Научная статья на тему 'Прогнозирование развития высшего образования методами стратегического менеджмента'

Прогнозирование развития высшего образования методами стратегического менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ / ДОРОЖНАЯ КАРТА / ДОЛГОСРОЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION SERVICES / DEVELOPMENT STRATEGY / DEVELOPMENT SCENARIOS / ROADMAP / LONG-TERM FORECASTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ланских Анатолий Николаевич, Цыгалов Юрий Михайлович

Глобализация мировой экономики оказывает влияние на развитие российских вузов и системы высшего профессионального образования в целом. Это создает для вузов как новые возможности, так и новые угрозы, анализ которых методами стратегического менеджмента позволяет авторам сделать вывод о том, что в ближайшие 30–50 лет в мире будет нарастать транснационализация образовательной деятельности. В этих условиях резко возрастет конкуренция университетов на мировом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT FORECAST BY THE METHODS OF STRATEGIC MANAGEMENT

Globalization of the economy affects the development of Russian universities and higher professional education system as a whole. It creates for universities new opportunities and new threats. The analysis of these threats by the strategic management methods allows the authors to conclude that there will be growing transnationalization of the educational activity in the next 30–50 years in the world. Under these conditions the competition of universities worldwide will increase dramatically.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование развития высшего образования методами стратегического менеджмента»

МЕНЕДЖМЕНТ

А. Н. Ланских, Ю. М. Цыгалов

Прогнозирование развития высшего образования методами стратегического менеджмента

Глобализация мировой экономики оказывает влияние на развитие российских вузов и системы высшего профессионального образования в целом. Это создает для вузов как новые возможности, так и новые угрозы, анализ которых методами стратегического менеджмента позволяет авторам сделать вывод о том, что в ближайшие 30-50 лет в мире будет нарастать транснационализация образовательной деятельности. В этих условиях резко возрастет конкуренция университетов на мировом уровне.

Ключевые слова: сфера услуг высшего профессионального образования, стратегия развития, сценарии развития, дорожная карта, долгосрочное прогнозирование.

Инновационный путь развития российской экономики требует в первую очередь формирования и внедрения новых методов подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием (ВПО). Переход к рыночной экономике не дал ожидаемых от сферы образования результатов. Вместо повышения качества подготовки специалистов, вызванного усилением конкурентной борьбы за лучших абитуриентов, ситуация в отрасли ухудшилась. Не получили должного развития организация и планирование совершенствования ВПО, практически прекращено долгосрочное и среднесрочное прогнозирование услуг в этой области. Между тем наиболее значимая доля интеллектуального капитала формируется в сфере высшего образования, в конечном итоге определяя темпы и качество развития современной экономики.

Ухудшает ситуацию критическое финансовое положение вузов. Государство не в состоянии

обеспечить бесплатным образованием всех желающих, и университеты вынуждены изыскивать внебюджетные источники финансирования. Признать целесообразной продолжающуюся политику опеки государством всех государственных вузов нельзя по следующим причинам:

- это не способствует активизации усилий вузов по повышению финансовой устойчивости и привлечению альтернативных источников доходов;

- из-за низкого уровня оплаты труда у преподавателей нет мотивации к саморазвитию;

- у вузов и преподавательских коллективов формируются иждивенческие настроения;

- государство не может оперативно реагировать на рыночные вызовы в отношении университетов;

- при сокращении бюджетного финансирования политика жесткой централизации и контроля в отношении университетов становится излишней.

