Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2G19, №5, Том 11 / 2G19, No 5, Vol 11 https://esj.today/issue-5-2Gl9.html URL статьи: https://esj.today/PDF/G4ECVN5l9.pdf DOI: 1G.15862/G3ECVN519 (http://dx.doi.org/lG. 15862/G4ECVN519) Ссылка для цитирования этой статьи:
Юдина Т.А. Прогнозирование численности потенциальных абитуриентов российских университетов в сложившихся в стране демографических условиях с целью актуализации проблем репутационного менеджмента // Вестник Евразийской науки, 2G19 №5, https://esj.today/PDF/G4ECVN5l9.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 1G.15862/G4ECVN519
For citation:
Yudina T.A. (2G19). Prediction of the number of potential applicants of Russian universities in the current demographic conditions in the country in order to update the problems of reputational management. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(11). Available at: https://esj.today/PDF/G4ECVN5l9.pdf (in Russian). DOI: 1G.15862/G4ECVN519
Статья подготовлена в рамках выполнения проекта Российского фонда фундаментальных исследований № 18-013-00556 Повышение эффективности репутационного менеджмента российского университета, № гос. рег. АААА-А18-118032690309-0
УДК 378 ГРНТИ 05.21.39
Юдина Татьяна Александровна
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», Пенза, Россия
Доцент кафедры «Менеджмент» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Прогнозирование численности потенциальных абитуриентов российских университетов в сложившихся в стране демографических условиях с целью актуализации проблем репутационного менеджмента
Аннотация. Статья посвящена анализу динамики ряда статистических показателей (численность населения страны по возрастным группам, данные о естественном движении населения (рождаемости, смертности), количестве браков и разводов, а также о численности студентов высших учебных заведений, показатели приема студентов в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, официальный прогноз Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации численности населения страны в возрасте 18 лет на 2020-2035 годы) с целью прогнозирования потенциального количества абитуриентов российских вузов и определения перспектив их развития в ближайшем будущем.
Результатом анализа, проведенного автором, является попытка составить прогноз численности абитуриентов высших учебных заведений нашей страны на 2020-2035 годы, который показывает, что даже при пессимистическом его варианте динамика возможной численности абитуриентов вузов в ближайшие шестнадцать лет является положительной и вполне обнадеживающей. Кроме того, автор статьи обосновывает механизмы вузовского менеджмента, основанные на формировании и управлении репутацией высших учебных заведений. Среди них: разработка и внедрение системы менеджмента качества вуза; повышение профессиональной компетентности руководства и профессорско-преподавательского состава
вуза; развитие системы профориентации, трудоустройства и адаптации выпускников вузов; формирование в студенческой среде ценностей, потребностей и способностей самореализации личности. Реализация предложенных механизмов репутационного менеджмента должна помочь университетам в повышении их конкурентоспособности, продвижении в российских и мировых рейтингах, то есть в решении стоящих перед ними проблем за счет эффективного управления репутацией.
Ключевые слова: университет; абитуриенты; «демографическая яма»; прогноз; рейтинг вуза; репутация вуза; репутационный менеджмент
К началу 2010-х годов (гг.) Россия оказалась в сложной демографической ситуации, так называемой «демографической яме», для которой характерным стало значительное сокращение численности выпускников школ. Ситуация вызвана снижением рождаемости в 1990-х гг. в связи с ослаблением российской экономики и другими негативными последствиями, которые данное обстоятельство повлекло за собой. Именно поэтому многие российские университеты стали испытывать нехватку абитуриентов, и особенно это коснулось региональных вузов. Ведущие же университеты практически не испытывали особого влияния «демографической ямы», поскольку многие выпускники школ решаются воспользоваться возникшей возможностью поступления и обучения в столичных и других крупных вузах, покидая свои регионы. Проблемы региональных высших учебных заведений усугубились еще и в связи с проводимыми в стране реформами в сфере высшего образования, которые сопровождаются реорганизацией и объединением вузов, созданием опорных учебных заведений, а также сокращением бюджетных мест по отдельным направлениям подготовки.
Все названные выше обстоятельства вынуждают многие университеты, в первую очередь, региональные, бороться за абитуриентов с целью обеспечения набора студентов на первый курс и сохранения собственной самостоятельности и независимости. В сложившихся условиях это становится возможным, главным образом, за счет повышения рейтинга вуза, его имиджа и репутации. Для этого необходимо применение новых методов управления, использование механизмов и инструментов репутационного менеджмента.
Методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемами репутационного менеджмента организации, а также непосредственно высшего учебного заведения.
