Научная статья на тему 'The legal framework for ensuring the standards of the living standards of the population in Ukraine'

The legal framework for ensuring the standards of the living standards of the population in Ukraine Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
basic social standard / consumer recruitment / consumer basket and minimum consumer budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Elena Levanda

The purpose of the paper is legal base in the context of the system of ensuring standards of living standards of the population of Ukraine. Methodology. The analysis of normative – legal documents on the basic level of life of different population groups. The legislative field is investigated through the official web portal of the Verkhovna Rada of Ukraine, the State statistics service of Ukraine clarified the period from 1991 to the present. Results. Functioning laws of the last century – outdated, not consistent with the goals of social policy and the contemporary economy. It is important to modernize the laws, concerning basic living standards of the population to the country's foreign policy, according to the EU methodology. Apply state social standard as a tool for poverty reduction, and the perspective tool starter package with a guaranteed standard of living government to its citizens. The practical implications. Different stages of development of economy of independent Ukraine, laid the foundations of the legislative framework of normative documents concerning social protection of the population. A country's legal framework contains a set of laws belonging to the last century, policy and regulatory documents that comply with EU standards. In turn, the regulatory framework has tenedency to the modernization of laws that establish the guaranteed state social standards and guarantees for every citizen. Value/originality. Analysis of the legislative base, revealed the ineffectiveness of the law guaranteeing basic social standard to citizens. Understanding of the process of modernization of a relatively large part of the laws adopted in the last century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОРМАТИВОВ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В УКРАИНЕ

Цель статьи – исследовать нормативно-правовую базу в контексте системы обеспечения нормативов уровня жизни населения Украины. Методология. Анализ нормативно-правовых документов, относительно базового уровня жизни разных групп населения. Законодательное поле исследовано с помощью официального веб-портала Верховной Рады Украины, официального сайта Государственной службы статистики Украины. В работе осветляется период с 1991 года по настоящее время. Результаты. Функционирующие законы прошлого столетия – устарели, не соответствуют целям социальной политики и современным возможностям экономики. Важно модернизировать свод законов, относительно базового стандарта уровня жизни населения к внешней политики страны, согласно методологии ЕС. Применять государственный социальный стандарт не как инструмент борьбы с бедностью, а в ракурсе инструмента стартового пакета гарантированного уровня жизни государством своим гражданам. Практические последствия. Разные стадии развития экономики независимой Украины, заложили основы в законодательной базе нормативных документов, относительно социальной защиты населения. Законодательная база страны содержит свод законов, принадлежащих к политике прошлого столетия так и нормативные документы, отвечающие стандартам ЕС. В свою очередь нормативно-правовая база имеет тенденцию к модернизации законов, которые устанавливают гарантированный государственный социальный стандарт и гарантии для каждого гражданина. Ценность/оригинальность. Анализ законодательной базы, раскрыл неэффективность закона, гарантирующего базовый социальный стандарт гражданам. Понимание процесса модернизации относительно большей части законов, принятых в прошлом столетии.

Текст научной работы на тему «The legal framework for ensuring the standards of the living standards of the population in Ukraine»

THE LEGAL FRAMEWORK FOR ENSURING THE STANDARDS OF THE LIVING STANDARDS OF THE POPULATION IN UKRAINE

Elena LEVANDA1

Research Centre of Industrial Problems of development of National Academy of Sciences of Ukraine, Ukraine

Abstract. The purpose of the paper is legal base in the context of the system of ensuring standards of living standards of the population of Ukraine. Methodology. The analysis of normative - legal documents on the basic level of life of different population groups. The legislative field is investigated through the official web portal of the Verkhovna Rada of Ukraine, the State statistics service of Ukraine clarified the period from 1991 to the present. Results. Functioning laws of the last century - outdated, not consistent with the goals of social policy and the contemporary economy. It is important to modernize the laws, concerning basic living standards of the population to the country's foreign policy, according to the EU methodology. Apply state social standard as a tool for poverty reduction, and the perspective tool starter package with a guaranteed standard of living government to its citizens. The practical implications. Different stages of development of economy of independent Ukraine, laid the foundations of the legislative framework of normative documents concerning social protection of the population. A country's legal framework contains a set of laws belonging to the last century, policy and regulatory documents that comply with EU standards. In turn, the regulatory framework has tenedency to the modernization of laws that establish the guaranteed state social standards and guarantees for every citizen. Value/originality. Analysis of the legislative base, revealed the ineffectiveness of the law guaranteeing basic social standard to citizens. Understanding of the process of modernization of a relatively large part of the laws adopted in the last century.