Анатолий Николаевич Ланских — кандидат военных наук, доцент, проректор по заочному обучению Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. E-mail: a.lanskih@vzfei.ru

Юрий Михайлович Цыгалов — доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Менеджмент» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. E-mail:tsigalov_@mail.ru

Сравнение с ситуацией в других странах мира выявляет крайнюю неэффективность российской сферы услуг, в том числе образовательных. Так, в России катастрофически низка доля организаций, осуществляющих инновации (табл. 1). По вкладу сферы услуг в формирование национального ВВП наша страна занимает одно из последних мест в Европе, отставая от Беларуси (вклад сферы услуг в ВВП — 8,2 %), Венгрии (9,25 %), Польши (8,4 %) и др. Велик разрыв в затратах граждан на образовательные услуги. Так, в США домохозяйства тратят на услуги образования 8,4 % дохода, в Израиле — 12 %, в Австрии — 8,1 %, в Индии — 10 %, в Швеции — 10 %, а в России только 5,6 %. В нашей стране очень слаба система внедрения инноваций и механизмы управления инновациями, в том числе в сфере образования.

Инновационная акт!

Развитие высшего профессионально образования как отрасли экономики определяется процессами во внешней среде, методика анализа которых достаточно хорошо проработана в стратегическом менеджменте, кор-релируется с методологией Форсайт1 и применима для прогноза перспектив развития системы ВПО России.

Классический подход, применяемый в стратегическом менеджменте2 для анализа факторов внешней среды, — БТЕР-анализ и его расширенная версия, БТЕЕРУ-анализ3. Основные факторы внешней среды, определяющие развитие ВПО, представлены на рис. 1. Оценим тенденции изменения этих факторов с позиций интересов ВПО.

Первый блок 8 (социальные факторы) будет определяющим для развития высшего профессионального образования.

Таблица 1

;ность сферы услуг4

Страны Доля услуг* в ВВП страны, % Число занятых в сфере услуг*, % Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, %

Россия 6,9 17,3 4,3

США 24,9 21,6 н/д**

Болгария 6,6 11,7 14,5

Германия 11,6 17,6 56,6

Австрия 10,7 14,5 48,6

Польша 8,4 13,1 21,5

Швеция 16,8 26,3 39,0

Франция 13,9 19,3 н/д

Финляндия 13,0 21,4 47,3

Норвегия 12,9 28,6 30,9

Мин. и макс. по зарубежным странам 6,6-24,9 11,7-28,6 14,5-56,6

*Образование, здравоохранение, социальные услуги ** Нет данных

Источник: Россия и страны мира. 2010: Стат.сб./Росстат

1 Форсайт (от англ. foresight — взгляд в будущее) — современная технология прогнозирования развития социальноэкономических процессов в большой временной перспективе. См.: Ланских А. Н. Форсайт как новая методология управления развитием высшей школы // Управленческие науки. 2011. № 1. С. 60.

2 См., например: Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания: Пер. с англ. М.: Финпресс, 2000. 272 с.; Гарретт Б., ДюссожП. Стратегические альянсы: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. 332 с.

3 Аббревиатура предусматривает рассмотрение следующих факторов внешней среды: S (social) — социальные; T (technological) — технологические; E (economic) — экономические; E (environmental) — природные; P (political) — политические; V(values) — культурные.

4 Таблица составлена с использованием данных Росстата: Россия и страны мира. 2010: Стат. сб. / Росстат.

Рис. 1. Факторы внешней среды, определяющие развитие ВПО

Наблюдаемый в мире высокий престиж высшего образования, которое серьезно повышает социальный статус людей, вряд ли снизится в ближайшие 40-50 лет. В этом же блоке находится и такой фактор, как рост доходов населения, увеличивающий возможность получить высшее образование не только на родине, но и в любой стране мира. К социальным факторам нами отнесено и развитие международного сотрудничества вузов, чему способствует сочетание таких факторов, как развитие средств связи (блок Т) и рост мобильности студентов. Сочетание разных социальных факторов будет способствовать интенсивному развитию ВПО.

Блок Т технологических факторов обеспечивает интенсивный обмен знаниями и общение между студентами не только на национальном, но и на мировом уровне. Благодаря эффективным средствам связи, развитию глобальных информационных систем фактически стираются межгосударственные границы, студенты могут общаться и обмениваться информацией как между собой, так и с университетом в режиме онлайн. Правда, это несет и негативные последствия для образовательного процесса: вместо того чтобы самостоятельно выполнять работу по изучаемой дисциплине, легко можно «позаимствовать» результат чужого труда в ходе «свободного информационного обмена». Поэтому внедрение информационных технологий в учебный процесс требует его серьезных изменений. В целом же технологические факторы положительно влияют на развитие высшей школы.