Изучением проблем формирования и управления репутацией организации (в том числе, высшего учебного заведения) в разные годы занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как Даулинг Г. [1], Олсоп Р. Дж., Пецольдт К., Алиев В.Г., Букша К.С. [2], Воробьева И.В., Горин С.В. [3], Дохолян С.В., Зборовский Г.Е. [4], Змановская Е.В.,
Введение
Методы
Лапшов А.Б., Олейник И.В. [5], Рева В.Е. [6], Резник С.Д., Решетникова И.И., Сальникова Л.С. [7], Семиков В.Л., Смолина Л.В., Спивак В.А., Шепель В.М. и др.
Для достижения цели исследования, которая заключается в составлении прогноза численности абитуриентов российских университетов в условиях сложившейся демографической ситуации в стране, были использованы следующие методы: методы сравнительного и логического анализа, оценка статистических данных, метод графического моделирования, прогнозирование, расчет коэффициентов.
Результаты
Для оценки сложности сложившейся ситуации рассмотрим динамику некоторых статистических показателей, характеризующих численность и движение населения нашей страны. В таблице 1 представлено распределение численности российского населения по возрастным группам, среди которых особый интерес в рамках изучения обозначенной проблемы представляют три возрастные группы:
1-ая группа - молодежь 15-19 лет - выпускники школ, потенциальные абитуриенты вузов, желающие обучаться по программам бакалавриата;
2-ая группа - молодежь 20-24 лет - выпускники вузов, прошедшие обучение по программам бакалавриата и имеющие возможность/желание продолжать обучение в магистратуре;
3-ья группа - молодежь 25-29 лет - выпускники вузов, прошедшие обучение по программам бакалавриата/магистратуры и имеющие возможность/желание продолжать обучение в магистратуре/аспирантуре.
Согласно данным таблицы 1, динамика численности населения перечисленных возрастных групп неутешительна. Так, например, численность молодежи в возрасте 15-19 лет, которая является основной целевой аудиторией высших учебных заведений, сократилась с 12800 тысяч человек (тыс. чел.) в 2002 году до 6816 тыс. чел. в 2018 году, то есть практически в два раза. В относительных величинах произошло снижение данного показателя на 46,75 %. Конечно, здесь необходимо отметить, что в последние годы ситуация немного налаживается, поскольку численность молодежи этого возраста имеет уже положительную динамику, так как в 2018 году по сравнению с 2017 годом наблюдается ее рост на 126 тыс. чел., или на 1,88 %. При этом доля населения данной возрастной группы остается весьма низкой и составляет всего 4,6 % от общей численности населения нашей страны.
Таблица 1
Распределение численности населения по возрастным группам1
Тыс. человек Темп роста, % В процентах к итогу
2002 2017 2018 2018/2002 2018/2017 2002 2017 2018
Все население 145167 146804 146880 101,18 100,05 100 100 100
в том числе (т. ч.) в возрасте, лет:
0-4 6399 9582 9347 146,07 97,55 4,4 6,5 6,3
5-9 6941 8558 8873 127,83 103,68 4,8 5,8 6,0
10-14 10407 7408 7598 73,01 102,56 7,2 5,1 5,2
15-19 12800 6690 6816 53,25 101,88 8,8 4,6 4,6
1 Россия в цифрах. 2019 [Электронный ресурс]: Краткий статистический сборник / Росстат. - M.: ООО «Буки Веди», 2019. - 549 с. // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b19_11/Main.htm (дата обращения: 12.07.2019).
Тыс. человек Темп роста, % В процентах к итогу
2002 2017 2018 2018/2002 2018/2017 2002 2017 2018
20-24 11466 7828 7336 63,98 93,71 7,9 5,3 5,0
25-29 10613 11879 11120 104,78 93,61 7,3 8,1 7,6
30-34 9835 12537 12766 129,80 101,83 6,8 8,5 8,7
35-39 10217 11194 11425 111,82 102,06 7,0 7,6 7,8
40-44 12547 10381 10453 83,31 100,69 8,6 7,1 7,1
45-49 11606 9280 9499 81,84 102,36 8,0 6,3 6,5
50-54 10072 9835 9372 93,05 95,29 6,9 6,7 6,4
55-59 5347 11155 11049 206,64 99,05 3,7 7,6 7,5
60-64 7983 9610 9783 122,55 101,80 5,5 6,6 6,7
65-69 6345 7637 7937 125,09 103,93 4,4 5,2 5,4
70 и более 12469 13230 13506 108,32 102,09 8,6 9,0 9,2
Похожая ситуация сложилась с численностью молодежи в возрасте 20-24 лет, которая сократилась в 2018 году на 4130 тыс. чел., или на 36,02 %, по сравнению с 2002 годом и на 492 тыс. чел., или на 6,29 %, по сравнению с уровнем 2017 года, то есть численность этой возрастной группы не только далека от уровня 2002 года, но и в последние годы имеет неустойчивую динамику. Доля данной возрастной группы в общей численности населения России немного больше по сравнению с предыдущей группой и составляет 5 % в 2018 году.
