Научная статья на тему 'Прогнозирование развития потенциала предприятий радиоэлектронной промышленности'

Прогнозирование развития потенциала предприятий радиоэлектронной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предприятия / радиоэлектронная промышленность / прогнозирование / потенциал / развитие. / enterprises / radio-electronic industry / enterprises / forecasting / potential / development.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М А. Батьковский, П В. Кравчук, В А. Судаков

Прогнозирование развития потенциала предприятий радиоэлектронной промышленности требует учета различных фаз жизненных циклов продуктов, планируемых к производству в рассматриваемом периоде. Данная специфика часто не позволяет точно определить характеристики потенциала предприятий в прогнозном периоде. Вместе с тем, его оценка является важнейшей задачей повышения эффективности управления предприятиями радиоэлектронной промышленности. Особую значимость она приобрела в современных условиях усиления антироссийских экономических санкций и роста неустойчивости развития российских предприятий. Имеющиеся методики решения рассматриваемой задачи в радиоэлектронной промышленности используются редко ввиду своей сложности и необходимости применения при этом больших объемов информации. В статье предложен практически реализуемый инструментарий прогнозирования развития потенциала предприятий радиоэлектронной промышленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М А. Батьковский, П В. Кравчук, В А. Судаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING OF POTENTIAL DEVELOPMENT OF RADIO-ELECTRONIC INDUSTRY ENTERPRISES

Forecasting the development of the potential of radio-electronic industry enterprises requires taking into account various phases of the life cycles of products planned for production in the period under review. This specificity often does not allow us to accurately determine the characteristics of the potential of enterprises in the forecast period. At the same time, its assessment is the most important task of increasing the efficiency of management of enterprises of the radio-electronic industry. It has acquired special significance in the current conditions of strengthening of anti-Russian economic sanctions and growth of instability of development of Russian enterprises. Existing methods for solving this problem are rarely used in the radioelectronic industry due to their complexity and the need to use large amounts of information. The article offers a practical tool for predicting the development of the potential of radio-electronic industry enterprises.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование развития потенциала предприятий радиоэлектронной промышленности»

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

М.А. Батьковский1, канд. экон. наук, вед. науч. сотр.

П.В. Кравчук1, д-р экон. наук, профессор, коммерческий директор

В.А. Судаков2, д-р техн. наук, профессор, заведующий научной лабораторией

1НИЦ «Интелэлектрон»

2Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10077

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект №18-00-00012 (№18-00-00008) КОМФИ.

Аннотация. Прогнозирование развития потенциала предприятий радиоэлектронной промышленности требует учета различных фаз жизненных циклов продуктов, планируемых к производству в рассматриваемом периоде. Данная специфика часто не позволяет точно определить характеристики потенциала предприятий в прогнозном периоде. Вместе с тем, его оценка является важнейшей задачей повышения эффективности управления предприятиями радиоэлектронной промышленности. Особую значимость она приобрела в современных условиях усиления антироссийских экономических санкций и роста неустойчивости развития российских предприятий. Имеющиеся методики решения рассматриваемой задачи в радиоэлектронной промышленности используются редко ввиду своей сложности и необходимости применения при этом больших объемов информации. В статье предложен практически реализуемый инструментарий прогнозирования развития потенциала предприятий радиоэлектронной промышленности.

Ключевые слова: предприятия, радиоэлектронная промышленность, прогнозирование, потенциал, развитие.

Для решения рассматриваемой задачи рекомендуется использовать методический подход, представленный в [1; 2; 3; 4]. При реализации данного подхода, предлагается оценить эффективность использования данного потенциала на начало и конец прогнозного периода. В этом случае первоначально оценивается величина наличного потенциала (на момент разработки прогноза и стратегий развития предпри-

ятия) в разрезе необходимых для его развития ресурсов: трудовых, имущественных, финансово-инвестиционных, организационно-инновационных и др. [5; 6]. Так как оценочные показатели в разрезе этих ресурсов имеют различные единицы измерения, для последующей работы с ними их необходимо нормировать по следующей формуле:

xH =

X,

x

НОР

. i = 1, n. J = 1, m

(1)

Хн

где у - значение 1-го нормированного показателя оценки потенциала в момент времени 1 - порядковый номер данного показателя, определяющий его вид; п -число показателей, используемых при оценке потенциала; Ху - значение 1-го по-

казателя в момент времени ] ( у 1 т ); т -

x

НОР 'V

число оценок; - нормативное значе-

ние 1-го показателя оценки потенциала в момент времени ].

Тогда интегральный показатель величины наличного потенциала на ]-ый мо-

мент времени можно определить, исполь- зуя следующую зависимость:

п

: 1Х -к

11 ~

ii

I х _ J=1_

' n , (2)

где 1 - обобщенный (интегральный) показатель величины наличного потенциала на ]-ый момент времени; К1 - вес (значимость) 1-го показателя в обобщенном показателе.

Следует учитывать, что К1 < 1 и лежит в

п

ЪК = 1

интервале [0,1], 1 л . Зависимость

каждого оценочного показателя в обоб-

щенном показателе можно определить, используя либо общеизвестные методы, используемые в математической статистике, либо экспертные оценки [7; 8].

