Научная статья на тему 'Прогноз потребности рынка услуг в сегменте муниципального дошкольного образования и его влияние на другие элементы хозяйственного комплекса города Севастополя'

Прогноз потребности рынка услуг в сегменте муниципального дошкольного образования и его влияние на другие элементы хозяйственного комплекса города Севастополя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Муниципальное дошкольное образование / хозяйственный комплекс региона / рынок услуг муниципального дошкольного образования. / Municipal preschool education / the economic complex of the region / the market for services of the municipal preschool education.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р. Р. Тимиргалеева, В. С. Фогель

В статье проведена статистическая оценка рынка услуг муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Севастополя, определена эффективность взаимодействия данного сегмента экономики с другими составляющими хозяйственного комплекса изучаемого региона. Проанализирована доступность муниципального дошкольного образования города Севастополя за 2014-2019 год. Построен прогноз потребности рынка услуг в сегменте муниципального дошкольного образования исследуемого региона до 2024 года. Проведена оценка степени взаимодействия сферы муниципального дошкольного образования с другими составляющими хозяйственного комплекса города Севастополя. Определена тенденция и выделен тренд охвата детей в возрасте от 2 до 7 лет дошкольным образованием. Предложены направления улучшения работы муниципального дошкольного образования рассматриваемого региона в виде организации ГКП и ПОУ на базе детских садов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Р. Р. Тимиргалеева, В. С. Фогель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECAST OF THE NEEDS OF THE SERVICES MARKET IN THE MUNICIPAL PRESCHOOL EDUCATION SEGMENT AND ITS INFLUENCE ON OTHER ELEMENTS OF THE ECONOMIC COMPLEX OF THE CITY OF SEVASTOPOL

The article provides a statistical assessment of the market for services of municipal preschool educational institutions of the city of Sevastopol, and determines the effectiveness of the interaction of this segment of the economy with other components of the economic complex of the studied region. The availability of the municipal preschool education in the city of Sevastopol for 2014-2019 is analyzed. A forecast is made of the needs of the market for services in the segment of municipal preschool education in the studied region until 2024. The degree of interaction of the sphere of municipal preschool education with other components of the economic complex of the city of Sevastopol is assessed. The tendency is determined and the trend of coverage of children aged 2 to 7 years with preschool education is highlighted. Directions for improving the work of the municipal preschool education of the region in the form of organizing public health services and vocational schools based on kindergartens are proposed.

Текст научной работы на тему «Прогноз потребности рынка услуг в сегменте муниципального дошкольного образования и его влияние на другие элементы хозяйственного комплекса города Севастополя»

- оптимизация товарной номенклатуры с учетом спроса потребителей, стимулирование продвижения отечественной рыбной продукции на внутренний и внешний рынок за счет расширения ассортимента и улучшения качества, что в целом будет обеспечивать высокий уровень потребления и качество питания населения.

Одним из перспективных направлений развития рыбного хозяйства Крыма является расширение объемов продукции аквакультуры внутренних водоемов, что сделает возможным обеспечение спроса населения в свежей пресноводной рыбе. Преимущества пресноводной аквакультуры - быстрый рост рыбы, относительно низкие затраты кормов, высокие репродуктивные свойства объектов. Реализация поставленных задач будет способствовать гармоничному развитию рыбного хозяйства, сохранению здоровья нации, усилению продовольственной безопасности и повышению уровня конкурентоспособности отечественного рыбохозяйственного комплекса.

Источники:

1. Алесина Н.В. Особенности и перспективы развития рыбной отрасли Севастополя / Н.В. Алесина // Материалы III Региональной научно-практической конференции г. Керчь, 23 апреля 2018 г. - С. 11-18.

2. Сушко Н.А. Разработка маркетинговой стратегии восстановления и развития рыбного хозяйства Украины / Н.А. Сушко // Научный журнал КубГАУ. - №99(05). - 2014. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ej.kubagro .ru/2014/05/pdf/100.pdf

3. Федеральное агентство по рыболовству. Статистика и аналитика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fish.gov.ru/otraslevaya-deyatelnost/ekonomika-otrasli/statistika-i-analitika

4. Федорова В.А. Перспективы и проблемы развития рыбной отрасли в России / Федорова В.А. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 5-3. - С. 478-482.

