Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
182
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ADOLESCENTS / DELINQUENT BEHAVIOR / SELF-RELIANCE / SELF-AWARENESS / OFFENSE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хмелевская Ольга Евгеньевна, Яворская Марина Владимировна

В статье представлены результаты эмпирического исследования самосознания подростков с делинквентным поведением. Актуальность изучения самосознания необходима для диагностики реальных представлений подростков о себе в условиях их временного содержания в Центре несовершеннолетних преступников УМВД РФ. Практическая значимость связана с необходимостью создания индивидуальных психокоррекционных программ для профилактики рецидивов делинквентного поведения подростков как в условиях принудительного содержания под стражей, так и после срока, определённого судом. У большинства делинквентных подростков диагностировано неустойчивое самоуважение, низкая самооценка, неустойчивое мнение о себе, неудовлетворенность своими возможностями, чувство слабости, сомнения в способности вызвать уважение, подавленность внешними условиями, плохая регуляция своих поступков и деятельности; меньшая симпатия, уважение и понимание у окружающих людей; большая отстранённость и безразличие, отсутствие интереса к своему внутреннему миру, слабая симпатия к себе, принятие себя без стремления измениться, привязанность к неадекватному образу Я.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF SELF-CONSCIOUSNESS OF TEENAGERS WITH DELINQUENT BEHAVIOR

The article presents the results of the empirical study of the self-consciousness of adolescents with delinquent behavior. The relevance of studying identity necessary for the diagnosis of the real representations of teenagers about themselves in terms of their temporary detention in the Centre for juvenile offenders of the Department of MIA of the Russian Federation. The practical significance is connected with the need to create the individual psychocorrection programs for the prevention of relapses of delinquent behavior of adolescents both in conditions of forced detention and after the term determined by the court. Most of the juvenile delinquents are diagnosed with unstable self-esteem, low self-esteem, unstable selfesteem, dissatisfaction with their capabilities, feeling of weakness, doubts about their ability to arouse respect, depression over external conditions, poor regulation of their actions and activities; less sympathy, respect and understanding among the people around; great detachment and indifference, lack of interest in one’s inner world, weak sympathy for oneself, self-acceptance without the desire to change, attachment to the inadequate image of I.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

3. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. - Москва : Политиздат, 1978. - 272 с.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - Москва : Политиздат, 1975. - 304 с.

5. Ломов, Б.Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности / Б.Ф. Ломов // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - С. 105-110.

6. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. -Москва : Педагогика, 1986. - 254 с.

7. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - Воронеж : МОДЭК, 1985. - 356 с.

8. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - Москва : Наука, 1986.

- 256 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 720 с.

REFERENCES

1. Ananyev, B.G. (2010), Man as a subject of knowledge, Peter, St. Petersburg.

2. Bozhovich, L.I. (2008), Personality and its formation in childhood, Peter, St. Petersburg.

3. Dodonov, B.I. (1978), Emotion as value, Politizdat, Moscow.

4. Leontiev, A.N. (1975), Activity, consciousness, personality, Politizdat, Moscow.

5. Lomov, B.F. (2000), "Orientation of the personality. Subjective relations of personality", comp. L.V. Kulikov. Personality psychology in the works of domestic psychologists, Peter, St. Petersburg, pp. 105-110.

6. Merlin, V.S. (1986), Essay of integral research of individuality, Pedagogika, Moscow.

7. Myasishchev, V.N. (1985), Psychology of relations, MODEK, Voronezh.

8. Platonov, K.K. (1986),The structure and development of personality, Nauka, Moscow.

9. Rubinstein, S.L. (2001), Fundamentals of General psychology, Peter, St. Petersburg.

Контактная информация: prialuchina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.06.2020

УДК 159.9

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Ольга Евгеньевна Хмелевская, кандидат психологических наук, доцент, Марина Владимировна Яворская, старший преподаватель, Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования самосознания подростков с делинквентным поведением. Актуальность изучения самосознания необходима для диагностики реальных представлений подростков о себе в условиях их временного содержания в Центре несовершеннолетних преступников УМВД РФ. Практическая значимость связана с необходимостью создания индивидуальных психокоррекционных программ для профилактики рецидивов делин-квентного поведения подростков как в условиях принудительного содержания под стражей, так и после срока, определённого судом. У большинства делинквентных подростков диагностировано неустойчивое самоуважение, низкая самооценка, неустойчивое мнение о себе, неудовлетворенность своими возможностями, чувство слабости, сомнения в способности вызвать уважение, подавленность внешними условиями, плохая регуляция своих поступков и деятельности; меньшая симпатия, уважение и понимание у окружающих людей; большая отстранённость и безразличие, отсутствие интереса к своему внутреннему миру, слабая симпатия к себе, принятие себя без стремления измениться, привязанность к неадекватному образу Я.

