Научная статья на тему 'Прогнозирование целевых значений показателей ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ 2011-2018 годы»'

Прогнозирование целевых значений показателей ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ 2011-2018 годы» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНЫ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ТУРИЗМА / ПОТЕНЦИАЛ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / REGIONS / TOURISM DEVELOPMENT / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / TOURISM SUBJECTS / POTENTIAL / DEVELOPMENT DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агаева Н. Ю., Алексеева Т. В., Талтынова Е. С., Столяров А. Е., Певнева Д. М.

В России за последние 20 лет произошла череда процессов, повлекшая за собой сильные изменения внешней, внутренней экономики, рынка труда и туристского рынка страны. Некоторые изменения не получили положительной динамики, другие столкнулись с чередой неудач. Рассматривая точечно индустрию гостеприимства, можно понять, что неэффективное развитие данного кластера связано с тем, что услуги, оказываемые данной сферой, находятся на очень низком уровне. Более того, качество услуг всегда равно профессиональному уровню работников и их желанию оказать гостю персонифицированную услугу с индивидуальным подходом к нему. Именно такой процесс работы служит фактором вовлеченности персонала в процесс предоставления услуг и дальнейшего успешного существования предприятия на рынке услуг и его развития. Последние 5-10 лет можно описать как время для оформления индустрии гостеприимства как самостоятельной отрасли. Выход на мировой уровень последовал после большого числа мероприятий международного класса. Важным фактором является глобальный охват территорий и всех субъектов России. Внимание к индустрии гостеприимства вышло на уровень государства и отражено в большом количестве документов долгосрочного значения с конкретными задачами. Все ключевые этапы, которые были поставлены перед отраслью, выведены в целевых программах и направлены как на въездной, так и на выездной туризм. Введение данных программ способствовало созданию коллективных средств размещения различного уровня, что увеличило число рабочих мест и снизило уровень безработицы по регионам, увеличило инвестиционную привлекательность регионов. В последние 20 лет наблюдается рост инвестиций в регионы более чем в 3 раза.In Russia over the past 20 years, a series of processes has occurred, which entailed strong changes in the external, internal economy, labor market and the tourist market of the country. Some changes did not receive positive dynamics, others faced a series of failures. Looking at the hospitality industry in a specific way, one can understand that the inefficient development of this cluster is due to the fact that the services provided by this sector are at a very low level. Moreover, the quality of services is always equal to the professional level of employees and their desire to provide a guest with a personalized service with an individual approach to it. It is such a process of work that serves as a factor in the involvement of personnel in the process of providing services and the continued successful existence of the enterprise in the services market and its development. The last 5-10 years can be described as the time for the design of the hospitality industry as an independent industry. Entering the world level followed after a large number of international-class events. An important factor is the global coverage of territories and all subjects of Russia. Attention to the hospitality industry has reached the state level and is reflected in a large number of documents of long-term significance with specific tasks. All the key stages that were set before the industry are outlined in targeted programs and are aimed at both inbound and outbound tourism. The introduction of these programs contributed to the creation of collective accommodation facilities of various levels, which increased the number of jobs and reduced the unemployment rate in the regions, and increased the investment attractiveness of the regions. Over the past 20 years, there has been an increase in investment in the regions by more than 3 times.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агаева Н. Ю., Алексеева Т. В., Талтынова Е. С., Столяров А. Е., Певнева Д. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование целевых значений показателей ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ 2011-2018 годы»»

ВестнщФТУМт/Proceedings of VSUET DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2020-1-313-321

ISSN 2226-910X E-ISSN 2310-1202 _Оригинальная статья/Research article

УДК 338.48

Open Access Available online at vestnik-vsuet.ru

Прогнозирование целевых значений показателей ФЦП «Развитие _внутреннего и въездного туризма в РФ 2011-2018 годы»_

Надежда Ю. Агаева Татьяна В. Алексеева Екатерина С. Талтынова Александр Е. Столяров Дарья М. Певнева Ирина П. Нестеренко

Nadinn_ktn@mail.ru zyablova@mail.ru ekaterynageeva@mail .ru stolyarov_1997@bk.ru assol0793@mail.ru irochka2n@gmail .com

