Программа
американской помощи в восстановлении экономики
послевоенной Европы (план Маршалла)
В.Д. Боброва,
к.и.н., доцент кафедры истории и культурологии
Состояние российской экономики начала 90-х гг. ХХ века ряд историков сравнивают с кризисной ситуацией в Западной Европе после окончания Второй мировой войны [1]. Отсюда и интерес к послевоенному экономическому возрождению западноевропейских стран, достигнутому в сотрудничестве с США, воплощенном в известном «плане Маршалла», условия которого были приняты правительствами 16 европейских стран: Англии, Франции, Италии, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Австрии, Ирландии, Исландии, Греции, Швейцарии, Турции, Португалии, также распространен на Западную Германию и Триест.
В ХХ веке на развитие экономики ведущих капиталистических стран оказали большое влияние два глобальных события - первая и особенно Вторая мировые войны. К концу Второй мировой войны большая часть Европы была разрушена. Разрушению подверглась экономическая структура региона. Миллионы людей остались без крова.
Послевоенная экономика даже ведущих стран Западной Европы была в критическом состоянии и восстанавливалась очень медленно.
Вторая мировая война вызвала дальнейшее ослабление экономических и политических позиций Великобритании. В целом за годы Второй мировой войны она потеряла около 25% национального богатства страны. Оборудование английских предприятий за годы войны износилось, технический прогресс замедлился. Война привела к усилению зависимости Великобритании от США, которые в период войны
направляли своему союзнику большие поставки вооружения и продовольствия на условиях ленд-лиза [1], кроме того пришлось сократить, а в некоторых направлениях и полностью прервать свои внешнеэкономические связи со странами, куда все больше внедрялся капитал США. В 1947 г. в стране наступил острый финансовый кризис, и правительство вынуждено было пойти на сокращение импорта продовольствия, что привело к резкому подорожанию продуктов питания. Выход из сложной экономической ситуации правительство Англии видело в присоединении к «плану Маршалла».
Окончание войны поставило Францию перед сложнейшими задачами, главной из которых была ликвидация экономической разрухи. Коммунисты, у которых были сильные позиции ввиду их активного участия в движении Сопротивления, важнейшими задачами считали проведение национализации и создание системы социальной защиты населения. Вокруг проблемы национализации развернулась острая политическая борьба, которая закончилась компромиссом. Как и в других капиталистических странах, национализация во Франции не коснулась всех основных отраслей промышленности и не меняла существа капиталистической экономики. По своему экономическому содержанию она означала переход от частной собственности к государственно-монополистической, представляя собой крупный шаг в развитии государственно-монополистического капитализма. Потребности восстановления экономики привели к тому, что большая часть капиталовложений стала направляться в промышленность. Это позволило ускорить темпы промышленного производства страны и летом 1947 г. достигнуть его довоенного уровня (в сельском хозяйстве этот уровень был превзойден в 1950 г.). В мае 1947 г. под предлогом голосования министров-коммунистов против доверия правительству они были удалены из состава правительственной коалиции. Процесс национализации был приостановлен, и 28 июня 1948 г. в Париже было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве между Францией и Соединенными Штатами Америки, ознаменовавшее собой начало действия во Франции «плана Маршалла».
После поражения Германии во Второй мировой войне произошел ее раздел на ФРГ (Западную Германию) и ГДР. Исходное состояние народного хозяйства Западной Германии было очень тяжелым. Большая часть промышленности была уничтожена бомбардировками или демонтирована победителями. Отдельные сохранившиеся предприятия почти ничего не производили. В 1946 г. промышленное производство составляло 1/3 от довоенного, лет на 30 назад было отброшено сельское хозяйство. Из-за военных разрушений резко обострился жилищный кризис. В то же время капитуляция и эмиграция немцев из восточных областей Германии привели к скачкообразному росту населе-
ния. Это обстоятельство усугубило продовольственную проблему, которая и без того была в критическом состоянии. Финансовое состояние страны характеризовалось полнейшим истощением. Количество денег, находившихся в обращении, во много раз превышало наличные товарные резервы, а государственный долг достиг огромных размеров. Почти полное отсутствие товаров, минимальная покупательная способность вели к натурализации хозяйства и продуктообмену. В этих условиях при активном содействии США, предоставивших Западной Германии по «плану Маршалла» огромные финансовые средства были проведены реформы, направленные на решительное становление свободного рыночного хозяйства.
Соединенные Штаты Америки закончили Вторую мировую войну являясь бесспорным лидером капиталистического мира. За годы войны национальный доход США удвоился, более чем в вдвое возросло промышленное производство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм, опирающийся на емкий внутренний и международный рынки. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, стимулировали обновление основного капитала. Усилился процесс концентрации производства: количество крупных предприятий с числом рабочих более 10 тыс. увеличилось в 7 раз.
