Научная статья на тему 'Динамика и структура российского рынка туристских услуг'

Динамика и структура российского рынка туристских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
908
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ДИНАМИКА / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ПРЕДПРИЯТИЯ ПИТАНИЯ / СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / СТРУКТУРА / ТРАНСПОРТ / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кицис Вячеслав Михайлович, Потехина Елена Васильевна

В статье рассматривается структура российского рынка туристских услуг и его основных сегментов. Раскрывается динамика, факторы и условия развития рынка туристских услуг за последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кицис Вячеслав Михайлович, Потехина Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the structure of Russian tourist services market and its main segments. The authors study the dynamics, factors and conditions of the development of Russian tourist services market during the recent years.

Текст научной работы на тему «Динамика и структура российского рынка туристских услуг»

КИЦИС В. М., ПОТЕХИНА Е. В.

ДИНАМИКА И СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

Аннотация. В статье рассматривается структура российского рынка туристских услуг и его основных сегментов. Раскрывается динамика, факторы и условия развития рынка туристских услуг за последние годы.

Ключевые слова: туризм, индустрия туризма, динамика, туристские услуги, структура, транспорт, средства размещения, предприятия питания.

KIZIS V. M., POTEKHINA E. V.

DYNAMICS AND STRUCTURE OF RUSSIAN TOURIST SERVICES MARKET

Abstract. The article considers the structure of Russian tourist services market and its main segments. The authors study the dynamics, factors and conditions of the development of Russian tourist services market during the recent years.

Keywords: tourism, tourism industry, dynamics, tourist services, structure, transport, accommodation facilities, catering.

Поступательная динамика российского рынка туризма обусловлена рядом факторов: рост платежеспособности населения страны, рост банковских и информационно-коммуникационных услуг, развитие туристской инфраструктуры в нашей стране. Объем платных туристских услуг в России в 2013 г. достиг почти 148 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2012 г. на 21,8 % [6].

В распределении рынка туризма России по видам услуг в 2012 г. % объема рынка приходилось на пассажирские перевозки, ХА - на средства размещения (гостиницы, дома отдыха и т.п.) и 1/ю - на прочие платные туристские услуги (питание туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов и т. д.) [2]. Рассмотрим подробнее отдельные сегменты туристского рынка России.

Одним из главных сегментов индустрии туризма является транспортное обслуживание туристов. Объем перевозок пассажиров по видам транспорта показан в таблице 1. Как свидетельствуют данные таблицы, наблюдается устойчивая тенденция снижения перевозки пассажиров транспортом общего пользования России. Так, падение перевозок всеми видами транспорта в 2013 г. по отношению к 2012 г. составило 8,2%, или было перевезено на 1755 млн. человек меньше. При этом на автобусном транспорте произошло наибольшее сокращение числа перевезённых пассажиров в 2013 г. против уровня 2012 г. - 1209 млн. чел., или 68,9 % общего объёма снижения перевозок пассажиров.

Таблица 1

Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования, млн. чел. [3; 7]

Виды транспорта Г о д ы Абсолютное отклонение (+;-) Относительное отклонение, %

2013 г. к 2013 г. к

2010 2011 2012 2013 2011 2012 2010 2011 2012

Транспорт - всего 22043 21891 21347 19592 -2299 -1755 88,9 89,5 91,8

в том числе:

железнодорожный 947 993 1059 1080 87 21 114,0 108,8 102,0

автобусный (включая маршрутные таксомоторы) 13434 13305 12766 11557 -1877 -1209 86,0 86,9 90,5

троллейбусный 2206 2152 2051 1735 -417 -316 78,6 80,6 84,6

метрополитен 3294 3351 3446 3491 140 45 106,0 104,2 101,3

морской 1,5 1,3 1,1 0,5 -0,8 -0,6 33,3 38,5 45,5

внутренний водный 16 14 14 13 -1 -1 81,3 92,9 92,9

воздушный 59 66 76 86 20 10 145,8 130,3 113,2

Снижение спроса на транспортные услуги в целом связано, по нашему мнению, со снижением платежеспособности населения России, со значительным повышением тарифов на перевозки, с введением пограничного сбора и другими факторами.

