Научная статья на тему 'Прогнозирование новых профессий и специальностей'

Прогнозирование новых профессий и специальностей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
775
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / НОВЫЕ ПРОФЕССИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ / FORECASTING / EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT / NEW PROFESSIONS AND SPECIALTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афонин Константин Юрьевич

Прогнозирование системы образования следует рассматривать как предсказание будущих изменений в ее развитии в перспективе. Цель прогнозирования, которое включает набор методов и подходов, наилучшим образом использовать накопленные знания об образовании для выбора приоритетных направлений его научно-инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афонин Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forecasting of an education system should be considered as a prediction of future changes in its development in the long term. The purpose of forecasting which includes a set of methods and approaches, in the best way to use the saved-up knowledge of education for a choice of the priority directions of its scientific and innovative development.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование новых профессий и специальностей»

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НОВЫХ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

АФОНИН К.Ю.

Прогнозирование системы образования следует рассматривать как предсказание будущих изменений в ее развитии в перспективе. Цель прогнозирования, которое включает набор методов и подходов, -наилучшим образом использовать накопленные знания об образовании для выбора приоритетных направлений его научноинновационного развития.

Forecasting of an education system should be considered as a prediction of future changes in its development in the long term. The purpose of forecasting which includes a set of methods and approaches, - in the best way to use the saved-up knowledge of education for a choice of the priority directions of its scientific and innovative development.

Прогнозирование - необходимый элемент государственного регулирования системы образования, разработки перспективных стратегических планов, национальных программ и проектов [1]. Принятие стратегических решений без учета прогнозных оценок последствий их реализации, углубляет кризисные явления в экономике и жизни общества. В этой связи следует отметить, что в России и других постсоциалистических странах начиная с 90-х годов ХХ столетия работа по прогнозированию и стратегическому планированию развития образования практически свернута, что привело к множеству ошибок и провалов.

Научное обеспечение развития образования должно дать ответы на следующие основные вопросы: какие направления научных исследований и разработок будут приоритетными в ближайшие 15-50 лет; когда и в каких областях знания исчерпают свой потенциал доминирующие научные теории, произойдет формирование новых парадигм; какие отрасли науки будут формировать технико-технологический облик образования будущего; какой мощности должен быть научно-технический потенциал, обеспечивающий: ускоренное развитие науки в рамках выбранных приоритетных направлений, переход образования на инновационный путь развития [2]; каково должно быть оптимальное соотношение между фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и разработками в области образования; какие и когда необходимы кластеры комплексных радикальных инноваций для обеспечения устойчивого развития образования на инновационной основе; какой ожидаемый эффект от получения и применения результатов научно-исследовательской и (или) научно-технической деятельности.

Обобщая накопленный опыт, можно выделить три направления методологии прогнозирования динамики системы образования.

1.Линейно-экстраполяционная методология основывается на выяснении за достаточно длительный период тенденций развития и продления их на будущее с той или иной корректировкой на основе экспертных оценок. Такие прогнозные расчеты производятся на основе обработки статистических рядов с использованием методов корреляции и модифицированных функций Кобба-Дугласа, построением межотраслевых балансов и др.

Эта методология достаточно надежна и дает близкие к истине результаты в пределах одной фазы долгосрочного цикла. Но она дает сбой при переломе тенденций, в точках бифуркаций, при смене фаз циклов и тем более - самих циклов.

2. Методология Форсайт, основанная на коллективной экспертной оценке, дает возможность собрать, обработать и усреднить мнение большой группы квалифицированных ученых и специалистов о тенденциях и параметрах будущего развития.

Однако эта методология страдает следующими недостатками: субъективизм экспертов, высокая степень усредненности экспертных оценок, большим коллективам экспертов присуща известная инерционность мышления и стремление продлить в будущее уже наблюдав-

шиеся тенденции. Траектории, отличающиеся от мнения большинства, фактически отбрасываются, тогда как именно они могут оказаться в тех или иных случаях наиболее реалистичными. Еще В.И.Вернадский констатировал, что история науки на каждом шагу показывает правоту отдельных личностей в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся господствующих взглядов. Истина нередко в большем объеме открыта научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли. Игнорирование и невосприятие принципиально новых научных идей, высказанных научными еретиками, может привести к неправильному выбору приоритетов научнотехнического развития, потери времени и ресурсов. В этом случае переломы траекторий, точки бифуркаций нередко оказываются за бортом, цикличность динамики отражается в меньшей степени.