В условиях интенсивного развития мировой экономики и под воздействием факторов внешней среды меняется и учебный процесс: модифицируются формы и структуры обучения, все более востребованной становится концепция непрерывного образования. Развитие образовательных технологий в свою очередь способствует изменению других блоков факторов внешней среды.

Роль экономических факторов (первый блок Е) оценивается неоднозначно. Из-за неустойчивости экономики, увеличения числа и глубины кризисов уровень реальных доходов населения падает, что, казалось бы, должно уменьшать число обучающихся. Но кризис 2008-2009 гг. показал, что численность обучающихся5 в этот период возросла, а уровень доходов довольно быстро восстанавливается. По-видимому, затраты населения на образовательные услуги во время кризисов будут снижаться незначительно, а государственное финансирование, надо полагать, сохранится на прежнем уровне. Более того, для снижения негативных последствий кризиса для населения организуется переподготовка кадров, оплачиваемая из госбюджета. Таким образом, в целом влияние негативных экономических факторов на развитие ВПО можно оценить положительно.

Факторы культурного окружения (второй блок Е) также будут заметно влиять на развитие ВПО, но в сочетании с другими факторами внешней среды. В первую очередь это обусловлено усилением интереса к мировому культурному наследию, чему способствуют рост общего уровня культуры населения и развитие информационных технологий, глобальных информационных сетей (блок Т). Возможность изучать в университете мировое культурное наследие способствует развитию международного студенческого обмена и повышает мобильность студентов. Многие зарубежные вузы уже используют этот фактор. Так, магистерская программа университета СЫЛМ (Париж, Франция), реализуемая совместно с Финансовым университетом (Москва, РФ), предусматривает обязательное изучение французского языка (преподавание ведется на английском языке) и преподавание дисциплин по культуре и истории Франции. Факторы культурного окружения способствуют развитию международного сотрудничества университетов, дают вузам конкурентные преимущества.

Политические факторы (блок Р) в целом положительно влияют на развитие ВПО, хотя их

5 В Финансовом университете в период кризиса заметно выросло число обучающихся взрослых людей, лишившихся работы или полагающих, что могут ее лишиться (например, по причине выхода военных в отставку). Решение учиться эти люди объясняют появлением свободного времени и необходимостью повысить свою конкурентоспособность путем приобретения новых знаний, навыков и компетенций.

воздействие на университеты будет неоднозначным. Качественное высшее образование способствует развитию страны, укреплению социальной стабильности, повышению культурно-образовательного уровня населения. С другой стороны, государственные расходы на высшее образование во всем мире сокращаются, что уменьшает возможности университетов. Однако изменение структуры доходов вузов в сторону внебюджетных поступлений вынуждает их изыскивать новые формы работы и создания прибыли, что в конечном итоге повышает гибкость и адаптивность образовательных учреждений.

Мы не стали рассматривать природные факторы (блок V), так как их влияние на развитие ВПО либо отсутствует, либо настолько специфично и единично для отдельных университетов мира, что им можно пренебречь.

В совокупности факторы внешней среды формируют для университетов как новые возможности, так и новые угрозы. С учетом влияния сочетания БТЕР-факторов на развитие высшего профессионального образования можно сделать выводы, что в ближайшие 30-50 лет в мире будет усиливаться транснационализация образовательной деятельности, что приведет к стиранию границ между образовательными системами стран. Условия и качество обучения в большинстве стран сравняются, повысится мобильность студентов, выбор вуза заметно упростится. Резко возрастет конкуренция университетов на мировом уровне.