Ключевые слова: подростки; делинквентное поведение; самоотношение; самосознание; правонарушение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p475-482

SOME ASPECTS OF SELF-CONSCIOUSNESS OF TEENAGERS WITH DELINQUENT BEHAVIOR

Olga Evgenievna Khmelevskaya, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Marina Vladimirovna Yavorskaya, the senior teacher, Pacific State Medical University, Vladivostok

Abstract

The article presents the results of the empirical study of the self-consciousness of adolescents with delinquent behavior. The relevance of studying identity necessary for the diagnosis of the real representations of teenagers about themselves in terms of their temporary detention in the Centre for juvenile offenders of the Department of MIA of the Russian Federation. The practical significance is connected with the need to create the individual psychocorrection programs for the prevention of relapses of delinquent behavior of adolescents both in conditions of forced detention and after the term determined by the court. Most of the juvenile delinquents are diagnosed with unstable self-esteem, low self-esteem, unstable self-esteem, dissatisfaction with their capabilities, feeling of weakness, doubts about their ability to arouse respect, depression over external conditions, poor regulation of their actions and activities; less sympathy, respect and understanding among the people around; great detachment and indifference, lack of interest in one's inner world, weak sympathy for oneself, self-acceptance without the desire to change, attachment to the inadequate image of I.

Keywords: adolescents, delinquent behavior, self-reliance, self-awareness, offense.

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый период считается одним из самых сложных и трудных в развитии личности. В этом возрасте происходит формирование и становление нравственных устоев человека, его социальных установок, ценностного отношения к жизни, самооценки, всего того, что входит в понятие самосознание. Вся личность подростков противоречива с неуверенностью в себе и желанием самоутвердиться [1]. Они крайне восприимчивы к оценке себя другими людьми, весьма эмоциональны, предпринимают попытки утвердить свое мнение и занять определенное место в значимой группе, совершают нелогичные поступки. Происходящие изменения в их физиологии и психологические процессы, лежащие в основе представлений о себе, детерминируют влечения и изменения в поведении. Мозг подростков подвержен значительной изменчивости, когда речь идет о контроле над импульсами, что является ещё одним фактором, влияющим на совершение преступления несовершеннолетними [11].

Особое внимание требуется подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Л.С. Выготский наделял большой значимостью социальную ситуацию, с «единственным и неповторимым отношением между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Социальная ситуация развития представляет основу развития подростков и определяет их дальнейший образ жизни [3]. Этим могут пользоваться некоторые взрослые люди, подталкивая подростков на правонарушения, навязывая им ложные ценности и тюремную культуру. Кем будут подростки, активными или пассивными членами общества, будут ли следовать общепринятым нормам и правилам зависит от их формирующегося самосознания. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними подростками или при их соучастии, в последние годы не уменьшается, являясь достаточно стабильным. Количество преступлений в РФ, совершенных несовершеннолетними в организованных группах, наблюдается тенденция к увеличению: с 12,6 тысяч в 2016 году до 15,6 тысяч в 2018 году совершённых преступлений (по материалам сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru).

При совершении преступлений подростками в ряде случаев диагностирована особая хладнокровность, злость и агрессия, с которой несовершеннолетние нарушают установленные законодательством границы дозволенного поведения. В связи с этим не снижается внимание к изучению феномена делинквентности и причин, к ней приводящих.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации стало предупреждение преступности и иных правонарушений [8]. Поэтому особую актуальность обретает детальное исследование структуры личности несовершеннолетних правонарушителей, где наиболее важным является изучение формирующегося самосознания, как цель профилактических мероприятий по устранению причин и коррекции девиантного поведения.

