Научная статья на тему 'Методика прогнозирования и учебно-методическая работа - современный инструментарий управления образовательным процессом'

Методика прогнозирования и учебно-методическая работа - современный инструментарий управления образовательным процессом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / МЕТОДИКА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / АТТЕСТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федин Дмитрий Владимирович

В статье рассмотрены вопросы практического применения программы прогнозирования, модели учебно-методической работы преподавателя-куратора и комплекса практических рекомендаций с начала обучения студентов в вузе. Раскрыты значение и актуальность всестороннего изучения и совершенствования учебно-методической и учебно-воспитательной работы, за счет разработки и апробации экспериментальной модели учебно-методической деятельности куратора с целью повышения эффективности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article consider issues of practical applications, forecasting programs, tutor's educational and methodical work models and a set of practical recommendations since the beginning of training students in a high school. The importance and relevance of comprehensive studying and improvement of methodical and academic work were determined thought the developing and testing tutor's educational and methodical experimental model to increase the efficiency of educational process.

Текст научной работы на тему «Методика прогнозирования и учебно-методическая работа - современный инструментарий управления образовательным процессом»

УДК 372.1

Д.В. Федин

МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА — СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Повышение качества профессионального образования и уровня подготовки специалистов в технических вузах — одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики. Качественная подготовка высококвалифицированных специалистов приобретает первостепенное значение в свете инновационного развития страны. Специалист с высшим образованием должен быть компетентным, свободно владеть своей профессией, ориентироваться в смежных областях знаний и обеспечивать свой профессиональный рост.

Высокий спрос на квалифицированных специалистов обусловливается возросшими требованиями к выпускникам вузов, что стало актуальной проблемой высшего технического образования. Решение ее крайне важно на современном этапе.

Следовательно, присутствует необходимость совершенствования учебно-методической и учебно-воспитательной работы в соответствии с требованиями реформы высшего образования.

Подавляющее большинство научных работ по педагогике связаны с проблемами образования, управления и организации деятельности образовательных учреждений, перестройки содержания обучения в новых социально-экономических условиях. По мнению экспертов, эти направления уже достаточно насыщены. В то же время недостаточно полно исследованы факторы, влияющие на образовательный процесс, учебная успеваемость, мотивация в обучении, качество образовательного процесса, формы, методы и средства обучения, уровень базовой подготовки абитуриентов. Таким образом, исследование в области педагогики, направленное на решение задач повышения уровня успеваемости весьма актуально. Немалую значимость имеют также разработка модели прогнозирования успеваемости и совершенствование практиче-

ских рекомендаций по методической работе со студентами.

Актуальность применения в педагогических исследованиях методов моделирования отразили в своих трудах В.Н. Волкова, А.А. Денисов [1], Г.В. Суходольский [5], В.И. Михеев [2], В.М. Монахов [3], В.Е. Радионов [4] и др.

Практическая значимость проектирования прогностических моделей и их реализации в учебном процессе совместно с комплексом разработанных практических рекомендаций определяется возможностью повышения эффективности образовательного процесса. В то же время возможности прогнозирования успеваемости каждого обучающегося позволяют планировать выпуск специалистов и возможное качество подготовки этих специалистов в условиях вуза.

Уже первые исследования в этом направлении подтвердили необходимость проведения более детального анализа факторов, влияющих на качество подготовки специалистов в техническом вузе и целесообразность разработки модели прогнозирования. В процессе исследования учебной успеваемости в образовательном процессе был выявлен ряд негативных явлений: отсутствие у студентов навыков для самостоятельной учебной работы и самообразования; снижение мотивации на фоне возникающих трудностей при обучении; отсутствие организованности в образовательном процессе учащихся.

Выявленные в ходе статистического анализа результатов экзаменационных сессий процентные соотношения подгрупп студентов с низкой, средней и высокой успеваемостью в период поступления в вуз с 2003-го по 2006 год подтвердили предположение о снижении уровня образовательного процесса. Статистически значимых различий между студентами разных годов поступления в вуз нет, но тенденция снижения уровня успеваемости наблюдается. Это, в свою

очередь, позволило прогнозировать ожидаемый контингент абитуриентов, которые будут в последующие годы поступать в вуз на технические специальности.

Снижение уровня успеваемости характеризуется постепенным приростом количества студентов с низкой и средней успеваемостью и в то же время уменьшение студентов с высокой успеваемостью, способных полноценно осваивать учебные программы. По результатам исследования факторов, влияющих на уровень успеваемости, был сформулирован комплекс практических рекомендаций для руководства факультета, кафедр и преподавателей-кураторов. Практические рекомендации направлены на улучшение дисциплины учащихся, активацию и повышение эффективности образовательного процесса.

Как показал анализ результатов анкетирования и собеседования, кураторы учебных групп мало работают со студентами, большинство студентов (73 %) не знают, кто у них куратор. Отсутствуют учебно-методическая работа, консультации, собеседования, в которых студенты, обучающиеся на первом курсе, остро нуждаются. Это приводит к неорганизованности и снижению учебной успеваемости. Соответственно, мероприятия, проводимые в конце семестра по результатам сдачи зачетов и экзаменов, не имеют желаемой эффективности для воздействия на учебную деятельность студентов.

