Научная статья на тему 'Прогнозирование развития международного транспортного коридора таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации'

Прогнозирование развития международного транспортного коридора таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербанин Юрий Алексеевич, Головачёва Алина Алексеевна

В статье анализируются основные тенденции развития и направления международных грузопотоков в пределах Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Определяются «узкие» места с точки зрения потенциальной загруженности международного транспортного коридора интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование развития международного транспортного коридора таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье анализируются основные тенденции развития и направления международных грузопотоков в пределах Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Определяются «узкие» места с точки зрения потенциальной загруженности международного транспортного коридора интеграции.

Прогнозные оценки развития и направления грузопотоков, обслуживающих торгово-экономическую деятельность Таможенного союза (ТС) Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, необходимы для выявления потенциала развития транспортной инфраструктуры территории интеграции, изменения транспортной составляющей издержек при формировании экспорта и импорта стран-участниц, разработке программ строительства объектов транспортнологистических систем на территории Единого экономического пространства (ЕЭП).

Основной маршрут движения внутренних экспортных и импортных грузопотоков между Россией, Беларусью и Казахстаном начинается от юго-западной границы Беларуси (г. Брест), следует через Минск, пограничный пункт пропуска Красное, Москву, Петропавловск, Астану и заканчивается у казахстанской границы с Кыргызстаном. Протяженность основного маршрута составляет 5170,8 км [1]. Маршрут сочетает параллельно автомобильное и железнодорожное сообщения. По территории Беларуси проходит 610 км пути, России - 2760, по Казахстану - 1800,8 км. Товарные потоки между странами ТС показаны на рис. 1.

Млрд. долл.

Млрд. долл.

Млрд. долл.

Год

Рис. 1. Товарооборот стран - членов ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации за период 2008-2011 гг.

Оценка загрузки транспортной системы ТС в ретроспективе возможна только при анализе грузопотоков в тоннажном выражении. Использование при прогнозировании натуральных величин позволяет не приводить все данные к базисному показателю или корректировать изменения курсов валют с учетом инфляции.

В 2011 г. наиболее интенсивные грузопотоки ненефтяных грузов следовали в направлении «Беларусь - Россия» (9,4 млн. т), в направлении «Россия - Беларусь» было перевезено 6,9 млн. т. Структура международных ненефтяных грузопотоков в рамках ТС трех государств по направлениям за период 2000-2010 гг. показана на рис. 2 (объемы грузопотоков в направлениях «Казахстан - Беларусь», «Беларусь - Казахстан» -незначительны и на рис. не показаны).

Рис. 2. Структура международных ненефтяных грузопотоков по направлениям в рамках Таможенного союза за период 2000-2010 гг.:

ЕШ Беларусь - Россия; 0 Россия - Беларусь; ЕЕЕЕ Казахстан - Россия; ШИ Россия - Казахстан

При незначительных по объему и практически неизменных по темпам развития грузопотоках из Казахстана в Беларусь перевозка грузов в обратном направлении за 11 лет возросла в 32 раза.

Оптимальной формой организации больших объемов грузопотоков между странами интеграционного сотрудничества является международный транспортный коридор (МТК). Как правило, ширина МТК составляет 100 км и включает параллельные пути сообщения различных видов транспорта. Помимо выбора вида транспорта для транспортировки грузов, на МТК должна быть реализована функция движения грузов по единой транспортной накладной. Полностью сформировавшихся международных транспортных коридоров на территории России нет. Однако вышеуказанный маршрут (западная граница Беларуси - Москва - южная граница Казахстана), включающий два вида транспортного сообщения, характеризуется показателями, равными масштабу и потенциалу международного транспортного коридора.

Транспортные системы России, Беларуси и Казахстана различаются развет-вленностью сети и качеством автомобильных дорог, численностью и возрастом подвижного состава как автомобильного, так и железнодорожного транспорта, качеством и числом площадей международных мультимодальных логистических центров. Проблемами иного порядка являются унификация тарифов на железнодорожные перевозки во всех странах - участницах ТС, организация движения грузов по мультимодальным маршрутам с единым транспортным документом, введение электронного документооборота.

Развитие транспортно-логистической системы, обслуживающей взаимные торговые потоки стран интеграции, а также решение задач по модернизации грузопе-

ревозок позволят избежать нехватки пропускных способностей маршрута в условиях расширяющейся международной торговли внутри ТС.

В теории и практике прогнозирования транспортного комплекса большое внимание уделяется составлению прогнозных оценок развития региональных железнодорожных грузоперевозок. Одним из наиболее распространенных методов, применяемых в этой области, является прогнозирование на основе коэффициента пе-ревозимости [2; 3]. Коэффициенты перевозимости грузов (продукции) (Кпр ) представляют собой соотношения объемов перевозок продукции и объемов ее производства. Прогнозное значение грузоперевозок (Рпр) вычисляется по формуле:

^пр = Кппр £0пр , (1)

где Х0пр - прогноз объема производства товарной продукции.

