Научная статья на тему 'Программа курса лекций история лингвистических учений'

Программа курса лекций история лингвистических учений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
824
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЧНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА И НАПРАВЛЕНИЯ / СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ / СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЯЗЫКУ / GREEK AND ROMAN LINGUISTIC TRADITIONS / LINGUISTIC SCHOOLS AND MOVEMENTS / COMPARATIVE LINGUISTICS / STRUCTURAL LINGUISTICS / FUNCTIONAL APPROACHES TO LINGUISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бельчиков Юлий Абрамович

В данной публикации представлена программа курса лекций по развитию лингвистических идей в исторической перспективе от эпохи Античности до середины XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Course of Lectures History of Linguistic Studies

The paper deals with a one-term course History of Linguistic Thought.

Текст научной работы на тему «Программа курса лекций история лингвистических учений»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 3

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Ю.А. Бельчиков

ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ "ИСТОРИЯ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ"

В данной публикации представлена программа курса лекций по развитию лингвистических идей в исторической перспективе от эпохи Античности до середины XX в.

Ключевые слова: античная лингвистическая традиция, лингвистическая школа и направления, сравнительно-историческое языкознание, структурная лингвистика, функциональный подход к языку.

The paper deals with a one-term course "History of Linguistic Thought".

Key words: Greek and Roman linguistic traditions, linguistic schools and movements, comparative linguistics, structural linguistics, functional approaches to linguistics.

Пояснительная записка

Данный курс лекций, с одной стороны, с точки зрения методологии теоретической подготовки дипломированных специалистов в области общей и прикладной филологии (исследователей филологической проблематики, преподавателей вузов филологического профиля, учителей-словесников, преподавателей иностранных языков, переводчиков, литературных редакторов, литературных сотрудников СМИ и т.п.), представляется пропедевтическим курсом (наряду с курсами "Введение в языкознание" и "Общее языкознание") для слушателей филологических вузов, поскольку дает им возможность глубже и объективированнее воспринять основные принципы науки о языке, методологические подходы 1) к исследованию: природы языка как основного средства общения людей, познания мира и места человека в окружающем его мире, связи, взаимодействия и соотношения языка и мышления; 2) к осознанию связей и опосредований языка с действительностью, с историей человечества, с мировой культурой, с развитием цивилизации (в том числе с развитием новых технологий коммуникации, передачи информации); 3) к изучению конкретных языков, их связей

Бельчиков Юлий Абрамович — докт. филол. наук, проф. кафедры лексикографии и теории перевода факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-905-598-08-69, e-mail: [email protected]

и соотношений с историей и культурой соответствующего этноса, а также к исследованию конкретного языка в аспектах межкультурной коммуникации, в контекстах взаимодействия контактирующих языков и культур их носителей.

С другой стороны, в аспектах представления предмета рассмотрения, данный курс лекций в силу своей краткости имеет во многом обзорный характер. Вместе с тем лекции дают достаточно полное и систематизированное представление о логике исторического движения в научном осмыслении природы языка как основного средства общения людей и как "действительности мысли", об основных концепциях, рассматривающих имманентные свойства и "законы" языка, а также закономерности функционирования языка в обществе, о его (языка) соотношении и взаимодействии с культурой.

В соответствии со складывающейся в современной библиографии тенденцией1 к выяснению некоторой общей методологической основы, базы развития лингвистических идей в глубокой исторической перспективе (от Античности до середины XX в.) и неких общих закономерностей в историческом движении лингвистической мысли (при всем разнообразии традиций, направлений, школ, концепций в подходе к языку) в данном курсе лекций обращается внимание на преемственность в развитии лингвистических идей.

Поскольку современное языкознание опирается преимущественно на идеи, концепции, теории, сформулированные в рамках греко-римской лингвистической традиции (к тому же из трех лингвистических традиций Античности греко-римская имела "непрерывное продолжение с выходом в современное языкознание"2), в настоящей программе рассматривается преимущественно данная лингвистическая традиция и история развития лингвистической мысли в рамках европейско-американского культурно-исторического ареала.

Курс лекций завершается зачетом.

