Научная статья на тему 'Менеджмент и перспективное планирование экономических систем на региональном уровне'

Менеджмент и перспективное планирование экономических систем на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
610
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВОЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / TARGET AND FORWARD PLANNING / REGIONAL ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паршутина Инна Григорьевна, Лыгина Нина Ивановна

Наука и практика опираются при рассмотрении вопросов менеджмента и планирования на разветвленный категориальный аппарат. Данные категории приносят необходимый эффект в масштабах региональной экономики в том случае, если базируются на целостной методологии, позволяющей использовать общие методы и алгоритмы, а также опираться на развитую и стандартизованную информационную базу. Формы и фазы менеджмента, прогнозирования и планирования развития целесообразно анализировать применительно к задачам региональной экономики как целостный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management and forward planning of the economic systems at regional level

The science and practice lean on branched categorial establishment while considering the questions of management and planning. The given categories bring necessary effect in scales of regional economy if they are based on the complete methodology allowing to use the general methods and algorithms and also to lean on the developed and standardized informational base. Forms and phases of management, forecasting and development planning are expedient for analyzing with reference to problems of regional economy as the complete process.

Текст научной работы на тему «Менеджмент и перспективное планирование экономических систем на региональном уровне»

инновационная активность зависит не только от технологических, но и от организационноэкономических, управленческих и духовных инноваций.

Для успешной деятельности в рыночных условиях все интегрированные объединения должны постоянно привлекать из различных внутренних и внешних источников инвестиции и эффективно их использовать. В современных условиях проблема привлечения, мобилизации, эффективного использования всех возможных источников инвестиций является весьма актуальной. Привлечение инвестиций укрепляет инвестиционный потенциал предприятий. Оживление инвестиционной активности является одним из главных условий устойчивого, качественного экономического развития интегрированных объединений и входящих в них предприятий.

Стимулирование инвестиционной деятельности, выработка четкой стратегии инвестирования, определение ее приоритетных направлений, мобилизация всех источников инвестиций являются важными условиями устойчивого и качественного развития предпринимательской активности во всех секторах региональной экономики.

1. Бондарев В.Ф., Козик А.В. Инвестиционный потенциал предприятий. Орел, 2002.

2. Бочарова И.Ю. Внутрифирменные экономические интересы: теория и методология. Орел, 2004.

3. Голубков Е.П. Системный анализ как методологическая основа принятия решений // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 3. С. 95-115.

4. Карпиков А.В., Смирнов В. Т., Романчин В.И. Деловая активность фирмы. Орел, 2004.

Поступила в редакцию 1.04.2009 г.

Lygina N.I., Parshutina I.G. Aspects of enterprise and business activity in economic systems. Business activity of the corporation in unity of innovative, investment, industrial and commercial activity is a real basis of achievement of steady enterprise activity, of a solvency of economic systems its competitiveness and economic growth. Stimulation of innovative activity, development of accurate strategy of investment, definition of priority directions, mobilization of all sources of manufacture are the important conditions of steady and qualitative development of enterprise activity in all sectors of regional economy.

Key words: enterprise activity, innovative activity, regional economy.

УДК 33Q.19Q.2

МЕНЕДЖМЕНТ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

© И.Г. Паршутина, Н.И. Лыгина

Наука и практика опираются при рассмотрении вопросов менеджмента и планирования на разветвленный категориальный аппарат. Данные категории приносят необходимый эффект в масштабах региональной экономики в том случае, если базируются на целостной методологии, позволяющей использовать общие методы и алгоритмы, а также опираться на развитую и стандартизованную информационную базу. Формы и фазы менеджмента, прогнозирования и планирования развития целесообразно анализировать применительно к задачам региональной экономики как целостный процесс.

Ключевые слова: целевое и перспективное планирование, региональная экономическая система.

Наука и практика опираются при рассмотрении вопросов прогнозирования, планирования и регулирования социальноэкономических процессов в обществе на разветвленный понятийно-категориальный аппарат. Но одни и те же понятия нередко применяются к различающимся ситуациям, а с другой стороны, идентичные по сути процес-

сы иногда определяются при помощи разных терминов. Главным объектом, применительно к которому будут анализироваться процессы менеджмента, прогнозирования и стратегического планирования, являются здесь крупные социально-экономические системы, взаимодействующие между собой в масштабах мирового сообщества. В социаль-

но-экономической системе России в центр рассмотрения ставится ее национально-региональная экономика как структурная целостность образующих ее отраслей, регионов, кластеров, разнообразных хозяйственных систем [1-3].

