По-нашему мнению организационно-хозяйственный механизм государственных закупок - это совокупность законодательно-правовых норм и процессов управления в сфере осуществления закупок продукции для государственных нужд. В РФ и во всех странах со смешанной экономикой он выступает главным инструментом развития института предпринимательства со стороны государства, но только там, где существует контрактная система размещения государственного заказа [5]. Именно благодаря ей реализуются экономико-договорные взаимоотношения государства в лице заказчика с хозяйственными субъектами всех форм собственности. Контрактная система стимулирует к активизации частного предпринимательства для участия в торгах, что дает хорошую базу для обеспечения устойчивости экономического развития и выступает инструментом его регулирования [2].
Система государственных закупок создана для реализации государством организационно-хозяйственной функции, в которой на первом месте стоит удовлетворение важнейших потребностей общества [3]. Данная система является основополагающей в государственном регулировании экономики и постоянно находится в совершенствовании. В настоящее время государство выступает в качестве самого крупного заказчика и потребителя продукции практически всех секторов экономики. Постоянный заказ или спрос государства позволяет развиваться хозяйствующим субъектам как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Список использованной литературы:
1. Алексеев В.М., Халяпин А.А. Управление закупками для государственных и муниципальных нужд как точная нормативная дисциплина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 7 [Электронный ресурс] - URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/07/12240.
2. Алексеева М.С., Халяпин А.А. Контрактная система в сфере закупок как управленческо-правовая дисциплина // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс] - URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70057.
3. Топольян С.А., Халяпин А.А. Государственное финансирование образовательных учреждений в Российской Федерации // Материалы международной научно-практической конференции «Байкальские экономические чтения» (08-10 сентября 2015 г.). - Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2015. - С. 155-158.
4. Халяпин А.А., Кравцова Р.Е. Финансовая политика государства / Новая наука: Современное состояние и пути развития. - Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2016. № 1-1 (56). С. 122-125.
5. Халяпин А.А., Южакова А.В. Государственное регулирование экономики регионов / Новая наука: Современное состояние и пути развития. - Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2016. № 1-1 (56). С. 179-181.
© Халяпин А.А., Алексеев В.М., 2016
УДК 338.486.3
А.Л. Чернявая
к.э.н., доцент Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени И.Вернадского»
г.Симферополь, Р Крым, РФ E-mail: angelanna_07@mail.ru
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТИПОВ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОГО ЗЕЛЕНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Аннотация
В статье выполнен прогноз развития типов предприятий сельского зеленого туризма (с использова-
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_
нием однофакторной линейной модели), который позволил определить количество предприятий сельского зеленого туризма, их доходы от услуг проживания, питания и предоставления дополнительных услуг. Эти прогнозные данные способствуют расчетам эффективности развития предприятий сельского зеленого туризма и видов предоставляемых услуг.
Ключевые слова
Предприятия сельского зеленого туризма, прогноз, доход, развитие.
Республика Крым (Р Крым) представляет собой уникальный природно-климатический и ресурсно-хозяйственный комплекс, одним из основных источников получения дохода которого являются: развитие и функционирование санаторно-курортного и туристического секторов. Однако основная часть санаториев сосредоточена на южном берегу полуострова, что влечет за собой увеличение определенных проблем, таких как: превышение количества отдыхающих на малой территории в пик сезона (май-сентябрь), нерациональное использование ресурсов прибрежной зоны, нарушение уникальной флоры и фауны, неравномерность использования рекреационного потенциала в течение года. И частичным решением этих проблем является развитие предприятий сельского зеленого туризма. Также сельский зеленый туризм способен изменить ситуацию в сельских депрессивных районах полуострова, повысить социально-экономический уровень сел, повысить материальный уровень жителей. Поэтому развитие предприятий сельского зеленого туризма является важным как для экономики полуострова, так и для самих жителей сел.
Интенсивное социально-экономическое развитие общества влечет за собой необходимость непрерывного усложнения процедуры управления, и поэтому прогнозирование становится одним из важнейших факторов обеспечения формирования эффективной стратегии трансформации общества. Например, в процессе эффективного развития предприятий сельского зеленого туризма важную роль занимает функция управления, поскольку от того, какое будет принято решение, зависит и результат (он может иметь как позитивные так и негативные последствия). В результате вышесказанного, очевидно, что роль прогнозов повышается.
Прогнозирование - деятельность, направленная на выявление и изучение возможных альтернатив будущего развития фирмы. Основная цель прогноза — определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка [1, с. 122].