References:

1. Alesina N. V. Features and prospects of development of the fishing industry of Sevastopol / N. V. Alesina // Materials of the III Regional scientific and practical conference Kerch, April 23, 2018-P. 11-18.

2. Sushko N. A. Development of marketing strategy for restoration and development of fisheries in Ukraine / N. A. Sushko // The scientific journal of the Kuban state agrarian University. - №99(05). - 2014. - [Electronic resource]. - Mode of access: http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/100.pdf

3. Federal Agency for fisheries. Statistics and Analytics. - [Electronic resource]. - Mode of access: http://fish.gov.ru/otraslevaya-deyatelnost/ekonomika-otrasli/statistika-i-analitika

4. Fedorova V. A. Prospects and problems of development of the fishing industry in Russia / Fedorova V. A. // international journal of applied and fundamental research, 2015, no. 5-3, Pp. 478-482.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10360

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Севастополя в рамках научного проекта № 20-410-925001 р_Наставник.

Р.Р. Тимиргалеева- доктор экономических наук, профессор, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Ялта, renatimir@gmail.com,

R.R. Timirgaleeva - Doctor of Economic Sciences, Professor, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky;

В.С. Фогель - студентка, МГУ им. М. В. Ломоносова, филиал в г. Севастополе, renatimir@gmail.com,

V.S. Fogel - Student, Moscow State University M.V. Lomonosov, a branch in the city of Sevastopol,

Russia.

ПРОГНОЗ ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА УСЛУГ В СЕГМЕНТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ FORECAST OF THE NEEDS OF THE SERVICES MARKET IN THE MUNICIPAL PRESCHOOL EDUCATION SEGMENT AND ITS INFLUENCE ON OTHER ELEMENTS OF THE ECONOMIC COMPLEX OF THE CITY OF SEVASTOPOL

Аннотация. В статье проведена статистическая оценка рынка услуг муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Севастополя, определена эффективность взаимодействия данного сегмента экономики с другими составляющими хозяйственного комплекса изучаемого региона. Проанализирована доступность муниципального дошкольного образования города Севастополя за 2014-2019 год. Построен прогноз потребности рынка услуг в сегменте муниципального дошкольного образования исследуемого региона до 2024 года. Проведена оценка степени взаимодействия сферы муниципального дошкольного образования с другими составляющими хозяйственного комплекса города Севастополя. Определена тенденция и выделен тренд охвата детей в возрасте от 2 до 7 лет дошкольным образованием. Предложены направления улучшения работы муниципального дошкольного образования рассматриваемого региона в виде организации ГКП и ПОУ на базе детских садов.

Abstract. The article provides a statistical assessment of the market for services of municipal preschool educational institutions of the city of Sevastopol, and determines the effectiveness of the interaction of this segment of the economy with other components of the economic complex of the studied region. The availability of the municipal preschool education in the city of Sevastopol for 2014-2019 is analyzed. A forecast is made of the needs of the market for services in the segment of municipal preschool education in the studied region until 2024. The degree of interaction of the sphere of municipal preschool education with other components of the economic complex of the city of Sevastopol is assessed. The tendency is determined and the trend of coverage of children aged 2 to 7 years with preschool education is highlighted. Directions for improving the work of the municipal preschool education of the region in the form of organizing public health services and vocational schools based on kindergartens are proposed.

Ключевые слова: Муниципальное дошкольное образование, хозяйственный комплекс региона, рынок услуг муниципального дошкольного образования.

Keywords: Municipal preschool education, the economic complex of the region, the market for services of the municipal preschool education.

Постановка проблемы исследования. Экономический рост любого государства, в частности, зависит от степени развитости экономики на уровне регионов. Именно поэтому приоритетным направлением развития современного государства выступает поиск путей продвижения элементов цифровой экономики в хозяйственный комплекс каждого региона. Такая тенденция объясняется тем, что именно темпы роста валового внутреннего продукта и производительность труда непосредственно воздействуют на темп экономического роста страны. В свою очередь динамика ранее упомянутых показателей зависит от эффективности взаимодействия друг с другом всех структурных элементов хозяйственного комплекса регионов и государства в целом.

