№ 7 (100)
universum:
технические науки
июль, 2022 г.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАДЕЖНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В ГОРОДЕ ТАШКЕНТЕ (НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЯ COBALT)
Таджибаев Абдунаби Абдурахмонович
канд. техн. наук, и.о. проф. кафедры автомобиль и автомобильное хозяйство Ташкентского государственного транспортного университета
Республика Узбекистан, г. Ташкент
Ибрагимов Ботир Дастамович
PhD, и.о. доцента кафедры автомобиль и автомобильное хозяйство Ташкентского государственного транспортного университета
Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: ibragimov.bd@mail.ru
ECONOMIC ASPECT OF RELIABILITY OF VEHICLES OPERATING IN TASHKENT CITY
(BY THE EXAMPLE OF A COBALT CAR)
Abdunabi Tadjibaev
Ph.D., acting Prof., Department of Automobile and Automobile Economy of Tashkent State Transport University Republic of Uzbekistan, Tashkent
Botir Ibragimov
PhD, acting Associate Professor of the Department of Automobile and Automobile Economy of the Tashkent State Transport University Republic of Uzbekistan, Tashkent
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется повышение надежности и изменение экономической эффективности транспортного средства во время эксплуатации. Дано обоснование основных факторов, влияющих на экономическую эффективность транспортного средства, методы рас считывания затраты на примере, установлен срок окупаемости и предельный срок службы автомобиля Cobalt эксплуатируемого в городе Ташкенте.
ABSTRACT
The article analyzes the increase in reliability and the change in the economic efficiency of the vehicle during operation. The substantiation of the main factors influencing the economic efficiency of the vehicle is given, the methods for calculating costs are given by example, the payback period and the maximum service life of the Cobalt car operated in the city of Tashkent are established.
Ключевые слова: надежность, затраты на эксплуатацию, техническое состояние, транспортное средство, окупаемость, срок службы.
Keywords: reliability, operating costs, technical condition, vehicle, payback, service life.
Надежность транспортных средств определяется конструктивной схемой сочетания деталей и сборочных единиц, техническими и эксплуатационными параметрами, антикоррозионными и лакокрасочными покрытиями [1,2,3], условиям хранения [4], а также условиями и режимами их работы.
При конструировании транспортных средств оценка надежности позволяет определить, достаточно ли отработана данная конструкция для ее использования в заданных условиях эксплуатации.
Ученный Московского государственного транспортного университета имени Баумана А.С.Прони-ков с своей книге "Параметрическая надежность машин" анализированы экономические аспекты надежности [5,6]. Так же в учебнике Е.С Кузнецова, А.П. Болдина, В.М.Власова "Техническая эксплуатация автомобилей" приведены методы анализа надежности транспортных средств [7].
В статье "Reliability and Safety Engineering" Ajit Kumar Verma, Srividya Ajit, Durga Rao Karanki [8] и
Библиографическое описание: Таджибаев А.А., Ибрагимов Б.Д. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАДЕЖНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В ГОРОДЕ ТАШКЕНТЕ (НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЯ COBALT) // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2022. 7(100). URL: https://7universum. com/ru/tech/archive/item/14017
№ 7 (100)
a uní
1Ш. ТЕ)
universum:
технические науки
июль, 2022 г.
в статье "Optimizing the service life of plant machinery and vehicles using information system for management of Engineering status" Sergey Repin, Sergey Evtiulov, Jaroslav Rajczyk [9] изучен экономический аспект надежности транспортных средств.
Цель исследования. Оценка достигнутого уровня надежности транспортных средств на основании изучения затрат на конструирование, изготовление и эксплуатацию, а также установление их срока окупаемости и предельного срока службы.
Задачи исследования анализ повышения надежности и изменение экономической эффективности транспортного средства во времени при эксплуатации, улучшить определение срок окупаемости и предельного срока службы транспортного средства, с помощью построения графика экономической эффективности транспортных средств во времени.
Затраты могут быть настолько высоки, что эффект от повышения надежности объекта не возместит их, и суммарный результат от проведенных мероприятий будет отрицательным (рис. 1).
Рисунок 1. Изменение экономической эффективности транспортных средств Q(L)
в зависимости от пробега L
Оценка достигнутого уровня надежности и необходимость его повышения должна решаться в первую очередь с экономических позиций. Экономика является одним из основных критериев для решения большинства практических вопросов надежности [5].
