Ж.Т.Тощенко,
доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
Прогнозирование (от гр. prognosis - предвидение, предсказание) -определение вариантов развития и, исходя из имеющихся ресурсов и времени, оптимальных способов решения задач. Поскольку в социальном прогнозировании как части социального управления важным является изучение потребностей и интересов различных категорий людей, их сознания и социально значимого поведения, постольку в его осуществлении важную роль играет социология. Вкупе с социальной статистикой, социальной психологией, экономическими науками социология способствует всестороннему изучению объектов управления и управленческих ситуаций, формированию информационных баз данных, разработке оптимальных управленческих решений и проверке эффективности их реализации, научно обоснованному проведению социальных экспериментов, решению многих других задач на различных этапах социального прогнозирования.
Социальное предвидение
В научной литературе предвидение трактуется в основном в двух смыслах: как предсказание тех или иных событий и как предпочтительное знание о событиях и явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в опыте. Оно имеет несколько форм конкретизации. Предчувствие (предвосхищение) может выступать как психофизиологическое или биологическое явление, присущее всему живому, и как социальное явление, которое находит воплощение и отражение в жизни многих людей и обычно связано с ожиданием вероятностных событий в общественной жизни.
Более высокой формой является предугадывание (сложное предвосхищение), которое свойственно только человеку и выступает как вид его интеллектуальной деятельности, размышление о будущем на основе личного опыта. Это проявляется в представлении о будущности личной судьбы, своей профессии, ближайшего окружения и контактной среды (микросреды).
Научное предвидение выступает как логический вывод из закономерностей развития определенного природного или общественного явления, когда известны причины его зарождения и функционирования и ход развития представляется в виде определенного алгоритма. Иногда научное предвидение обретает вид предсказания, когда оно локализировано во времени и пространстве. Высшей формой научного социального предвидения является определение совокупности будущих изменений, которые ожидаются в рамках всего общества, его основных сфер, любой экономической, социальной или политической организации.
Таким образом, социальное предвидение - это описательная (дескриптивная), основанная на опережающем отражении действительности и на логической последовательности суждений форма относительно достоверного выражения возможных состояний будущего, его ситуаций, перспектив.
В процессе социального предвидения используется несколько апробированных теорией и практикой методов. Во-первых, анализируется то, что явно проявляет себя в реальности, и то, что скрывается в латентном виде. На этом этапе от управленца требуется учет не только очевидных фактов, но и скрупулезный анализ того, что дезорганизует развитие событий, деформирует их, или, наоборот, повышает активность тех социальных сил, которые еще незначительны по своему воздействию, но их влияние имеет устойчивую тенденцию к росту.
Во-вторых, для определения главной тенденции и перспектив развития социального процесса, для выявления состояния общества, его отдельных сфер и областей применяется такой метод как диагноз. Именно это помогло Г.Форду в 1915 г. сделать ставку на производство массового и дешевого автомобиля для превращения занятых на его заводах работников в будущих покупателей производимой ими продукции.
В-третьих, процесс предвидения не должен отвлекаться «на мелочи», на детали. В его основе лежит не простое накопление известных переменных, а учет тех индикаторов, которые характеризуют назревание качественных переменных. Так, в 1880-е гг. в Москве было предсказано то, как будет выглядеть общественный транспорт в городе. Его творцы исходили из верной и в целом предпосылки, что население города вырастет в несколько раз. Однако авторы предсказания «опустились» до мелочей, угадывая, сколько будет извозчиков, конок (конных трамваев), полностью исключив из расчетов то, что находилось еще в зачаточном состоянии - открытие электричества, начало массового потребления нефти, вызвавших в дальнейшем переворот в общественном транспорте. Вместо извозчиков по-
явились принципиально новые виды транспорта: автомобили, трамваи, троллейбусы, метро.
В-четвертых, социальное предвидение базируется на принципе сочетания рационального и интуитивного, в котором рациональное играет ведущую роль, являясь ограничителем буйных фантазий, опирающихся на домыслы и выдумки. Так, в 1990-е гг. при обосновании будущего состояния сельского хозяйства в России была сформулирована на первый взгляд верная, но методологически и практически не обоснованная точка зрения на развитие фермерства. Благодушные намерения и пожелания, оторванные от жизни, натолкнулись на реальную ситуацию, в результате чего это движение пошло на убыль, отложив его реализацию на неопределенную перспективу.
В-пятых, ни один из методов социального предвидения не может быть абсолютизирован, противопоставлен другому или, наоборот, согласован с другим за счет потери определенных качественных характеристик.
В-шестых, социальное предвидение должно опираться на максимально полную информацию, которая прямо и косвенно касается интересующего исследователя процесса. При этом, особенно при попытках заглянуть в отдаленное будущее, информация может отсутствовать, и тогда просто невозможно предвидеть наступление событий. Проанализировав предсказания конца XIX и начала ХХ в., Я.Голованов показал, насколько могут быть велики просчеты. В это время человечеству предсказывали орошение пустынь, создание искусственного климата, победу над раком, изобретение питательных пилюль, заменяющих обычную пищу. И никто не помышлял о проникновении человека в космос и триумфе ракетной техники, о создании атомного оружия и атомной энергетики, о расшифровке генетического кода и методах генной инженерии.
