УДК 332
Джамай Екатерина Викторовна
Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского г. Москва [email protected]
Демин Сергей Сергеевич
Государственный научноисследовательский институт гражданской авиации г. Москва [email protected]
Анализ текущих
ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Ekaterina V. Dzhamay
Russian state technological university name K.E. Tsiolkovsky Moscow [email protected]
Sergey S. Dyomin
State Civil Aviation Research Institute Moscow
Analysis of current
TRENDS AND FORECAST OF THE DEVELOPMENT OF THE DOMESTIC CIVIL
aviation market
Аннотация. В работе проведен анализ современного состояния отечественного рынка гражданской авиационной техники по следующим сегментам - гражданские магистральные и региональные самолеты, авиация общего назначения, гражданские вертолеты, рынок технического обслуживания и ремонта. Представлены результаты анализа рынка авиационных перевозок, как ключевого фактора успеха развития рынка гражданской авиационной техники. В статье даны прогнозные оценки развития воздушного транспорта в России и сделан анализ развития наземной инфраструктуры. Авторы предлагают прогнозный анализ динамики мирового и внутреннего рынка потребностей воздушных судов, а также динамики перевозок на среднесрочную перспективу.
Ключевые слова: авиационная промышленность, гражданская авиационная техника, авиационные перевозки, пассажирооборот, прогнозный анализ.
Annotation. In work the analysis of the current state of the domestic civil aircraft market in the following segments - civil mainline and regional aircraft, General aviation, civil helicopters market maintenance and repair. The results of the analysis of the aviation market as a key factor in the success of market development of civil aviation technology. The article provides forecasts of the development of air transport in Russia and made an analysis of the development of ground infrastructure. The authors propose a predictive analysis of the dynamics of the global and domestic market needs of aircraft, as well as the dynamics of transport in the medium term.
Keywords: the aviation industry, civil aviation, air transportation, passenger transportation, predictive analysis.
Авиационная промышленность, являясь наукоемкой высокотехнологичной отраслью, имеет существенное значение для обеспечения обороноспособности государства и наряду с космической и атомной отраслями входит в состав базовых составляющих промышленности России. Сегодня только несколько стран в мире, включая Россию, владеют всем комплексом возможностей, позволяющих создать летательный аппарат [1 ].
Общий объем ранка гражданской авиатехники в 2013 году составил 170 млрд долл., в т.ч. рынок авиационной техники - в 113,5 млрд. долл., рынок технического обслуживания и ремонта - в 56,3 млрд долл. Преобладающей на рынке гражданской авиационной техники является продук-
ция самолетостроения (94 %), около 6 % рынка принадлежит гражданским вертолетам.
Основной объем рынка гражданских самолетов (71 %) занимают магистральные самолеты (узкофюзеляжные и широкофюзеляжные), вторая по величине доля (22 %) приходится на самолеты деловой и частной авиации, остальные 7 % рынка приходится на региональные самолеты. Рынок магистральных самолетов объединяет 2 основных сегмента - узкофюзеляжные и широкофюзеляжные самолеты. Объем самого масштабного по величине сегмента - рынка узкофюзеляжных самолетов - оценивается в 43,7 млрд долл., вторым по величине является сегмент широкофюзеляжных самолеты (32,6 млрд долл.). Рынок региональных
137
самолетов также имеет 2 основных структурных элемента - сегмент турбореактивных самолетов (4,0 млрд долл.) и сегмент турбовинтовых самолетов (3,0 млрд долл.). Преобладающую долю на рынке самолетов деловой и частной авиации занимают самолеты бизнес-авиации с реактивными двигателями (бизнес-джеты) - объем данного сегмента составляет 21,1 млрд. долл. Объем поставок турбовинтовых самолетов составляет 1,8 млрд долл., самолетов с поршневыми двигателями -0,5 млрд долл.
Рынок вертолетов гражданского назначения составляет 30 % от общего годового объема мирового рынка финальной продукции вертолетостроения. Структура рынка гражданских вертолетов в настоящее время следующая: легкие вертолеты -
3.0 млрд долл. (44 %), вертолеты промежуточного класса - 1,9 млрд долл. (28 %), средние вертолеты - 1,8 млрд долл. (27 %), тяжелые и сверхтяжелые вертолеты - 0,2 млрд долл. (2 %).