Тенденции изменения коэффициентов перевозимости в ретроспективе экстраполируются на перспективу. Однако такой подход нецелесообразен для составления прогнозных оценок развития грузопотоков МТК в силу многочисленности их направлений и широкой номенклатуры видов перевозимых грузов.

С целью выявления путей повышения эффективности работы МТК проводят анализ видовой структуры перевозимых грузов с учетом направлений и дальности их следования [4]. Положительный эффект работы транспортной сети может быть достигнут за счет перераспределения составляющих частей грузопотока на более подходящие виды транспорта, а соответственно и сегменты транспортной инфраструктуры.

Изучение видовой стратификация грузопотоков необходимо также с целью выявления географического направления их составляющих [2]. Территориальное «перетягивание» отдельных видов грузов из избыточных в этом плане регионов в дефицитные должно обеспечить рост эффективности грузоперевозок. Метод составления транспортно-экономического баланса считается наиболее приемлемым с точки зрения научного обоснования для прогнозирования железнодорожных грузоперевозок.

Еще одним аспектом прогнозирования развития МТК является выявление тенденций экономического роста государств, пользующихся маршрутом. Приоритеты правительственных программ развития отдельных отраслей и планы строительства объектов инфраструктуры должны учитываться в прогнозе. Кроме того, наряду с изучением существующей экономической ситуации в странах интеграции, целесообразно также выявить тенденции развития их взаимного торгово-экономического сотрудничества.

В рамках ТС трех государств очевидны недостаточные торгово-экономические связи Беларуси и Казахстана с учетом их ВВП, объемов взаимной торговли и торговли каждой из двух стран с внешним миром. Это свидетельствует об отсутствии взаимного предпочтения Беларуси и Казахстана в качестве экономических партнеров, несмотря на ЕЭП. Из 97-ми товарных групп [5] Беларусь лишь по четырем является ключевым поставщиком для Казахстана и только по трем товарным группам - одним из главных покупателей казахстанской продукции. Так, в импортной структуре Казахстана доля Беларуси составляет: продукции мукомольно-крупяной - 8,8 %, сахара и кондитерских изделий из сахара - 12,3%. По поставкам объемов продукции этих товарных групп в Казахстан Беларусь занимает 2-е место, а по поставкам молочной продукции, яиц, меда и химических нитей - 4 место (10,6 и 3,5% соответственно). В свою очередь Беларусь является второй страной по объемам закупок казахстанского каучука, резины и изделий из них (6,2% в географической структуре экспорта Казахстана), третьей - по закупкам текстильных материалов (7,2%) и четвертой - по закупкам шерсти (1,33%).

Лишь по 8-ми (из 97-ми) товарным группам Казахстан является вторым по значимости импортером для Беларуси, но даже в такой ситуации белорусский экспорт

в Казахстан не сопоставим по тоннажу с экспортом в Россию, которая, как правило, стоит на первых позициях в географической структуре казахстанского импорта.

В 2011 г. Казахстан являлся вторым по значимости импортером следующих белорусских товаров с соответствующей долей в географической структуре экспорта Беларуси: мясо и пищевые мясные субпродукты - 1,36%; молочная продукция, яйца птиц, мед натуральный - 6,1; продукты переработки овощей, фруктов, орехов или прочих частей растений - 7,6; фармацевтическая продукция - 12,5; хлопок - 8,4; ковры и прочие текстильные напольные покрытия - 5,65; обработанные перья и пух и изделия из них - 4; мебель, постельные принадлежности, матрацы - 9,6%.

Исследование показало, что Казахстан как торговый партнер Беларуси гораздо более значим для нее, чем наоборот. Высокая зависимость Беларуси от российских поставок характеризуется крайне низкой долей в ее географической структуре внешней торговли других соседних государств.

Одним из ключевых событий в формировании ЕЭП на территории ТС трех государств является отмена проведения таможенного контроля с 1 июля 2011 г. Однако на фоне поступательного развития экспорта и импорта на территории ТС за последние 12 лет каких-либо видимых изменений на конец 2011 г. в объемах трехсторонней торговли не произошло.

Прогнозирование развития МТК, который проходит через три государства, входящих в ТС, требует комплексного подхода. Основу прогнозирования составили анализ трендов динамических рядов грузопотоков [6, с. 357-361] и корреляционный анализ [6, с. 285-290].

