Научная статья на тему 'Прогнозирование как одна из важнейших функций предприятия'

Прогнозирование как одна из важнейших функций предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
423
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРОЕЦИРОВАНИЕ / ТЕНДЕНЦИЯ / СПРОС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жук Александр Александрович, Дидык Нина Александровна, Дышловой Игорь Николаевич

В наше время одной из важнейших функций операционного менеджмента является прогнозирование. Оно позволяет предвидеть будущие события, возможные изменения и риски, также найти возможные пути развития организации. В данной статье описаны цели, виды прогноза для планирования операций будущего и виды общих подходов к прогнозированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование как одна из важнейших функций предприятия»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Прогнозирование как одна из важнейших функций предприятия Жук А. А.1, Дидык Н. А.2, Дышловой И. Н.3

'Жук Александр Александрович / Zhuk Aleksandr Aleksandrovich - студент;

2Дидык Нина Александровна / Didyk Nina Aleksandrovna — студент;

3Дышловой Игорь Николаевич /Dyshlovoy Igor Nikolayevich - доктор экономических наук, профессор,

кафедра менеджмента, Институт экономики и управления Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь

Аннотация: в наше время одной из важнейших функций операционного менеджмента является прогнозирование. Оно позволяет предвидеть будущие события, возможные изменения и риски, также найти возможные пути развития организации. В данной статье описаны цели, виды прогноза для планирования операций будущего и виды общих подходов к прогнозированию.

Ключевые слова: прогнозирование, проецирование, тенденция, спрос, эффективность, конкурентоспособность, риск.

Введение. Прогнозирование - это функция, которая основана на предсказывании будущих событий, а ее результатом является прогноз, как некоторое утверждение относительно будущего периода. Обычно, прогнозирование включает в себя выбор определенного события, изучение его истории и проецирование ее в будущее, используя математическую модель, построенную с применением количественных и качественных методов. При прогнозировании необходимо выделять тенденции и противоречия будущего. Следует отметить, что прогнозы, которые являются точными для одной фирмы в определенных условиях, могут быть разрушительными для другой фирмы. В принципе, прогнозы не сбываются полностью, они редко идеальны, поэтому при прогнозировании важно учесть, как можно больше нюансов.

Прогнозирование является дорогостоящим процессом, требующим большого количества времени для подготовки информации и мониторинга действительности [1, с. 3].

Обычно, в производственной системе в качестве ключевого события для осуществления прогнозирования берется величина спроса или величина продажи, которые по своей природе являются случайными. В большинстве организаций ответственными за прогнозирование спроса являются отдел маркетинга и отдел сбыта [2, с. 15]. Эффективное краткосрочное и долгосрочное прогнозирование будет зависеть от качества изучения спроса на продукты и услуги компании.

Для операционных менеджеров главным вкладом в эффективность принятых решений является прогноз.

Цель и задачи исследования. На любом предприятии процесс управления представляет собой разработку управленческих решений и их реализацию. От эффективности этих решений зависит успех всего предприятия. Для осуществления главной задачи прогнозирования необходимо учесть разнообразные и многочисленные факторы внешней и внутренней среды, выбрать главные среди них и предвидеть возможные изменения в их взаимовлиянии. Это позволит повысить эффективность работы предприятия, его конкурентоспособность, а также избежать возможных рисков [3, с. 27].

Результаты исследования. Объектом прогноза выступают наиболее существенные параметры управленческой деятельности или будущих процессов. Существуют три основных вида прогноза для планирования операций будущего:

Виды прогноза для планирования | операций будущего |

Экономический - направляет бизнес-окружение, предсказывая коэффициент инфляции, денежное предложение, экономические показатели.

Технологический - связан с коэффициентами технического прогресса, результатом которых может быть создание новой продукции, технологии, оборудования.

Коммерческий - это, прежде всего, прогноз спроса, который заключается в определении ожидаемой величины спроса на продукцию или услуги компании в будущем периоде.

Рис. 1. Виды прогнозирования для планирования операций будущего

Также существуют общие подходы к прогнозированию и они подразделяются на качественный и количественный прогноз [5, с. 12].