Особенно сильным будет влияние глобализации высшего профессионального образования. Глобализация — общемировой процесс, воздействующий на политику государства практически во всех сферах, включая высшее профессиональное образование. Глобализация способствует формированию и развитию международного рынка труда, развитию экономики знаний, расширению международного обмена знаниями. При этом для многих стран возникает немало выгод, в том числе и

в сфере высшего образования. В процесс глобализации будут вовлечены практически все российские вузы. Некоторые из них смогут выйти на мировой уровень и составить конкуренцию ведущим образовательным центрам, но подавляющее большинство отечественных вузов будут иметь преимущественно региональное значение, слабо реагируя на происходящие в мире процессы в области образования. То есть глобализация приведет к расслоению российской высшей школы.

Процесс глобализации образования уже регулируется международным сообществом. Еще в 1994 г. Генеральным соглашением по торговле услугами были определены основные принципы поставки услуг (производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка) и четыре способа их предоставления6:

- поставка услуг через границу: границу пересекает сама услуга, передаваемая средствами связи;

- перемещение потребителя услуг в регион/ страну их производства (обучение иностранных студентов);

- коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (услуга предоставляется студенту в своей стране, в филиале зарубежного университета);

- присутствие физического лица — поставщика услуг в стране потребителей-студентов.

Эти правила установлены ВТО, они обязательны для исполнения российскими вузами и формируют направления их развития. ВТО регулирует и основные обязательства образовательных учреждений7. Естественной реакцией университетов на вызовы глобализации становится транснационализация образования, создание транснациональных университетов, развитие методов предоставления образовательных услуг на международном уровне. Возникает потребность в усилении согласованности образовательных программ, их взаимном признании разными сторонами, разработке взаимоприемлемых программ. Благодаря глобализации «преодоление» обра-

6 Майбуров И. А. Мировые тенденции развития высшей школы. Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2002. 233 с.

7 Рубин Ю.Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям (части 1-3) // Высшее образование в России. 2011. № 3, с. 23-38; № 4, с. 33-46; № 5, с. 50-64.

зованием национальных границ происходит значительно быстрее и масштабнее, чем это было до сих пор. Высшее профессиональное образование становится интернациональным, что повышает мобильность как студентов, так и преподавателей, способствует развитию международных научных и образовательных сетей и ассоциаций, появлению новых форм научного сотрудничества при интенсивной интеграции науки в образование. Расширяются культурные горизонты обучающихся совместно студентов из разных стран, а также преподавателей и вуза в целом. В результате глобализации и интернационализации ВПО появятся две-три мировых зоны глобального образования, где университеты будут работать по единым правилам, стандартам и программам.

Авторская концепция развития высшего профессионального образования в России состоит в том, что высшее образование должно стать общедоступным, «прозрачным», непрерывным и транснациональным, охватывающим 85-90 % населения страны, базироваться на «облачных» интернет-технологиях, а в его формирование и финансирование должны быть вовлечены широкие слои общественности и работодатели. Такое видение позволяет сформировать стратегию развития ВПО, определить приоритетные пути и угрозы преобразования высшего профессионального образования.

Серьезной угрозой для развития ВПО может стать изменение финансовой политики государства. Во всем мире растут затраты на образование, особенно высшее, соответственно растет его стоимость для потребителей.

В результате высшее образование становится менее доступным для населения. При этом финансовых ресурсов вузов, как правило, недостаточно для организации качественного учебного процесса и развития. Поэтому вектор государственной политики направлен в сторону разделения затрат на ВПО со студентами и их родителями, бизнесом и иными внебюджетными источниками финансов. Варианты такого разделения могут быть разными: введение оплаты за учебные материалы, проживание (в полном объеме) и иные

Что следует предпринять, чтобы высшее профессиональное образование стало эффективной составляющей национальной инновационной бизнес-среды

■ Обеспечить полную доступность ВПО, в том числе путем совершенствования систем кредитования оплаты обучения, проживания, обучения в виртуальном пространстве.

■ Создать систему отбора и помощи талантливой молодежи, включая получение ВПО за счет федерального и региональных бюджетов.

