_______ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ _______
Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 6 (123). С. 174-184. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 6 (123), pp. 174-184.
Научная статья
УДК 373 https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-6-123-16
EDN: JPKHDA
Прогнозирование делинквентного поведения подростков в деятельности социального педагога школы
Наталья Владимировна Гольцова1®, Елена Викторовна Яковлева2,
Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1565-7449 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9127-5178
Аннотация. Современные приоритеты российского государства и общества в сохранении физически и нравственно здорового подрастающего поколения актуализируют проблему совершенствования профилактики одного из крайних видов девиантного поведения -делинквентного поведения подростков - в деятельности социального педагога школы как массовой образовательной организации. В исследовании на основе анализа общей логики педагогического прогнозирования, эмпирического исследования запроса социальных педагогов школ на научно обоснованный подход в прогнозировании делинквентного поведения подростков были разработаны, обоснованы и детально описаны логика и содержание прогнозирования.
Ключевые слова: прогнозирование, делинквентное поведение, подросток, логика прогнозирования, содержание прогнозирования, социальный педагог, методы прогнозирования
Для цитирования: Гольцова Н. В., Яковлева Е. В. Прогнозирование делинквентного поведения подростков в деятельности социального педагога школы // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 6 (123). С. 174-184. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-6-123-16
Forecasting delinquent behavior of adolescents in the activities of a social pedagogue at school
Natalia V. Goltsova1®1, Elena V. Yakovleva2,
Cherepovets State University, Cherepovets, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1565-7449 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9127-5178
Abstract. The modern priorities of the Russian state and society in preserving the physically and morally healthy younger generation actualize the problem of improving the prevention of one of the
® Гольцова Н. В., Яковлева Е. В., 2024
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
174 ISSN 1994-0637
(print)
Н. В. Гольцова, Е. В. Яковлева. Прогнозирование делинквентного поведения ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
подростков в деятельности социального педагога школы НАУКИ
extreme types of deviant behavior which is delinquent behavior of adolescents in the activities of a social pedagogue at school as an educational organization. Based on the analysis of the general logic of pedagogical forecasting, an empirical study of the request from schools' social educators for a scientifically based approach in predicting delinquent behavior of adolescents, the forecasting logic and content were developed, justified and described in detail.
Keywords: forecasting, delinquent behavior, teenager, forecasting logic, forecasting content, social pedagogue, forecasting methods
For citation: Goltsova N. V., Yakovleva E. V. Forecasting delinquent behavior of adolescents in the activities of a social pedagogue at school. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 6 (123), pp. 174-184. (In Russ.) https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-6-123-16
Введение
Современная политика России в отношении детей всех возрастных групп характеризуется углублением гуманного отношения к детству во всех его проявлениях; определяет приоритеты воспитания, образования и развития детей в социуме; сохранение здорового подрастающего поколения1.
Школа как массовая образовательная организация концентрирует в себе все усилия государства, общества, профессионального педагогического сообщества в развитии подрастающего поколения. Актуальной задачей школы является поиск способов профилактики девиантного поведения подростков в самых разных его проявлениях, к которым относится и делинквентное поведение. Школа призвана обеспечить оптимальные условия для успешной социализации подростка с делинквентным поведением и использовать различные способы его профилактики в целях нейтрализации негативного социального опыта. Одним из таких способов является прогнозирование делинквентного поведения подростков.
Социальный педагог школы выступает одним из ключевых субъектов профилактики разных видов девиантного поведения детей. Умение научно обоснованного и практически необходимого прогнозирования возможных проявлений делинквентного поведения подростков и на этой основе его предупреждения - одна из актуальных задач социального педагога.
Необходимость решения задачи профилактики делинквентного поведения в подростковой среде обусловлена тем, что в стране прослеживается тенденция к увеличению числа детей и подростков с делинквентным поведением. Крайними проявлениями делинквентного поведения подростков являются не столь давние случаи проникновения в образовательные учреждения несовершеннолетних с огнестрельным оружием.
