Научная статья на тему 'Прогнозная оценка динамики развития электроэнергетики в России в рамках концепции маркетинга'

Прогнозная оценка динамики развития электроэнергетики в России в рамках концепции маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / МАРКЕТИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ/ПОСТАВЩИКОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДАЖАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поповский Сергей Николаевич

Показано взаимодействие участников рынка электроэнергии с конечными потребителями на современном этапе развития электроэнергетического рынка Исследован маркетинговый инструментарий управления взаимодействием, направленный на решение задач формирования маркетинговых информационных систем на рынке, анализа качества оказываемых услуг/продаваемой продукции, развития обратной связи с потребителями, повышения эффективности использования электроэнергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозная оценка динамики развития электроэнергетики в России в рамках концепции маркетинга»

Прогнозная оценка динамики развития электроэнергетики в России в

рамках концепции маркетинга

Поповский Сергей Николаевич, соискатель кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный

университет

Аннотация. Показано взаимодействие участников рынка электроэнергии с конечными потребителями на современном этапе развития электроэнергетического рынка Исследован маркетинговый инструментарий управления взаимодействием, направленный на решение задач формирования маркетинговых информационных систем на рынке, анализа качества оказываемых услуг/продаваемой продукции, развития обратной связи с потребителями, повышения эффективности использования электроэнергии.

Ключевые слова: взаимодействия участников рынка электроэнергии, маркетинговый инструментарий взаимодействия потребителей и производителей/поставщиков электроэнергии, эффективность

энергопотребления, маркетинговый механизм управления продажами.

LOOK-AHEAD ASSESSMENT OF DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF POWER INDUSTRY IN RUSSIA WITHIN THE MARKETING CONCEPT

Summary. Interaction of participants of the market of the electric power with end users at the present stage of development of the electricity market is shown. The marketing tools of management by the interaction, directed on the solution of problems of formation of marketing information systems in the market, the analysis of quality of rendered services / sold production, feedback development with consumers, increases of efficiency of use of the electric power are investigated.

Keywords: interactions of participants of the market of the electric power, marketing tools of interaction of consumers and producers/suppliers of the electric power, efficiency of power consumption, marketing mechanism of management of sales.

В последнее время в печати все чаще появляются публикации, касающиеся выбора дальнейших путей развития энергетики в условиях нарастающего дефицита энергии во всем мире. Основные споры и прогнозы при этом относятся к прогнозам динамики энергопотребления и выбора

структуры генерирующих мощностей, определяемым видами энергоресурсов с учетом их возможных запасов, объемов добычи и эффективности.

Субъект маркетингового управления в рамках данного подхода должен определить границы предприятия, полагая, что цель его функционирования известна. Необходимо в состав системы включить те элементы, которые своим функционированием обеспечивают реализацию заданной цели, а, следовательно, конструктивное определение маркетингового управления предприятием состоит в следующем: маркетинговое управление - это конечное множество функциональных задач, инструментов их реализации и отношений между ними, которые формируются как результат взаимодействия с окружающей средой в соответствии с поставленной целью предприятия в рамках определенного временного интервала ее реализации [1].

Как указывает Е. Забелло [2], анализируя сложившуюся ситуацию с поиском стратегических путей развития систем управления продажами на рынке электроэнергетики необходимо обратиться к опыту США, где вопрос модернизации энергетической системы в целях обеспечения экономической и национальной безопасности рассматривался на государственном уровне, в результате чего был разработан документ «Сеть 2030» - «Национальный взгляд (видение) на второе столетие электроэнергетики» [3]. В названном документе констатировано, что электрическая система Америки - «высшее техническое достижение 20-го столетия - становится неэффективной, перегруженной и неспособной к обеспечению будущих потребностей энергии будущей информационной экономики...».

Очевидно, что перегруженность требует мер по разрешению данной ситуации. В этих целях предложено использовать инструментарий социального маркетинга. Однако Е. Забелло указывает, что в одном из разделов документа подробно рассматривается будущая «Сеть - 2030» как «полностью автоматизированная сеть доставки электроэнергии, которая контролирует и управляет каждым клиентом и узлом, гарантируя

двусторонний поток электричества и информации между электростанцией и потребителем.». В частности, к 2010 г. будет «организовано более широкое использование программ управления энергопотреблением со стороны заказчиков» и обеспечено «использование разумных (домашних) приборов», к 2020 г. все бытовые приборы будут обеспечены интеллектуальным управлением», к 2030 г. должна быть «обеспечена полностью автоматическая система реагирования на потребности потребителей». Главным прорывом создаваемой системы названо ее базирование на информационных и сетевых технологиях.

