труда на будущее. Мы считаем нужным повышение статуса развивающихся стран в фактическом международном разделения труда, но временно до наращивания потребления сырья ими самими и создания коллективного самообеспечения, требующего длительных сроков. Но в пунктах НМЭП не разделялись текущие и долгосрочные задачи; их размытость вызвала бурные дебаты о сути НМЭП. Запад считал НМЭП реализацией концепций «взаимозависимости» и «глобальных проблем», развивающиеся страны — борьбой с неоколониализмом за реальный суверенитет [Войтоловский, 2007, с. 236-260]. В 1970-е гг. Запад радикально не отрицал НМЭП. Декларация министров ОЭСР призвала развивающийся мир к «диалогу» без конфронтации в мае 1975 г.; глава ОЭСР Э. ван Леннеп сказал, что тогда НМЭП «лучший экономический баланс между развитыми и развивающимися странами» [Обминский, 1981, с. 194]. ЮНИДО связывала НМЭП с промышленным ростом развивающихся стран [Устав ЮНИДО, 1979, с. 4], чётко не определяя его тип.

Совместная дипломатия развивающихся стран не выдвинула после НМЭП принципиально новых идей. V Конференция глав государств и правительств неприсоединившихся стран заявила, что они и другие развивающиеся страны «добиваются создания нового международного экономического порядка, который покончил бы с эксплуатацией слабых и бедных могущественными и богатыми» [Политическая декларация (1976), 1979, с. 333]. Конференция связала право освободившихся стран на возмещение ущерба от колониализма с декларацией об экономических правах и обязанностях государств и НМЭП. Она требовала одновременно создания самообеспечения развивающихся стран и отмены барьеров их экспорту в развитые [Экономическая декларация (1976), 1979, с. 337-338, 343, 346—348], заявив, что: «ответственность за наступление новой эры справедливых и равноправных отношений лежит на всех, но в основном на развитых странах» [Экономическая декларация (1976), 1979, с. 349]. Было решено в индустриализации использовать взаимодополнение ресурсов развивающихся стран, заключая длительные соглашения о специализации на видах продукции стран и регионов, проводя «обмен продукцией на основе дополнительных индустриальных соглашений» [Программа действий... (1976), 1979, с. 358]. Но после разделения «Юга» на нефтеэкспортёров, новых индустриальных стран (НИС) и беднейших стран единство в переговорах с Западом ослабло. Рост цен нефти вызвал 54 % роста внешнего долга третьего мира по коммерческим кредитам в 1974— 1981 гг. [Широков, 1987, с. 215]. Их брали НИС для поддержки ускоренного роста, особенно Латинская Америка, для выживания — беднейшие страны, особенно Африка, вызвав долговой кризис 1980-х гг. Надежды на доступ стран периферии к финансовым рынкам и их изделий в развитые страны вписались в мировое неэквивалентное разделение труда, противореча основам НМЭП [Общественная мысль развивающихся стран, 1988, с. 185].

В 1980-е гг. Запад осознал узость обозримых резервов роста мировой и, в частности, его экономики — прежними темпами наращивать потребление двигавших рост сырья и топлива, особенно нефти, было нельзя. Завершилось внедрение возможных в этих условиях научно-технических достижений. Доля занятых в промышленности — отрасли самого производительного труда — вышла на предел, начался её перелив в менее производительную сферу услуг [Экономическое положение капиталистических и развивающихся стран, 1981, с. 31—39]. Всё

большая доля инвестиций шла на амортизацию уже имеющихся основных фондов [Закономерности экономического роста, 1992, с. 72-73]. Новый этап НТП -внедрение микроэлектронных технологий («новая экономика») узко применим и не смог ускорить общий рост, в отличие от прежних этапов НТП; инвестиции в неё превысили отдачу [Кобяков, Хазин, 2003]. С рубежа 1970 - 1980-х гг. в странах Западной Европы и Северной Америки, с 1990-х гг. в Японии устойчиво стали снижаться норма накопления в ВВП и доля промышленности в нём, включая обрабатывающую [Болотин, Шейнис, 1988, с. 43, 141; Development and Globalization, 2008, p. 5; WEO Database, 1999-2010; Handbook of statistics, 2008, p. 408]. Способствующее росту экономики государство доказало успешность: глубина послевоенных спадов была намного меньше, чем в 1929—1933 гг., но частный капитал в 1980-е гг. утратил интерес к нему, и страны Запада впервые в ответ на кризис не усилили роль государства в экономике, а провели либерализацию и приватизацию. Впервые за двести лет суть колониальной деформации изменилась: «центр» стал тратить выросшие неоколониальные прибыли не на рост нормы накопления реального сектора, а на огромные финансовые пузыри.