1 Указ Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая 2017 г. «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954 (дата обращения: 25.05.2023); Распоряжение Правительства Российской Федерации № 122-р от 23 января 2021 г. «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года». URL: http://government.ru/docs/all/132503/ (дата обращения: 25.05.2023).
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
ISSN 1994-0637 175
(print)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Н. В. Гольцова, Е. В. Яковлева. Прогнозирование делинквентного поведения подростков в деятельности социального педагога школы
Основная часть
В отечественной науке накоплен значительный опыт исследования девиантного поведения подростков в целом и делинквентного в частности.
Основы девиантного поведения подростков анализируют В. Зикратов1, Е. В. Зма-новская1 2, А. Е. Личко3 и др.
Делинквентное поведение исследуют И. С. Кон4, А. А. Реан5, В. В. Щепетов6, Л. Б. Шнейдер7 и др.
Классификацию подростков, склонных к делинквентному поведению, описывает в своих работах Б. Н. Алмазов8.
Причины и факторы, способствующие формированию делинквентного поведения подростков, а также способы нейтрализации их влияния раскрывает Н. Б. Астанина9. Психологические факторы делинквентного поведения личности анализирует Е. В. Гартвик10 11 .
Т. М. Зайко11 анализирует основные показатели преступлений подростков, их детерминанты; представляет психолого-криминологическую характеристику личности несовершеннолетнего преступника.
И. Протасова12 в своих работах представляет теоретические и прикладные аспекты социально-педагогической деятельности по профилактике делинквентного поведения учащихся в условиях школы.
1 Зикратов В. Девиантно-делинквентное поведение детей и подростков // Социальная педагогика. 2008. № 1. С. 47-49.
2 Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). Москва: Академия, 2004. 288 с.
3 Личко А. Е. Эти трудные подростки: Записки психиатра. Ленинград: Лениздат, 1983. 126 с.
4 Кон И. С. Психология ранней юности. Москва: Просвещение, 1989. 254 с.
5 Реан А. А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 139-144.
6 Щепетов В. В. Делинквентное поведение подростков: причины и способы преодоления // Классный руководитель. 2008. № 3. С. 43-49.
7 Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. Москва: Академический Проект; Трикста, 2005. 334 с.
8 Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Москва: Юрайт, 2023. 180 с. URL: https://urait.ru/book/psihicheskaya-sredovaya-dezadaptaciya-nesovershenno-letnih-517256 (дата обращения: 01.09.2023).
9 Астанина Н. Б. Теоретический анализ факторов делинквентного поведения подростков // Коррекционная педагогика. 2009. № 3. C. 70-76.
10 Гартвик Е. В. Психологические факторы делинквентного поведения личности: дис ... канд психол. наук. Челябинск: [б. и.], 2021. 188 с.
11 Зайко Т. М. Меры борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи: правовой и психолого-криминологический аспекты. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2017. 85 с.
12 Протасова И. Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения // Социальная педагогика. 2008. № 3. С. 70-79.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
176 ISSN 1994-0637
(print)
Н. В. Гольцова, Е. В. Яковлева. Прогнозирование делинквентного поведения ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
подростков в деятельности социального педагога школы НАУКИ
Исследования отечественных ученых убедительно актуализируют решение проблемы делинквентного поведения подростков как объективной научно-практической задачи.
В определенной степени данный вывод подтверждают результаты проведенного нами анкетирования социальных педагогов 10 городских школ и 10 школ муниципальных районов. 100 % респондентов (20 педагогов) отметили, что владеют достаточным знанием личностных особенностей развития подростков. Регулярно проводят исследования микросреды жизнедеятельности детей (семьи, классного коллектива, компании сверстников по месту жительства, объединений в системе дополнительного образования детей и юношества) с целью выявления факторов, детерминирующих делинквентное поведение подростков. Вместе с тем, прогнозирование делинквентного поведения подростков в их профессиональной деятельности носит характер интуитивного предвидения и в силу этого является приблизительным и далеко не всегда обоснованным. В итоге возникает эффект упущенного времени.
