Научная статья на тему 'ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗАПАСНЫХ ЧАСТЯХ НА ПАРК АВТОМОБИЛЕЙ В СТОИМОСТНОМ ВЫРАЖЕНИИ'

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗАПАСНЫХ ЧАСТЯХ НА ПАРК АВТОМОБИЛЕЙ В СТОИМОСТНОМ ВЫРАЖЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ / НАДЕЖНОСТЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Магдиев Ш.П., Авлиёкулов Ж.С., Таджибаев А.С.

В данной статье приведена методика расчета потребности в запасных частях, на парк автомобилей в стоимостном выражении при неизвестном наработке от начала эксплуатации автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING THE NEED FOR SPARE PARTS FOR THE CAR PARK IN VALUE VALUE

This article provides a methodology for calculating the need for spare parts for a car park in value terms with an unknown operating time from the start of car operation.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗАПАСНЫХ ЧАСТЯХ НА ПАРК АВТОМОБИЛЕЙ В СТОИМОСТНОМ ВЫРАЖЕНИИ»

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Магдиев Ш.П. доцент

кафедра автомобилей и автомобильного хозяйства, Ташкентский государственный транспортный университет

Узбекистан Авлиёкулов Ж.С., PhD доцент

кафедра автомобилей и автомобильного хозяйства Ташкентский государственный транспортный университет

Узбекистан Таджибаев А. С. доцент

кафедра автомобилей и автомобильного хозяйства Ташкентский государственный транспортный университет

Узбекистан

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗАПАСНЫХ ЧАСТЯХ НА ПАРК АВТОМОБИЛЕЙ В СТОИМОСТНОМ ВЫРАЖЕНИИ

Аннотация: В данной статье приведена методика расчета потребности в запасных частях, на парк автомобилей в стоимостном выражении при неизвестном наработке от начала эксплуатации автомобилей.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, запасные части, надежность, прогнозирование, работоспособность, удельный расход.

Magdiev Sh.P. associate professor department of "Automobile and automobile industry" Tashkent State Transport University

Uzbekistan Avliyokulov J.S., PhD associate professor department of "Automobile and automobile industry" Tashkent State Transport University

Uzbekistan

Tadjibayev A.A., candidate of technical sciences

associate professor department of "Automobile and automobile industry"

Tashkent state transport university

FORECASTING THE NEED FOR SPARE PARTS FOR THE CAR PARK

IN VALUE VALUE

Annotation: This article provides a methodology for calculating the need for spare parts for a car park in value terms with an unknown operating time from the start of car operation.

Key words: road transport, spare parts, reliability, forecasting, performance, specific consumption.

В условиях функционирования на автомобильном транспорте рыночных отношений особое значение приобретают надёжность и издержки транспортного процесса. Они зависят не только от качества автомобилей, но и от обеспечения и управления его работоспособности при эксплуатации.

Для обеспечения работоспособности автомобилей в процессе эксплуатации производятся принудительная профилактическая работа ТО и проводятся текущий ремонт по потребности. Качественное проведение ТО и ТР автомобилей в предприятиях автомобильного транспорта может быть осуществлено только тогда, когда на складе будут необходимые запасные части и материалы.

Чтобы заранее заказать запасных частей, необходимо прогнозировать потребности в запасных частях в стоимостном выражении. Для этого необходимо определить интервальные удельные расходы на запасных частей в стоимостном выражении, уравнением степенного вида:

C(L) - b ■ Ln ,(1)

где c(l) - интервальная удельная стоимость расхода на запасных частей, сум/тыс.км;

b - угловой коэффициент отражающего изменение удельной стоимости расхода на запасных частей в зависимости от наработки;

n - степенной коэффициент отражающего изменение удельного расхода запасных частей в зависимости от наработки.

В настоящие время, в некоторых автотранспортных предприятиях имеется автомобили с большими пробегами с начала эксплуатации, кроме того в этих автомобилей отсутствуют учета наработки с начало эксплуатации. В этих случаях удельные расходы на запасных частях можно определить методом разовых обследований [1]. Методика разового обследования позволяет за короткий промежуток времени путем обработки части накопленной документации предприятия получать показатели процесса восстановления по отдельным элементам и всему автомобилю в целом на протяжении срока эксплуатации.

При этом расход запасных частей определяется двукратно c учетом наработки автомобилей между первым, и вторим обследованиям (рис 1).

с

ьС

е-

н рс го

> о

Рис. 1. Схема прогнозирования потребного количества запасных частей при неизвестном пробеги с начала эксплуатации автомобилей.

На основании уравнении (1) удельные расходы запасных частей в зависимости от наработки определяется так:

с - ь • ь\ ,(2) с2 = ь • ¿2,(3)

С пр = ь • ь"пр ,(4)

где С - удельные расходы запасных частей при первом обследовании, сум/тыс.км;

С - удельные расходы запасных частей при втором обследовании, сум/тыс.км;

Сщ> - удельные расходы запасных частей на прогнозируемый период, сум/тыс.км;

¿х - наработка от начала эксплуатации до первого обследования (величина неизвестная);

- наработка между двумя обследованиями, тыс км;

Ьь - наработка автомобилей, с начало эксплуатации на прогнозируемый период (величина неизвестная), тыс. км.

