Научная статья на тему 'ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РИСКА БАНКРОТСТВА АВИАКОМПАНИИ В ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ "АРБИТР"'

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РИСКА БАНКРОТСТВА АВИАКОМПАНИИ В ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ "АРБИТР" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РИСКА / МИНИМИЗАЦИЯ РИСКА / ЛОГИКО-ВЕРОЯТНОСТНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарашкина Ксения Васильевна, Афанасьев Александр Михайлович, Назарова Ольга Николаевна, Шагарова Анна Александровна

В статье рассмотрена методика оценки риска банкротства авиакомпании. В качестве исходных данных использованы факторы, которые привели к упразднению авиакомпаний за последние 100 лет, а также оказывают влияние на деятельность гражданской авиации в целом. Дано обоснование актуальности рассмотрения данной темы. Метод исследования предполагает использование логико-вероятностного анализа. Была разработана логико-структурная схема для прогнозирования риска банкротства авиакомпании и в соответствии с ней составлена схема функциональной целостности (СФЦ) для расчета в программном комплексе «Арбитр». По результатам расчета в ПК «Арбитр» даны общие рекомендации для минимизации риска банкротства авиакомпаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шарашкина Ксения Васильевна, Афанасьев Александр Михайлович, Назарова Ольга Николаевна, Шагарова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDICTING THE RISK OF BANKRUPTCY OF THE AIRLINE IN THE ARBITER SOFTWARE PACKAGE

The article discusses the methodology for assessing the risk of bankruptcy of an airline. As the initial data, we used the factors that led to the abolition of airlines over the past 100 years, and also affect the activities of civil aviation in general. The substantiation of the relevance of considering this topic is given. The research method involves the use of logical and probabilistic analysis. A logical-structural scheme was developed to predict the risk of bankruptcy of an airline and, in accordance with it, a functional integrity scheme was drawn up for calculation in the Arbiter software package. Based on the results of the calculation in the Arbiter software package, general recommendations are given to minimize the risk of airline bankruptcy.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РИСКА БАНКРОТСТВА АВИАКОМПАНИИ В ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ "АРБИТР"»

Прогнозирование риска банкротства авиакомпании в программном комплексе

«Арбитр»

Predicting the risk of bankruptcy of the airline in the Arbiter software package

Шарашкина Ксения Васильевна

Студент 2 курса

Факультет подготовки авиационных специалистов Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, Россия, 432071, Ульяновская область, город Ульяновск,

улица Можайского, дом 8/8 e-mail: sharashkina01@bk.ru

Sharashkina Ksenia Vasilyevna

2th year student Faculty of training aviation specialists Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal

of Aviation B.P. Bugaev, 8/8, Mozhaiskiy St., Ulyanovsk city, Ulyanovsk region,

432071, Russia e-mail: sharashkina01@bk.ru

Афанасьев Александр Михайлович

Студент 2 курса

Факультет подготовки авиационных специалистов Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, Россия, 432071, Ульяновская область, город Ульяновск,

улица Можайского, дом 8/8 e-mail: afanasiev0123@gmail.com

Afanasyev Alexander Mikhailovich

2th year student Faculty of training aviation specialists Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal

of Aviation B.P. Bugaev, 8/8, Mozhaiskiy St., Ulyanovsk city, Ulyanovsk region,

432071, Russia e-mail: afanasiev0123@gmail.com

Назарова Ольга Николаевна

Кандидат технических наук, доцент, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, Россия, 432071, Ульяновская область, город Ульяновск,

улица Можайского, дом 8/8 e-mail: olga_nazarova 79@mail. ru

Nazarova Olga Nikolaevna

Ph.D. of Engineering, Associate Professor, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal

of Aviation B.P. Bugaev, 8/8, Mozhaiskiy St., Ulyanovsk city, Ulyanovsk region,

432071, Russia e-mail: olga_nazarova79@mail.ru

Шагарова Анна Александровна

Кандидат технических наук, доцент, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, Россия, 432071, Ульяновская область, город Ульяновск,

улица Можайского, дом 8/8 e-mail: an_shagarova7@mail.ru

Shagarova Anna Aleksandrovna

Ph.D. of Engineering, Associate Professor, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal

of Aviation B.P. Bugaev, 8/8, Mozhaiskiy St., Ulyanovsk city, Ulyanovsk region,

432071, Russia e-mail: an_shagarova7@mail.ru

Аннотация.