Рынок технического обслуживания и ремонта состоит из 3-х элементов - авиационные двигатели, авиационное специализированное оборудование, авиационные конструкции и общесамолетное оборудование. Объем самого большого сегмента в области авиационных двигателей составляет 29,8 млрд долл. (53 %). На долю авиационного специализированного оборудования приходится 39 % (22,0 млрд долл.), на долю авиационных конструкций и общесамолетного оборудования - 8 % (4,5 млрд долл.).
Ключевым фактором, определяющим развитие рынка гражданской авиационной техники, является спрос на авиаперевозки. Основными показателями, характеризующими развитие рынка авиаперевозок, являются: пассажирооборот (измеряется в пас.-км), грузооборот (измеряется в т-км), а также объемы перевозки пассажиров и грузов [2]. За период 2000-2013 гг. пассажирооборот воздушного транспорта в мире увеличился в 1,9 раза и в 2013 году составил 5,8 трлн пкм. Количество перевезенных пассажиров составило
3.1 млрд. чел. (рост по отношению к 2000 г. -в 1,86 раза). Грузооборот воздушного транспорта в мире за период 2000-2013 гг. увеличился в 1,54 раза и в 2013 году составил 190,8 млрд ткм. Объем перевезенных грузов в 2013 году составил 49,3 млн. тонн, увеличившись по отношению к 2000 году в 2,62 раза.
Российский рынок авиаперевозок, несмотря на отдельные спады, начиная с 2000 года, демонстрирует устойчивый рост. Среднегодовые темпы роста объемов пассажирских авиаперевозок в России примерно в 2,3 раза превышают соответствующие среднемировые показатели. Всего за период 2000-2013 годы пассажирооборот российских авиакомпаний на регулярных маршрутах увеличился в 4,2 раза и составил 225,2 млрд пкм. Рост количества перевезенных пассажиров составил 3,9 раза; а общее количество пассажиров, перевезенных в 2013 году - 84,6 млн чел., максимально приблизившись к рекордному показателю, достигнутому в 1990 году - 93,4 млн. чел. Основной вклад в увеличение объема пассажирских авиаперевозок в России обеспечивает рост перевозок на между-
народных маршрутах, объем которых в 2012 году впервые превысил объем внутренних авиаперевозок. При этом доля внутренних перевозок в общем объеме перевезенных пассажиров снизилась с 61,5 % в 2000 году до 46,4 % в 2013 году.
Несмотря на высокие темпы роста пассажирских авиаперевозок, авиационная мобильность населения в России значительно ниже, чем во многих развитых странах [3]. Коэффициент авиационной подвижности населения (характеризует среднее количество авиаперелетов, совершаемых одним жителем страны в год) в России в настоящее время составляет около 0,5, что примерно в 35 раз ниже уровня развитых стран. Доля местных перевозок в общем объеме внутрироссийских авиаперевозок незначительна и составляет: по кол ичеству перевезенных пассажиров - 4,6 %, по пассажирообороту - 1,6 %.
Темпы роста объема грузовых авиаперевозок в России примерно в 2 раза ниже темпов роста пассажирских, однако в 1,1 -1,3 раза превышают среднемировые показатели. Следует отметить, что, начиная с 2011 года, темпы роста грузовых авиаперевозок в России - минимальные (в среднем - 2-3 %), а в 2013 году произошло снижение грузооборота на 1,5 %.
В настоящее время коммерческий парк российских эксплуатантов насчитывает 1 527 самолетов. Из общего количества коммерческих самолетов 655 (42,9 % от общего объема парка) относятся к категории магистральных самолетов, 332 (21,7 %) - к категории региональных, 120 (7,9 %) - к грузовым; в состав парка также входят 382 легких самолета (25,0 %) и 38 бизнес-джетов (2,5 %). Доля иностранных воздушных судов в настоящее время составляет 49,6 % действующего самолетного парка. Основной объем авиаперевозок в России осуществляется с использованием магистральных самолетов -на их долю приходится 97,5 % от общего пассажирооборота российских коммерческих эксплуатантов. На втором месте находятся региональ-н ы е самолеты с долей в 2,2 %. Объемы перевозок легкими самолетами, бизнес-джетами и вертолета ми незначительны и в общей сумме составляют менее 1 % от совокупного пассажирооборота. В настоящее время основной объем авиаперевозок страны осуществляется с использованием иностранных самолетов.