Сравнение различных вариантов достижения рационального уровня надежности должно исходить из условий получения наибольшего суммарного экономического эффекта с учетом затраты в сфере производства и эксплуатации транспортного средства.
Надежность - важная проблема, затрагивающая каждый этап срока службы от создания до списания системы (транспортного средства). Первым шагом в повышении надежности является измерение и оценка нынешнего уровня надежности. Необходимо определить важную причину повышения надежности данной системы. Это зависит от стадии нахождений системы во времени, например, если система находится на стадии конструирования. На данном этапе, упрощается только конструкция, используя рейтинги коэффициента безопасности и избыточности, а также используя хорошие компоненты и качество. На этапе производства можно повысить
надежность методами управления качества изготовления.
В процессе эксплуатации можно повысить надежность системы путем своевременного и качественного выполнения работ технического обслуживания и ремонта [10,11,12], кроме того, это способствует еще и улучшению экологического аспекта эксплуатации транспортных средств [13,14].
Метод. Изменение экономической эффективности транспортного средства во времени при эксплуатации слагается под влиянием двух основных факторов:
1. Затраты на изготовление нового транспортного средства - Qи (включая проектирование, изготовление, испытание, отладку, транспортировку).
2. Затраты на эксплуатацию ^ (L) (включая
ТО, ремонт и др.).
Доход при эксплуатации транспортного средства (^ (L)) в зависимости от пробега определяется по формуле:
QP(Ц = р. Сп • L а(I) (1)
№ 7 (100)
universum:
технические науки
июль, 2022 г.
где Р - коэффициент использования пробега; Сп - стоимость выполненных работ за один километр, сум/км; ¿-пробег транспортного средства, км; ат (1) - коэффициент технической готовности в зависимости от срока эксплуатации.
Эксплуатационные затраты рассчитываются по формуле:
Оэ (ь) = Ов (Ь)+Ото-тр (ь)+Ош (ь)+ От (ь)+Он (ь) (2)
где Ов (Ь) - заработная плата водителя, сум; Ото-тр( ь) - затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт, сум; О0 (Ь) - затраты на восстановление шин, сум; От (Ь) - затраты на топливно-смазочные материалы, сум; о (ь) - накладные и амортизационные расходы предприятия, сум.
С другой стороны, работа транспортных средств даёт положительный эффект, т.е. доход 0Р (Ь). Тогда суммарная эффективность транспортных средств о(ь) в зависимости от пробега определяется по формуле:
q(l) = qp ( l) - (q„ + оэ (l))
(3)
Затраты ^ и О (Ь) являются отрицательным в балансе эффективности.
Эксплуатационные затраты (О (Ь)) имеют
тенденцию возрастания в зависимости от пробега с начала эксплуатации, так как старение отдельных элементов транспортного средства и ухудшение его технического состояния приводит к необходимости вкладывать большие затраты средств для восстановления работоспособности (рис. 2).
С увеличением пробега с начала эксплуатации удельный доход на единицу пробега транспортного средства (ОР (Ь)) постепенно снижается, так как
простои транспортного средства в ТО и ТР и потребность в запасных частях возрастают, в результате производительность транспортного средства снижается. Поэтому кривая суммарной экономической эффективности (О(Ь)) транспортных средств во
времени т (или по пробегу ь ) имеет максимум в два раза пересекает ось абсциссы ¿.
При возрастании суммарная эффективность о(ь) в зависимости от времени (пробега) пересекается с осью абсциссы, т.е. эта точка пересечения происходит при:
qp (l) = qh + q3 (l)
(4)
Первое пересечение линии эффективности транспортных средств q(l) с осью абсциссы показывает пробег l0k срок окупаемости. Начиная с ( l0k ) эксплуатации транспортного средства приносит прибыль до пробега максимальной эффективности lmax. С возрастанием эксплуатационных затрат
с пробега (lmax) прирост полученного эффекта постепенно снижается из-за возрастания эксплуатационных затрат и простоев транспортного средства на ТО и ТР.
Второе пересечения линии эффективности транспортных средств Q(L) с осью абсциссы показывает пробег L (срока службы) до предельного
состояния транспортного средства.
Длительность экономически целесообразной эксплуатации транспортных средств находится в диапазоне между пробегом максимальной эффективности ( L ) и пробегом до предельного срока
службы ( L ) транспортных средств
( Lmax < LS < LUP ).