Key words: basic social standard, consumer recruitment, consumer basket and minimum consumer budget.

JLF Classification: 13, 138, К1

1. Введение

Каждый гражданин современного государства должен иметь равные возможности строить жизнь по своему собственному выбору и быть застрахованным от крайних форм депривации (лишения возможностей удовлетворить жизненно важные потребности). Социальная справедливость - это фактор, обеспечивающий безопасность в «завтрашнем дне». Государственные институты должны способствовать выравниванию правил игры, когда все члены общества располагают примерно одинаковыми шансами стать социально активными, политически влиятельными и экономически продуктивными, вносить свой вклад в устойчивый экономический рост и устойчивое развитие (Всемирный банк, 2005). Государство выступает гарантом для населения, обеспечивая каждому гражданину государственные социальные стандарты и гарантии - Закон «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» № 2017-111 от 05.10.2000г. Согласно данного закона базовый социальный стандарт, есть прожиточный минимум (раздел 1, статья 6). Таким образом, доходы каждого гражданина Украины независимо от его социальной роли в

обществе зависят от установленных Правительством экономических показателей прожиточного минимума на одно лицо и для основных социальных и демографических групп населения. Цель работы - исследование нормативно-правовой базы в контексте системы обеспечения нормативов уровня жизни населения Украины. Проблема законодательного поля Украины относительно правовых гарантий социальной защиты населения состоит в нечеткости трактовки понятий; награможденности нормативно-правовой базы, относительно базового социального стандарта уровня жизни; финансовых показателей установленных законом, которые не соответствует стоимости основных потребностей для разных групп населения в повседневности; не соответствии приоритетам современной социальной политики, проводимой в государстве и реальным возможностям экономики.

2. Стандарты уровня жизни населения Украины

Миссия государства - развитие человека и человеческого потенциала, с помощью государственных

Corresponding author:

1 Kharkiv Department for Macroeconomic Policy and Regional Development, Sector for Macroeconomic Analysis and Forecasting, Research Centre of Industrial Problems of development of National Academy of Sciences of Ukraine. E-mail: levanda2008@rambler.ru

институтов и законодательной базы, утвержденной в стране.

Стартовой площадкой социальной защиты и социальных гарантий в Украине при переходе к рыночной экономике в 1991 г. является закон «О минимальном потребительском бюджете» Верховный Совет УССР; Закон от 03.07.1991 № 1284-Х11. Закон был утвержден 1-м президентом независимого государства Украины - Л. Кравчуком. Цель закона -«Обеспечить проведение социальной политики, направленной на поддержку наименее социально защищенных слоев населения, формирование взаимосвязанной системы минимальных доходов и расходов государства на их содержание в учреждениях социальной сферы». Минимальный потребительский бюджет (МПБ) - это набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг в натуральном и стоимостном выражении, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. МПБ формируется нормативным методом на основе системы потребительской корзины, научно обоснован. Стоимостная оценка МПБ пересматривается с учетом индекса цен на потребительские товары и услуги.

МПБ служит ориентиром стоимости жизни для населения с низкими доходами и мотивацией для правительства, как социального стандарта уровня жизни, который заслуживают граждане Украины в условиях увеличения показателей экономики в стране. МПБ был сформирован в период становления Украины как независимого государства. Нормативно-правовая база выходит из переходных законов бывшего СССР. Анализ литературы по данному вопросу - ограничен. МПБ гарантирует гражданам равные шансы быть здоровыми, экономически продуктивными, социально активными. Статус в законодательном поле - действующий, однако на практике находиться в «латентной форме».

