Научная статья на тему 'Прогнозы объемов авиаперевозок Армении'

Прогнозы объемов авиаперевозок Армении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИР / PASSENGER / РЫНОК / MARKET / ПОКАЗАТЕЛЬ / INDICATOR / РОСТ / GROWTH / ПРОГНОЗ / PREDICTION / СРОК / TERM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачатрян Г. А.

В статье представлено применение методов прогнозирования для прогноза роста емкости рынка воздушных перевозок Армении. Рассмотрены тенденции роста в разных отраслях, сделанные по прогнозам разных организаций, и их применение для прогнозов воздушных перевозок. Сравнены спрогнозированные показатели с уже известными фактическими цифрами. Анализирована связь динамики прогнозируемых показателей с динамикой некоторых основных показателей национальной экономики. Сделаны предложения относительно сроков увеличения пропускных способностей аэропорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING OF CAPACITY OF AIR TRANSPORTATION IN ARMENIA

The article presents the application of forecasting methods for the prediction of growth capacity of air transport market in Armenia. Considers tendencies of growth in different sectors, according to forecasts made by different organizations, and their application for air transportation forecasts. Compared the predicted indicators with the known actual figures. Analyzed the relationship dynamics predicted performance with the dynamics of some of the main indicators of the national economy. Made suggestions on the timing of increasing the capacity of the airport.

Текст научной работы на тему «Прогнозы объемов авиаперевозок Армении»

ПРОГНОЗЫ ОБЪЕМОВ АВИАПЕРЕВОЗОК АРМЕНИИ Г.А. Хачатрян, канд. экон. наук, доцент

Армянский национальный политехнический университет (Армения, г. Ереван)

Аннотация. В статье представлено применение методов прогнозирования для прогноза роста емкости рынка воздушных перевозок Армении. Рассмотрены тенденции роста в разных отраслях, сделанные по прогнозам разных организаций, и их применение для прогнозов воздушных перевозок. Сравнены спрогнозированные показатели с уже известными фактическими цифрами. Анализирована связь динамики прогнозируемых показателей с динамикой некоторых основных показателей национальной экономики. Сделаны предложения относительно сроков увеличения пропускных способностей аэропорта.

Ключевые слова: пассажир, рынок, показатель, рост, прогноз, срок.

Прогозы имеют важное значение для экономики любого уровня и размеров, для планирования ее будущих показателей, развертывания деятельности соответственно будущим объемам, регулирования вопросов, связанных с управлением и других целей. Вот почему исследования, касающиеся прогнозов актуальны в любое время и в любом месте. В нынешних условиях деятельности воздушного транспорта Армении, исследование, посвященное решению данной проблемы становится особенно актуальным, поскольку перемены быстро следуют друг за другом, закрытию компаний следует открытие других, потом их банкротство и закрытие, появление других, затем, в свою очередь, их закрытие и так далее. А они влияют или могут повлиять на объемы, структуру и другие характеристики перевозок.

Проблема становится более актуальной после переломного события для экономики страны - принятия решения со стороны правительства о ведении политики «открытого неба». Прогнозируется, что принятие решения властями Армении о ведении политики «открытого неба» будет способствовать либерализации авиационной экономики, что в свою очередь приведет к росту движения воздушных судов и перевозок пассажиров. Положительный эффект ожидается как для международных, так и для местных авиаперевозок. После этого объектами интересов экономистов становятся изменения во время существования армянских авиакомпаний в показателях гражданской авиации и национальной экономике - ВВП, выявление возможных связей между изменениями ВВП и количеством авиакомпаний, изменения объ-

емов перевозок после выхода с рынка армянских перевозчиков, размеры изменений и другие подобные вопросы. Объектом исследования является рынок воздушных перевозок Армении. Предметом исследования является прогноз объемов рынка воздушных перевозок пассажиров. В этой области известны труды следующих авторов: Папоян А. Р., Хижняк А. Н., Персианов В. А., Андронов А. М., Парамонов Ю. М., Батин М. Н. и др.

Целью данного исследования является не совершенствование методов прогнозирования, а их применение для прогнозов объемов армянского рынка воздушных перевозок, т.е. решение прикладной задачи, решение практической задачи используя методологию прогнозирования - сформировать взгляд на будущее армянских воздушных перевозок с точки зрения спроса, предъявляемого рынком, чтобы делающие предложение были готовы к удовлетворению спроса. Экономическая наука еще не придумала такую метоло-гию, с помощью которой можно было бы сделать точные прогнозы в условиях рыночных отношений. Поэтому международные организации по меньшей мере два раза в год пересматривают свои прогнозы. Стратегия развития сферы транспорта Армении также принимает, что «в течение нескольких предыдущих лет темпы роста объемов перевозок были намного выше, чем прогнозировались» [1, с. 25]. Разница между прогнозируемыми и фактическими цифрами неизбежна, так как прогнозы делаются по усредненным числовым значениям. Свидетельством одного из примеров погрешности являются, например, колебания между прогнозируемыми и фактическими показателями

пассажирских перевозок аэропорта Звартноц был немного близок к фактическому значе-города Еравана (табл. 1) [2, с. 9]. Как видно нию показателя. из таблицы, только прогноз последнего года

Таблица 1. Колебания между прогнозируемыми и фактическими показателями роста пассажирских перевозок аэропорта Звартноц, %_

Показатель 2008 2009 201 [0 201 [1 2012 Среднее колебание

прогн. факт. прогн. факт. прогн. факт. прогн. факт. прогн. факт.