В диссертационной работе было проведено исследование мотивации выбора студентом вуза и специальности при поступлении. На основании полученных результатов исследования была разработана программа «Прогнозирование» для ПК. Теоретическая разработка и практический экс-

о;

л

V ж

ж ж А

и

▼ V

Рис. 1. Распределение отклонений (♦) в зависимости от прогнозируемой подгруппы

(1-е низкой успеваемостью, 2 — со средней успеваемостью, 3-е высокой успеваемостью)

перимент показали работоспособность методики прогнозирования успеваемости студентов, начинающих обучение в вузе на первом курсе. Процент совпадения прогноза с фактическими результатами составил: 52,6 % — в подгруппе с низкой успеваемостью; 65,7 % —со средней успеваемостью; 64,7 % —с высокой успеваемостью.

Также была выполнена проверка значений фактического /•'-критерия и сравнение его со значением табличного /•'-критерия. Значение /факт оказалось равно 2,15018, а значение Гтабл (при значениях с1/{ = 70 — количестве испытаний; ё/2 — 25 — количестве факторов; — = 0,05) равно 1,66376. Таким образом, поскольку /факх > > Гта6л, то нулевую гипотезу можно отклонить и сделать вывод о статистической значимости связи. Следовательно, в целом модель прогнозирования построена верно. На рис. 1 показано распределение отклонения прогнозируемого значения от фактического. В зависимости от получаемого значения установлено, что отклонения распределены в целом независимо и приблизительно нормально. Это означает, что при увеличении выборки отклонение будет распределено ближе к нулю, и ошибки прогноза будут уменьшаться. Это также подтверждает верность построенной модели.

Обучаемость программы и возможность накопления исходных данных обеспечивает увеличение достоверности прогноза успеваемости.

Разработанные в процессе исследований программа для ПК «Прогнозирование учебной успеваемости студентов», экспериментальная модель учебно-методической работы со студентами (рис. 2) и практические рекомендации были в качестве практического эксперимента апробированы на военной кафедре ВВС ФВО СПбГПУ.

В эксперименте принимали участие 112 студентов электромеханического факультета. Из них 71 студент — экспериментальная группа, 41 студент — контрольная группа. Численность студентов в группах случайная и специального отбора не проводилось.

Начальный этап эксперимента заключался в том, что со студентами экспериментальной группы были проведены: знакомство, анкетирование, индивидуальное собеседование и уточнение данных для накопления исходной информации. Было также проведено изучение личных дел участников эксперимента в студенческом архиве и личных учетных карточек в деканате факуль-

Рис. 2. Экспериментальная модель учебно-методической работы преподавателя-куратора

с учебной группой студентов

тета. Полученные исходные данные были преобразованы в числовые значения и обработаны на ПК. В результате обработки получен прогноз предполагаемой успеваемости по каждому студенту экспериментальной группы. Далее преподаватели-кураторы учебных групп с учетом практических рекомендаций и результатов прогноза составили план проведения общих и индивидуальных мероприятий в соответствии с разработанной моделью учебно-методической работы со студентами. На следующем этапе в течение учебного семестра с курируемой группой проводились учебно-методические занятия, индивидуальные собеседования, подведение итогов, мониторинг текущей успеваемости.

Основной задачей учебно-методической работы было привитие студентам навыков самостоятельной работы, организации самостоятельной подготовки, распределения времени для изучения учебного материала.

В ходе индивидуальной работы проводились собеседования со студентами с указанием отрицательных и положительных результатов учебной деятельности, а так же давались рекомендации. Индивидуальная работа в отдельных случаях предусматривала собеседования с ро-

дителями обучающегося, которым предоставлялись результаты текущей успеваемости, до них доводились мнения о способностях их детей и предполагаемые результаты промежуточной аттестации. Давались рекомендации для своевременного принятия мер, предупреждающих снижение успеваемости.

При подведении итогов в конце каждого месяца до студентов доводились положительные и отрицательные стороны их успеваемости, посещаемости занятий и личной дисциплинированности. При этом дисциплинарная практика отображалась в личных карточках студентов.

Мониторинг как средство систематического сбора, обработки информации об успеваемости использовался для наглядного информирования студентов как индивидуально, так и по учебной группе в целом.

Кроме перечисленных мероприятий, с экспериментальной учебной группой проводились плановые тематические собрания (дни воинской славы, встречи с ветеранами, исторические и другие информации) с целью культурного и патриотического воспитания.

Результатом регулярной работы и постоянного взаимодействия преподавателя-куратора

с экспериментальной учебной группой стало заметное повышение результатов обучения (рис. 3) как в течение семестра, так и в конце семестра, по результатам промежуточной аттестации в период экзаменационной сессии.

Результаты успеваемости экспериментальной и контрольной групп имеют явные различия между экзаменационными средними баллами по семестрам обучения.