■ Постоянно повышать имидж высшего образования. Практика развитых стран показывает, что люди, имеющие высшее образование, дольше живут, получают более высокую заработную плату, имеют более высокий социальный статус, более успешны в жизни и т. п. Как следствие, формируется потребность в непрерывном, на протяжении всей жизни, образовании.

■ Непрерывно изучать социальную потребность в получении новых товаров/услуг и соответствующих новых профессиях. По данным Международной организации труда, в мире насчитывается до 40 тыс. профессий, каждый год исчезает до 500 профессий и столько же появляется новых. За 50 лет перечень профессий заметно обновится.

■ Развивать технологии обучения и оценки качества образовательных услуг. Обеспечить вузы информационно-телекоммуникационными образовательными технологиями и ресурсами. Интернет-технологии помогают преодолеть национальные границы в обучении, а переход к «облачным технологиям» позволит на порядок снизить затраты на закупку компьютерной техники и программного обеспечения, что уменьшит совокупные расходы на обучение, повысит его эффективность и результативность.

■ Разработать и внедрить процедуры сертификации права ведения профессиональной деятельности с поэтапным внедрением этих процедур в завершающий этап ВПО.

■ Развивать контакты и обмены между российскими и ведущими зарубежными вузами.

■ Создать инновационную систему управления высшей школой, дифференцированную по видам деятельности и основанную на раздельном управлении процессами обучения и имущественным комплексом, коммерческой деятельностью, в т. ч. образовательной.

■ Сформировать федеральные и региональные интегрированные вузовские комплексы корпоративного типа.

■ Расширить перечень источников внебюджетных средств университетов, включая создание во всех вузах фондов целевого капитала (эндаумент-фонды).

студенческие нужды, которые раньше финансировались из госбюджета. Однако это возможно лишь при расширении экономической самостоятельности вузов.

Анализ тенденций изменения внешней среды позволяет выделить ключевые направления преобразований ВПО, на которых нужно сосредоточить усилия в соответствии с требованиями глобализации (табл. 2). Это позволяет обосновать для форсайт-проек-та главную цель преобразования системы ВПО, сформировать требования к экспертам, определить узловые точки программы реформирования высшей школы.

Как правило, до настоящего времени к прогнозированию развития высшего профессионального образования привлекались лишь специалисты научных и образовательных учреждений, что вряд ли можно считать достаточным. Прорисовка будущего таким составом экспертов обычно ограничена интересами отрасли. Иными словами, есть определенная доля ангажированности экспертов. Кроме того, не предусмотрено участие многих сторон (стейкхолдеров), заинтересованных в эффективном и бесконфликтном развитии отечественного ВПО. Учет этих недостатков будет способствовать оптимальной интеграции России в мировую образовательную систему.

По мнению авторов, в состав экспертов должны входить инженерно-технические работники (для определения перспектив развития товаров и услуг), социологи, по-

литологи, специалисты государственного управления разных уровней, экономисты, финансисты, работники высшей и средней школы (см. табл. 3). При этом особое внимание следует уделить межнациональным проблемам и религиозным различиям.

В качестве первой части форсайт-исследо-вания развития высшего профессионального образования России целесообразно принять дорожное картирование. Дорожные карты, представляющие собой план организации исследований и работ, обладают большой наглядностью. На данной стадии исследования развития ВПО можно разработать лишь рамочную дорожную карту, так как процесс картирования весьма затратен, имеет значительную временную продолжительность и в России освоен слабо. Авторская дорожная карта на период 50 лет представлена на рис. 3.

На основании долгосрочной дорожной карты можно будет разработать предшествующую дорожную карту на период 15 лет, которая позволяет выявить ресурсные ограничения и «узкие» места, такие как несовершенство нормативноправовой базы сферы услуг ВПО и затратный, экстенсивный характер развития ВПО.

Традиционно выделяют следующие технологические этапы дорожного картирования.