Рост количества пассажиров 10.1 7,8 7 -3.2 5 11.4 З.б -0.7 4.13 5.68 5.1

Однако даже при некотором проценте приблизительности прогнозов они всегда делались и делаются. Тем более, нехватки прогнозов, сделанных экспертным методом не ощущалось в связи с переходом на политику «открытого неба». «Предполагалось, что открывая небо, будет развиваться туризм, будут обеспечены недорогие перевозки и большой оборот: цены перевозок снизятся на 10 процентов, а объем перевозок пассажиров увеличится на 20-25 процентов» [3, с. 1]. «Министр экономики В. Аванесян уверял, что «в течение 1 года уже будут видны положительные изменения». А председатель Фонда национальной конкурентоспособности А. Хачатурян был уверен, что будут созданы «18-20 тысяч высокооплачиваемых рабочих мест». Ожидался рост ВВП на 300-400 млн долларов» [3, с. 2].

Как известно, среди авиапассажиров значительную долю составляют туристы. По своему характеру туризм и воздушные перевозки взаимосвязаны. В международном туризме самый большой удельный вес принадлежит воздушному транспорту. «Более 80 процентов пассажиров воздушного транспорта приходится на долю туристов. Транспортное обслуживание составляет значительную составную часть туристической путевки, примерно 30 процентов. По данным Всемирной туристической организации комплексное обслуживание одного туриста равноценно созданию 9 новых рабочих мест, стоимость создания которых в несколько раз ниже по сравнению с другими отраслями экономики» [4, с. 5].

Есть различные прогнозы роста объемов туризма. Согласно одному из них «до 2020 года число международных туристских посещений возрастет, достигнув 1,6 милиарда» [5, с. 3], ежегодно увеличиваясь на 53,857

миллиона или 6,3 процента. «Число мировых туристских посещений за последние 10 лет возросло в среденем на 4,6 процента. А Мировая туристическая организация ООН прогнозирует, что до 2020 года рост числа туристских посещений сохранится в среднем на уровне 4,1 процента в год. Мировой туристический совет прогнозирует, что спрос на туристские посещения до 2017 года будет расти ежегодно в среднем на 4,3 процента» [5, с. 6]. Согласно прогнозам, самый большой рост пассажиров будет заметен в Азии, Европа тоже будет иметь рост количества пассажиров.

Беспрерывному росту числа туристов не мешает даже то, что «рентабельность европейских авиаперевозчиков в расчете на одного пассажира понизилась (составляет примерно 40 евроцентов на одного пассажира) в связи с высокими налогами и пошлинами, а также со сложностью подачи инфраструктур» [6, с. 1]. Новшества в области авиаперевозок будут иметь влияние на дальность полета, скорость, комфортабельность и безопасность. За счет большей скорости дальние путешествия для многих станут более доступными.

Армения тоже находится в рамках тенденций роста мирового туризма. «Внутренний и внешний туризм за период 2008-2012 гг. возрос на около 8-9 процентов» [7, с. 1]. Прогнозируется сохранение тенденций роста, поскольку большие надежды возлагаются на либерализацию воздуха. «Внедрение политики «открытого неба» положительно отразится на экономических интересах большинства заинтересованных лиц. Новая политика в области туризма будет способствовать росту числа и расширению географии внутренних туристов» [8, с. 2]. Согласно прогнозам управления по туризму Министерства тор-

говли и экономического развития, характеристика туризма Армении на ближайшие годы оптимистическая. «По концепции наше видение зафиксировано до 2030 года. Предусмотрено, что до 2020 г. мы будем иметь 1,5 милиона туристов, а до 2030 г. - до 3 млн.» [9, с. 4]. До 2030 года ожидаемыми показателями в области туризма являются: «средний годовой рост количества посещающих туристов стабилизируется, достигнув до 9 процентов в год, в условиях роста на 4,1 процента числа туристических посещений в Европе доля Армении в европейских посещениях возростет до 0,3 процента» [5, с. 35].

Однако рост на 9 % прогнозируется в лучшем случае, если государство будет проводить более благоприятную политику, чем

до сих пор. Альтернативными случаями являются: «1) без государственной поддержки средний годовой рост числа международных туристских посещений в Армению составит 4 %, обеспечивая в 2030 г. более 1 млн. посещений туристов и доход около 750 млн. долларов США, 2) при сохранении нынешнего уровня государственной поддержки, средний ежегодный рост туристских посещений составит 7 %» [5, с. 37].

Таким образом, процент прогноза, сделанного по тенденциям роста международного туризма, получается 7,6 (табл. 2), если учесть, что более 80 % пассажиров воздушного транспорта приходится на долю туристов.

Таблица 2. Прогноз ежегодного роста объема перевозок авиапассажиров Армении по тенденциям роста международного туризма (7,6 %), тыс. пасс.

Показатель 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Объем перевозок 2363,716 2543,358 2736,653 2944,639 3168,432 3409,23 3668,33 3947,129 4247,111

Для обоснования осуществления авиационной политики, приведения в соответствие мощностей инфраструктуры, принятия целевых установок, выбора необходимых мишеней и новых предложений важны особенно прогнозы по пассажиропотокам. Для прогнозов размеров пассажиропотоков большое значение имеют особенно прогнозы по количеству и структуре населения. Для данного прогноза за основу приняты результаты переписи населения, проведенного в октябре 2011 года и официальные статистические данные того же года. «Прогнозирование проводил отдел демографии Министерства труда и социальных вопросов Армении, по программе «Спектрум» [10, с. 29].