Война ускорила процесс интенсификации сельского хозяйства: механизация и химизация производства стимулировались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы.
Военные действия, а следовательно, и разрушения не коснулись территории США и ресурсы страны в несколько раз превосходили ресурсы других капиталистических государств.
«План Маршалла» или программа возрождения Европы был предложен государственным секретарем США Дж. Маршаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947 г. Он высказался за широкомасштабную помощь США европейским странам при условии, что они разработают единую программу восстановления своей экономики. Он отметил, что без здоровой мировой экономики нет политической стабильности.
В 1947 г. была создана специальная комиссия при президенте США по анализу помощи иностранным государствам. Эта комиссия в своем докладе отмечала, что: объем производства в странах Западной Европы значительно ниже довоенного с критическим уровнем добычи угля; потребность в импорте очень высока; Европа потеряла крупный источник иностранной валюты в форме платежей за услуги (туризм, банковские операции и др.); произошел сильный сдвиг в соотношении цен между промышленностью и сельским хозяйством в пользу последнего;
наблюдалось разрушение единой системы торговли этих стран - и внутренней, и внешней.
В докладе комиссии отмечалась необходимость денежной реформы. Вместе с тем указывалось, что последняя не может быть эффективной только за счет уменьшения предложения денег. Им должны противостоять необходимые товары, запасов которых не хватало даже на то, чтобы прокормить рабочих наиболее важных отраслей и тем самым «запустить» производство. Не хватало и резервов, которые можно было бы использовать, чтобы подтолкнуть рост производства.
Немедленное сбалансирование бюджетов западноевропейских стран было признано неосуществимым. Вместе с тем комиссия указывала на необходимость продвижения в этом направлении одновременно с наращиванием выпуска продукции. Другими словами, укрепление финансовой системы рассматривалось не как предварительная или заключительная стадия экономического возрождения, а как процесс, в котором оздоровление национальных финансов может способствовать подъему производства и само, в свою очередь, зависит от этого подъема.
К 1947 г. сложилось положение, при котором само сохранение достигнутых объемов выпуска продукции оказалось под вопросом. Жизнеспособность западноевропейской экономики во многом поддерживалась импортом из Северной Америки. Страны Западной Европы за счет их собственного производства могли обеспечить свое потребление зерна, хлопка, алюминия и меди только на 40%, свинца и цинка - на 30%, сала и масла - примерно на 15%, жидкого топлива и мяса - на 10%. Австрия, к примеру, не покрывала собственным производством даже половины потребности в основных продуктах питания. Уменьшение импорта этих продуктов из США могло привести к голоду [1].
Сразу после войны импорт стран Западной Европы обеспечивался предоставлением субсидий и займов со стороны США и Канады, использованием золотых и долларовых резервов и др. К 1947 г. поток финансовых поступлений из этих источников истощился. Из-за недостатка платежных средств западноевропейские страны оказались перед перспективой сокращения импорта продовольственных товаров и ключевых сырьевых ресурсов. Без помощи США ввоз в государства Западной Европы уже в 1947 г. сократился бы наполовину, а долларовый импорт - на 4/5, что означало бы для этих государств экономический паралич. Его наступление не отвечало бы и собственным интересам США. Требовался такой сценарий сотрудничества, который бы: обеспечивал большую самоокупаемость экономического возрождения Европы; повышал отдачу американской помощи; вписывался в начавшееся в конце 40-х гг. очередное обновление технологической базы американской экономики.
В июле 1947 г. в Париже была созвана конференция европейских стран для обсуждения «плана Маршалла» с целью получения их согласия на разработку общеевропейской экономической программы. На этой конференции была заключена конвенция о создании Организации (первоначально комитета) европейского экономического сотрудничества. Ее задачей стала разработка совместной Программы восстановления Европы. В августе 1947 г. комитеты конференции определили общую сумму кредитов, необходимую Западной Европе на 4 года. США послали представителей Конгресса в Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию, Скандинавские страны, чтобы на месте изучить вопрос об объеме помощи европейским странам в порядке реализации «плана Маршалла». В конце 1947 г. правительство США внесло на рассмотрение конгресса законопроект о «плане Маршалла».
«План Маршалла» Был утвержден конгрессом 2 апреля 1948 г. и действовал с 3 апреля 1948 по 30 декабря 1951 г. Его осуществление проводилось в рамках Закона о четырехлетней программе помощи иностранным государствам. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с апреля 1948 по декабрь 1951 г. составила около 12,4 млрд долл.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор [1]. К 1948 г. ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.