При прогнозировании и стратегическом планировании их развития нужно учитывать, что любая социально-хозяйственная система не живет по законам непрерывного прогресса, а проходит через естественные фазы зарождения и становления новшеств, подъема, стабильного развития, упадка и кризисов. Поэтому традиционные линейно-экстраполяционные подходы здесь чреваты большими ошибками. Более надежные, научно обоснованные и достоверные прогнозы можно выстроить лишь с использованием теории циклов и кризисов.

Под прогнозом в общем смысле слова понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогнозирование находится в одном ряду с довольно часто используемым понятием «предвидение». Предвидение есть, очевидно, самая общая характеристика круга явлений, связанных с ожиданиями будущего.

Разработка на основе прогнозов и предплановых расчетов сводных концепций социально-экономического развития региона на перспективу является характерным примером интеграции в той или иной мере функций прогнозирования и стратегического менеджмента. Причем на практике такого рода документы называют иногда концепцией, а иногда программой, и всегда в них прогнозный компонент сочетается с элементами планирования.

Планирование в его самом общем значении представляет собой процесс научного или эмпирического обоснования целей и приоритетов социально-экономического развития с определением путей и средств их достижения. Соответственно, план - это документ, который содержит систему показателей и набор различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются как цели и приоритеты, так и ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.

Стратегический менеджмент есть процесс определения целей и приоритетов, а

также значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития

страны региональной экономики на длительную перспективу или на средний срок с одновременным формированием основ механизма их реализации. Он предполагает учет факторов внешней среды и уже по этой причине всегда является альтернативным, многовариантным. При стратегическом планировании решаются те задачи, которые определяют общий характер экономических трансформаций, устойчивость и конкурентоспособность экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны и др. При этом конечный результат не является строго фиксированным, а расположен в определенной зоне с заданными предельными границами по величине и времени.

Индикативное планирование может рассматриваться как основной рабочий инструмент по реализации целей, сформулированных в стратегическом плане развития макросистемы с учетом имеющейся ресурсной базы и конкретно складывающейся экономической и социальной ситуации.

Понятие планирования необходимо полностью освободить от идеологической на-груженности, которая связана с директивным планированием в варианте упрощенной догмы советских лет. Планирование должно обрести свое реальное содержание, т. е. стать процессом научного обоснования целей и приоритетов развития с определением возможных путей и средств их достижения. Именно в этом своем значении планирование широко применяется, в т. ч. и в капиталистической практике. И можно ожидать, что по прошествии времени у нас в большинстве случаев к понятию «план социально-экономического развития» на три или пять лет не будет необходимости добавлять слово «индикативный», т. к. это будет само собою разумеющимся.

Во избежание недоразумений необходимо в конкретных ситуациях уточнять термин «программирование». В обычном рабочем значении программирование трактуется как процесс формирования тех или иных программ социально-экономического и научнотехнического развития. Речь может идти о комплексных программах развития региональной экономики, национальных програм-

мах и проектах по реализации избранных приоритетов, о конкретных целевых программах по осуществлению прорывов в тех или иных областях, либо о более узких отраслевых или региональных программах и др.

Целевая программа - это система взаимоувязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического или экологического развития в заданные сроки и с наилучшим эффектом. Целевое программирование является сердцевиной стратегического управления и выполняет в рыночной экономике такие функции, как выявление приоритетов социально-экономического развития, позволяющих решать крупные проблемы; концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач; взаимная увязка программ между собой и с остальными блоками региональной экономики.

Понятийный аппарат целевого программирования за последнее время расширился и обогатился. Так, в России начиная с 2006 г. возобновилась практика реализации национальных целевых программ и национальных проектов. Одновременно совершенствуются механизмы формирования и осуществления традиционных целевых программ федерального, регионального и корпоративного уровня. Подчеркнем, что в понятие «программирование» нередко вкладывается и более широкий смысл. Например, в прогнозно-аналитической практике западных стран стало употребляться понятие «глобальное программирование». Оно подразумевает широкую цепь прогнозно-плановых проработок и управленческих мероприятий, направленных на перевод макроэкономической системы страны (или региональной экономики) в качественно новое состояние в будущем. В таком контексте, очевидно, понятие «программирование» становится близким по смыслу понятию «долгосрочное стратегическое планирование» развития макросистем.

Прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование в менеджменте приносят необходимый эффект в масштабах региональной экономики, если базируются на целостной непротиворечивой методологии, позволяющей использовать некие общие методы и алгоритмы, а также опираться на развитую и стандартизованную в той или иной

степени информационно-фактологическую

базу. В большинстве развитых стран этому способствует принятие специальных законов и нормативных актов правительств.

Важен сам факт законодательного установления особой государственной функции -прогнозирования и менеджмента - как постоянно организуемого в стране (в т. ч. региональной экономики) процесса. В обязанности Правительства Российской Федерации вменено обеспечение разработки государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Причем предусматривается преемственность в разработках среднесрочных прогнозов относительно долгосрочных, а краткосрочных - относительно среднесрочных. Установлено, что результаты государственного прогнозирования социальноэкономического развития используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социальноэкономической политики государства. В законе определено, что прогнозы социальноэкономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям региональной экономики. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу должен разрабатываться раз в пять лет на десятилетний период. На его основе Правительство РФ должно организовывать разработку концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в которой конкретизируются варианты социально-экономического развития страны, определяются возможные цели социально-экономического развития, пути и средства их достижения. Дальнейшая конкретизация разработок долгосрочного прогноза и концепции происходит при составлении прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (на период от трех до пяти лет). На основе этих документов в еще более конкретной форме обеспечивается государственное прогнозирование и планирование социальноэкономического развития на краткосрочную

перспективу. Эти проектировки должны органически увязываться с разработкой проекта федерального бюджета. Одновременно с представлением проекта федерального бюджета Правительство РФ направляет в Государственную Думу следующие документы и материалы:

- итоги социально-экономического развития страны за прошедший период текущего года и прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

- проект сводного финансового баланса по территории РФ;

- перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году, а также федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;

- перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;

- намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики. Бюджетным кодексом предусматривается предоставление плана развития государственного и муниципального сектора экономики.

Однако во многих законодательных актах до сих пор отсутствуют какие-либо нормы относительно процессов стратегического и индикативного планирования социальноэкономического развития региональной экономики. Практически нет разработанных параметров и характеристик роли и возможных форм стратегического и индикативного планирования в менеджменте. Довольно сомнительным является использование во многих документах категории «прогноз» применительно к социально-экономическому менеджменту на очередной год, здесь более уместно было бы говорить об индикативном плане. Явно принижается привязкой к годовой размерности прогноза и федерального бюджета значение и место в социальноэкономическом развитии страны федеральных целевых программ.

Крайне необходимо привести в соответствие с современными требованиями структурные компоненты цикла прогнозирования, программирования и планирования социально-экономического развития региональной экономики. Нужно более четко определить

номенклатуру видов прогнозирования и менеджмента по охватываемому периоду -дальнесрочные, долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные прогнозы - с указанием обеспечиваемых ими горизонтов предвидения. Десятилетний горизонт прогнозирования для долгосрочных прогнозов уже не соответствует потребностям дня, он должен быть увеличен по меньшей мере в 1,5 раза. Кроме того, целесообразно ввести в практику регулярную разработку дальнесрочных (сверхдолгосрочных) прогнозов на перспективу в 20-30 и более лет, возложив эту работу на Российскую академию наук и другие научно-инновационные институты и организации.

Особенно важно законодательно закрепить роль и функции этапа стратегического планирования социально-экономического

развития, показав его соотношение с понятиями «концепция социально-экономического развития региональной экономики» и «программа социально-экономического развития». При отсутствии нормативных актов относительно содержания стратегических планов как таковых принимавшиеся на разных этапах концепции и программы развития региональной экономики в значительной степени несли в себе функции стратегического планирования и менеджмента, но толкование статуса и назначения этих документов оказывалось субъективным. В увязке с положениями о стратегическом планировании необходимо определить роль и функции в прогнозно-плановом и управленческом цикле среднесрочного индикативного плана, а также годовых планов социально-экономического развития страны и региональной экономики.

Поскольку реальное продвижение стратегических планов в жизнь обеспечивается в значительной мере механизмами целевого программирования, крайне важно четко описать требования к различным целевым программам в аспекте их взаимодействия с документами о стратегическом развитии страны и региональной экономики. Должны быть даны определения, содержащие достаточно однозначные характеристики таких утвердившихся на практике категорий и форм работы, как национальный проект, национальная программа, федеральная целевая программа, региональные программы и планы.

