УДК 331.5
Тамара Фёдоровна Кряклина
(доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социогуманитарных наук Алтайской академии экономики и права, г. Барнаул)
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПРОФЕССИЙ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА
Ключевые слова: рынок труда, кризис, профессии, компетенции, квалификации, прогнозирование, образование.
Введение. Прогнозирование востребованности профессий с учетом потребностей рынка труда относится к числу проблем, слабо разработанных в отечественной педагогической науке. Однако потребность в такого рода исследованиях достаточно высока в связи с реформированием высшего образования, переориентацией его на необходимость учета востребованности выпускников на рынке труда, степени удовлетворенности работодателей их качеством образования.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составили объективные закономерности социально-экономического развития индустриального и постиндустриального общества, общие тенденции развития рынка профессий и труда, материалы статистических и сравнительных методов исследования, мнения и оценки экспертов о состоянии современного рынка профессий и труда в России.
Основная часть. Сравнительно недавно отечественные исследователи стали изучать рынок профессий и труда, в то время как зарубежные ученые сделали это много раньше. Еще в 90-е гг. XX столетия один из ведущих американских экспертов Джордж Хеллет проанализировал перемены на рынке труда за 20 предыдущих лет и выяснил, что за это время исчезло более половины профессий во всех отраслях экономики, а вместо них созданы совершенно новые. По его мнению, процесс обновления профессий ускоряется. Эксперт считал, что через 10 лет исчезнут почти все имеющиеся в то время специальности, уступив место неким совершенно новым. Свой расчет ученый сделал на том основании, что объем совокупных знаний в современном обществе удваивается каждые два года. Таким образом, в целом че-
ловечество становится умнее, и ему требуются профессионалы новой ориентации.
Поводом для таких рассуждений стали глубокие трансформации, происходящие на рынке труда во второй половине XX столетия. В 70-80-е гг. XX столетия появились новые, так называемые «гибкие специальности», которые были востребованы в разных, казалось бы далеких друг от друга, по традиционным представлениям, видах деятельности: менеджер, дизайнер, маркетолог и др. Эти специальности требовали знания и навыков использования целого комплекса (гуманитарных, естественнонаучных, технических) дисциплин, а иногда и умения коллегиально принимать решения по поводу конкретных практических (экономических, социальных, политических и иных) задач. На запросы новой, постиндустриальной экономики, а вслед за ней и меняющихся социальной структуры общества и структуры занятости населения система высшего образования «ответила увеличением количества специальностей, ростом междисциплинарных и интердисциплинарных форм обучения, а главное - переходом от квалификации к компетенциям» [1].
Таким образом, прогноз развития специальностей и рынка труда, сделанный Дж. Хел-летом, во многом оправдывался. На рынке профессий и труда реально появились новые, ранее неизвестные специальности, которые требовали сформированности соответствующих интегрированных профессионально-гуманитарных и технологических компетенций. В этой связи наиболее развитые государства к процессу обновления профессий и труда стали готовиться заранее.
В январе 2010 г. Правительство Великобритании, к примеру, опубликовало доклад, посвященный профессиям, которые станут
актуальными и востребованными в ближайшие десятилетия. Двадцатку профессий, к которым следует готовиться будущим участникам рынка труда, возглавили производители искусственных частей тела. На второе место попали наномедики, третье место заняли фермеры, которые будут специализироваться на генетически модифицированных сельскохозяйственных культурах и животных. В список также вошли «вертикальные фермеры», которые будут заниматься выращиванием продовольствия в небоскребах в городах, что потребует специфических знаний и технологий. Авторы исследования включили в число будущих профессий виртуальных учителей, космических экскурсоводов и специалистов по увеличению объема человеческой памяти. Как отмечает газета The Daily Telergraph, в которой опубликован этот доклад, британский министр науки и инноваций Пол Дрэйсон заявил, что все эти профессии уже не относятся к области научной фантастики и сегодняшним школьникам предстоит строить летающие автомобили и бороться с изменениями климата [2].
Что касается России, то лишь в последние годы здесь стали разрабатывать стандарты новых профессий, не говоря уже о прогнозировании их развития. Так, например, сравнительно недавно Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий подготовила профессиональные стандарты в области информационных технологий. Ею были разработаны 9 наиболее массовых и востребованных профессий в области информационных технологий, таких как программист, системный архитектор, специалист по информационным системам, системный аналитик, специалист по системному администрированию, менеджер информационных технологий, менеджер по продажам решений. Но многие из них уже устарели.