С 1994 по 1999 гг., экономика Украины находится в кризисных условиях. Разрабатывается и утверждается Закон Украины N 190/94-ВР «О черте мало обеспеченности» от 04.10.1994 г. Согласно ст. 46 Конституции Украины (254к / 96-ВР) «Пенсии, другие виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом». Таким образом, население должно быть социально защищенным. В этот период устанавливается социальный норматив - черта мало обеспеченности. Величина среднедушевого совокупного дохода, который обеспечивает нетрудоспособным гражданам потребление товаров и услуг на минимальном уровне, установленном законодательством. Применяется предел мало обеспеченности для определения размеров социальных гарантий и социальной помощи. Закон

закладывает правовую основу осуществления адресной материальной поддержки наименее социально защищенных слоев населения в условиях кризисного состояния экономики (http://zakon3.rada.gov.ua/ laws/show/190/94-%D0%B2%D1%80). В дальнейшем он становится основой закона «О прожиточном минимуме».

В настоящее время этот закон применяется к нетрудоспособным гражданам, которые получают пенсию, и среднедушевой совокупный доход семей не превышает величины стоимости черты мало обеспеченности (http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/1282-12). Применяется нормативно-статистический метод. Продовольственные товары определяются в соответствии с социальными нормами потребления для нетрудоспособного возраста - нормативным методом. Стоимость непродовольственных товаров и услуг и стоимость на содержание жилья, определяются в соответствии с фактическими расходами семей с низкими доходами. Стоимость непродовольственных товаров не может составлять менее 15% от стоимости продуктового набора (http://zakon3.rada.gov.ua/ laws/show/190/94-%D0%B2%D1%80). Величина стоимости черты мало обеспеченности один раз в год утверждается и прописывается в Государственном бюджете Украины, Верховным Советом Украины. Может пересматриваться в соответствии с ростом индекса цен на потребительские товары и услуги вместе с уточнением показателей Государственного бюджета Украины. В исключительных случаях Верховный Совет Украины может утвердить величину стоимости черты мало обеспеченности без утверждения государственного бюджета Украины. Статус закона - действующий в законодательной базе.

В 1999 году в условиях реконструкции экономики Украины был принят Закон Украины № 966-XIV «О прожиточном минимуме» от 15.07.1999. Он заложил правовые основы реализации государством конституционной гарантии граждан на достаточный жизненный уровень (ст. 46 Конституции Украины (254к/96-ВР)). Прожиточный минимум - это стоимостная величина достаточного для обеспечения нор -мального функционирования организма человека, сохранения его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимый для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности. В разрезе украинская потребительская корзина определяет величину прожиточного минимума каждого украинца - согласно постановлению №780 «Об утверждении наборов продуктов питания, наборов непродовольственных товаров и услуг для основных социальных и демографических групп населения», от дущая версия методика №656, п.1 от 14.04.2000 г). Для расчета прожиточного минимума используются средние потребительские цены (тарифы) в

стране (регионе), пункт 1.5 (http://ukrstat.org/uk/ metod_polog/metod_doc/2006/519/519.htm). Стоимость пожиточного минимума оценивается в текущих ценах, корректируются исходя из развития и возможностей экономики. Согласно Конституции Украины, прожиточный минимум является базовым социальным стандартом и государственным регулятором бюджета Украины, при утверждении показателей на год.

Указом Президента Украины N 637/2001 (637/2001) от 15.08.2001 р., впервые официально в стране утвердили черту бедности («Стратегия преодоления бедности»). Черта бедности - это уровень дохода, ниже которого невозможно удовлетворение основных потребностей. Черта бедности рассчитывается по фиксированной долей среднедушевого дохода (расходов) - 75% медианного уровня совокупных доходов (расходов) в расчете на условного взрослого на основании данных выборочного обследования условий жизни домохозяйств, проводится Государственной службой статистики Украины. Для определения черты бедности используют показатель расходов (это связано с тем, что в стране развита теневая экономика, и доходы деятельности граждан не зарегистрированы в государственных институтах). Из этого следует, что черта бедности определяет масштабы и уровень бедности в стране. В законодательном поле дает общую оценку уровня жизни населения.