Для составления прогнозных оценок развития международного транспортного коридора ТС целесообразно разделить товаропотоки на две категории: нефтяные и ненефтяные грузы. Нефть и нефтепродукты из России в Беларусь транспортируются главным образом по трубопроводам, в меньшей степени - по железной дороге. Грузоперевозки водным транспортом во всех направлениях практически отсутствуют: это допущение принято для упрощения дальнейших этапов прогнозирования. По объемам в тоннаже российский экспорт в Беларусь сопоставим с казахстанским экспортом в Россию. В обоих случаях в номенклатуре грузов преобладают нефть и нефтепродукты.

Прогнозирование грузопотоков на основе тренда требует анализа эмпирических рядов данных. Используются интервальные динамические ряды белорусского экспорта в Россию и российского экспорта в Беларусь за период 2000-2011 гг. Выявляются тенденция и колебания динамического ряда: абсолютное изменение уровней, ускорение (сокращение) абсолютного изменения, темпы роста к предыдущему уровню, темпы роста к начальному уровню.

Следующий этап - проверка статистической гипотезы о линейном тренде (табл. 1).

На основе абсолютных изменений скользящей средней, которая сглаживает сильные колебания уровней ряда, 7 цепных приростов разбиваются на два подпериода (по 3 и 4 -

в каждом). Для них вычисляются средняя А к, среднее квадратическое отклонение

(СКО) (оценка генерального СКО с учетом потери одной степени свободы вариации)

2

(2)

и средняя ошибка среднего изменения тАк :

(3)

Рассчитывается средняя случайная ошибка разностей двух выборочных средних оценок:

та(1-у) =л1 т2 + т22 • (4)

Таблица 1

Этапы проверки статистической гипотезы о линейном тренде крупнейших товарных позиций и групп с наибольшими темпами роста во взаимной торговле России и Беларуси

Направление грузопотока «Беларусь - Россия» Среднее квадратическое отклонение, 5д£ * / SAk** го * ег * я * ч ^ и § р/ с // а * м * *8 а К § § § ян яе нн де ем а 3 Си Средняя случайная ошибка разностей двух выборочных, тС(1-/) Направление грузопотока «Россия - Беларусь» Среднее квадратическое отклонение, 5д£ * / SAk** го * ег * я * ч ^ ет р/ с // а * м * *8 а К § § § ян яе нн де ем а 3 Си Средняя случайная ошибка разностей двух выборочных, тС(1-/)

28. Продукты неорганической химии 3069,6 / 8089,2 1772,2 / 4044,6 4415,8 22. Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус 2173,8 / 14677,9 1255 / 7339 7445,5

48. Бумага и картон 1891.7 / 3443.8 1092,2 / 1721,9 2039 25. Соль; сера; земли и камень 35073,4 / 60549,2 20249.6 / 30274.6 36422,5

73. Изделия из черных металлов 1758,7 / 10859,1 1015,4 / 5429,6 5523,7 38. Прочие химические продукты 494,9 / 2227,4 285.7 / 1113.7 1149,8

95. Игрушки, игры и спортивный инвентарь 302 / 426,5 174,4 / 213,3 275,5 39. Пластмассы и изделия из них 475,7 / 8092,4 274,6 / 4046,2 4055,5

1102. Мука из зерна прочих злаков 1111,7 / 4307,3 641,9 / 2153,7 2247,3 40. Каучук, резина и изделия из них 1321,7 / 2776,3 763,1/ 1388,2 1584,1

7019. Стекловолокно 261,8 / 368,8 151,1 / 184,4 238,4 7204. Отходы и лом черных металлов 79184 / 36174 45716,9 / 18087 49164,8

0706. Морковь, репа, свекла столовая и др. 288,4 / 1224,8 166,5 / 612,4 634,6 7228. Прутки из легированных сталей прочие 2955,8 / 4138,4 1706,5 / 2069,2 2682

1502. Жир крупного рогатого скота 139 / 96,1 80,2 / 48 93,5 7306. Трубы, трубки и профили полые прочие 3130,4 / 5013,9 1807,3 / 2506,95 3090,5

9404. Основы матрацные 82.3 / 54.4 47,5 / 27,2 54,7 6809. Изделия из гипса или смесей на его основе 3789,1 / 4897,4 2187,6 / 2448,8 3283,6

* Значение для первого подпериода. ** Значение для второго подпериода.

В ходе исследования обоснована линейность1 развития белорусского экспорта в Россию в разрезе товарных групп в тоннажном выражении (проанализирована 1221 позиция ТНВЭД) по 11,64% ненефтяных грузопотоков за период 2000-2011 гг. В исследовании грузопотоков в направлении «Россия - Беларусь» линейная закономерность установлена для 50,25% ненефтяных грузов.

