Научная статья на тему 'Прогнозирование успеваемости студентов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам на основе регрессионных моделей'

Прогнозирование успеваемости студентов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам на основе регрессионных моделей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
973
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеев Василий Борисович, Зубков Александр Фёдорович, Деркаченко Валентин Николаевич

Профессиональная подготовка студентов может быть повышена за счет применения математических моделей и получения на их основе прогнозных оценок успеваемости по дисциплинам специальности. Предложена методика прогнозирования успеваемости студентов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Построены модели для прогнозирования успеваемости студентов по дисциплинам с целью принятия управленческих решений в ходе учебного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеев Василий Борисович, Зубков Александр Фёдорович, Деркаченко Валентин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Training of students may be increased by using the mathematical models and by receping on their base forecasting judging's of progresses over discipline of the profession. Method of the forecasting to progresses of student's over common and special discipline is offered. Models for forecasting the progresses of students over discipline for the reason taking the management decisions in the course of scholastic process are built

Текст научной работы на тему «Прогнозирование успеваемости студентов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам на основе регрессионных моделей»

УДК 378.146

В.Б. Моисеев, А.Ф. Зубков, В.Н. Деркаченко

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ И СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ НА ОСНОВЕ РЕГРЕССИОННЫХ МОДЕЛЕЙ

Процессы, протекающие в системе образования, требуют постоянной объективной оценки, корректировки и управления. Без прогнозирования управление невозможно.

Поэтому возникает необходимость прогнозирования показателей качества образования как на завершающих этапах обучения, так и в ходе учебного процесса.

Качество образования определяется квалификацией профессорско-преподавательского состава, его заинтересованностью педагогической деятельностью, уровнем образовательных технологий, состоянием учебно-материальной базы, базовой подготовкой обучаемых и отношением их к приобретению знаний и умений по дисциплине, применением современных методов контроля качества учебных достижений студентов.

Менеджмент качества обучения - важная задача системы образования высшего учебного заведения.

Профессиональная подготовка обучающихся зависит от многих факторов и, в частности, она может быть повышена за счет применения

математических моделей и прогнозных оценок успеваемости по общепрофессиональным и специальным дисциплинам в зависимости от уровня усвоения материалов обеспечивающих курсов.

Эти модели могут быть получены на основе реальной информации об успеваемости студентов и применения регрессионного анализа.

На первоначальном этапе исследования необходимо выбрать общепрофессиональные и специальные дисциплины, установить перечень обеспечивающих курсов и провести сбор статистической информации об успеваемости студентов.

Система подготовки профессиональных специалистов может быть представлена схемой (рис. 1).

Эта система включает следующие элементы: преподаватель, студент, документация и учебно-материальная база. Все элементы системы постоянно совершенствуются. Для оценки качества подготовки студентов используются различные методики и методы.

Одно из направлений повышения качества подготовки студентов является управление уров-

Управление

Рис. 1. Система обучения студентов

Рис. 2. Этапы методики построения моделей

нем их знаний и умений за счет информации, полученной по моделям прогнозирования успеваемости по общепрофессиональным и специальным дисциплинам в зависимости от обеспечивающих курсов. Предлагаемая методика включает следующие этапы (рис. 2).

Построение регрессионных моделей связи успеваемости студентов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам с обеспечивающими курсами может проводиться как отдельно для каждой учебной группы, так и для студентов специальности.

Так как на уровень знаний и умений студентов по общепрофессиональной или специальной дисциплине оказывают влияние обеспечивающие курсы, то такая связь может быть представлена многофакторной регрессионной моделью.

Многофакторная линейная регрессионная модель имеет вид:

y = a0 + a1x1 + a2 x2 +... + akxk,

(1)

где y - оценки экзаменационных сессии студентов по общепрофессиональной или специальной дисциплине или государственного экзамена; Xj, x2, ..., xk - оценки экзаменационных сессий студентов по обеспечивающим дисциплинам; k -число обеспечивающих дисциплин; a a a ..., ak - коэффициенты регрессионных моделей.

Построение статистических моделей проводилось с использованием пакета прикладных программ «Stadia 6.2» и, в частности, модуля «Множественная линейная регрессия». Он позволяет получить коэффициенты регрессионной модели,

их стандартные ошибки; сумму квадратов регрессионной, остаточной и общей дисперсий; множественный коэффициент корреляции и детерминации; приведенный коэффициент детерминации; стандартную ошибку модели; расчетное значение критерия Фишера.

Значимость модели оценивается по критерию Фишера. Расчетное значение критерия Фишера определяется по формуле:

о?

^ = (2)

где о2. - факторная дисперсия; о2е - остаточная дисперсия.

Вывод о значимости (незначимости) модели выводится на экран компьютера.

Качество модели в целом оценивается через коэффициент детерминации:

r2 = ^1

(3)

где о2 - общая дисперсия.