Полезно разработать специальные положения по типовым стратегическим проектировкам, где описывались бы алгоритмы их прохождения через экспертные инстанции и органы, принимающие решения. Четкость нормативов, характеризующих механизм взаимодействия основных этапов и форм цикла прогнозирования, программирования, планирования и регулирования социально-экономического развития, не означает возврата к сковывающей стандартизации деятельности хозяйствующих субъектов. Наоборот, она призвана создать уверенность в действиях предпринимательских структур, сориентированных на перспективу, послужить основой для их прогнозов и стратегических разработок.

Поскольку от намерений и действий предприятий и корпораций в итоге зависят тренды социально-экономической динамики регионов, нужно отработать и отразить в законах и иных нормативных актах механизмы заключения соглашений государственных органов (агентств, служб, министерств) с корпорациями и иными хозяйственными организациями по поводу условий реализации ими ориентиров индикативных планов в менеджменте, а также условий участия в национальных проектах и федеральных целевых программах.

Выработка и реализация стратегических планов социально-экономического развития происходят в органическом взаимодействии с творческой работой общества по формированию инновационно-промышленной и социально-экономической политики региональной экономики. Именно на уровне политики в демократическом обществе происходит отбор и утверждение приоритетных направлений развития, по которым в результате многоходовых процедур устанавливается согласие в обществе. Промышленная политика на современном этапе интенсивных инноваций является той областью политических действий в высокоразвитых странах, где прогнозная научно-технологическая информация непосредственно согласуется с возможностями производства и потребностями общества и становится базой последующих процессов планирования экономического развития.

В рыночных условиях государство именно через механизмы промышленной политики обретает канал активного и плано-

мерно организованного влияния на долговременные интересы и практическое поведение субъектов экономики. Вальтер Ойкен верно подметил, что за всю историю человечества можно установить две основные формы управления хозяйством: централизованное

планирование и индивидуальное составление планов. И современная промышленная политика - это «инструмент централизованного воздействия на индивидуальные планы».

В ходе рыночных реформ в России ранее существовавшая разветвленная система отраслевого управления экономикой была демонтирована. Министерская форма менеджмента (регулирования) распространяется в модифицированном виде лишь на сильно интегрированные отрасли экономики, такие как промышленность в целом или сельское хозяйство. При этом непосредственно управленческие функции в той степени, в какой это не противоречит рыночным правилам, выполняют не сами министерства, а подведомственные им агентства. В этих условиях для реализации стратегических подходов к экономическому развитию ключевое значение приобретает четкое обозначение государством приоритетов своей промышленной политики.

После затянувшегося периода недооценки роли промышленной политики (и даже ее полного отрицания как якобы несоответствующей рыночным реформам) в России, начиная с 1999-2000 гг., отношение к вопросам активного влияния государства на инновационно-промышленное развитие сменилось со знака «минус» на явный «плюс». Появились интересные разработки относительно содержания и способов реализации государственной промышленной политики. В табл. 1 приводится в один из опубликованных вариантов ранжирования приоритетов промышленной политики в России на перспективу, учитывающий по отраслям (кластерам) потенциал ожидаемого экономического роста, включая возможный мультипликативный эффект, а также предполагаемые сложности реализации технологических вариантов (применительно к специфике региональной экономики). Представленная матрица довольно убедительно говорит о наличии большого числа достаточно обнадеживающих направлений активной реализации инновационных кластеров экономического развития в стране.

Таблица 1

Перспективы кластеров региональной экономики в координатах «потенциал роста - сложность реализации»

Сложность реализации Легко > Табачная промышленность > Пивоваренная промышленность > Бытовая химия, лаки и краски • Телекоммуникации • Промышленность строительных материалов • Автомобилестроение • Шины • Розничная торговля > Страхование > Бытовая электроника > Информационные технологии > Деревообрабатывающий сектор

Средняя сложность > Производство синтетического каучука о Производство стали о Военно-промышленный комплекс • Мясо-молочная промышленность • Трубная промышленность • Изделия из цветных металлов о Угольная промышленность о Растениеводство о Банки о Строительство о Энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение • Пластмассы • Легкая промышленность • Животноводство

Сложно о Производство цветных металлов о Нефтегазодобыча • Минеральные удобрения • Целлюлозно-бумажная промышленность • Лесозаготовка о Авиационная промышленность • Нефтепереработка о Транспорт

Низкий потенциал роста Средний потенциал роста Высокий потенциал роста

Примечание. Уровень мультипликационного эффекта: о - сильный; • - умеренный; > - низкий.