Автоматизация производства и конкуренция на рынке труда в настоящее время оставляют в отраслях общественного производства в основном сложные профессии с творческим компонентом. Современному производству и бизнесу требуются работники, имеющие компетенции, которые формируются на стыке нескольких отраслей науки и видов практической деятельности. Многие из этих профессий представлены в «Атласе новых профессий», под-
готовленном Агентством стратегических инициатив. По мнению его разработчиков, атлас является первым шагом на пути формирования социального механизма ввода в эксплуатацию новых профессий в России, основой создания образовательных программ подготовки востребованных специалистов к 2020 г.
Большая работа по прогнозированию перехода на новые квалификационные модели передового производства и технологий ведется в США. Американские специалисты разработали «Национальный стратегический план для продвинутого производства» [3]. В плане представлена модель компетентностей такого производства, которая включает менеджерские компетенции и профессионально-специальные требования. В этой модели также выделены узко специальные и широко распространенные индустриально-технические компетенции, а также компетенции рабочего места и академические компетенции.
В структуре академических компетенций авторы плана называют такие как наука, базовые компьютерные навыки, математика, чтение, письмо, коммуникативные компетенции (слушание и говорение), критическое аналитическое мышление, информационная литература. В эффективные компетенции личностного роста включены международные навыки (умения), целостность (интегративность), профессионализм, терпимость, самостоятельность, надежность, обучение в течение жизни. Перечисленные компетенции становятся своеобразным ориентиром при подготовке образовательных программ обучения персонала для различных секторов экономики.
В докладе директора отечественного «Центра стратегических разработок «Северо-Запад» (ныне «Москва») В.Н. Княгинина «Требования к квалификациям в современной ситуации» проанализированы структура и технико-экономические показатели промышленного производства со второй половины XX в. до настоящего времени и сделан вывод о технологических трансформациях, которые приводят к изменению рабочих мест, характера работ и квалификационных требований к работникам [4]. В нем охарактеризованы общие подходы к компетенциям, которые востребованы современной экономикой, в частности подчеркивается, что промышленная революция предопреде-
ляет рост значения подготовки специалистов, которые могут обращаться с основным источником сложности и динамики - технологиями.
Далее в докладе отмечается, что сложности и динамика наиболее продвинутых современных производственно-технологических процессов приводят к тому, что:
- востребуемое знание все более детализируется. Узкие специалисты, становясь все более «узкими», вынуждены приобретать способность быстро переучиваться и уметь работать в широких междисциплинарных командах;
- на смену стратегам приходят онтоло-ги, следовательно, будут нужны специалисты, понимающие бытие, фундаментальные принципы его существования и развития. Только онтологи, по мнению В.Н. Княгинина, могут справиться с «парадоксом сложности», так как моделирование делает будущее еще более непредсказуемым и своеобразным «стрессом», возникающим в результате разрыва между планами, ожиданиями и тем, что сбывается;
- ключевыми становятся аналитические компетенции, что обусловливается доступностью любых данных и любой информации;
- актуализируется способность специалиста работать с концептуальными моделями, визуализацией, позволяющими охватывать большие массивы данных;
- востребуется развитие у человека навыков сетевой коммуникации и коммуникационной культуры;
- актуализируются навыки работы в большом (глобальном) масштабе как ключевая компетенция.
Как соотносятся прогнозные предположения, высказанные В.Н. Княгининым, с реальным положением на рынке труда и профессий в современной России и соотносятся ли вообще?
Как показывают отечественные исследования рынка труда 2014-2015 гг. в России, его состояние подвержено в значительной степени влиянию политических и экономических факторов [5]. В их числе специалисты называют события на Украине, санкции Запада, присоединение Крыма, рост цен, сохраняющуюся инфляцию, низкий уровень жизни большинства населения, стагнацию экономики; остающиеся стабильно высокими уровни безработицы населения, коррупции и взяточничества властей
(вопиющий пример - деятельность организованной преступной группы во главе с руководителем Республики Коми) и др. Все эти факторы усиливают кризисные явления в экономике и соответственно на рынке труда. Кризис на рынке труда в 2014-2015 гг. многие исследователи корректно называют стагнацией, мягким вариантом кризиса или его преддверием.