В подтверждение вышеизложенного следует привести следующие факты, проверенные с помощью аппарата математической статистики:

по среднему баллу школьного аттестата и вступительных испытаний контрольная и экспериментальная группы одинаковы, значимых различий нет;

среди групп студентов, обучающихся на первом курсе, по результатам сдачи семестровых экзаменов разницы по средним баллам не выявлено;

начиная со второго курса преподаватель-куратор приступает к работе с экспериментальной группой в соответствии с разработанной методикой, а контрольная крупа продолжает обучаться по общепринятой схеме;

средние баллы за экзамены в третьем и последующих семестрах в экспериментальной группе имеют значительные различия по сравнению с контрольной группой.

Уровни значимости различий между средними баллами за семестровые экзамены, сданные экспериментальной и контрольной группами, составили: р = 0,0054 за третий семестр, р = = 0,0065 за четвертый, р = 0,0004 за пятый,

р = 0,000005 за шестой, р = 0,000002 за седьмой семестр. Величина уровней значимости свидетельствует о существенности различий в средних баллах экспериментальной и контрольной групп.

Таким образом, описанная выше практическая методика прогнозирования с применением разработанной автором программы для ПК [8— 10] позволила сократить время анализа успеваемости студентов в течение первого семестра в четыре раза. Следовательно, не дожидаясь сессии и результатов экзаменов по окончании семестра обучения, преподаватель-куратор, применяя разработанный комплекс практических рекомендаций, спланировал и провел учебно-методическую работу со студентами, направленную:

на предупреждение среди студентов количественного роста подгруппы с низкой успеваемостью;

на предупреждение большого количества отчислений студентов за академическую неуспеваемость;

на увеличение эффективности образовательного процесса среди потребителей за счет учебно-методического взаимодействия куратора со студентами;

на управление учебной деятельностью студентов путем организации их образовательного процесса со стороны куратора.

Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о необходимости применения программы прогнозирования, модели учебно-мето-

Рис. 3. График успеваемости экспериментальной и контрольной групп по результатам сдачи семестровых экзаменов

дической работы преподавателя-куратора и комплекса практических рекомендаций с начала обучения студентов в вузе. Анализ результатов эксперимента по прогнозированию и учебно-методической работе со студентами подтверждает значимость повышения уровня успеваемо-

сти, что весьма важно в подготовке специалистов. Разработанный в ходе выполнения научно-исследовательской работы инструментарий целесообразно внедрить в образовательный процесс подготовки инженеров-специалистов на других технических факультетах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волкова, В.Н. Основы теории систем и системного анализа [Текст] / В.Н. Волкова, A.A. Денисов //Учебник для студентов вузов. — СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. - 510 с.

2. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике [Текст] / В.И. Михеев // Изд. 4, доп. — М.: Высшая школа, 2010. — 224 с.

3. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса [Текст] / В.М, Монахов. — Волгоград, 1995. — 146 с.

4. Радионов, В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование [Текст]: Учебное пособие / В.Е. Радионов. - СПб.: Изд-во СП6ГТУ, 1996. - 140 с.

5. Суходольекий, Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности [Текст] / Г.В. Суходольекий. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. - 120 с.

6. Пидкаеиетый, П.И. Педагогика [Текст]: Учебное пособие / П.И. Пидкаеиетый, В.В. Воронов, В.И. Журавлев, В.В. Краевский / Под ред. П.И. Пид-касистого. — М.: Изд-во Педагогического общества России, 1998. — 640 с.

7. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование [Текст]: Монография / А.Н. Дахин — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. - 230 с.

8. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ М° 2012610017 Российская Федерация. Прогнозирование [Текст] / Федин Д.В.; заявитель и правообладатель ФГБОУ ВПО «СПбГПУ». - № 2011618222; заявл. 03.11.11; опубл. 10.01.12. - Бюл. № 2.

9. Федин, Д.В. Исследование причин, мотивирующих выбор студентами вуза и специальности при поступлении [Текст] / Д.В. Федин // Актуальные проблемы подготовки специалистов для ВМФ, Часть XII. Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. — СПб. 2010,- С. 285-301.

10. Федин, Д.В. Учет индивидуальных особенностей в прогнозировании успеваемости студента обучающегося на электромеханическом факультете СПбГПУ [Текст] / Д.В. Федин // Отчет о научно-исследовательской работе «Активизация». — СПб.: Изд-во ВАС, 2009,- С 107-110.

УДК 37.01 3.32: 37.01 3.46: 37.01 3.77: 37.01 3.83

В.Н. Кругл и ков ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Принцип активности в процессе обучения — один из основных в дидактике. Он предполагает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, активной учебной деятельностью и результативностью. Инициирование и поддержание такой активности — основа целенаправленной организации педагогической среды, разработки и применения педагогических технологий.

Термин «интерактивное обучение» в современном значении, понимаемый как обучение, основанное на взаимодействии, появился в отечественной педагогике сравнительно недавно, но уже используется в федеральных государственных образовательных стандартах высшего и среднего профессионального образования третьего поколения (ФГОС-ОЗ). Согласно требованиям ФГОС-ОЗ интерактивное обучение — обязательная форма организации аудиторных занятий. Например, в соответствии с требова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.