В статье рассмотрена методика оценки риска банкротства авиакомпании. В качестве исходных данных использованы факторы, которые привели к упразднению авиакомпаний за последние 100 лет, а также оказывают влияние на деятельность гражданской авиации в целом. Дано обоснование актуальности рассмотрения данной темы. Метод исследования предполагает использование логико-вероятностного анализа. Была разработана логико-структурная схема для прогнозирования риска банкротства авиакомпании и в соответствии с ней составлена схема функциональной целостности (СФЦ) для расчета в программном комплексе «Арбитр». По результатам расчета в ПК «Арбитр» даны общие рекомендации для минимизации риска банкротства авиакомпаний.

Annotation.

The article discusses the methodology for assessing the risk of bankruptcy of an airline. As the initial data, we used the factors that led to the abolition of airlines over the past 100 years, and also affect the activities of civil aviation in general. The substantiation of the relevance of considering this topic is given. The research method involves the use of logical and probabilistic analysis. A logical-structural scheme was developed to predict the risk of bankruptcy of an airline and, in accordance with it, a functional integrity scheme was drawn up for calculation in the Arbiter software package. Based on the results of the calculation in the Arbiter software package, general recommendations are given to minimize the risk of airline bankruptcy.

Ключевые слова: банкротство, прогнозирование риска, минимизация риска, логико-вероятностный

анализ.

Key words: bankruptcy, risk prediction, risk minimization, logical and probabilistic analysis.

В настоящее время с риском и безопасностью имеют дело в государственных и законодательных органах, политике и экономике, в бизнесе и банках, менеджменте и технике: многие тысячи специалистов практически ежедневно принимают решения по основе оценки и анализа риска. Противоречия и неоднозначность понимания понятия риска приводят к значительным трудностям при решении проблем риска. [5]

В современном мире значение необходимости оценки рисков растёт ежегодно. В последние десятилетия имеет место тенденция возрастания интереса к вопросам управления рисками со стороны ученых и менеджмента, в том числе в сфере обеспечения безопасности.

Авиационно-промышленный комплекс РФ является сложной структурой, состоящей из взаимосвязанных индустрий - авиастроение, наземная авиационная инфраструктура и воздушный транспорт.

Деятельность авиакомпаний, как составляющих АПК, подвержена влиянию большого количества рисков, оказывает влияние на экономику государства, отвечая за перемещение грузов и пассажиров.

В работе [6] отмечено, что «отрасль гражданских авиаперевозок является низкомаржинальным бизнесом - компании подвержены множеству рисков: изменения цены на топливо, валютных курсов, внешних эффектов и др. Все это влияет на устойчивость авиакомпаний и их способность выполнять свои обязательства. Если посмотреть на статистику, то можно обнаружить значительное количество авиакомпаний, прошедших процедуру банкротства за последние 10 лет, при этом большинство банкротств стало неожиданностью как для потребителей продукта, так и для авиационных властей. В свою очередь отказ от выполнения обязательств приводит к серьезным последствиям: необходимости вывоза пассажиров и финансирования перевозок, решению вопросов расчетов с кредиторами, трудоустройства сотрудников и др.»

Банкротство является крайней формой кризисного состояния, когда предприятие не в силах оплатить свою задолженность и восстановить платежеспособность за счет собственных источников доходов. Банкротство является результатом развития кризисного состояния предприятия и рыночным инструментом перераспределения капитала. [1]

Проблема банкротства в различных его формах наблюдается на протяжении всей истории гражданской авиации. В наши дни многие авиакомпании не смогли справиться с негативным воздействием на их деятельность пандемии СОУ[Э-19. Это говорит о необходимости изучения рисковых факторов, как по отдельности, так и в общей их совокупности, так как лучшее решение проблемы - это её предотвращение, а не борьба с последствиями. Таким образом, первоочерёдной задачей становится оценка и анализ риска банкротства.