В 2012 году, согласно Приказа № 629/1105/1059/408/612 «Методика комплексной оценки бедности» от 08.10.2012 и Приказа № 114/242/392/85/85 «Методика проведения мониторинга и оценки эффективности программ социальной поддержки населения» от 12.03.2013 - рассчитывают существующие в современности черты бедности. «Методика проведения мониторинга и оценки эффективности программ социальной поддержки населения» предусматривает расчет системы показателей, которые формируются на основе обследования домохозяйств, статистических и административных данных, относительно бедности. Устанавливает предел бедности по относительному критерию (определяется по фиксированной долей среднедушевых совокупных расходов) - 75% медианного уровня среднедушевых эквивалентных совокупных расходов в расчете на одну условную личность и черту бедности по абсолютному критерию - размер законодательно установленного прожиточного минимума в расчете на месяц на одного человека. По относительному критерию с использованием показателя «эквивалентные совокупные расходы в расчете на одно лицо» осуществляет Институт демографии и социальных исследований им. Птухи (далее - НАН Украины). По абсолютному критерию с использованием показателя «эквивалентные общие доходы в расчете на одно лицо» осуществляет Государ-

ственная служба статистики Украины, пункт 1.4 (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z0508-13). Рассчитывается один раз в год. Цель - отследить изменения в численности получателей помощи, объемы и суммы выплат, оценить влияние на бедность, действенность и адресность помощи, пункт 1.7 (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z0508-13). «Методика комплексной оценки бедности» утверждает уже существующие границы бедности в Приказе № 114/242/392/85/85 от 12.03.2013 и другие: границу крайней бедности, определенная по относительному критерию 60% медианного уровня среднедушевых эквивалентных совокупных расходов. Адаптирована к критерию Европейского Союза; границу абсолютной бедности, определяется по критерию стоимости суточного потребления на уровне 5 долларов США в соответствии с паритетом покупательной способности (гривневый эквивалент 5 долларов США по паритету покупательной способности рассчитывается Всемирным банком), используют для сравнения с международными показателями. Расчеты осуществляются ежеквартально на основании данных выборочного обследования условий жизни домохозяйств Государственной службой статистики Украины, пункт 1.3, 1.6 (http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/z1785-12). Цель - выполнение Государственной целевой социальной программы преодоления и предотвращения бедности.

С 2002 года вводится расчет индекса потребительских цен (ИПЦ) по международной классификации индивидуального потребления по целям (COICOP-HBS (1997)) - товары и услуги, наиболее репрезентативные и важные для всех домашних хозяйств. Рассчитывается ИПЦ на основе «Потребительского набора» Государственной службы статистики. Потребительский набор - единый для всех регионов страны репрезентативно отобранный перечень товаров и услуг, чаще всего потребляющий населением. ИПЦ характеризует изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, которые покупает население для непроизводственного потребления. Методология расчета ИПЦ базируется на общих требованиях Конвенции 160 Международной организации труда 1985 года (статья 12), «Резолюции по индексам потребительских цен», принятой на 17 Международной конференции статистиков труда (2003) и совместном документе МОТ, МВФ, ОЭСР, Евростата, ООН и Всемирного банка «Руководство по индексу потребительских цен. Теория и практика» (2004). Наблюдение за изменениями потребительских цен (тарифов) на товары (услуги) осуществляется на центральном уровне и является репрезентативным для расчета ИПЦ для каждого региона страны (гипермаркеты и супермаркеты, торговые центры, средние, маленькие и др. специализированные магазины), кроме сельской местно-

сти. Отражает реальную структуру потребительских денежных расходов домохозяйств; оптимальную организацию процесса регистрации цен; современные потребности украинцев и их структуру потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг. Показатель ИПЦ характеризует уровень инфляции, который используется в государ-

ственной политики для анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра денежных доходов населения, перерасчета показателей системы национальных счетов в постоянные цены, обеспечивает проведение международных сопоставлений.