Ьок - пробег (срок) окупаемости, тыс. км; Lw. -пробег (срок службы) до предельного состояния транспортных средств, тыс. км.; Lmax - пробег при максимальной эффективности, тыс. км; Ls - экономически целесообразный пробег (срок) эксплуатации транспортных средств, тыс. км.
Результаты и обсуждение. По данной методике установлен срок окупаемости и предельный срок службы автомобиля Cobalt эксплуатируемый, в городе Ташкенте. Для этого разработана комьютерная программа с помощью программы рассчитан срок окупаемосты и пробег до предельного состояния транспортного средства.
Таблица 1.
Исходные данные для "Оптимизации срока службы автомобиля Cobalt эксплуатируемого
в городе Ташкенте"
Исходные данные Обозначение Значение
Тип транспортного средства Cobalt LTGS/16 MTB-PLUS (2 позиция)
Стоимость транспортного средства, сум Co 97083000
Стоимость проезда, сум Cp 1400.. .1600
Стоимость одной шины, сум Ss 620000
Средний ресурс шины, сум Lr 80
Количество шин на транспортном средстве, шт. N 4
Коэффициент использования пробега В 0,88
Тарифная ставка водителя в процентах от выполненных работ TB 11
Стоимость топлива за литр, сум Ce 5500
№ 7 (100)
universum:
технические науки
июль, 2022 г.
Исходные данные Обозначение Значение
Норма расхода топлива на 100км пробега в литрах He 8,4
Стоимость ТО-1, сум Ci 244000
Стоимость ТО-2, сум C2 299000
Периодичность ТО-1, тыс. км Li 10
Периодичность ТО-2, тыс. км L2 20
Удельная трудоёмкость текущего ремонта, чел-час/1000км Tt 1,5
Часовая тарифная ставка ремонтного рабочего, сум/час Tc 20000
Угловой коэффициент расхода запасных частей Bb 9
Степенной коэффициент расхода запасных частей m 1,7
Таблица 2.
Срок окупаемости и предельный срок службы автомобиля Cobalt эксплуатируемый в городе Ташкенте
Интервалы 1 5 as Ö ^ SS , я ч оо 6 X Стоимость транспортного средства, сум * 1 £ " = 2 cj Н si ч 3 б и а
в ° В? W 2 л 5 н 6 о S а з « -Q сп не ES е 3 н а
число о a я о i 1 Sf? а I ® и Э а U ^
т л = X © QP (L) Qe Q3(L) Q( L)
1 0 100 112361624 -180260182 -67898559
2 100 200 222498338 -267811357 -45313019
3 200 300 330454199 -356822419 -26368220
4 300 400 436272391 -446472518 -10200126
5 400 500 539995243 -537415171 2580072
6 500 600 641664244 -629717352 11946892
7 600 700 741320065 -722110910 19209155
8 700 800 839002567 -814418676 24583891
9 800 900 934750827 97083000 -906638193 28112634
10 900 1000 1028603144 -998768156 29834988
11 1000 1100 1120597061 -1090808096 29788965
12 1100 1200 1210769376 -1182758167 28011209
13 1200 1300 1299156160 -1274618996 24537164
14 1300 1400 1385792768 -1366391579 19401188,9
15 1400 1500 1470713856 -1458077198 12636657,8
16 1500 1600 1553953394 -1549677363 4276031,5
17 1600 1700 1635544679 -1641193760 -5649081,5
№ 7 (100)
universum:
технические науки
июль, 2022 г.
Рисунок 2. Изменение экономической эффективности транспортных средств
(во времени эксплуатации Т )
Q( L)
по пробегу
l
Срок окупаемости транспортного средства составляет Ьок = 421,18 тыс. км, пробег (срок службы) до предельного состояния транспортных средств составляет Ь1в = 1610,9 тыс. км.
Максимальная прибыль составляет
Ь) = 3363434 сум, это достигается при пробеге
^тах = 1000тыс. км..
Оптимальный срок эксплуатации транспортного средства находится в пределах 1000 Ь 1610,9 тыс. км.
Список литературы:
Заключение
Оценка уровня надежности транспортных средств на основании изучения затрат на изготовление даёт большую эффективность при экономической целесообразности эксплуатации.