Сильным мультипликационным эффектом и значительным потенциалом собственного роста характеризуется развитие транспортных кластеров, строительного производства, энергетического, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, авиационной промышленности. Высокий потенциал роста при легкой или умеренной сложности его реализации может быть получен в области деревообработки, производства пластмасс, в животноводстве, в легкой промышленности и других кластерах.

В скорой перспективе можно ожидать серьезного обострения ситуации, связанной с энергоресурсным обеспечением социальноэкономического развития. Близкое исчерпание доступных месторождений традиционных энергоносителей (нефти и газа) требует активизации разработок в сфере энергосберегающих технологий. Необходимо сосредоточить инвестиционные и интеллектуальные ресурсы на продвижении программ, касающихся альтернативных источников энергии. Роль локомотива, стимулирующего перспективный инновационный прорыв в стране, способны выполнить национальные про-

граммы по развитию нанотехнологий и по водородным технологиям.

Прогнозно-плановая работа в стране требует адекватного организационного ресурса. В России развернута многоаспектная работа по переустройству органов государственной власти. Параллельно идут реформа государственной и муниципальной службы, административная реформа и реформа бюджетной системы. В ходе реформ изменилась структура исполнительной власти. Создание трех типов государственных органов - министерств, служб и агентств - призвано более четко разграничить и успешнее реализовать функции политические, надзорные и непосредственно исполнительские. Однако в том, что касается функций менеджмента, планирования и программирования, распределение задач и ответственности между государственными органами еще оставляет желать лучшего. Данную работу в принципе возглавляет Министерство экономического развития и торговли. Но в силу особенностей его повседневных обязанностей озабоченность долгосрочными проектировками и их реализацией в целом пока принижена в срав-

нении с обеспечением работы над текущими и среднесрочными задачами в области, например, торговли и приватизации.

Научное обеспечение прогнозно-плановой работы в стране пока крайне ограниченно. Закономерно, что предвидением будущего практически занимаются все государственные органы, научные, экономические и общественные организации. Но, поскольку по сути это вид научной деятельности, ведущая роль в прогнозировании, особенно долгосрочном и среднесрочном, должна принадлежать науке - Российской академии наук, другим государственным и общественным академиям, независимым научным организациям и институтам. Целесообразно восстановить с учетом новых требований практику разработки альтернативных прогнозов научно-технического и социально-экономического развития кластеров региональной экономики на долгосрочную перспективу, финансируя эту работу в значительной мере за счет бюджетных средств, а также на базе консолидации ресурсов частного сектора.

Разумеется, долгосрочные научные прогнозы необходимы не для удовлетворения безграничной любознательности ученых, а для выявления возможных тенденций будущего развития страны с учетом изменения внутренних и внешних факторов и обоснования путей и механизмов движения по оптимальному сценарию, адекватному складывающимся в перспективе условиям развития и отвечающему национальным интересам. Поэтому организация научного прогнозирования должна строиться на принципах:

- независимости ученых от ведомственных интересов и влияния монополий, а также свободного соревнования гипотез и идей, отсутствия монополизации прогнозной деятельности той или иной научной школой;

- демократического самоуправления научных сообществ, занимающихся прогнозной деятельностью, и периодического обновления состава организаций, занимающихся прогнозной работой.

Координацию разработки долгосрочного научного прогноза должен осуществлять орган наподобие высшего научного совета по долгосрочному прогнозированию и планированию. В функции данного научного совета наряду с подготовкой и корректировкой долгосрочных прогнозов должна входить экс-

пертиза проектов стратегических и индикативных планов, национальных проектов и программ, а также проектов соответствующих законодательных актов.

Для руководства и координации работ по стратегическому планированию, национальным программам и проектам целесообразно создать национальный совет по стратегическому планированию и национальному программированию. Исполнительным государственным органом по разработке и реализации стратегических планов, национальных программ и проектов мог бы быть национальный комитет по стратегическому менеджменту и планированию.

Целесообразно законодательно установить, что подготовку проектов индикативных планов на год и трехлетний период осуществляют правительство страны и уполномоченный им орган совместно с другими министерствами и ведомствами и с учетом показателей стратегического плана, национальных программ и проектов на прогнозный период (причем, затем эти планы должны пройти сито специфических особенностей региональной экономики).

В системе государственных органов в новых условиях необходимы специализированные подразделения, которые заказывают прогнозы, проводят экспертизу полученных результатов и определяют возможности их использования при разработке проектов стратегических и индикативных планов, национальных проектов и целевых программ. Важно расширить обучение государственных служащих теории, методологии и технологии прогнозирования.