Вместе с тем, учитывая, что основную массу перевозок туристов осуществляют железнодорожный и воздушный виды транспорта, следует заметить, что именно эти виды транспорта демонстрируют устойчивые темпы роста, что наглядно подтверждают данные таблицы 1. Так, перевозки в 2013 г. по сравнению с 2012 г. авиационным транспортом увеличились на 13,2 % (самый большой рост). Этот рост вызван, главным образом, позитивной динамикой на международных направлениях: прирост объёма перевозок пассажиров в международном воздушном сообщении в последние годы был выше, чем на внутренних авиалиниях. Занятость кресел составила 79,5% (прирост за 2013 г. 1,2 %), в том числе на международных воздушных линиях - 82,1 % (0,3 %), на внутренних - 75 % (2 %) [1].

Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом выросли не столь значительно, как авиационным - за 2013 г. только на 2%. Преимуществами авиакомпаний является их более высокая ценовая, коммерческая и маркетинговая гибкость; высокая скорость, что приводит к сокращению времени доставки пассажиров; отсутствие ценового регулирования.

Основной тенденцией на рынке железнодорожных пассажирских перевозок дальнего следования является существенное увеличение доли продаж электронных билетов с 7% в 2011 г. до 15% в 2012 г. Продажа электронных железнодорожных билетов в 2012 г. на поезда

выросла в России в 2 раза. Пассажиры всего в 2012 г. купили 17 млн. электронных билетов

[4].

Перевозки пассажиров морским транспортом постоянно сокращаются. В этом сегменте наблюдаются самые высокие темпы падения, о чем свидетельствуют данные таблицы 1: перевозки пассажиров в 2013 г. по сравнению с 2010 г. упали на 66,7% и на 54,5% по сравнению с 2012 г. Причины кроются в том, что значительно сократилось количество морских пассажирских и грузопассажирских транспортных судов - с 78 судов в 2000 г. до 56 в 2012 г. [3, с. 436], процент их изношенности очень высокий, комфортность низкая, стоимость перевозок высокая. Кроме того, незначительная часть российских туристов предпочитает совершать круизные путешествия.

В перевозках пассажиров и пассажирообороте внутренним водным транспортом наблюдается устойчивая тенденция сокращения обоих показателей (см. табл. 2).

Таблица 2

Перевозки пассажиров и пассажирооборот внутреннего водного транспорта на

туристских и экскурсионно-прогулочных маршрутах [3; 8]

Показатели Г о д ы 2013 г. в % к

2010 2011 2012 2013 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Отправлено пассажиров внутренним водным транспортом - всего, тыс. человек 16062,5 14167,4 13684,2 12967,0 80,7 91,5 94,8

из них:

на туристских маршрутах 575,1 484,6 313,2 271,2 47,2 56,0 86,6

на экскурсионно-прогулочных маршрутах 2913,9 2540,7 2599,9 2349,6 80,6 92,5 90,4

Пассажирооборот внутреннего водного транспорта - всего, млн. пассажиро-километров 770,9 683,9 628,7 595,8 77,3 87,1 94,8

из них:

на туристских маршрутах 471,4 430,9 324,1 365,5 77,5 84,8 112,8

на экскурсионно-прогулочных маршрутах 74,8 63,3 120,3 59,3 79,3 93,7 49,3

Как видно из таблицы 2, в 2013 г. было отправлено внутренним водным транспортом почти на 3,1 млн. пассажиров меньше, чем в 2010 г. (снижение на 19,3%), но при этом пассажирооборот в 2013 г. упал еще больше и составил 77,3% от уровня 2010 г. В 2013 г. произошло увеличение пассажирооборота на туристских маршрутах по сравнению с 2012 г. на 12,8%, но не за счет роста числа пассажиров (снижение за год составило 13,4%), а за счет увеличения средней дальности перевозок.

Причины снижения популярности внутреннего водного транспорта обусловлены сокращением числа туристских маршрутов и количества судов, которые их обслуживали,

плохим техническим состоянием судов (случай с теплоходом «Булгария»), ненадежностью поставщиков услуг, а также тем, что после распада СССР целый ряд портов, водных артерий и бассейнов отошли от России в другие страны.

Другой сегмент индустрии туризма - средства размещения. Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 2013 г. по сравнению с 2012 г. вырос на 15,2% и составил 162,4 млрд. руб. Площадь номерного фонда коллективных средствах размещения (без учета микропредприятий) за 2013 год выросла на 66,2 тыс. м2 (прирост составил 0,6%, а численность граждан, заселенных в средствах размещения, выросла за год на 953,3 тыс. чел. (прирост 2,6%). Следует обратить внимание на тот факт, что в 2013 г. по сравнению с 2012 г. число граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, выросло всего на 2,3%, тогда как иностранных граждан - на 5,5%. Основную массу проживающих составляют граждане России, на долю которых в 2013 году приходилось 88% от общего числа размещенных человек [6].