Действующий коммерческий парк вертолетов российских эксплуатантов в настоящее время составляет 966 судов. Наибольшее количество вертолетов (793 ед., или 82,1 % от общего объема парка) относится к вертолетам среднего класса, в основном это вертолеты семейства Ми-8, введенные в эксплуатацию в 1970-1980-е годы. В последние годы значительно увеличилось количество вертолетов легкого класса (135 ед., 14,0 %), более 70 % из которых составляют вертолеты иностранного производства. В целом доля иностранных вертолетов в настоящее время составляет 11,1 % действующего в России вертолетного парка. Основной объем авиационных работ по-прежнему осуществляется вертолетами отечественного производства. Однако
138
доля иностранных вертолетов постоянно увеличивается.
Рост пассажиропотока и объема авиаперевозок требуют повышенного внимания к развитию системы управления безопасностью полетов воздушных судов в соответствии с требованиями и рекомендуемой практикой ICAO, транспортной безопасности, наземной инфраструктуры и системы организации воздушного движения. В России продолжается негативная тенденция сокращения количества действующих аэропортов, которое происходит, в основном, за счет аэропортов, обслуживающих внутренние авиалинии. Развитие рынка авиаперевозок в стране сдерживается, в том числе по причине недостаточного развития аэропортовой инфраструктуры в регионах. Концентрация пассажиропотока в аэропортах Московского авиаузла, с одной стороны, носит объективный социально-эконо-мический характер, а с другой стороны, требует выработки и реализации экономически и технологически обоснованной стратегии развития московских аэропортов [4].
В соответствии со сложившейся практикой, прогнозирование развития рынков авиационной техники осуществляется на основе специально разрабатываемых моделей, в которых закладываются определенные зависимости, содержащие исходные данные и прогнозную динамику изменения факторов, которые, по мнение разработчиков, в значи-
тельной степени определяют развитие и будущее состояние рассматриваемых рынков. Во многих случаях, особенно тогда, когда разработчиками прогнозов являются непосредственные участники рынка, прогнозы составляются в отношении только тех сегментов рынка, в которых представлены продукты разработчика или планируется их появление, а также происходит сознательное акцентирование внимание на тех факторах, которые благоприятствуют развитию сегментов рынка, в которых заинтересованы составители прогноза [5]. Кроме того, будущее развитие рынков высокотехнологичной продукции в значительной степени зависит от разрабатываемых конструктивно-технологических решений (инновационных технологий), которые могут появиться на рынке в виде новых видов продукции либо уже выпускаемой продукции, но обладающей новыми потребительскими свойствами. Подобного рода инновации могут серьезно изменить состояние и структуру рынка, что неизбежно повлечет за собой изменение (пересмотр) прогнозов, разработанных в предыдущие годы.
Транспортной стратегией России на период до 2030 года установлены следующие прогнозные оценки развития российского рынка авиаперевозок. Пассажирооборот воздушного транспорта за период 2013-2030 гг. вырастет в 1,83 раза, количество перевезенных пассажиров - в 1,81 раза, рост грузооборота составит 196,0 %, объем перевезенных грузов увеличится в 1,83 раза (табл. 1).
Таблица 1
Прогнозные оценки развития воздушного транспорта в России
№ Показатель 2013 2015 2018 2020 2024 2030 2030/2013 ( %)
1. Пассажирооборот (млрд пкм) 225,2 213,8 257,5 291,6 336,3 413,8 183,8 %
2. Перевезено пассажиров (млн чел.) 84,6 86,5 97,3 105,3 123,1 152,8 180,7 %
3. Г рузооборот (млрд. ткм) 5,0 5,8 6,5 7,0 8,1 9,8 196,0 %
4. Перевезено грузов (млн. т) 1,00 1,14 1,26 1,34 1,52 1,83 182,7 %
Источник информации: Минтранс России.
Ожидается, что объем мирового рынка финальной продукции гражданского авиастроения к 2025 году увеличится более чем в 1,3 раза и превысит уровень 150 млрд долл. (в ценах 2013 г.).
В соответствии с прогнозом, разработанным ОАО «ОАК», сегмент магистральных и региональных самолетов, предназначенных для ком-
мерческой эксплуатации, приблизится к уровню
111,1 млрд долл. Как и в настоящее время, преобладающая доля рынка будет принадлежать магистральным самолетам. Объем продаж пассажирских и грузовых самолетов в этом сегменте составит, согласно прогнозу, 101,6 млрд долл. Объем рынка региональных самолетов превысит 9,5 млрд долл. (табл. 2).
Таблица 2
Прогноз динамики мирового рынка магистральных и региональных самолетов в стоимостном выражении, млрд долл.