Потребительский набор, это удовлетворение актуальных потребностей населения в сложившихся

Государственные социальные стандарты и гарантии для населения Украины

4

i>

Программа интеграции Украины в Европейский Союз Президент Украины; Программа от 14.09.2000г.

Потребительский набор (Государственной службы статистики Украины\ 2002г.) международная классификация индивидуального потребления по целям (СО1СОР-Н^ (2003)) - тЪвары и услуги, наиболее репрезентативными важные для ¿сех домашних хозяйств. Экономика: развитие^ экономическом^прогрессу и политической стабильности.

Потребитель Украины Рис. 1. Государственные социальные стандарты и гарантии независимой Украины

условиях экономики. ИПЦ фиксирует экономическую составляющую, каждого домохозяйства «здесь и сейчас». С помощью установленного ИПЦ индексируются государственные социальные гарантии для населения. Структура потребительского набора, соответствует стандартам Евросоюза, адаптирована к современным условиям Украины, включая все сферы жизни населения.

Государственные социальные стандарты и гарантии для населения Украины с 1991 г. по настоящее время (рис. 1).

3. Спецификация потребительских бюджетов в Украине

В правовом поле Украины на сегодняшний день действуют три потребительских бюджета: Минимальный потребительский бюджет (МПБ); Базовый социальный стандарт - прожиточный минимум (ПМ); Потребительский набор (ПН) Государственной службы статистики Украины. Действующие потребительские бюджеты относятся к разным моделям уровня жизни. Отличия состоят в норме потребления, структуре спецификации, ассортимента товаров и услуг, стоимости потребительских корзин.

Из таблицы 1 видно, что «Потребительский набор» Государственной службы статистики состоит из 12 групп спецификаций. Удовлетворяет фактические потребности всех групп населения Украины «здесь и сейчас». Методология - Государственная служба статистики Украины, Приказ №

Таблица 1

Спецификация потребительских бюджетов в Украине

190 от 01.07.2013г. (с изменениями, Приказ № 371 от 28.11.2014г. и Приказ № 315 от 05.11.2015 г. -методологические положения по организации статистического наблюдения за изменениями цен (тарифов) на потребительские товары (услуги) и расчетов индексов потребительских цен. «Потребительский набор» утверждается Государственной службой статистики Украины вместе с межведомственной группой - специалисты Министерства экономического развития Украины, Национального Банка Украины, профсоюзов, ученые. Соответствует методологии Евросоюза. «Минимальный потребительский бюджет» - состоит из 10 групп спецификаций. Удовлетворяет основные физиологические и социально - культурные потребности личности. Методология - Постановление N 244 «О минимальном потребительском бюджете» от 3.10.1991 г. В расчете состава корзины участвуют профсоюзы и общество защиты прав потребителей. Далее бюджет проходит научно-общественную экспертизу при Кабинете Министров Украины (КМУ) и утверждается данным ведомством. Население: одно лицо или семьи разного типа. Прожиточный минимум - состоит из 9 групп спецификаций. Удовлетворяет физиологические, основные социальные и культурные потребности личности. Методология - Приказ №109 / 95/157 «Методика определения прожиточного минимума на одно лицо и для лиц, относящихся к основным социальных и демографических групп населения» от 17.05.2000 г. Расчет состава корзины производит Министерство социальной политики Украины, Министерство

№ п/п Спецификация Потребительский набор Приказ Государственной службы статистики Украины № 158 от 29.08.2016 г. Прожиточный минимум Закон Украины № 966-XIV, ст. 4. от 15.07.1999 г. Постановление №780 от 11.10.2016 г. Минимальный потребительский бюджет Закон Украины № 1284-XII от 03.07.1991г.

