УДК-316.42
Соломаха А.А. студент
Академия маркетинга и социально-информационных
технологий-ИМСИТ научный руководитель: Сапунова Т.А.
Россия, г. Краснодар ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация: В данной статье говориться о уровне жизни населения с учетом его дальнейшего прогнозирования в социальной политике государства. Рассмотрим два метода разработки минимального потребительского бюджета.
Ключевые слова: социальная политика государства, уровень жизни населения, потребительский бюджет, потребительская корзина.
Solomakha А.А., student Academy of Marketing and Socio-Information Technologies-IMSIT (Krasnodar) Scientificadviser: Sapunova T.A.
FORECASTING AND PLANNING OF SOCIAL LIVING STANDARDS OF POPULATION
Annotation: This article talks about the standard of living of the population, taking into account its further forecasting in the social policy of the state. Consider two methods for developing a minimum consumer budget.
Key words: state social policy, standard of living of the population, consumer budget, consumer basket.
Социальная политика государства - совокупность спланированных, экономических и других мероприятий по совершенствованию материального благосостояния, духовному и физическому формированию населения, содействию инвалидам и гражданам с минимальной заработной платой[2].
Размер доходов, других благ и услуг, их классификация на группы населения в основном определяет уровень жизни. Уровень жизни - это степень зажиточности населения имеющим значение для жизнедеятельности материальными и духовными благами. Он является элементом многих и качественных показателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, действующими в настоящее время доходами, размерами оплаты труда, социальными выплатами, накопленным имуществом, денежными сбережениями, условиями труда, длительностью свободного времени и т.п[1].
В качестве основного показателя Организация Объединенных Наций посоветовала индекс человеческого развития, который учитывает следующие компоненты, а именно: объем Внутреннего Валового Продукта на душу населения вместе с покупательной методикой денежной единицы,
продолжительность жизни, уровень образования[4].
Все вышеперечисленное вынуждает в организации деятельной социальной политики, которая идет на поддержку работы уровня жизни населения и содействия социальной безопасности в меньшей степени благоприятных слоев населения, предопределяет в наибольшей степени применение социальных нормативов. В системе государственного ПиП применяется много показателей, обозначающих уровень жизни населения и помогающих обозначить главные направления социальной политики. Данные показатели делятся на 4 группы:
— ведущие показатели (ВНП, ВВП, фонд потребления на душу населения и т.д.);
— доходы населения;
— потребление и расходы населения (потребление основных товаров и услуг на душу населения, денежные доходы);
— денежные сбережения и накопление имущества.
Все эти показатели являются средством установления эффективности разделения ресурсов, социальных гарантий, употребляются для подтверждения политики адресованной на увеличение уровня жизни населения. Социальные нормативы должны быть подкреплены научно -доказанными ориентирами, к высотам которых обязано устремиться общество. Отталкиваясь от количественных и качественных требований, формируется 3 вида социальных нормативов: минимально-допустимые, рационально- и максимально-допустимые[2].
Самое важное значение в прогнозировании и планировании социальных порядков присущ такой норматив, как минимальный потребительский бюджет (МПБ). Данный норматив предполагает стоимость материальной гарантии жизни человека по научно-доказанным нормам употребления продуктов питания, главных непродовольственных товаров и платных услуг. Дает возможность насытить потребности человека на этапе минимальных физиологических норм, необходимых для заполнения энергетических затрат человека, создать условия сохранение здоровья, минимальных потребностей в предметах одежды, санитарии и гигиены, культурных потребностей, оплаты жилищно-коммунальных услуг и транспорта. Минимальный потребительский бюджет рассчитывается для различных групп населения раз в месяц. Данный показатель должен применяться для вычисления минимальной ЗП, пенсии, стипендии, других социальных выплат, содержащие государственную помощь малоимущим гражданам[3].
Используются 2 способа выработки МПБ - статистический и нормативный. Первый способ, а именно статистический, используется при выявлении потребительских расходов населения опираясь на данные исследований денежного состояния семей. Чаще всего его используют при вычислении расходов на непродовольственные товары и услуги. Второй(нормативный) способ используется при наличии минимально
допустимых с научной т. зрения норм. Наиболее часто нормы и нормативы применяются при выявлении потребностей на продовольственные товары[4].
Выделяют минимальную «потребительскую корзину», которая создает минимально-нормальный этап употребления, и рациональную «потребительскую корзину», отображающую основную благоприятную методику употребления. Минимальная «потребительская корзина» содержится в основе выявления среднего минимального потребительского денежного состояния и прожиточного минимума и вычисляется для семьи из четырех человек с двумя детьми, одиночки в трудоспособном возрасте, пенсионера, молодой семьи с одним ребенком, студента. «Потребительская корзина» создается по главным статьям расходов:
— питание;
— личные вещи;
— предметы личной гигиены и медицина;
— предметы бытового пользования;
— ЖКХ;
— духовные мероприятия и отдых;
— транспорт, связь;
— образование;
— обязательные платежи;
— иные выплаты.
Прожиточный минимум - это сумма денег, которая идет на удовлетворение минимально допустимых потребностей. Минимальная ЗП является основным нормативом для прикрепления граждан к малоимущим группам населения, находящимся за «чертой бедности». От минимального уровня потребления следует отличать физиологический минимум потребления, необходимый для физического существования человека[2].
Для использования мер государственной социальной политики законодательно применяет минимальный размер зарплаты и пенсии, представляющие собой минимальные государственные правила. Минимальный размер оплаты труда является первичной величиной для объединения зарплаты по сложности, квалификации, условиям и сферам приложения труда. Он применяется при заключении групповых договоров между наемными работниками и работодателями. В бюджетной сфере государственным минимальным социальным стандартом в области оплаты труда является ставка 1-го разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. В области пенсионного обеспечения государственным минимальным стандартом является размер минимальных пенсионных выплат. Пенсии по возрасту назначаются в размере 55% среднемесячного заработка за два года из последних десяти лет, но не ниже минимального размера пенсии, составляющие 150% минимальной заработной платы.
Использованные источники:
1. Бромлей Ю.В., Шкаратан О.И. Национальные трудовые традиции -важный фактор интенсификации производства. - Социол. Исслед., 2017, №2, с.50-56
2. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. M.: Высшая школа, 2018.-238 с.
3. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской федерации. Год 2007 / Под общей ред. проф. Ю. Е. Федорова. - М.: Права человека, 2016, с 4548.
4. Долишний М.И. Социально-экономические проблемы эффективного использования трудовых ресурсов региона. - М., 2016.-216 с.