Типы ВС 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Магистральные 76,3 78,6 81,9 83,4 80,6 89,5 94,9 96,5 94,1 94,1 95,2 98,8 101,6
Региональные 7,0 8,3 9,9 8,7 8,8 7,9 8,4 8,8 8,8 8,9 9,3 9,2 9,5
Всего 83,4 86,9 91,8 92,0 89,4 97,4 103,3 105,3 103,0 103,0 104,5 108,0 111,1
Источник информации: ОАО «ОАК».
В настоящее время на внутреннем рынке про- водства. По итогам 2013 года доля поставок оте-
дукции гражданского самолетостроения преоб- чественной авиатехники на внутренний рынок
ладают поставки самолетов зарубежного произ- составила около 12 %. Согласно долгосрочным
139
прогнозам, в России ожидается высокий рост спроса на авиаперевозки и, следовательно, на
авиационную технику (табл. 3).
Таблица 3
Прогноз динамики внутреннего рынка магистральных и региональных самолетов в стоимостном выражении, млрд долл. США
Типы ВС 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Магистральные 2,994 3,242 4,111 4,194 4,155 4,378 5,544 5,685 6,262 5,433 7,280 7,837 9,157
Региональные 0,484 0,465 0,453 0,422 0,391 0,478 0,437 0,469 0,345 0,428 0,454 0,549 0,600
Всего 3,479 3,707 4,564 4,617 4,546 4,855 5,980 6,154 6,607 5,861 7,733 8,386 9,757
Источник информации: Росавиация, ОАО «МАЦ».
Доля отечественной продукции в общем объеме поставок гражданских самолетов на внутренний рынок будет возрастать. В денежном выражении объем внутреннего рынка магистральных и региональных самолетов к 2025 году возрастет до 9,8 млрд долл. (8,8 % соответствующего сегмента мирового рынка). Доля отечественной продукции в этом объеме должна составить 36,4 %. Ожидается, что особенно динамично доля отечественной авиатехники на внутреннем рынке будет расти после 2018 года, что связано с выходом на максимальные темпы выпуска самолетов SSJ-100 и началом поставок на рынок самолетов МС-21.
Прогнозы развития рынка вертолетов традиционно носят более краткосрочный характер по сравнению с прогнозами развития самолетного
рынка. В то же время, имеющиеся данные позволяют оценить развитие рынка гражданской вертолетной техники и спрогнозировать участие в нем российских производителей. В период до 2025 года ожидается рост рынка гражданской продукции вертолетостроения и достижение уровня около 9,9 млрд долл. (табл. 4). Прогнозируются более высокие темпы роста в сегментах промежуточных, средних и легких вертолетов, что объясняется ростом потребностей в корпоративном и частном секторах, а также в добывающих отраслях промышленности и службах экстренной помощи и охраны правопорядка. Уровень конкуренции в отрасли усилится за счет выхода на рынок новых производителей Китая, Индии, а также создания техники нового поколения «традиционными» европейскими и американскими поставщиками.
Таблица 4
Прогноз динамики мирового рынка гражданских вертолетов в стоимостном выражении, млрд. долл. США
Типы ВС 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Легкие 2,977 3,213 3,362 3,615 3,761 3,922 4,065 3,925 3,662 3,635 3,741 3,849 3,882
Промежуточные 1,884 2,022 2,175 2,464 2,681 2,858 2,945 2,837 2,653 2,650 2,742 2,836 2,874
Средние 1,806 2,036 2,047 2,220 2,414 2,478 2,591 2,486 2,342 2,333 2,408 2,484 2,512
Тяжелые 0,078 0,132 0,250 0,338 0,403 0,441 0,444 0,430 0,460 0,479 0,514 0,548 0,572
Сверхтяжелые 0,076 0,075 0,063 0,083 0,070 0,113 0,110 0,104 0,073 0,072 0,073 0,074 0,075
Всего 6,821 7,478 7,897 8,720 9,329 9,812 10,155 9,781 9,190 9,169 9,477 9,792 9,915
Источник информации: ОАО «Вертолеты России», ОАО «МАЦ».
Прогноз объема поставок продукции российского гражданского вертолетостроения в денежном выражении предусматривает увеличение поставок на мировой рынок с ожидаемого в 2013 году уровня 680,8 млн. долл. до почти 2,2 млрд. долл. к 2025 году, то есть 3,3 раза. Это должно обеспечить увеличение российской доли на расту-
Таблица 5
щем рынке гражданских вертолетов с текущего уровня 10,0 % до 22,5 %.