1. Питания и безалкогольные напитки ++ +/ + +/ -

2. Алкогольные напитки и табачные изделия ++ -/- +

3. Одежда и обувь ++ + +

4. Жилье, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива ++ + +

5. Бытовая техника и текущее обслуживание ++ + +

6. Здоровье ++ -/+ +

7. Транспорт ++ + +

8. Коммуникации ++ + +

9. Отдых, культура ++ -/+ -/+

10. Образование ++ -/+ +

11. Рестораны и гостиницы ++ - -

12. Смешанные товары и услуги ++ - +

Итого: 12 9 10

Источник: сайт Верховного Совета Украины

финансов Украины, Министерство Охраны Здоровья Украины, Министерство экономического развития Украины, представители Профсоюзов и работодателей. Утверждается КМУ.

Все бюджеты утверждаются один раз в год и пересматриваются, раз в пять лет. Однако базовый социальный стандарт был пересмотрен и утвержден через 16 лет с момента его функционирования на социально-экономической платформе Украины. Данное действие противоречит законодательной базе страны.

4. Исследование законодательного поля нормативов уровня жизни населения

Исследование нормативно-правовой базы в контексте системы обеспечения нормативов уровня жизни, дал оценку функционирования населения в рамках законодательной системы в повседневности. Законодательное поле исследовано с помощью официального веб-портала Верховной Рады Украины, официального сайта Государственной службы статистики Украины. Анализ показал, что большая часть законов, соприкасающихся с внутренней политикой Украины характерны для политики прошлого столетия. В настоящее время в условиях инновационного развития страны, законодательная база нуждается в модернизации и изменении фундаментальных законов, относительно законов социальной защиты населения. Социальная политика не должна строить фундамент социальной защиты на принципах «прошлого опыта». Базовый социальный стандарт, используется правительством как инструмент борьбы с бедностью, что не соответствует политики государства в условиях интеграции в ЕС. Население не обучено, как вести здоровый, экономный и социально активный образ жизни. Внешней политики Украины, соответствует «Потребительский набор» Государственной службы статистики Украины. Адаптирован и протестирован с 2002 года к нынешнему законодательству, жизнедеятельности населения и отвечает методологии ЕС. Сегодня «Потребительский набор» применяется в рамках международной статистики и как адаптер социальных гарантий во времени. Из этого следует, что законодательная база внутренней политики Украины устарела и идет параллельно с нормативными документами, отвечающих внешней политики страны.

5. Выводы

Переход Украины к рыночной экономики в 1991 году заложил основу социальной защиты и социальных гарантий для населения, закон «О минимальном потребительском бюджете». Модель - социального стандарта уровня жизни. В условиях реконструкции экономики Украины в 1999 году, был основан закон «О прожиточном минимуме». Модель - достаточный жизненный уровень. В условиях интеграции Украины в Европу, 2002 год - Классификация индивидуальных потребностей по целям (далее потребительский набор Государственной службы статистики Украины). Модель - приемлемый уровень жизни. Выполняя роль государственного базового социального стандарта в законодательстве - прожиточный минимум применяется и используется в реальной экономике в качестве номинального показателя для расчета социальных гарантий (социальной помощи, минимальный должностной оклад и минимальная заработная плата, пенсии, стипендии). Не отображает актуальные потребности населения. Государство не может обучить население, как строить здоровую, экономную, социально активную жизнь в обществе, из-за несоответствия стоимости базового социального стандарта, заложенного в бюджете и фактической стоимости основных потребностей в повседневности. Нормативно-правовая база по отношению к базовому социальному стандарту имеет большую нагрузку и сталкивается с большим количеством нормативных документов, нет четкости в экономических показателях, доступности в понятиях нормативных документов, последовательности применения законов.