Несмотря на это, структура спроса на компетенции и квалификации работников кардинально не изменилась: работодатели хотят принять на работу все тех же специалистов, кого и год назад: «продажников» (тех, кто занимается продажами), бухгалтеров разного уровня, айтишников и программистов [6]. В отечественных средствах массовой информации, аналитических материалах о рынке труда отмечается значительное число вакансий рабочих и строительных профессий, которые довольно часто успешно заполняются гастар-байтерами. В каждом конкретном регионе России эта ситуация имеет свою специфику, но общая тенденция такова - определенная часть выпускников высшей школы не востребована в регионах в связи с отсутствием вакансий. На отсутствие вакансий по специальности пожаловались специалистам Алтайской краевой службы занятости в 2013 г. 48% выпускников высших, средних и начальных профессиональных образовательных учреждений, обратившихся за содействием в трудоустройстве. Одним из препятствий в трудоустройстве выпускников, по их мнению, является отсутствие опыта работы. Так считает каждый второй выпускник учебного заведения по профессиональной подготовке. В наибольшей степени это препятствие является значимым для выпускников с высшим образованием: 62% из них отметили эту причину [7].
У исследователей рынка труда есть предположение, что если экономика останется без положительной динамики, значительное снижение количества предлагаемых вакансий и массовые увольнения ожидаются в 2015 г. Причем острота ситуации и показатели занятости населения в различных регионах и отраслях производства существенно различаются. В меньшей степени они ощущаются в регионах-донорах (Москве и Московской области, Республике Татарстан и др.), в большей степени - в депрессивных регионах и моногородах.
По данным анализа рынка труда в России в 2014 г., проведенного хедхантинговой компанией «Агентство Контакт», почти три четверти работодателей уже ощущали проявления кризиса. В наибольшей степени это касалось таких сфер деятельности, как банковское и инвестиционное обслуживание, туризм, бизнес, связанный с предоставлением гостиничных услуг; страхование, строительство, индустрия моды, производство и машиностроение, транспорт и логистика [8]. Более половины компаний были вынуждены сократить сотрудников, при этом больше всего пострадали менеджеры среднего звена, линейные сотрудники. Ряду компаний пришлось сократить уровень зарплаты. 70% руководителей компаний, проводивших реструктуризацию, считают, что сокращать издержки за счет сокращения персонала крайне неправильно. Однако любые структурные изменения организации, как известно, неизбежно связаны с сокращением либо увеличением персонала. Сокращение персонала может происходить в связи с интенсификацией и технологизацией (автоматизацией) труда, вытесняющих «лишних» людей, не участвующих в этих процессах, и может быть расценено как положительный фактор. Высвобождающиеся кадры могут заполнить те ниши, в которых ощущается недостаток персонала, сменить сферу деятельности и даже место жительства. Одним словом, заново самоопределиться в профессиональном и социальном планах. Но, с другой стороны, руководители организаций, предвидевшие сокращение персонала, могли бы предпринять конкретные шаги по созданию дополнительных рабочих мест и развитию каких-то новых сфер деятельности персонала, его переобучению и трудоустройству, ознакомлению с ситуацией на рынке труда и профессий.
В настоящее время в России становятся более востребованными те специалисты, которые еще несколько лет назад считались неперспективными и неактуальными. В их числе: высококвалифицированные мастера, работающие руками (электрики, сварщики, фрезеровщики и тому подобные специалисты), инженеры разной направленности, программисты, врачи и младший медицинский персонал, которые востребованы не только в своей сфере, но и в смежных областях [9]. Так, в рейтинге профессий на регистрируемом рынке труда
Алтайского края в 2012 г. в числе дефицитных профессий были названы: врач-специалист, врач-педиатр участковый, врач-терапевт участковый, врач-лаборант [10].
Отдельную категорию на рынке труда составляют те специалисты, которые востребованы постоянно. К ним относятся: специалисты по продажам независимо от их уровня, операторы са11-центров, отвечающие за коммуникацию с клиентами, бухгалтеры разных специализаций, водители частного и корпоративного транспорта, секретари и помощники руководителей. В числе требований, предъявляемых к секретарям и помощникам руководителей, все большее значение приобретают такие компетенции, как владение компьютером, грамотность, общая эрудиция, знание иностранных языков, коммуникабельность.
Прогнозируя востребованность профессий на ближайшее будущее, помимо тех, которые были перечислены выше, аналитики полагают, что спросом будут пользоваться специалисты в области экологии, профессионалы сферы услуг, специалисты в сфере нанотехно-логий. Стремительно будет набирать обороты в России и 1Т-рынок вакансий. Данная тенденция сохранится и в будущем, поскольку все большее число населения осваивает виртуальное пространство, перенося туда привычные атрибуты жизни. Профессии будущего, такие как виртуальные учителя, космические экскурсоводы, специалисты по увеличению объема человеческой памяти, представленные в докладе Правительства Великобритании как актуальные и востребованные в ближайшие десятилетия, думается, будут актуальны и востребованы и в России.