Этап А. Подготовка исследования. Работы этапа в карте (рис. 3) обозначены Н.

Этап Б. Работы и исследования в рамках технологической карты (обозначение в карте — рис. 3) А1, Б1, С1...А2, Б2, С2, А6, Б6, С6 и т. д.).

Таблица 2

Ключевые направления развития высшего профессионального образования

Направления развития ВПО

Имиджевые Технологические Международные

- сохранение престижа ВПО - усиление заинтересованности населения в получении ВПО мирового уровня - усиление роли культурной составляющей при выборе места обучения - разработка системы рейтинга достижений выпускников - сокращение государственного финансирования вузов - развитие новых внебюджетных форм финансирования - внедрение новых форм учебного процесса - интеграция глобальных ИК-систем* и технологий - выход ряда российских вузов на международный уровень, интеграция их в мировое образовательное пространство - расслоение российских учреждений ВПО - усиление конкуренции вузов на мировом уровне

* ИК-системы — информационно-коммуникационные системы.

Таблица 3

Предлагаемый состав группы экспертов форсайт-проекта по развитию высшего профессионального образования

Сфера знаний (специалисты) Сфера исследований Доля в группе, %

Инженерно-технические специалисты Перспективы развития товаров и услуг 10

Экономисты Мировые тренды экономического развития 5

Образовательная сфера: преподаватели и администрация Видение высшего профессионального образования до 2050 г. 10

Юристы, в т. ч. по международному праву Юридическое обеспечение развития и интеграции ВПО 5

Специалисты по мировой культуре Влияние на ВПО мирового культурного наследия 3

Лингвисты Мировые тенденции в языковом общении 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социологи Социальное общение в будущем 5

Специалисты по ИТ Развитие ИТ вообще и в ВПО в частности 7

Политологи Политическое развитие мира 5

Финансисты, в т. ч. по международным финансам Финансовая сторона мировой образовательной среды 10

Специалисты госуправления Участие государства в процессах развития и интеграции ВПО 5

Представители региональных органов власти Проблемы перехода ряда университетов на региональный уровень, в т. ч. финансирования 5

Священнослужители разных конфессий Вопросы сглаживания религиозных противоречий в мировой образовательной системе 4

Студенты Видение ВПО до 2050 г. 10

Учителя средних школ Трансформация системы довузовского образования, включая изменение приоритетов 3

Политические деятели Политическая поддержка интеграции вузов в мировую систему, прогноз последствий 5

Прочие специалисты Прочие вопросы интеграции 5

Всего 100

Этап В. Реализация дорожной карты.

В предложенной карте не рассматривается.

Работы подготовительного этапа можно разбить на ряд составляющих.

А1. Обоснование необходимости картирования и разработки прогноза развития ВПО до 2050 г. На этом подэтапе определяются цели и задачи, видение конечного (2050 г.) состояния ВПО, а также структура, численность экспертной группы, формы отражения результатов, способы и механизмы финансирования.

А2. Формирование экспертного сообщества. Оценивается степень заинтересованности экспертов/сторон, участвующих в исследовании

и формировании дорожной карты, определяются сферы исследования.

А3. Формирование руководства исследования, разграничение полномочий и ответственности. Разрабатываются задания экспертным группам, определяются механизмы и периодичность контроля.

А4. Определение объемов и источников финансирования.

По мнению авторов, подготовительный этап займет один-два года.

Главное назначение дорожной карты — прогноз развития отечественных вузов, возможности их выхода на мировой уровень и интеграции в мировое образовательное

пространство. В качестве объектов исследования выбраны семь направлений, которые представлены в дорожной карте.

Разработка дорожной карты. В первую очередь сообщество экспертов должно определить критерии эффективности разработок на разных этапах прогнозирования. На это, по мнению авторов, потребуется до двух лет. На данном этапе проявляется взаимное влияние отдельных процессов друг на друга, что отражено пунктирными стрелками. Так, развитие социальных потребностей приведет к изменению технологий обучения, что, в свою очередь, отразится на компетенциях и качестве преподавательского состава вузов.

