УДК 378.146
В.Б. Моисеев, А.Ф. Зубков, В.Н. Деркаченко
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ И СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ НА ОСНОВЕ РЕГРЕССИОННЫХ МОДЕЛЕЙ
Процессы, протекающие в системе образования, требуют постоянной объективной оценки, корректировки и управления. Без прогнозирования управление невозможно.
Поэтому возникает необходимость прогнозирования показателей качества образования как на завершающих этапах обучения, так и в ходе учебного процесса.
Качество образования определяется квалификацией профессорско-преподавательского состава, его заинтересованностью педагогической деятельностью, уровнем образовательных технологий, состоянием учебно-материальной базы, базовой подготовкой обучаемых и отношением их к приобретению знаний и умений по дисциплине, применением современных методов контроля качества учебных достижений студентов.
Менеджмент качества обучения - важная задача системы образования высшего учебного заведения.
Профессиональная подготовка обучающихся зависит от многих факторов и, в частности, она может быть повышена за счет применения
математических моделей и прогнозных оценок успеваемости по общепрофессиональным и специальным дисциплинам в зависимости от уровня усвоения материалов обеспечивающих курсов.
Эти модели могут быть получены на основе реальной информации об успеваемости студентов и применения регрессионного анализа.
На первоначальном этапе исследования необходимо выбрать общепрофессиональные и специальные дисциплины, установить перечень обеспечивающих курсов и провести сбор статистической информации об успеваемости студентов.
Система подготовки профессиональных специалистов может быть представлена схемой (рис. 1).
Эта система включает следующие элементы: преподаватель, студент, документация и учебно-материальная база. Все элементы системы постоянно совершенствуются. Для оценки качества подготовки студентов используются различные методики и методы.
Одно из направлений повышения качества подготовки студентов является управление уров-
Управление
Рис. 1. Система обучения студентов
Рис. 2. Этапы методики построения моделей
нем их знаний и умений за счет информации, полученной по моделям прогнозирования успеваемости по общепрофессиональным и специальным дисциплинам в зависимости от обеспечивающих курсов. Предлагаемая методика включает следующие этапы (рис. 2).
Построение регрессионных моделей связи успеваемости студентов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам с обеспечивающими курсами может проводиться как отдельно для каждой учебной группы, так и для студентов специальности.
Так как на уровень знаний и умений студентов по общепрофессиональной или специальной дисциплине оказывают влияние обеспечивающие курсы, то такая связь может быть представлена многофакторной регрессионной моделью.
Многофакторная линейная регрессионная модель имеет вид:
y = a0 + a1x1 + a2 x2 +... + akxk,
(1)
где y - оценки экзаменационных сессии студентов по общепрофессиональной или специальной дисциплине или государственного экзамена; Xj, x2, ..., xk - оценки экзаменационных сессий студентов по обеспечивающим дисциплинам; k -число обеспечивающих дисциплин; a a a ..., ak - коэффициенты регрессионных моделей.
Построение статистических моделей проводилось с использованием пакета прикладных программ «Stadia 6.2» и, в частности, модуля «Множественная линейная регрессия». Он позволяет получить коэффициенты регрессионной модели,
их стандартные ошибки; сумму квадратов регрессионной, остаточной и общей дисперсий; множественный коэффициент корреляции и детерминации; приведенный коэффициент детерминации; стандартную ошибку модели; расчетное значение критерия Фишера.
Значимость модели оценивается по критерию Фишера. Расчетное значение критерия Фишера определяется по формуле:
о?
^ = (2)
где о2. - факторная дисперсия; о2е - остаточная дисперсия.
Вывод о значимости (незначимости) модели выводится на экран компьютера.
Качество модели в целом оценивается через коэффициент детерминации:
r2 = ^1
(3)
где о2 - общая дисперсия.
Наряду с множественным коэффициентом детерминации определяется приведенный коэффи циент детерминации:
,2 Я2{п-\)-к
К =
(4)
п—1 — к
где п — объем выборки (число студентов).
Его применение обусловлено тем, что при увеличении числа факторов, например, количества обеспечивающих дисциплин, коэффициент детерминации имеет тенденцию к росту. Однако это не всегда соответствует логическому характеру изменения изучаемого процесса. Поэтому
определяется приведенный коэффициент детерминации, который может уменьшаться при некорректном выборе факторов.
Стандартная ошибка модели определяется по формуле:
2Х
о.=\-нТТ' (5)
п — 1 — к
где е. = у - у ; у. - реальное 1-е значение показателя (семестровая оценка обучаемого по общепрофессиональной или специальной дисциплине); у. - прогнозная оценка /-го значения показателя, полученная по модели.