0000-0001-8623-265 0000-0001-6395-5312 0000-0001-6749-8227 0000-0003-3086-3280

1 Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия Аннотация. В России за последние 20 лет произошла череда процессов, повлекшая за собой сильные изменения внешней, внутренней экономики, рынка труда и туристского рынка страны. Некоторые изменения не получили положительной динамики, другие столкнулись с чередой неудач. Рассматривая точечно индустрию гостеприимства, можно понять, что неэффективное развитие данного кластера связано с тем, что услуги, оказываемые данной сферой, находятся на очень низком уровне. Более того, качество услуг всегда равно профессиональному уровню работников и их желанию оказать гостю персонифицированную услугу с индивидуальным подходом к нему. Именно такой процесс работы служит фактором вовлеченности персонала в процесс предоставления услуг и дальнейшего успешного существования предприятия на рынке услуг и его развития. Последние 5-10 лет можно описать как время для оформления индустрии гостеприимства как самостоятельной отрасли. Выход на мировой уровень последовал после большого числа мероприятий международного класса. Важным фактором является глобальный охват территорий и всех субъектов России. Внимание к индустрии гостеприимства вышло на уровень государства и отражено в большом количестве документов долгосрочного значения с конкретными задачами. Все ключевые этапы, которые были поставлены перед отраслью, выведены в целевых программах и направлены как на въездной, так и на выездной туризм. Введение данных программ способствовало созданию коллективных средств размещения различного уровня, что увеличило число рабочих мест и снизило уровень безработицы по регионам, увеличило инвестиционную привлекательность регионов. В последние 20 лет наблюдается рост инвестиций в регионы более чем в 3 раза.

Ключевые слова

^prHOHM^asBHTHe^ygHSMa^HHBecTHUHOHH^

Forecasting the target values of the Federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian

Federation 2011-2018"

Nadezhda Yu. Agaeva Tatyana V. Alekseeva Alexander E. Stolyarov Ekaterina S. Taltynova Daria M. Pevneva Irina P. Nesterenko

Nadinn_ktn@mail.ru zyablova@mail.ru ekaterynageeva@mail .ru stolyarov_1997@bk.ru assol0793@mail.ru irochka2n@gmail .com

0000-0001-8623-265 0000-0001-6395-5312 0000-0001-6749-8227 0000-0003-3086-3280

1 Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Ave., 19, Voronezh, 394036, Russia_

Abstract. In Russia over the past 20 years, a series of processes has occurred, which entailed strong changes in the external, internal economy, labor market and the tourist market of the country. Some changes did not receive positive dynamics, others faced a series of failures. Looking at the hospitality industry in a specific way, one can understand that the inefficient development of this cluster is due to the fact that the services provided by this sector are at a very low level. Moreover, the quality of services is always equal to the professional level of employees and their desire to provide a guest with a personalized service with an individual approach to it. It is such a process of work that serves as a factor in the involvement of personnel in the process of providing services and the continued successful existence of the enterprise in the services market and its development. The last 5-10 years can be described as the time for the design of the hospitality industry as an independent industry. Entering the world level followed after a large number of international-class events. An important factor is the global coverage of territories and all subjects of Russia. Attention to the hospitality industry has reached the state level and is reflected in a large number of documents of long-term significance with specific tasks. All the key stages that were set before the industry are outlined in targeted programs and are aimed at both inbound and outbound tourism. The introduction of these programs contributed to the creation of collective accommodation facilities of various levels, which increased the number of jobs and reduced the unemployment rate in the regions, and increased the investment attractiveness of the regions. Over the past 20 years, there has been an increase in investment in the regions by more than 3 times.

Keywords: regions, tourism development, investment attractiveness, tourism subjects, potential, development directions

Для цитирования

Агаева Н.Ю., Алексеева Т.В., Столяров А.Е., Талтынова Е.С., Певнева Д.М. Нестеренко И.П. Прогнозирование целевых значений показателей ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ 2011-2018 годы» //Вестник ВГУИТ. 2020. Т. 82. № 1. С. 313-321. doi:10.20914/2310-1202-2020-1-313-321

For citation

Agaeva N.Yu., Alekseeva T.V., Stolyarov A.E., Taltynova E.S., Pevneva D.M., Nesterenko I.P. Forecasting the target values of the Federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation 2011-2018". Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2020. vol. 82. no. 1. pp. 313-321. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2020-1-313-321

© 2020, Агаева Н.Ю. и др. / Agaeva N.Yu. et al.