Прогнозирующие расчеты населения Армении показывают, что при сохранении нынешних демографических тенденций за пять лет ожидается рост постоянного населения. Если данные показатели останутся постоянными, то в конце прогнозируемого периода - в начале 2018 года число постоянного населения Армении будет 3055300 человек, а целевым показателем, установленным программой правительства является 3074300 чел. Но, все же, учитывая отрицательные тенденции,

суммарный коэффициент рождаемости ожидается на уровне 1,8, что означает, что он «не обеспечивает 2,1 ребенка, необходимого для простого воспроизводства населения, т.е. в армянской семье пока еще не обеспечено рождение второго ребенка. В результате, в условиях ведения политики обеспечения расширенного воспроизводсва населения, не обеспечено даже простое воспроизводство» [10, с. 32].

Связь между численностью населения и объемом пассажирских перевозок ярко выражена в следующем соотношении: «объем общих пассажирских перевозок в мире ежегодно равен 3,5 млрд., т.е. в размере половины населения в 7 млрд.» [11, с. 1]. А в Армении этот показатель выше, так как по данным 2011 г. авиапассажиром был 1674475 человек, т.е. 55,5 % населения страны, в 2012 г. - 1763383 чел., 58,4 %, в 2013 г. - 1758300 чел., 58,3 %, в 2014 г. - 2082755 чел., 69 %, в 2015 г. - 1919000 чел., 64 %.

Если учесть данное соотношение -удельный вес количества пассажиров в числе населения и темпы его роста, с одной стороны, и прогнозы демографических показателей, с другой стороны, то расчеты показывают, что процент ежегодного роста объемов пассажирских авиаперевозок

получается 4,5. Прогнозы, сделанные на основе среднего процента роста удельного веса пассажиров приведены в табл. 3. Учитывая поправку прогнозируемым

Как известно, в Армении остались только два действующих аэропорта - «Звартноц» города Еревана и «Ширак» города Гюмри. Что касается Ширака, то его «пытаются превратить в аэропорт, обслуживающий бюджетные авиакомпании. Правительство имеет договоренность с дирекцией ЗАО «Международные аэропорты «Армения» о том, что она снизит тарифы. Ведутся переговоры с рядом бюджетных авиакомпаний, чтобы обеспечить их вход в рынок воздушных перевозок Армении» [12, с. 2].

Аэропорты в основном состоят из аэродрома, аэровокзала и грузового склада. Пропускные способности аэровокзала и аэродрома аэропорта Звартноц не соответствуют друг другу. Так, согласно стратегии развития сферы транспорта Армении, «в настоящее время аэропорт может обеспечить всего 15 взлет-посадок в час по ВПП 09 и 5 взлет-посадок по ВПП 27, что является низким показателем для одной и той же ВПП, использущейся для взлетов и посадок или по 09, или по 27» [1, с. 25]. Но в данном документе есть неточность - не аэропорт может обслужить 15 рейсов, а аэродром, а аэровокзал не может. Хотя пропускная способность взлетов и посадок аэродрома низкая, но аэровокзала - еще ниже, так как его посадочный зал может обслужить всего лишь 6 рейсов в час. При пропускной способности 6 рейсов в час «посадочный зал нового пассажирского комплекса может ежегодно обслужить 2,5 млн. пассажиров, а регистрационный зал -

показателем демографического роста 2018 года, прогнозируемые пассажирские перевозки получат числовые значения, приведенные в табл. 4.

3,5 млн.» [2, с. 7]. А рубеж 2 милионов был достигнут еще в 2014 году. Вывод такой: аэровокзал Звартноца был спроектирован с заранее известной низкой пропускной способностью, вместо того, чтобы учесть перспективу беспрерывного роста. После постройки, имея в виду все время возрастающий рост пассажиропотоков, руководство аэропорта в своем очередном пятилетнем генеральном проекте или бизнес плане поставило перед собой далеко идущие цели развития. «Способность обслуживания пассажиров аэропорта достигнет до 4 млн. в год. Будет возможно обслужить одновременно 10 рейсов, из них 7 через телескопический трап, а 3 по обычному трапу. Эти работы планируется осуществить в 2017-2018 гг.» [2, с. 8, 20]. Однако, в другой части бизнес плана запланированные мощности со своими сроками такие: 20172018 гг. - 2,5 млн., 2019 г. - 2,7 млн., 2030 г. -4 млн. [13, с. 9-10].

Аэропортом Звартноц выполнен тщательный анализ прогнозов пассажирских перевозок на ближайшие годы. Анализ выполнен, принимая за основу 3 основных фактора, влияющие на общую эксплуатацию и доходы международного аэропорта Звартноц - перевозки пассажиров, движение самолетов и перевозки грузов. Окончательный прогноз обобщен по результатам 3 разных моделей. «Для прогнозирования использованы три основных метода: 1) исторический и статистический - обобщенное среднее значение статистики фактического

Таблица 3. Прогноз ежегодного роста объема перевозок авиапассажиров Армении по демографическим прогнозам (4,5 %), тыс. пасс._

Показатель 201б 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Объем перевозок 2274,421 237б,77 2483,725 2595,493 2712,29 2834,343 29б1,888 3095,173

Таблица 4. Прогноз ежегодного роста объема перевозок авиапассажиров Армении учитывая поправку ожидаемого числа населения в 2018 году (4,5 %), тыс. пасс._

Показатель 201б 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Объем перевозок 2274,421 237б,77 2б74,б41 2795 2920,775 3052,21 3189,5б 3333,09

показателя и наблюдаемых прежних колебаний, 2) взаимосвязанность с ВВП -развитие и рост авиационной отрасли в основном зависят от тенденций развития экономики страны, 3) прогнозы различных организаций, когда разные организации

авиационной сферы выполняют и предоставляют свои прогнозы» [2, с. 10].