Под «риском» принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определённой производственной и финансовой деятельности. [2] В соответствии с определением, проведённое исследование представляет собой работу с риском, как с экономической категорией оценки деятельности авиапредприятий.

В нашем исследовании были приняты во внимание многие факторы, ставшие прямыми или косвенными причинами, повлиявшими на упразднение авиакомпаний. Так, все факторы были разделены на две группы: убытки (группа А) и долги (группа В). Две эти группы делятся либо на другие подгруппы, либо на отдельные факторы риска. К группе В относятся такие подгруппы, как финансовые трудности, в состав которой входят платёжеспособность населения, колебания курса валют, проблемы с ликвидностью, снижение спроса на грузовые авиаперевозки, и внутренняя политика организации, составляющими факторами которой являются устаревшие технологии, несоблюдение правил безопасности, неквалифицированный персонал, неправильное управление, неправильно выбранная стратегия развития и факторы убыточности, приведшие к необходимости кредита, к обеим подгруппам относится неправильно выбранная маршрутная сеть. К группе А относится лишь одна подгруппа: чрезвычайные ситуации, к которой относятся глобальные пандемии, террористические акты и природные катаклизмы, остальная часть группы А представлена в виде отдельных факторов: международные конфликты и отсутствие помощи от государства для частных авиакомпаний. В итоге имеем 16 факторов, принадлежащих разным подгруппам и группам, а общая их совокупность составляет риск банкротства авиакомпании.

Для расчета вероятностных показателей надежности, безопасности и риска функционирования сложных систем используются разные методы структурного анализа. В данной работе был использован метод логико-вероятностного анализа, используемый в программном комплексе «Арбитр», который позволяет на основе логических и расчетных вероятностных моделей определить значения показателей свойств или риска функционирования системы [3]. В логико-вероятностном анализе определяются вклады событий-признаков и событий-градаций в риск объекта и средний риск множества объектов, а также в точность ЛВ-модели риска. Вклады определяются в программном комплексе путем вычисления разностей между значениями характеристик, придавая соответствующим вероятностям событий-градаций нулевые значения [5].

Вклад признака (всех градаций признака) в риск объекта I определяется по формуле (1):

^ = ра)-ра)1Р.=0-,] = 12.....п. (1)

Вклад признака в средний риск Рт множества объектов определяется по формуле (2): ^т = Рт - Рт\р.=0;] = 1,2.....п. (2)

Вклады градаций в средний риск Рт множества объектов определяются по формуле (3): ЬР]гт = Рт - Рт\р.г=0-;] = 1,2.....п;г = 1,2.....Ц. (3)

Вклад признака в целевую функцию Ртах определяется по формуле (4):

= ртах - Р\р=0,] = 1,2, п.

(4)

Вклады градаций в целевую функцию Ртах определяется по формуле (5): Щг =Fmax-F\pr¡=0,i = 1,2,.,п;г =

(5)

Приведенные формулы позволяют вычислить [5]:

• характеристики риска событий-градаций: вклады в риск признака, объекта, множества объектов и точность ЛВ-модели;

• характеристики риска событий-признаков: вклады в риск объекта, множества объектов и точность ЛВ-модели.

Расчет вероятности отдельных факторов риска был произведен вручную по формуле (6):

(6)

Где Рф - вероятность реализации фактора;

п - количество авиакомпаний, обанкротившихся в связи с данным фактором; N - общее количество авиакомпаний; А - анализируемый промежуток времени (100 лет). Вычисленные вероятности представлены в таблице 1.

