Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ ПОДРОСТКОВ'

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ / ПОДРОСТКИ / ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ / САМООТНОШЕНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ.)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Е.В.

В статье представлена программа факультативных занятий по психологическому просвещению подростков, а также ее апробация. Цель - повышение уровня принятия себя подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.59

Белова Е.В. магистрант 1 курс, факультет

«Психолого-педагогического и социального образования» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО

ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ ПОДРОСТКОВ

В статье представлена программа факультативных занятий по психологическому просвещению подростков, а также ее апробация. Цель -повышение уровня принятия себя подростками.

Ключевые слова (отношение к себе, подростки, чувство взрослости, самоотношение, самосознание, самооценка, уровень притязания.)

Белова Е.В. магистрант

1 course, the faculty of «Psycho-pedagogical and social education"

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Russia, Volgograd

Программа факультатива по психологическому просвещению для подростков направлена на повышение уровня сформированности принятия себя. Выбор данного направления дальнейшей работы был связан с тем, что у ряда подростков был выявлен низкий уровень самоуважения, самопонимания, что являются значимыми компонентами собственного принятия как у подростков 8-го, так и 10-го классов.

Занятия факультатива «Я принимаю себя» имели цель - повышение уровня принятия себя подростками.

Задачи программы были связаны с созданием условий для:

1) снятия эмоционального напряжения и развития групповой сплоченности;

2) повышения представлений подростков об принятии/непринятии подростком себя;

3) повышения уровня знаний о взрослении на данном возрастном

этапе.

Программа факультатива была рассчитана на 4 занятия. Длительность каждого занятия - 40 минут, частота проведения занятий - 1 раз в неделю.

Эффективность проведенного нами факультатива выявлялась путем сопоставления результатов методики «Шкала самоуважения» С. Розенберга, полученных на первом и заключительном занятиях. Диагностической целью данной методики является выявление уровня самоуважения у подростков. Также нами был проведен опрос участников факультатива с целью получения обратной связи, где подростки по шкале от 1 до 5 выделяли занятие и какие-то его эпизоды, которые запомнились больше всего, были наиболее значимыми и информативными для них.

По результатам методики «Шкала самоуважения» С. Розенберга, были получены следующие результаты.

_Таблица 2.5 - Выраженность уровня самоуважения подростков, в %

№ занятия Результаты

10-18 баллов 19-22 балла 23-34 балла 25-40 баллов

1 занятие - 14,3 78,6 7,1

4 занятие - - 85,7 14,3

По данным, представленным в табл. 2.5 видно, что до проведения факультатива, у 14,3% подростков мнение о себе колеблется то в одну, то в другую сторону, они оценивают отношение к себе либо как завышенное, либо заниженное. Наибольшую группу составляют подростки, которые могут адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, могут согласиться с тем, что бывают неправы, сохраняют уважение к себе при неудачах, но склонны иногда заниматься «самобичеванием» (78,6%). Только 7,1% подростков уважают себя как человека, как личность и делают все для того, чтобы продолжать уважать себя и дальше.

После проведения факультативных занятий, целью которых являлось повышение уровня принятие себя подростками, не осталось подростков, которые оценивали себя в рамках 19-22 балла. Мы видим, что пополнилась группа подростков адекватно оценивающих свои достоинства и недостатки, которые могут согласиться с тем, что бывают неправы, что не предусмотрели, не заметили, что не позволяет смириться с тем, что изменить невозможно и быстро откорректировать там, где есть возможность (85,7%). Также количество подростков последней группы увеличилось в два раза (14,3%) - данные подростки уважают себя как человека, как личность и делают все для того, чтобы продолжать уважать себя и дальше. Развиваются, совершенствуются в духовном и интеллектуальном плане, в сфере отношений, а также умеют извлекать уроки из ошибок и трудных ситуаций.

Такие результаты говорят о том, что у подростков после посещения факультатива уровень принятия себя повысился.

Результаты опроса, в рамках обратной связи от участников факультатива, были обработаны с помощью метода контент-анализа.

По результатам проведенного опроса на вопрос об уровне удовлетворенности проведенными занятиями, были получены следующие результаты.

Большинство подростков, посещавших факультатив, удовлетворены полученными знаниями и результатами занятий (57,2%). Скорее удовлетворены занятиями, чем нет - 35,7% опрошенных. Также есть результаты, которые говорят о том, что 7,1% подростков затрудняются определить свое отношение. Подростков, которым посещение факультатива оказалось абсолютно не интересным, не было выявлено.

Наиболее интересным и содержательным занятием почти для половины участников факультатива (43,7%) является третье занятие, которое

было направлено на актуализацию умений, способностей и надежд подростков через метафору «Дерево жизни». Также подросткам (25%) было интересно узнать обособенностях взросления, о котором шла речь на втором занятии. 18,8% участников считают содержательным заключительное, четвертое занятие, направленное на представление своего будущего портрета. Наименее значимым (12,5%), с их точки зрения, было первое занятие, направленное на выявление сильных сторон участников факультатива.

Подростки на данном этапе взросления стремятся проявить свои знания, умения и способности. Каждому подростку интересны особенности их взросления, они хотят чему-то научиться, узнать для себя что-то новое.

Таким образом, можно говорить о том, что для большинства подростков занятия факультатива оказались эффективными и интересными. Наиболее информативным и интересными занятиями для подростков, посетивших факультатив, были занятия, направленные на актуализацию умений, способностей и надежд подростков через метафору «Дерево жизни» и получение более полного представления о взрослении. При этом данные, полученные по методике «Шкала самоуважение», свидетельствуют о повышении уровня самоуважения у подростков, посетивших факультатив. Исходя из вышесказанного, можно говорить о повышении уровня отношения к себе у участников факультатива, что являлось его целью.

Использованные источники:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.

2. Поливанова К.Н. Взросление в современном мире // Образовательная политика. 2012. № 3. С. 76-82.

3. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «Пэб», 2007.

4. Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. М., 1972. С. 81-111.

5. Селихов С. Пол, возраст и конфликт // Журнал практического психолога. № 2. 1999. С. 35-38.

6. Селезнева Е.В. Самоотношение как акмеологический феномен // Мир психологии. М., 2008. С. 238-247.

7. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.