Суммарные затраты на запасные части в стоимостном выражении за период 1-го обследования на парк автомобилей можно определить на основании отчетов (месячный, квартальных, полугодовых, годовых) предприятий [2]: с -

л 1 1

С =

,(5)

а •

АЕ 1 ¿1АЫ

где С7!- суммарные затраты на запасные части в стоимостном выражении за период 1 -го обследования на парк автомобилей, сум;

А: - количество автомобилей по данной модели за период 1-го обследования, шт;

ЬЫс - средний пробег автомобилей за обследуемый период, тыс. км.

Суммарные затраты на запасные части в стоимостном выражении за 2-го периода обследования на парк автомобилей определяется на основании фактических расходов по формуле:.

с

с - 2 ,(6)

2 а • т

АЕ 2 ЬМ

где С^. 2- фактические суммарные затраты на запасные части в стоимостном выражении за 2-го периода обследования на парк автомобилей, сум;

А 2 - количество автомобилей по данной модели за 2-го периода обследования, шт.

Наработки автомобилей соответственно определяется так:

Ь2 = ЬХ + Ьм ,(7)

Т-ю - Ь2 +АТП ,(8)

где АЬЬ - средняя наработка на прогнозируемый период автомобилей, тыс. км.

На основании формулы (2, 3 и 7) после их преобразовании определяется значение коэффициента (Ь):

Ьм - -4Ь (9)

-

ь =

у2_

v lm j

< E ,(10)

Для расчета значений ь на компьютер задаются значение n до выполнений условий (10).

Ñ - Ñ Ci

где ср - расчетный удельный расход запасных частей для первого обследования, сум/тыс.км;

E - предельная относительная ошибка оценки показателя рассматриваемого параметра (значения выбирают из ряда 0,001; 0,01; 0,1.).

При выполнении условия (10), компьютер выдает значений (n и Ь').

Пи Ь'- расчетные значение соответственно степенного и углового коэффициента отражающего изменения удельного расхода запасных частей в зависимости от наработки.

С учетом выявленных (n и Ь) коэффициентов удельные расходы запасных частей на прогнозируемый период рассчитывается по формуле:

ClB =(nJCi + (LM +ALIB ))n',(11)

Потребность в запасных частях на парк автомобилей в стоимостном выражении на прогнозируемый период (Q^ ) определяется, так:

qíb = cíb -Alíb • a ,(12)

где A - количество автомобилей по данной модели за период прогнозирования, шт.

Если в предприятиях несколько моделей автомобилей расчет производя по каждой модели.

Пример. В процессе эксплуатации по предприятий после первого и второго обследования выявлены следующие показатели: C = 3000 сум/тыс.км, C = 4000 сум/тыс.км, LM = 20тыс.км. Если ALb = 30тыс.км, A = 20 тогда, чему равен удельные и суммарные затраты запасных частей на парк автомобилей в стоимостном выражении.

С начало определяется коэффициентов n и b, при этом значение n задается 1+An • i, с шагом An = 0,1 соблюдении условий (10). В результате получается П = 1,7:

Л,7

b

.74000 - ^3000

,1.7

20

131,48 -111,01

1.7 1.7

у

20,47 20

1,02317 = 1,04

20

Удельные расходы запасных частей (сум/авт.тыс.км) на прогнозируемый период составляет:

Сщ = (^^3000 + 1,7104 • (20 + 30))1,7 = (111,01 +1,023 • 50)1,7 = 162,161,7 = 5713,53 Потребность в запасных частях на парк автомобилей в стоимостном выражении (сум) на прогнозируемый период составляет: ^ - 5713,53 • 30 • 20 - 3428118

Из приведенного примера видно, что на основании статистических данных необходимо установит значений параметров п и Ь'.

Таким образом, для осуществления расчета потребности в запасных частях на прогнозируемый период необходимо иметь:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- достоверные статистические данные по расходам запасных частей;

- своевременное приобретение запасных частей позволяет повышение коэффициента технической готовности парка, а также снижает простои автомобилей из-за отсутствия запасных частей.

Использованные источники:

1. Техническая эксплуатация автомобилей. Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. дополн./ Е.С.Кузнецов, А.П. Болдин, В.М. Власов и др. - М.: Наука, 2004. 535 с.

2. Основы теории надежности и диагностики: учебник для бакалавров высших учебных заведений/ А.А.Таджибаев, К.М.Сидикназаров, К.И.Ибрахимов, Н.В.Кузнецов; М-во Высш. и среднего спец. образования Республики Узбекистан.-Ташкент: Изд-во VNESHINVESTPROM, 2019.256 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.