Хозяйственный комплекс города Севастополя является одним из наиболее перспективных и в то же время малоизученных направлений экономического роста Российской Федерации. На сегодняшний день экономический потенциал данного региона раскрыт менее чем на 50%. Слабо изучены взаимосвязи различных сфер социально-экономической жизни региона. Одной из таких сфер является образование, а именно дошкольное образование.

Образование - основополагающий фактор развития экономики, ответственный за воспроизводство интеллектуального потенциала общества, повышение производительности труда и конкурентоспособность. В зависимости от развития интеллектуально-инновационной системы региона определяются дальнейшие пути совершенствования социально-экономический жизнь общества и уровень занятости населения [7].

Дошкольное образование является базовой ступенью образовательной системы Российской Федерации. В то же время дошкольные образовательные учреждения входят в состав отраслевой структуры хозяйственного комплекса региона.

Анализ и прогноз потребности рынка услуг муниципальных дошкольных образовательных организаций позволит выяснить взаимосвязь данной сферы экономики с другими составляющими хозяйственного комплекса города Севастополя.

Актуальность данного исследования состоит в том, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», одна из поставленных задач звучит следующим образом: «...создание условий для трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования [1].

Объектом исследования выступает хозяйственный комплекс города Севастополя, предметом - анализ потребности рынка услуг муниципальных дошкольных образовательных учреждений и его взаимодействие с другими элементами хозяйственного комплекса.

Анализ последних исследований и публикаций. Отраслевая структура города Севастополя, а также приоритетные направления экономического развития данного региона изучалась в работах ряда отечественных ученых. Однако мало изучен пока такой важный элемент хозяйственного комплекса города Севастополя как образование в целом и его различные уровни по отдельности. По этой причине основой для построения модели расчета охвата детей рынком услуг муниципального дошкольного образования, теоретическая и практическая базы исследования были взяты из работ таких авторов как В.А. Котенев, С.В. Кузнецова, С.Н. Симонов, Д.Л. Симонова.

Целью данного исследования является статистическая оценка рынка услуг муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Севастополя и определение эффективности взаимодействия данного сегмента экономики с другими составляющими хозяйственного комплекса изучаемого региона.

Методы исследования. В процессе исследования были применены следующие методы научного исследования: статистические методы организации выборки и оценки ее точности, а именно сводка и группировка материалов статистического наблюдения, ряды динамики, статистические методы прогнозирования (метод линейной экстраполяции). Для визуализации полученных результатов исследования были использованы графический и табличный методы. Информационной основой исследования послужили данные Управления Федеральной службы государственной статистики по республике Крым и г. Севастополю, Департамент образования и науки города Севастополя, нормативно-правовые акты Российской Федерации и правовые документы официального портала Правительства города Севастополя.

Изложение основного материала исследования. Прежде чем приступить к анализу и оценке предмета исследования, отметим, что используемые данные были сформированы органами государственной статистики на основе отчетных материалов организаций и предприятий, а также в результате проведенной переписи населения, сплошного и/или выборочного статистического наблюдения, ежегодных отчетов министерств и ведомств города Севастополя.

Более того, существует необходимость в расшифровке используемых в процессе исследования понятий.

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности «образование дошкольное - это деятельность сети дошкольных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающих воспитание и обучение детей (детские сады, подготовительные классы и т.п.)». Код ОКВЭД 85.11 [6].

Одним из наиболее важных критериев качества предоставляемых услуг муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, выдвигаемый Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, также известная как ЮНЕСКО, является охват детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и образованием. Также этот показатель определяет доступность дошкольного образования в регионе, стране.