И наконец, в-седьмых, социальное предвидение призвано опираться на накопленный опыт по разработке и достижению перспективных целей. Но это не должно быть механическим перенесением чужого опыта, даже если он блестяще оправдал себя в другом месте. «Японское чудо» в преобразовании страны во многом опиралось на рациональное сочетание достижений европейских и американских технологий и традиций японской культуры и менталитета, что позволило обеспечить, а затем и претворить в жизнь этот сплав информации и способов ее применения в реальной жизни.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что социальное предвидение представляет собой обоснованное, логически непротиворечивое моделирование будущего, форму опережающего отражения действительности, направленную на достижение возможных обще-
ственных целей, относящихся к будущему и поддающихся выявлению и использованию в теории и практике управления.
Социальное прогнозирование
Социальное прогнозирование - логическая конкретизация социального предвидения. В самом общем виде это тоже будущее, но уже в вариантах. Если предвидение предполагает достижение некоей общей цели (т. е. связано с утверждением, что это должно свершиться), то прогноз предполагает, что эта цель может быть достигнута несколькими вариантами, применение которых зависит от тех или иных условий и факторов.
Начало современному социальному прогнозированию положено в конце 1940-х гг. (Д.Бернал, Н.Винер), когда были предприняты попытки разработки концепций научно-технологической и информационной революций, а также открыт эффект использования поисковых и нормативных прогнозов в управлении социальными процессами. В 1960-е гг. наблюдался «бум прогнозов» - научных, технических, социально-экономических, демографических, военно-политических, который сопровождался интенсивной разработкой методологии и методики прогнозирования (Г.Тейл, Б. де Жувенель, Д.Белл, Э.Янг, Ф.Полак).
К концу 1960-х гг. применение методологии прогнозирования к глобальным процессам развития обнаружило бесперспективность научно-технического прогресса в существовавших формах, наличие противоречия между ним и социальными аспектами развития. Большую роль в осмыслении этого противоречия сыграл Римский клуб, начавший свою деятельность в 1968 г. Уже в первом докладе «Пределы роста» (1972 г.) были показаны нарастание качественных изменений и неизбежность всемирных катастроф, которые являются результатом загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, последствий демографического взрыва в развивающихся странах. Поиск ответов на злободневные проблемы современности продолжался и в следующих докладах Римского клуба: «Человечество на поворотном пункте», «Пересмотр общественного порядка», «Цели человечества», «За пределами века расточительства», «Нет пределов обучению» и др. К началу 1980-х гг. прогнозы во все большей мере стали смещаться на поиск контуров «новой цивилизации». В работах Э.Тоффлера, Э.Шумахера обосновывались способы разрешения современных глобальных проблем.
В 1990-е гг. прогнозы развивались в рамках концепции устойчивого развития, которая была одобрена на уровне глав правительств на конференции в Рио-де-Жанейро. Под устойчивым развитием ста-
ли понимать самоподдерживающееся существование и функционирование мировой цивилизации без ущерба для природы, обеспечивающее равный доступ разных народов к материальным и духовным благам и справедливое их распределение.
Широкое распространение получила точка зрения, согласно которой прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача иная: содействовать научному обоснованию планов и программ развития. Прогнозирование характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действий. В этой связи ряд авторов считает, что под прогнозом следует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности.
Социальное прогнозирование имеет три основные функции и три стадии: 1) выявление тенденций (закономерностей), факторов, обусловливающих возможные перемены (исследовательская стадия); 2) выявление альтернативных вариантов развития, их динамики в результате принятия решений (обоснование управленческих решений); 3) оценка хода и последствий реализации управленческих решений, непредвиденных изменений внешней среды, ситуаций для своевременного уточнения действий в случае необходимости (стадия контроля и коррекции). Являясь составными элементами прогнозной деятельности в любой сфере деятельности, эти функции и стадии взаимно обусловлены.
Типологии прогнозов могут строиться по различным основаниям в зависимости от целей, объектов, проблем, периода упреждения, характера и т. д. В научной практике используются два типа прогнозов: поисковые (изыскательские, трендовые, генетические) и нормативные (целевые, регулятивные). Первый отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения тенденций развития. Нормативный прогноз представляет собой определение путей и сроков достижения желаемых состояний объекта, процесса или явления. Поисковый прогноз строится на определенной шкале возможностей, затем устанавливается степень вероятности достижения прогнозируемого состояния. При нормативном прогнозировании происходит такое же распределение вероятностей, но уже в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям. Этот прогноз есть вероятностное описание альтернативных путей достижения желаемых состояний, включая разработку мероприятий по их реализации.
Прогнозы могут иметь разное время упреждения - краткосрочные (день, год), среднесрочные (три - пять лет) и долгосрочные (десятки лет). Первые носят детализированный характер. Чем дальше отстоит горизонт упреждения, тем большее значение имеют науч-
ные исследования и длительность ретроспективы (времени основания). Неодинаков и характер прогнозов. Он может иметь функциональный (описывать один из компонентов) или комплексный характер при анализе любого объекта, процесса или явления.
В зависимости от объекта видоизменяются возможности прогнозирования. У прогнозируемых природных или технических объектов (землетрясения, ураганы, пожары) эти возможности могут быть близки к нулевым, так как никакие теоретические знания или управленческие решения не- или малоспособны упредить конкретную ситуацию. В таких случаях прогноз ограничивается предвидением и рекомендациями минимизировать последствия. У прогнозируемых социальных объектов интенсивность взаимосвязи предвидения может быть настолько высокой, что вероятно изменение предсказанного состояния путем предпринятых действий на основе управленческих решений.
Процедура прогнозирования в общих чертах состоит из следующих этапов.