Несмотря на значительное количество публикаций по развитию сельского зеленого туризма [2-5], уделяется очень мало внимания прогнозам развития сельского зеленого туризма, а так как понятие прогноза связано в основном с расчетами на перспективу развития (прогноз объема реализации услуг и т.д.), то тема является актуальной.
Так как предприятия сельского зеленого туризма имеют разную направленность деятельности, то они классифицируются по типам (по видам деятельности, по условиям предоставления жилья, количеству принимаемых туристов и предоставлению услуг).
Усадьбы в сельском дворе (категория «А») - это предприятия, основным доходом которого является сельскохозяйственное производство; туризм в сельском эко-хозяйстве (категория «Б») - основным видом деятельности является занятие сельским зеленым туризмом, жилье построенное с применением экологически чистых материалов; сельские пансионаты (категория «В») - расположенные в сельской местности пансионаты, с номерным фондом от 20 койко-мест; [6, с. 51-53].
Для разработанных и предложенных типов предприятий сельского зеленого туризма применение прогнозирования будет способствовать возможности повышения эффективности развития и управления ими.
На основе информации о доходах от деятельности предприятий сельского зеленого туризма (табл.1), используем для расчетов однофакторную линейную модель.
Для расчета прогнозного значения по однофакторной линейной модели Введем обозначения:
n — число наблюдений;
X — фактор;
Y — выбранный экономический показатель.
Оценим уравнение простой линейной регрессии:
~ = a0 + a ■ xt, (1)
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_
при этом y ■ = y ■ + Щ, Щ = y ■ — yi — отклонение /-го теоретического значения y ■ от
соответствующего, наблюдавшегося в /-м году, значения y / выбранного показателя, m = 1 — число факторов, m + 1=2 — число оцениваемых параметров модели.
Согласно методу наименьших квадратов (МНК) значения оценок параметров (коэффициентов) уравнения регрессии определяются из требования минимизации суммы квадратов отклонений:
n n / \
Z üf = min Z и2 , где для однофакторной модели имеем и = У — (a + a ' X ), a
/=1 a /=1 оцениваемых параметров.
a0 V a1 J
вектор
Таблица 1
Доход от деятельности предприятий сельского зеленого туризма
2015г. (за сезон с мая по октябрь)
Типы предприятий сельского зеленого туризма Всего сельских усадеб Цена питания, (тыс. руб.) Цена за проживание, (тыс. руб.) Дополнительные услуги (тыс. руб.) Всего
Усадьба в сельском дворе («А») 66 4521,88 10274,56 5060,8 19857,24
Туризм в сельском эко-хозяйстве («Б») 174 29781,4 56887,12 30558,72 117227,24
Сельский пансионат («В») 31 99808,96 96662,56 61801,92 258273,44
Всего 271 134112,24 163824,24 97421,44 395357,92
2014г. (за сезон с мая п октябрь)
Усадьба в сельском дворе («А») 60 4180,4 9126,4 4460,2 17767
Туризм в сельском эко-хозяйстве («Б») 144 24788,4 46692 25355,2 96835,6
Сельский пансионат («В») 25 79488 77353,6 49606,4 206448
Всего 229 108456,8 133172 79421,8 321050,6
2013г. (за сезон с мая по октябрь)
Усадьба в сельском дворе («А») 58 3886 8537,6 3532,8 15956,4
Туризм в сельском эко-хозяйстве («Б») 132 19783,6 40804 18841,6 79429,2
Сельский пансионат («В») 22 71244,8 66792 43718,4 181755,2
Всего 212
2012г. (за сезон с мая по октябрь)
Усадьба в сельском дворе («А») 45 3532,8 5888 3974,4 13395,2
Туризм в сельском эко-хозяйстве («Б») 65 14425,6 20608 17664 52697,6
Сельский пансионат («В») 10 23552 27600 17664 68816
Всего 120 41510,4 54096 39302,4 134908,8
Искомые МНК -оценки ал^, параметров модели (уравнения простой линейной регрессии) равны [7,
с. 106]:
где
X = Хях2 =
1 X,
X' X =
V
п \
п X Xi
i= 1 nn
Z x Z xi
V i=1 i=1
1 x„
a = (X'' X)—1' X'' Y,
, X' — матрица, транспонированная к матрице X,
(2)
— основная матрица системы нормальных уравнений (т.е. системы линейных
алгебраических уравнений, решением которой является искомый вектор a),
Y =
У/
Уп
1
x
( n \
Z yi
X'. Y = i=1
n
Z (x ■ yt)
V i=1
— вектор-столбец правых частей системы нормальных уравнений, (X'- X) 1 —
матрица, обратная к основной матрице системы нормальных уравнений.