Программа курса

I. Предмет и задачи данного курса лекций. Основные, опорные понятия (единицы описания) истории лингвистических учений.

II. Периодизация истории лингвистических учений.

III. Лингвистические традиции Античности.

1 См.: Амирова Т.А., Ольховников Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания / Под ред. С.Ф. Гончаренко. 4-е изд., стереотип. М., 2007; Боровникова Н.В., Левицкий Ю.А. Лекции по истории лингвистики. Пермь, 2002.

2 Амирова Т.А., Ольховников Б.А., Рождественский Ю.В. Указ. соч. С. 151.

IV Исследование языка в Европе периода поздней Античности.

V. Актуальные проблемы исследования языка в Средние века.

VI. Эпоха Возрождения в истории лингвистических учений.

VII. Лингвистика в XVI — начале XIX в.

VIII. Сравнительно-историческое языкознание в середине XIX в.

IX. Философское осмысление онтологии языка: 1) Вильгельм фон Гумбольдт; 2) основные лингвистические направления середины — второй половины XIX в.: натуралистическое (Август Шлейхер), психологическое (Гейман Штейнталь, Вильгельм Вундт, Александр Афанасьевич Потебня), младограмматики (Лейпцигская, Московская, Казанская лингвистические школы).

X. Основные лингвистические направления, школы, концепции первой половины — середины XX в.

Содержание курса лекций

I. 1. Предмет и задачи данного курса. 2. Место истории лингвистических учений в науке о языке. 3. Единицы описания истории лингвистических учений: этап (или период) в развитии науки о языке, лингвистическая традиция, направление, школы (научные), концепция (теория, учение) — научное сочинение или ряд таких сочинений, объединенных единым принципом, подходом к предмету изучения (в данном случае к языку). 4. У истоков исследования языка. Протолексикография.

II. Периодизация истории лингвистических учений: первый этап (период) — донаучный: грамматическое искусство (ars grammatica): Античность и Средние века; второй этап — лингвистическая наука (scentia grammatica): начинается с универсальной грамматики в ее классическом варианте — с "Грамматики Пор-Рояля" (1660).

III. 1. Античные теории языка как часть античной философии. 2. Лингвистические традиции Античности: 1) греко-римская лингвистическая традиция, ее особое значение в истории языкознания: а) теория именования (концепции Гераклита (VI—V вв. до н.э.) и Демокрита (V в. до н.э.) — два противоположных взгляда на отношение между предметом и его названием, именем; б) грамматическое искусство: основные концепции (Аристотель, стоики, Александрийская школа); в) грамматические исследования в античном Риме (Марк Теренций Варрон (II—I вв. до н.э.), Марк Фабий Квинтилиан (I в. до н.э.), Донат (IV в. н.э.), Присциан (VI в. н.э.), значение грамматики Присциана для Средних веков); 2) китайская и индийская лингвистические традиции (общая характеристика).

IV. Исследование языка в Европе поздней Античности. Роль теологии во взглядах на язык. Тертуллиан (II—III вв. н.э.); Августин

(ГУ—У вв. н.э.), значение его идей для развития лингвистической мысли в Средние века (первые подходы к проблеме "знак и язык").

У Исследование языка в Средние века: 1. 1) В раннем Средневековье продолжаются традиции поздней Античности: исследование языка было частью богословия; 2) деятельность Иоанна Дамаскина (VI—VII вв.), создавшего законченную систему патристики, его взгляды на язык. 2. Переводы Библии в ГУ в. на латинский, коптский и готский языки. 3. "Академия" при дворе Карла Великого (УГГГ—ГХ вв.), ее роль в сближении логики и грамматики. 4. Образование в Византии второго центра исследования языка в связи с разделением в IX—XI вв. христианской церкви на Западную и Восточную. 5. Перевод религиозных текстов с греческого на церковнославянский язык, развитие патристики в Византии. 6. 1) Логистическая грамматика (Петр Гемитский, Петр Испанский); 2) философская грамматика (Роджер Бэкон, Роберт Килуордби): от изучения грамматики конкретных языков к языку, общему для всех людей; 3) концептуализм Пьера Абеляра.

УГ Эпоха Возрождения в истории лингвистических учений:

1. Возрождение интереса к наследию Античности с целью его ассимиляции, преобразования и развития в новых исторических условиях, в том числе возрастание интереса к классическим языкам. В связи с последним необходимо назвать "Тринадцать книг об основах латинского языка" (1540) Юлия Цезаря Скалигера и "Шесть книг об улучшении стратегии латинской речи" Томаса Линакра.