Таким образом, речь идет об автоматизации взаимодействия с потребителями электроэнергии. Необходимо учитывать, что программа «Сеть 2030» - пример «масштабного социотехнического проекта, стоящего в одном ряду с проектами ГОЭЛРО и ЕЭС СССР, и этим сильно отличается от проекта ГОЭЛРО-2, в котором социальная составляющая и социальная ориентация практически отсутствуют» [4]. Однако, здесь нельзя согласиться с данным взглядом, поскольку автоматизация управления взаимодействия с потребителем всегда предусматривает гибкое реагирование информационной системы на его потребности, а, следовательно, по сути, для каждого потребителя используется индивидуальный подход к взаимодействию.

В частности, традиционные системы взаимодействия с потребителями (CRM-системы), которые активности внедряются в различных сферах деятельности в России и за рубежом, предусматривают обеспечение [5]:

- соответствия функциональных возможностей системы целям бизнеса и стратегии компании;

- возможности интеграции системы с корпоративными информационными системами потребителей;

- возможности доработки CRM-систем с ориентацией на потребности конкретной компании.

Как пишет Черкашин П.А. [6], при внедрении систем взаимодействия с потребителем понимание шагов по взаимодействию с клиентом вне

зависимости от того, по какому каналу оно происходило, может быть очень полезно для специалистов при решении приходящих от клиента запросов. Еще более важным может быть понимание всей истории отношений с клиентом и истории его покупок: при каких обстоятельствах и для каких целей клиент осуществляет покупку, какие дополнительные опции и компоненты он постоянно докупает, как он реагирует на маркетинговые предложения. История покупок, объединенная с другой доступной информацией о клиенте, может сформировать рейтинг ценности данного клиента с учетом его потенциальной покупательской способности. Такая информация может быть систематизирована для специалиста службы маркетинга в любой момент времени.

Все эти функции и задачи, которые, по сути, обязательно должны быть реализованы в любой автоматизированной системе управления доставками электроэнергии, предоставляют огромный объем информации для реализации маркетинговых мероприятий, а, следовательно, гибкого реагирования на потребности потребителей.

Как указывает А.Д. Вершинина, описывая возможности автоматизированных систем для управления отделом маркетинга, «система анализа эффективности маркетинговых кампаний и контроля исполнительской дисциплины, автоматически заложенная в функциональность различных CRM-систем (Microsoft Dynamics CRM, Terrasoft CRM, SugarCRM и многих других) позволит отслеживать выполнение этих показателей. Речь идет о таких показателях, как количество привлеченных клиентов, проведенных мероприятий, опубликованных материалов в СМИ, снижение процента отказов от сделок или рост повторных продаж. Если раньше требовалось несколько дней на подготовку отчетности, при этом актуальность этой отчетности всегда была под вопросом, то теперь достаточно 5 минут. В режиме реального времени руководитель отдела или генеральный директор получит актуальные данные о действиях менеджеров по маркетингу за неделю, о результатах

проведенного мероприятия, отчет по маркетинговым затратам и прибылям за месяц (неделю, квартал, г.) и сможет быстро составить бюджет на следующий период. На основе этих данных можно оперативно корректировать маркетинговую стратегию» [7].

К сожалению, независимые субъекты рынка и региональные энергетические комиссии России на сегодняшний день подобные мероприятия практически не стимулируют [2]. Особенно это касается реализации гибкого подхода к ценообразованию на рынке. В таких условиях потребители отказываются от дифференцированных по зонам суток тарифов. В результате из-за повышенной платы за электроэнергию и мощность повышается цена на производимую продукцию, а у генерирующих компаний снижается эффективность использования основных фондов. В конечном итоге убытки несет и государство в целом. Сегодня в энергетике России создан оптовый и розничный рынки энергии и мощности, имеется достаточно разнообразное «тарифное» меню с учетом временных зон суток, сезонов года, уровней напряжения и т.д., развивается информационное обеспечение, на что истрачены значительные финансовые средства. Однако, как отмечено в работе Е. Генгринович [8], результат функционирования созданных автоматизированных систем неудовлетворительный: «деньги

потрачены, сертификаты получены, по каналам связи продолжают передаваться какие-то данные, в лучшем случае эти сведения востребованы службами технического контроля, в худшем - никем».