Важным аспектом реализации «плана Маршалла» стал вопрос об источниках финансирования отдельных элементов программы. Его решение увязывалось с характером поставок, видом поставок [1]. Поставки первого вида охватывали предметы жизненной необходимости. Каждую весну выделялись ассигнования на продукты питания, топливо, одежду. Год от года по мере роста собственных ресурсов европейских стран эти ассигнования сокращались. Поскольку помощь такого рода не окупалась, она шла в виде дотаций, а не займов. Местная валюта, вырученная от продажи этих продуктов, должна была использоваться правительством европейских стран для уменьшения дефицита госбюджета, а следовательно, и темпов инфляции; для наращивания производства.
Второй вид поставок - промышленное оборудование.
Третий вид - сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части и т. д. Эти поставки финансировались под гарантии американского правительства через Экспортно-импортный банк США, создавший для этих целей специальное отделение.
В апреле 1948 г. в Париже министрами 16 европейских государств и представителями союзников от Германии была подписана конвенция. В соответствии с «планом Маршалла» его европейские участники должны были: предпринять меры по облегчению обмена товарами и
услугами между собой, ускорить развитие внутриевропейской торговли; через межстрановую кооперацию обеспечить активизацию наиболее эффективных производственных мощностей для достижения наискорейшего роста выпуска продукции; предпринять финансовые и другие меры по укреплению своих валют, восстановлению доверия к ним; придать европейской кооперации организационное обеспечение.
Как известно, формой такого обеспечения стала ОЕЭС -Организация Европейского Экономического сотрудничества, объединившая 16 государств. В экономической политике европейских стран происходили изменения, направленные на поиск и применение новых методов экономического регулирования [3]. Государства столкнулись с противоречием. С одной стороны, условием американской помощи был отказ страны, ее принимающей, от дальнейшей программы национализации и планов, которые будут причинять ущерб частному предпринимательству, т. е. развитие частного капитала. С другой стороны, восстановление можно было осуществить только при ведущей роли государства, которое обеспечивало на первых этапах население продовольствием, а промышленность - сырьем, старалось ликвидировать безработицу. В некоторых случаях пришлось национализировать неспособные к самообеспечению отрасли промышленности: железные дороги, воздушный транспорт, сферу социальных услуг, некоторые отрасли тяжелой промышленности.
В этих условиях, так же, как и в США в 30-е гг., стало необходимым стимулирование спроса через достижение полной занятости путем государственного манипулирования налогами и расходами. Снимая наиболее острые вопросы, «план Маршалла» исподволь поощрял этот процесс.
Уровень вмешательства государства в экономику был разным. Так, Франция и Швеция пошли по пути государственного планирования. Высок был уровень национализации промышленности в Австрии, Германии, Бельгии, Италии. Во Франции осуществлялся жесткий государственный контроль за кредитом, главной целью было не столько достижение более высокого уровня производства, сколько модернизация производства.
Великобритания не торопилась с применением планирования, а национализацию рассматривала как меру «спасения» стагнирую-щих отраслей, а не средство стимулирования роста эффективности. Экономическая политика страны была направлена на решение двух задач: достижение высокого уровня занятости на основе метода повышения совокупного спроса через государственное вмешательство в экономику и улучшение платежного баланса, используя финансовую помощь США.
Главными проблемами Италии в послевоенный период были безработица и высокая инфляция. Сравнительно быстрое восстановле-
ние также опиралось на усиление государственного контроля, рост прямых государственных инвестиций, модернизацию промышленности в госсекторе. В отличие от Великобритании, использовавшей американскую помощь на укрепление платежного баланса, итальянское правительство разрешило частным предпринимателям использовать фонды помощи на финансирование импорта оборудования из США.
Особое место в «плане Маршалла» было отведено Западной Германии. После окончания Второй мировой войны Западная Германия превратилась по существу из противника в партнера западных держав, ей отводилась роль форпоста в борьбе против «советского коммунизма». Из всех западноевропейских стран именно Германии «план Маршалла» отдавал явное предпочтение. Банки в Германии традиционно брали на себя коммерческий риск и главную роль в обеспечении индустриализации, входили в детали управления кредитуемых фирм. После краха финансовой системы вследствие Второй мировой войны государство стало приобретать большую власть по контролю за кредитной системой, но проводимая политика была результатом переговоров и сотрудничества с основными финансовыми и промышленными магнатами.
Полученные по «плану Маршалла» фонды были инвестированы в частный и промышленный сектор. Однако банки были основой инвестиционного процесса. Участвуя в капитале фирм, покупая пакеты акций, банки тем самым были заинтересованы в будущем промышленности и предоставили фонды для ее развития. Поощрение накопления капитала и массовые государственные инвестиции в Германии стали основными факторами экономического роста.
В 1948 г. «план Маршалла» был одним из наиболее актуальных вопросов и международной политики. Окончание Второй мировой войны привело к существенным изменениям всей международной обстановки. Военный разгром блока фашистских государств, антифашистский освободительный характер войны, решающая роль Советского Союза в победе изменили соотношения сил между двумя системами -социалистической и капиталистической.