/V /V /V
Исходя из найденной оценки y ■ = 20 + (2^ - X ■ уравнения простой линейной регрессии, можно вычислить оценку y0 значения выбранного экономического показателя для заданного значения x о фактора:
/V /V /V
y0 = 20 + 21 ' X0 •
Статистическая значимость уравнения регрессии характеризует адекватность построенной модели результатам наблюдений. Если построенная модель статистически значима, то эта модель соответствует результатам наблюдений и ее применение для анализа и прогнозирования является математически корректным.
Оценки различных, в том числе линейных, уравнений регрессии позволяет находить Excel.
n n
Каждый раз для соответствующих статистических данных вычисляются значения сумм ^^ Xi , ^^ yi
i
i=1 i=1
, ^^ XI ■ уI , ^^ X2 , а также значение коэффициента детерминации Я 2.
¡=1 (=1
1. Прогноз количества предприятий сельского зеленого туризма на 2016-2018 г. представлен в таблице
2.
Таблица 2
Расчет прогнозных показателей развития предприятий сельского зеленого туризма в Р Крым на 2016-2018 г.
Показатели Годы
Факт 2015г. Прогноз 2016г. Прогноз 2017г. Прогноз 2018г.
Количество предприятий сельского зеленого туризма
Усадьба в сельском хозяйстве («А») Пессимистический прогноз 66 42 43 44
Средний прогноз 72 78 84
Оптимистический прогноз 102 113 124
Туризм в сельском эко-хозяйстве («Б») Пессимистический прогноз 174 52 55 58
Средний прогноз 204 233 263
Оптимистический прогноз 355 411 468
Сельскии пансионат («В») Пессимистический прогноз 31 11 13 14
Средний прогноз 37 42 48
Оптимистический прогноз 62 72 82
2. Прогноз доходов предприятий сельского туризма Р Крым от предоставления питания представлен в таблице 3.
Таблица 3
Расчет прогнозных значений доходов предприятий сельского зеленого туризма Р Крым от предоставления
услуг питания на 2016-2018 годы (тыс. руб.)
Показатели Годы
Факт 2015г. Прогноз 2016г. Прогноз 2017г. Прогноз 2018г.
Доходы предприятий сельского зеленого туризма от предоставления питания
Усадьба в сельском хозяйстве («А») Пессимистический прогноз 4521,88 3649,88 3780,72 3904,68
Средний прогноз 4863,36 5204,84 5546,32
Оптимистический прогноз 6076,84 6628,96 7187,96
Туризм в сельском эко- Пессимистический прогноз 29781,4 30202,8 34402,16 38575,76
Средний прогноз 34774,4 39767,4 44760,4
Оптимистический прогноз 39346 45132,64 50945,04
Годы
Показатели Факт Прогноз Прогноз Прогноз
2015г. 2016г. 2017г. 2018г.
хозяйстве
(«Б»)
Сельский Пессимистический прогноз 14889,92 16940,28 18398,48
пансионат Средний прогноз 99808,96 120129,92 140450,88 160771,84
(«В») Оптимистический прогноз 225369,92 263961,48 303145,2
По уровню торгового обслуживания сельская местность значительно отстает от городского, однако это частично компенсируется предоставлением продуктов питания с личного подсобного хозяйства сельских жителей.
Среди районов Р Крым наибольший ресурс по размещению туристов в сельской местности имеют пять районов, в которых обеспеченность жильем на одного сельского жителя больше, чем в среднем по Крыму. Это Сакский (20,0 кв.м/чел.), Черноморский (19,1), Бахчисарайский (18,8), Красногвардейский (18,8) и Джанкойский (17,6) районы [8, с. 39].
4. Прогноз доходов предприятий сельского зеленого туризма Крыма от предоставления услуг проживания представлен в таблице 4.
Таблица 4
Расчет прогнозных значений доходов предприятий сельского зеленого туризма Р Крым от предоставления
услуг проживания на 2016-2018 годы (тыс. руб.)
Показатели Годы
Факт 2015г. Прогноз 2016г. Прогноз 2017г. Прогноз 2018г.
