Научная статья на тему 'Развитие предпринимательской экосистемы'

Развитие предпринимательской экосистемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭКОСИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болор Банзрагч

В статье рассмотрены теоретическое понимание предпринимательской экосистемы и современные вызовы к развитию предпринимательской экосистемы университета Монголии и выделены факторы, влияющие на здоровье инновационных систем в Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательской экосистемы»

Долгосрочный прогноз - используется в планировании новой продукции, капитальных затрат, места расположения и протяжения оборудования, исследования и развития [4, ^ 84].

Вывод. Одним из важных факторов на предприятии является прогнозирование. От того, насколько прогнозирование будет точным и своевременным, а также соответствовать поставленным проблемам, будут зависеть, в конечном счете, прибыли, получаемые предприятием.

Для улучшения качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой при его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота, своевременность и точность.

Литература

1. Лущикова А. П. Планирование на предприятии: Учебное пособие. Прокопьевск: Филиал ГУ КузГТ, 2008. 102 с.

2. Абчук В. А. Прогнозирование в бизнесе, менеджменте и маркетинге. Издательство Михайлова В. А., 2012. 87 ^

3. ЛитвакБ. Г. Управленческие решения. Москва ЭКМОС, 1998.

4. Лескова Н. А. Прогноз развития мировой экономики // Бюллетень иностранной коммерческой информации, 1995. № 145.

5. Цыгичко В. К. Основы прогнозирования систем. М.: Финансы и статистика, 1986.

Развитие предпринимательской экосистемы Болор Б.

Болор Банзрагч /Bolor Banzragch - кандидат экономических наук, доцент, кафедра менежмента, Институт бизнеса Монгольский государстенный университет, г. Улан-Батор, Монголия

Аннотация: в статье рассмотрены теоретическое понимание предпринимательской экосистемы

и современные вызовы к развитию предпринимательской экосистемы университета Монголии и

выделены факторы, влияющие на здоровье инновационных систем в Монголии.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская экосистема, инновационная

система.

Сегодня мы все чаще и чаще слышим словосочетания «предпринимательская экосистема» и «инновационная экосистема». Джеймс Мур ввел термин экосистема бизнеса в 1993 году, с этого времени термин «предпринимательская/инновационная экосистема» получил распространение в европейском научном и бизнес-сообществах. Данный термин появился сравнительно недавно и до сих пор для него нет единого определения. В связи с этим возникает множество мифов, ложных определений и понятий, связанных с предпринимательской экосистемой, которые не позволяют оценить реальный ее смысл в целом и связь между бизнесом и современными программами развития [3, с. 63].

В целом идеи Мура Дж. Ф. были направлены на создание предпринимательского сообщества, а точнее даже сети «поставщик - компания (создатель или разработчик продукции) - покупатель» в любой сфере деятельности экономики. Компания должна создавать экосистему, развивать ее и обновлять с помощью инноваций, в противном же случае экосистема просто прекратит свое существование. По сути, экосистема Мура Дж. Ф. является близкой идеям цепей создания ценности. Участниками экосистемы выступают потребители, рыночные посредники, поставщики, сама фирма. Сюда также можно отнести собственников и других заинтересованных лиц (государство, конкурентов и т.д.) [1, с. 39].

Профессор Даниэль Айзенберг, основатель и исполнительный директор проекта Babson Entrepreneurship Ecosystem Project - BEEP, отмечает, что для построения эффективной предпринимательской экосистемы следует учесть шесть основных уроков:

1) необходимо понимание и комплексное развитие всех элементов предпринимательской экосистемы: политики; финансовой индустрии; культуры; инфраструктуры, обеспечивающей поддержку предпринимательства; человеческого капитала (включая образование); рынка. Он

приводит пример того, что финансирование без образования и культуры не приведет к предпринимательству. Необходимо учитывать все эти элементы и их взаимовлияние друг на друга;

2) не стоит пробовать изменить все элементы экосистемы одновременно и сразу, необходимо начинать с нескольких элементов и затем, под влиянием изменения первых, менять все остальные;

3) необходимо изучать лучшие практики всего мира, но не подражать успехам других (каждая страна уникальна и невозможно везде воссоздать одну Силиконовую долину, она везде будет разной);

4) следует строить экосистему на локальных уровнях, только некоторые элементы предпринимательской экосистемы (такие как политика) должны создаваться на национальном уровне;

5) необходимо создание предпринимательской команды, которая бы обладала специальными навыками и энергией, могла воздействовать на заинтересованные стороны, развивая все элементы предпринимательской экосистемы, но, в то же время, действовала бы независимо;

6) необходимо демонстрировать успешные истории, «успех порождает успех»; успешные предприниматели готовы помогать начинающим предприятиям, делясь своим опытом и вкладывая капитал.

Опираясь на исследования профессора Айзенберга, следует говорить о необходимости построения предпринимательской экосистемы на уровне регионов и даже отдельных объектов инфраструктуры, в частности университетов. Одним из элементов предпринимательской экосистемы, по мнению Д. Айзенберга, является образование, которое включает в себя основные образовательные программы и специфические тренинги по предпринимательству [3, с. 63].

Одним из современных вызовов к развитию предпринимательской экосистемы университета является слабость системы предпринимательского образования. Отсутствие комплекса образовательных программ по предпринимательству в монгольских университетах является современным вызовом и диктует необходимость совершенствования предпринимательской экосистемы университетов.