Переориентация социальной политики от политики прошлого столетия к современности, позволит модернизовать каркас законов, относительно стандарта уровня жизни населения в реальных возможностях развития экономики. Применять государственный социальный стандарт не как инструмент борьбы с бедностью, а в ракурсе инструмента стартового пакета гарантированного уровня жизни государством своим гражданам. Базовый социальный стандарт должен мотивировать население к социальной «полезности», в связи с этим должен идти с функцией справедливости. Дифференцировать социальную справедливость по стандартам уровня жизни для различных слоев населения (децильные группы), согласно КИПЦ

References:

Obzornyj doklad o mirovom razvitii 2006. Socialnaya spravedlivost' i razvitie. Vsemirnyj bank. Vashington: federalnyj okrug Kolumbiya. 2005. 34 s.

Zakon Ukrayiny «Pro prozhytkovyy minimum»: Zakon vid 15.07.1999 №966-XIV [Elektronnyi resurs]. -Retrieved from: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/966-14

Zakon Ukrayiny «Pro mezhu malozabezpechenosti»: Zakon vid 04.10.1994 №190/94-VR [Elektronnyi resurs]. -Retrieved from: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/190/94-%D0%B2%D1%80

Zakon Ukrayiny «Pro indeksatsiyu hroshovykh dokhodiv naselennya»: Zakon VR URSR vid 03.07.1991 №1282-XII [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/1282-12

■ i t „ „ „, „ Baltic Journal of Economic Studies ol. 3, No. 2, 2017-J--

Nakaz № 519 «Pro zatverdzhennya Metodolohichnykh polozhen' shchodo orhanizatsiyi statystychnoho sposterezhennya za zminamy tsin (taryfiv) na spozhyvchi tovary (posluhy) i rozrakhunku indeksu spozhyvchykh tsin» vid 14.l1.2006. Derzhstat Ukrayny [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http://ukrstat.org/uk/metod_ polog/metod_doc/2006/519/519.htm

Nakaz №114/242/392/85/85 «Metodyka provedennya monitorynhu ta otsinyuvannya efektyvnosti prohram sotsial'noyi pidtrymky naselennya» vid 12.03.2013 [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http: //zakon2.rada. gov.ua/laws/show/z0508-13

Nakaz №629/1105/1059/408/612 «Metodyka kompleksnoyi otsinky bidnosti» vid 08.10.2012 [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/z1785-12

Nakaz №480 «Pro zatverdzhennya Klasyfikatsiyi indyvidual'noho spozhyvannya za tsilyamy» vid 29.12.2007. Derzhstat Ukrayny [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http://www.ukrstat.gov.ua/norm_ doc/2007/480_2007.htm

Nakaz №158 «Pro zatverdzhennya metodolohichnykh polozhen' shchodo orhanizatsiyi statystychnoho sposterezhennya za zminamy tsin (taryfiv) na spozhyvchi tovary (posluhy) i rozrakhunkiv indeksiv spozhyvchykh tsin» vid 29.08.2016. Derzhstat Ukrayny [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http://www.ukrstat.gov.ua/ metod_polog/metod_doc/2016/158/158_2016.htm

Zakon Ukrayiny «Pro derzhavni sotsial'ni standarty ta derzhavni sotsial'ni harantiyi»: Zakon vid 05.10.2000 №2017-III [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2017-14 Zakon Ukrayiny «Pro minimal'nyy spozhyvchyy byudzhet»: Zakon VR URSR vid 03.07.1991 №1284-XI [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1284-12

Zakon Ukrayiny «Pro derzhavnu sotsial'nu dopomohu malozabezpechenym sim»yam»: Zakon vid 01.06.2000 № 1768-III-VrU [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1768-14 Zakon Ukrayiny «Pro Derzhavnyy byudzhet Ukrayiny na 2016 rik»: Zakon vid 25.12.2015 №928-VIII [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/928-19

Postanova Ukrayiny «Pro naukovo-hromads'ku ekspertyzu naboru produktiv kharchuvannya, naboru neprodovol'chykh tovariv i naboru [...] «: Postanova № 1767 KMU vid 24.09.1999 [Elektronnyi resurs]. -Retrieved from: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/1767-99-%D0%BF