Ситуация с изменением численности молодежи в возрасте 25-29 лет выглядит лучше. Наблюдается ее увеличение в 2018 году на 507 тыс. чел., или на 4,78 %, по сравнению с 2002 годом и незначительное сокращение на 759 тыс. чел., или на 6,39 %, по сравнению с уровнем 2017 года. Доля данной возрастной группы колеблется на уровне 8 % в течение анализируемого периода.
В таблице 2 представлены данные относительно естественного движения населения России. Так рождаемость в нашей стране с 2000 года начала постепенно увеличиваться и своего пика достигла в 2014 году, когда количество родившихся составило 1942683 чел., что на 675883 чел., или на 53,35 %, больше по сравнению с показателем 2000 года. Безусловно, это связано с активной демографической политикой в России в 2000-е годы, реализацией государственных программ по поддержке семьи и детства.
Таблица 2
Естественное движение населения (человек)1
Годы Родившиеся Умершие Естественный прирост, убыль (-)
1992 1587644 1807441 -219797
2000 1266800 2225332 -958532
2005 1457376 2303935 -846559
2010 1788948 2028516 -239568
2014 1942683 1912347 30336
2015 1940579 1908541 32038
2016 1888729 1891015 -2286
2017 1690307 1826125 -135818
2018 1604344 1828910 -224566
Динамика показателей, чел. Динамика убыли населения, чел.
2018/2015 -336235 -79631 256604
2018/2010 -184604 -199606 -15002
2018/2005 146968 -475025 -621993
2018/2000 337544 -396422 -733966
2018/1992 16700 21469 4769
Однако с 2015 года, возможно, из-за ухудшения экономической ситуации в стране рождаемость снова начала сокращаться и составила 1604344 чел. в 2018 году, что на 338339 чел., или на 17,42 %, меньше по сравнению с 2014 годом и на 337544 чел., или на 26,64 %,
больше по сравнению с уровнем рождаемости в 2000 году. Это будущие студенты, которые через 18 лет пойдут в вузы, покрывая или не покрывая потребность последних в абитуриентах. Динамику рождаемости в последние годы можно назвать неустойчивой, поэтому необходимо и дальше на государственном уровне уделять внимание этой проблеме. Наглядно динамика показателей рождаемости и смертности населения России представлена на рисунке 1.
2500000
2000000
1500000
1000000
500000
■Показатели рождаемости
0 i-1-1-1-1-1-1-1-1-1
1992 2000 2005 2010 2014 2015 2016 2017 2018
Рисунок 1. Динамика показателей рождаемости и смертности населения России, чел. (составлено автором)
Неблагоприятной следует считать ситуацию с количеством, динамикой и соотношением браков и разводов, поскольку по данным показателям можно оценивать эффективность, в том числе, и социальной политики государства, а также, возможно, эти показатели влияют и на уровень рождаемости. Исходя из данных таблицы 3, можно утверждать, что наибольшее число браков (1225985) за представленные периоды было заключено в 2014 году, а затем наблюдается их постепенное сокращение до 891313 в 2018 году. Скорее всего, подобная тенденция является одним из факторов, повлиявшим на рост рождаемости в 2014 году и дальнейшее ее снижение. Как показывает статистика, число разводов в стране является довольно высоким, а изменение их количества имеет примерно похожую тенденцию с изменением числа браков. Расчеты показали, что лишь в 2010 и 2015 годах число браков практически в два раза превышало количество разводов, а в 2018 году - всего в полтора раза. Однако большое количество мужчин и женщин в нашей стране живут гражданским браком, рожают детей. В целях повышения рождаемости необходимо усилить пропаганду заключения официальных браков, разрабатывать и реализовывать меры по снижению числа разводов.
Таблица 3
Браки и разводы1
Годы Число браков Число разводов Соотношение браков и разводов На 1000 человек населения
браков разводов
1992 1053717 639248 1,64 7,1 4,3
2000 897327 627703 1,42 6,2 4,3
2005 1066366 604942 1,76 7,4 4,2
2010 1215066 639321 1,90 8,5 4,5
2014 1225985 693730 1,76 8,4 4,7
2015 1161068 611646 1,89 7,9 4,2
Годы Число браков Число разводов Соотношение браков и разводов На 1000 человек населения
браков разводов
2016 985836 608336 1,62 6,7 4,1
2017 1049735 611436 1,71 7,1 4,2
2018 891313 581438 1,53 6,1 4,0
На рисунке 2 наглядно изображена динамика браков, разводов и рождаемости в России в 1992-2018 гг.