Значительная конкуренция останется на рынке труда у выпускников вузов, имеющих экономические, финансовые, менеджерские и юридические специальности [11]. Однако среди них по-прежнему будет ощущаться недостаток квалифицированных кадров, обладающих аналитическими и коммуникационными компетенциями, опытом практической работы, умеющих работать с концептуальными моделями и визуализацией, основывающимися на новых информационных технологиях. Несформиро-ванность перечисленных компетенций может быть ликвидирована системой дистанционного образования, созданной передовыми отече-
ственными и зарубежными вузами, или сетевыми университетами, а также недавно созданной в России «Национальной платформой открытого образования», презентация которой прошла в сентябре 2015 г. в НИТУ «МИСиС».
По мнению разработчиков платформы, она откроет доступ любому желающему к курсам ведущих вузов России, принявших участие в ее создании. Платформа имеет ряд принципиальных отличий от уже имеющихся популярных обучающих онлайн-проектов. В частности, такие как: соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, бесплатный доступ к курсу любому человеку без соблюдения каких-либо формальных требований (сдачи ЕГЭ), возможность встраивания учебного курса в программы региональных вузов [12]. На старте платформы заявлена доступность 46 учебных курсов - от математики и механики до культурологии и музыкального искусства. В дальнейшем планируется расширить число учебных курсов. В качестве основных потребителей курсов ожидаются студенты, обучающиеся на бакалавриате; абитуриенты, которые смогут познакомиться с программами вузов заранее; активные люди, желающие восполнить пробелы и расширить имеющиеся знания.
При всех достоинствах платформы возникают вопросы в ее использовании студентами региональных вузов. Во-первых, программы и графики учебного процесса в вузах утверждаются заранее, до начала учебного года. Многие программы составляются с учетом специфики содержания образования по каждому направлению подготовки выпускника и региональных особенностей в востребованности определенных компетенций и квалификаций, формируемых конкретными рынками труда и профессий. Структура и тенденции развития региональных рынков в России различны. Они значительно различаются в силу специфики и неодинакового уровня социально-экономического развития регионов, которые, по мнению некоторых исследователей, обусловлены чуть ли не форма-ционными различиями. Насколько учтены все эти факторы разработчиками программ учебных курсов, пока говорить сложно. Смогут ли студенты самостоятельно адаптировать универсальные знания и компетенции, формируемые изучаемыми курсами, к потребностям регио-
нальных рынков труда и профессий? Большой вопрос...
Заключение. Многолетний опыт работы в вузе показывает, что вузовские преподаватели не имеют достаточного времени для того, чтобы постоянно пересматривать и отбирать наиболее актуальные научные знания, переводя их в учебные курсы, а затем уже демонстрировать их востребованность и «работоспособность» в реальной практической деятельности и, более того, научить этому студента. Насколько справились с этими проблемами разработчики программ учебных курсов платформы и таким образом сумели дифференцировать преподавательский труд и обеспечить эффективность образовательного процесса, покажет время. Но сам факт предоставления на платформе 46 разработанных ведущими специалистами программ курсов говорит о том, что в российской образовательной системе происходит дифференциация преподавательского труда, которая уже давно состоялась в ведущих зарубежных вузах, и, может быть, благодаря ей, они дают более качественное образование.
Выводы. На современном российском рынке профессий и труда востребованы как традиционные профессии (врач, экономист, юрист и т.д.) и рабочие специальности (электросварщик, газосварщик и т.д.), так и новые, связанные с 1Т-технологиями. Традиционные профессии претерпевают значительные изменения, обусловленные информатизацией и технологи-зацией современного общества, которые трансформируют природу и характер их имманентной профессиональной деятельности, с одной стороны, а с другой - расширяют возможности этой деятельности за счет распространения на смежные области, формируя новые, структурно иные профессии.
Новые информационные и технологические средства, используемые в профессиональной деятельности, обусловливают дальнейшее углубление ее специализаций и развитие новых форм интегрирования с другими видами. Все большее значение в этих процессах приобретает интеллектуальная деятельность и новые формы ее материализации (виртуальное проектирование, технологический анализ, цифровое моделирование, высокопроизводительные расчеты и т.д.) и объединения с другими
структурами, образуя более сложные системы: кибер-физические, аналоговые для контроля технологических процессов, системы беспроводной передачи данных и т.д.