В существенном усилении на данном этапе нуждается реализационная составляющая прогнозно-плановой работы в стране. На уровне социально-экономической системы страны и региональной экономики стратегические планы реализуются посредством национальных, федеральных, региональных и иных целевых программ. На практике превалирует тенденция к росту количества развертываемых программ, что оборачивается мелкотемьем и неэффективным использованием ресурсов. Многочисленные программы не представляют собой единой системы. На федеральном уровне объектом внимания должны быть долгосрочные целевые программы (на 10 и более лет) и среднесрочные (на 3-6

лет). Нет никакого смысла разрабатывать и утверждать целевые программы на краткосрочный период.

Выбор приоритетных целевых программ является важнейшей частью общего процесса стратегического планирования развития национальной (региональной) социальноэкономической системы. При этом используются методы построения «дерева целей», когда после определения генеральной цели программы осуществляется структуризация других целей (подцелей) и обеспечивается взаимоувязка решаемых задач.

Важным моментом является формирование целостного проекта программы с выделением его основных блоков и подпрограмм. Проект должен включать выработку системы мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной в программе генеральной цели и ее подцелей. Формирование проекта программы включает развернутую оценку затрат на ее осуществление в сопоставлении с конечным результатом (эффектом). Это позволяет обоснованно решать вопрос об источниках финансирования целевой программы.

Для управления программами формируются необходимые целевые структуры, посредством которых обеспечивается взаимодействие государственного заказчика, научного руководителя программы, основных исполнителей и соисполнителей. Отбор основных фигурантов целевой программы и распределение заданий, формирование целевых структур для выполнения отдельных проектов и подпрограмм должны осуществляться на базе тендеров (конкурсов). Серьезной проблемой обычно является обучение персонала, которое лучше проводить командно, чтобы уже в процессе учебы участники реализации проектов овладели общими приемами действий и вырабатывали взаимопонимание.

Важное условие успеха - надежный и систематический контроль со стороны государства и общества за реализацией целевых программ. Контроль и аудиторские проверки должны быть независимыми от исполнителей программы. Для приемки отдельных очередей программы и по ее заверении создается комиссия, которая оценивает полученные результаты и их соответствие проектным документам, принимает решение о вводе в постоянную эксплуатацию созданной

системы и окончательном расчете за выполненные работы.

Организация прогнозно-плановой работы в стране в значительной степени зависит от ее информационного обеспечения и от состояния нормативной базы. Качественные и надежные прогнозы разрабатываются тогда, когда они опираются на разностороннюю научную, техническую и социальноэкономическую информацию, на достоверную и доступную статистику, на открытые сведения о функционировании государственных органов и хозяйственных структур.

В практике прогнозирования и планирования применяется система норм и нормативов, включающая нормы расхода сырьевых, топливно-энергетических и капитальных ресурсов; нормы затрат труда; нормы и нормативы осуществления проектных работ и капитального строительства; нормы и нормативы эффективности производства и оказания услуг; финансовые параметры; социальные нормативные параметры (минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, нормы потребления продовольственных и непродовольственных товаров на душу населения, нормы жилой площади в городской и сельской местности); экологические нормы и нормативы (например, допустимые параметры выброса вредных веществ в окружающую среду). Экологические нормы и нормативы являются значимыми ориентирами при создании новой техники и технологии, при проектировании и строительстве объектов промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сферы услуг и др.

Прогнозы, стратегические и индикативные планы, программы, сформированные на федеральном или региональном уровне, воплощаются в реальность только в том случае, если в эти процессы заинтересованно включаются первичные звенья хозяйствования -предприятия, корпорации, домохозяйства.

К тому же предпринимательские проекты, возникающие на уровне многочисленных предприятий, составляют основу, на которой строится сама возможность непрерывного социально-экономического и научно-технологического развития в масштабах страны (региональной экономики). Не понимая законов стратегического и оперативного развития предприятий (его менеджмента), нельзя

выстроить никаких планов или программ на уровне макроэкономических систем.

В рыночных условиях каждая хозяйственная структура принимает экономические и научно-технологические решения самостоятельно в соответствии со своими стратегическими и текущими интересами. Все успешно действующие предприятия либо ведут самостоятельно прогнозные разработки, либо участвуют в них с кем-то в кооперации, и все они непременно планируют на основе прогнозов свою жизнедеятельность и развитие. Идеальной является ситуация, когда прогнозы и планы предприятий находятся в гармонии с макроэкономическими проектировками на общенациональном и региональном уровнях. Задача государства (правительства), заинтересованного в реализации своих стратегических проектировок, планов и программ, состоит в том, чтобы создать экономические, нормативно-правовые и другие условия для заинтересованного активного участия в этом предпринимательских структур.