2500000
2000000 1500000 1000000 500000 0
Число браков Число разводов ■Рождаемость
1992 2000 2005 2010 2014 2015 2016 2017 2018
Рисунок 2. Динамика количества браков, разводов и рождаемости в Российской Федерации в 1992-2018 гг. (составлено автором)
В таблице 4 представлены данные на 1 января 2018 года относительно численности населения России по возрасту, начиная с 1998 года рождения. Наибольший интерес для анализа представляет численность молодежи и детей в возрасте 18 лет и младше, то есть 2001 года рождения и позже, поскольку именно им в разные годы предстоит закончить школу и стать студентами различных учебных заведений. Так молодежь 2001 года рождения в 2019 году достигли совершеннолетия и выпустились из школ. В связи с тем, что данные приводятся Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации на 1 января 2018 года, численность населения 2001 года рождения на сегодняшний день может быть другой в силу естественных причин (смерть, миграция), но примерно более 1300000 человек в 2019 году получили аттестаты о среднем образовании и станут студентами высших учебных заведений или образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Таблица 4
Численность населения Российской Федерации по возрасту на 1 января 2018 г. (человек)2
Возраст (лет) Год рождения Все население
0 2017 1683430
1 2016 1880058
2 2015 1931933
3 2014 1934443
4 2013 1917162
0-4 - 9347026
5 2012 1924760
6 2011 1821103
2 Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2018 года [Электронный ресурс]: Статистический бюллетень / Росстат. - М., 2018. // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_111/Main.htm (дата обращения: 12.07.2019).
Страница 6 из 16
04ECVN519
Возраст (лет) Год рождения Все население
7 2010 1697980
8 2009 1718792
9 2008 1710448
5-9 - 8873083
10 2007 1618848
11 2006 1492793
12 2005 1496093
13 2004 1502979
14 2003 1486798
10-14 - 7597511
15 2002 1436124
16 2001 1347357
17 2000 1379579
18 1999 1297346
19 1998 1355530
15-19 - 6815936
Численность других возрастных групп, начиная с детей 2002 года рождения, увеличивается, и на 1 января 2018 года, по данным статистики, наибольшую численность (1934443 чел.) имеет группа детей 2014 года рождения в возрасте 5 лет, которые через 13 лет закончат школу и будут поступать в те или иные учебные заведения, что дает вузам надежду на то, что у них появляется перспектива обеспечения набора студентов в будущем.
Таким образом, проведенный анализ демографических тенденций позволяет сделать вывод о том, что демографическая ситуация в России развивается в положительном направлении, дает возможность составления оптимистических прогнозов формирования контингента абитуриентов вузов.
Теперь обратимся к статистическим данным относительно показателей приема в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования (табл. 5) для того, чтобы попытаться спрогнозировать численность абитуриентов вузов на ближайшие десять лет. В период с 2001 по 2010 годы были наиболее высокие показатели приема студентов в высшие учебные заведения по ряду причин: хорошая рождаемость в 1980-е годы, так как молодежь, родившаяся в то время, становилась студентами в первом десятилетии XXI века; закончились сложные 1990-е годы, экономическая ситуация в стране с начала 2000-х годов стала улучшаться; увеличивалось количество вузов в этот период, а получение высшего образования стало приобретать массовый характер. Поэтому в 2001-2010 гг. университеты не испытывали тех проблем, которые остро стоят перед ними сегодня, было достаточное количество абитуриентов и студентов, достаточное количество бюджетных мест по всем специальностям, не было кадровых проблем, коллективы кафедр были многочисленные, работа преподавателя была стабильной. Следовательно, можно сделать вывод о том, что те показатели приема студентов в вузы, которые были характерны для того периода, сегодня являются неким ориентиром, это то количество абитуриентов, которое необходимо вузам в настоящее время для того, чтобы решились многие их проблемы.
В таблице 5 за представленные учебные годы приводится общая численность принятых в различные учебные заведения студентов, показатели приема студентов в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования в абсолютных и относительных величинах. Таким образом, наибольшую долю от 62,46 % до 70,02 % в период с 2001 по 2010 годы составляют студенты, принятые в высшие учебные заведения. Расчеты показали, что средний процент поступивших в образовательные учреждения среднего профессионального образования в анализируемом периоде составил 33,81 %. При этом средний процент поступивших в вузы достигал в 2001-2010 гг. 66,19 %, а средняя численность принятых в высшие учебные заведения студентов в те годы составила 1583,3 тыс. чел.