Наши прогнозы, выполненные по процентам, рассчитанным на основе исторических данных, приведены в табл.5.

Показатель 201б 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Объем перевозок 2015,713 2084,247 2155,111 2228,385 2304,15 2382,491 24б3,49б 2547,255

Таблица 5. Прогноз ежегодного роста объемов пассажирских авиаперевозок Армении по тенденциям роста, полученным аэропортом Звартноц (3,4 %), тыс. пасс.

Прогнозы, выполненные нами по взаимосвязанности с ВВП, приведены в процентам, рассчитанным на основе данных табл.6.

Таблица 6. Прогноз ежегодного роста объемов пассажирских авиаперевозок Армении по прогнозам ВВП (6,3, 6,4 %), тыс. пасс._

Показатель 201б 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Объем перевозок 2253,б58 2397,892 2551,357 2714,б44 2888,381 3073,23 32б9,92 3479,199 3701,8

Прогнозы, выполненные нами по организациями по Звартноцу, приведены в процентам, рассчитанным разными табл.7.

Таблица 7. Прогноз ежегодного роста объемов пассажирских авиаперевозок Армении по тенденциям роста прогнозов международных организаций (4,74-0,2 %), тыс. пасс.__

Показатель 201б 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Объем перевозок 2107,332 2195,587 2283,147 23б9,б32 2454,б54 2537,817 2б18,723 2б9б,97

Средние проценты, спрогнозированные Звартноцом, были определены, рассчитывая средние показатели данных трех методов [2, с. 13]. Таким образом, окончательные результаты - прогнозы ежегодного роста объемов пассажирских авиаперевозок Армении по тенденциям среднего роста прогнозов аэропорта Звартноц, приведены в табл. 8.

Однако, в окончательном расчете генерального плана за основу приняты проценты прогноза наибольшего роста, учитывая пре-

«Так как на рост рассмотрнных показателей могут повлиять многочисленные непредвиденные факторы, и прогнозы могут стать неточными, окончательный прогноз определяется с некоторым промежутком, чтобы избежать большие колебания. Предположен, что этот промежуток равен +/-2 %.» [2, с. 14].

имущества перехода к политике открытого неба с точки зрения роста (табл. 9).

Таблица 8. Наш прогноз ежегодного роста объемов пассажирских авиаперевозок Армении по тенденциям среднего роста прогнозов аэропорта Звартноц (4,8-0,05 %), тыс. пасс._

Показатель 201б 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Объем перевозок 212б,245 2225,392 2328,049 2434,278 2544,137 2б57,б81 2774,9б4 289б,03б

Таблица 9. Наш прогноз ежегодного роста объемов пассажирских авиаперевозок Армении по тенденциям наибольшего роста прогнозов аэропорта Звартноц (6,8-0,05 %), тыс. пасс._

Показатель 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Объем перевозок 2139,812 2282,388 2433,322 2593,021 2761,905 2940,407 3128,975 3328,072 3538,173

Одним из прогнозов, сделанных разными компаниями и государственными органами, является выработанная правительством «Концепция развития туризма». Она предполагает, что до 2030 г. темпы общего роста туризма (как желаемый вариант развития), составят стабильно 7 %. Также рамки процентных величин международных прогнозов созвучны с такого рода промежутками наших расчетов и находятся в почти тех же пределах. Так, «Аналитики ИАТА прогнозируют ежегодный рост объемов перевозок во всех регионах мира, пассажирских перевозок - на 5-10 %, а грузовых - на 6-17 %, в зависимости от региона» [4, с. 4].

В прогнозах других компаний для нас достойны внимания ожидания «Аэрофлота» от будущего, так как он имеет значительный удельный вес на рынке воздушных перевозок Армении. «На текущий год российский крупный авиаперевозчик «Аэрофлот» ожидает рост объема пассажирских перевозок не менее 15 %. Ожидается, что за год объем перевозок пассажиров составит примерно 20,3 млн. чел. Отметим, что по результатам 2012 года объем перевозок пассажиров «Аэрофлота» вырос на 24,6 %» [14, с. 1]. Наш прогноз ежегодного роста объемов пассажирских авиаперевозок Армении по процентам ожидаемого Аэрофлотом роста приведен в табл. 10.

Таблица 10. Наш прогноз ежегодного роста объемов пассажирских авиаперевозок Армении по тенденциям роста, ожидаемым Аэрофлотом (15 %), тыс. пасс._

Показатель 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Объем перевозок 2674,155 3075,278 3536,57 4067,056 4677,114 5378,681 6185,483 7113,306

В условиях современных политических и экономических изменений нельзя исключить, что краткосрочная авиационная среда может измениться очень быстро, в течение последних лет в авиационном рынке Армении очевидны изменения. Но, несмотря на то, что краткосрочные и среднесрочные тенденции могут измениться, все же, долгосрочные тенденции остаются в силе. Отдельные значения фактических

показателей могут отличаться от спрогнозированных, но к концу прогнозируемого срока их общая картина может совпасть, хотя и может быть

некоторый маленький интервал колебаний погрешности.