Необходимость изучения самосознания определяется имеющимися противоречиями: с одной стороны, нарушившие законы подростки попадают в сферу интересов правоохранительных органов и становятся объектом юридической ювенальной психологии, с другой - они являются объектом клинической психологии, у которых диагностируются нарушения психического здоровья [9]. Этот факт определяет разные подходы и особую остроту проблемы. В доступной литературе в наличии имеется большой объем теоретических исследований подросткового возраста, но существует дефицит психологических работ, посвященных особенностям самосознания подростков с адаптацией к социуму с делинквентным поведением. Эти противоречия определяют актуальность и важность исследуемого психологического явления и обосновывают необходимость дальнейшего изучения данной проблемы.

Целью проведенного исследования стало выявление особенностей самосознания подростков с делинквентным поведением, находящихся в детерминированных условиях Центра временного содержания несовершеннолетних преступников г. Владивостока для планирования и проведения в дальнейшем направленных психокоррекционных мероприятий. Углублённое изучение самосознания в подростковом возрасте поможет предотвратить преступность в этом возрасте [12]. Коррекционная программа может быть направлена на повышение значимости нравственных ценностей: чем выше уровень духовности, тем меньше риск делинквентного поведения [13]. В рамках морали существуют такие конструкции, как моральные убеждения и моральные эмоции (например, стыд и вина), которые служат своеобразными защитными факторами, акцентирование которых способствует снижению преступности среди подростков [10].

МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проведено на базе Центра временного содержания несовершеннолетних преступников УМВД РФ при ПК в городе Владивостоке. Эмпирическую группу (ЭГ) составили подростки с делинквентным поведением в количестве 30 человек. В качестве группы сравнения (ГС) стали учащиеся такого же возраста из МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 г. Владивостока», не имеющих делинквентного поведения. Выборка данной группы составила также 30 человек. Всего в исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте от 11 до 15 лет.

В качестве диагностического инструментария были использованы «Шкала самоуважения» М. Розенберга [14], «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантелеева [4], «Личностный дифференциал» [6], методика Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности» [5], методика «Изучения ясности Я-концепции» (методика Кэмп-белла 8СС) [2]. Статистическая обработка данных проведена с помощью непараметрического и-критерия Манна - Уитни [7].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования особенностей самосознания по Шкале самоуважения М. Розенберга представлены на рисунке 1. Результат: Иэмп = 43.5 Критические значения: ИКр р<0.01 - 292 р<0.05 - 338. Полученное эмпирическое значение Иэмп (43.5) находится в зоне значимости. Количественные и качественные значения в эмпирической группе (18) балансировали между самоуважением и самоуничижением, успехи способствовали повышению самоуважения, неудачи усиливали низкую самооценку, неустойчивое мнение о себе, которое зависело от изменения ситуации.

Рисунок 1 - Результаты (абс.) в эмпирической группе и группе сравнения по шкале самоуважения

М. Розенберга

У 12 обследуемых с нарушением поведения преобладало самоуважение, они правильно оценивали свои достоинства и недостатки, соглашались с тем, что были неправы, сохраняли уважение к себе при неудачах, иногда занимались самобичеванием, связанным с тем, что не смогли предусмотреть то, что можно было изменить. В группе сравнения подавляющее большинство подростков уважали себя, объективно оценивали свои возможности, не особенно фиксировались на неудачах. Из всей группы обследуемых только 2 человека без нарушения поведения уважали себя как личность в полном объёме, старались развиваться и совершенствоваться в духовном и интеллектуальном направлениях, в сфере отношений, извлекали уроки из ошибок и трудных ситуаций.

Результаты по методике исследования «Самоотношения» В.В. Столина и С.Р. Пантелеева представлены в таблице 1 на уровне значимости р<0.01