1. Предпрогнозная ситуация: определение объекта, предмета, проблемы, цели, задач, структуры, рабочих гипотез, времени основания и упреждения прогноза, методов исследования. Научно-аналитическая подготовка прогноза включает операции, направленные на формирование баз данных об объекте - опросы экспертов, изучение отечественного и зарубежного опыта, анализ статистических данных, результатов массовых социологических опросов, обобщение материалов контент-анализа документов и т. д.
2. Построение базовой (исходной) модели объекта: а) выявление тенденций динамики объекта в ретроспективе (период основания прогноза должен превышать время упреждения), определение «точек роста» и «спада» в предшествующем развитии объекта, уточнение параметров «проблемного поля», формулирование альтернативных вариантов, их ранжирование; б) построение модели прогнозного фона, определение резонансного воздействия внешних факторов, их характера и силы (веса) корреляционных связей. Надежность модели зависит от полноты и репрезентативности показателей, результатом сведения которых в определенную упорядоченную совокупность является индикация объекта. Подбор показателей осуществляется сравнительным анализом аналогичных моделей, очным, заочным и имитационным опросом экспертов и/или населения, средствами моделирования и т. д.
3. Поисковая разработка параметров базовой (исходной) модели как определение возможных вариантов развития прогнозируемого объекта в заданной перспективе (краткой, средне- или долгосрочной) на основе выявленных тенденций. При этом исследуются: а) ди-
намика объекта в «чистом виде», под влиянием структурных сдвигов и взаимодействий профильных факторов (линейная экстраполяция); б) экстраполяция с учетом факторов внешней среды, стимулирующих и, напротив, тормозящих развитие объекта; в) вероятностный тренд с учетом воздействия всех возможных факторов внешней среды и «тесноты связей». На этой основе строится веер возможных альтернатив будущей динамики объекта - от оптимистических до пессимистических, причем ни один из вариантов не нужно заранее игнорировать. Определяется «дерево проблем», которые возникают в процессе развития объекта под влиянием внутренних и внешних факторов. Возможные альтернативы, определенные экспертами, выражаются в модельном (каузальном, сетевом, логическом и т. д.) или сценарном виде.
4. Нормативная разработка параметров базовой модели: определение возможных путей решения проблем, выявленных прогнозным поиском, и последствий намечаемых решений. Нормативный прогноз дает несколько значений возможного будущего по заданным критериям: идеальное состояние объекта (абсолютный оптимум); оптимальное состояние, с учетом ограничений прогнозного фона; желательное состояние, реально доступное при существующих обстоятельствах. Значения могут выражаться через матрицу, многофакторную модель, сценарии. Определяются пути и средства влияния на траекторию объекта, обеспечивающие его движение в желательном направлении.
5. Верификация полученных данных: проведение независимой экспертизы полученных данных, их оценка; выработка рекомендаций для использования при обосновании проектов, программ, планов, текущих управленческих решений.
Среди методов прогнозирования исторически первым и получившим широкое распространение является метод экстраполяций. Его суть выражается в построении динамических (статистических или логических) рядов показателей прогнозируемого процесса с возможно более ранней даты в прошлом (ретроспективы) вплоть до даты упреждения (перспективы) прогнозов. При таком подходе осуществляется выбор оптимального вида функций (учет времени, условий и т. д.). Большой эффект дает использование сложной экстраполяции, основанной на теории вероятностей и теории игр, что позволяет точнее оценить масштабы возможных сдвигов и прогнозируемых тенденций (трендов). Однако в социальном прогнозировании возможности экстраполяции ограничены, ибо многие социальные процессы развиваются по кривым, близким к логической функции. До какого-то момента процесс медленно нарастает, затем наступает период бурного развития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется.
В прогнозировании активно используются экспертные методы, начиная от аналитических записок и заседаний «круглых столов» для согласования мнений и выработки обоснованного решения до специальных экспертных оценок, призванных дать объективную характеристику качественных и количественных сторон объекта прогнозирования на основе обработки и анализа совокупности индивидуальных мнений экспертов. Качество экспертной оценки в решающей степени зависит от выбранной методики сбора и обработки индивидуальных экспертных заключений, которые включают выбор состава экспертов и оценку их компетентности; составление анкет для опроса экспертов; получение экспертных заключений; оценку согласованности мнений экспертов; оценку достоверности результатов; составление программы для обработки экспертных заключений.
Широко известным методом экспертных оценок является метод дельфийского оракула - метод Дельфи. Прогнозы, получаемые на его основе, строятся на исследовании и достоверном знании с учетом взглядов и мнений экспертов на будущее состояние объекта. При этом важную роль играет интуиция, которая может подсказать правильное решение, поскольку основывается на опыте экспертов. В прогнозировании нередко используется метод мозгового штурма, когда внимание экспертов без предварительной подготовки сосредоточивается на поиске новаторских способов решения поставленных проблем. Большую роль в социальном прогнозировании играет эффект Эдипа, т. е. возможность самоосуществления или саморазрушения прогноза, если к этому процессу подключается созидательная деятельность людей, в процессе которой реализуются позитивные ожидания или устраняются предостережения и угрозы. Так, представленный в табл. 1 прогноз численности населения в России на 15 - 50 лет позволяет выработать несколько его вариантов - от оптимистичного до пессимистичного.
Т а б л и ц а 1
Продолжительность жизни в России в 1959 - 2000 гг. и прогнозные сценарии до 2050 г.*
Год Сценарии
мужчины женщины
предельно низкий предельно высокий предельно низкий предельно высокий
1959 63,2 63,2 71,7 71,7
1975 62,6 62,6 73,2 73,2
2000 59,0 59,0 72,2 72,2
2025 57,0 68,1 71,5 79,0
2050 57,0 74,5 71,5 84,5
* Источник: Население России 2001 / Под ред. А.Г.Вишневского. М., 2002. С. 175.