Когда тип тренда установлен, необходимо вычислить оптимальные значения параметров тренда исходя из фактических уровней. Для этого обычно используют метод наименьших квадратов (МНК), основанный на минимизации суммы квадратов отклонений фактических уровней ряда от выравненных (от тренда).

1 Тенденцию развития экспорта на всем протяжении динамических рядов можно считать линейной в том случае, если вероятность того, что различие среднегодовых приростов в разные подпериоды случайно, превышает 0,05 и ги-

потеза о равенстве приростов не отклоняется. Для этого фактическое значение Х-критерия Стьюдента должно быть меньше критического при уровне значимости 0,05 и 5-ти степенях свободы.

Для линейного тренда нормальные уравнения МНК имеют вид:

па + bYjti ='£dyl, (5а)

i=1 i=1

аЬ. + b±tl =±yttt, (5б)

i=1 i=1 i=1

где y. - уровни исходного ряда динамики; t. - номера периодов или моментов времени; п - число уровней ряда.

Особенностью методики вычисления средних отклонений от тренда является необходимость учета потерь степеней свободы колебаний на величину, равную числу параметров уравнения тренда.

С учетом потери степеней свободы основные абсолютные показатели колеблемости вычисляются по формулам: среднее линейное отклонение

a(t) = Ху - &|/(п - Р), (6)

i=1

среднее квадратическое отклонение

s(t) = ^Z(Уі -yi)2 7(n-P), (7)

где y. и j). - уровень тренда соответственно фактический и выравненный; п -

число уровней; Р - число параметров тренда.

Коэффициент колеблемости имеет вид:

V(t) = s-i!± = AZl = 0,152. (8)

y 44,28

Прежде всего, вычисляется точечный прогноз - значение уровня тренда при подстановке в его уравнение номера года прогноза - 2016 г., считая от исходного - 2000 г.

Средняя ошибка прогноза положения линейного тренда на год с номером tk вычисляется по формуле:

mh = s (t )^1/N + t2kl X tf , (9)

где tk - номер года прогноза, X tf - по всей длине ряда N.

Предельная ошибка с вероятностью 0,9 оценивается следующим образом:

a=m-t, (10)

где t - критерий Стьюдента.

Результаты расчета предельной ошибки с вероятностью 0,9 приведены в табл. 2. Следовательно, с вероятностью 0,9 можно ожидать, что тренд белорусского или российского экспорта отдельной товарной позиции ТНВЭД в 2016 г. колеблется в

пределах значений y 2016 +а и y 2016-а .

При предположении, что колебания случайно распределены во времени, определяется ошибка прогноза уровня конкретного года по правилу сложения независимых дисперсий:

myt Чml + 4) . (11)

Можно уменьшить значение вероятной ошибки, если выполнить прогноз с меньшей вероятностью, например, равной 0,8 (табл. 3). Однако главной составляющей ошибки прогноза конкретного уровня в нашем случае является ошибка не прогноза положения тренда, а колеблемости уровней вокруг тренда.

Таблица 2

Предельная ошибка с вероятностью 0,9 прогноза развития экспорта из Беларуси в Россию и из России в Беларусь крупнейших по тоннажу групп и позиций товаров с высоким темпом роста за период 2013-2016 гг., т

Направление грузопотока «Беларусь - Россия» а Направление грузопотока «Россия - Беларусь» а

28. Продукты неорганической химии 7799,1 22. Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус 18993,3

48. Бумага и картон 5803,5 25. Соль; сера; земли и камень 93676,8

73. Изделия из черных металлов 14184,8 38. Прочие химические продукты 2859,8

95. Игрушки, игры и спортивный инвентарь 805,7 39. Пластмассы и изделия из них 12969,1

1102. Мука из зерна прочих злаков 6215,8 40. Каучук, резина и изделия из них 6462,9

7019. Стекловолокно 594,2 7204. Отходы и лом черных металлов 84397,1

0706. Морковь, репа, свекла столовая и др. 2260,3 7228. Прутки из легированных сталей прочие 6747,5

1502. Жир крупного рогатого скота 238,3 7306. Трубы, трубки и профили полые прочие 7049,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9404. Основы матрацные 221,1 6809. Изделия из гипса или смесей на его основе 7756,9

В прогнозе предполагались два сценария2. По оптимистическому к 2016 г. уровень экспорта из Беларуси в Россию групп товаров, по которым прослеживалась линейная тенденция развития за период 2000-2011 гг., в сумме составит 98,1% к уровню 2011 г. (1,065 млн. т), а по прагматическому - 89,9% к уровню 2011 г. (0,96 млн. т в 2016 г.).