Сделанный нами анализ статистики авиаперевозок Армении показывает, что перевозки воздушным транспортом имеют тенденцию беспрерывного роста. «По нашим расчетам средний годовой прирост пассажирских перевозок аэропорта Звартноц за 10 лет составляет 7,7 %» [15, с. 137]. Исходя из расчетов данного темпа, были сделаны долгосрочные (более 5 лет) или перспективные прогнозы, приведенные в табл. 11. Для сравнения, и в продолжение табл. 1, представлены также уже известные в настоящее время фактические данные.

Таблица 11. Прогноз годового роста объемов перевозок пассажиров аэропорта Звартноц (7,7 %), тыс. пасс._

Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Прогноз 1822,084 1962,384 2113,487 2276,225 2451,494 2640,259 2843,558 3062,511 3298,324 3552,294

Фактически 1691,71 2044,898 1879,667

«Прогнозы сделаны по одному из извест- экстраполяции тенденций: были изучены ных методов прогнозирования - методом тенденции динамики уже существующих по-

казателей, которые математическими методами были продлены до 2022 г. Нужно отметить, что основным принципом данного метода является то, что будущее будет сформировано под влиянием тех же сил, которые сыграли решающую роль в прошлом. В науке данный метод считается эффективным до тех пор, пока условия остаются стабильными» [15, с. 137].

При том же подходе, если проследить за тенденциями изменений среднего годового прироста пассажирских перевозок гражданской авиации Армении, то будем очевидцами следующей картины. По тенденциям роста 1992-2013 гг. средний годовой рост составляет 1,6 %, по тенденциям роста 20012010 гг. средний годовой рост составляет 10,88 %, по тенденциям роста 2001-2013 гг. средний годовой рост составляет 8,8 %. По трем разным расчетам получаются три разные значения. В первом случае чересчур ма-

лая величина значения обусловлена тем, что передний предел (горизонт) периода рассматриваемого времени находится на большой дальности от настоящего времени, когда происходили большие политические и экономические изменения. Во втором случае удалены и передний, и задний пределы. В третьем расчете близок задний предел, но далек передний. Поэтому основой для прогнозов может быть принята величина роста, полученная в результате расчетов по четвертому варианту, в котором больше всего приближены к настоящему времени и передний, и задний пределы рассматриваемого периода. По четвертому варианту - по тенденциям роста 2004-2013 гг. средний годовой рост составляет 6,73 %. Исходя из расчетов данного темпа, сделаны прогнозы, приведенные в табл. 12.

Таблица 12. Прогноз годового роста объемов авиаперевозок пассажиров Армении (6,73 %), тыс. пасс.

Показатель 2015 201б 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Объем перевозок 2143,909 2288,194 2442,19 2б0б,549 2781,97 29б9,197 31б9,024 3382,299 3б09,928

Однако третий вариант тоже может иметь большую вероятность точности и внушить доверие, поскольку содержит более длинный

период устойчивого развития. Поэтому приведем также расчеты прогнозов по нему (табл. 13).

Таблица 13. Прогноз годового роста объемов авиаперевозок пассажиров Армении (8,8 %), тыс. пасс.

Показатель 2015 201б 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Объем перевозок 2271,085 2470,941 2б88,384 2924,9б2 3182,359 34б2,407 37б7,099 4098,б04 4459,281

Рассмотрены тенденции наиболее устойчивых лет для рынка воздушных перевозок Армении. 2013 г. был необычным, шоковым годом для армянской гражданской авиации, когда в начале года обанкротилась одна армянская авиакомпания, а другая начала деятельность в конце года. Этот

показатель не был характерен рынку Армении, не выражал его главную характеристику - тенденцию роста.

А если для прогнозных расчетов принять за основу темпы роста аэропорта Звартноц, то результат получится следующий (табл. 14).

Таблица 14. Прогноз годового роста объемов авиаперевозок пассажиров Армении (7,7 %), тыс. пасс.

Показатель 2015 201б 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Объем перевозок 2202,831 2372,449 2555,128 2751,873 29б3,7б7 3191,977 3437,759 3702,4бб 3987,55б

О достоверности прогнозов можно судить по фактическим данным. Так как к концу данного исследования стали известны также статистические данные 2015 года, то стало возможно сравнение предсказанных показателей с фактическими цифрами. Для

сравнения показателей рынка авиаперевозок Армении и перевозок пассажирсов аэропорта Звартноц, уже известные в настоящее время их фактические данные представлены в табл. 15.

Таблица 15. Фактические перевозки авиапассажиров Армении и аэропорта Звартноц, тыс. пасс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Армения 1158,2 1172,1 1405,632 1506,979 1469,242 1664,431 1674,475 1763,383 1758,3 2082,755 1919

Звартноц 1111,4 1172,1 1387,002 1482,79 1447,397 1612,016 1600,897 1691,815 1691,710 2044,898 1879,667

Как видно из сравнения фактических данных рассматриваемых показателей, из прогнозов, сделанных до того как стали известны фактические данные, с фактическими данными больше всего совпадает показатель 2014 г. Армении по таблице 13, а также фактический результат Звартноца очень близок к числовым значениям прогнозов таблиц 2, 10 и 14. Результат расчетов таблицы 13 получен по проценту среднего годового роста согласно тенденциям 2001-2013 гг. (8,8 %). Прогноз таблицы 2 выполнен по тенденциям роста международного туризма (7,6 %), таблицы 10 - по Аэрофлоту (15 %), а таблицы 14 - по темпам роста аэропорта Звартноц (7,7 %).