Таблица 5
Прием в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования (на начало учебного года)1'3
Годы Общая численность принятых студентов, тыс. чел. Принято студентов в образовательные учреждения среднего профессионального образования Принято студентов в образовательные учреждения высшего профессионального образования
тыс. чел. % тыс. чел. %
2001/2002 2339,0 878,0 37,54 1461,0 62,46
2002/2003 2405,0 901,0 37,46 1504,0 62,54
2003/2004 2550,0 906,0 35,53 1644,0 64,47
2004/2005 2549,0 890,0 34,91 1659,0 65,09
2005/2006 2494,0 854,0 34,24 1640,0 65,76
2006/2007 2457,0 799,0 32,52 1658,0 67,48
2007/2008 2452,0 770,0 31,40 1682,0 68,60
2008/2009 2345,0 703,0 29,98 1642,0 70,02
2009/2010 2238,0 694,0 31,01 1544,0 68,99
2010/2011 2104,0 705,0 33,51 1399,0 66,49
2016/2017 2092,8 935,0 44,68 1157,8 55,32
2017/2018 2092,0 950,0 45,41 1142,0 54,59
2018/2019 2137,9 990,0 46,31 1147,9 53,69
На рисунке 3 представлены показатели приема студентов в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования в разные годы.
1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
///SSSSS
г ^
I Принято студентов в образовательные учреждения СПО
I Принято студентов в образовательные учреждения ВПО
Рисунок 3. Динамика показателей приема студентов в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования в 2001-2018 гг., тыс. чел.Л
Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации составила демографический прогноз до 2035 года, который учитывает факторы смертности и миграции
3 Россия в цифрах. 2007 [Электронный ресурс]: Краткий статистический сборник / Росстат. - M., 2007 // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_11/Main.htm (дата обращения: 12.07.2019).
4 Составлено автором на основе данных статистических сборников Росстата «Россия в цифрах. 2007» и «Россия в цифрах. 2019».
населения. Данный прогноз содержит, в том числе, показатели предположительной численности населения нашей страны по однолетним возрастам, на основании чего можно выделить информацию о возможной численности 18-летних лиц в 2020-2035 гг., которые являются потенциальными абитуриентами высших учебных заведений в том или ином году (табл. 6). Прогноз представлен в трех вариантах: низком, среднем, высоком.
Таблица 6
Предположительная численность населения Российской Федерации в возрасте 18 лет (на начало года, человек)5
Годы Низкий вариант прогноза Средний вариант прогноза Высокий вариант прогноза
2020 1351173 1352054 1352617
2021 1440971 1442536 1443496
2022 1492898 1494899 1496682
2023 1509783 1512544 1515061
2024 1503147 1506919 1510085
2025 1499813 1504540 1508495
2026 1625367 1629730 1635841
2027 1717006 1720439 1729231
2028 1725092 1728749 1739271
2029 1703671 1708535 1719945
2030 1825757 1829876 1844047
2031 1929540 1931893 1949702
2032 1922447 1925487 1944677
2033 1939398 1943965 1963844
2034 1937353 1943767 1964128
2035 1887156 1896691 1916203
Статистическое прогнозирование показывает, что при любом варианте численность 18-летних граждан России (потенциальных абитуриентов вузов) в период 2020-2035 гг. будет постепенно увеличиваться (рис. 4).
2222222222222222
Рисунок 4. Варианты прогноза численности 18-летних граждан России на 2020-2035 гг., чел.6
Согласно даже низкому варианту прогноза, анализируемый показатель в 2020 году достигнет уровня 1351173 чел. и возрастет до уровня 1887156 чел. в 2035 году, а темп роста
5 Демографический прогноз до 2035 года: Численность населения по однолетним возрастам [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 5.09.2019).
6 Составлено автором на основе данных Росстата «Демографический прогноз до 2035 года: Численность населения по однолетним возрастам».
составит 139,67 %. При этом наибольшего значения показатель численности 18-летних лиц достигнет в 2033 году и составит 1939398 чел., а затем к 2035 году сократится на 52242 чел. Все же представленный Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации прогноз является довольно оптимистичным и определяет для российских университетов перспективу увеличения контингента абитуриентов в предстоящем долгосрочном периоде.
И, наконец, последним этапом нашей аналитической работы является прогнозирование численности потенциальных абитуриентов российских вузов на 2020-2035 гг. на основе использования представленного выше прогноза численности 18-летних граждан России и расчета коэффициента привлекательности высшего образования, предложенного в статье Раевневой Е.В. и Аксеновой И.В. [8], который рассчитывается как средняя геометрическая из отношений между количеством фактически поступивших в вузы и численностью выпускников школ и средних специальных заведений:
Кпривлек = гуКпрйвлН—хКпрйВл12 х ... х Кпривл^, (1)
Кпривл = пфакт, (2)
Чфакт 4 '
где Кпривлек - средний коэффициент привлекательности высшего образования;
Кпривл - коэффициент привлекательности высшего образования в том или ином периоде;
Пфакт - численность поступивших в вузы;
Чфакт - фактическая численность выпускников школ и средних специальных заведений (потенциальных абитуриентов вузов);
^. Лп - определенный год;
п - количество лет исследования.