Однако, как показывает анализ научной литературы, вопрос о прогнозировании делинквентного поведения подростков в деятельности социального педагога школы остается открытым, что делает разработку логики и содержания прогнозирования актуальной научной задачей.
В исследованиях отечественных ученых доминируют две точки зрения на понятие делинквентного поведения: мелкие правонарушения и проступки, не влекущие за собой уголовную ответственность1, и уголовно наказуемые деяния1 2.
В настоящем исследовании мы придерживаемся понятия делинквентного поведение подростков как докриминогенного уровня асоциального поведения. Подросток не является субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются в виде мелких антиобщественных действий, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонений от учебы, побегов из дома и бродяжничества, злоупотребления спиртными напитками и других формах асоциального поведения, не представляющих большой опасности для общества.
Сущность прогнозирования делинквентного поведения подростков в деятельности социального педагога школы состоит в том, чтобы предвидеть динамику развития делинквентного поведения на основе исследования двух ведущих групп факторов влияния - средовых, в том числе виртуальной среды, и личностных. При этом прогнозирование направлено на выявление потенциальных возможностей развития личности и определение альтернативных вариантов поведения подростков.
Теоретическими основаниями для разработки логики и содержания прогнозирования делинквентного поведения подростков в деятельности социального педагога
1 Кон И. С. Психология ранней юности. Москва: Просвещение, 1989. 254 с; Личко А. Е. Эти трудные подростки: Записки психиатра. Ленинград: Лениздат, 1983. 126 с.
2 Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). Москва: Академия, 2004. 288 с.; Королев В. В. Психические нарушения у подростков-правонарушителей. Москва: Медицина, 1992. 206 с.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
ISSN 1994-0637 177
(print)
Н. В. Гольцова, Е. В. Яковлева. Прогнозирование делинквентного поведения
подростков в деятельности социального педагога школы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
школы послужили теории педагогического проектирования и прогнозирования, представленные в трудах И. В. Бестужева-Лады1, Е. С. Заир-Бек1 2, Ф. И. Кевля3 и др.
В контексте настоящего исследования мы исходим из того, что прогнозирование есть значимый и необходимый этап нормативного проектирования в деятельности социального педагога. Проектирование - это процесс конструирования педагогом системы действий, отвечающих реальным потребностям, интересам и возможностям подростков, направленной на достижение целей профилактики девиантного поведения личности на основе заранее заданных критериев, целей и норм.
Как этап процесса проектирования, прогнозирование включает совокупность 4
взаимосвязанных и взаимозависимых этапов4: предпрогнозная ориентация; прогнозная ретроспекция. Прогностический диагноз; прогнозная проспекция; верификация прогноза; корректировка прогноза; синтез прогнозов.
Разработка логики и содержания прогнозирования делинквентного поведения подростков в деятельности социального педагога школы
В исследовании логики и содержания прогнозирования делинквентного поведения подростков в деятельности социального педагога школы мы опираемся на две группы принципов.
Первую группу составляют общие научные принципы прогнозирования - объективности; истинности; детерминизма; развития; историзма; принцип единства теории и практики.
Вторую группу составляют педагогические принципы. Абсолютными императивами выступают принципы: уважения личности подростка; учет индивидуальной эволюции личности (антропологический принцип), учет прошлого и настоящего субъективного опыта; опора на положительное в личности; вера в способность подростка к конструктивным самоизменениям, перестройке имеющегося девиантного образа поведения и деятельности.
Ниже проанализируем логику и содержание процесса прогнозирования делинквентного поведения подростков.
Первый этап. Предпрогнозная ориентация. Суть этапа - определение методологического аппарата прогнозирования.