2. Обращение к родным, "природным" языкам народов Европы (Данте Алигьери, первые грамматики народных языков: "Грамматика кастильского языка" (1492) Антонио де Небрихи, грамматики бретанского (1496), немецкого (1527), французского (1532), английского (1538) и других языков. 3. Расширение круга изучаемых языков в результате Великих географических открытий. 4. Влияние книгопечатания на развитие языкознания.

УП. Языкознание в ХУ! — начале XIX в.: 1. Создание национальных академий наук в целях нормализации формирующихся национальных языков, первые академические (толковые) словари итальянского (1587), французского (1694), английского (1704), русского (1783) и других языков. 2. Переводы религиозных текстов на родной или близкородственый язык как важнейший фактор консолидации и совершенствования национального языка (тезис М.В. Ломоносова). 3. Начальный период научного изучения языка: 1) первые универсальные грамматики как исследование общих, теоретических проблем языка, в отличие от школьных грамматик латинского языка как учебных пособий. Грамматика Франсиско Санчеса (1587); 2) "Грамматика Пор-Рояля" (1660): а) основные принципы этой грамматики в контексте концепций "общего",

"философского языка" XVI в.; б) декартианство "Грамматики Пор-Рояля"; в) значение данной грамматики для дальнейшего развития языкознания. 4. 1) Зарождение идеи историзма в исследовании языка (Джамбатиста Вико); 2) труды Иоганна Готфрида Гердера.

5. Начальный период направления романтизма в языкознании.

6. Зарождение сравнительного языкознания: от "Родства языков" (1538) Гвилельма Постеллуса до М.В. Ломоносова. 7. Основные принципы метода сравнительно-исторического изучения языков. 8. Начальный период в развитии сравнительно-исторического языкознания (Вильям Джоунг, Август Вильгельм и Фридрих фон Шлегели; значение работ Ф. фон Шлегеля для развития сравнительно-исторического языкознания). 9. Первый период сравнительно-исторического языкознания (от Боппа до Гумбольдта); основоположники сравнительно-исторического языкознания (Франц Бопп ("Система спряжения в санскрите в сравнении с таковым греческого, латинского, персидского и германского языков" (1816)), Расмус Раск ("Исследование в области древнесеверного языка, или Происхождение исландского языка" (1818)), Якоб Гримм ("Немецкая грамматика", т. I (1819)), Александр Христофо-рович Востоков ("Рассуждение о славянском языке" (1820)), Якоб Горнеман Бредедорф ("О принципах звуковых изменений" (1821)). 10. Роль Вильгельма фон Гумбольдта в развитии сравнительно-историче ского языкознания.

VIII. Сравнительно-историческое языкознание в середине XIX в. Компаративистика Августа Шлейхера: 1) генетическая классификация (родословное дерево) индоевропейских ("индогерманских") языков, разработанная А. Шлейхером; 2) критика теории "родословного дерева" Иоганном Шмидтом. "Теория волн" Шмидта; 3) сравнительное языкознание в России (Федор Иванович Буслаев, Измаил Иванович Срезневский).

IX. Философское осмысление онтологии языка. 1. Концепция В. фон Гумбольдта — поворотный пункт в развитии теории языкознания: 1) в трудах Гумбольдта представлена целостная система философии, языка; 2) Гумбольдт теоретически обосновал проблему историзма и национального своеобразия языков; 3) он во многом определил последующее развитие науки о языке; 4) основные положения концепции Гумбольдта. 2. Основные положения натуралистической концепции Шлейхера. 3. Психологическое направление: 1) философия языка Геймана Штейнталя; 2) философия языка Вильгельма Вундта; 3) концепция Александра Афанасьевича Потебни. 4. Младограмматики: 1) Лейпцигская школа. Основные положения манифеста младограмматиков, фонетические законы, действие аналогии; 2) Московская и Казанская лингвистические школы, близкие по своим общим теоретическим взглядам к Лейп-

цигской школе: а) Московская лингвистическая школа. Основатель школы — Филипп Федорович Фортунатов. Среди его учеников — Дмитрий Николаевич Ушаков, Михаил Михайлович Покровский, Александр Матвеевич Пешковский, Алексей Александрович Шахматов. Фортунатов разработал теорию грамматического формализма, учение о словосочетании; много внимания он уделял сравнительно-исторической грамматике и акцентологии индоевропейских языков, а также вопросам общего языкознания. Труды А.М. Пеш-ковского и А.А. Шахматова в области русского синтаксиса.