В таблице 7 представлены данные и результаты расчета коэффициента привлекательности высшего образования.
Таблица 7
Расчет коэффициента привлекательности высшего образования
Численность обучающихся, Численность Численность Коэффициент привлекательности высшего образования
Годы получивших аттестат о среднем общем образовании (выпускников школ), тыс. чел. выпускников средних специальных заведений, тыс. чел. поступивших в высшие учебные заведения, тыс. чел.
2011 703 518 1207 0,98
2012 766 486 1298 1,03
2013 735 439 1247 1,06
2014 701 451 1192 1,03
2015 648 446 1222 1,11
2016 635,2 653 1157,8 0,89
2017 621,2 688 1142 0,87
2018 647,5 701 1147,9 0,85
Составлено автором
Расчеты проводились за период 2011-2018 гг., поскольку именно в начале этого периода условия, в которых стали развиваться российские вузы, изменились и продолжают изменяться (демографическая ситуация, государственные реформы в сфере высшего образования, государственная поддержка подготовки специалистов среднего звена, а также специалистов рабочих профессий). Расчеты показали, что привлекательность высшего образования в период с 2012 г. по 2015 г. была высокой и имела положительную динамику. Однако с 2016 г. ситуация
поменялась негативным образом, контингент поступающих в вузы сокращался, а значение коэффициента привлекательности высшего образования стало снижаться с уровня 0,89 до 0,85 в 2018 г.
Значение среднего коэффициента привлекательности высшего образования за 2011-2018 гг. составило 0,98. Это означает, что за рассматриваемый период в среднем около 98 % всех выпускников школ и образовательных организаций среднего профессионального образования поступали в высшие учебные заведения. Таким образом, если предположить, что подобная тенденция сохранится и в будущем, то прогнозная численность абитуриентов вузов может быть рассчитана как произведение прогнозной численности населения России в возрасте 18 лет, представленной Федеральной службой статистики РФ на 2020-2035 гг., на средний коэффициент привлекательности высшего образования (табл. 8).
Таблица 8
Прогнозирование численности абитуриентов российских вузов на 2020-2035 гг., чел.
Годы Низкий вариант прогноза Средний вариант прогноза Высокий вариант прогноза
2020 1324149 1325013 1325565
2021 1412151 1413685 1414626
2022 1463040 1465001 1466748
2023 1479587 1482293 1484759
2024 1473084 1476781 1479883
2025 1469817 1474449 1478325
2026 1592859 1597135 1603124
2027 1682666 1686030 1694646
2028 1690590 1694174 1704486
2029 1669598 1674364 1685546
2030 1789242 1793278 1807166
2031 1890949 1893255 1910708
2032 1883998 1886977 1905783
2033 1900610 1905086 1924567
2034 1898606 1904892 1924845
2035 1849413 1858757 1877879
Составлено автором
Имеющийся статистический прогноз и проведенные расчеты коэффициента привлекательности высшего образования позволили спрогнозировать возможную численность абитуриентов вузов на 2020-2035 гг. в трех вариантах: наиболее оптимистический, средний и пессимистический. Также как и предполагаемая численность населения России в возрасте 18 лет на рассматриваемый временной период, прогнозная численность абитуриентов вузов имеет в целом положительную динамику при любом варианте. Для большей наглядности полученных результатов прогноза составлена диаграмма (рис. 5), которая, в том числе, показывает соотношение прогнозной численности абитуриентов в 2020-2035 гг. и среднего показателя приема студентов в высшие учебные заведения в 2001-2010 гг., рассчитанного ранее.
На рисунке 5 отражен низкий вариант прогноза численности абитуриентов, позволяющий сделать вывод о том, что даже при пессимистическом прогнозе динамика возможной численности абитуриентов вузов в ближайшие шестнадцать лет является положительной и вполне обнадеживающей, так как с 2026 года она начнет превышать средний показатель приема студентов в вузы в 2001-2010 гг. В связи с этим, у многих российских вузов, в первую очередь, региональных, в ближайшем будущем появляется перспектива обеспечения достаточного набора студентов, что будет способствовать решению отдельных их проблем.
Рисунок 5. Прогнозирование численности абитуриентов российских вузов на 2020-2035 гг., чел. (составлено автором)
Итак, согласно статистическим прогнозам, наша страна к 2020 году должна выйти из «демографической ямы», в которой она оказалась по ранее названным причинам. Конечно, показатели рождаемости сегодня значительно выросли, а демографическая ситуация в стране в целом налаживается. Однако проблемы, связанные с нехваткой абитуриентов, остаются до сих пор актуальными для российских вузов. Именно поэтому роль репутационного менеджмента и необходимость повышения его эффективности остаются очень высокими для российских университетов.