Крупные и средние предприятия организуют прогнозную работу и планирование в соответствии с выработанными современной наукой и практикой методологическими подходами и принципами. Необходимо обратить внимание на некоторые моменты такого стратегического планирования на предприятиях, которое соответствует их предпринимательским интересам и обеспечивает реализацию стратегических и индикативных планов в национальных масштабах.

Стратегическое планирование на предприятии в широком смысле предполагает определение его долгосрочной стратегии с обоснованием главных целей и задач развития, разработку маркетинговых стратегий и планирование способов и средств реализации целей и задач, контроль и оценку основных результатов стратегического управления, а также корректировку при необходимости содержания стратегии и способов ее осуществления.

Основополагающей формой стратегического планирования является генеральное целевое планирование, которое включает определение генеральной (на перспективу) цели во взаимодействии с оперативными целями предприятия, а также выработку способов действий по их реализации. Выбор генеральной цели означает определение или

уточнение миссии организации (хозяйственно-региональной структуры). Определить миссию - значит ответить на вопрос: «Что будет представлять собой предприятие (регионально-хозяйственная структура) в сопоставлении с существующим состоянием через 10-15 лет?».

Генеральный стратегический план организации (фирмы, корпорации, объединения) призван давать ответы на вопросы в разрезе следующих тем: цели предприятия на перспективу; соотношение текущих и долгосрочных задач; базовая стратегия предприятия и ее альтернативы; наиболее значимые проекты; капиталовложения и иное ресурсное обеспечение; характеристика внешней среды и возможные риски. В комплект документов генерального плана могут входить различные приложения, например справки, обоснования, расчетные таблицы, в которых приводятся укрупненные показатели объема продаж, прибыли, денежных потоков и др.

Значительную роль в стратегическом планировании на предприятиях играет анализ внешней среды. Такой анализ означает систематическое изучение и оценку всех влияющих факторов во внешней для предприятия среде - как контролируемых, так и неконтролируемых. Основное назначение такого анализа - получение необходимой прогнозной информации, находящейся вне предприятия. На фоне этой информации выявляются и оцениваются сильные и слабые стороны самого предприятия, а также возможности и риски, связанные с внешними условиями. В ходе анализа внешней среды особое внимание уделяется изучению рынков, характера конкуренции и оценке уровня технологий на аналогичных предприятиях.

При анализе внешней среды важно тщательно оценивать всю входящую информацию, черпаемую из имеющихся прогнозов, планов и программ макросубъектов экономики - национального хозяйства, региональных экономических систем. На этой основе предприятия определяются со своим участием в государственных (федеральных и региональных) и муниципальных программах, в договорных отношениях по реализации индикативных планов социально-экономического развития страны, региона, муниципального образования.

Обозревая себя с позиций внешней среды, предприятие (фирма, корпорация) определяет в стратегическом плане пространство для своего развития. Данная сторона стратегического планирования характеризуется понятиями «поле бизнеса» или «стратегическая зона хозяйствования». Оба понятия, за исключением нюансов, идентичны, но последнее из них, пожалуй, точнее соответствует смыслу стратегического планирования.

Та или иная стратегическая зона хозяйствования есть отдельный сегмент окружения, на который организация имеет (или хочет получить) выход. В качестве стратегических зон хозяйствования могут рассматриваться сегменты рынка, связываемые с отдельными продуктами или продуктовыми группами, с продуктовыми или технологическими программами. Стратегические зоны хозяйствования должны по возможности соответствовать оперативным структурным единицам, чтобы обеспечить единство оперативного и стратегического управления.

Освоение новой или трансформация существующей стратегической зоны хозяйствования обычно представляет собой предпринимательский проект. А любой предпринимательский проект требует тщательных обоснований и делового планирования. Наиболее распространенным на практике видом делового планирования является составление бизнес-планов. Разработка бизнес-плана -вид плановой деятельности, непосредственно связанный с предпринимательством, нацеленностью на достижение конкретного конечного результата предпринимательского проекта. Такое деловое планирование применяется как при открытии новых предприятий, так и при изменении предпринимательской стратегии уже существующих предприятий.