Таблица 1_

№ Шкалы иэмп Полученное эмпирическое значение

1 открытость - закрытость 409.5 находится в зоне незначимости

2 самоуверенность 40 находится в зоне значимости

3 саморуководство 65.6 находится в зоне значимости

4 отражённое самоотношение 26.5 находится в зоне значимости

5 самоценность 162.5 находится в зоне значимости

6 самопринятие 167 находится в зоне значимости

7 самопривязанность 17.5 находится в зоне значимости

8 внутренняя конфликтность 334 находится в зоне неопределенности

9 самообвинение 91 находится в зоне значимости

Качественный анализ статистической обработки показал достоверную значимость полученных результатов эмпирической группы и группы сравнения по методике С.Р. Пантилеева по семи шкалам из девяти. Подростки из эмпирической группы с делин-квентным поведением не были удовлетворены своими возможностями, чувствовали свою слабость, сомневались в способности вызвать уважение больше, чем их сверстники без делинквентного поведения. Они больше переживали свою подавленность внешними условиями, плохо регулировали свои поступки и деятельность; меньше вызывали симпатию, уважение и понимание у окружающих людей; были более отстранены и безразличны, без интереса к своему внутреннему миру; со слабой симпатией к себе, принимали себя как личность без стремления себя изменить; были привязаны к неадекватному образу Я, готовы были поставить себе в вину свои неудачи.

Таблица 2 - Результаты методики «Личностный дифференциал»

Высокие значения Средние значения Низкие значения

ЭГ ГС ЭГ ГС ЭГ ГС

Фактор оценки 4 2 18 16 8 12

Фактор силы 1 0 14 14 15 16

Фактор активности 4 0 14 9 12 21

Количественный анализ результатов методики «Личностный дифференциал» показал, что у большинства делинквентных подростков, и у подростков из группы сравнения был выявлен средний уровень самоуважения. Делинквентные подростки и подростки из группы сравнения старались демонстрировать социально желательные характеристики: критическое отношение к самим себе, не удовлетворение собственным поведением, принятие себя как личности. Диагностика осознания подростками своих волевых сторон выявила у подавляющего большинства подростков обеих групп недостаточный самоконтроль, неспособность в полной мере удержать принятую линию поведения, умеренную зависимость от внешних обстоятельств и оценок. Только один делинквентный подросток был уверен в себе полностью, независим в поведении, рассчитывал на собственные силы в трудных ситуациях. У большинства подростков обеих групп выявлена пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Четверо делинквентных подростков показали высокую активность, общительность, импульсивность, как свидетельство своей экстраверти-рованности.

Результаты методики Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности» представлены на рисунке 2.

30 20 10 0

27

17

высокая самооценка

адекватная самооценка

00 низкая самооценка

ЭГ "ГС

Рисунок 2 - Результаты методики «Диагностика общей самооценки личности» Г.Н. Казанцевой

Количественный анализ данной методики показал, что большинство подростков без нарушения поведения (17) и подростков с делинквентным поведением (3) правильно реагировали на замечания других людей, сомневались в своих действиях. Их отличало самоуважение, уверенность, высокая оценка своих качеств, возможностей и достоинств, вера в случайность неудач, закономерность успеха и собственные качества.

Подавляющее большинство делинквентных подростков (27) и почти половина обследуемых без нарушения поведения (13) старались объективно оценить себя и свои способности, демонстрировали правильные представления о важности своей деятельности среди других людей, собственных качествах и чувствах, достоинствах и недостатках, периодически подстраивались под мнения окружающих.

Результаты исследования самосознания подростков методикой «Изучения ясности Я-концепции» (методика Кэмпбелла 8СС) представлены на рисунке 3.

30 27

20 10 0

крайне высокие средние, ближе к

значения

высоким

средние ЭГ ИГС

средние, ближе к крайне низкие низким

Рисунок 3 - Результаты исследования особенностей самосознания при помощи методики «Изучения ясности Я-

концепции»

7

2

0

Количественный анализ результатов исследования особенностей самосознания с помощью методики «Изучения ясности Я-концепции» показал, что у подавляющего большинства подростков без нарушения поведения (27) и делинквентных подростков (22) имелись ясные и определенные представления о себе, которые были осознаны, стабильны, устойчивы и достаточны для самоуважения Я-концепции на основе которой обследуемые строили взаимодействие с другими людьми и формировали отношение к себе.

ВЫВОДЫ

Данное исследование показало, что у большинства делинквентных подростков диагностировано:

- неустойчивое самоуважение, которое зависело от успехов и снижалось при неудачах, усиливая низкую самооценку;

- неустойчивое мнение о себе, которое было связано с изменением ситуации;

- неудовлетворенность своими возможностями, чувство своей слабости, сомнения в способности вызвать уважение, переживание своей подавленности внешними условиями, плохая регуляция своих поступков и деятельности;

- меньший вызов симпатии, уважения и понимания у окружающих людей;

- большая отстранённость и безразличие, без интереса к своему внутреннему

миру;

- слабая симпатия к себе, принятие себя как личность без стремления себя изменить;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- привязанность к неадекватному образу Я, готовность поставить себе в вину свои неудачи.