Заметную роль в социальном прогнозировании играет морфологический синтез, который предусматривает получение систематической информации по всем возможным параметрам изучаемой проблемы. Этот метод предполагает отсутствие какого-либо предварительного суждения или оценки и отвечает на следующие вопросы: а) какие средства необходимы для получения прогнозной информации; б) какова последовательность наступления событий; в) как проследить применение всех средств, методов, этапов решения проблемы. Особенно значимо в этом методе требование не упустить ни одной возможности, ничего не отбрасывая без предварительного исчерпывающего исследования.
Так, при прогнозировании этнического состава населения Москвы, осуществленного учеными Института генетики, учитывались многие факторы. Во-первых, изменившиеся миграционные потоки, которые резко увеличили численность жителей города в результате образования новых независимых государств на территории бывшего СССР, что привело к притоку в столицу не столько русского населения, сколько выходцев из республик Кавказа и Средней Азии. Во-вторых, экономические потребности города в значительной степени связаны с потребностями в мало- или неквалифицированной рабочей силе, которую во многом восполняют приезжие. В-третьих, субъективные факторы, которые связаны с демографическим поведением. Например, 22% браков, заключенных в начале XXI в. в Москве, были межнациональными, в том числе каждая пятая брачная пара - православно-мусульманская. Генофонд города все больше восполняется за счет активного репродуктивного возраста, который олицетворяют приезжие. Согласно прогнозу, численность русских сократится до 73%. Уменьшится число немцев, представителей прибалтийских народов, евреев, но вырастет число армян, грузин, чеченцев, ингушей, народностей Дагестана. Это ведет к серьезному изменению этнического состава населения Москвы и, конечно, потребует корректив в социальной политике.
В социальном прогнозировании значительную роль играют прогнозные сценарии. С их помощью устанавливается логическая последовательность с целью показать, как может шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта исследования. Используются также прогнозные графы, которые могут быть ориентированными или неориентированными, содержать или не содержать циклы, быть связанными или несвязанными и т. д. Совместно с деревом целей они определяют развитие объекта в целом, помогают уточнить формулировки прогнозных целей и критерии эффективности прогнозов.
Наконец, в социальном прогнозировании используется метод моделирования (оптимизации решений), который связан с поиском
альтернатив развития. Задача выбора оптимального варианта долгосрочного развития требует определения критерия оптимальности, который должен отражать эффективность функционирования того или иного процесса и иметь простое математическое выражение. Среди методов решения задач оптимизации распространено линейное программирование. Однако в моделировании есть и отрицательные стороны, обусловленные недостаточной точностью и эластичностью моделей при прогнозе, особенно на длительный период.
Итак, социальное прогнозирование - определение (выявление) вариантов развития и выбор оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование - это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и вариантности возможных решений. Если сказать кратко, это будущее в вариантах.
Социальное проектирование
Проектирование - форма опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специальных методов. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.
Социальное проектирование осуществляется в следующих формах: а) при создании новых объектов, процессов, явлений, социальных сетей; б) при внедрении принципиально новых отношений, процедур или компонентов в существующих структурах, которые нуждаются в кардинальных изменениях (частичная модернизация); в) при реконструкции, принципиальной перестройке существующих общественных связей, когда изменяется вся схема управления, обеспечивающая достижение намеченных целей (полная модернизация).
В научной литературе обсуждаются различные подходы к объяснению сущности социального проектирования. В их числе можно отметить следующие: объективно-ориентированный (Г.А.Антонюк,
Н.А.Аитов, Ж.Т.Тощенко), проблемно-ориентированный (Т.М.Дридзе, Э.А.Орлова, О.Е.Трущенко) и субъективно-ориентированный (В.А.Лу-ков).
Первый подход отдает предпочтение разработке проектов объективной реальности с локализацией социально-проектной деятельности и четкой проработкой нормативных требований. Во втором в центр ставится выработка вариантных образцов решений текущих и перспективных социально-значимых проблем. В третьем внимание концентрируется на необходимости учета субъективного восприятия
объективного мира, в котором важная роль отводится учету установок, устремлений и ценностных ориентиров вовлеченных в проектную деятельность людей, выступающих в качестве как ее созидателей, так и являющихся объектом проектируемых социальных изменений.
Эффективность социального проектирования зависит от методов его осуществления. К ним относится прежде всего матрица идей, когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты на этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Это важное требование применяется, как правило, при ограниченности возможностей.
Существует и такой метод, как вживание в роль. Он помогает получить относительно точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто попытка заглянуть в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться, а затем и функционировать проектируемый объект. При решении любой проблемы требуется учет интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.
Эффективным методом социального проектирования является аналогия. Всегда имеются эффективно функционирующие предприятия, организации, населенные пункты, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Их подходы к делу в известных пределах могут служить образцом. Используя лучшее и освобождаясь от не оправдавшихся идей, проектировщики создают по аналогии социальный проект, который может обеспечить достижение целей и предполагаемых результатов.
При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В этой связи встает вопрос: как улучшить положение, найти максимально рациональный и эффективный способ управления? В этом случае наиболее приемлема ассоциация, когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании - приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизме-
нять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные и структурные элементы изменяемого объекта.
Метод ассоциации связан с устранением прежних принципов функционирования объекта и с заменой их новыми, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот прием называется полной реорганизацией. Метод ассоциации предусматривает сочетание методов приспособления, модификации и полной реорганизации.