Точность модели оценивается либо через стандартную ошибку, либо на основе ошибки аппроксимации:
1
Пы
У,--У,-
и
■100 %.
(6)
Если ошибка аппроксимации менее 5 %, то модель можно применять в практических целях.
В данном исследовании использовалась статистическая информация о семестровых оценках обучающихся по общепрофессиональным, специальным и обеспечивающим дисциплинам учебных групп специальности «Математические методы в экономике».
Построение моделей по данным учебной группы третьего курса проводилось в зависимости от увеличения числа обеспечивающих дисциплин: первая модель - связь дисциплины «Стати-
стика» с обеспечивающими курсами «Математический анализ» и «Теория вероятностей»;
вторая модель - связь дисциплины «Статистика» с обеспечивающими курсами «Математический анализ» и «Математическая статистика»;
третья модель - связь дисциплины «Статистика» с обеспечивающими курсами «Математический анализ», «Теория вероятностей», «Математическая статистика» и «Информатика».
По результатам сдачи семестровых экзаменов студентами пятого курса получена модель связи успеваемости по дисциплине «Моделирование макроэкономических процессов и систем» с обеспечивающими курсами «Эконометри-ческое моделирование», «Методы социально-экономического прогнозирования», «Моделирование микроэкономических процессов и систем», «Математические методы финансового анализа».
По результатам сдачи государственного экзамена и семестровых оценок студентов-выпускников 2008 г. построена регрессионная модель связи оценок государственного экзамена с общепрофессиональными и специальными дисциплинами.
После ввода статистических данных по успеваемости студентов третьего курса по дисциплине «Статистика» и обеспечивающим курсам «Математический анализ» и «Теория вероятностей» в электронную таблицу «Stadia 6.2» и соответствующих действий по управлению процессом построения моделей получены результаты (табл.).
Информация о статистической модели и ее характеристиках в системе «Stadia 6.2»
Коэффициенты «0 <h «2
Значение 1,146 0,3455 0,4153
Стандартная ошибка 0,6879 0,1529 0,1826
Значимость 0,1087 0,0339 0,0329
Источник Сумма квадратов Ст. своб. Средн. кв.
Регрессионная 4,7 2 2,35
Остаточная 4,073 19 0,2144
Вся 8,773 21
Множеств. R R2 К Ст. ошибка F Знач.
0,73192 0,53573 0,48686 0,463 10,96 0,0009
Регрессионная модель адекватна экспериментальным данным
Из таблицы можно записать модель связи успеваемости по «Статистике» с обеспечивающими курсами:
С = 1,146 + 0,3455МА + 0,4153ТВ, (7)
где С — статистика; МА — математический анализ; ТВ — теория вероятностей.
Модель (7) показывает, что с повышением успеваемости по «Математическому анализу» и «Теории вероятностей» улучшается оценка по «Статистике».
Например, при увеличении оценки на 1 балл по «Математическому анализу» улучшается на 0,3455 балла оценка по «Статистике».
При этом более высокий вклад в успеваемость по «Статистике» вносят результаты по дисциплине «Теория вероятностей».
Расчетные значения в таблице получены по формулам (2-5)
Расчетное значение критерия Фишера определяется по формуле (2):
2 35
Я = = 10,96.
0,2144
Коэффициент детерминации определяется по формуле (3):
2 4 7
Я =—— = 0,53573 « 0,54.
8,773
Таким образом, успеваемость студентов по дисциплине «Статистика» на 54 % зависит от результатов, полученных по курсам «Математический анализ» и «Теория вероятностей».
Приведенный коэффициент детерминации определяется по формуле (4):
0 53573 • 21-2 Я = 0,53573 21 2 = 0,48686.
пр 19
Стандартная ошибка модели рассчитывается по формуле (5):
о =^10,2144 = 0,463.
Вывод о значимости модели делается исходя из расчетного значения критерия Фишера и установленной вероятности (а = 0,05). Если уровень значимости а меньше 0,05, то модель значима.
Наряду с моделью (7) построены другие модели связи успеваемости студентов по дисциплине «Статистика» с обеспечивающими курсами:
С = 1,508 + 0,343МА + 0,3247МС, (8)
где МС — математическая статистика.
Характеристики модели: Я = 0,71; Я2 = 0,50;
ов = 0,4803; Я = 9,515. Модель значима.