Таблица 3

Средняя ошибка прогноза уровня и вероятная ошибка с вероятностью 0,8 прогноза развития экспорта из Беларуси в Россию и из России в Беларусь крупнейших по тоннажу групп и позиций товаров с высоким темпом роста за период 2013-2016 гг., т

Направление грузопотока «Беларусь - Россия» Средняя ошибка прогноза уровня, Вероятная ошибка с вероятностью 0,8 Направление грузопотока «Россия - Беларусь» Средняя ошибка прогноза уровня, Вероятная ошибка с вероятностью 0,8

28. Продукты неорганической химии 4303,0 5903,7 22. Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус 10479,1 14377,3

48. Бумага и картон 3201,9 4393,1 25. Соль; сера; земли и камень 51683,8 70910,1

73. Изделия из черных металлов 7826,1 10737,4 38. Прочие химические продукты 1577,8 2164,8

95. Игрушки, игры и спортивный инвентарь 444,5 609,9 39. Пластмассы и изделия из них 7155,3 9817,1

1102. Мука из зерна прочих злаков 3429,4 4705,2 40. Каучук, резина и изделия из них 3565,7 4892,2

7019. Стекловолокно 327,8 449,8 7204. Отходы и лом черных металлов 46563,9 63885,7

0706. Морковь, репа, свекла столовая и др. 1247,0 1711,0 7228. Прутки из легированных сталей прочие 3722,8 5107,7

1502. Жир крупного рогатого скота 131,5 180,4 7306. Трубы, трубки и профили полые прочие 3889,5 5336,4

9404. Основы матрацные 122,0 167,4 6809. Изделия из гипса или смесей на его основе 4279,6 5871,7

2 Оптимистический сценарий прогноза соответствует показателям верхней границы интервала прогнозируемых значений параметра, прагматический — нижней границы.

В ходе оптимистического сценария (с вероятностью 0,8) к 2016 г. прекратятся белорусские поставки 12 товарных групп из 36 позиций ТНВЭД:

1704. Кондитерские изделия из сахара (включая белый шоколад);

21. Разные пищевые продукты;

24. Табак и промышленные заменители табака;

31. Удобрения;

34. Мыло, поверхностно-активные органические вещества и т.д.;

35. Белковые вещества и т.д.;

43. Натуральный и искусственный мех; изделия из меха;

51. Шерсть;

7016. Блоки для мощения, плиты, кирпичи, плитки и прочие изделия из стекла, используемые в строительстве;

7208. Прокат плоский из нелегированной стали горячекатаный;

75. Никель и изделия из него;

92. Инструменты музыкальные; их части и принадлежности.

Некоторое число товарных групп и позиций по классификации ТНВЭД, по полученным прогнозным оценкам, как в оптимистическом, так и в прагматическом сценарии, будет характеризоваться резким ростом экспорта в физических единицах из Беларуси в Россию к 2016 г. (табл. 4). Отраслевой анализ, выявляющий секторы, обладающие высоким потенциалом увеличения нагрузки на транспортный сегмент ЕЭП, является частью регионального анализа, который способствует определению областей в концевых точках МТК, где локализованы транспортоемкие экспортноориентированные отрасли.

Таблица 4

Прогноз развития экспорта из Беларуси в Россию крупнейших по тоннажу групп и позиций товаров с высоким темпом роста за период 2013-2016 гг., т

Товарная позиция по сценариям 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016/2011, %

28. Продукты неорганической химии

оптимистический 51419,7 52038,0 52656,2 53274,4 148,45

прагматический 39612,4 40230,7 40848,9 41467,1 115,6

48. Бумага и картон

оптимистический 144666,6 145041,1 145415,6 145790,2 111,58

прагматический 135880,5 136255 136629,5 137004,1 104,9

73. Изделия из черных металлов

оптимистический 295441,1 308117,2 320793,3 333469,36 107,6

прагматический 273966,2 286642,3 299318,4 311994,5 100,67

95. Игрушки, игры и спортивный инвентарь

оптимистический 12792,1 13512,4 14232,6 14952,8 133,45

прагматический 11572,4 12292,6 13012,9 13733,1 122,56

1102. Мука из зерна прочих злаков

оптимистический 78888,0 85407,5 91927,0 98446,4 128,7

прагматический 69477,7 75997,1 82516,6 89036,1 116,4

7019. Стекловолокно

оптимистический 25131,8 25317,25 27502,7 28688,2 121,0

прагматический 24232,16 25417,6 26603,13 27788,6 117,2

0706. Морковь, репа, свекла столовая и др.