Объектом прогнозирования является делинквентное поведение подростков. Предметом выступает склонность и проявления делинквентного поведения. Социальный педагог должен провести системный анализ объекта и предмета исследования, что позволит сформулировать его цель.
Цель - выявить склонность подростков к делинквентному поведению и разработать программу прогнозирования делинквентного поведения. Для достижения данной цели социальному педагогу необходимо собрать необходимую и достаточную информацию о личности подростков, ведущем виде их поведения; микросреде жиз
1 Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Москва: Педагогическое общество России, 2002. 392 с; Бестужев-Лада И. В. Мир нашего завтра. Москва: Мысль, 1986. 267 с.
2 Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: дис ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург: [б. и.], 1995. 410 с.
3 Кевля Ф. И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка
личностного развития ребенка. Вологда: Легия, 2009. 225 с.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
178 ISSN 1994-0637
(print)
Н. В. Гольцова, Е. В. Яковлева. Прогнозирование делинквентного поведения ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
подростков в деятельности социального педагога школы НАУКИ
недеятельности; выявить личностные и средовые факторы риска развития делинквентного поведения; продумать «веер» сценариев работы с подростками.
Принципиально важной на этом этапе является опора на принцип верифицируе-мости, требующий определения достоверности, точности прогноза. В большинстве случаев прогноз объективно нуждается в уточнении и корректировке.
Затем выдвигается гипотеза. Гипотеза позволяет социальному педагогу предвидеть одновременно вариативность и оптимальность путей решения; определить средства, обеспечивающие успешность деятельности.
При прогнозировании делинквентного поведения подростков социальному педагогу целесообразно использовать совокупность общепедагогических методов (наблюдение, опросные методы, анализ документации, педагогический эксперимент и др.) и собственно методов прогнозирования (экстраполяция тенденций, моделирование, экспертные оценки).
Второй этап. Прогнозная ретроспекция. На данном этапе социальный педагог выявляет подростков с девиантным поведением, среди них - подростков, склонных к делинквентному поведению; изучает особенности личностного и социального развития подростков; выявляет и конкретизирует факторы, детерминирующие данный вид поведения, признаки и проявления делинквентного поведения.
Социальный педагог активно сотрудничает с педагогическим коллективом школы и семьей.
Совместно с педагогом - психологом школы - специалист осуществляет цикл необходимой социально-педагогической и психолого-педагогической диагностики учащихся, склонных к делинквентному поведению. Объектами диагностики выступают индивидуально-личностные характеристики подростка и микросреда его жизнедеятельности. В частности, исследуются условия и факторы микросреды: педагогический потенциал микрорайона проживания и существующие в нем зоны риска; семья, соседство; группа сверстников по месту жительства, которые могут выступать потенциальными или реальными детерминантами делинквентного поведения.
Классный руководитель собирает информацию о статусе подростка как обучающегося, члена первичного классного коллектива.
Учитывая детерминацию делинквентного поведения подростков личностными и средовыми факторами, объективно необходимым становится применение комплекса методов и диагностических методик, который включает три основных блока: блок методов и методик изучения индивидуально-психологических особенностей подростков; блок инструментов для выявления личностных характеристик; блок методов и методик обследования микросреды жизнедеятельности ребенка.
Принципиально важным шагом на этом этапе является проведение корреляцио н-ного анализа полученных данных в ходе исследования факторов микросреды и индивидуально-личностных характеристик подростков, которые опосредованно или непосредственно детерминируют делинквентное поведение личности, представляют реальную или потенциальную угрозу развитию подростка. Таким образом, создается картотека обучающихся, склонных к делинквентному поведению.
Третий этап. Прогностический диагноз. На основе знания личностных особенностей подростков, средовых и индивидуальных факторов, детерминирующих де-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
ISSN 1994-0637 179
(print)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Н. В. Гольцова, Е. В. Яковлева. Прогнозирование делинквентного поведения подростков в деятельности социального педагога школы
линквентное поведение, формулируется диагноз о возможных проявлениях делинквентного поведения, его формах и влиянии на окружающий подростка микросоциум.