Виды общих подходов к прогнозированию

- 1

Качественный подход предполагает использование для предсказания будущего «мягкой» информации в виде субъективных суждений и мнений.

Количественный подход предполагает использование различного класса математических моделей.

Рис. 2. Виды общих подходов к прогнозированию

Временные горизонты прогнозирования. Прогнозы обычно классифицируются по будущим временным горизонтам, которые они описывают. Три категории, полезные для операции менеджеров:

Категории прогнозирования 1 1

Краткосрочный прогноз - до 3 месяцев. Среднесрочный прогноз - от 3 месяцев до 3 лег.

Долго срочный прогноз - 3 года и более.

Рис. 3. Категории прогнозирования

Краткосрочный - используется для планирования закупки, расписания работы, уровня рабочей силы, распределения работ и производственного уровня.

Среднесрочный - используется в планировании продаж, производственном планировании и бюджетировании, анализе различных производственных планов.

Долгосрочный прогноз - используется в планировании новой продукции, капитальных затрат, места расположения и протяжения оборудования, исследования и развития [4, ^ 84].

Вывод. Одним из важных факторов на предприятии является прогнозирование. От того, насколько прогнозирование будет точным и своевременным, а также соответствовать поставленным проблемам, будут зависеть, в конечном счете, прибыли, получаемые предприятием.

Для улучшения качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой при его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота, своевременность и точность.

Литература

1. Лущикова А. П. Планирование на предприятии: Учебное пособие. Прокопьевск: Филиал ГУ КузГТ, 2008. 102 с.

2. Абчук В. А. Прогнозирование в бизнесе, менеджменте и маркетинге. Издательство Михайлова В. А., 2012. 87 ^

3. ЛитвакБ. Г. Управленческие решения. Москва ЭКМОС, 1998.

4. Лескова Н. А. Прогноз развития мировой экономики // Бюллетень иностранной коммерческой информации, 1995. № 145.

5. Цыгичко В. К. Основы прогнозирования систем. М.: Финансы и статистика, 1986.

Развитие предпринимательской экосистемы Болор Б.

Болор Банзрагч /Bolor Banzragch - кандидат экономических наук, доцент, кафедра менежмента, Институт бизнеса Монгольский государстенный университет, г. Улан-Батор, Монголия

Аннотация: в статье рассмотрены теоретическое понимание предпринимательской экосистемы

и современные вызовы к развитию предпринимательской экосистемы университета Монголии и

выделены факторы, влияющие на здоровье инновационных систем в Монголии.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская экосистема, инновационная

система.

Сегодня мы все чаще и чаще слышим словосочетания «предпринимательская экосистема» и «инновационная экосистема». Джеймс Мур ввел термин экосистема бизнеса в 1993 году, с этого времени термин «предпринимательская/инновационная экосистема» получил распространение в европейском научном и бизнес-сообществах. Данный термин появился сравнительно недавно и до сих пор для него нет единого определения. В связи с этим возникает множество мифов, ложных определений и понятий, связанных с предпринимательской экосистемой, которые не позволяют оценить реальный ее смысл в целом и связь между бизнесом и современными программами развития [3, с. 63].

В целом идеи Мура Дж. Ф. были направлены на создание предпринимательского сообщества, а точнее даже сети «поставщик - компания (создатель или разработчик продукции) - покупатель» в любой сфере деятельности экономики. Компания должна создавать экосистему, развивать ее и обновлять с помощью инноваций, в противном же случае экосистема просто прекратит свое существование. По сути, экосистема Мура Дж. Ф. является близкой идеям цепей создания ценности. Участниками экосистемы выступают потребители, рыночные посредники, поставщики, сама фирма. Сюда также можно отнести собственников и других заинтересованных лиц (государство, конкурентов и т.д.) [1, с. 39].

Профессор Даниэль Айзенберг, основатель и исполнительный директор проекта Babson Entrepreneurship Ecosystem Project - BEEP, отмечает, что для построения эффективной предпринимательской экосистемы следует учесть шесть основных уроков:

1) необходимо понимание и комплексное развитие всех элементов предпринимательской экосистемы: политики; финансовой индустрии; культуры; инфраструктуры, обеспечивающей поддержку предпринимательства; человеческого капитала (включая образование); рынка. Он

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.