Представляется, что при реализации дорожной карты должны быть завершены следующие преобразования и исследования.

■ В период +10 лет с начала реализации дорожной карты (рис. 3):

- в целом завершено прогнозирование изменений социальных потребностей. Эти изменения подлежат мониторингу и корректировке, что отражено пунктирной стрелкой;

- определены направления и тенденции развития товаров и услуг, что позволит прогнозировать потребности в определенных специальностях;

- должны быть предприняты реальные шаги по интеграции вузов России в мировое образовательное пространство; необходимо решить проблему разделения вузов на федеральные и региональные, которые будут финансироваться преимущественно из региональных бюджетов.

По истечении 10 лет должны быть сформированы территориально распределенные университетские комплексы модульного типа и введена процедура сертификации права на ведение профессиональной деятельности.

■ В период +20 лет с начала реализации дорожной карты:

- определены тенденции развития товаров и услуг и, соответственно, потребности экономики в специалистах разных профилей;

- оценены тенденции геополитического развития мира, что позволит сформировать политику международного сотрудничества и стратегию интеграции российских вузов в мировое образовательное пространство.

По истечении 20 лет во всех территориально распределенных университетских комплексах должна быть внедрена инновационная система управления, разделены управленческие функции (на управление учебным процессом и управление имущественным комплексом).

■ В период +30 лет с момента начала реализации дорожной карты:

- нужно завершить формирование электронных обучающих ресурсов, систем взаимодействия преподавателей и студентов. Эти системы должны соответствовать международным стандартам, российские технологии должны быть приняты международным сообществом;

- полностью сформировать требования к кадровому составу вузов, который должен отвечать международным требованиям.

По истечении 30 лет вузы должны преобразоваться в проектно ориентированные ис-следовательско-образовательные структуры.

■ В период +40 лет с момента начала реализации дорожной карты должны быть завершены все основные работы по интеграции российских вузов в мировое образовательное пространство, определены и проведены корректирующие действия по всем направлениям исследования. Это позволит отечественному высшему профессиональному образованию в период +50 лет завершить интеграцию и стать полноправным участником всемирного образовательного пространства.

«Узким местом» дорожной карты развития ВПО до 2050 года может стать подготовка кадрового состава и развитие обучающих технологий (что взаимосвязано). Как показывает практика, высокого профессионального уровня преподаватель достигает за 12-15 лет подготовки и практического преподавания. Следовательно, преподаватели необходимого качества и в нужном количестве вряд ли появятся российских вузах вряд раньше, чем через 15-20 лет.

Для успешного развития отечественной системы ВПО и реализации положений дорожной карты на период до 50 лет необходимо конкретизировать действия в более близкой перспективе, например, до 15 лет. Поэтому на основании сценарного планирования нами разработана дорожная карта развития ВПО.

Рис. 3. Рамочная дорожная карта прогноза развития ВПО России до 2050 года

Очевидно, для реализации мероприятий долгосрочного прогноза следует начать с преобразования институциональной среды деятельности вузов и совершенствования механизмов финансирования университетов. Только опережающее развитие этих сфер позволит создать хороший задел для преодоления кризисной ситуации в высшем профессиональном образовании (табл. 4).

Сценарии развития ВПО в ближайшие 15 лет представлены на рис. 4. Учитывая небольшой (по меркам форсайт-метода) период прогнозирования, периодичность реперных точек при разработке дорожной карты составляет три года.

Оценка дорожной карты позволяет сделать вывод, что «узким» местом развития ВПО будет несовершенство нормативно-правовой базы на первом институциональном уровне. Только принятие пакетов федеральных законов, развитых в подзаконных актах, позволит коренным образом изменить систему финансирования высшей школы так, чтобы вузы начали активно формировать свои доходы с помощью негосударственных источников. При этом статус многих вузов понизится, и финансирование их из государственного бюджета сведется к минимуму.