This is an open access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License

Введение

Индустрия гостеприимства является кластером экономики, направленным на оказание разноплановых услуг. Это область с высокой степенью роста и развития. Данная сфера аккумулирует в себе комплекс зданий, сооружений, человеческого капитала, инвестиций и много другого, образуя огромную систему, в которой важным сегментом являются гостиницы. Как показывает практика, рост турпотока въездного и выездного туризма способствует повышению доходности всех кластеров экономики, что увеличивает заинтересованность инвесторов в расширении индустрии гостеприимства не только на уровне регионов.

Туризм - это отрасль, аккумулирующая в себе большое количество подотраслей, которые способствуют ее развитию и жизнедеятельности. Отрасль туризма очень динамично развивается. Исходя из данных за 2017 г., приведенных WTTC - Wоrld Тгауе1 and Purism Соипсй, в разрезе мирового внутреннего валового продута

туристская отрасль занимает около 11% или порядка 9 трл дол. США [2]. Общее количество рабочих мест достигло более 300 миллионов, соответственно в мировом масштабе одно место из десяти - это рабочие, занятые в сфере туризма.

В 2017 г. одно из пяти рабочих мест образовано в сфере туризма. Инвестиционные вложения в сферу туризма составляют порядка 900 млрд дол. США (почти 5% от общего инвестиционного потенциала, вложенного в мировую экономику) [2, 7]. Основываясь на информации WTTC Глории Гевара, туристский кластер -это важный элемент, способствующий отсутствию стагнации экономики. Это обеспечивает технический прогресс, сопровождающийся увеличением числа предприятий и, как следствие, увеличением числа рабочих мест и улучшением жизни населения [5].

Общепринятая мировая тенденция - это увеличение спроса на туристские услуги, что способствует увеличению доходности государства. Россия обладает уникальным потенциалом территорий различного климатического плана, природной составляющей, количеством исторических мест, что подчеркивает ее туристический потенциал.

Согласно «Стратегии развития туризма в РФ на период до 2020 года» туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития страны [3]. Стратегия базируется на таких приоритетах, как увеличение темпа

роста экономики, улучшение уровня жизни граждан России. Формирование, укрепление и рост индустрии туризма зависит от роста инфраструктуры туризма на всех уровнях от местного, регионально до федерального. С целью реализации задач регионального уровня находится в работе федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденная постановлением №644 Правительства РФ от 2 августа 2011 г.

Согласно этому Постановлению каждый год будет проводиться оценка выполненных результатов [4]. Получить какие-либо выводы по работе программы и ее положительном/ отрицательном исходе возможно посредством выбора нескольких показателей, которые и характеризуют динамику и результат работы. Более того, в выборке будут участвовать значения, четко установленные (целевые), а полученные данные в конце года будут проходить процедуру сравнения с целевыми значениями. Положительным будет считаться результат, который покажет максимальную приближенность итоговых данных установленным целевым значениям. Однако положительная динамика будет отмечаться тогда, когда итоговые годовые значения будут максимально приближены к установленной планке.

Анализ данных, представленных на сайте Ростуризма, показал, что результатом реализации вновь утвержденной ФЦП, направленной на развитие внутреннего и въездного туризма, с 2019 г. должно стать увеличение доли туризма в ВВП страны до 5% к 2025 г. [5]. В настоящее время, по данным Ростуризма, доля туризма в внутреннего валового продукта в Росии не превышает 4%, в то же время в мире этот показатель достигает чуть более 10%. Глава Ростуризма отметил, что основная задача данной программы - это глобальное увеличение объема туристской сферы, причем темпы ее развития должны существенно обгонять экономику страны.

Цель работы - построение прогноза изменения показателей сферы туризма на 2018 г. и сравнение прогноза с целевыми показателями рассматриваемой программы. Задачами исследования являются аналитический обзор, обобщающий анализ, выявление популярных направлений российского туризма, расчет прогноза изменения значений показателей на конец 2018 г. методом полиномиальной аппроксимации, сравнение полученных результатов с целевыми показателями ФЦП.

Материалы и методы

Система целевых индикаторов эффективности ФЦП для удобства выполнения расчётов и последующего сравнения была переработана путем объединения аналогичных показателей. Были преобразованы в один показатель суммированием:

— численность размещенных в коллективных средствах размещения граждан Российской Федерации и иностранных граждан (общая численность размещенных в коллективных средствах размещения лиц);

Проведя анализ данных России на основании бюллетеня Аналитического центра при Правительстве РФ «Восстановление спроса на туристские услуги в России», выявлено заметное уменьшение объема туруслуг на 30% в 2017 г. в сравнении с уровнем кризисного 2014 г., но за 9 месяцев 2017 г. этот же показатель двинулся в сторону роста и приблизился к аналогичным показателям сентября 2015 г. [6].