оптимистический 14854,3 15895,25 16936,2 17977,2 126,7

прагматический 11432,4 12473,3 13514,3 14555,3 102,6

1502. Жир крупного рогатого скота

оптимистический 9914,4 10576,2 11237,9 11899,64 150,29

прагматический 9553,7 10215,4 10877,16 11538,9 145,7

9404. Основы матрацные

оптимистический 3461,2 3604,1 3747,0 3889,9 122,4

прагматический 3126,4 3269,35 3412,3 3555,2 11,9

Итого

оптимистический 636569,2 659509,0 684448,5 708388,1 115,5

прагматический 578853,86 602793,35 626733,19 650672,9 106,1

По результатам исследования товаропотоков в направлении «Россия - Беларусь» достаточно сложно сказать о регионах происхождения и следования грузов, формируемых отраслями, характеризующимися высоким потенциалом роста выпуска экспортной продукции (согласно прогнозным оценкам до 2016 г.). Подобная

проблема обусловлена широкой географической структурой российского экспорта, в которой на Беларусь приходится большая часть объема торговли лишь незначительного числа товаров. Однако результаты прогнозирования потока 50,25% ненефтяных грузов указывают на возможность роста до половины грузопотоков из России в Беларусь к 2016 г. (135,23% к уровню 2011 г. по прагматическому сценарию и 154,85% по оптимистическому).

В табл. 5 приведен прогноз развития экспорта крупнейших товарных позиций по классификации ТНВЭД с высокими темпами роста.

Таблица 5

Прогноз развития экспорта из России в Беларусь крупнейших по тоннажу групп и позиций товаров с высокими темпами роста за период 2012-2016 гг., т

Товарная позиция 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016/2011, %

22. Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус оптимистический 213826,3 226905,6 239984,9 253064,2 236,0

прагматический 185071,75 198151,0 211230,37 224309,68 209,2

25. Соль; сера; земли оптимистический 1351489,0 1393723,0 1435957,2 1478191,3 172,0

прагматический 1209668,8 1251902,89 1294137 1336371,1 155,49

38. Прочие химические продукты оптимистический 88192,4 92811,0 97429,8 102048,54 140,8

прагматический 83862,84 88481,6 93100,3 97719,0 134,8

39. Пластмассы и изделия из них оптимистический 259942,9 270761,6 281580,3 292399,0 128,0

прагматический 240308,6 251127,3 261946 272764,75 119,4

40. Каучук, резина и изделия из них оптимистический 94133,4 98097,7 102061,9 106026,19 145,0

прагматический 84349,0 88313,28 92277,5 96241,79 131,7

7204. Отходы и лом черных металлов оптимистический 1771433,2 1833886,1 1896338,9 1958791,8 127,4

прагматический 1643661,8 1706114,7 1768567,6 1831020,4 119,1

7228. Прутки из легированных сталей прочие оптимистический 116696,1 120873,9 125051,8 129229,6 119,1

прагматический 106480,8 110658,6 114836,5 119014,3 109,6

7306. Трубы, трубки и профили полые прочие оптимистический 150798,0 157582,4 164366,7 171151,1 158,0

прагматический 140125,2 146909,6 153693,9 160478,3 148,2

6809. Изделия из гипса или смесей на его основе оптимистический 91058,1 97921,6 104785,1 111648,5 238,3

прагматический 79314,8 86178,2 93041,7 99905,2 213,3

Итого оптимистический 4137569,4 4292562,9 4447556,6 4602550,2 146,5

прагматический 3772843,59 3927837,17 4082830,87 4237824,5 134,9

Выявление высоких темпов роста половины грузопотоков, следующих МТК в направлении «Россия - Беларусь», позволяет сделать заключение о необходимости расширения пропускной способности железнодорожного и автомобильного пунктов пропуска на границе Беларуси и России.

Наличие в Республике Беларусь отраслей, ориентированных на экспорт в Россию, предполагает возможность применения корреляционной модели при составлении прогноза грузоперевозок. В данном случае выявление закономерностей развития белорусского производства товаров в ретроспективе с учетом его экспертных и нормативных прогнозных оценок развития позволит оценить объемы экспорта из Беларуси в Россию на перспективу. Подобный метод по технологии сходен со способом прогнозирования на основе применения коэффициента перевозимости.

Для составления прогноза развития грузоперевозок на основе корреляционнорегрессионной модели в уравнение регрессии необходимо включить ожидаемые значения факторных признаков для расчета точечного прогноза результативного признака или его доверительного интервала с заданной вероятностью.

В качестве результативного признака принимается экспорт белорусской продукции в Россию, а факторного - белорусское производство. Грузопоток в направлении «Беларусь - Россия» рассматривается в связи с тем, что многие отрасли белорусского производства ориентированы на поставки в Россию. За период 2000-2011 гг. 10,84% экспортных грузопотоков из Беларуси в Россию в тоннажном выражении тесно коррелируют с объемами белорусского производства (коэффициент корреляции г > 0,75).