Postanova Ukrayiny «Pro zatverdzhennya Polozhennya pro vyznachennya vartosti neprodovol'chykh tovariv i posluh ta vartosti utrymannya zhytla pry formuvanni mezhi malozabezpechenosti»: Postanova № 310 vid 01.03.1999 [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/310-99-%D0%BF

Postanova Ukrayiny «Poryadok provedennya indeksatsiyi hroshovykh dokhodiv naselennya»: Postanova N 1078 KMY vid 17.07.2003p [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/1078-2003-%D0%BF

Postanova Ukrayiny « Pro zatverdzhennya naboriv produktiv kharchuvannya, naboriv neprodovol'chykh tovariv ta naboriv posluh dlya [...] «: Postanova № 656 KMU vid 14.04.2000p [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/656-2000-%D0%BF

Nakaz № 519 «Pro zatverdzhennya metodolohichnykh polozhen' shchodo orhanizatsiyi statystychnoho sposterezhennya za zminamy tsin (taryfiv) na spozhyvchi tovary (posluhy) i rozrakhunku indeksu spozhyvchykh tsin» vid 14.11.2006. Derzhstat Ukrayny [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http://ukrstat.org/uk/metod_ polog/metod_doc/2006/519/519.htm

Nakaz №190 zi zminamy vid 01.07.2013, zatverdzhenymy nakazamy № 371 vid 28.11.2014 ta № 315 vid 05.11.2015. Derzhstat Ukrayny [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http://www.ukrstat.gov.ua/metod_polog/metod_ doc/2013/190/190_2013.htm

Nakaz №109/95/157 «Pro zatverdzhennya Metodyky vyznachennya prozhytkovoho minimumu na odnu osobu ta dlya osib, yaki vidnosyat'sya do osnovnykh sotsial'nykh i demohrafichnykh hrup naselennya» vid 17.05.2000p [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/z0347-00 Nakaz Prezydenta Ukrayiny L. Kuchma № 637/2001 «Pro stratehiyu podolannya bidnosti» vid 15.08.2001. Derzhstat Ukrayny [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http://www.ukrstat.gov.ua

Konstytutsiya Ukrayiny: Zakon vid 28.06.1996 № 254k/96 - VR [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http: //zakon2.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80

Ministerstvo sotsial'noyi polityky Ukrayiny [Elektronnyi resurs]. - Retrieved from: http://www.mlsp.gov.ua/ labour/control/uk/index

Baltic Journal of Economic Studies „ -J--Vol. 3, No. 2, 2017

Елена ЛЕВАНДА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОРМАТИВОВ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В УКРАИНЕ

Аннотация. Цель статьи - исследовать нормативно-правовую базу в контексте системы обеспечения нормативов уровня жизни населения Украины. Методология. Анализ нормативно-правовых документов, относительно базового уровня жизни разных групп населения. Законодательное поле исследовано с помощью официального веб-портала Верховной Рады Украины, официального сайта Государственной службы статистики Украины. В работе осветляется период с 1991 года по настоящее время. Результаты. Функционирующие законы прошлого столетия - устарели, не соответствуют целям социальной политики и современным возможностям экономики. Важно модернизировать свод законов, относительно базового стандарта уровня жизни населения к внешней политики страны, согласно методологии ЕС. Применять государственный социальный стандарт не как инструмент борьбы с бедностью, а в ракурсе инструмента стартового пакета гарантированного уровня жизни государством своим гражданам. Практические последствия. Разные стадии развития экономики независимой Украины, заложили основы в законодательной базе нормативных документов, относительно социальной защиты населения. Законодательная база страны содержит свод законов, принадлежащих к политике прошлого столетия так и нормативные документы, отвечающие стандартам ЕС. В свою очередь нормативно-правовая база имеет тенденцию к модернизации законов, которые устанавливают гарантированный государственный социальный стандарт и гарантии для каждого гражданина. Ценность/оригинальность. Анализ законодательной базы, раскрыл неэффективность закона, гарантирующего базовый социальный стандарт гражданам. Понимание процесса модернизации относительно большей части законов, принятых в прошлом столетии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.