Научная статья на тему 'Программа «Грани Урала»: формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине'

Программа «Грани Урала»: формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УНИКАЛЬНОСТЬ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА / ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ КАК ИСТОКУ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ / VALUES AND AXIOLOGICAL ATTITUDE / UNIQUE CHARACTER OF THE URALS / DEVELOPMENT OF ATTITUDE TO THE NATIVE REGION AS A SOURCE OF SOCIAL AND CIVIL MEMBERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротаева Евгения Владиславовна

Исследования доказывают, что чем ранее прививаются детям понятия и нормы поведения, касающиеся ответственности за себя и других, патриотизма, сотрудничества и т. д., тем устойчивее будет в дальнейшем их позитивная жизненная позиция по отношению к родине. В данной статье описана регионально ориентированная программа «Грани Урала», раскрывающая информацию об Урале как самобытной области, способствующей формированию у детей чувства сопричастности, гордости, включенности в событийность Уральского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коротаева Евгения Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM “SIDES OF THE URALS”: DEVELOPING AXIOLOGICAL ATTITUDE TO THE NATIVE REGION AT PRESCHOOL CHILDREN

Many years of research prove that the earlier we start to teach children norms of behavior, which include responsibility, patriotic attitude, cooperation etc., the more stable is their positive attitude to life and the motherland. This article describes region-focused program “Sides of the Urals” that includes information about the unique character of the Urals, which forms the basis of development of axiological attitude to the native region.

Текст научной работы на тему «Программа «Грани Урала»: формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине»

УДК 37.017.4-053“465.00/.06” ББК Ч410.052

ГСНТИ 14.23.01

Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Коротаева Евгения Владиславовна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, Интститут педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: Lepta@e1.ru

ПРОГРАММА «ГРАНИ УРАЛА»: ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ1

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценности и ценностные отношения; уникальность Уральского региона; формирование отношения к малой родине как истоку социальной и гражданской принадлежности.

АННОТАПИЯ. Исследования доказывают, что чем ранее прививаются детям понятия и нормы поведения, касающиеся ответственности за себя и других, патриотизма, сотрудничества и т. д., тем устойчивее будет в дальнейшем их позитивная жизненная позиция по отношению к родине. В данной статье описана регионально ориентированная программа «Грани Урала», раскрывающая информацию об Урале как самобытной области, способствующей формированию у детей чувства сопричастности, гордости, включенности в событийность Уральского региона.

Korotayeva Evgenia Vladislavovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

PROGRAM “SIDES OF THE URALS”: DEVELOPING AXIOLOGICAL ATTITUDE TO THE NATIVE REGION AT PRESCHOOL CHILDREN

KEY WORDS: values and axiological attitude; unique character of the Urals; development of attitude to the native region as a source of social and civil membership.

ABSTRACT. Many years of research prove that the earlier we start to teach children norms of behavior, which include responsibility, patriotic attitude, cooperation etc., the more stable is their positive attitude to life and the motherland. This article describes region-focused program “Sides of the Urals” that includes information about the unique character of the Urals, which forms the basis of development of axiological attitude to the native region.

начимость разработки и внедрения в практику образовательных программ, подчеркивающих региональную специфику, определена современными запросами, связанными как с социальнокультурной парадигмой развития российского сообщества, так и со стратегическими направлениями развития системы образования, зафиксированными в федеральных документах. Так, в «Законе об образовании в Российской Федерации» прямо подчеркивается необходимость «разработки и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации» (ст. 8).

Безусловно, каждый регион нашей Родины обладает самобытной историей, особыми природными ресурсами, уникальными достопримечательностями и т. д. Поэтому особые программы созданы в ряде крупных регионов, имеющих давнюю историю, культуру (в качестве примера можно при-

З

1 Исследование выполнено в рамках проекта РГНФ «Педагогическое сопровождение формирования ценностного отношения к малой родине у детей (в формате регионально-ориентированной программы «Грани Урала»)» 14-16-66003.

вести специальный учебный предмет «Мо-сквоведение» и пр.). В других же регионах этот национально-региональный компонент оказывается не столь зримым, постигаемым и доступным. Это порой затрудняет проектирование и реализацию образовательной деятельности с учетом региональной специфики.

К сожалению, к настоящему времени образовательная программа, освещающая историко-культурное наследие Уральского региона, еще не разработана, особенно это чувствуется на первой ступени общего образования.