Ростуризм, подводя итоги 2016 г., выявил стабильный рост турпоездок, причем рост наблюдается на протяжении 4 лет подряд, и в соответствующем году количество поездок, обусловленных внутренним туризмом, достигло почти 60 млн.

Туристический поток в Россию также не стоял на месте. В первой половине 2017 г. доля туристов из-за границы составила порядка 1,5 млн человек. Общая положительная тенденция роста уровня турпотока внутри страны и вне

— количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения и работающих в туристских фирмах (общее количество лиц, работающих в сфере туризма);

— объем платных туристских услуг, оказанных населению и объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (общий объем платных туристских услуг и услуг гостиниц).

Результаты и обсуждение

В ходе исследования было проведено преобразование (таблица 1).

1.

1.

показывает устойчивые позиции России как туристического направления.

Инфраструктура туризма - комплексное понятие, в которое входят наземные сооружения, инфраструктура и прочее, но основной составляющей являются коллективные и индивидуальные средства размещения. Согласно действующему ГОСТ Р 51185-2014 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» под коллективными средствами размещения понимаются средства размещения (наземные постройки), которые предназначены для оказания всех видов сервиса юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями [3].

Динамику развития туристской индустрии в положительную или в отрицательную сторону можно проследить посредством оценки изменения настоящих итоговых показателей по соответствующему году, анализируя все средства размещения.

Таблица

Сводная таблица целевых индикаторов и показателей, используемая для сравнения

с прогнозируемыми значениями

Table

A summary table of target indicators and indicators used for comparison with forecast values

Целевые индикаторы и показатели Target indicators and indicators Планируемые значения на 2018 г. Planned values for 2018

Количество койко-мест в коллективных средствах размещения, тыс. ед. Number of beds in the DAC, thousand units 1893

Площадь номерного фонда коллективных средств размещения, тыс. м2 Area of the number Fund of the DAC, thousand. м2 21547

Общая численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, млн. чел. Total number of persons placed in the DAC, million people 68

Общее количество лиц, работающих в сфере туризма, тыс. чел. Total number of people working in the tourism sector, thousand people 794

Инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания), млн. р. | Investments in the main capital of accommodation facilities (hotels, places for temporary accommodation), million rubles 35025

Общий объем платных туристских услуг и услуг гостиниц (включая аналогичные средства размещения), млрд. р. | Total volume of paid tourist and hotel services (including analogous accommodation facilities), billion rubles 917

После анализа было выявлено, что изме- численности коллективных средств размещения,

нение всех показателей носит положительный числа номеров и мест в них, а также ночевок

характер (таблица 2). Отмечается общий рост в коллективных средствах размещения [7].

за период с 2002 по 2017 гг. по показателям:

Таблица 2.

Показатели по коллективным средствам размещения за период с 2014 по 2017 гг.

Table 2.

Indicators for collective accommodation facilities for the period from 2014 to 2017

Показатели | Indicators Годы Years

2014 2015 2016 2017

Число коллективных средств размещения, ед. Number of collective funds accommodation, units 15 590 20 135 20 023 21 284

Число номеров, ед. | Number numbers, units 670 762 770 353 787 197 742 068

Число мест, тыс. | Number of seats, thousand 1 573 1 763 1 834 1 907

Число ночевок, млн. | Number of overnight stays, million 184 212 216 221

Обращаясь к аналитическим данным Рос-стата, за последние 15 лет можно наблюдать устойчивый рост количества коллективных средств размещения, а в 2017 г. этот показатель увеличился в 2,5 раза.

Все сферы деятельности, связанные с предоставлением услуг, подвержены влиянию экономики страны и напрямую зависят от курса национальной валюты. В связи с тем что в 2016 г. экономика России находилась в непростом положении из-за падения курса рубля, наблюдалось снижение турпотока.

Несмотря на все сложности наблюдается и устойчивость определенных показателей. Так, с 2002 по 2017 гг. отмечается рост доступных для размещения мест в коллективных средствах размещения. Среди всех прочих показателей оценки работы и выполнения ФЦП особо значимым является площадь номерного фонда [8]. Анализ динамики изменения данного показателя говорит о том, что на данном этапе осуществляется постройка и ввод в эксплуатацию различных средств размещения. Посредством статистических данных можно проследить изменение данного показателя по годам (таблица 3).

