Научная статья на тему 'ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ САМОЛЁТА И ЭКРАНОПЛАНА'

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ САМОЛЁТА И ЭКРАНОПЛАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ / ЦЕНА / СТОИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ / САМОЛЕТ / ЭКРАНОПЛАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амплитов П.А.

Рассмотрен метод прогнозирования затрат на разработку, производство и эксплуатацию для самолётов и экранопланов. Метод основан на основе анализа статистики по данным из открытых источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ САМОЛЁТА И ЭКРАНОПЛАНА»

УДК 629.7.01:338.512

Амплитов П.А.

канд. тех. наук «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» г. Комсомольск-на-Амуре, РФ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ САМОЛЁТА И ЭКРАНОПЛАНА

Аннотация

Рассмотрен метод прогнозирования затрат на разработку, производство и эксплуатацию для самолётов и экранопланов. Метод основан на основе анализа статистики по данным из открытых источников.

Ключевые слова

Затраты, цена, стоимость разработки, самолет, экраноплан

В работе [1] предлагается подход для оценки стоимости создания и эксплуатации экраноплана. Подход основан на том, что экранопланы по облику и основному режиму эксплуатации близки к самолётам, поэтому рассмотрим и уточним этот метод прогнозирования для самолётов и экранопланов.

Метод оценки стоимости создания летательного аппарата (ЛА) основан на анализе статистики для ранее созданных ЛА. Таким образом метод не позволяет определять затраты на разработку и производство самолёта или экраноплана, но позволяет спрогнозировать эти параметры.

Ключевым понятием является коэффициент цены кс, связывающий цену ЛА с его основными параметрами

кс = Сто ,

где С - цена ЛА; то - взлётная масса, т; тпуст - масса пустого, т; Укр - крейсерская скорость полёта, км/ч; N0 - суммарная стартовая мощность всех двигателей, кВт. Тяга реактивного двигателя переводится в эквивалентную мощность по формуле, в которой тяга Ро берётся в кН.

N0 = 0,129 • Ро • Кср

Технически цена ЛА может браться в любой валюте, однако большинство ЛА, начиная с середины XX века, ориентировались производителем на рынок США, поэтому при анализе в [1] использовалась цена в долларах США.

Эмпирический закон коэффициента цены можно записать в виде

кс = 1,03год-2000ксер - 0,02 • т0 • 10-6

где ксер - среднесовокупный коэффициент серийности; то - взлётная масса в тоннах, год - год, на который производится прогноз, например, 2023.

Среднесовокупный коэффициент серийности зависит от программы выпуска !п

ксер = 20/(!п)0,3

Таким образом цену ЛА в условных единицах, имеющих размерность миллион долларов США, можно найти по формуле

-Цкр-Мп то

Стоимость разработки можно оценить, используя выражение

Сразраб = Чер=20 • ^разраб, где С^ =20 - стоимость аппарата при единичном производстве; кразраб = (20...60) - коэффициент

С = (1, 03год-2000^сер - 0,02 • то) • ' • 10-6.

превышения затрат. Большие значения коэффициента соответствуют большей степени новизны. Следует заметить, что затраты на создание нового двигателя и нового комплекса бортовых систем и оборудования сопоставимы с затратами на создание планера или превышают их. При необходимости создания системы послепродажного обслуживания необходимо увеличить коэффициент превышения затрат в 2 раза, т.е. для абсолютно нового самолёта у нового производителя значение этого коэффициента необходимо брать

кразраб = 120.

Число проданных аппаратов до полного возмещения стоимости разработки можно найти по формуле, задавшись значением рентабельности ROS (в процентах, например, 20%):

_ ROS + 100% Сразраб П = ROS С .

Расчет можно повторить несколько раз, если возникает расхождение между программой окупаемости и оценочной ценой, полученной на основе коэффициента серийности.

Данная модель не учитывает другие механизмы компенсации затрат, таких как полная компенсация затрат заказчиком, либо привлечение невозвратных (например, грантовых) средств.

Как отмечалось выше, по условиям анализа статистики, стоимость летательного аппарата и стоимость его разработки рассчитывается в долларах США. Для перехода к рублям нельзя использовать официальные биржевые курсы валют, так как они не отражают именно экономических факторов. Для корректного пересчёта необходимо использовать критерии, основанные на паритете покупательной способности валют, например, минимальный прожиточный минимум, но он требует отдельной проработки. Поэтому для простоты расчётов целесообразно использовать так называемый «Индекс Биг Мака» [3]. По данным на январь 2022 года «Биг Мак» в России стоил 135 рублей [4], в США - $5,15, что соответствует курсу в 26 р./$ США, против 77 руб./$ США по официальному курсу.

Далее можно определить затраты в эксплуатации. Выражение для определения годовых прямых эксплуатационных расходов, которые предлагается определять через сумму

4

АчНт + КЕн = кПр^ПЭР1 i=i

где входящие величины в правой части уравнения можно определить с использованием таблицы 1

Следует отметить, что адекватность предложенных моделей подтвердить очень сложно, ввиду отсутствия открытых данных, особенно современных. Так адекватность модели оценки стоимости разработки в [1] была подтверждена на основе данных по самолёту Beech C55 Baron 1965 года.

Таблица 1

К определению годовых прямых эксплуатационных расходов

i Обознач. Выражение Примечание

- кпр кпр = 1,1...1,5 Коэффициент прочих расходов (включая портовые и

навигационные сборы), а также административные

расходы

1 ПЭР1 ПЭР1 = K Ен Отчисления на амортизацию, возврат кредита и

страхование.