Обобщающий показатель обеспеченности (охвата) детей возрастом от 2 до 7 лет включительно дошкольными образовательными организациями рассчитывается по формуле:

ЧДП2_7

ОДУ =

(1)

ЧД2_7- ЧУШ/

где ОДУ - обобщающий показатель обеспеченности (охвата) детей возрастом от 2 до 7 лет включительно дошкольными образовательными организациями;

ЧДП2_7- численность детей в возрасте 2 - 7 лет, которые посещают муниципальные дошкольные образовательные организации;

ЧД2_7- численность детей в возрасте от 2 до 7 лет включительно;

ЧУШ7- численность обучающихся в общеобразовательных школах в возрасте 7 лет [9].

В соответствии с данными Крымстата в городе Севастополе имеет место положительная динамика численности детей дошкольного возраста с 2014 по 2019 год (рис.1).

Из данных, проиллюстрированных на рисунке 1, наблюдаем прирост населения дошкольного возраста в рассматриваемом регионе. Так в 2015 данный показатель составил 24016 детей, что на 673 ребенка больше чем в 2014 году. Через год численность населения дошкольного возраста увеличилась до 24555 детей, а в 2017 году показатель преодолел отметку в 24828, что на 273 человека больше в сравнении с предыдущим годом.

26500 26000 25500 25000 24500 24000 23500 23000 22500 22000

Численность населения 2-7 лет города Севастополя, чел.

2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рисунок 1 - Численность населения в возрасте от 2 до 7 лет в городе Севастополе за 2014-2019 год

Источник: составлено авторами на основе [4]

На конец 2018 года количество зарегистрированных жителей в возрасте от 2 до 7 лет в г.Севастополе составило 24911 детей. Уже в 2019 году уровень численности детей дошкольного возраста возрос на 1053 ребенка, тем самым достигнув отметки в 25964 человека в возрасте 2-7 лет.

Следующий немаловажный показатель - количество детей дошкольного возраста, посещающих детские сады. Согласно данным Департамента образования и науки города Севастополя, в периоде с 2014 по 2019 год наблюдается положительная тенденция числа воспитанников дошкольных учреждений (рис.2).

На рисунке 2 можно наблюдать ежегодный прирост количества детей, посещающих детские сады города Севастополя. Таким образом, количество воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций в 2014 году составило 13629 детей, в 2015 - 15519 детей, еще через год этот показатель возрос на 581 позицию - 16100 воспитанников. В 2017 году число детей, посещающих детские сады, возросло до 16905 человек, а уже к концу следующего года эта цифра увеличилась на 642 ребенка, тем самым достигнув уровня в 17547 воспитанников. На декабрь 2019 года количество воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Севастополя преодолело отметку в 18452 ребенка.

Рисунок 2 - Количество воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений

города Севастополя за 2014-2019 год

Источник: составлено авторами на основе [3]

Исходя из полученных данных, имеем возможность рассчитать коэффициент охвата детей в возрасте от 2 до 7 лет дошкольным образованием за период с 2014 по 2019 год (рис.3).

73 71 69 67 65 63 61 59 57 55

Охват населения 2-7 лет дошкольным образованием в г.Севастополе, %

2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рисунок 3. Обеспеченность детей в возрасте от 2 до 7 лет дошкольным образованием

в г.Севастополе за 2014-2019 год

Из графика, изображенного на рисунке 3, наблюдаем рост охвата населения дошкольного возраста рынком услуг муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Данная тенденция наблюдается на протяжении всего исследуемого периода. В 2014 году охват составлял 57,2%, через год - 64,6%, а еще через год

уже 65,6%. На конец декабря 2017 года обеспеченность детей дошкольного возраста дошкольным образованием в городе Севастополе составляла 68%, а в 2018 году увеличилась на 2,4%, тем самым преодолев отметку в 70,4%. В 2019 году коэффициент составил 71,1%.

Далее необходимо определить тенденцию и выделить тренд охвата детей в возрасте от 2 до 7 лет дошкольным образованием. Однако для начала стоит выявить существование тенденции в исследуемом временном ряду. В качестве инструмента проверки наличия тренда послужит «восходящая» и «нисходящая» серии (табл.1).