В настоящее время в монгольских вузах обучение предпринимательству реализуется, главным образом, через краткосрочные программы дополнительного образования, в том числе для студентов всех институтов и департаментов, имеющих интерес к предпринимательству, а также в рамках существующих направлений подготовки: «Бизнес и общества», «Менеджмент», «Экономика», «Производительность и инновация». Данная модель образования не позволяет в необходимой мере развить у молодежи личностные предпринимательские компетенции (такие как социальная ответственность, способность мыслить «вне границ», быть креативным и создавать возможности для развития бизнеса), а также не может обеспечить в полной мере развития профессиональных компетенций.

Но есть положительные новости, что при монгольских государственных университетах начали появляться предпринимателькие клубы, проводятся различные дискуссии по предпринимательсту для обеспечения развития предпринимательских компетенции и духа у студентов и с каждым годом растет количество студентов, активно участвующих в этих мероприятиях.

Кроме того, в последние три года в городе Улан-Баторе Монголии успешно состоялась Препринимательская Встреча на Высшем уровне, на ней обсуждены серии докладов о настоящем положении для развития предпринимательской экосистемы в Монголии и выявлено множество вопросов для успешного развития предпринимательской экосистемы в Монголии. На Высшем уровне выделены пять факторов, влияющих на здоровье инновационных систем в Монголии: талант, плотность, культура, капитала и регулирования [2, с. 15]. Около 1800 молодых предпринимателей активно участвовали в этих мероприятиях и обменивались мнениями и трудностями для развития предпринимательской экосистемы. Выявлены следующие трудности: нехватка квалифицированных кадров, проблема инвестирования в стартапы, слабое законодательное регулирование по предпринимательству, неоптимальность кредитной системы, нехватка компетенции людей, отсутствие поддержки со стороны государства, неоптимальная структура для стартапов, малый внутренний рынок.

Следует сделать вывод, что развитие предпринимательской экосистемы в Монголии ещё в начальной стадии и ближайшее десятилетие предпринимательская/инновационная экосистема будет эффективно развиваться и для этого необходимо обратить внимание на такие факторы, как талант, плотность, культура, капитала и регулирования плюс коммуникация.

Литература

1. Яковлева А. Ю. Факторы и модели формирования и развития инновационных экосистем. Москва, 2012. 39 с.

2. Эрдэнэбат С. Развитие предпринимательской деятельности в Монголии. Улан-Батор, 2015. 15 с.

3. Иванова А. В. Формирование предпринимательской экосистемы университета. Екатеринбург, 2012. 63 с.

Маркетинг в электроэнергетике Зарипов И. В.1, Терегулов Т. Р.2

'Зарипов Ирек Вазирович / 2апроу 1гек У/лггоугек — студент;

2Терегулов Тагир Рафаэлович / Teregulov Tagir Rafaelovich - кандидат технических наук, доцент, кафедра электромеханики, факультет авионики, энергетики и инфокоммуникаций, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа

Аннотация: в статье анализируется исследование вопросов внедрения концепции маркетинга взаимодействия на российские электроэнергетические предприятия. В рамках рассмотрения данной темы определена сущность концепции маркетинга взаимодействия, рассмотрена специфика реализации концепции на рынке электроэнергетики.

Ключевые слова: маркетинговые исследования, электроснабжение, продажа электрической энергии.

Электроэнергетика как отрасль имеет специфические особенности, накладывающие свой отпечаток на маркетинговые исследования. Следует заметить, что маркетинговым исследованиям в электроэнергетике по разным причинам не уделяется должного внимания.

В связи с реформированием электроэнергетики монополизм предприятий отрасли уменьшается, развиваются новые технологии, возникают альтернативные варианты электроснабжения и теплоснабжения. Поэтому можно говорить о внутриотраслевой конкуренции предприятий электроэнергетики и о конкуренции альтернативных видов энергии.

При том же самом объеме электропотребления предприятия электроэнергетики заинтересованы в уменьшении потребляемой мощности и ее использовании вне пиковых нагрузок и особенно в ночное время. Этой цели можно достичь при оптимальном установлении и применении системы тарифов. В этой связи изучение особенностей электропотребления групп потребителей и отдельных крупных потребителей с целью согласования экономических интересов потребителей электроэнергии и энергоснабжающих организаций должно стать важнейшим направлением маркетинга в электроэнергетике [1].

Появление и развитие концепции маркетинга взаимодействия обусловлено рядом качественных изменений, происходящих в реальной практике бизнеса:

1) стремительное расширение сферы услуг;

2) изменения в области управления качеством - переход компаний к комплексным программам управления качеством вызывает необходимость вовлечения в эти программы и поставщиков, и клиентов, что требует установления долгосрочных отношений со всеми субъектами инфраструктуры маркетинга;

Таким образом, появление концепции маркетинга взаимодействия знаменует новый этап развития теории маркетинга, инициированный глобальными изменениями условий функционирования компаний [2].

Торговля может осуществляться напрямую (электростанция продает энергию крупному потребителю) или через систему посредников, в качестве которых могут быть специализированные распределительные предприятия.

Сбыт — неотъемлемый элемент процесса маркетинга, так как является завершающей, наиболее ответственной стадией обеспечения потребителя необходимым для него товаром. Основными методами сбыта являются:

а) торговые системы, включающие централизованный и децентрализованный сбыт;

б) собственная или внешняя формы организации продажи (форма сбыта);

в) прямой и непрямой сбыт через торговые посреднические предприятия (пути сбыта) [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.