Для выявления связи динамики основных показателей рынка воздушных перевозок с периодами деятельности на рынке армянских перевозчиков (табл. 16), а также для обнаружения связи динамики пяти показателей, нами поставлены рядом показатели ВВП, ВВП на душу населения, перевозки пассажиров, перевозки грузов и движения самолетов (табл. 17), а также величины их ростов (табл. 18). Анализ показывает, что после выхода с рынка предпоследнего армянского перевозчика в начале 2013 г., общий объем перевозок в 2013 г. остался почти тем же, уменьшился всего на 5083 пассажиров, но значительно сократился темп прироста, показывая отрицательный результат, останавливаясь на уровне -0,3 % вместо 5,3 % предыдущего года. Потеря очевидна. Та же ситуация наблюдается и в случаях с перевозками грузов, почты и количеством рейсов - с потерями более чем в 15 раз. Следовательно, потери были не только у авиакомпании, но и цепной реакцией пострадали также аэропорт

и вся национальная экономика. Потери выражаются в упущенных возможностях, мог быть соответствующий процент роста, но рост был в меньших размерах.

А большому росту 2014 г. способствовала деятельность последнего армянского перевозчика в течение почти всего года. Правда, в росте показателя немалую роль сыграла также и политика «открытого неба». Роста грузовых перевозок нет, потому что авиакомпания «Эйр Армения»,

осуществляющая одновременно и перевозки на грузовых самолетах, сконцентрировала свое основное внимание, ресурсы, потенциал по направлению осуществления

пассажирской функции. В 2014 г. намного выросло и количество рейсов, хотя оно уступает показателю 2012 года, когда действовала частная армянская

авиакомпания с самым большим флотом -Армавиа. Причины роста 2014 г. те же -деятельность новой армянской авиакомпании и «открытое небо». Количество полетов могло быть больше, однако несколько крупных операторов перевозок предпочли латать на широкофюзеляжных самолетах большой вместимости, более эффективных при больших пассажиропотоках (А-310, Б-752, 753, 763, 772, 773), что стало возможно благодаря снятию прежних ограничений на количества пассажиров после перехода к «открытому небу».

Влияние деятельности авиакомпаний на ВВП особенно не заметно, его динамика независима от периодов деятельности авиакомпаний.

Как видно из табл. 17, прогноз о 20-25 процентах роста объема перевозок пассажиров, сделанный всвязи с переходом к «открытому небу» (стр. 1), почти стал

реальностью, в 2014 г. он увеличился на 18,5 %.

Так как доля аэропорта Ширак города Гюмри в перевозках Армении незначительна, что видно из табл. 15, ив последнем году составила всего 37857 человек или 1,82 %, то по самым пессимистичным прогнозам потребность в увеличении пропускной способности зала вылетов аэропорта Звартноц наступит уже в 2016 году, а зала регистрации - в 2018 г. (таб. 10). А по самым оптимистическим прогнозам эти сроки

наступят соответственно в 2023 и 2033 гг. (табл. 5). Очевидно, что интервалы передних и задних горизонтов прогнозов очень большие - 2016-2023 и 2018-2033, соответственно 7 и 15 лет. Поэтому, имея ввиду, что самым реалистичным из прогнозов для роста воздушных перевозок Армении является в среднем 8,8 % в год, а для аэропорта Звартноц - 7,7 %, то самыми вероятными сроками наступления

вышеупомянутых двух событий являются 2017-2018 и 2021-2022 гг.

Таблица 16. Армянские авиакомпании и сроки их деятельности

Авиакомпания Начало деятельности Конец деятельности

Армянские авиалинии 1991 15.04.2003

Арарат-авиа, внутреенние перевозки 1991 3.08.1999

Еравиа, грузовые 1992 2009

Гюмрийские авиалинии 1993 2005

Аракс 1995 1998

Двин-авиа 1996 1998

Юпитер 1998 1999

Урарту 1998 1999

Армянские международные авиалинии 2002 2005

12.12.1996

Армавиа Монополист на рынке СНГ - 2002 Монополист на межд. рынке -2005 29.03.2013

Эйр Армения 1) 18.03.2003 грузовые, 2) 27.10.2013 пассажирские 27.10.2014

Армения Нерегулярные перевозки 5.07.2016

Таблица 17. ВВП, пассажирские и грузовые перевозки, движение самолетов Армении

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 200б 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

1. ВВП, млрд драм 1175,9 13б2,5 1б24,б 1907,9 2242,9 2б5б,2 3149,3 3б4б,1 3141,7 34б0,2 3777,9 4000,7 4272,9 4525,875 5032,1

Рост ВВП, % 14 15,9 19,2 17,4 17,б 18,4 18,б 18,8 -13,8 10,1 9,2 5,9 б,8 5,9 11,2

2. ВВП на душу населен., тыс. др. 3б5,8 424,2 505,9 593,б б97,1 824,б 97б,1 1127,4 9б8,5 10б2,7 1252,8 1322,9 1413,9 1503,3 1б74,8

Рост ВВП на душу населения, % 34,9 1б 19,3 17,3 17,4 18,3 18,4 15,5 -14,1 9,7 17,9 5,б б,9 б,3 11,4

3. Пассаж. общие, тыс. пасс. 774,9 872 940,4 1128,9 1158,2 1172,1 1405,б32 150б,979 14б9,242 1бб4,431 1б74,475 17б3,383 1758,3 2082,755 1919

Рост пассажиров, % 2б,8 12,5 7,8 20 2,б 1,2 19,9 7,2 -2,5 13,3 0,б 5,3 -0,3 18,5 -7,9