Взгляды Фортунатова и Шахматова на развитие языка, о социальном характере языка, о литературном языке; б) Казанская лингвистическая школа, ее основатель — выдающийся лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Общая характеристика его лингвистических взглядов и основных научных достижений. Краткая характеристика научной деятельности Н.В. Крушевского и В.А. Бо-городицкого; в) неоднородность лингвистического направления младограмматизма. Критика лингвистических принципов Лейп-цигской школы, отход от этих принципов (Бодуэн де Куртенэ, Гуго Шухардт). 5. Исследование в лингвистике XIX в. связей языка и общества, прежде всего как подготовка глубокой всесторонней разработки в лингвистике XX в. социологического направления:

1) в Западной Европе: а) труды Якоба Людвига Карла и Вильгельма Гриммов (они видели основную задачу исследования языка (и в целом романтического направления в языкознании) в том, чтобы использовать данные этого исследования для реконструкции и описания духовной культуры соответствующего этноса); б) концепция В. Гумбольдта, отражающая связь языка с умственной и духовной жизнью народа (носителя данного языка), с его культурой; в) философия языка Г. Штейнталя с его концепцией народной психологии; г) концепция социальной психологии Вильгельма Вундта; д) труды Г. Шухардта и "школы слов и вещей";

2) в России труды Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева, М.М. Покровского и особенно А.А. Потебни.

X. Основные лингвистические направления и концепции первой половины — середины XX в. 1. Центральное место в первой половине XX в. занимает структурная лингвистика. Основоположник этого научного направления — швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр. Основные положения его "Курса общей лингвистики" — методологической и теоретической базы структурализма. 2. Последователи Ф. де Соссюра: 1) Женевская лингвистическая школа. Шарль Балли: от устройства языковой системы к ее функционированию ("Французская стилистика" (1909)). Вместе с "Чистотой и правильностью русской речи" (СПб., 1911) В.И. Чернышова — первой стилистической грамматикой современного литературного

языка — книга Ш. Балли ознаменовала начало научного исследования стилистики современных литературных языков (о социологическом аспекте концепции Ф. де Соссюра см. п. 5); 2) лингвистические школы структурализма в рамках концепции Ф. де Соссюра: а) Пражская лингвистическая школа ("Пражский лингвистический кружок") — школа функциональной лингвистики: фонологическая концепция Н.С. Трубецкого, функциональная грамматика (Вилем Матезиус) (о разработке теории литературного языка и учения о культуре речи см. п. 5, 3); б) Копенгагенская лингвистическая школа. Луи Ельмслев — основатель этой школы. Основные тезисы глоссемантики. 3. Другие направления структурализма: 1) американский структурализм, его своеобразие: а) зарождение американского структурализма в трудах Франца Боаса; б) дескриптивная лингвистика (теоретические взгляды Леонарда Блумфильда, значение его книги "Язык"; "Школа трансформационного анализа" (работы Н. Хомского и других лингвистов) (о работах Эдварда Сеттера см. п. 5, 3)); 2) Лондонская лингвистическая школа, ее особое положение в западноевропейском структурализме. 4. Социологическое направление в исследовании языка. Наряду с разработкой проблем структурной лингвистики в первой половине XX в. наблюдается глубокое (на серьезной теоретической основе и широком фактическом материале с максимальным учетом теоретических и конкретных исследовательских достижений лингвистики XIX в. (об этом см. IX, п. 5)) исследование как общей методологической проблематики социологического аспекта языкознания (язык как общественное явление, связи и соотношения языка и общества в процессе их исторического развития и т.п.), так и конкретно-исторической проблематики связей, соотношения и взаимодействия конкретных языков и соответствующих социумов, этнических языков и истории, культуры народов — носителей этих языков. 5. 1) Социологический аспект общелингвистической концепции Ф. де Соссюра, его последователи в данной сфере исследования языка (Антуан Мейе, Жозеф Вандриес); 2) вопросы социологии языка в трудах Е.Д. Поливанова, вульгаризаторская концепция "нового учения о языке" Н.Я. Марра; 3) культуровед-ческий и культурно-исторический аспекты исследования; социокультурная и историко-культурная проблематика в аспектах языкознания в России (труды А.А. Шахматова, Д.Н. Ушакова, Л.В. Щербы, А.М. Пешковского, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.А. Ларина, С.П. Обнорского, С.И. Ожегова: общетеоретическое значение идей и трудов этих ученых для разработки вопросов истории и теории литературного языка, проблем его нормализации, учения о культуре речи). 6. В России в первой половине XX в. в трудах А.А. Шахматова о русском синтаксисе, в грамматических 148