Составляется статистическая оценка степени точности и надежности параметров корреляции. Для коэффициента парной регрессии (Ь) средняя ошибка оценки вычисляется следующим образом:

Ё (у - у<)2/(п - 2) (12)

/=1____________________, (12)

Ё (* - * )2 ! і=1

где уі - расчетные значения результативного признака; п - 2 - число степеней свободы.

Зная среднюю ошибку оценки коэффициента регрессии, можно вычислить вероятность того, что нулевое значение коэффициента входит в интервал возможных с учетом ошибки значений. Для этого находится отношение коэффициента к его средней ошибке, т.е. ¿-критерий Стьюдента:

ї = Ь/шь . (13)

Полученные значения ¿-критерия намного больше критического, следовательно, вероятность нулевого значения коэффициента регрессии менее 0,01. Гипотезу о несущественности этого коэффициента можно отклонить: данные относительно белорусского производства товаров и их экспорта в Россию надежно свидетельствуют о влиянии факторного признака на результативный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средняя случайная ошибка коэффициента корреляции (шг) также может быть использована для определения надежности связи (табл. 6):

шг = (1 - г2)Д/п - 2 , (14)

ї = г/шг . (15)

Таблица 6

Средняя случайная ошибка коэффициентов корреляции и фактическое значение ¿-критерия Стьюдента

ш, =

Товарная позиция Средняя случайная ошибка, Шг Фактическое значение ¿-критерия Стьюдента Товарная позиция Средняя случайная ошибка, шг Фактическое значение ¿-критерия Стьюдента

02. Мясо и пищевые мясные субпродукты 0,086 9,94 8450. Машины стиральные, бытовые или для прачечных 0,07 12,47

0401, 0402, 0403, 0404, 0406. Цельномолочная продукция 0,048 19,3 8701, 8709. Тракторы 0,1 7,72

0405. Сливочное масло и прочие жиры и масла 0,047 19,8 8702. Автомобили, предназначенные для перевозки 10 и более чел.. 0,064 13,9

1601. Колбасы и аналогичные продукты из мяса 0,12 6,7 - - -

Для оценки надежности коэффициента корреляции его величина преобразуется по Р. Фишеру:

г = 0,51п(1 + ^ ^(1 - ^ ) . (16)

Средняя ошибка величины г определяется по формулам:

тг = 1/л/п - 3 , (17)

/ = г/тг . (18)

Для исследуемых параметров значения ¿-критерия Стьюдента намного больше критического значения для значимости 0,05 и при 9-ти степенях свободы. Следовательно, коэффициент корреляции с высокой вероятностью больше нуля, связь установлена надежно.

Рассчитывается доверительный интервал оценки коэффициента корреляции с вероятностью 0,9. При 10-ти степенях свободы вариации значение ¿-критерия Стьюдента составляет 1,81. Доверительный интервал для г составит:

г ± ¿кр 'тг . (19)

Подставив полученные граничные значения г в преобразованную формулу (16)

(г = (е2 г — 1)/(е2 г +1)), получим границы интервала значений коэффициента корреляции.

Средняя ошибка положения линии регрессии в генеральной совокупности при значении факторного признака, равном хк, вычисляется для линии регрессии по формуле:

т>, = "у.,

1 + , (20)

п

п I (X- - X)2

I г=1

где - средняя ошибка положения линии регрессии в генеральной совокупности

при х = хк; п - объем выборки; хк - ожидаемое значение фактора; 5Уо„ - оценка среднего квадратического отклонения результативного признака от линии регрессии в генеральной совокупности с учетом степеней свободы вариации. Данная оценка вычисляется по следующей формуле:

£ =

уост

I (Уг - Уг)2

г=1

—;—. (21)

п - 2

В качестве источника нормативных прогнозных оценок выбрана Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. [7]. Экспертные оценки развития белорусских отраслей взяты из научных трудов российских и белорусских ученых. Полученные при анализе и прогнозировании величины грузопотоков на среднесрочную перспективу сравниваются с прогнозными оценками, представленными в Комплексном плане развития инфраструктуры автомобильных и железных дорог, включенных в перечень транспортных маршрутов ЕврАзЭс [1], составленный последним в целях внедрения правительственных программ строительства и развития объектов транспортной инфраструктуры ЕврАзЭс. Она включает транспортнологистические системы ТС трех государств (табл. 7).

Стратегия экономического развития государств (особенно планы развития отдельных отраслей) позволяет применить нормативное планирование к результатам, полученным в ходе корреляционного исследования, устанавливающего степень связи между добычей и производством и объемами экспорта.

Таблица 7

Прогнозные оценки экспорта из Беларуси в Россию отдельных групп и позиций товаров на 2016 г.