Большинство делинквентных подростков и подростков без нарушения поведения старались демонстрировать социально желательные характеристики:

- критическое отношение к самим себе, не удовлетворение собственным поведением, принятие себя как личности, не достаточный самоконтроль, неспособность в полной мере удержать принятую линию поведения, умеренную зависимость от внешних обстоятельств и оценок, а также пассивность и спокойные эмоциональные реакции;

- старание объективно оценить себя и свои способности, с демонстрацией правильных представлений о важности своей деятельности, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, периодически подстраивались под мнения других людей, имели определенные представления о себе, которые были осознаны, стабильны, устойчивы и достаточны для самоуважения Я-концепция на основе которой обследуемые строили взаимодействие с другими людьми.

В группе сравнения у подавляющего большинства подростков выявлено уважение себя, объективная оценка своих возможностей, без фиксации на неудачах. Большинство подростков без нарушения поведения правильно реагировали на замечания, сомневались в своих действиях. У них выявлено самоуважение, уверенность, высокая оценка своих качеств, возможностей и достоинств, вера в случайность неудач, закономерность успеха и собственные качества. Полученные результаты послужат основой коррекционных мероприятий, направленных на осознание делинквентными подростками своих чувств, повышение значимости нравственных ценностей и уровня духовности для уменьшения риска делинквентного поведения для предотвращения правонарушения.

Благодарность. Авторы благодарят за помощь в сборе данных исследования Глобину Ю.В., студентку кафедры клинической психологии, Тихоокеанского государственного медицинского университета (ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава РФ), Владивосток, Россия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. -Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 398 с.

2. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 685 с.

3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4 : Детская психология / Л.С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1984. - 432 с.

4. Пантелеев, С.Р. Методика исследования самоотношения (МИС) / С Р. Пантилеев // Психология общения. Энциклопедический словарь. - Москва : Когито-Центр, 2011. - С. 513-514.

5. Рогов, Е.И. Практикум школьного психолога : практическое пособие / Е.И. Рогов. -Москва : Юрайт, 2017. - 435 с.

6. Сборник психологических тестов / сост. Е.Е. Миронова. - Минск : Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - Часть II. - 146 с.

7. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. -Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 350 с.

8. Эльконин, Б. Д. Психология развития : ученое пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Д. Эльконин. - 4-е изд. стер. - Москва : Академия, 2008. - 141 с.

9. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения? 04.04.2020).

10. Beerthuizen, M.G.J. The relationship of moral value evaluation with externalizing behavior across value areas in adolescents / M.G.J. Beerthuizen, D. Brugman. - DOI: 10.1080/17405629.2015.1066669 // Eur. J. Dev. Psychol. - 2016. - No. 13(1). - P. 84-98.

11. Heather Stringer. Justice for teens // Monitor on Psychology. - 2017. - Vol. 48, No. 9 October. - URL : http://www.apa.org (дата обращения 15.06.2020).

12. Mercer, N. Linking delinquency and personal identity formation across adolescence: Examining between and within-person associations / N. Mercer, S. Branje, E. Crocetti. - DOI 10.1037/del0000351 // Developmental Psychology. - 2017. - Vol. 53 (11). - P. 2182-2194.

13. Shek, D.T.L. Self-Reported Risk and Delinquent Behavior and Problem Behavioral Intention in Hong Kong Adolescents: The Role of Moral Competence and Spirituality / D.T.L. Shek, X. Zhu. - DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00430 // Frontiers in Psychology. - 2018. - V. 9, article 430. - P. 1-17.

14. The Rosenberg Self-Esteem Scale: Translation and Validation in University Students Article / Jose Martin Albo, Juan L. Nunez, Jose G. Navarro, Fernando Grigalvo. - DOI: 10.1017/S1138741600006727 // Spanish Journal of Psychology. - 2007. - Vol. 10 (2). - P. 458-467.

REFERENCES

1. Bozhovich, L.I. (2008), Personality and its formation in childhood, Peter, St. Petersburg.

2. Burlachuk, L.F. (2007), Dictionary forpsychodiagnostics, Peter, St. Petersburg.

3. Vygotsky, L. S. (2013), "Children's psychology", Collected work, Volume 4, Pedagogic, Moscow.

4. Pantileev, S.R. (2011), "Methodology for the Study of Self-Relationship (MIS)", Psychology of Communication. Encyclopedic Dictionary, Kogito-Center, Moscow, pp. 513-514.