Также на данном этапе социальный педагог выявляет оптимальные варианты индивидуальной и групповой работы с подростками; определяет меры по улучшению микроклимата в семье, школе, классе. Подбирает адекватные средства для эффективного разрешения проблемы делинквентного поведения, планирует деятельность по прогнозированию делинквентного поведения подростков на учебный год. В итоге создается программа деятельности социального педагога по прогнозированию делинквентного поведения подростков.
Четвертый этап. Прогнозная проспекция. Суть этапа - уточнение «веера» сценариев профилактики делинквентного поведения подростков.
Успешное осуществление основных направлений социально-педагогической деятельности с подростками с делинквентным поведением возможно при выполнении определенных условий: целенаправленность работы; наличие педагогически организованной среды; взаимодействие всех заинтересованных специалистов школы; взаимодействие школы с семьей подростка.
В соответствии с уточненными сценариями профилактики делинквентного поведения подростков социальному педагогу необходимо спрогнозировать последствия реализации данных направлений.
Прогноз: а) положительных результатов:
- уменьшение числа подростков с делинквентным поведением в образовательном пространстве школы;
- повышение внимания, заинтересованности, контроля и надзора за подростком со стороны родителей;
- повышение эффективности работы педагогического коллектива в обеспечении условий единства действий семьи и школы в работе с подростками.
б) потерь, возможных негативных последствий.
Типовых, негативных последствий при грамотной реализации плана быть не должно, поскольку деятельность направлена на удовлетворение интересов подростков, педагогов и родителей, хотя исключать влияние субъективных факторов также не стоит.
Пятый этап. Верификация. Содержание этапа представлено определением достоверности, точности прогноза с применением метода экспертных оценок, метода моделирования и метода экстраполяции.
Обязательным условием верификации является применение данных методов в комплексе. Например, делинквентное поведение как объект прогнозирования не всегда поддается формализации, что заложено в сути метода экстраполяции. В этом случае помогает метод экспертных оценок, основанный на компетенции, интуиции, опыте педагогов, администрации школы, о оптимальности спроектированных путей профилактики или преодоления делинквентного поведения подростков.
Шестой этап. Корректировка прогноза. На основании результатов верификации и (или) на основании дополнительных материалов и исследований социальный педагог уточняет программу деятельности, конкретизирует условия прогнозирова-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
180 ISSN 1994-0637
(print)
Н. В. Гольцова, Е. В. Яковлева. Прогнозирование делинквентного поведения ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
подростков в деятельности социального педагога школы НАУКИ
ния делинквентного поведения подростков; детализирует прогноз; вносит необходимые коррективы в реализуемые направления и подходы.
Седьмой этап. Синтез прогнозов.
На данном этапе социальный педагог осуществляет построение модели поведения подростка, которая, в свою очередь, будет выступать основанием последующей индивидуальной программы прогнозирования делинквентного поведения личности.
Выводы
Разработанные нами логика и содержание прогнозирования делинквентного поведения подростков в деятельности социального педагога школы - это содержательная модель. Она описывает ключевые компоненты деятельности социального педагога - анализ исходной ситуации развития подростка; целеполагание; планирование прогностической деятельности и проектирование оптимальных путей разрешения проблемы делинквентного поведения подростков.
Список литературы / References
Алмазов Б. Н. Психическая среДовая ДезаДаптация несовершеннолетних. Москва: Юрайт, 2023. 180 с. URL: https://urait.ru/book/psihicheskaya-sredovaya-dezadaptaciya-
nesovershennoletnih-517256 (дата обращения: 01.09.2023).
Almazov B. N. Mental environmental disadaptation of the under-aged. Moscow: Iurait, 2023. 180 p. Available at: https://urait.ru/book/psihicheskaya-sredovaya-dezadaptaciya-
nesovershennoletnih-517256 (accessed: 01.09.2023). (In Russ.)
