УДК 378.1 ВАК 13.00.08 РИНЦ 14.35.00
Н.В. Тихомирова
Будущее развитие российского образования: взгляд ректора
Как изменится российское и мировое образование в ближайшее десятилетие? Какими станут образовательная среда и образовательный путь студента? Сегодня перед университетами и перед каждым конкретным преподавателем стоят новые вызовы, соответствующие условиям быстроменяющегося информационного общества. В статье рассматриваются сегодняшние тренды развития образования, существенное влияние на которые оказывают современные социальные тенденции; приводится описание прогнозируемых путей долгосрочного развития высшей школы.
Ключевые слова: тренды развития высшего образования, открытые образовательные ресурсы, интернет-образование, новая ответственность университетов и преподавателей для устойчивого развития.
THE FUTURE DEVELOPMENT OF RUSSIAN EDUCATION: THE VIEW FROM RECTOR
How will Russian and global education change in the coming decade? What will be the educational environment and student's educational tracks? Today, the university and each individual teacher are facing new challenges related to the conditions of rapidly altering information society. The article discusses current education development trends extensively affected by the contemporary social tendencies and describes the projected paths of long-term transformation of higher school.
Keywords: trends in higher education, open educational resources, online education, new responsibilities of university and teachers for sustainable development.
Традиционная модель образования, в которой преподаватель обладал монополией на знание, а задача обучения сводилась к его трансляции, более неактуальна. Сегодня перед университетами и перед каждым конкретным преподавателем стоят новые вызовы, соответствующие условиям быстроменяющегося информационного общества.
«У российских вузов осталось лишь несколько лет, чтобы приспособиться к новым условиям, возникшим в результате всеобщего распространения интернета и появления мгновенного доступа к любой информации, — выживут только те из них, кто выдержит связанное с этим усиление конкуренции», — таково мнение главы Минобрнауки РФ Дмитрия Ливанова [1]. Руководство страны, подчеркивая необходимость перемен, разработало многочисленные программы и подготовило документы,
на которые сегодня необходимо ориентироваться вузам для их эффективной работы, среди которых в первую очередь необходимо выделить следующие:
• Указы Президента России от 7 мая 2012 г. №№ 596-606Я;
• Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года;
• Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2013-2015 годах 28 июня 2012 г.;
• Распоряжение Правительства РФ № 2006-р от 29 ноября 2012 г. «План мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров»;
• Дорожная карта проекта «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций» Национальной предпринимательской
инициативы по улучшению инвестиционного климата в РФ;
• План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»;
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года;
• План мероприятий («дорожная карта») «Развитие отрасли информационных технологий»;
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Гос. программа РФ «Развитие науки и технологий»;
• Гос. программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы;
• Гос. программа РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)»;
• Гос. программа РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы;
Наталья Владимировна Тихомирова,
д.э.н., профессор, ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» Тел.: 8 (495) 442-77-77 Эл. почта: [email protected]
Natalia V. Tikhomirova,
D.Sc. (Economics), Professor, Rector Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Те1: 8 (495) 442-77-77 E-mail: [email protected]
• Гос. программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
• Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы;
• Федеральная целевая программа «Русский язык» на 20112015 годы;
• Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 декабря 2012 г. № 650 об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)».
Кроме этого, государство выступает с целым рядом инициатив по оптимизации сети вузов в России, по повышению показателей академической мобильности студентов и преподавателей, по внедрению процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений всех уровней и образовательных процессов. Также руководство страны подчеркивает необходимость приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг, внедрения и эффективного использования информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения.
Рассмотрим каждую из поставленных задач подробнее. Совершенствование структуры и сети государственных образовательных организаций высшего образования включает в себя проведение ежегодного мониторинга эффективности образовательных организаций; разработку, утверждение и реализацию программы совершенствования сети государственных образовательных организаций высшего образования, в том числе путем реорганизации и присоединения организаций и их филиалов; модернизацию системы лицензирования и аккредитации образовательных программ в системе высшего образования. Результаты оптимизации сети вузов России наглядно показывает ежегодное уменьшение их
числа: 1134 вуза в 2008 г., 1114 -в 2009 г., 1115 - в 2010 г., 1080 -в 2011 г., 1046 - в 2012 г. [2].
Совершенствование структуры образовательных программ подразумевает введение прикладного бакалавриата в высшем образовании; обеспечение высокого качества программ магистратуры; создание новой модели аспирантуры на базе образовательных организаций высшего образования, активно участвующих в научно-исследовательской работе.
Развитие кадрового потенциала высшего образования требует разработки и внедрения механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими работниками вузов, информационного и мониторингового сопровождения введения новой кадровой политики. Также необходима разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций высшего образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации системы высшего образования.