Для выполнения вышеперечисленных видов интеллектуальной деятельности ее субъекту необходимы как академические компетенции (аналитические, исследовательские, компьютерные навыки и т.д.), так и узкоспециальные (профессиональные), которые он должен приобрести в системе образования. Их проектирование дает реальные основания для формулирования новых целей и задач образования как
общего, так и профессионального составления перечня необходимых и постоянно меняющихся компетенций.
Таким образом, исследование рынка профессий и труда, его структуры и тенденций развития выводит нас на необходимость дальнейшего изучения связанных с ним проблем, таких как региональная востребованность компетенций и квалификаций, их своевременное формирование в российской системе высшего образования, дифференциация преподавательского труда и вузов как одно из условий обеспечения качества образования.
Библиографический список
1. Княгинин, В. Компетентностный подход и постиндустриальный рынок труда / В. Княгинин, Н. Трунова // Платное образование. - 2006. - №10. - С. 20-25.
2. Правительство Великобритании назвало профессии будущего. - URL : http://lenta.ru/ news/2010/01/14/guide/.
3. A national strategic Plan for advanced Manufacturing. - URL : http://www.whitehouse.gov/sites/default/ files/microsites/ostp/iamadvancedmanufacturingstrategicplan2012.pdf.
4. Княгинин, В.Н. Требования к квалификациям в современной ситуации / В.Н. Княгинин. - URL : http://www.csr-nw.ru.
5. Горина, Е.Е. Рынок труда в России: вопросы теории и практики / Е.Е. Горина // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - №8. - URL : http://web.snauka.ru/issues/2013/08/25761.
6. Там же.
7. Николаева, О. Что препятствует трудоустройству / О. Николаева // Алтайская правда. - 2013. -5 марта. - С. 3.
8. Бедарева, О. Вчера и сегодня - кризис, завтра - стагнация / О. Бедарева. - URL : http://www.e-xecutive.ru/career.
9. Там же.
10. Денисова, А. Молодым специалистам советуют быть скромнее / А. Денисова, А. Малькова // Свободный курс. - 2012. - №31. - С. 5.
11. Батурина, С. Ситуация на рынке труда: есть ли кризис? / С. Батурина. - URL : http:// moneyandwork.ru/?p=1689.
12. Российские вузы совместно запустили «Национальную платформу открытого образования». -URL : http://sk.ru/news/b/articles/archive/2015/09/16/.
References
1. Knyaginin, V. Kompetentnostnyiy podhod i postindustrialnyiy ryinok truda / V. Knyaginin, N. Trunova // Platnoe obrazovanie. - 2006. - №10. - S. 20-25.
2. Pravitelstvo Velikobritanii nazvalo professii buduschego. - URL : http://lenta.ru/news/2010/01/14/ guide/.
3. A national strategic Plan for advanced Manufacturing. - URL : http://www.whitehouse.gov/sites/default/ files/microsites/ostp/iamadvancedmanufacturingstrategicplan2012.pdf.
4. Knyaginin, V.N. Trebovaniya k kvalifikatsiyam v sovremennoy situatsii / V.N. Knyaginin. - URL : http://www.csr-nw.ru.
5. Gorina, E.E. Ryinok truda v Rossii: voprosyi teorii i praktiki / E.E. Gorina // Sovremennyie nauchnyie issledovaniya i innovatsii. - 2013. - №8. - URL : http://web.snauka.ru/issues/2013/08/25761.
6. Tam je.
7. Nikolaeva, O. CHto prepyatstvuet trudoustroystvu / O. Nikolaeva // Altayskaya pravda. - 2013. - 5 marta. - S. 3.
8. Bedareva, О. Vchera i segodnya - krizis, zavtra - stagnatsiya / О. Bedareva. - URL : http://www.e-xecutive.ru/career.
9. Tam je.
10. Denisova, А. МоМут spetsialistam sovetuyut byit skromnee / А. Denisova, А. Malkova // Svobodnyiy kurs. - 2012. - №31. - S. 5.
11. Bashurina, S. Situatsiya na ryinke truda: est li krizis? / S. Bashurina. - иКЬ : http://moneyandwork. ru/?p=1689.
12. Rossiyskie vuzyi sovmestno zapustili «Natsionalnuyu platformu otkryitogo obrazovaniya». - иКЬ : http://sk.ru/news/b/articles/archive/2015/09/16/.