Астанина Н. Б. Теоретический анализ факторов делинквентного поведения подростков. Коррекционная пеДагогика, 2009, № 3, с. 70-76.
Astanina N. B. Theoretical analysis of the factors of adolescents' delinquent behaviour. Correctional pedagogy, 2009, no. 3, pp. 70-76. (In Russ.)
Бестужев-Лада И. В. Мир нашего завтра. Москва: Мысль. 1986. 267 с.
Bestuzhev-Lada I. V. The world of our tomorrow. Moscow: Mysl', 1986. 267 p. (In Russ.)
Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Москва: Педагогическое общество России, 2002. 392 с.
Bestuzhev-Lada I. V. Social forecasting. Moscow: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii. 2002. 392 p. (In Russ.)
Волков Б. С. Психология поДросткового возраста. Москва: КНОРУС, 2016. 266 с.
Volkov B. S. Psychology of adolescence. Moscow: KNORUS. 2016. 266 p. (In Russ.)
Воспитание труДного ребенка: Дети с Девиантным поведением. Москва: Владос; ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001. 238 с.
Educating a difficult child: Children with deviant behaviour. Moscow: Vlados; IMPE imeni A. S. Griboedova, 2001. 238 p. (In Russ.)
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
ISSN 1994-0637 181
(print)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Н. В. Гольцова, Е. В. Яковлева. Прогнозирование делинквентного поведения подростков в деятельности социального педагога школы
Гартвик Е. В. Психологические факторы Делинквентного повеДения личности: Дис. ... канД психол. наук. Челябинск: [б. и.], 2021. 188 с.
Gartvik E. V. Psychological factors of personality delinquent behaviour: Cand. thesis in Psychological Sciences. Cheliabinsk, 2021. 188 p. (In Russ.)
Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения пеДагогическому проектированию: Дис. ... Д-ра. пеД. наук. Санкт-Петербург: [б. и.], 1995. 410 с.
Zair-Bek E. S. Theoretical foundations of pedagogical design training: Dr thesis in Pedagogical Sciences. St Petersburg, 1995. 410 p. (In Russ.)
Зайко Т. М. Меры борьбы с преступностью несовершеннолетних и молоДежи: правовой и психолого-криминологический аспекты. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2017. 85 с.
Zaiko T. M. Measures to control juvenile and youth delinquency: legal and psychological-criminological aspects. Tambov: Konsaltingovaia kompaniia Iukom, 2017. 85 p. (In Russ.)
Зикратов В. Девиантно-делинквентное поведение детей и подростков. Социальная пеДагогика, 2008, № 1, с. 47-49.
Zikratov V. Deviant and delinquent behaviour of children and adolescents. Social Pedagogy, 2008, no. 1, pp. 47-49. (In Russ.)
Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося повеДения). Москва: Академия, 2003. 288 с.
Zmanovskaia E. V. Deviantology: (Psychology of deviant behaviour). Moscow: Akademiia, 2003. 288 p. (In Russ.)
Кевля Ф. И. ПеДагогические технологии: Диагностика, прогнозирование и поДДержка личностного развития ребенка. Вологда: Легия, 2009. 225 с.
Kevlia F. I. Pedagogical technologies: diagnosing, predicting and supporting children's personal development. Vologda: Legiia, 2009. 225 p. (In Russ.)
Кон И. С. Психология ранней юности. Москва: Просвещение, 1989. 254 c.
Kon I. S. Psychology of early youth. Moscow: Prosveshchenie, 1989. 254 p. (In Russ.)
Королев В. В. Психические нарушения у поДростков-правонарушителей. Москва: Медицина, 1992. 206 с.
Korolev V. V. Mental disorders in adolescent offenders. Moscow: Meditsina, 1992. 206 p. (In Russ.)
Личко А. Е. Эти труДные поДростки: Записки психиатра. Ленинград: Лениздат, 1983. 126 с.