Множество исследований сегодня посвящено изучению критериев, ориентируясь на которые абитуриенты отдают свое предпочтение тому или иному вузу, где бы они хотели получить высшее образование. К таким критериям относятся: отзывы родственников, друзей и знакомых, стоимость обучения, наличие интересующего направления подготовки, репутация, востребованность выпускников вуза работодателями и т. д. При этом все-таки нечасто абитуриенты ориентируются на рейтинг университета, который отражает его положение на рынке образовательных услуг, статус и репутацию.
Конечно, любые рейтинги дают достаточно субъективную оценку результатов деятельности вузов. Однако, несмотря на это, в последние годы рейтинги стали важным атрибутом мирового рынка образовательных услуг. Важным фактором конкурентного успеха университетов на российском и международном образовательных рынках является их положительная репутация, в процессах формирования которой рейтинги играют существенную роль. Занимая в мировом или национальном рейтинге ведущие позиции, университет резко повышает свою привлекательность как для абитуриентов, так и для работодателей, инвесторов и государства.
Несмотря на спорные позиции относительно объективности различных рейтингов, ими не стоит пренебрегать, а, напротив, необходимо их рассматривать в качестве достаточно эффективных инструментов репутационного менеджмента университета.
Региональным вузам сложно соперничать с ведущими учебными заведениями страны и, тем более, почти нереально попадать в мировые рейтинги. И это проблема не только каждого вуза в отдельности, она должна решаться, в том числе, и на макроуровне. В рамках развития системы высшего образования нужна разработка и реализация мер государственной поддержки и содействия продвижению отечественных вузов. Например, перспективным является проект по формированию Московского международного рейтинга вузов, который призван способствовать повышению престижа отечественного высшего образования, репутации российских университетов, продвижению большего числа из них на мировой уровень.
Кроме того, подходы и методы репутационного менеджмента сегодня все активнее внедряются в систему управления университетами, что становится необходимым для достижения их эффективности. Среди эффективных механизмов управления репутацией вузов, согласно требованиям, предъявляемым рынком труда к учебным заведениям, можно обозначить следующие, являющиеся более значимыми. Описанные ниже механизмы подробнее ранее рассмотрены автором представленной статьи в следующих работах [9-11].
Изучение подходов к процессу управления качеством образовательных услуг вуза позволило разработать инструменты, с помощью которых является возможной реализация следующего механизма управления репутацией - Разработка и внедрение системы менеджмента качества вуза.
Качественное образование невозможно без квалифицированного профессорско-преподавательского состава вуза, а также компетентного управленческого персонала. В связи с этим, важным механизмом управления репутацией является Повышение профессиональной компетентности руководства и профессорско-преподавательского состава вуза.
Основой комплексной оценки функционирования любого вуза является уровень трудоустройства его студентов и выпускников. Раньше государство занималось трудоустройством своих выпускников, сейчас вузы вынуждены самостоятельно решать этот вопрос. Еще одним механизмом репутационного менеджмента является Развитие системы профориентации, трудоустройства и адаптации выпускников вузов.
Повышение требований работодателей к знаниям и навыкам выпускников вузов требует не только повышения качества теоретического образования в учебных заведениях, но и усиления практической направленности образовательного процесса, а также реализации мероприятий, способствующих самовыражению и самореализации студентов. Вышесказанное отражает содержание следующего механизма управления репутацией вуза - Формирование в студенческой среде ценностей, потребностей и способностей самореализации личности.
Руководители вуза и весь его персонал должны знать, как университет выглядит на фоне других субъектов рынка образовательных услуг, ведь его конкурентоспособность является гарантом получения им высоких показателей образовательной, научной и экономической деятельности, что поможет учебному заведению выживать в современных условиях реформирования российской системы высшего образования.
1. Не смотря на улучшение в последние годы демографической ситуации в нашей стране, отечественные университеты, в первую очередь, региональные, до сих пор испытывают проблемы, связанные с нехваткой абитуриентов.
2. Рождаемость в России с 2000 года начала постепенно увеличиваться и своего пика достигла в 2014 году. Безусловно, это связано с развитием демографической политики в России
Обсуждение
в 2000-е годы, реализацией государственных программ по поддержке семьи и детства. Однако с 2015 года, возможно, из-за ухудшения экономической ситуации в стране рождаемость снова начала сокращаться. Динамику рождаемости в последние годы можно назвать неустойчивой, поэтому необходимо и дальше на государственном уровне уделять внимание проблемам повышения демографии в стране.
3. Результаты прогнозирования позволяют сделать вывод о том, что даже при пессимистическом прогнозе динамика возможной численности абитуриентов вузов в ближайшие шестнадцать лет является положительной и вполне обнадеживающей, так как с 2026 года она начнет превышать средний показатель приема студентов в вузы в 2001-2010 гг. В связи с этим, у многих российских вузов, в первую очередь, региональных, в ближайшем будущем появляется перспектива обеспечения достаточного набора студентов, что будет способствовать решению отдельных их проблем.