Для конкретизации мероприятий 15-летней дорожной карты в первый год должно

быть сформировано экспертное сообщество, на базе которого можно будет создать группу экспертов для реализации последующих мероприятий дорожной карты. В начальный период необходимо выработать критерии и условия вхождения российских вузов в мировое образовательное пространство, определить, как следует изменить институциональную среду деятельности вузов и каковы тенденции развития обучающих технологий.

Главное мероприятие первого этапа дорожной карты — формирование федеральной целевой программы развития ВПО.

К реализации программы следует приступить через семь-восемь лет, чтобы в прогнозный период можно было оценить эффективность выполняемых работ и внести необходимые коррективы. К первоочередным нужно отнести также следующие задачи:

- определение логики и объема финансирования вузов,

- формирование и развитие фондов целевого капитала,

- внедрение автоматизированных систем управления вузами,

- доведение оплаты труда преподавателей до конкурентоспособного уровня.

Формализация стратегии развития ВПО в форме дорожной карты позволяет установить взаимосвязь исследований и мероприятий,

Таблица 4

Сценарии развития системы высшего профессионального образования России на период 15 лет

Сценарии развития ВПО

Базовый: оптимистический вариант Альтернативный: пессимистический вариант

- формируется и реализуется федеральная целевая программы развития ВПО - происходит изменение институциональной среды ВПО - меняется, с учетом рейтинга вузов, система их финансирования Вузы получают финансовую и оперативную самостоятельность, обеспечивают свое развитие. Создаются условия для развития ВПО, вхождения его в мировую образовательную систему - нынешняя ситуация коренным образом не меняется Государство продолжает тратить на поддержку вузов большие средства, но их на всех не хватает. Усиливаются иждивенческие настроения вузов. Их кадровый состав стареет, процесс принимает необратимый характер. Система ВПО деградирует

Направление исследований

Промежуточные итоги н прогнозные результаты исследования

Определение критериев и условий вхождения российских вузов в мировое образовательное пространство

Определение тенденций развития обучающих технологий

Определение необходимых изменений институциональной среды деятельности вузов

Формирование федеральной целевой программы Формирование пакетов изменений нормативной базы ВПО Ранжирование вузов на федеральные и региональные Принятие изменений нормативной базы Формирование новой системы управления вузами Формирование фондов целевого капитала вуза Реформирование системы оплаты труда преподавателей Создание электронных образовательных ресурсов и технологий Формирование новых условий финансирования вузов Реализация федеральной целевой программы Корректировка федеральной целевой программы

ЕЮ Е11 Е12 Е13 Е14 +1 год

+ 15 лет

Рис. 4. Рамочная дорожная карта прогноза развития ВПО России на период 15 лет

определить контрольные временные точки и основные результаты, что позволит обоснованно привлекать и эффективно использовать материальные и человеческие ресурсы, а также определять лиц, ответственных за достижение контрольных показателей дорожной карты. На первом этапе ее реализации взаимосвязь работ слабая, и это только подтверждает наш вывод о том, что реформу ВПО следует вести по всем направлениям одновременно, преследуя единую цель — создание эффективной инновационной системы подготовки кадров.

Дорожная карта — итерационный инструмент, требующий постоянного мониторинга событий в России и мире. По мере необходимости карту следует корректировать, чтобы получить ожидаемые результаты.

Предложенная авторами дорожная карта развития высшего профессионального образования России носит рамочный характер и служит доказательством того, что при разумном подходе российская высшая школа может занять ведущие позиции в мире уже в обозримый период.

Литература

1. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания: Пер. с англ. - М.: Финпресс, 2000. - 272 с.

2. Гарретт Б., Дюссож П. Стратегические альянсы: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 332 с.

3. Майбуров И. А. Мировые тенденции развития высшей школы. - Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2002. - 233 с.

4. Рубин Ю. Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям (части 1-3) // Высшее образование в России. - 2011. - № 3. - С. 23-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.