Повышение результативности деятельности образовательных организаций высшего образования с учетом их специализации включает в себя обновление программ развития федеральных университетов; поддержку программ развития сети национальных исследовательских университетов; реализацию программ развития ведущих университетов, получающих государственную поддержку в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, и их мониторинг в соответствии с утвержденным планом мероприятий; реализацию программ стратегического развития образовательных организаций высшего образования.
В целях совершенствования инструментов оценки качества и образовательной политики в сфере высшего образования необходимо создание системы оценки качества подготовки бакалавров; переход
на новые принципы распределения контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета; введение нормативного подушевого финансирования образовательных организаций высшего образования.
Все предпринимаемые меры должны способствовать изменениям в сфере высшего образования, направленным на повышение эффективности и качества услуг.
В условиях обостряющейся конкуренции на глобальном образовательном рынке учебным заведениям также необходимо ориентироваться на показатели мировых рейтингов. Материалы Academic Ranking of World Universities, World University Raitings [3], QS подробно описывают те области и направления деятельности, в которые сегодня вузам необходимо инвестировать средства для улучшения и упрочения своих позиций в мире. Это в первую очередь преподавательский состав: численность преподавателей, получивших нобелевскую или филдсовскую премии; численность преподавателей, входящих в 200 наиболее цитируемых академических работников мира; численность иностранных преподавателей.
Образовательную деятельность следует соотносить со следующими показателями: образовательная репутация учреждения (по результатам экспертного опроса); оценки университета по результатам обследований работодателей; число присуждаемых докторских степеней; численность выпускников, получивших нобелевскую или филдсовскую премии; соотношение численности преподавателей и студентов, численность иностранных студентов.
Немаловажная группа показателей касается научной деятельности и включает в себя: оценки университета по результатам репутаци-онных обследований; число публикаций научно-педагогических работников вузов в научных журналах, в т. ч. «Science» и «Nature», а также публикаций в базе индекса цитирования в области естественных и социальных наук (Science Citation Index Expanded и Social
Science Citation Index), число зарегистрированных патентов; цитирование статей научно-педагогических работников вузов. Рейтинговая оценка глобальной конкурентоспособности также основывается на финансовом положении университета: его доходах и финансировании научных исследований, в т.ч. из средств корпораций и предприятий.
Основные направления деятельности российских вузов, которые должны развиваться в первую очередь, по мнению Минобрнауки РФ, условно можно поделить на четыре группы. Это, во-первых, международная репутация: академическая мобильность, участие и проведение зарубежных конференций с ведущими учеными; реальные проекты межвузовской кооперации; образовательные программы по международным стандартам, экспорт образовательных услуг. Вторая группа показателей - это университетские условия: исследовательская среда, выход на международный академический рынок и формирование критической массы ведущих преподавателей-исследователей; инструменты закрепления в вузах лучших студентов, аспирантов; создание современной инфраструктуры, оснащение вузов современным оборудованием. В-третьих, вузам необходимо стремиться к признанию значимости результатов, а для этого нужно повышать публикационную активность, ориентированную на международный академический рынок; увеличивать рост патентования и внедрения инноваций; активно кооперировать с бизнесом и осуществлять разработки в интересах компаний. Четвертая группа аспектов связана с научной деятельностью: крупномасштабными международными исследовательскими проектами и программным финансированием науки на среднесрочной и долгосрочной основе (ГПРНТ).
Первоочередные задачи для высшей школы озвучила на совещании Комиссии по развитию дополнительного профессионального образования 17 июля 2013 г. директор Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки Н.М. Золотарева. Необходимо формирование стандартов IT-оборудования и веб-технологий для образовательных учреждений с целью повышения эффективности их использования и вместе с тем определение рамок формализации этого процесса. Предстоит разработать способы и механизмы признания обучения в интернете: нормативное регулирование, аккредитация учебно-методических ресурсов образовательного учреждения и др. Нуждается в развитии сетевое взаимодействие образовательных учреждений и бизнес-сообщества в реализации непрерывного образования, в т. ч. дополнительного профессионального образования в веб-сети. Особое внимание следует уделить вопросу реализации формальных, неформальных и спонтанных (неформальных) программ непрерывного образования с активным внедрением дистанционных веб-технологий, а также расширению компетенций профессорско-преподавательского состава в области использования дистанционных технологий в учебном процессе.