В период до 2025 года ожидается рост внутрироссийского рынка гражданских вертолетов и достижение им уровня около 1,4 млрд долл. (табл. 5).
Прогноз динамики внутреннего рынка гражданских вертолетов в стоимостном выражении, млрд. долл. США
Типы ВС 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Легкие 0,168 0,243 0,234 0,219 0,207 0,156 0,159 0,270 0,264 0,258 0,270 0,270 0,270
Промежуточные 0,024 0,096 0,112 0,152 0,208 0,208 0,168 0,216 0,168 0,184 0,144 0,208 0,184
Средние 0,407 0,462 0,429 0,396 0,396 0,396 0,330 0,352 0,330 0,440 0,572 0,572 0,748
Тяжелые 0,068 0,051 0,136 0,204 0,238 0,153 0,153 0,136 0,170 0,170 0,102 0,102 0,119
Сверхтяжелые 0,038 0,038 0,038 0,038 0,038 0,757 0,080 0,121 0,042 0,080 0,042 0,042 0,080
Всего 0,705 0,890 0,949 1,009 1,087 1,670 0,890 1,095 0,974 1,132 1,130 1,194 1,401
Источник информации: ОАО «Вертолеты России», ОАО «МАЦ».
140
Прогноз объема поставок продукции российского гражданского вертолетостроения в денежном выражении предусматривает увеличение поставок на внутренний рынок с ожидаемого в 2013 году уровня 415 млн долл. до 970 млн долл. к 2020 году и 1,28 млрд долл. в 2025 году, то есть в 2,3-3,1 раза. Это должно обеспечить поддержание российской доли на растущем российском рынке гражданских вертолетов на уровне 80-90 %.
Большое значение для повышения авиационной мобильности населения имеет разработка и реЛитература:
1. Калачанов В.Д. Формирование и оптимизация ресурсного обеспечения программ авиастроительного производства / В.Д. Калачанов, Е.В. Джамай Авиакосмическая техника и технология, 2005. № 4. С. 61-69.
2. Демин С.С. Организация производства и эксплуатации конкурентоспособной продукции наукоемких отраслей промышленности (на примере авиационной промышленности) / С.С. Демин, А.В. Лопатин, И.А. Голюк // Организатор производства, 2006. № 4. С. 69-73.
3. Калачанов В.Д. Экономический анализ производства и испытаний гражданской авиационной техники / В.Д. Калачанов, Е.В. Джамай, М.В. Филатов, Б.М. Шапиро // Авиакосмическая техника и технология, 2001. № 1. С. 45-53.
4. Джамай Е.В. Управление развитием отечественных наукоемких отраслей на основе инновационной модернизации производства / Е.В. Джамай, С.С. Демин // Вестник МГОУ. Серия: Экономика, 2012. № 4. С. 27-30.
5. Джамай Е.В. Ресурсное обеспечение наукоемкого авиационного производства: финансовоэкономический аспект. М. : Изд-во МАИ, 2006.
ализация государственной политики в отношении развития региональных и местных аэропортов, а также системы организации воздушного движения с целью увеличения пропускной способности Московской воздушной зоны, а также снятия избыточных ограничений на полеты гражданской авиационной техники. Вместе с тем, ограниченность финансовых ресурсов не означает невозможности активизации производства конкурентоспособной авиационной техники, отвечающей всем жестким требованиям международных стандартов качества.
Literature:
1. Kalachanov V.D. Formation and optimization of resource support programs / V.D. Kalachanov, E.V. Dzhamay Aerospace aircraft manufacturing production equipment and technology, 2005. № 4. Р. 61-69.
2. Demin S.S. Organization of the production and operation of competitive products high-tech industries (for example, the aviation industry) / S.S. Demin, A.V. Lopatin, I.A. Golyuk // Production Organizer, 2006. № 4. Р. 69-73.
3. Kalachanov V.D. Economic analysis of the production and testing of civil aeronautical engineering / V . D. Kalachanov, E.V. Dzhamay, M.V. Filatov, B.M. Shapiro // Aerospace Engineering and Technology, 2001. № 1. Р. 45-53.
4. Dzhamay E.V. Managing the development of domestic high-tech industries based on innovative modernization of production / E.V. Dzhamay, S.S. Demin Herald MGOU. Series: Economy, 2012. № 4. Р. 27-30.
5. Dzhamay E.V. Resource maintenance of high-tech aircraft production: the financial and economic aspect. M. : Publishing House of the Moscow Aviation Institute, 2006.
141