K= к+ C С - стоимость аппарата;

к+ - коэффициент роста затрат, связанный с

необходимостью покупки комплекта запасных частей,

обучения персонала, сертификации и т.п.

Ен = Ам + Кр + Ст Ам - норма амортизации;

Кр - ставка по кредиту;

или Ст - страховой взнос.

Ен = Л + Ст Л - лизинговые платежи.

В первом приближении можно принять

i Обознач. Выражение Примечание

к+ = 1; Ам = 0,08; Кр = 0,185 или Кр = 0, если ВС приобретено без использования заёмных средств; Ст = 0,02; Л = 0,2.

2 ПЭР2 ПЭР2 = 0,04 С Расходы на повседневное техническое обслуживание, плановые ремонты и снабжение

3 ПЭРз ПЭРз = Ят Сгсм И Нг Расходы на применяемые горюче-смазочные материалы. дт - средний часовой расход топлива; СГСМ - стоимость топлива с учётом его цены, стоимости доставки и хранения; Ш - коэффициент, учитывающий непроизводственный налёт часов (Е1 = 1,03).

4 ПЭР4 ПЭР4 = 1(лЭк t3K)i Нг Расходы по оплате труда лётного состава. пэк - число членов экипажа (включая бортпроводников); ■эк - тарифная ставка, включая отчисления на социальные нужды. Для лётчиков ■эк = 2000...16000 руб./ч. (40...300 $/ч) для России, 40...900 $/ч - для других стран; Для бортпроводников ■эк = 1000.3000 руб./ч. (20...60 $/ч) для России, 20...200 $/ч - для других стран

Для оценки адекватности модели оценки прямых расходов воспользуемся данными 2016 года [5], но будем учитывать только данные для случая с лизингом, так как в статье неверно определены амортизационные расходы. Расчеты в статье приведены в евро, но их можно использовать без изменения, так как разница между курсами доллара и евро на тот момент была около 10% в пользу евро [6].

Также в статье расчёт проведен для рейса продолжительностью 4,55 часа при годовом налёте 1661 час, результаты пересчёта приведены в таблице 2.

Таблица 2

Прямые эксплуатационные расходы самолёта по данным [5] в евро

Показатель Данные для рейса Пересчёт на год

1. Расходы на ГСМ 13183,5 4 811 977,5

2. Лизинг самолета 10010 3 653 650

3. Зарплата летного состава 725 264 625

4. Аэропортовые расходы 16060 5 861 900

5. Расходы на тех. обслуживание аэропорта 445,9 162 753,5

6. Аэронавигационные расходы 2873 1 048 645

7. Другие производственные и общехозяйственные расходы 4329,74 1 580 355,1

8. Платежи посредникам 4302 1 570 230

Итого: 18 954 136,1

Таблица 3

Расчёт прямых эксплуатационных расходов в евро

i Обознач. Примечание Значение

- кпр кпр = 1,1

1 ПЭР1 C = 55 000 000 евро k+ = 1; Ст = 0,02; Л = 0,2. 12 100 000

2 ПЭР2 2 200 000

3 ПЭР3 ПЭР3 = 4811977,5 евро 4 811 977,5

4 ПЭР4 (Пэк ГэкЬ = 2 * 40 = 80 евро/ч (Пэк tэк)2 = 5 * 20 = 100 евро/ч Нг = 1661 ч 298 980

Итого: 21 352 053,25

В таблице 3 приведен расчёт прямых эксплуатационных расходов по предлагаемой методике с учетом того, что цена самолёта и затраты на ГСМ взяты в статье [5] в пересчёте на год. Итоговое расчётное значение получилось достаточно близким к реальному (разница около 12%), несмотря на существенное различие по некоторым статьям расходов. Эту разницу можно компенсировать более точным подбором исходных данных.

Сравнение расчетов, проведённых предлагаемым способом, с фактическими данными по ценам ЛА, стоимости разработки и данным по прямым эксплуатационным расходам даёт приемлемую точность для начальных этапов проектирования. Список использованной литературы:

1. Амплитов, П.А. Влияние геометрических параметров экраноплана типа А на его весовые и экономические характеристики: дис. ...канд. тех. наук: 05.07.02 / Амплитов Павел Андреевич. -Комсомольск-на-Амуре., 2013 - 213 с.

2. USA historical consumer price index (CPI) - 1913 to 2022. Inflation Rate and Consumer Price Index // URL: https://www.rateinflation.com/consumer-price-index/usa-historical-cpi/

3. The Big Mac index. Our interactive currency comparison tool // URL: https://www.economist.com/big-mac-index

4. Все индексы Биг Мака в рублях // URL: https://bigmacindex.ru

5. Хачатрян, Г. А. Проблемы оценки экономической эффективности лизинга в гражданской авиации / Г. А. Хачатрян // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2016. - № 5. - С. 61-70.

6. Евро - Доллар США история курса валюты // URL: https://ru.moneyratestoday.com/kotirovka-yevro-v-dollar-ssha.html

© Амплитов П.А., 2023

УДК 004.43

Галигузова Е.В.

Бакалавр 3 курса РТУ МИРЭА, г. Москва, Россия

Илларионова Ю.Е.

Бакалавр 3 курса РТУ МИРЭА, г. Москва, Россия

ЯЗЫК ЗАПРОСОВ GRAPHQL КАК ЗАМЕНА REST API. СРАВНЕНИЕ GRAPHQL И REST API.

Аннотация

В этой статье рассмотрены основные функции, связанные с GraphQL, а также значительные преимущества и недостатки, связанные с этой конкретной спецификацией API.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.