3.1. Пассажиры. армянских перевозчиков, тыс. пасс. 388,3 4б1,1 388,4 548 51б 4б7,7 570,б5 б4б,319 701,978 75б,б28 523,831 400,2 78 9б, 118 0

Рост пасс. арм. перевоз-ов, % 15,9 18,8 -15,8 41,1 -5,8 -9,4 22 13,3 8,б 7,8 -30,8 -23,б -80,5 23,2 0

Удельный вес пасс. армянских перевозчиков, % 50,1 52,9 41,3 48,5 44,б 39,9 40,б 42,9 47,8 45,5 31,3 22,7 4,4 4,б 0

4. Грузы, почта, общие, т 114б9 8398 8743 9237 92б8 9294 10010,2 10839 840б,б 881б 10033 12280 10400 10400 10200

Рост перев. грузов, почты, % -17,4 -2б,8 4,1 5,7 0,3 0,3 7,7 8,3 -22.4 4.9 13,8 22.4 -15,3 0 -2

4.1. Грузы, почта арм. перевозчиков, т 3984 2855 2414 3877 3953 38б7 4159 4433 3813 4211 3бб3 4400 1700 282 0

Рост перевозок грузов, почты армянских перевозчиков, % -10,5 -28,3 -15,4 б0,б 2 -2,2 7,б б,б -14 10,4 -13 20,1 -б1,4 -83,5 0

Удельный вес грузов, почты арм. перевозчиков, % 34,7 34 27,б 42 42,7 41,б 41,5 40,9 45,4 47,8 3б,5 35,8 1б,4 2,7 0

5. Кол-во полетов, ед. б522 б191 б4бб 7б32 7398 7104 8119 8791 8885 1005б 10149 10б45 8953 10553 9171

Рост кол-ва полетов, % 19,7 -5,1 4,4 18 -3,1 -4 14,3 8.3 1,1 13,2 0.9 4,9 -15,9 17,9 -13,1

5.1. Кол-во полетов армянских перевозчиков, ед. - - - - - - - - 82б5 9475 7270 бб90 1270 1199 0

Рост кол. полетов армянских перевозчиков, % - - - - - - - - - 14,б -23,3 -8 -81,1 -5,б 0

Удельный вес полетов арм. перевозчиков, % - - - - - - - - 93 94,2 71,б б2,9 14,2 11,4 0

Таблица 18. Рост показателей ВВП, пассажирских и грузовых перевозок, движения

самолетов Армении

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рост ВВП, % 14 15,9 19,2 17,4 17,6 18,4 18,6 18,8 -13,8 10,1 9,2 5,9 6,8 5,9 11.2

Рост ВВП на душу насел., % 34,9 16 19,3 17,3 17,4 18,3 18,4 15,5 -14,1 9,7 17,9 5,6 6,9 6,3 11,4

Рост пассажиров, % 26,8 12,5 7,8 20 2,6 1,2 19,9 7,2 -2,5 13,3 0,6 5,3 -0,3 18,5 -7,9

Рост перев. грузов, почты, % -17,4 -26,8 4,1 5,7 0,3 0,3 7,7 8,3 -22.4 4.9 13,8 22.4 -15,3 0 -2

Рост кол-ва полетов, % 19,7 -5,1 4,4 18 -3,1 -4 14,3 8.3 1,1 13,2 0.9 4,9 -15,9 17,9 -13,1

Рост пасс. арм. перевоз-ов, % 15,9 18,8 -15,8 41,1 -5,8 -9,4 22 13,3 8,6 7,8 -30,8 -23,6 -80,5 23,2 0

Рост перевозок грузов, почты армянских перевозчиков, % -10,5 -28,3 -15,4 60,6 2 -2,2 7,6 6,6 -14 10,4 -13 20,1 -61,4 -83,5 0

Рост кол. полетов армянских перевозчиков, % - - - - - - - - - 14,6 -23,3 -8 -81,1 -5,6 0

Удельный вес пассажиров армянских перевозчиков, % 50,1 52,9 41,3 48,5 44,6 39,9 40,6 42,9 47,8 45,5 31,3 22,7 4,4 4,6 0

Удельный вес грузов, почты арм. перевозчиков, % 34,7 34 27,6 42 42,7 41,6 41,5 40,9 45,4 47,8 36,5 35,8 16,4 2,7 0

Удельный вес полетов арм. перевозчиков, % 93 94,2 71,6 62,9 14,2 11,4 0

Судя по историческим данным табл. 17, армянский воздушный транспорт прошел сложный путь, где были и взлеты и падения производственных и экономических показателей. В 2014 г. руководства ГУГА РА и аэропорта Звартноц торжественно отметили перевозку двухмиллионного пассажира. Но еще в 1990 г. емкость рынка воздушных перевозок Звартноца была 2650300 человек. Этому последовало беспрерывное падение до самого низкого уровня в 1999 г. в Звартноце - 561800 пасс., и в 2000 г. в Армении - 611200 пассажиров. Со следующего года показатели снова стали расти. Заметим, что в 1999 г. сразу несколько армянских авиакомпаний прекратили свою деятельность (табл. 16). Следующие падения были в 2009 и 2013 гг. Падение 2009 г. не звязано с выходом авиакомпаний с рынка, а с мировым экономическим кризисом, а 2013 г., как отмечалось выше, связано непосредственно.