Наиболее точный прогноз об успеваемости студентов по дисциплине «Статистика» можно получить на основе модели связи с достаточно полным перечнем обеспечивающих курсов.
Такая модель имеет вид:
С = -0,1989 + 0,3270МА + 0,1565ТВ + + 0,0709МС + 0,4571И,
(9)
где И - информатика.
Характеристики модели: Я = 0,77; Я2 = 0,59; ов = 0,4586; Я = 6,1764. Модель значима.
Кроме моделей (7-9) получена модель связи успеваемости студентов по дисциплине «Моделирование макроэкономических процессов и систем» с обеспечивающими курсами. Эта модель построена по данным успеваемости студентов пятого курса. Модель имеет вид:
ММаЭПиС = 0,5725 + 0,5741ЭМ +
+ 0,0127МСЭП - 0,0228ТИ + (10) + 0,1172ММиЭПиС + 0,1263ММФА,
где ММаЭПиС - моделирование макроэкономических процессов и систем; ЭМ — эконометриче-ское моделирование; МСЭП — методы социально-экономического прогнозирования; ТИ — теория игр; ММиЭПиС — моделирование микроэкономических процессов и систем; ММФА — математические методы финансового анализа.
Характеристики модели: Я = 0,701922; Я2 = 0,49269; Я2 = 0,3719; о = 0,5596; Я = 4,079.
' 'пр' 'в' ' '
Модель значима, однако в ней дисциплина «Теория игр» со знаком минус.
По-видимому, данная дисциплина не имеет связи с дисциплиной ММаЭПиС.
Исключив данную дисциплину, получили следующую модель:
ММаЭПиС = 0,5685 + 0,5654ЭМ + + 0,0140МСЭП + 0,1065ММиЭПиС + (11) + 0,1222ММФА.
Характеристики модели: Я = 0,70179; Я2 = 0,4925; Я2 = 0,40023; о = 0,5468; Я = 5,338.
пр в
Модель значима.
Сравнивая характеристики моделей (10 и 11) можно заметить, что коэффициент детерминации модели (10) увеличился по сравнению с моделью (11) за счет включения дисциплины «Теория игр», т. е. увеличилось число обеспечивающих курсов. Однако приведенный коэффициент детерминации модели (10) по сравнению с моделью (11) уменьшился. Это свидетельствует о том, что дис-
циплина «Теория игр» необоснованно включена в регрессионную модель.
Поэтому в практических целях необходимо использовать модель (11).
Важная задача учебного процесса - организация и сдача государственного экзамена. Результаты сдачи государственного экзамена зависят от уровня подготовки студентов по общепрофессиональным, математическим и специальным дисциплинам. По успеваемости студентов-выпускников 2008 г. построена следующая модель:
ГЭ = 0,0136 + 0,1909ТРиМРС + + 0,0207ММаЭПиС + 0,0860ММФА + + 0,2140МСЭП + 0,0340ММиМИ0 + ( ) + 0,4237С + 0,05ММиЭПиС,
где ГЭ — государственный экзамен; ТРиМРС — теория риска и моделирование рисковых ситуаций; ММиМИО — математические методы и модели исследования операций.
СПИСОК)
1. Моисеев, В.Б. Система многоуровневого непрерывного профессионального образования в Пензенской государственной технологической академии [Текст]/В.Б. Моисеев, А.Б. Андреев//Лидерство и профессиональное образование.-2008.-№1-С. 4-13.
2. Зубков, А.Ф. Математические модели оцен-
Характеристики модели: Я = 0,83; Я2 = 0,6889; ов = 0,3970; Я = 4,43. Модель значима.
Регрессионную модель (12) предлагается использовать для прогнозирования оценок государственного экзамена студентов специальности «Математические методы в экономике».
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что дальнейшие исследования могут быть направлены на построение моделей связи успеваемости студентов других специальных дисциплин с обеспечивающими курсами; оценок по специальным дисциплинам с результатами защиты курсовых работ; результатов сдачи государственного экзамена и защиты дипломных работ с семестровыми оценками по математическим, общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Это будет способствовать повышению качества подготовки специалистов.
ГЕРАТУРЫ
ки профессиональных качеств преподавателя [Текст]/А.Ф. Зубков//Академия профессионального образования.-2007.-№3-4-С. 36-39.
3. Деркаченко, В.Н. Методы социально-экономического прогнозирования: Учебник [Текст]/В.Н. Деркаченко, А.Ф. Зубков.-Пенза: ПГТА, 2008.-192 с.