В процессе проектирования возможны ситуации, непохожие на перечисленные и ставящие принципиально новые проблемы. В этих случаях применяется метод мозгового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный потенциал: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 г. А.Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Известен один из вариантов этого метода - синектика, согласно которой несколько предложенных идей рассматриваются отдельно, а потом между ними устанавливаются определенные взаимосвязи и определяются приоритеты на основе сопоставления. Несомненно, учитывая динамизм и сложность социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стремясь при этом избежать влияния на решение славы, заслуг, званий участников конкурса.
В основе проектирования лежит анализ общественной потребности, что позволяет сформулировать цель. Она может быть и очевидна, и скрыта, поэтому начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ведущих потребностей. На этапе поиска, обоснования проекта, необходимо хотя бы в общем виде представить тот резерв времени, который отводится для его выполнения. Одновременно уточняется цель разработки социального проекта, дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса.
После определения цели социального проекта следует этап сбора необходимой информации. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. Кроме того, надо принимать во внимание аргументы «за» и «против» тех решений, которые имеются в мировой практике. На базе полученной информации составляется задание на проектирование и определяется, каким параметрам оно должно соответствовать. На этой стадии большую роль играет выработка принципиально новых идей, которые раскрывают пути эффективного достижения намеченных целей.
Формулировка задания рассматривается как часть концепции, которая может включать различные варианты решений. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор наиболее приемлемых из них, с учетом изменения тех или иных переменных (сроков, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта). Концепция проекта обычно проверяется двояким образом - посредством теоретического анализа и с помощью эксперимента.
Заключительная стадия проектирования выражается в виде конкретной программы действий, включающей заданные параметры преобразований, средства достижения поставленной задачи, основные этапы реализации проекта и последовательность операций.
Социальное проектирование - это деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых и модернизируемых социальных объектов, процессов и явлений с целенаправленным изменением их социальных характеристик.
Социальное планирование
Социальное планирование по своей сути является особым случаем (формой) социального прогнозирования, его последующим воплощением и, как правило, охватывает все многообразие социальных процессов, присущих любому объекту, подвергающемуся методам прямого или косвенного регулирования. Термин «социальное планирование» впервые был употреблен в «Новом курсе» президента США Ф.Рузвельта. Новый курс был нацелен на преодоление экономического кризиса, потрясшего страну в начале 1930-х гг. В американской социологии социальное планирование рассматривается в связи с формами и методами осуществления социальной политики, в том числе с обеспечением социальной защиты населения.
Идеи социального планирования возникли под влиянием реальной теории и практики планирования экономических и социальных процессов, которые были апробированы в СССР в 1920 - 1930-е гг. Ярким примером является разработка и реализация плана электрификации страны (ГОЭЛРО), а затем программа ликвидации неграмотности в стране. В середине 1920-х гг. были осуществлены плановые разработки развития отдельных отраслей производства, а затем первый пятилетний план, который содержал специальный раздел «Социально-экономические проблемы» и меры по их решению. Некоторые положения социального планирования нашли отражение и в последующих пятилетних планах, хотя сам термин не использовался ни в теории, ни в практике. Под влиянием насущных проблем об-
щественного развития, а также успехов по превращению СССР в индустриальную державу в 1940 - 1950-е гг. появились государственные органы планирования во многих европейских странах - Франции, Швеции, Германия и др. Иначе говоря, планирование становилось достоянием всех государств, которые преследовали не только экономические, но и социальные цели.
Что касается СССР, то долгое время планомерное изменение социальных отношений выступало в значительной мере как возможность, пределы реализации которой были жестко ограничены достигнутым уровнем развития общественного производства и политическими установками. Пагубно сказывались на разработке теории и практики социального планирования командно-административные методы руководства, в которых принимались во внимание лишь технико-экономические показатели развития и идеологические установки. Человеческое начало в планировании часто игнорировалось. Первостепенной задачей всех пятилетних планов до 1960-х гг. было увеличение объемов производства и лишь при этом предполагалось удовлетворение потребностей населения.
Новые попытки научной разработки планов социального развития и их реализации в производственных коллективах были осуществлены лишь в начале 1960-х гг. по инициативе ленинградских ученых и творчески мыслящих руководителей предприятий (например, производственное объединение «Светлана»). Вслед за распространением планов социального развития в промышленности попытки их составления были предприняты в сельском хозяйстве, где тесно переплетались территориальные и производственные интересы коллективов и живущих в этой местности людей.
Если кратко проанализировать итоги теории и практики планирования в СССР, то можно сказать, что утверждение планового начала было следствием постепенного отхода от нужд человека, что выразилось в торжестве технократизма, в потере даже тех скромных находок, которые были характерны для теории и практики в 1920-х -начале 1930-х гг. Однако без целенаправленного регулирования социального развития невозможно реализовать общие, в том числе экономические, цели. Игнорирование социальных аспектов перехода к рынку в современной России обусловило многие болезненные экономические, социальные и другие процессы, стало причиной разнородных (в том числе межэтнических) конфликтов.