Товарная позиция Коэффициент корреляции г Нижняя доверительная граница, тыс. т Верхняя доверительная граница, тыс. т 2016/2011, %

прагм. сцен. оптим. сцен.

02. Мясо и пищевые мясные субпродукты 0,85 182,4 303,7 80,6 134,14

0401, 0402, 0403, 0404, 0406. Цельномолочная продукция 0,92 553,8 779,4 107,0 150,6

0405. Сливочное масло и прочие жиры и масла 0,92 69,2 90,3 124,0 161,8

1601. Колбасы и аналогичные продукты из мяса 0,79 30,7 54,37 102,5 181,6

8450. Машины стиральные, бытовые или для прачечных 0,88 5,917 11,699 128,3 254,3

8701, 8709. Тракторы 0,82 170,0 280,0 102,47 168,8

8702. Автомобили, предназначенные для перевозки 10 и более чел. 0,89 7,743 11,646 98,3 148,0

На данном этапе также применяется метод экспертных оценок для определения прогнозных значений экспортно-ориентированных производств, к которым привязаны значения экспортных грузопотоков.

Правительственные планы развития экономики также могут быть применены в корректировке результатов, полученных в ходе анализа динамических временных рядов, проверки статистических гипотез относительно линейного развития трендов и составлении доверительного интервала прогнозных значений.

Видовая стратификация грузов в тоннажном выражении в динамике за период 2000-2011 гг. позволяет выявить регионы в конечных точках маршрута, формирующие наибольшую транспортную нагрузку на МТК ТС. Наличие достаточного внимания к транспортным проблемам выявленных регионов со стороны правительств позволяет определить Комплексный план развития инфраструктуры автомобильных и железных дорог, включенных в перечень транспортных маршрутов ЕврАзЭс [1].

В юго-восточном регионе Беларуси сосредоточен ряд отраслей, которые по прогнозным оценкам, полученным в ходе исследования (мясная промышленность -объем экспорта в Россию в 2016 г. составит 134% к уровню 2011 г., цельномолочная - 150,6%, производство продуктов неорганической химии - 148,5%, овощная -126,7%, мукомольная - 128,7%), в ближайшие 5 лет будут формировать в Гомельской области большие объемы экспортных грузов, направленных в РФ.

«Узким местом» МТК ТС является отсутствие достаточного числа площадей международных мультимодальных логистических центров на юго-востоке Беларуси. Железнодорожная и автомобильная сети данного белорусского региона выходят за пределы 100-километрового коридора маршрута М1 «Беларусь», вдоль которого правительствами заинтересованных государств планируется строительство международных логистических центров.

Отсутствие межправительственных проектов развития транспортной инфраструктуры (развития автодорожной сети южнее основного МТК ТС или строительства международных логистических центров) юго-восточной части Беларуси может стать причиной ослабления торгово-экономических отношений стран ТС.

Стратегически важные для загрузки общей транспортной сети ТС отрасли Казахстана располагаются в районах рядом с границей с Россией. Подобная дислока-

ция весьма удобна для торгово-экономических отношений (низкие транспортные издержки), так как Казахстан характеризуется развитой автодорожной и железнодорожной сетью. Помимо этого на границах с Россией располагается 11 железнодорожных погранпереходов.

Правительственная программа строительства международных логистических центров ЕВРАзЭс в Республике Казахстан отвечает региональному расположению основных национальных транспортоемких отраслей, формирующих крупные грузы в направлении России. Крупнейшая часть ненефтяного казахстанского экспорта в Россию приходится на 26-ю позицию ТНВЭД (руды, шлак и зола). В основном данное производство располагается в Костанайском районе Казхстана, в большой отдаленности от основного МТК ТС, однако пропускные мощности локального по-гранперехода достаточны.

Литература

1. Комплексный план развития инфраструктуры автомобильных и железных дорог, включенных в перечень транспортных маршрутов ЕврАзЭс. Евразийское экономическое сообщество. М.: Евразийский банк развития, 2011.

2. Куприянова Г.В. Развитие системы прогнозирования спроса на грузовые перевозки железнодорожным транспортом. Дисс... канд. экон. наук. М., 2003

3. Экономика железнодорожного транспорта. Учеб. /Под. ред. Н.П. Терешиной, БМ. Лапидуса, М. Ф. Трихунко-ва. М.: УМКМПС России, 2001.

4. Неснов А.В. Методические основы формирования и развития международных транспортных коридоров на территории Российской Федерации. Дисс... канд. экон. наук. М., 2003.

5. Материалы Базы данных торговой статистики ООН. http://comtrade.un.org

6. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики / Под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой. Учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2002.

7. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь. Минск: Юнипак, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.