Таблица 3.

Изменение площади номерного фонда за период с 2014 по 2017 гг.

Table 3.

Changing the area of the room Fund for the period from 2014 to 2017

Рассматривая анализируемый период, можно наблюдать колебания показателя площади номерного фонда. Беря в рассмотрение 2010 г. наблюдается снижение по сравнению с 2009, так как именно в этом году финансовый кризис имел мировой характер, в связи с чем многие предприятия были закрыты. Причем падение происходило до 2013 г. Объяснить это можно нестабильным состоянием экономики, застоем производства в течение долгого времени и, как следствие, увеличение числа безработных, снижение заработной платы и уровня жизни населения.

Несмотря на 5-летнее падение данного показателя, 2014 г. характеризуется ростом, а связано это с присоединением к России республики Крым. Крым обладает уникальным природным потенциалом, огромным количеством различных средств размещения, это большой, курортный регион. В связи с чем в 2016 г. наблюдалось увеличение показателя площади номерного фонда [9]. В 2017 г. наблюдался незначительный спад из-за неустойчивого состояния экономики и некоторого застоя туризма внутри страны [10].

Анализируя региональную специфику и показатель численности размещенных иностранных граждан и граждан РФ, можно выявить спады турпотока в 2009 г. из-за сложной ситуации на мировом экономическом рынке. Дальнейший возврат на исходные позиции произошел только к 3-му кварталу 2010 г., а к середине 2011 г. отмечался значительный рост, причем по отношению к 2008 г. и составлял 106%. В период с 2012 по 2017 гг. отмечался положительный рост многих показателей в соответствии с ФЦП, особенно по числу размещенных граждан - иностранцев [12] (рисунок 1).

Показатель Indicators Годы Years

2014 2015 2016 2017

Площадь номерного фонда, тыс. м2 Number of rooms, thousand м2 13 131 13 396 17 844 15 596

SO ООО

50 ООО

40 000

30 000 20 000 10 000 о

48 215 48 573

43 657

32 561 33 79^

4444 4 608 5 627 6 072 7100

2013 2014 2015 2016 2017

—•—Иностранные граждане, Foreign citizen —•—Граждане РФ,Citizens of the Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1. Динамика численности размещенных в коллективных средствах размещения иностранных граждан и граждан России за период с 2013 по 2017 гг. Figure 1. Dynamics of the number of foreign and Russian citizens placed in collective accommodation facilities for the period from 2013 to 2017

В части положительной динамики можно отметить 2017 год, сравнивая его с 2013 г., произошло увеличение численности размещенных граждан РФ в КСР, темпы роста достигли 149%, а увеличение численности иностранных граждан достигло в 60%.

Динамика увеличения численности размещенных в КСР иностранных граждан и граждан России характеризует формирование положительного интереса к путешествиям в Российской Федерации [11, 13] (рисунок 2). Обращаясь к официальным статистическим источникам, в 2017 г. выявлено процентное соотношение размещенных в КСР российских и иностранных граждан как 87% к 13% соответственно.

Анализируя данные, выявлено, что основная масса размещенных российских и иностранных граждан в КСР распределена в Центральном федеральном округе (таблица 4). Далее следует распределение российских граждан по следующим округам Южный и Приволжский федеральные округа. Рассматривая размещение иностранных граждан можно выделить Северо-Западный и Южный федеральные округа.

. 18 000 т| 16 000 ИР 14 000

•В 12 000 | 10 000 tho 8 000 * 6 000 лове 4 000 £ 2 000

с. 0

ы

т

15 298

3 751

п

£

г

ж

5 581 1

1 696

JP

о?

¿г

éi

9 362

454

1 344

54

СГ

7 176

271

аГ

s

ж

3 071 141

1

4 718

п

380

2 023 354

г.

С* J1

#

□ Граждан РФ, Citizens of the Russian Federation □ Иностранных граждан, Foreign citizen

Рисунок 2. Численность размещенных лиц в КСР по РФ и ФО

Figure 2. Number of persons placed in the DAC for the Russian Federation and the Federal district

С целью определения наиболее предпочтительных регионов по туристическому потоку за 2017 г. для анализа были взяты различные субъекты РФ по показателю размещения туристов Российских и зарубежных. На основании

проведенного исследования получена статистика распределения по субъектам ФО с наибольшей численностью размещенных в КСР граждан России.