Сущностные характеристики социального планирования сводятся к следующему. Во-первых, социальное планирование ориентируется на цели, которые следуют из объективных тенденций организации жизни людей и предусматривают удовлетворение текущих и перспективных потребностей людей, их согласование между собой, а также
меры по активизации созидательной деятельности человека и социальных организаций. Во-вторых, в рамках социального планирования используются показатели, по которым судят об эффективности достижения поставленной цели. Такими показателями могут быть сроки, а также объемы, уровни, степень достижения намеченных рубежей, которые позволяют сравнивать с предшествующим этапом развития или с аналогичными объектами планирования. В-третьих, социальное планирование предусматривает разработку, а затем использование средств достижения поставленных целей - материальных, финансовых, косвенных рычагов в виде льгот или, наоборот, ограничений, и/или создания условий, при которых наиболее рационально и оптимально развивался бы планируемый социальный процесс. В-четвертых социальное планирование представляет собой непрерывный процесс познавательной и преобразующей деятельности, которые взаимно дополняют и обогащают друг друга, что позволяет находить новые резервы, открывать новые возможности для более полной реализации сформулированной цели.
Таким образом, социальное планирование представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь в интересах всего населения.
Объектами социального планирования выступают все уровни социальной организации - от общества до конкретного производства. Что касается общества, то в его рамках разрабатываются перспективные планы решения значимых социальных проблем, которые определяют его жизненность и устойчивость. На уровне отдельных сфер общественной жизни - экономической, социальной, политической, духовной - предусматривается планомерное решение таких проблем, как улучшение условий и содержания труда, профессионально-квалификационная подготовка, престижность сфер приложения труда, структура рабочего и свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие производственного персонала в общественной деятельности и т. д. На региональном уровне социальное планирование представляет собой особую форму целенаправленного регулирования социальных процессов в республике, области (крае) и других административных единицах. Для эффективного их функционирования огромное значение приобретает выравнивание уровней социального развития в территориальном разрезе. Это - создание социальной инфраструктуры, регулирование миграционных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие этнонациональных отношений, распределение и потребление культурных ценностей. Уровень производственных ор-
ганизаций, трудовых коллективов предполагает реализацию ведущей целевой установки - побуждение человека к творческой работе, обеспечение максимума благоприятных условий для его трудовой и повседневной жизни.
В сложившейся практике используют три формы социального планирования.
1. Адресное планирование включает разработку и обоснование совокупности заданий, которая доводится до сведения всех без исключения структур управления и организаций. Им устанавливаются задания по достижению определенного уровня социального развития, что проявляется в рациональном соотношении, в пропорциях, которые отражают реальное состояние, тенденции изменений, степень использования тех или иных ресурсов. Адресное планирование связано с определением сроков и показателей, необходимых для решения поставленной задачи. Чем сложнее цель, тем больше требуется времени для научного обоснования принимаемого решения и его осуществления. Длительность планового периода не может быть задана изначально: она строится на основе согласования качественных и количественных показателей. Вместе с тем опыт адресного планирования во многом дискредитировал себя, ибо он давал простор командным методам, устанавливал мелочный контроль, что приводило к его бюрократизации и игнорированию научно обоснованных ориентиров социального развития.
2. Планирование социальных процессов с помощью косвенных рычагов выявляет те переменные, на которые можно воздействовать и которые, собственно говоря, являются объектами социального регулирования. Так, чтобы сократить объем трудовых затрат, не требующих квалификации, или занятость тяжелым физическим трудом, помимо мер по техническому обновлению производства, в планах повышения профессионального уровня работников предусматривается ликвидация некоторых видов труда. Затем намечается изменение содержания труда ряда профессий. И наконец, что является особенно важным, предусматривается сохранение каких-либо профессий только в качестве определенного этапа трудовой деятельности работника.
3. Индикативное планирование базируется на взаимно согласуемых планах, которые формируются на основе договоренности государственного (общественного) сектора и частных производителей. Эти планы служат в качестве поддерживающих ориентиров для участников соглашения. В этих условиях каждый сектор может развиваться, не опасаясь, что развитие окажется гипертрофированным в силу отставания других участников социально-экономического развития. Данная форма планирования была впервые использо-
вана после Второй мировой войны французско-германским Сообществом угля и стали. Акционерные (частные) предприятия и государства в рамках сообщества сотрудничали на базе согласованных и востребованных жизнью планов. Это принесло огромный положительный эффект и, по мнению специалистов, могло с успехом применяться в России.
В социальном планировании первостепенное значение имеет разработка научно обоснованных показателей, отражающих количественную и качественную характеристику состояния, тенденций и направлений социального развития. Как правило, показатели определяются и рассчитываются на базе статистических данных. Чтобы получить более глубокое представление о социальных процессах, проводятся специальные исследования, призванные дать оценку их состояния с точки зрения соответствия потребностям, установкам и ценностным ориентациям людей.
Анализ практики планирования показывает, что оно эффективно в том случае, если в нем применяется несколько групп показателей. Первая группа опирается на опыт, накопленный при планировании экономического и социального развития на предшествующих этапах. Эти показатели выражаются с помощью количественных характеристик и могут быть спроектированы на несколько лет вперед (это касается главным образом показателей развития материальной базы, подготовки кадров и т. д.). Вторая группа характеризует только качественные характеристики, связанные с тем, что для многих процессов крайне трудно указать точные параметры будущих изменений. Третья группа показателей может быть использована после окончания планового периода для того, чтобы оценить результативность принятых мер.