В материалах Минэнерго России при рассмотрении вопросов применения информационных технологий (ИТ) так остро эти вопросы не ставятся. Наоборот, в материалах излагается ряд современных идей, связанных с применением ИТ, обеспечивающих функционирование тех же «умных сетей», создаваемых в будущем по аналогии с американскими. Однако не следует забывать, что в США ежегодно добавляется и реконструируется до 30-40 млн. кВт новых высокоэффективных мощностей, и там действительно может быть постепенно создана высокоэффективная

«умная энергетика» (там же). Создавать же ускоренными темпами подобную энергетику, имея 120 млн. кВт полностью исчерпавших свой ресурс мощностей, конечно, бессмысленно.

Сказанное выше, однако, не означает, что не следует идти в ногу с техническим прогрессом, имея высокую долю устаревших и неэффективных основных фондов в виде генерирующих источников и электрических сетей с устаревшими физически и морально средствами релейной защиты, автоматики, телемеханики и связи. Наоборот, в таких условиях вопросы информатизации управления стоят особенно остро, поскольку возникает проблема обеспечения комплексности и выбора очередности решения задач, где одна часть оборудования остается, а другая частично или целиком заменяется.

В настоящее время не только в США, но и в соседних государствах активно планируется и ведется строительство интеллектуальных электрических сетей, для чего, например, в Беларуси, до 2015 г. будет израсходовано в общей сложности 200 млрд. долл. (84 % данной суммы будет направлено на внедрение систем автоматизации и 14 % - на датчики по измерению расхода в режиме реального времени) [9]. Основное направление данной программы - создание интеллектуальной электрической сети, в которой передача и распределение энергии управляются цифровыми технологиями с использованием, в том числе и беспроводных технологий связи [10].

На фоне наращиваемых в мире темпов модернизации измерительных, информационных и информационно-управляющих систем на основе современных достижений науки наращивание таких темпов в России не прослеживается. Необходимо комплексное решение не только вопросов автоматизации энергоучета, контроля и управления энергопотреблением на основе современных цифровых технологий, но и вопросов связи ее с другими системами, в том числе маркетинговыми системами управления взаимодействием с потребителем. Связь эта обусловлена необходимостью

обеспечить совместимость (техническую, программную, метрологическую, функциональную и др.) для высокой степени унификации, выполняемой по модульному принципу, экономии финансовых средств за счет унификации и обеспечения более эффективной управляемости в энергетике. Пример графика электрических нагрузок по продолжительности в энергосистеме (сведения приведены с некоторым округлением для упрощения расчетов) может быть проиллюстрирован следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1 - График электрических нагрузок по продолжительности [1]

В энергосистеме имели место максимальные нагрузки в пределах до 6 000 МВт в течение нескольких десятков часов и минимальные - в пределах 2 500 МВт приблизительно за такой же срок. Из построенного графика и его варианта, выполненного с учетом возможного снятия этих пиков и ликвидации провалов путем управления нагрузок с применением современных средств управления, видно, что подобное управление позволило бы снизить кратковременные пики нагрузок на 500 МВт и, соответственно, ликвидировать провалы на аналогичную величину.

Таким образом, решив задачу с применением ряда организационных мероприятий и цифровых технологий, а также современных алгоритмов управления электрическими нагрузками, можно было бы существенно

снизить объемы сооружения новых генерирующих источников, отсрочив их вводы, по крайней мере, до тех пор, пока не появятся более совершенные. Кстати, в том числе и в атомной энергетике, так как в ней тоже наметились существенные перспективы и уже известно о новых результатах, приведших к тому, что современные реакторы третьего поколения постепенно становятся устаревшими.