Таблица 4. Распределение численности по федеральным округам

Table 4.

Distribution of population by federal districts

Центральный федеральный округ Central federal district

г. Москва | Moscow 7 203 783

Московская область | Moscow oblast 3 195 755

Ярославская область | Yaroslavl oblast 625 017

Владимирская область | Vladimir oblast 549 995

Тверская область | Tver oblast 455 321

Сибирский федеральный округ | Siberian federal district

Новосибирская область | Novosibirsk oblast 858 647

Алтайский край | Altai territory 680 039

Красноярский край | Krasnoyarsk region 676 233

Иркутская область | Irkutsk oblast 595 634

Северо-Западный федеральный округ | North-Western Federal district

г. Санкт-Петербург | Saint Petersburg 2 167 428

Ленинградская область Leningrad oblast 643 247

Калининградская область Kaliningrad oblast 638 049

Уральский федеральный округ, Urals federal district

Свердловская область | Sverdlovsk oblast 1 125 335

Тюменская область | Tyumen oblast 1 027 955

Челябинская область | Chelyabinsk oblast 757 339

Проанализировав результаты исследования по числу размещенных граждан РФ по российским регионам за 2017 г. выявлено, что большая часть посещала Краснодарский край. Ввиду того что выявлено 5 лидеров туризма в России, то в порядке уменьшения наблюдается следующая последовательность: Московская область, город Санкт-Петербург, Республика Татарстан и Республика Крым.

Полученные данные позволяют сделать вывод о выгодном географическом положении округов, как наиболее привлекательных для туристов и туризма (рисунок 3).

Рисунок 3. Географическое расположение наиболее предпочтительных регионов России за 2017 г.

Figure 3. Geographical location of the most preferred regions of Russia for 2017

Федеральные округа с наибольшей численностью размещенных иностранных граждан перечислены на рисунке 4.

В ходе исследования были выявлены самые распространенные направления въездного туризма за 2017 г.: Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Московская область, Приморский край.

Исходя из данных статистического анализа можно сделать вывод, что наиболее посещаемыми для туристов из-за границы являются Москва и Санкт-Петербург, что объясняется следующими факторами:

— наличие большого числа памятников культуры;

— обилие КСР на территории обоих городов;

— развитая инфраструктура;

— наличие объектов историко-культурного наследия;

— развитая транспортная сеть;

Далее распределение регионов осуществляется по рейтингу. Географическое расположение наиболее предпочтительных регионов России за 2017 г.: Краснодарский край, Московская область и город Санкт-Петербург. В целевых индикаторах ФЦП присутствует такой показатель, как количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения [14], и количество лиц, работающих в туристических фирмах [15, 16, 17]. Данные результаты показали динамику изменения вакантных мест для работы.

В отчетный период (15 лет) динамика изменения вакантных мест для работы в сфере туризма изменилась следующим образом: по КСР - 2012 г. - 386 359, 2013 г. - 375 322, 2014 г. - 399 146, 2015 г. - 402 577, 2016 г. -466 643, 2017 г. - 462 356; по туристским агентствам - 2012 г. - 48 662, 2013 г. - 50 144, 2014 г. - 45 463, 2015 г. - 48 433, 2016 г. -39 969, 2017 г. - 40 805; всего: 2012 г. - 435 021, 2013 г. - 425 466, 2014 г. - 444 609, 2015 г. -451 010, 2016 г. - 506 612, 2017 г. - 503 161.

Данные по коллективным средствам размещения приведены по работникам, находящимся в штатном расписании [15-17]. В данные по турфирмам включены внешние совместители и работники, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера.

Количество рабочих коллективных средств размещения за 15 лет имеет положительную динамику к увеличению до 19,7%, а количество рабочих туристских агентств за 15 лет уменьшилось на 16,1%.

Значительным моментом развития туризма как одного из экономических кластеров является инвестиционная активность, то есть вложения, которые идут на работу коллективных средств размещения [15] (таблица 5).

Таблица 5.

Динамика изменения инвестиционной активности

Table 5.

Dynamics of changes in investment assetsnews

Год Инвестиционная активность, млн р.