В числе показателей социального планирования используются социальные нормативы. Они представляют собой количественные и качественные характеристики желаемого состояния социального процесса (или одной из его сторон). Их конкретно-исторический характер заключается в том, что они отражают возможности и потребности общественного развития на данном этапе и соответственно могут (и должны) изменяться в перспективе. В своей основе они имеют четкую количественную и качественную определенность, которая представляет собой величину, характеризующую идеальную (желаемую) цель развития планируемого процесса. Поэтому чтобы установить наиболее эффективное соотношение потребностей и возможностей в социальном развитии, нормативы обычно апробируются сначала экспериментально, а затем и в массовом порядке, как это происходит, например, при определении минимального потребительского бюджета. Важно, чтобы социальные нормативы бы-
ли согласованы между собой, ибо их дисгармония ведет к не меньшим издержкам, чем их отсутствие. Отражая общие закономерности, социальные нормативы дифференцируются в зависимости от конкретных природных и социально-экономических особенностей. Они предполагают использование коэффициентов, применение которых особенно важно в трудных природно-климатических особенностях, в регионах с различной половозрастной структурой населения.
В социальном планировании используются также социальные ориентиры. Они выражают возможную рациональную величину развития общественных процессов, исходя из сложившихся показателей развития аналогичных явлений. На практике нередко используется такой прием: за оптимальную величину принимаются лучшие показатели ряда организаций и объединений, регионов. Они становятся в определенном смысле эталоном, т. е. ориентиром. Такие лучшие результаты могут быть приняты в конкретной обстановке за так называемый рабочий оптимум.
Социальные нормативы и ориентиры классифицируются по различным основаниям. Традиционной является классификация по сферам жизнедеятельности человека (труд, общественно-политическая жизнь, культура, быт, межличностное общение). Они, во-первых, отражают обеспеченность материальными ресурсами в расчете на 10(100) тыс. населения. Применение этого метода дает возможность оценить отставание, опережение или соответствие уровня развития социальных процессов в регионе или стране нормативным требованиям. Во-вторых, социальные нормативы могут выражаться в требованиях, предъявляемых к городским и сельским поселениям. Эти нормативы связаны с архитектурно-планировочными решениями и необходимостью организации рациональной жизни населения. К числу таких нормативов следует отнести обеспеченность сельских населенных пунктов школами, киноустановками, пассажирским транспортом и т. д. В применении к городам это оснащенность и обеспеченность микрорайонов городов всем необходимым для повседневной жизни или характеристика нормативных требований, касающихся каждого горожанина, например норматив зеленых насаждений, обеспеченности торговым и бытовым обслуживанием. В-третьих, существуют нормы, связанные с использованием системы «человек - человек». Иначе говоря, сколько лиц той или иной профессии приходится из 1 тыс. населения, например, медицинских работников, учителей, работников культуры и т. д. Чем меньше это соотношение, тем больше жалоб на качество работы, оперативность, маневренность, социально-психологический климат. Модификацией этого требования может быть обеспеченность кадрами в расчете на 1 тыс. населения по видам профессий.
Социальные нормативы и ориентиры могут быть разработаны для различных уровней организации общества. Одни из них используются для сравнения по всей стране, другие - только в определенном регионе, третьи - в отрасли народного хозяйства, четвертые - в небольшой группе организаций. Социальные нормативы и ориентиры могут быть дифференцированы в зависимости от социальной структуры общества, ибо несомненно, что, например, повышение квалификации и образования в нормативном аспекте будет различаться в зависимости от специфики каждой из социально-профессиональных групп. И, наконец, социальные нормативы и ориентиры изменяются и будут изменяться на каждом этапе развития не только общества, но и каждого региона, каждого производства.
Большие возможности для совершенствования планирования имеют социальная карта региона и социальный паспорт организации. Эти документы позволяют постоянно анализировать и сравнивать объекты планирования. Особенно отчетливо это проявляется при планировании социального развития города или региона, при рассмотрении состояния их социальной инфраструктуры. Социальная карта или паспорт предполагают использование различных показателей, коэффициентов, что вызывается объективной необходимостью учета различий в демографической структуре населения, природно-климатических условий или этнонациональных особенностей. Их применение показывает, какие меры могут быть приняты для решения поставленных проблем.
Социальное программирование
Социальное программирование - один из важнейших вариантов (наряду с планированием и проектированием) реализации требований социального прогнозирования. Оно нацелено на решение значимых социальных проблем, наиболее актуальных и перспективных для общества, для данной организации или института. Отбор наиболее значимого, решающего, определяющего судьбу и перспективы социального развития - главная задача социального программирования.
Научные основы программирования были разработаны сначала в математике и естествознании, затем они интенсивно применялись в экономических науках с попытками осуществить программирование на практике. В социологию осознание необходимости разработки методологии и методики программирования социального развития пришло в 1960 - 1970 гг. и в настоящее время находится в стадии интенсивной разработки.
Продуктом социального программирования являются программы, включающие в себя цель и совокупность действий по решению
проблем. Они предусматривают наличие субъекта и объекта воздействия, масштабы (объемы) предполагаемых изменений, временные интервалы, этапы их осуществления. В зависимости от характера социальных задач, от возможностей, которыми располагают разработчики, программы могут классифицироваться следующим образом: а) по объекту воздействия (чьи потребности намечено удовлетворить - личности, группы, слоя, общества); б) по предмету - социально-экономические, демографические, социально-политические, культурные и т.д.; в) по длительности осуществления - текущие, краткосрочные, среднесрочные и перспективные; г) по объему - глобальные, региональные, конкретной организации, личные.
Такая классификация достаточно условна, ибо многие социальные программы включают в себя несколько аспектов, требующих программирования.