1. Методология, основанная на циклично-генетических закономерностях развития, позволяет учитывать ритм цикличной динамики в экономике, генетические ограничения, пределы изменения наследственного генотипа при смене циклов, направления изменчивости систем для адаптации к переменам в окружающей среде.

2. Поэтому представляется, что в качестве методологической базы для долгосрочного прогнозирования развития сферы образования следует избрать третий вариант методологии. Однако указанный выбор не исключает разработку прогнозов и модельных расчетов по первым двум вариантам методологии и сопоставлении полученных результатов.

В процессе разработки прогнозов развития системы образования необходимо рассматривать объект прогнозирования и прогнозный фон как систему взаимосвязей и соотношений. Это требует знания закономерностей развития прогнозного фона. В этой связи можно выделить следующие закономерности развития прогнозного фона системы образования в начале XXI века:

— циклическое развитие мирового и национального хозяйства;

— увеличение удельного веса технологических способов производства V технологического уклада (ТУ) и закладка основ VI ТУ;

— ускоренное развитие сектора технологического прорыва в сравнении с сектором эволюционного совершенствования;

— возрастание роли науки как фактора повышения качества образования;

— непрерывное (ежегодное) увеличение затрат на образование, превышение темпов роста затрат на образование над темпами экономического роста, увеличение наукоемкости образования в развитых странах;

— наращивание процессов глобализации образования;

— ускорение процессов морального старения и обновления педагогических технологий;

— увеличение из года в год разрыва в образовательном уровне развитых, развивающихся и стран третьего мира.

Государственный и социальный запрос на инновации, частные и государственные инвестиции в новые технологии делает новую инновационную волну и переход в шестой технологический уклад [3] неизбежными. Это создает возможность для профессионально технического образования: снова стать тем быстрым и качественным источником квалифицированных кадров для инноваций, каким он и был задуман в момент своего возникновения.

С другой стороны, переход в шестой технологический уклад представляет собой и серьезный вызов для существующей структуры профессионально технического образования. Стремительные технологические перемены, удвоение технической информации каждые 18 месяцев, постоянная смена продуктовых линеек и пр. - требуют невероятно гибкой системы реагирования на такие изменения. Новая система должна корректировать себя соответственно, чтобы выпускать специалистов актуальных, востребованных специальностей в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Гибкость и адаптивность - признаки высокоинтеллектуальных систем, показатели отлажен-

ных механизмов обратной связи и непременное условие выживания. В нынешней ситуации задача профессионально-технического образования стать гибким и адаптивным (речь идет, прежде всего, о связи “работодатель - профтех").

Существующие формы прогнозирования и обратной связи, когда работодатель пытается дать прогноз на некоторую перспективу, имеют инерцию распознавания профессий в 3-5 лет и инерцию их внедрения еще 1-3 года. Как, например, произошло с рабочими профессиями в области логистики, прикладного программирования и т.п., о строительных специальностях вообще не идет речь. К тому же, только очень мощные работодатели имеют зачатки институтов реального долгосрочного прогнозирования и способны с какой-либо вероятностью заявить, какие кадры будут ими востребованы. В данном случае необходимо уменьшить инертность, или разработать новые принципы к прогнозированию новых специальностей, продуктом которого может стать описание/классификация вновь возникающих профессий и изменения, которые необходимы в существующем профессиональном укладе для сохранения его актуальности, в связи с отечественными и мировыми техническими и технологическими открытиями, решениями, научными разработками, внедренческими проектами. Для этого необходимо вовремя распознать, поименовать, быстро внедрить эмерджентные профессии, вовремя распознать и внедрить дополнения, которые необходимы в существующих профессиях для сохранения актуальности существующих профессий.

Институты прогнозирования, официально выполняющие эту функцию в системе профтеха, заняты в основном теоретизацией вместо реального практического прогнозирования, эксплуатируют старую модель прогнозирования (от запроса работодателя), и не готовы пока работать на сокращение инерции. У колледжей, которые как никто другой в системе профтеха заинтересованы в повышении своей актуальности и конкурентоспособности, отсутствуют определенные блоки в структуре затрат, которые могли бы быть направлены на решение этих проблем самостоятельно или сообща.

Технологический уклад (волна) — совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным [3].