В ходе совещания была поставлена еще одна немаловажная задача: необходимо обсудить пути использования конструкта Coursera в реализации интернет-образования в России, а также целесообразность разработки и внедрения русскоязычных аналогов. Напомним, что Coursera - проект профессоров Стэндфордского университета в сфере онлайн-образования, который реализуется путем размещения бесплатных образовательных онлайн-курсов в интернете. Развитие подобных проектов инициировало повсеместное распространение всеобщих открытых онлайновых курсов - Massive Open Online Courses.
Большинство участников образовательного процесса уже по праву оценили преимущества MOOCs, а это - глобальность, открытость, трансформация процесса обучения в конструктор, доступность, обратная связь. Массовые курсы открывают сотням тысяч пользователей со всего мира бесплатный доступ к
тем знаниям, которые необходимы студентам. MOOCs доступны в любом месте и на любом компьютере/ ноутбуке, подключенном к интернету, что позволяет организовывать двусторонний процесс обучения и возможность получить большой объем обратной связи. Массовые курсы открывают новые перспективы и перед вузами: они помогают привлечь студентов, а затем выбрать из них лучших; позволяют сэкономить средства университетам, у которых нет возможности финансировать разработку собственного контента. Сегодня использование MOOCs в формальных учебных заведениях - это только вопрос времени. Активное развитие технологий MOOCs - это уже не далекое будущее, а наше реальное сегодня.
Такие проекты, как Coursera и EdX, можно назвать «университетами для миллиарда», и именно они окажут серьезное влияние на систему высшего образования РФ в ближайшие 5-10 лет. К такому итогу пришли участники Форсайт-Флота 2013 и сделали вывод [4]: необходимо уделять важное внимание развитию российского высшего образования с учетом растущей международной конкуренции за интеллектуальные ресурсы и российский человеческий капитал. Были сформулированы и другие тренды. В следующее десятилетие в России усилится роль высших учебных заведений исследовательского и предпринимательского типа, формирующих вокруг себя распределенные мультикластеры различных образовательных форматов, работодателей, сообществ. В ближайшие 5-10 в России будут появляться новые форматы, направленные на обеспечение прозрачности результатов и процессов в системе высшего образования. Например, могут быть сформированы «пиринговые» (peer-to-peer) системы оценки курсовых и дипломных работ, а также сформированы онлайн-рейтинги преподавателей высшей школы РФ. Если прозрачность вузовской системы не будет обеспечена, российские вузы проиграют глобальным провайдерам образования, приходящим на национальный рынок. Отдельное
внимание участники Форсайт-Флота 2013 уделили развитию дополнительного образования, которое, по прогнозам, трансформируется в сферу непрерывного образования в течение всей жизни и в течение 10-15 лет станет более значимым, чем высшее образование. Это связано с тем, что в результате ускорения технологического процесса в течение жизни одного человека сменяется несколько технологических циклов. Для обеспечения конкурентоспособности кадров на рынке труда курсы и программы дополнительного образования и повышения квалификации должны стать более короткими, но более интенсивными.
В целом образование становится более пластичным, актуализированным и интерактивным, персонифицированным. Возможности обучения все больше расширяют современные гаджеты: телефон, КПК, нетбук, ноутбук, планшет, электронная книга, интерактивные доски и другие. Эти устройства уже стали неотъемлемой частью жизни современных детей, которые уже рождаются с гаджетами. С их помощью они играют в виртуальные игры и головоломки, развивающие логику, осваивают в игре простейшее 3D-моделирование, изучают музыкальные инструменты, набирают текст, изучают языки, рисуют, смотрят мультфильмы, общаются с друзьями. В результате современные дети много знают, свободнее мыслят, все подвергают сомнению: если ваши мысли не убедительны, то вы проиграли. Заставить современного ребенка подчиниться - невозможно, поэтому нужно уметь доказывать и выслушивать другую сторону. Перечисленные особенности оказывают сильнейшее влияние на способность детей учиться и характер восприятия и переработки ими новых знаний. Современные школьники не могут концентрироваться более 15 минут на одной сложной задаче, они на порядок быстрее разбираются с новыми типами задач, быстро прогрессируют (за первый учебный год успевают пройти программу 1-2-го и частично 3-го класса), на 20% лучше проходят междисциплинарные тесты,
создают собственные компьютерные программы и изучают основы интернет-безопасности. Разумеется, все это требует полного изменения образовательных программ и самих принципов работы, внедрения новых видов учебных материалов.
Школам и университетам необходимо активно осваивать открытые учебники и электронные книги, применять облачные технологии, развивать обучение, основанное на применении игровых методов (гей-мификация). Современные инновационные вузы уже сейчас предлагают бесплатные онлайн-курсы, проводят консультации студентов с использованием высоких технологий, применяют SMS-маркетинг для связи и социальные медиа для связи с учащимися. Погружение рабочих и учебных мест в цифровое пространство - один из главных трендов развития на 2013-2017 гг. Среди других - усиление роли государства; введение жестких методов государственного регулирования деятельности образовательных учреждений и мониторинга; определение учредителем четко сформулированных требований и критериев к подведомственным образовательным учреждениям.