и стилистических исследованиях В.В. Виноградова и его лингвистической школы при тщательном изучении формальных единиц и категорий в их системных связях и соотношениях разрабатывается функциональный — функционально-коммуникативный — подход к языку. 7. Основные итоги развития науки о языке в свете истории лингвистических учений.

Список литературы

Основная

Амирова Т.А., Ольховников Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания / Под ред. С.Ф. Гончаренко. 4-е изд., стереотип. М., 2007. Боровникова Н.В., Левицкий Ю.А. Лекции по истории лингвистики. Пермь, 2002.

Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 1, 2. М., 1964-1965.

Дополнительная

Алпатов В. И. Евгений Дмитриевич Поливанов // Отечественные

лингвисты XX века. Ч. 2. М., 2003. Античные теории языка и стиля. М.; Л., 1936.

Белошапкова В.А., Шмелева Т.В. В.В. Виноградов и современный синтаксис // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1995. № 1. Бельчиков Ю.А. Академик Виктор Владимирович Виноградов (1895—

1969). Традиции и новаторство в науке о русском языке. М., 2004. Вахек Й. Лингвистический словарь Пражской школы. М., 1964. Виноградов В.В. А.А. Потебня // Виноградов В.В. История русских

лингвистических учений. 2-е изд., испр. и доп. М., 2005. Виноградов В.В. Общелингвистические и грамматические взгляды академика Л.В. Щербы // Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. 2-е изд., испр. и доп. М., 2005. С. 236—276. Гейм Р. Вильгельм фон Гумбольдт. Описание его жизни и характеристика / Пер. с нем. 2-е изд. М., 2004. Десницкая А.В. О лингвистической теории Августа Шлейхера // Вопр.

языкознания. 1971. № 6. Журавлев В.К. Теория языковой эволюции Е.Д. Поливанова // Вопр.

языкознания. 1991. № 4. Звегинцев В.А. Глоссемантика и лингвистика // Новое в лингвистике. Вып. 1. М., 1960.

Золотова Г.А. В.В. Виноградов и проблема текста // Вестн. Моск. ун-та.

Сер. 9. Филология. 1995. № 4. Зубкова А.Г. Лингвистические учения конца XVГП — начала XX века. М., 1989.

Кузнецов В.Г. Женевская лингвистическая школа. От Соссюра к функционализму. М., 2003.

Ларцев В.Г. Евгений Дмитриевич Поливанов. Страницы жизни и деятельности. М., 1983.

Малявина Л.А. У истоков языкознания нового времени: (Универсальная грамматика Ф. Санчеса). М., 1985.

Основные направления структурализма. М., 1964.

Потебня А.А. Мысль и язык. 2-е изд. Харьков, 1892.

Пражский лингвистический кружок. М., 1967.

Рамишвили Г.В. Вильгельм фон Гумбольдт — основоположник теоретического языкознания // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

Рождественский Ю.В., Блинов А.В. Введение в языкознание. М., 2005 (16-я лекция).

Холодович А.А. О "Курсе общей лингвистики" Ф. де Соссюра // Сос-сюр Фердинанд де. Труды по языкознанию. М., 1977.

Хомский Н. Синтаксические структуры // Новое в лингвистике. Вып. 2. М., 1962.

Шаумян С.К. Теоретические основы трансформационной лингвистики // Новое в лингвистике. Вып. 2. М., 1962.

Шаумян С.К. Структурная лингвистика. М., 1965.

Шухардт Г. Избранные статьи по языкознанию. М., 1950.

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.