Первая волна сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды, вторая — ускоренное развитие транспорта (строительство железных дорог, паровое судоходство), возникновение механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

Третья волна базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили. Появились крупные фирмы, картели, синдикаты, тресты. На рынке господствовали монополии. Началась концентрация банковского и финансового капитала.

Четвертая волна сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программные продукты для них, радары. Атом используется в военных и затем в мирных целях. Организовано массовое производство на основе конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция. Появились транснациональные и межнациональные компании, которые осуществляли прямые инвестиции в рынки различных стран.

Пятая волна опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т. п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осу-

ществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций.

И, наконец, шестая волна, на который весь мир переходит с 2012 - 2016 гг., характеризуется следующими направлениями: биотехнологии, нанотехнологии, проектирование живого, вложения в человека, система образования нового уровня, новое природопользование (высокие экотехнологии), робототехника, искусственный интеллект, гибкие системы «безлюдного» производства, лазерная техника, компактная и сверхэффективная энергетика, отход от углеводородов, децентрализованные, «умные» сети энергоснабжения, закрывающие технологии в прежних отраслях (фондо-, энерго- и трудосбережение), новые виды транспорта (большегруз-ность, скорость, дальность, дешевизна), комбинированные транспортные системы, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, усадебная урбанизация «тканевого» типа, города-полисы, новая медицина (здраворазвитие, восстановление здоровья), высокие гуманитарные технологии, повышение способностей человека и организаций, проектирование будущего и управление им, технологии сборки и уничтожения социальных субъектов, использование водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, новые безвредные технологии использования угля, биотопливо из отходов лесного и сельского хозяйств, а также морских растений, совершенные устройства запасания энергии, чипизация всех вещей.

Для всех стран, в том числе и для России это означает огромный прорыв вперед. Техноуклад в экономике похож на среду обитания в биологии, т.е. если мы в море, то технологии - это плавники и жабры, если в воздухе - то крылья и перья, если на суше - то когти и легкие. При переходе экономики в новый техноуклад должны меняться все общественные институты, развиваться новые технологии. То есть продолжать птицам платить за жабры и плавники - очень дорого и бесполезно.

Советский Союз распался на грани перехода из 4 в 5-й техноуклад, поэтому значительная часть экономики осталась в 4 техноукладе. Переход в новую шестую волну будет скачкообразный, так как выпало промежуточное звено. Сами колледжи с этой задачей не справятся.

В системе образования переход на шестой техноуклад подразумевает гибкость системы, мобильность ее структур. Необходима гибкая структура (курсов, персонала), гибкая инфраструктура (производство, принятие заказов), гибкая обратная связь (с горожанами, с рынками, с бизнесом, с социальными партнерами), инфраструктура гибкой обратной связи (сетевые технологии). Сами колледжи с переходом не справятся, им придется конкурировать с глобальной экономикой, с Китаем, с мигрантами. Прогнозированием задач, новых курсов и профессий должны заняться специальные структуры.

В связи с данными прогнозами предлагается выстроить новый механизм прогнозирования инновационных и высокотехнологичных профессий по линии профессиональнотехнического образования, прописать алгоритм введения новых профессий, что позволит:

- адекватно обеспечивать город специалистами в эмерджентных профессиях (вновь возникающих в связи с отечественными и мировыми техническими и технологическими открытиями, решениями, научными разработками, внедренческими проектами) и не допускать замещения вакансий на эти профессии за счет трудовой миграции;

- создать центр компетенций по прогнозированию, разработке и внедрению программ подготовки по наиболее перспективным инновационным и высоко-технологичным профессиям, затем тиражировать наработки в масштабах России (СНГ);

- вернуть профобразованию высокий статус, массовость, надежность и передовой характер (аналогичный 50-70 годах, но на основе новых профессий).

Библиографический список:

1. Прогноз (http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%E3% ED%EE%E7).

2. Тодосийчук А. В. «Прогнозирование развития системы образования» (http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=994).

3. Технологический уклад (http://ru.wikipedia.org/

wiki/%D2%E5%F5%ED%EE%EB%EE%E3%E8%F7%E5% F1% EA%E8%E9_%F3%EA%EB%E0%E4).

4. Соколов А.В. «Долгосрочное прогнозирование тенденций развития образования методами Форсайт» стр. 68 (Теоретические и прикладные исследования).

Ключевые слова: прогнозирование, развитие системы образования, новые профессии и специальности.

Keywords: forecasting, education system development, new professions and specialties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.