Целый ряд трендов касается изменения образовательных программ в соответствии с реалиями современной экономики: разработка и внедрение новых образовательных стандартов; внедрение новых уровней образования; прогнозирование, формирование заказа и анализ результата на основании реализации образовательной программы; глубокое вовлечение в формирование заказа на подготовку кадров заинтересованных сторон; акцент на удовлетворении региональных потребностей, поддержка развития региональных образовательных систем.
Некоторые из существующих сегодня трендов только усилят свои позиции: так, демографическая яма по-прежнему будет только углубляться. По данным Росстата [2], количество выпускников школ сократилось с 731 745 чел. в 2011-2012 гг. до 708 231 чел. в 2012-2013 гг. Уменьшилась и численность сту-
дентов вузов: в 2008 г. их было 7,5 млн, в 2009 г. - 7,4, в 2010 г. -7,0, 2011 г. - 6,5, в 2012 г. - 6,1. Новые тренды развития образования также окажут влияние на деятельность и роль преподавателя. Реалии усиливают требования к педагогической деятельности, заставляют учителя быть гибким, мобильным, уметь хорошо ориентироваться в жизни.
Скорость, мобильность, информированность - эти факторы выходят на первый план во всей системе образования, более того, максимальное информирование обеспечивает конкурентоспособность в наступающей эпохе. Необходимо постоянно общаться со студентами, выбирая способы, наиболее удобные для них. Все это заставляет учебные заведения перестраивать ИТ-системы и бизнес-процессы, активно внедрять и использовать различные мобильные устройства и каналы коммуникации. Уже недостаточно просто предоставить современным молодым людям хороший сервис -нужно поразить их, а для этого необходимо быть на шаг впереди.
Обеспечить постоянный процесс получения новых знаний в современном мире способны только электронные технологии. На данный момент они являются
не только ресурсом для успешного функционирования образовательного процесса, но и гарантом трансформации университетов в инновационные научные, образовательные, культурные центры, в которых реализуются принципы «обучения в течение всей жизни», решаются задачи инновационной экономики региона и в целом страны. Только такие вузы способны отвечать основным целям современной системы образования, а это: обеспечение доступности и качества образования; подготовка компетентных и конкурентоспособных специалистов, способных адаптироваться в современном обществе и обладающих функциональной грамотностью; интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Решение этих задач гарантирует прогрессивное развитие сферы образования, а это, по словам В.В. Путина, «важнейшая составляющая, от эффективной реализации которой зависит будущее страны» [5].
Следующий год для образовательного сообщества, по нашим прогнозам, будет посвящен активному развитию и внедрению в образовательный процесс всеобщих
открытых онлайновых курсов. Сегодня подобные проекты стали ме-гапопулярными. Coursera и edX уже объединяют несколько десятков престижных учебных заведений. Курс на развитие MOOCs взяли не только Штаты, но и вся Европа. Следует отметить, что МЭСИ пока единственный российский вуз, который принимает участие в создании общеевропейской платформы MOOCs под эгидой Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения (EADTU).
Дальнейшее развитие и распространение электронного обучения потребует совершенствования законодательства в сфере лицензирования и аккредитации. Также необходимо развитие инфраструктуры, создание экспертной платформы, профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников. Как ни трудны поставленные задачи, но их предстоит решать. Электронное обучение в нашей стране необходимо развивать, и не потому, что это модная тенденция, - это требование самого времени и современных студентов. А залогом успеха нашей работы станет совместная деятельность государства, учебных заведений, работодателей, профессиональных сообществ и организаций.
Список литературы
1. Д.Д. Ливанова на деловом завтраке Сбербанка РФ в рамках работы Петербургского международного экономического форума [Электронный ресурс]. С.-Петербург, 21 июня. - Режим доступа: РИА «Новости»: http://ria.ru/sodety/20130621/944834266.html
2. Россия' 2013: стат. справочник / Росстат. - М., 2013. - 62 с.
3. Рейтинг Times, Thomson-Reuters [Electronic resource]. - URL: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/
4. Материалы ФОРСАЙТ-ФЛОТ 2013: http://foresighttrip.asi.ru/
5. Стенограмма выступления Владимира Путина на Всероссийском молодёжном форуме «Селигер-2013» [Электронный ресурс] / 14.07.2013 - 05.08.2013, Тверская область. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ transcripts/18993