Наряду с множественным коэффициентом детерминации определяется приведенный коэффи циент детерминации:

,2 Я2{п-\)-к

К =

(4)

п—1 — к

где п — объем выборки (число студентов).

Его применение обусловлено тем, что при увеличении числа факторов, например, количества обеспечивающих дисциплин, коэффициент детерминации имеет тенденцию к росту. Однако это не всегда соответствует логическому характеру изменения изучаемого процесса. Поэтому

определяется приведенный коэффициент детерминации, который может уменьшаться при некорректном выборе факторов.

Стандартная ошибка модели определяется по формуле:

о.=\-нТТ' (5)

п — 1 — к

где е. = у - у ; у. - реальное 1-е значение показателя (семестровая оценка обучаемого по общепрофессиональной или специальной дисциплине); у. - прогнозная оценка /-го значения показателя, полученная по модели.

Точность модели оценивается либо через стандартную ошибку, либо на основе ошибки аппроксимации:

1

Пы

У,--У,-

и

■100 %.

(6)

Если ошибка аппроксимации менее 5 %, то модель можно применять в практических целях.

В данном исследовании использовалась статистическая информация о семестровых оценках обучающихся по общепрофессиональным, специальным и обеспечивающим дисциплинам учебных групп специальности «Математические методы в экономике».

Построение моделей по данным учебной группы третьего курса проводилось в зависимости от увеличения числа обеспечивающих дисциплин: первая модель - связь дисциплины «Стати-

стика» с обеспечивающими курсами «Математический анализ» и «Теория вероятностей»;

вторая модель - связь дисциплины «Статистика» с обеспечивающими курсами «Математический анализ» и «Математическая статистика»;

третья модель - связь дисциплины «Статистика» с обеспечивающими курсами «Математический анализ», «Теория вероятностей», «Математическая статистика» и «Информатика».

По результатам сдачи семестровых экзаменов студентами пятого курса получена модель связи успеваемости по дисциплине «Моделирование макроэкономических процессов и систем» с обеспечивающими курсами «Эконометри-ческое моделирование», «Методы социально-экономического прогнозирования», «Моделирование микроэкономических процессов и систем», «Математические методы финансового анализа».

По результатам сдачи государственного экзамена и семестровых оценок студентов-выпускников 2008 г. построена регрессионная модель связи оценок государственного экзамена с общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

После ввода статистических данных по успеваемости студентов третьего курса по дисциплине «Статистика» и обеспечивающим курсам «Математический анализ» и «Теория вероятностей» в электронную таблицу «Stadia 6.2» и соответствующих действий по управлению процессом построения моделей получены результаты (табл.).

Информация о статистической модели и ее характеристиках в системе «Stadia 6.2»

Коэффициенты «0 <h «2

Значение 1,146 0,3455 0,4153

Стандартная ошибка 0,6879 0,1529 0,1826

Значимость 0,1087 0,0339 0,0329

Источник Сумма квадратов Ст. своб. Средн. кв.

Регрессионная 4,7 2 2,35

Остаточная 4,073 19 0,2144

Вся 8,773 21

Множеств. R R2 К Ст. ошибка F Знач.

0,73192 0,53573 0,48686 0,463 10,96 0,0009

Регрессионная модель адекватна экспериментальным данным

Из таблицы можно записать модель связи успеваемости по «Статистике» с обеспечивающими курсами:

С = 1,146 + 0,3455МА + 0,4153ТВ, (7)

где С — статистика; МА — математический анализ; ТВ — теория вероятностей.

Модель (7) показывает, что с повышением успеваемости по «Математическому анализу» и «Теории вероятностей» улучшается оценка по «Статистике».

Например, при увеличении оценки на 1 балл по «Математическому анализу» улучшается на 0,3455 балла оценка по «Статистике».

При этом более высокий вклад в успеваемость по «Статистике» вносят результаты по дисциплине «Теория вероятностей».

Расчетные значения в таблице получены по формулам (2-5)

Расчетное значение критерия Фишера определяется по формуле (2):

2 35

Я = = 10,96.

0,2144

Коэффициент детерминации определяется по формуле (3):

2 4 7

Я =—— = 0,53573 « 0,54.

8,773

Таким образом, успеваемость студентов по дисциплине «Статистика» на 54 % зависит от результатов, полученных по курсам «Математический анализ» и «Теория вероятностей».

Приведенный коэффициент детерминации определяется по формуле (4):

0 53573 • 21-2 Я = 0,53573 21 2 = 0,48686.

пр 19

Стандартная ошибка модели рассчитывается по формуле (5):

о =^10,2144 = 0,463.

Вывод о значимости модели делается исходя из расчетного значения критерия Фишера и установленной вероятности (а = 0,05). Если уровень значимости а меньше 0,05, то модель значима.