Между тем успешность воспитательного процесса в плане формирования у детей ценностного отношения к малой родине зависит от среды, в которой живет и развивается подрастающий гражданин. Поэтому особую значимость приобретает работа с детьми, ориентированная на освоение ими ближайшего социального пространства, формирование у них бережного и заботливого отношения к малой родине. Следовательно, необходим интенсивный поиск путей, позволяющих решить проблему формирования ценностного отношения детей к родному краю с перспективой трансляции этого отношения в будущем на всю страну, гражданами которой они являются.

© Коротаева Е. В., 2014

Формирование ценностного отношения к малой родине является важной составной частью социального развития ребенка. В работах ученых-классиков поднимались вопросы, связанные с ценностным отношением к детям как значимым субъектам образовательного процесса (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фельдштейн и др.); аспекты социализации детей предшкольной и школьной ступени образования, прямо или косвенно связанные с региональной спецификой (М. В. Бывшева, А. Г. Гогоберидзе, Л. В. Трубайчук, Л. В. Коломийченко и др.).

Многолетние исследования доказывают, что чем ранее прививаются детям понятия и нормы поведения, касающиеся ответственности за себя и других, патриотизма, сотрудничества и т. д., тем устойчивее будет в дальнейшем их позитивная жизненная позиция по отношению к родине. Педагогическая составляющая этого процесса предусматривает освоение и трансляцию ценностей малой родины, тем самым обеспечивая их закрепление в образе мира и образе жизни детей.

В связи с вышеизложенным ощущается потребность в разработке соответствующей образовательной программы, отражающей специфику регионального своеобразия Уральского региона. Такой программой, на наш взгляд, может стать регионально ориентированная программа «Грани Урала», которая позволяет достигнуть следующих результатов:

1) с содержательной точки зрения -знакомит детей с Уральской землей как самобытной областью, обладающей рядом уникальных характеристик - «граней», образ которых, с одной стороны, сразу определяет принадлежность к Уральским горам, а с другой - позволяет варьировать количество осваиваемых «граней» в зависимости от возраста обучаемых и задач обучения;

2) с точки зрения формы организации познавательной деятельности - позволяет вовлечь обучающихся первой ступени образования в освоение содержания - «огранку» знаний о земле Уральской.

Основными психолого-педагогически-ми принципами данной программы являются:

• культуросообразность, обусловленная содержательной стороной постижения Урала как исторического и культурного центра, что является основой формирования ценностного отношения у детей к малой родине;

• природосообразность, предполагающая опору на возрастные особенности развития детей дошкольного возраста и разумная интеграция индивидуальной и социальной составляющих в процессе воспитания;

• целостность, обеспечивающая единство образовательного процесса в обучающем, воспитывающем и развивающем компонентах;

• открытость и диалогизация, определяющие методику и технологию совместной деятельности субъектов, включенных в процесс подготовки и реализации программы «Грани Урала».

Целью регионально ориентированной программы «Грани Урала» является создание условий для формирования ценностного отношения к малой родине у детей на пред-школьной ступени общего образования.

К задачам данной программы отнесены следующие:

• разработка содержания программы «Грани Урала», раскрывающей информацию об Урале как самобытном регионе, составляющую содержательную основу педагогического сопровождения формирования ценностного отношения к малой родине;

• развитие положительного отношения ребёнка к Уралу как малой родине, формирование чувств сопричастности, сопереживания за события, происходящие на территории Екатеринбурга как столицы Урала и Уральского региона;

• обеспечение для детей информационных, активных форм освоения содержания программы «Грани Урала», что учитывает специфику возраста;

• включение родителей в процесс освоения содержания региональной программы «Грани Урала», что укрепляет чувства сопричастности, сопереживания за события на территории Екатеринбурга как столицы Урала и Уральского региона, переживаемые детьми:

• подготовка научно-методического обеспечения для регионально ориентированной программы «Грани Урала».

В качестве сопутствующей организационно-педагогической задачи выделена подготовка педагогических кадров для внедрения регионально ориентированной программы «Грани Урала» в практике пред-школьной ступени общего образования.

К субъектам образования относятся не только обучаемые и воспитуемые, но и те, кто организует эти процессы, т. е. воспитатели и учителя. Здесь обнаруживается серьезное противоречие: с одной стороны, необходимость, согласно федеральным документам, вести регионально ориентированную образовательную деятельность в соответствующих организациях, а с другой - неготовность самих педагогов периода детства адекватно ответить на предъявляемые запросы.