5. Rogov, E.I. (2017), Workshop of a school psychologist: practical allowance, You write, Moscow.

6. Comp. Mironova E.E. (2006), Collection of psychological tests, manual, Part II, Women's Institute ENVILA, Minsk.

7. Sidorenko, E.V. (2010), Methods of mathematical processing in psychology, Speech, St. Petersburg.

8. Elkonin, B.D. (2008), Development Psychology: textbook, Academy, Moscow.

9. President of the Russian Federation (2015), Decree of the dated December 31, 2015 No. 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/.

10. Beerthuizen, M.G.J. and Brugman, D. (2016), "The relationship of moral value evaluation with externalizing behavior across value areas in adolescents, Eur. J. Dev. Psychol., No. 13 (1), pp. 84-98, DOI: 10.1080/17405629.2015.1066669.

11. Heather Stringer, (October 2017), "Justice for teens", Monitor on Psychology, Vol 48, No. 9, available at: http://www.apa.org.

12. Mercer, N., Branje, S. and Crocetti, E. (2017), "Linking delinquency and personal identity formation across adolescence: Examining between and within-person associations", Developmental Psychology, Vol. 53 (11), pp. 2182-2194, DOI: 10.1037/del0000351.

13. Shek, D.T.L. and Zhu, X (2018), "Self-Reported Risk and Delinquent Behavior and Problem Behavioral Intention in Hong Kong Adolescents: The Role of Moral Competence and Spirituality", Frontiers in Psychology, Vol. 9, article 430, pp. 1-17, DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00430.

14. Albo, Jose Martin, Nunez, Juan L., Navarro, Jose G. and Grigalvo, Fernando (2007), "The Rosenberg Self-Esteem Scale: Translation and Validation in University Students Article", Spanish Journal of Psychology, No. 10(2), pp. 458-467, DOI: 10.1017/S1138741600006727

Контактная информация: marina31255@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.06.2020

УДК 159.922.7

ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С КОГНИТИВНЫМ ДЕФИЦИТОМ

Елена Александровна Черенева, кандидат педагогических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Аннотация

Введение. В последнее время увеличилось количество детей с нарушениями здоровья, обусловленные когнитивными дефицитами. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью рассмотрения психологических закономерностей, их роли в патогенезе и механизмах формирования когнитивных дефицитов в детском возрасте во взаимосвязи с проявлениями здоровья. Цель исследования - методологически обосновать и разработать технологию психологической диагностики нарушения здоровья детей с когнитивным дефицитом. Методика и организация исследования. Нами было осуществлено констатирующее исследование по изучению механизмов произвольного поведения у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушениями здоровья, обусловленные когнитивными дефицитами. Результаты исследования и их обсуждение. Представлена авторская технология диагностики и результаты оценки саморегуляции как базисного психологического компонента нарушений здоровья в детском возрасте.

Ключевые слова: нарушения здоровья, когнитивные дефициты, саморегуляция, технология диагностики.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p482-486

TECHNOLOGY OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF DISORDERS OF HEALTH OF CHILDREN WITH COGNITIVE DEFICIENCY

Elena Aleksandrovna Chereneva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev

Abstract

Introduction. Recently, a number of children with impaired health due to cognitive deficits has increased. The relevance of our study is due to the need to consider the psychological patterns, their role in the pathogenesis and mechanisms of formation of cognitive deficits in childhood in conjunction with health manifestations. The aim of the study is to methodologically substantiate and develop the technology for the psychological diagnosis of the health problems of children with cognitive deficits. Methodology and organization of the research. We carried out the stating study on the mechanisms of voluntary behavior among the primary school children in normal conditions and with impaired health due to cognitive deficits. Research results and discussion. The author's diagnostic technology and the results of evaluating the self-regulation as a basic psychological component of health disorders in childhood are presented.

Keywords: health disorders, cognitive deficits, self-regulation, diagnostic technology.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно статистике всемирной организации здравоохранения, доля детей, имеющих нарушения умственного развития, составляет 15% детского населения планеты и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.