Доходы предприятий сельского зеленого туризма от предоставления услуг проживания
Усадьба в сельском хозяйстве («А») Пессимистический прогноз 10274,56 6057,32 6274 6460,48
Средний прогноз 11422,72 12570,88 13719,04
Оптимистический прогноз 16788,12 18867,76 20977,6
Туризм в сельском эко-хозяйстве(«Б») Пессимистический прогноз 56887,12 29698,48 33403,44 36898,08
Средний прогноз 67082,24 77277,36 87472,48
Оптимистический прогноз 104466 121151,28 138046,88
Сельский пансионат («В») Пессимистический прогноз 96662,56 39809,44 45895,96 51554
Средний прогноз 115971,52 135280,48 154589,44
Оптимистический прогноз 192133,6 224665 257624,88
5. Прогноз доходов предприятий сельского зеленого туризма Крыма от предоставления дополнительных услуг представлен в таблице 5.
Таблица 5
Расчет прогнозных значений доходов предприятий сельского зеленого туризма Р Крым от предоставления
дополнительных услуг на 2016-2018 годы (тыс. руб.)
Показатели Годы
Факт 2015г. Прогноз 2016г. Прогноз 2017г. Прогноз 2018г.
Доходы предприятий сельского зеленого туризма от предоставления дополнительных услуг
Усадьба в сельском хозяйстве («А») Пессимистический прогноз 5060,8 1343,16 1194,08 1020,72
Средний прогноз 5661,4 6262 6862,6
Оптимистический прогноз 9979,64 11329,92 12704,48
Туризм в сельском эко-хозяйстве(«Б») Пессимистический прогноз 30558,72 19744,16 22166,8 24499,32
Средний прогноз 35762,24 40965,76 46169,28
Оптимистический прогноз 51780,32 59764,72 67839,24
Сельский пансионат («В») Пессимистический прогноз 61801,92 18352,04 20887 23108,88
Средний прогноз 73997,44 86192,96 98388,48
Оптимистический прогноз 129642,84 151498,92 173668,08
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_
Особенностью прогнозной однофакторной линейной модели является то, что в ней представлены виды прогнозов (пессимистический, оптимистический, средний), что позволяет получить ожидаемое значение владельцам предприятий сельского зеленого туризма. Они могут составить и рассчитать прогноз работы своих предприятий с учетом конкретных условий. Это даст возможность более оперативно и долгосрочно планировать свою деятельность, а это, следовательно, приведет к существенному повышению эффективности функционирования и развития предприятий сельского зеленого туризма - сельских усадеб. Список использованной литературы
1. Мельник А.Н. Стратегическое планирование деятельности фирмы на этапе перехода к рыночным отношениям. - Спб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. - 342с.
2. Казьмина Е.Б. Модели развития сельского туризма // Вестник университета, 2012. №5. С. 45-46.
3. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. -М.: Изд-во Советский порт, 2008. - 208с.
4. Баканова А.А. Становление и перспективы развития сельского туризма в Европе // УШ Царскосельские чтения: Материалы междунар. научн.-практ. конф.: г.СПб., 21-22 апр. 2004. - С.68-69.
5. Аксанова Л.Б-Ж. Туризм, как фактор устойчивого развития сельской местности // Экономика региона: пространственные аспекты. Изд-во БНЦ. г.Улан-Удэ, 2003. №8. С. 89-90.
6. Чернявая А.Л. Категоризация типов сельских усадеб как составная часть стратегического и инновационного развития предприятий сельского зеленого туризма // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2013. №2 (18). С. 51-54.
7. Грэхем Р., Кнут Р., Паташник О. Конкретная математика. Основание информатики. — М.: Мир, 1998. — 703 с.
8. Концепция развития сельского туризма в Крыму / Программа развития и интеграции Крыма. Симферополь, 2010. - 82с.
© Чернявая А.Л., 2016
УДК 330
Чотонов Мамашарип Мамытович
канд. экон. наук, доцент, г. Бишкек, КР E-mail: kgukiart@mail.ru
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕЁ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Аннотация
Недостаточный уровень бюджетного финансирования социальной сферы должным образом не обеспечивает социальную защищенность даже наиболее уязвимых слоев населения. На сегодняшний день, наряду с поиском политических решений, новой модели государственного управления, оздоровления и укрепления экономики страны, - критически важным остается вопрос проведения адекватной социальной политики. Этому и будет посвящена данная статья.
Ключевые слова
Бюджет, финансирование, экономика, развитие, население, культура, программа, стратегия, реализация, социальный заказ.
Республика как суверенное, демократическое, социальное государство проводит государственную социальную политику и стремится создавать действенные механизмы ее реализации в целях полного удовлетворения жизненных потребностей людей, улучшения условий и качества их жизни. В статье 9 Конституции Кыргызской Республики подчеркивается, что «Кыргызская Республика разрабатывает