Р = Гф

Фактор п N Дt Вероятность

1 Глобальная пандемия 39 945 100 0,00040373

2 Террористические акты 2 945 100 0,00002153

3 Природные катаклизмы 2 945 100 0,00002153

4 Международные конфликты 7 945 100 0,00007495

5 Отсутствие помощи от государства для частных авиакомпаний 11 945 100 0,00011727

6 Платежеспособность населения 14 945 100 0,00014878

7 Колебания курса валют 16 945 100 0,00016967

8 Проблема с ликвидностью 1 945 100 0,00001078

9 Снижение спроса на грузовые авиаперевозки 1 945 100 0,00001078

10 Маршрутная сеть (низкий спрос на маршруты) 24 945 100 0,00025237

11 Несоблюдение правил безопасности 18 945 100 0,0001905

12 Неквалифицированный персонал 8 945 100 0,00009615

13 Неправильно выбранная стратегия развития 22 945 100 0,00023182

14 Неправильное управление 31 945 100 0,00032359

15 Устаревшие технологии 7 945 100 0,00007495

16 Убыточность, приводящая к необходимости кредита 55 945 100 0,00056008

Перед тем, как работать с программой, была составлена схема связей [5] между факторами, объединяющими их группами и прогнозируемым банкротством, представленная на рисунке 1. Логическая связь «ИЛИ» говорит о независимом друг от друга влиянии отдельных факторов.

(£)(£)(£)(£) (£) (£) (£) (£) (й) (®) Рисунок 1. Логико-структурная схема прогнозирования банкротства авиакомпании

Схема функциональной целостности (СФЦ) была создана в ПК «Арбитр» в соответствии с логическими связями факторов риска, в конечном итоге приводящих к банкротству авиакомпании (рисунок 2). Конечная вероятность банкротства авиакомпании была рассчитана в ПК «Арбитр».

Банкротство авиакомпании

Рисунок 2. СФЦ в ПК «Арбитр» для прогнозирования риска банкротства По результатам расчета в ПК «Арбитр» получены данные, представленные на рисунке 3

статические рас-еты :

Р=0.0027052250507 - вероятность реализации критерия

таблица характеристик элементов системы б целом

: Номер Fi Значимость Отрицателы-. Положительн.

: эл-та эл-та. эл-та вклад вклад

:1 0.00040373 0.5577 0.0004026 0.55725 Глобальная пандемия

:2 2.153Е-005 0.55732 2.1472Е-005 0.55725 Террористические акты

:3 2.153Е-005 0.55732 2.1472Е-005 0.55725 Природные катаклизмы

:4 7.455Е-005 0.55737 7.4753Е-005 0.55725 Международные конфликты

:5 0.00011727 0.55741 0.00011657 0.55725 Отсутствие помощи от государства для частных авиакомпаний

:6 0.00014S7S 0.55744 0.0001464 0.55725 платёжеспособность населения

:7 0.00016567 0.55746 0.00016524 0.55725 Колебания курса валют

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.076Е-005 0.55731 1.0751Е-005 0.55725 проблемы с ликвидность»

: 9 1.076Е-005 0.55731 1.0751Е-005 0.55725 Снижение спроса на грузовые авиаперевозки

:10 0.00025237 0.55755 0.00025175 0.55725 маршрутная сеть(низкии спрос на маршруты)

:11 0.0001505 0.55746 0.00015002 0.55725 несоблюдение гравил безопасности

Г12 5.615Е-005 0.55735 5.5Ё55Е-005 0.55725 неквалифицирован™^ персонал

:13 0.00023162 0.55753 0.00023125 0.55725 неправильно выбранная стратегия развития

Г14 0.00032355 0.55762 0.00032262 0.55725 негравильное управление

: 15 7.455Е-005 0.55737 7.4753Е-005 0.55725 Устаревшие технологии

116 0.00056006 0.55765 0.00055666 0.55725 Убыточности гриводящая к необходимости кредита

Рисунок 3 Результаты расчета в ПК «Арбитр» Как видно, вероятность прогнозируемого риска банкротства авиакомпании составляет 0,00267393464456

~ 2,7-10-3. Анализ влияния исходных факторов на формирование конечного результата - прогнозируемого риска

банкротства представляется удобным выполнить по гистограмме отрицательных вкладов элементов,

представленной на рисунке 4.