Year Investment activity, million rubles

2009 17905

2010 20669

2011 41224

2012 27633

2013 67449

2014 80469

2015 32654

2016 30366

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 56120

1000000

2000000

г. Москва | Moscow

Московская область | Moscow oblast | 256 294

Новгородская область | Novgorod oblast Ц 114 647

Владимирская область | Vladimir oblast Ц 89 645

Иркутская область | Irkutsk oblast 'J 113 708

Красноярский край | Krasnoyarsk region ] 67 193

Новосибирская область | Novosibirsk oblast 69 215

Краснодарский край | Krasnodar region 275 352

Республика Крым | Republic Of Crimea 73 964

Ростовская область | Rostov oblast 56 622

г. Санкт-Петербург | Saint Petersburg

Калининградская область | Kaliningrad oblast 99 595

Республика Татарстан | Republic of Tatarstan ] 86 138

Свердловская область | Sverdlovsk oblast 88 907

Ставропольский край | Stavropol Krai 39 873

Приморский край | Primorsky Krai 237 556

3000000 4000000 I 3 169 270

] 1 331 961

Рисунок 4. Субъекты ФО с наибольшей численностью размещенных в КСР иностранных граждан (2017 г.) Figure 4. Subjects of the Federal district with the largest number of foreign citizens placed in the DAC (2017)

0

Заключение

При проведении исследований было выявлено следующее:

— положительная динамика совокупных показателей по КСР показывает эффективность проводимой ФЦП;

— в условиях формирования туристского имиджа верно определен вектор будущего развития;

— для дальнейшего роста показателей актуально развитие курортов Крыма и

Краснодарского края, которые являются базой туристского потенциала страны;

— объем инвестиций в основной капитал в последнее 10-летие возрос почти в 3 раза.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы о том, что изменение числа размещений туристов находится в прямой зависимости от количества КСР, что показывает высокую заинтересованность вложения финансовых средств в индустрию туризма.

Литература

1 Агаева Н.Ю., Веретенников А.Н. Управление инновационной активностью в индустрии гостеприимства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. № 4. С. 18-22.

2 Сайт WTTC. URL: https://www.wttc.org/media-centre/press-releases/press-releases/2018/one-in-five-of-all-new-jobs-created-globally-in-2017-are-attributable-to-travel-and-tourism

3 Интернет-портал «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/420200177

4 Интернет-портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/55171986

5 Сайт Ростуризма. URL: https://www.russiatourism.rU/content/9/section/85/detail/13464

6 Бюллетень «Восстановление спроса на туристские услуги в РФ» Аналитического центра при Правительстве РФ. URL: https://www.russiatourism.rU/content/9/section/85/detail/13464

7 Росстат. URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#

8 ЕМИСС. URL: https://www.fedstat.ru/mdicator/31579

9 Интернет-портал «Hotelier. Pro». URL: http://hotelier.pro/tourizm/item/2944-rosstat/2944-rosstat

ЮИнтерфакс. URL: http://www.interfax.ru/russia/594030

11 Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения. ЕМИСС. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31560

12 Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения. ЕМИСС. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/44042

13 Бюллетень «Восстановление спроса на туристские услуги в РФ» Аналитического центра при Правительстве РФ. URL: https://www.russiatourism.ru/content/9/section/85/detail/13464

14 Агаева Н.Ю., Токарева Д.М., Бабенко А.А., Ярцева А.А. Анализ динамики численности коллективных средств размещения в период с 2002 по 2017 годы // АНИ: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 13-16.

15 Среднесписочная численность работников (без совместителей и работников несписочного состава). ЕМИСС. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31445

16Furmanov К., Balaeva О., Predvoditeleva М. Forecasting Tourism Flows from the Russian Federation into the Mediterranean Countries // Tourism Management, Marketing, and Development. 2016. P. 39-57.

17 Dedkova E., Gudkov A. Tourism Export Potential: Problems of Competitiveness and Financial Support // Integrated Science in Digital Age. 2019. P. 187-202.

References

1 Agaeva N.Yu., Veretennikov A.N. Management of innovative activity in the hospitality industry. Azimuth of scientific research: Economics and management. 2017. no. 4. pp. 18-22. (in Russian).

2 WTTC Website. Available at: https://www.wtc.org/media-centre/press-releases/press-releases/2018/one-in-five-of-all-new-jobs-created-globally-in-2017-are-attributable-to-travel-and-tourism (in Russian).