Содержательно социальное программирование представляет собой постановку управленческой задачи, исходя из анализа проблем социального развития в реальной ситуации; возможность их деления на составные части (подзадачи); их взаимную увязку; установление приоритетов и на этой основе выделение ведущего звена; выявление условий и ограничений при решении сформулированных задач; обоснование возможных вариантов достижения намеченной цели и выбор среди них оптимального, а также формирование соответствующего организационного механизма и оценку ожидаемых последствий от практического воплощения избранного варианта действий. На этой основе социальное программирование учитывает: а) анализ и диагностирование проблемы, ее актуальность; б) выдвижение неотложных управленческих целей и задач, поиск средств и методов воздействия; в) разработку альтернативных вариантов действий; г) оценку каждой альтернативы; д) измерение и оценку последствий реализации программ. Для социальной программы важна комплексность, системность, конкретность, адресность, наличие обратной связи в процессе ее реализации.
Следует иметь в виду, что в социальном развитии - будь то общество, регион, производственная организация - везде возникает не одна, а несколько проблем. И здесь встает трудная задача: определить две-три важнейшие проблемы или сосредоточиться на одной, которая бы предопределила успешное решение других проблем. Гарантией этого выбора может быть только глубокий анализ ситуации и тех противоречий, без решения которых невозможно обеспечить поступательность развития любого социального объекта. Заметим, что после решения одной проблемы или одного из ее аспектов, как правило, возникает другая, более трудная для принятия управленческих действий.
Надо иметь в виду и то, что в социальном программировании не следует ориентироваться лишь на один раз выбранные целевые установки, так как они нуждаются в постоянном уточнении и обновлении. Социальные проблемы всегда конкретны, и механическое перенесение на объект социального программирования оправдавших себя средств и методов в одной стране (регионе, ситуации) не гарантирует успеха в другой конкретной ситуации. Как показала практика реформируемой России, копирование заказных программ, которые с успехом реализовывались в других странах, ни в одной области жизнедеятельности российского общества не принесли желаемого результата, если не была учтена специфика российской действительности.
Реализация научных требований социального программирования не всегда приводит к желаемым результатам. Это случается, когда не учитываются ограничения, накладываемые на подготовку, обоснование и разработку социальных программ. В их числе «минимизация задач», «выбор наихудшего варианта», ориентация на «минимум ожиданий»; необеспеченность ресурсами, недостаточный учет изменяющейся окружающей среды, ошибки в обосновании сроков и, что особенно важно, игнорирование (полное или частичное) состояния общественного сознания и поведения людей, включенных в поле социального программирования.
Социальное программирование осуществляется в разных формах. Одна из них - целевое комплексное программирование. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимосогласованных средств целенаправленного воздействия на объект управления для достижения желаемых результатов. К этим средствам относятся различные способы координации деятельности, варианты концентрации, распределения и перераспределения ресурсов, экономическое и социальное стимулирование; разносторонняя поддержка инициатив, направленных на развитие интеграционных процессов в обществе; формирование положительной мотивации совместной деятельности, ориентированной на конечные результаты, и другие.
К целевому программированию можно отнести проекты, направленные на то, чтобы связать воедино рост российской экономики и благосостояние народа. Сторонники такого подхода утверждают, что успешное развитие промышленности, сельского хозяйства, других отраслей национального хозяйства невозможно без кардинального резкого увеличения оплаты труда, ибо только такие меры могут создать рынок для значительного увеличения потребительского спроса. В этом случае целевое программирование выполняет функции оптимизации социальных действий, решения противоречий и согласова-
ние интересов социальных субъектов, координации их деятельности и концентрации ресурсов для достижения основных результатов, выделение ведущего (основного) звена, определение социально-политических приоритетов и выступает, с одной стороны, как специфический научный метод, а с другой - как метод целевого управления.
Социальное программирование воплощается также в форме программно-целевого подхода, который предполагает определение основных противоречий в развитии того или иного процесса (например, в сфере демографической политики). На этой основе формулируется главная цель и ее подцели (иерархия целей), которые достигаются при целостном и комплексном подходе, а также при отборе средств, которые обеспечивали бы возможность учета всех без исключения результатов, характеризующих реализацию намеченной программы. Программно-целевой подход означает постепенный переход к моделям стратегического управления, ориентацию на долгосрочные, конечные результаты. Эта форма предполагает постоянное применение пространственных и временных показателей, характеризующих потребности социального развития, возможность их локальной централизации. При этом органически сочетаются стратегические интересы и ориентация на качественное изменение социального развития посредством «точечного» воздействия на систему управления в целом.
Наконец, социальное программирование реализуется в форме проблемно-целевого подхода, который направлен на подготовку эффективных решений по отдельным важнейшим вопросам данного сообщества, организации, социального института. Он может также применяться при решении ключевых, неотложных задач социального развития вне зависимости от административно-территориальной или ведомственной принадлежности. В рамках производственных организаций это может означать сосредоточение внимания на разработке соответствующих документов по целенаправленному и научно обоснованному изменению актуальных и злободневных процессов именно этого социального объекта. В условиях рыночных отношений такими наиболее значимыми процессами являются: рациональная организация труда; создание благоприятного социально-психологического климата; предупреждение конфликтов; подготовка и переподготовка работников и т. д. Для территориальных и административных объектов такими проблемно-целевыми программами вступают рационализация пассажирских потоков; удовлетворение потребительского спроса; благоустройство; решение жилищной проблемы; снижение преступности и укрепление правопорядка. В ряде случаев на основе проблемно-целевого подхода решаются экологические вопросы.
Таким образом, социальное программирование - это целенаправленный, научно обоснованный процесс планового решения актуальных проблем на различных уровнях социальной организации общества посредством присущих ему специфических целевых, программно-целевых и проблемно-целевых форм, средств и методов.