Оценку эффективности использования потенциала предприятия радиоэлектронной промышленности можно производить с помощью показателей, определяемых аналитиками [9]:

Y Ym

Y h _ ii y H - i

' ij y нор ii Y НОР

li или ii , (3)

H

Y

где 1 - значение (нормированное) 1-го показателя оценки эффективности использования потенциала в момент времени ]; 1

- вид показателя (

i _1n );

n

- число по-

казателей, используемых при оценке;

Y m

- минимальное значение 1-го показателя в момент времени ].

В этих случаях для нормирования оценочных показателей используют вторую формулу. Затем определяют обобщенный показатель эффективности использования потенциала предприятия радиоэлектронной промышленности:

IY

Ч _

i_i

n

(4)

На основе полученных значений обобщенных показателей рассматриваются по-тенциалоотдачи предприятия за прогнозируемый период времени. При этом показа-

тели, необходимые для оценки потенциа-лоотдачи определятся прогнозным способом [10; 11]. Расчет потенциалоотдачи (Э) ведется по формуле:

Э

Ii

IYH IХНК

i _1

i_1

n

n

х

n

n

Далее рассчитывается коэффициент сравнительной (т.е. в сравнении с нормативным, если он есть, средним по отрасли или базовым, на момент начала расчетов,

(5)

значением) эффективности использования потенциала ( 1 ):

K- - ЭJ

Э J - пН

ЭН

Э (б)

Кэ ния [12]. С этой целью следует рассчитать

Коэффициент у если он не равен максимально возможное значение рас-единице, позволит перейти к оценке резер- сматриваемых показателей в момент вре-

мени j:

вов в использовании потенциала, оцениваемых в принятых единицах измере-

- Y

V - _1]_

1 ij ~

K Э

3j (7)

Затем необходимо определить величину резерва (AYij) в разрезе каждого i-го показателя:

AY = Yj - Y (8)

Наличие сверхнормативных и несбалансированных (по структуре) резервов говорит о неэффективности использования потенциала предприятия радиоэлектронной промышленности.

Библиографический список

1. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Мерзлякова А.П. Оптимизация программ инновационного развития предприятий радиопромышленности // Радиопромышленность. - 2011.

- № 3. - С. 20-31.

2. Батьковский А.М. Методологические основы формирования программ инновационного развития предприятий радиоэлектронной промышленности // Экономика, предпринимательство и право. - 2011. - № 2. - С. 38-54.

3. Ганин А.Н. Методы экономического прогнозирования для разработки оптимального варианта плана развития предприятия радиоэлектронного комплекса // Прикладные и экономические исследования. - 2017. - № 2 (18). - С. 11-16.

4. Божко В.П., Батьковский А.М., Батьковский М.А., Стяжкин А.Н. Modeling technological relations in the structure of production // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2014. - № 1. - С. 36-39.

5. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М. Экономические стратегии развития предприятий радиоэлектронной промышленности в посткризисный период. - М.: Креативная экономика, 2011. - 512 с.

6. Батьковский А.М., Клочков В.В., Фомина А.В., Чернер Н.В. Управление производственным потенциалом оборонно-промышленного комплекса // Вопросы радиоэлектроники. Выпуск 3. - 2015. - №5. - С. 222-246.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Семиошина А.И., Бураева Е.В. Применение корреляционно-регрессионного анализа для прогнозирования экономического развития предприятия // Вестник науки и образования. - 2016. - № 7 (19). - С. 46-47.

8. Батьковский А.М. Моделирование инновационного развития высокотехнологичных предприятий радиоэлектронной промышленности // Вопросы инновационной экономики.

- 2011. - № 3. - С. 36-46.

9. Балашова К.В. Развитие инструментария прогнозирования инновационной деятельности предприятий радиоэлектронной деятельности // Экономические исследования и разработки. - 2018. - № 7. - С. 6-16.

10. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Батьковский М.А. Optimization of use of production capacity of defense-industrial complex // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2014. - № 2. - С. 147-149.

11. Афанасьев А.Л., Голубев С.С., Курицын А.В. Методика оценки уровня развития производственно-технологической базы предприятий ОПК и прогноза ее развития // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. - 2018. - №4. - С. 5-12.

12. Батьковский А.М. Методологические проблемы совершенствования анализа финансовой устойчивости предприятия радиоэлектронной промышленности // Экономика, предпринимательство и право. - 2011. - № 1. - С. 30-44.

FORECASTING OF POTENTIAL DEVELOPMENT OF RADIO-ELECTRONIC

INDUSTRY ENTERPRISES

M.A. Batkovskiy1, Candidate of Economic Sciences, Leading Researcher P.V. Kravchuk1, Doctor of Economics, Professor, Commercial Director V.A. Sudakov2, Doctor of technical Sciences, Professor, Head of a Scientific Laboratory 1Research and testing center «Interelectron» Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Moscow)

Abstract. Forecasting the development of the potential of radio-electronic industry enterprises requires taking into account various phases of the life cycles ofproducts planned for production in the period under review. This specificity often does not allow us to accurately determine the characteristics of the potential of enterprises in the forecast period. At the same time, its assessment is the most important task of increasing the efficiency of management of enterprises of the radio-electronic industry. It has acquired special significance in the current conditions of strengthening of anti-Russian economic sanctions and growth of instability of development of Russian enterprises. Existing methods for solving this problem are rarely used in the radio-electronic industry due to their complexity and the need to use large amounts of information. The article offers a practical tool for predicting the development of the potential of radio-electronic industry enterprises.

Keywords: enterprises, radio-electronic industry, enterprises, forecasting, potential, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.