Рисунок 4. Гистограмма отрицательных вкладов элементов

Анализируя данные расчетов, полученных в «ПК Арбитр», можно судить о факторах, внесших

наибольший отрицательный вклад в конечное событие - банкротство авиакомпании:

1. Убыточность, приведшая к необходимости кредита, что является закономерным, исходя из посчитанного нами риска банкротства от данного фактора.

2. Глобальная пандемия. В данный момент нельзя отрицать огромного воздействия пандемии СОУ1Э-19 на гражданскую авиацию за последние два года, мировое сообщество до сих пор борется с данной проблемой и её последствиями, так как пандемия оказала отрицательное воздействие не только на авиацию, но и на экономику.

3. Неправильное управление.

Выводы и рекомендации

Исходя из проведенного расчета в ПК Арбитр, наибольший отрицательный вклад в банкротство авиакомпаний внесла убыточность, ведущая к необходимости кредита, не смотря на всеобъемлемость данного рискового фактора, существует несколько действенных способов его решения:

1. Страхование. Руководству авиакомпании следует проанализировать свою деятельность, оценить риск финансовых трудностей от различных рисковых факторов, и соответственно провести процедуру страхования от данных факторов.

2. Заключение фьючерсного контракта - стандартного биржевого договора купли-продажи в определенный момент времени в будущем по цене, установленной в момент её заключения. То есть при наличии сомнений в прибыльном осуществлении деятельности в будущем, авиапредприятие может таким образом застраховать себя от банкротства.

3. Использование форс-мажорных бондов (облигаций) также может являться инструментом защиты от банкротства. Страховые агенты авиакомпании могут выпустить облигации, разместить их на фондовом рынке, периодически авиакомпания будет выплачивать проценты и капитал (номинал облигации). В случае, если происходит непредвиденная ситуация, авиакомпания перестает выплачивать процент и освобождается от выплаты стоимости облигаций. [4]

Способом минимизации риска банкротства вследствие неправильного управления является комплексный подход, проведение отбора кадров только среди квалифицированных специалистов, ужесточение требований к рассматриваемым на управляющие должности кадрам. В собеседование необходимо включать задания, на основе которых можно будет делать вывод о способностях кандидатов.

Многие другие механизмы защиты от банкротства предполагают задействование фондового рынка.

Нельзя оставлять рисковые факторы без внимания. Авиакомпаниям следует анализировать свою деятельность с определенной периодичностью с целью выявления факторов риска, встречающихся в их практике. Выбранный в работе метод анализа с некоторыми изменениями может быть применен для существующих авиапредприятий. Управление рисками в современной практике авиакомпаний стоит расценивать как основу

надежности их существования. Прогнозирование и предотвращение критических ситуаций задолго до их осуществления является залогом безопасного и успешного существования любого предприятия.

Список используемой литературы:

1. Байкина С.Г. Учет и анализ банкротств: учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2013. - 220 с.

2. Грабовый П.Г., Петров С.Н., Полтавцев С.И. Риски в современном бизнесе. - М.: Издательство «Алане», 1994. - 200 с.

3. Можаев А.С. Аннотация программного средства «АРБИТР» (ПК АСМ СЗМА) // Вопросы атомной науки и техники. Серия «Физика ядерных реакторов». Раздел «Аннотации программных средств, аттестованных Ростехнадзором РФ»: науч.-техн. сб. - Вып. 2/2008. - М.: РНЦ «Курчатовский институт», 2008. - С. 105-116.

4. Бадалова А.Г., Минаев Э.С. Стратегическое управление предприятий авиационно-промышленного комплекса. - М.: Издательство МАИ, 2016. - 164 с.

5. Соложенцев Е.Д. Сценарное логико-вероятностное управление риском в бизнесе и технике. - Изд. 2-е. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2006. - 530 с.

6. Бородин А.И., Пятанова В.И., Яшин А.В. Прогнозирование банкротства авиакомпаний: глобальный рынок // Экономический журнал ВШЭ. - 2019. - Т.23. - №3. - С. 418-433.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.