В третьем мире в среднем до 1981 г. не было душевого спада, до 1982 г. абсолютного [Былиняк, 1986, с. 12]. Но рост экономик зависимых стран, ставших среднеразвитыми, стал замедляться при много меньших, чем у Запада, душевых доходах [Развивающиеся страны..., 1983, с. 83]. Выход на предел зависимого роста, кризис внешнего долга, спад мировых цен сырья сильно ударили третий мир: в 1980-х гг. Латинскую Америку и Западную Азию (Тропическая Африка, его самая отсталая часть, стала деградировать), в конце 1990-х гг. - Юго-Восточную Азию. Компромисс с периферией не нужен стал Западу из-за его кризиса, а не усиления, её сделали «выжатым лимоном» [Франк, 1992, с. 18]. Борьба периферии с иностранным капиталом в 1980-е гг. слабеет, «возникают новые надежды на выгодное сотрудничество, не подкреплённые ни реальными мерами контроля, ни прошлым опытом» [Общественная мысль развивающихся стран..., 1988, с. 185]. Переговоры по НМЭП «не дали ощутимых результатов» [Экономическая декларация (1983), 1989, с. 76]. «Надежды на установление нового международного экономического порядка, основанного на справедливости и суверенном равенстве, продолжают таять» [Политическая декларация (1986), 1989, с. 281]. Программа НМЭП смягчила нажим на третий мир [«Третий мир»..., 1990, с. 161], но её инициаторы признали провал [Пребиш, 1992, с. 182].

Источники

1. Декларация глав государств или правительств неприсоединившихся стран (Белград, 1—6.09.1961 г.) // Движение неприсоединения в документах и материалах, М., 1979. Т. I. (Далее эта серия сборников именуется ДН.)

2. Декларация о неприсоединении и экономическом прогрессе (Лусака, 8-10.10.1970 г.) // ДН. М., 1979. Т. I.

3. Лусакская декларация о мире, независимости, развитии, сотрудничестве и демократизации международных отношений (1970) // ДН. М., 1979. Т I.

4. Политическая декларация (Коломбо, 16-19.08.1976 г.) // ДН. М., 1979. Т. I.

5. Политическая декларация (Хараре, 16-19.08.1986 г.) // ДН. М., 1989. Т. III.

6. Программа действий по экономическому сотрудничеству (Коломбо, 16—19.08.1976 г.) // ДН. М., 1979. Т. I.

7. Программа мира и международного сотрудничества (Каир, 5-10.10.1964 г.) // ДН. М., 1979. Т. I.

8. Резолюция 1514 (XV). Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. 14 декабря 1960 года. URL: www.un.org

9. Резолюция 3016 (XXVII). 18 декабря 1972 года. Неотъемлемый суверенитет развивающихся стран над своими природными ресурсами. URL: www.un.org

10. Резолюция 3201(S-VI). 1 мая 1974 года. Декларация об установлении нового международного экономического порядка. URL: www.un.org

11. Устав Организации ООН по промышленному развитию. URL: www.un.org

12. Экономическая декларация (Коломбо, 16-19.08.1976 г.) // ДН. М., 1979. Т. I.

13. Экономическая декларация (Дели, 7-12.03.1983 г.) // ДН. М., 1989. Т. III.

14. About UNIDO. URL: www.unido.org

15. About us. Brief History. URL: www.opec.org

16. Development and Globalization, 2008. URL: www.unctad.org

17. Handbook of statistics, 2008. URL: www.unctad.org

18. World Economic Outlook (WEO) Database. April 1999. April 2010. URL: www.imf.org Справочники

1. Болотин Б.М., Шейнис B.JI. Экономика развивающихся стран в цифрах. 1950-1985 годы. М., 1988.

2. Нефтегазовая промышленность зарубежных стран. 1938-1978 гг. М., 1981.

3. Экономическое положение капиталистических и развивающихся стран. Обзор за ... год и начало ... года. М., 1980-1990.

Библиографический список

1. Былиняк С.А. Неоколониалистское разделение труда // НАА. 1986. № 4.

2. Войтоловский Ф.Г. Единство и разобщённость Запада. М., 2007.

3. Закономерности экономического роста. СПб., 1992.

4. Кобяков А.Б., Хазин M.JI. Закат империи доллара, конец «Рах Americana». М., 2003. URL: www.situation.ru

5. Кофанов И.Т. Минеральное сырьё в экономике развивающихся стран. М., 1988.

6. Левин Ю.Л. Межгосударственное регулирование рынков сырья. М., 1988.

7. Майданик К.Л. Системный кризис мирового капитализма на периферии // Постиндустриальный мир и Россия. М., 2001. URL: www.situation.ru

8. Обминский Э.Е. Группа 77. М., 1981.

9. Общественная мысль развивающихся стран / отв. ред. К.Л. Майданик; рук. авт. кол. P.M. Аваков. М., 1988.

Ю.Пребиш Р. Периферийный капитализм. Есть ли ему альтернатива? Пер. с исп. М., 1992.

11. Развивающиеся страны: закономерности, тенденции, перспективы / отв. ред. P.M. Аваков, К.Л. Майданик; рук. авт. кол. В.Л. Тягуненко. М., 1974.

12. Развивающиеся страны: экономический рост и социальный прогресс / отв. ред. В.Л. Шейнис, А.Я. Эльянов. М., 1983.

13. «Третий мир» и судьбы человечества / отв. ред. М.Я. Волков, В.Г. Хорос. М., 1990.

14. Франк А.Г. Экономические парадоксы в мировой политике: пер. с англ. // Восток. 1992. № 6.

15. Широков Г.К. Развивающиеся страны в мировом капиталистическом хозяйстве. М., 1987.

16. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.