Эта неготовность объясняется многими как объективными, так и субъективными

причинами. Например, часто в дошкольных образовательных учреждениях работают люди, не имеющие педагогического образования. Это значит, что такие сотрудники -даже при их позитивном энтузиазме - не знакомы с психологическими, физиологическими, возрастными особенностями детей, не владеют методиками и технологиями организации разнообразной деятельности дошкольников и пр. Кроме того, многие педагоги дошкольных образовательных учреждений сами не имеют представления о культурно-историческом воспитательном потенциале Уральского региона. А между тем решающая роль в создании информационно-познавательной атмосферы в дошкольных образовательных учреждениях принадлежит именно воспитателю, его собственному настрою, доброжелательному отношению к детям, осознанной заинтересованности в том материале, который он предлагает детям.

Следовательно, прежде чем запустить внедренческий этап регионально ориентированной образовательной программы «Грани Урала», необходимо подготовить содержательно и методически педагогов, которые должны будут воплощать эту программу на местах.

Содержание курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, призванных реализовывать программу «Грани Урала» включает три блока:

- общие сведения педагогической и психологической наук о специфике дошкольного возраста, доминантах развития в этот период, основных направлениях развития ребенка, эффективных воспитательных методах и приемах;

- информация о культурно-историческом наследии Уральского региона, т. е. сведения о тех «гранях», которые можно и нужно донести до дошкольников Екатеринбурга и Свердловской области - исторические факты и события, тяжелая промышленность как начальное условие освоения Уральских земель, искусство и литература с замечательными сказами П. П. Бажова, уникальность географического положения и т. д.;

- методические подходы к обработке информации об Урале для трансляции ее детям дошкольного возраста.

Первый блок носит пропедевтический характер, актуализирующий готовность педагога дошкольного образования к работе с конкретным возрастом детей.

Второй блок знакомит с наиболее известными и популярными сведениями об Уральской земле. При организации освоения данного блока в повышении квалификации организаторам важно не только дать

готовую информацию, но и научить слушателей самостоятельно отбирать факты, события и т. д. Это важно, так как многие педагоги часто просто используют сведения о достопримечательностях, распространяемые для привлечения туристов. Но такое информирование, не носящие характера глубокого сопереживания, не станет основой для формирования сопричастности, ценностного отношения к малой родине.

Данный подход связан и с третьим блоком программы повышения квалификации. Работая с дошкольниками, необходимо принимать во внимание специфику их пси-холого-педагогического развития, преобладающую непроизвольность психических процессов, кратковременность самих занятий в дошкольных образовательных учреждениях и т. д., что требует соответствующей адаптации информации и текстов. Так, очень лиричный и светлый мультфильм «Я люблю тебя», посвященный Екатеринбургу (режиссер Р. Тимиркаев) оказывается трудным для восприятия детьми. Это происходит постольку, поскольку наряду с узнаваемыми образами родного города видеоряд, рассчитанный на достаточно взрослую аудиторию, сопровождается стихотворным текстом. В этой ситуации удерживать внимание, соединяя текст и видеоряд в течение всего показа, ребенку дошкольного возраста оказывается достаточно трудно. Поэтому педагогам нужно учиться в полном смысле «смотреть на мир глазами ребенка», чтобы сделать занятия с детьми, посвященные их малой родине, более доступными, увлекательными, пробуждающими желание узнавать мир вокруг.

Наиболее продуктивной формой организации занятий с педагогами, как показала практика, является интерактивное обучение, которое, с одной стороны, реализует принцип диалогизации, а с другой - вооружает педагогов приемами и методами проведения занятий с детьми, основываясь на открытости к познанию нового, интенсивности проживания получаемой информации, развитии рефлексивности.

Но подготовка педагогов к реализации программы «Грани Урала» является лишь этапом - необходимым, но не достаточным.

Все же суть регионально ориентированной программы «Грани Урала» заключается в комплексном подходе, включающем мероприятия как научно-методического характера (конференции, курсы обучения, консультационные семинары и т. д.), так и практикоориентированного - экскурсии для детей, конкурсы, выставки, что позволяет эмоционально насытить процесс присвоения знаний о своей родине, обога-

щая не только знаниевую, но и ценностную составляющую обучения.

Особую актуальность этой программе придает и тот факт, что 2014 г. объявлен в России Годом культуры. Выдвигая данную инициативу, Председатель Совета Федерации В. Матвиенко подчеркнула, что главная проблема современного общества - потеря нравственности, духовности и морали; выйти из кризиса может помочь только обращение к высшим ценностям культуры и искусства.

Другими словами, регионально ориентированная программа «Грани Урала» позволяет в доступной и интересной форме включить детей в освоение регионально ориентированного содержания - «огранку» знаний о земле Уральской, что целенаправленно формирует у них ощущение включенности в жизнь ближайшего социума, гордости за родной край, в котором ребенок растет, являющееся базовым для формирования чувства патриотизма, ценностного отношения к родине.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доцент М. В. Бывшева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.