Бизнес-план представляет собой совокупность документов, в которых описаны основные признаки будущего предприятия, проанализированы риски, с которыми оно может столкнуться, определены способы решения проблем. Главное назначение бизнес-плана - обоснование делового проекта, показ его эффективности и реалистичности. Он содержит характеристики общей концепции, генеральной стратегии развития предприятия на перспективный период.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К числу важнейших функций бизнес-плана относятся привлечение денежных средств для проекта (ссуд, кредитов, ассигнований из бюджетных и внебюджетных источников), а также привлечение к реализации планов предприятия и осуществлению проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или предоставить технологию.

Деловое планирование в форме бизнес-планов осуществляется с целью освоения заметных предпринимательских проектов, связанных с производством новых видов продукции и переходом на новые технологии. С помощью бизнес-планов создаются новые малые и средние предприятия, и в этих случаях для конкретных предприятий бизнес-план - событие судьбоносное. Но внутри достаточно крупных предприятий почти всегда осуществляется целый веер бизнес-проектов, связанных с освоением новых стратегических зон хозяйствования. Такие предприятия не могут не иметь интегральных планов своего развития, предполагающих определенную расстановку приоритетов. Перспективные планы развития успешных организаций обычно исходят из принципа, что доходы, получаемые от выпуска и реализации давно освоенных видов продукции и технологии, покрывают недостаточную рентабельность или даже убыточность недавно освоенных новшеств.

На перспективные и текущие планы развития и функционирования предприятий не могут не влиять прогнозы, программы и индикативные планы социально-экономических систем муниципального, регионального и федерального уровня. В рыночных условиях это должно осуществляться на условиях взаимной выгоды субъектов хозяйствования и управления.

Практика ряда регионов, например: Татарстана, Нижегородской области, Марий Эл, Бурятии и др. - показывает, что можно успешно использовать такие формы, как заключение различного рода договоров между хозяйствующими субъектами и органом власти. Например, при достижении и превышении значимых показателей индикативного плана региона (по производству тех или иных видов продукции и услуг, по отдельным социальным индикаторам и др.) предусматриваются налоговые льготы, преферен-

ции в бюджетных ассигнованиях, особые режимы дотаций и кредитования и т. п. Положительные результаты приносит введение субъектами Федерации в необходимых случаях государственных заказов на поставки продукции или осуществление услуг. В некоторых регионах доля государственных закупок в расходной части бюджетов субъектов Федерации доходила в определенные периоды до 15-20 % от расходной части бюджета. Для организации дела иногда в субъектах Федерации создаются агентства по государственному заказу. Для поощрения актуальных для регионов и страны инвестиционных проектов могут применяться механизмы, связанные с созданием специальных гарантийных и инвестиционных фондов.

Таким образом, планирование социально-экономического развития региональной экономики, сколь бы различными ни были его конкретные формы и методы, развивается и совершенствуется в тесной взаимосвязи в предшествующими ему во времени этапами всестороннего прогнозирования стратегических возможностей общества. Поэтому все формы и фазы прогнозирования, планирования и программирования развития целесообразно анализировать применительно к зада-

чам региональной экономики как целостный процесс.

1. Добрынин А.И., Дятлов С.А. Человеческий капитал. М., 2002.

2. Романчин В.И., Скоблякова И.В., Смирнов В. Т. Венчурный капитал в стратегии антикризисного управления. Орел, 2002.

3. Смирнов В.Т., Сошников И.В., Власов Ф.Б., Побережный П.А. Социально-экономические институты России. М., 2005.

Поступила в редакцию 1.04.2009 г.

Lygina N.I., Parshutina I.G. Management and forward planning of the economic systems at regional level. The science and practice lean on branched categorial establishment while considering the questions of management and planning. The given categories bring necessary effect in scales of regional economy if they are based on the complete methodology allowing to use the general methods and algorithms and also to lean on the developed and standardized informational base. Forms and phases of management, forecasting and development planning are expedient for analyzing with reference to problems of regional economy as the complete process.

Key words: target and forward planning, regional economic system.

УДК 330.190.2

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ

© Н.А. Думнова

В статье определены необходимые условия совершенствования программных инструментов, дана характеристика рисков, возникающих при реализации программных инструментов, и в качестве направлений совершенствования программных инструментов предложены: малый бизнес, поддержка малого бизнеса, программные инструменты.

Ключевые слова: малый бизнес, поддержка малого бизнеса, программные инструменты.

Необходимость совершенствования программных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса на современном этапе обусловлена рядом объективных факторов [1]:

- масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий, взаи-

мосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

- потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в т. ч. общественных объединений предпринимателей для решения проблем предпринимателей;

- имеющимся положительным опытом реализации предыдущих региональных про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.