До 1991 года не было проблемы постоянного увеличения пропускной способности аэровокзала аэропорта Звартноц, так как пропускная способность его круглого аэровокзала значительно превышала объемы спроса рынка. Он имел способность 2100 пасс. в час, столько, сколько не имеет даже его современный преемник - примерно 900 пасс. в час. В последующее время его способность

постепенно уменьшалась искусственно, пока был построен нынешний новый аэровокзал с низкой пропускной спсособностью. И сейчас постоянно стоит проблема сроков увеличения его пропускной способности. Вышеупомянутые прогнозы дают разные числовые значения, так как стоят на разных основаниях. Время покажет, какая из них более объективная.

Заключение показывает, что перевозки воздушным транспортом в Армении имеют тенденцию постоянного роста. Для роста авиаперевозок Армении самым

реалистичным из прогнозов является годовой средний процент 8,8, а для Звартноца - 7,7. Из прогнозов следует, что уже в ближайшем будущем необходимо иметь более высокую пропускную способность зала вылетов аэровокзального комплекса, а в далеком будущем - зала регистрации.

Деятельность армянских авиакомпаний или хотя бы одной авиакомпании положительно отражается на

производстенных и экономических показателях перевозок гражданской авиации. Растут пассажиропотоки, перевозки грузов и почты, количество полетов. Эта деятельность имеет благотворное влияние особенно на обеспечение конкуренции, а через это и на удовлетворение интересов потребителей, и на развитие рынка.

Библиографический список

1. Стратегия развития сферы транспорта Армении 2020. Ереван, ноябрь 2008 г. - Центр экономического развития и исследований. - http://www.edrc.am/hy/ . - 18.01.15. (На армянском языке)

2. Мастер план международного аэропорта Звартноц на период 2013-2017 гг. - ИРТЕК. -http://www.irtek.am/views/act.aspx?aid=74997. - 10.01.15. (На арм. яз.)

3. Степанян Г. Армянский синдром либерализма: Что дало Армении открытое небо? -aysor.am, 29.04.2014. - http://www.aysor.am/am/news/2014/04/29/ mirzoyan-petrosyan/775335. -30.12.14. (На арм. яз.)

4. Костромина Елена Владимировна. Повышение экономической эффективности деятельности российских авиакомпаний на мировом рынке воздушных перевозок : Дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.14 : Москва, 1999, 350 с.

5. Концепция развития туризма. - Министерство экономики Республики Армения, 2007. -http://www.mineconomy.am/up/files/Turism-consept-196.pdf . - 9.01.15. (На арм. яз.)

6. Об участии в некоторых международных мероприятиях делегации Главного управления. - aviation.am, 23.12.2014. - http://www.aviation.am/index.php/ news/256-2014-12-23-18-1602 . - 10.01.15. (На арм. яз.)

7. Обоснование необходимости принятия Закона РА «О внесении дополнения в Законе РА «О государственной пошлине». - Национальное собрание РА, 12.12.14. -http://www.parliament.am/drafts.php?sel= showdraft&DraftШ=36311. - 21.01.15. (На арм. яз.)

8. Программа обеспечения предоставления услуг конкурентоспособных и устойчивых авиаперевозок в Республике Армения. - Электронное управление Республики Армения, 23 октября 2013. - https://www.e-gov.am/u_files/file/decrees/kar/2013/10/13_1248.pdf. - 21.01.15. (На арм. яз.)

9. Мартиросян Г. До 2020 г. мы будем иметь 1,5 млн туристов. - Де факто, 27.02.2013. -http://www.df.am/news/513/mexak-apresyan.html. - 18.01.15. (На арм. яз.)

10. Отчет о проделанной работе в рамках ежегодной государственной программы 2012 г. по улучшению демографической ситуации. - www.mlsa.am/up/Hashvetvutjun2012-demografia.doc . - 10.01.15. (На арм. яз.)

11. Будет ли продолжать «Армавиа» паразитировать в нашей стране? - online-tv.am, 4.05.13.- http://online-tv.am/content/. - 10.01.15. (На арм. яз.)

12. Пассажиры аэропорта «Ширак» будут освобождены от «денег за воздух» - пошлины 10 тысяч драм. - aysor.am, 16.12.2014.- http://www.aysor.am/am/news/ 2014/12/16. - 10.01.15. (На арм. яз.)

13. Утвержден мастер план 2013-17 гг. аэропорта «Звартноц». - armef.com, 27.12.2013. -http://armef.com/news/category/comment/article/article_1388089319. - 10.01.15. (На арм. яз.)

14. «Аэрофлот» прогнозирует рост пассажирских перевозок на более чем 15 %. - b24.am, 21.06.2013. - http://b24.am/business/43244.html. - 10.01.15. (На арм. яз.)

15. Хачатрян Г.А. Вопросы совершенствования организации воздушных перевозок Армении // Научные труды Национального университета архитектуры и строительства Армении. - Ереван, 2014. Т. 3 (54), С. 135-143. (На арм. яз.)

FORECASTING OF CAPACITY OF AIR TRANSPORTATION IN ARMENIA

G.A. Khachatryan, candidate of economic sciences, associate professor Armenian national polytechnic university (Armenia, Yerevan)

Abstract. The article presents the application offorecasting methods for the prediction of growth capacity of air transport market in Armenia. Considers tendencies of growth in different sectors, according to forecasts made by different organizations, and their application for air transportation forecasts. Compared the predicted indicators with the known actual figures. Analyzed the relationship dynamics predicted performance with the dynamics of some of the main indicators of the national economy. Made suggestions on the timing of increasing the capacity of the airport.

Keywords: passenger, market, indicator, growth, prediction, term.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.