В Москве первоначально восприняли предложение Маршалла с интересом. В нем увидели возможность получения американских кредитов для послевоенного восстановления Европы.
Вместе с тем в советских официальных кругах неизменно были слышны голоса недоверия и предостережения. Резко негативно оценивал «план Маршалла» и посол СССР в США Н. Новиков, который подчеркивал политический аспект американской инициативы - стимулирование противостоящих Советскому Союзу сил и создание условий для закрепления позиций американского капитала в Европе и Азии.
В сложившейся ситуации советское руководство стремилось не допустить получения США каких-либо экономических и политиче-
ских преимуществ в процессе осуществления «плана Маршалла». Советский Союз решительно отвергал любые формы контроля со стороны США в отношении экономики, политики СССР и стран Восточной Европы.
Точка зрения советского руководства была положена в основу директив советской делегации на встрече министров иностранных дел в Париже. СССР отказался участвовать в осуществлении «плана Маршалла». Помимо стран Восточной Европы, от участия в «плане Маршала» отказалась также Финляндия [4].
Советский Союз и сторонники социалистического пути развития резко отрицательно относились к инициативе США. Они считали, что «план Маршалла» не помогает европейским народам восстановить свою экономику, а наоборот, тормозит дело восстановления, лишает европейские страны их самостоятельности, превращает их в придаток американского империализма.
Особые опасения высказывались в отношении милитаристского характера плана. Сосредоточив свое главное внимание на европейском континенте, американские империалисты стремились разрешить одновременно две задачи: избежать экономического кризиса, дав европейским странам возможность продолжать закупки американских товаров, и «поддержать» империалистическую систему в Европе, приостановив рост демократического движения. Эта двойная задача и должна быть разрешена путем предоставления европейским странам американских кредитов на условиях, которые сделали бы эти страны полностью зависимыми от США и превратили бы их народы в объект колониальной эксплуатации американскими монополиями.
Практически все издания послевоенного периода в Советском Союзе характеризуют «план Маршалла» как агрессивный план, направленный на укрепление гегемонии США в Западной Европе, создание объединенного империалистического фронта против освободительного движения, СССР и складывающейся мировой системы социализма. Для тогдашнего советского руководства контроль над сферой влияния был важен и по геополитическим, и по идеологическим соображениям. Советское руководство видело в США своего главного соперника на международной арене и всячески стремилось не допустить расширения американского влияния в Европе.
Для послевоенной Европы «план Маршалла» являлся одной из наиболее успешных экономических программ, поскольку были достигнуты практически все его цели:
• Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были восстановлены и обновлены в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.
• Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам.
• Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.
• Был восстановлен и укреплен европейский средний класс -гарант политической стабильности и устойчивого развития.
Большое внимание уделялось восстановлению Западной
Германии.
Так, за первые годы реализации «плана Маршалла» (19481951) она получила от США почти столько же, сколько Великобритания и Франция вместе взятые и почти в 3,5 раза больше, чем Италия [4].
Как ни парадоксально, но осуществление «плана Маршалла» без участия СССР в какой-то степени устраивало обе стороны: СССР сохранил и утвердил свое влияние на страны Восточной Европы; США и их партнеры по «плану Маршалла» получили возможность для проведения комплексных мер по стабилизации социально-политической ситуации в Западной Европе.
Следует отметить, что несмотря на получение широкомасштабной помощи, эти страны не стали экономическим придатком США, более того, превратились в конечном счете в сильных конкурентов. Реализация «плана Маршалла» в свое время продемонстрировала результативность экономической политики, при которой инфляции противопоставлялся контроль не только за денежной, но и товарной массой.
Послевоенный опыт Западной Европы заслуживает внимания как с позиций восстановления хозяйства, оздоровления финансов и денег, налаживания экономического сотрудничества стран, так и с точки зрения стратегии промышленного развития, обеспечившей создание материальных предпосылок для мощного технологического прогресса в различных сферах производства.
Библиографический список
1. Дементьев В.Е. План Маршалла: взгляд из сегодняшней России / В.Е. Дементьев, Е.М. Олевская // Российский экономический журнал. - 1993. - № 8. - С. 81-86.
2. Экономическая история зарубежных стран : курс лекций / под общ. ред. В.И. Голубовича. - Мн. : ИП «Экоперспектива», 1997. -432 с.
3. ГородецкийА.Е. «План Маршалла» - путь к стабилизации и возрождению Европы / А.Е. Городецкий // Препринт доклада. РАН, институт Экономики. - М., 1993.
4. Пихоя Р.Г. Под знаком Сталина. - М. : Русь-Олимп, 2009.
С. 170-171.
5. Новиков С.В. Всеобщая история / С.В. Новиков, А.С. Маны-кин, О.В. Дмитриева. - М. : АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010. - 640 с.