4. В рамках развития системы высшего образования Российской Федерации нужна разработка и реализация мер государственной поддержки и содействия продвижению отечественных вузов, к которым необходимо отнести создание проектов по формированию различных рейтингов университетов. Например, сегодня успешно реализуется проект по формированию Московского международного рейтинга вузов.
5. Для повышения эффективности деятельности университетов, создания их привлекательного имиджа и формирования и повышения репутации предложены механизмы репутационного менеджмента, среди которых: разработка и внедрение системы менеджмента качества вуза; повышение профессиональной компетентности руководства и профессорско-преподавательского состава вуза; развитие системы профориентации, трудоустройства и адаптации выпускников вузов; формирование в студенческой среде ценностей, потребностей и способностей самореализации личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Dowling, G. Creating Corporate Réputations [Текст] / G. Dowling. - Oxford University Press, 2002. - 320 p.
2. Букша, К.С. Управление деловой репутацией. Российская и зарубежная PR-практика [Текст] / К.С. Букша. - М.: Изд-во «Диалектика-Вильямс», 2007.
3. Горин, С.В. Деловая репутация организации [Текст] / С.В. Горин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 256 с.
4. Зборовский, Г.Е. Возможно ли сохранение высшего образования в регионах России? [Текст] / Г.Е. Зборовский // Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (17 сентября 2018 г., УрФУ, Екатеринбург) / отв. ред. Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова. - Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2018. - 378 с.
5. Олейник, И. «Плюс/минус» Репутация [Текст] / И. Олейник, А. Лапшов. - М.: «Типография «Новости», 2003. - 160 с.
6. Рева, В.Е. Управление репутацией [Текст] / В.Е. Рева. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2009. - 136 с.
7. Сальникова, Л.С. Репутационный менеджмент. Современные подходы и технологии [Текст] / Л.С. Сальникова. - М.: Юрайт, 2013. - 303 с.
8. Раевнева, Е.В. Прогнозирование количества абитуриентов вузов в зависимости от демографических изменений и привлекательности высшего образования [Электронный ресурс] / Е.В. Раевнева, И.В. Аксенова // Режим доступа: https://docplayer.ru/56077989-Prognozirovanie-kolichestva-abiturientov-vuzov-v-zavisimosti-ot-demograficheskih-izmeneniy-i-privlekatelnosti-vysshego-obrazovaniya.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
9. Reznik, S.D. Key Milestones in the Development of Reputation Management in Russian Universities [Текст] / S.D. Reznik, T.A. Yudina // journal «European Journal of Contemporary Education», 2018, №7 (2), С. 379-391.
10. Резник, С.Д. Мировые и национальные рейтинги университетов как отражение их статуса и репутации [Электронный ресурс] / С.Д. Резник, Т.А. Юдина // журнал «Журнал исследований по управлению», 2018, Том 4, №7, С. 18-32. // Режим доступа: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/22399/view, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
11. Резник, С.Д. Управление репутацией высшего учебного заведения [Текст]: Монография / С.Д. Резник, Т.А. Юдина. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 227 с.
Yudina Tatiana Aleksandrovna
Penza state university of architecture and construction, Penza, Russia
E-mail: [email protected]
Prediction of the number of potential applicants of Russian universities in the current demographic conditions in the country in order to update the problems of reputational management
Abstract. The article is devoted to the analysis of the dynamics of a number of statistical indicators (population by age group, data on natural population movement (Fertility, mortality), the number of marriages and divorces, as well as the number of students in higher education institutions, the rates of admission of students to higher and secondary vocational education institutions, the official forecast of the Federal Service of State Statistics of the Russian Federation of the population of the country aged 18 years for 2020-2035) In order to predict the potential number of applicants of Russian universities and to determine the prospects for their development in the near future.
The result of the analysis carried out by the author is an attempt to make a forecast of the number of applicants in higher education institutions of our country for 2020-2035, which shows that even if it is pessimistic, the dynamics of the possible number of applicants in the next sixteen years is positive and quite encouraging. In addition, the author of the article justifies the mechanisms of university management based on the formation and management of the reputation of higher educational institutions. Among them: development and implementation of the quality management system of the university; Improvement of professional competence of management and faculty of the university; Development of the system of vocational guidance, employment and adaptation of university graduates; Building in the student environment the values, needs and abilities of self-realization of the individual. The implementation of the proposed reputational management mechanisms should help universities to increase their competitiveness, advance in Russian and world ratings, that is, to solve the problems facing them through effective reputation management.
Keywords: university; applicants; "demographic pit"; forecast; university rating; university reputation; reputational management