Наряду с моделью (7) построены другие модели связи успеваемости студентов по дисциплине «Статистика» с обеспечивающими курсами:

С = 1,508 + 0,343МА + 0,3247МС, (8)

где МС — математическая статистика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристики модели: Я = 0,71; Я2 = 0,50;

ов = 0,4803; Я = 9,515. Модель значима.

Наиболее точный прогноз об успеваемости студентов по дисциплине «Статистика» можно получить на основе модели связи с достаточно полным перечнем обеспечивающих курсов.

Такая модель имеет вид:

С = -0,1989 + 0,3270МА + 0,1565ТВ + + 0,0709МС + 0,4571И,

(9)

где И - информатика.

Характеристики модели: Я = 0,77; Я2 = 0,59; ов = 0,4586; Я = 6,1764. Модель значима.

Кроме моделей (7-9) получена модель связи успеваемости студентов по дисциплине «Моделирование макроэкономических процессов и систем» с обеспечивающими курсами. Эта модель построена по данным успеваемости студентов пятого курса. Модель имеет вид:

ММаЭПиС = 0,5725 + 0,5741ЭМ +

+ 0,0127МСЭП - 0,0228ТИ + (10) + 0,1172ММиЭПиС + 0,1263ММФА,

где ММаЭПиС - моделирование макроэкономических процессов и систем; ЭМ — эконометриче-ское моделирование; МСЭП — методы социально-экономического прогнозирования; ТИ — теория игр; ММиЭПиС — моделирование микроэкономических процессов и систем; ММФА — математические методы финансового анализа.

Характеристики модели: Я = 0,701922; Я2 = 0,49269; Я2 = 0,3719; о = 0,5596; Я = 4,079.

' 'пр' 'в' ' '

Модель значима, однако в ней дисциплина «Теория игр» со знаком минус.

По-видимому, данная дисциплина не имеет связи с дисциплиной ММаЭПиС.

Исключив данную дисциплину, получили следующую модель:

ММаЭПиС = 0,5685 + 0,5654ЭМ + + 0,0140МСЭП + 0,1065ММиЭПиС + (11) + 0,1222ММФА.

Характеристики модели: Я = 0,70179; Я2 = 0,4925; Я2 = 0,40023; о = 0,5468; Я = 5,338.

пр в

Модель значима.

Сравнивая характеристики моделей (10 и 11) можно заметить, что коэффициент детерминации модели (10) увеличился по сравнению с моделью (11) за счет включения дисциплины «Теория игр», т. е. увеличилось число обеспечивающих курсов. Однако приведенный коэффициент детерминации модели (10) по сравнению с моделью (11) уменьшился. Это свидетельствует о том, что дис-

циплина «Теория игр» необоснованно включена в регрессионную модель.

Поэтому в практических целях необходимо использовать модель (11).

Важная задача учебного процесса - организация и сдача государственного экзамена. Результаты сдачи государственного экзамена зависят от уровня подготовки студентов по общепрофессиональным, математическим и специальным дисциплинам. По успеваемости студентов-выпускников 2008 г. построена следующая модель:

ГЭ = 0,0136 + 0,1909ТРиМРС + + 0,0207ММаЭПиС + 0,0860ММФА + + 0,2140МСЭП + 0,0340ММиМИ0 + ( ) + 0,4237С + 0,05ММиЭПиС,

где ГЭ — государственный экзамен; ТРиМРС — теория риска и моделирование рисковых ситуаций; ММиМИО — математические методы и модели исследования операций.

СПИСОК)

1. Моисеев, В.Б. Система многоуровневого непрерывного профессионального образования в Пензенской государственной технологической академии [Текст]/В.Б. Моисеев, А.Б. Андреев//Лидерство и профессиональное образование.-2008.-№1-С. 4-13.

2. Зубков, А.Ф. Математические модели оцен-

Характеристики модели: Я = 0,83; Я2 = 0,6889; ов = 0,3970; Я = 4,43. Модель значима.

Регрессионную модель (12) предлагается использовать для прогнозирования оценок государственного экзамена студентов специальности «Математические методы в экономике».

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что дальнейшие исследования могут быть направлены на построение моделей связи успеваемости студентов других специальных дисциплин с обеспечивающими курсами; оценок по специальным дисциплинам с результатами защиты курсовых работ; результатов сдачи государственного экзамена и защиты дипломных работ с семестровыми оценками по математическим, общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Это будет способствовать повышению качества подготовки специалистов.

ГЕРАТУРЫ

ки профессиональных качеств преподавателя [Текст]/А.Ф. Зубков//Академия профессионального образования.-2007.-№3-4-С. 36-39.

3. Деркаченко, В.Н. Методы социально-экономического прогнозирования: Учебник [Текст]/В.Н. Деркаченко, А.Ф. Зубков.-Пенза: ПГТА, 2008.-192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.