Быстрые темпы роста обусловлены, в основном, стремительным увеличением выручки предприятий гостиничного бизнеса. Это связано не только с вводом в эксплуатацию новых гостиниц и увеличением средней стоимости номера, но и усилиями со стороны государства по стимулированию спроса и предложения в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации».

Вопреки постоянному увеличению количества гостиничных номеров, величина загрузки российских гостиниц, т.е. число людей, фактически пребывающих в помещениях или зданиях, более 10 лет остается неизменной - около 70% [7]. Однако потенциал увеличения загрузки гостиниц достаточно высок. В качестве перспективного направления развития можно выделить увеличение загрузки номерного фонда путем внедрения в гостиницах современных технологий управления номерным фондом, контроля качества и развитием каналов дистрибуции.

Основной недостаток размещения гостиниц в России заключается в том, что наибольшее их число расположено в центральной части России, причем основная их часть в Москве и Санкт-Петербурге.

Действующие сегодня на территории страны стандарты средств размещения были введены в 1995 г. Существующая система распространяется только на гостиницы и мотели, классифицируемые по категориям от 1 до 5 звезд. На территории России имеется мало высококлассных гостиниц, к числу которых можно отнести большинство отелей, входящих в международные гостиничные цепи. Как правило, российские гостиницы класса 4-5 звезд находятся в гостиничном совладении иностранных компаний или полностью управляются ими.

Многие гостиницы, особенно ведомственные, не соответствуют заявленным международным стандартам, что связано со значительной изношенностью помещений, устаревшим оборудованием и мебелью, ограниченным набором предоставляемых услуг.

Деятельность туристской индустрии тесно связана и с предприятиями питания, целью работы которых является удовлетворение потребностей человека в пище. Процесс потребления пищи совпадает отчасти с процессом общения людей. К основным типам предприятий питания относят рестораны, кафе, бары, буфеты, столовые и пр. Наиболее комфортабельным предприятием питания с самым широким ассортиментом блюд считается ресторан.

В 2012 году на территории Российской Федерации осуществляли свою деятельность 49,4 тысяч ресторанов и кафе, 5,6 тысяч баров и 6,1 тысячи столовых при организациях и учреждениях [3, с. 471]. По сравнению с 2011 годом их число выросло: ресторанов и кафе -на 5,3%, баров - на 1,8% и столовых - на 3,4%. Ежегодно увеличивается оборот предприятий общественного питания. В 2013 г. он составил 1131,5 млрд. рублей и вырос по отношению к 2012 г. на 11% [7].

Индустрия туризма неразрывно связана с развлечениями. К предприятиям развлечений относятся те организации и учреждения, чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Ярко выраженным развлекательным характером деятельности выделяются цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т. п. Кроме них сюда относятся театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (оркестры, ансамбли, мюзик-холлы и др.). Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных водных бассейнах, в спортивных залах, клубах и пр.), а также спортивно-зрелищным мероприятиям. Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках) также связано с развлечением.

К сфере обслуживания населения развлечениями в мировой практике относятся также предприятия туризма, включая средства размещения туристов. Ряд предприятий, организаций, учреждений обеспечивают развлечения в форме своей неосновной деятельности. Помимо гостиниц к ним относятся зоны отдыха и исторические достопримечательности.

Современная ситуация в России характеризуется восстановлением индустрии развлечений, сформированной за годы существования СССР, а также возникновением новых тенденций в последние десятилетия: растет число музеев, профессиональных театров, увеличилось число национальных природных парков, спортивных сооружений, аквапарков, музеев, театров и пр.

Однако уровень индустрии развлечений в России, по сравнению с зарубежными странами, являющимися центрами мирового туризма, остается достаточно низким. Поэтому из-за отсутствия подобных предприятий и развлечений у нас в стране большинство туристов предпочитают отдых за рубежом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Обзор рынка авиаперевозок России в 2013 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ato.ru/content/.

2. Рекламное агентство «Тройка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.troyka.tomsk.ru.

3. Российский статистический ежегодник 2013: Стат. сб. / Росстат. - М., 2013 - 706 с.

4. Содружество авиационных экспертов Ау1айопЕхр1огег [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.aex.ru.

5. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) [Электронный ресурс]: Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.favt.ru.

6. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) [Электронный ресурс]: Официальный сайт. URL:http://www.russiatourism.ru.

7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sophist.hse.ru/rstat_data/ecbase/reka4kv13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.