Приведенный пример показывает, что игнорирование достижений современных информационных технологий в управлении взаимодействием с потребителями электроэнергии в российских условиях уже приводит к существенным финансовым потерям в отрасли, а, следовательно, и в государстве. Данные потери могут быть еще большими в перспективе.

Необходимо изменение подхода к управлению продажами электроэнергии не только на уровне отдельных энергетических предприятий, но и на уровне энергетической системы страны в целом. Как показал анализ целей и задач, стоящих перед Министерством энергетики РФ, часть из них планируется экстенсивным путем, что неприемлемо в современных условиях глобализации. Это приведет к существенному снижению конкурентоспособности не только энергосистемы России, отдельных энергетических предприятий, но и экономики страны в целом. Использование маркетингового подхода к управлению продажами электроэнергии позволяет снизить эти риски и перейти к интенсивному пути развития российской экономики.

Список литературы

1. Островская, В. Н. Конструктивный подход к маркетинговому управлению на нефтехимическом предприятии [Текст] / В. Н. Островская, С. В. Майер // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2012.

- Вып. 1 (96). - 342 с. (С. 162-167)

2. Забелло, Е. Проблемы «умной» энергетики [Текст] / Е. Забелло // Энергетика и ТЭК. - 2010. - № 2.

3. Трансформирование сети для революционного изменения электроэнергетики в Северной Америке - «Сеть 2030». Национальный взгляд (видение) на второе столетие электроэнергетики. Департамент энергетики США [Текст]: аналитическая записка. - М.: Информационно-маркетинговый центр Всероссийского электротехнического института, 2003.

4. Бутырин, П. А. Электротехника и общество: взаимосвязанное развитие [Текст] / П. А. Бутырин // Известия Российской академии наук. Энергетика. - 2008. - № 6. - С. 49-70.

5. CRM-системы [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http ://www.norbit.ru/products/groups/188.html.

6. Черкашин, П. А Готовы ли вы к войне за клиента [Текст]: справочник / П. А. Черкашин. - М.: Интернет-университет информационных технологий, 2004. - 384 с.

7. Вершинина, А. Д. CRM-системы для маркетинга: осознанная

необходимость [Текст]: монография / А. Д. Вершинина // Директор по маркетингу и сбыту. - 2010. - № 12. - С. 64-65.

8. Генгринович, Е. Роль и место измерительных систем в электроэнергетике [Текст] / Е. Генгринович // Энергорынок. - 2008. - № 10. -С. 66-69.

9. Хай-тек-энергетика. 200 млрд. долларов за 8 лет [Текст] // Энергетика Беларуси. - 2010. - № 1 (187).

List of references

1. Ostrovskaya, V. N. Constructive approach to marketing management at the petrochemical enterprise of [Text] / Century of N Ostrovsky, S. V. Mayer//the Messenger of Adygea state university. - 2012. - Vyp. 1 (96). - 342 pages (Page 162-167)

2. Zabello, E.Problemy of "clever" power [Text] / E.Zabello // Power and energy industry. - 2010. - No. 2.

3. Network transformation for revolutionary change of power industry in North America - "Network 2030". National view (vision) of the second century of power industry. Power department USA [Text]: analytical note. - M: Information and marketing center of the All-Russia electrotechnical institute, 2003.

4. Butyrin, P.A. Electrotechnology and society: the interconnected development of the [Text] / Item. A.Butyrin // News of the Russian Academy of Sciences. Power. - 2008. - No. 6. - Page 49-70.

5. Customer Relationship Management System [Electronic resource]. -2012. - Access mode: http://www.norbit.ru/products/groups/188.html.

6. Tcherkashin, Item. And whether you are ready to war for the client [Text]: directory / Item. A.Tcherkashin. - M: Internet University of information technologies, 2004. - 384 pages.

7. Vershinin, And. Customer Relationship Management System for marketing: the realized need [Text]: monograph / A.D. Vershinin // Marketing director and to sale. - 2010. - No. 12. - Page 64-65.

8. Gengrinovich, E. Role and a place of measuring systems in power industry [Text] / E.Gengrinovich // the Power market. - 2008. - No. 10. - Page 6669.

9. High-tech energy. 200 billion dollars in 8 years [Text] // Power industry of Belarus. - 2010. - No. 1 (187).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.