Применение предложенной методики изменение экономической эффективности транспортного средства во времени при эксплуатации может стать основой для продолжения соответствующих научно-практических работ в этом направлении, кроме того с помощью данной методики можно рассчитать экономическую эффективность предприятий легковых автомобилей и составить проект по обновлению подвижного состава.
1. Abutolib Sobirjonov, Zebo X. Alimova, Gulkhayo P. Niyazova, Dmitriy A. Ayrapetov, Ruslan B. Siddikov. Prevention of corrosion and accelerated wear of agricultural machinery // Ilkogretim Online - Elementary Education Online, 2021; Vol 20 (Issue 5): pp. 7482-7486 URL: https://ilkogretim-online.org/index.php?mno=83048
2. Барханаджян А.Л., Хакимов Р.М., Ибрагимов Б.Д., Вафаев О., Айрапетов Д.А. Антикоррозионная защита металлических деталей транспортной техники полимерным покрытием на основе эпоксиуретана // Chemistry and chemical engineering: (Химия и химическая технология). Vol. 2021 : No. 3, Article 8. 46 -49 pp. DOI: 10.51348/AMIW3430
3. Барханаджян А.Л., Хакимов Р.М., Ибрагимов Б.Д., Собирова Д.К., Абдукаримова Г.У., & Айрапетов Д.А. Проблема использования отходов лакокрасочных материалов и их утилизация // Известия Томского политехнического университета Инжиниринг георесурсов. 2020, №331(9), С. 179-185. Режим доступа: http://izvestiya. tpu. ru/archive/article/view/2821/.
№ 7 (100)
universum:
технические науки
июль, 2022 г.
4. Собиржонов А., Ниязова Г.П., Айрапетов Д.А. Современное состояние межсезонного хранения сельскохозяйственной техники // Проблемы современной науки и образования 2022. № 3 (172). С 11 -15. DOI: 10.24411/2304-2338-2022-10301 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48382157.
5. Проников А.С. "Параметрическая надежность машин" М.: МГТУ имени Баумана Н.Э. 2002. C. 560.
6. Основы теории надежности и диагностики: учебник для бакалавров высших учебных заведений // А.А.Таджибаев, К.М.Сидикназаров, К.И.Ибрахимов, Н.В.Кузнецов; М-во Высш. и среднего спец. образования Республики Узбекистан.-Ташкент: Изд-во VNESHINVESTPROM, 2019. C. 256.
7. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и дополн. // Е.С Кузнецов, А.П. Болдин, ВМ.Власов и др. -М.: Наука. 2004. C. 535.
8. Ajit Kumar Verma, Srividya Ajit, Durga Rao Karanki Reliability and Safety Engineering (Springer Series in Springer; 2nd ed. 2016 edition Reliability Engineering) 2015. P. 591.
9. Repin S, Evtiulov S, Rajczyk J Optimizing the service life of plant machinery and vehicles using information system for management of engineering status // Architecture and Engineering 2016. 1(2) P. 53-57. URL: http://aej. spbgasu.ru/index.php/AE/article/view/49.
10. Автомобиллар техник эксплуатацияси. Узбекистон Республикаси Олий ва урта махсус таълим вазирлиги автотранспорт олий у^ув юртлари талабалари учун дарслик сифатида тавсия этган. Проф. Сиди^назаров ^.М. умумий тахрири остида, Тошкент "VORIS-NASHRIYOT", 2008. C. 560.
11. Таджибаев А.А. Определение коэффициента технической готовности автотранспортных компаний в зависимости от обеспеченности запасными частями. // Вестник ТАДИ №2., 2017. Стр.98-103.
12. Таджибаев А.А. Влияние ресурсов заменяемых деталей на надежность автомобилей в процессе эксплуатации. Вестник ТАДИ 1/2020. Стр. 3-9.
13. Шадиметов Ю.Ш., Айрапетов Д.А. Актуальные вопросы стратегии экологически устойчивого транспорта // Universum: технические науки: электрон. научн. журн. 2022. 4(97). URL: https://7universum.com/ru/tech/ar-chive/item/13343.
14. Shadimetov Yu., Ayrapetov D. Во^г E. Transport, ecology and health / International Journal of Advanced Research in Science, Engineering and Technology 2021 VOLUME 8, ISSUE 4, 33 17226- 17230 pp. URL:http://www.ijar-set.com/upload/2021/april/33-botir-28.PDF.