Lichko A. E. These difficult teenagers: Notes of a psychiatrist. Leningrad: Lenizdat, 1983. 126 p. (In Russ.)
Распоряжение Правительства Российской ФеДерации № 122-р от 23 января 2021 г. «Об утвержДении плана основных мероприятий, провоДимых в рамках Десятилетия Детства, на периоД До 2027 гоДа». URL: http://government.ru/docs/all/132503/ (дата обращения: 25.05.2023).
Order of the Government of the Russian Federation No. 122-r of 23 January 2021 ‘On Approval of the plan of the main activities carried out within the framework of the Childhood Decade for the
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
182 ISSN 1994-0637
(print)
Н. В. Гольцова, Е. В. Яковлева. Прогнозирование делинквентного поведения ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
подростков в деятельности социального педагога школы НАУКИ
period up to 2027'. Available at: http://government.ru/docs/all/132503/ (accessed: 25.05.2023). (In Russ.)
Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста. Вопросы психологии, 1996, № 1, с. 20-33.
Polivanova K. N. Psychological content of adolescence. The Issues Relevant to Psychology, 1996, no. 1, pp. 20-33. (In Russ.)
Протасова И. Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения. Социальная педагогика, 2008, № 3, с. 70-79.
Protasova I. Activity of a social pedagogue on prevention of delinquent behaviour of adolescents in conditions of a general educational institution. Social Pedagogy, 2008, no. 3, pp. 70-79. (In Russ.)
Реан А. А. Характерологические особенности подростков-делинквентов. Вопросы психологии, 1991, № 4, с. 139-144.
Rean A. A. Characterological features of adolescent delinquents. The Issues Relevant to Psychology, 1991, no. 4, pp. 139-144. (In Russ.)
Указ Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая 2017 г. «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954 (дата обращения: 25.05.2023).
Decree of the President of the Russian Federation No. 240 of 29 May 2017 ‘On the Announcement of the Decade of Childhood in the Russian Federation'. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954 (accessed: 25.05.2023). (In Russ.)
Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. Вопросы психологии, 1988, № 6, с. 31-41.
Fel'dshtein D. I. Psychological peculiarities of personality development in adolescence. The Issues Relevant to Psychology, 1988, no. 6, pp. 31-41. (In Russ.)
Шнейдер Л. Б. Девиантное повеДение Детей и подростков. Москва: Академический Проект; Трикста, 2005. 334 с.
Shneider L. B. Deviant behaviour of children and adolescents. Moscow: Akademicheskii Proekt; Triksta, 2005. 334 p. (In Russ.)
Щепетов В. В. Делинквентное поведение подростков: причины и способы преодоления. Классный руководитель, 2008, № 3, с. 43-49.
Shchepetov V. V. Delinquent behaviour of adolescents: causes and ways of overcoming. Homeform teacher, 2008, no. 3, pp. 43-49. (In Russ.)
Сведения об авторах
Наталья Владимировна Гольцова - кандидат педагогических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0002-1565-7449, [email protected], Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 Череповец, Вологодская область, Россия); Natalia V. Goltsova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, https://orcid.org/0000-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
ISSN 1994-0637 183
(print)
ГОГИЧЕСКИЕ Н. В. Гольцова, Е. В. Яковлева. Прогнозирование делинквентного поведения
НАУКИ подростков в деятельности социального педагога школы
0002-1565-7449, [email protected], Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).
Елена Викторовна Яковлева - доктор педагогических наук профессор; https://orcid.org/0000-0002-9127-5178, [email protected], Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 Череповец, Вологодская область, Россия); Elena V. Yakovleva - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, https://orcid.org/0000-0002-9127-5178, [email protected], Cherepovets State University, (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).
Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 29.03.2024; одобрена после рецензирования 12.04.2024; принята к публикации 26.04.2024.
The article was submitted 29.03.2024; Approved after reviewing 12.04.2024; Accepted for publication 26.04.2024.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
184 ISSN 1994-0637
(print)