3 Internet portal "Code". Available at: http://docs.cntd.ru/document/420200177 (in Russian).

4 Internet portal "Garant". Available at: http://base.garant.ru/55171986 (in Russian).

5 The Website of the Federal tourism Agency. Available at: https://www.russiatourism.ru/content/9/section/85/detail/13464 (in Russian).

6 Bulletin "Restoration of demand for tourist services in the Russian Federation" of the Analytical center under the Government of the Russian Federation. Available at: https://www.russiatourism.ru/content/9/section/85/detail/13464 (in Russian).

7 Rosstat. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (in Russian).

8 EMISS. Available at: https://www.fedstat.ru/indicator/31579 (in Russian).

9 Internet portal "Hotelier. Pro". Available at: http://hotelier.pro/tourizm/item/2944-rosstat/2944-rosstat (in Russian).

10 Interfax. Available at: http://www.interfax.ru/russia/594030 (in Russian).

11 Number of persons placed in collective accommodation facilities. EMISS. Available at: https://www.fedstat.ru/indicator/31560 (in Russian).

12 Number of foreign citizens placed in collective accommodation facilities. EMISS. Available at: https://www.fedstat.ru/indicator/44042 (in Russian).

13 Bulletin "Restoration of demand for tourist services in the Russian Federation" of the Analytical center under the Government of the Russian Federation. Available at: https://www.russiatourism.ru/content/9/section/85/detail/13464 (in Russian).

14 Agaeva N.Yu., Tokareva D.M., Babenko A.A., Yartseva A.A. Analysis of the dynamics of the number of collective accommodation facilities in the period from 2002 to 2017. ANI: Economics and management. 2018. vol. 7. no. 3. (24). pp. 13-16. (in Russian).

15 Average number of employees (without part-time and non-part-time employees). EMISS. Available at: https://www.fedstat.ru/indicator/31445 (in Russian).

16 Furmanov K., Balaeva O., Predvoditeleva M. Forecasting Tourism Flows from the Russian Federation into the Mediterranean Countries. Tourism Management, Marketing, and Development. 2016. pp. 39-57.

17 Dedkova E., Gudkov A. Tourism Export Potential: Problems of Competitiveness and Financial Support. Integrated Science in Digital Age. 2019. pp. 187-202.

Сведения об авторах

Надежда Ю. Агаева к.т.н., кафедра туризма и гостиничного дела, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, Nadinn_ktn@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-8623-265 Татьяна В. Алексеева д.т.н, кафедра сервиса и ресторанного бизнеса, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, zyablova@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-6395-5312 Екатерина С. Талтынова магистр, кафедра сервиса и ресторанного бизнеса, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, ekaterynageeva@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-6749-8227 Александр Е. Столяров магистр, кафедра сервиса и ресторанного бизнеса, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, stolyarov_1997@bk.ru

https://orcid.org/0000-0003-3086-3280 Дарья М. Певнева ст. преподаватель, кафедра туризма и гостиничного дела, Воронежский государственный университет инженерных технологий), пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, assol0793@mail.ru Ирина П. Нестеренко инженер, кафедра туризма и гостиничного дела, Воронежский государственный университет инженерных технологий), пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, irochka2n@gmail.com

Вклад авторов

Все авторы в равной степени принимали участие в написании рукописи и несут ответственность за плагиат

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about authors Nadezhda Yu. Agaeva Cand. Sci. (Engin.), associate professor, tourism and hotel business department, Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Avenue, 19, Voronezh, 394036, Russia,Nadinn_ktn@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-8623-265 Tatyana V. Alekseeva Dr Sci. (Engin.), professor, service and restaurant business department, Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, zyablova@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-6395-5312 Alexander E. Stolyarov master student, service and restaurant business department, Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, ekaterynageeva@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001 -6749-8227 Ekaterina S. Taltynova master student, service and restaurant business department, Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, stolyarov_1997@bk.ru

https://orcid.org/0000-0003-3086-3280 Daria M. Pevneva senior lecturer, tourism and hotel business department, Voronezh State Un4iversity of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, assol0793@mail.ru

Irina P. Nesterenko engineer, tourism and hotel business department, Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, irochka2n@gmail. com

Contribution

All authors are equally involved in the writing of the manuscript and are responsible for plagiarism

Conflict of interest

The authors declare no conflict of interest.

Поступила 28/01/2020_После редакции 06/02/2020_Принята в печать 17/02/2020

Received 28/01/2020 Accepted in revised 06/02/2020 Accepted 17/02/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.