Таблица 1. Выявление серий

Год Охват населения 2-7 лет дошкольным образованием в г.Севастополе, % Прирост (+) Убыль (-)

2014 57,2

2015 64,6 +

2016 65,6 +

2017 68 +

2018 70,4 +

2019 71,1 +

Конечный результат произведенных расчетов можно свети в следующую таблицу (табл.2).

Таблица 2. Модификация критериев серий

Критерий серии у(5) К6)расч Тта*(6) Т„(6) Н0

Критерий «восходящей» и «нисходящей» серии 1 3,1 5 5,0 Отвергается

Где у(5) - это количество серий, определяемое путем подсчета групп непрерывно идущих одинаковых знаков («+» или «-»);

Ттах (6) - максимальная протяженность наиболее длинной серии (непрерывно идущих одинаковых

знаков);

Н0 - выдвигаемая гипотеза о том, что присутствует эффект случайности в тенденции роста. Для опровержения выдвигаемой нами гипотезы о случайности исходного ряда, не должны быть выполнены условия, подтверждающие наличие случайности [2]:

7(п) > з х

(2хп-1) - 1,96 х

N

16 х п - 29

С

(п) < Г0(п)

Рассчитаем правую часть верхнего неравенства. - х (2x6 - 1) - 1,96 х

= 3,1

90

(2)

Подставляем известные значения в оба неравенства: 1 > 3,1 и 5 < 5,0. Оба условия не выполняются, значит, гипотеза о случайности временного ряда отвергается - тенденция существует.

Для того чтобы выбрать модель тренда временного ряда, с помощью MSEXCEL были рассчитаны коэффициенты детерминации Д2 всех типов тренда (рис.4). Данный коэффициент определяет тесноту связи между трендом и фактическими значениями ряда.

75 73 71 69 67 65 63 61 59 57 55

у = 57,466е'

,0,0395х

R2 = 0,8637

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у = 2,5514х + 57,22 R2 = 0,8845

7,55891п(х) + 57,861 -R2 = 0,974

у = -0,4982х2 + 6,0389х + 52,57 -R2 = 0,9565

у = 57,973х0,118 —R2 = 0,9682

2014 2015 2016 2017 2018 2019

Охват населения 2-7 лет дошкольным образованием в г.Севастополе, %

- Экспоненциальная (Охват населения 2-7 лет дошкольным

образованием в г.Севастополе, %)

Линейная (Охват населения 2-7 лет дошкольным образованием в г.Севастополе, %)

Логарифмическая (Охват населения 2-7 лет дошкольным

образованием в г.Севастополе, %)

Полиномиальная (Охват населения 2-7 лет дошкольным

образованием в г.Севастополе, %)

Степенная (Охват населения 2-7 лет дошкольным образованием в г.Севастополе, %)

Рисунок 4 - Модель обеспеченности детей в возрасте от 2 до 7 лет дошкольным образованием

в г. Севастополе за 2014-2019 год

Для выявления тенденции изменения процента охвата населения дошкольного возраста дошкольным образованием г.Севастополя использовалось пять видов функции, при помощи которых кривая принимала один из пяти типов тренда с соответствующим уравнением и коэффициентом детерминации:

1) экспоненциальный вид (у = 57,46е0,0394; Д2 = 0,867);

2) линейный вид (у = 2,551£ + 57,22; Д2 = 0,884);

3) логарифмический вид (у = 7,5581п(0 + 57,86; Д2 = 0,974);

4) полиномиальный вид 2-й степени (у = -0,498£2 + 6,038£ + 52,57; Д2 = 0,956);

5) степенной вид (у = 57,97£0Д18; Д2 = 0,968).

Согласно верхнему списку, наибольшая выраженность и статистическая достоверность роста процента охвата населения 2-7 лет дошкольным образованием в г.Севастополе описывается кривой логарифмического вида тренда, так как ему соответствует наибольшее значение коэффициента детерминации (Д2 = 0,974).

Таким образом, тенденция в ряду динамики охвата населения 2-7 лет дошкольным образованием в г.Севастополе описывается логарифмической функцией.

Рассчитаем среднюю относительную ошибку по модулю (|^|) [5]. Для этого делаем промежуточные расчеты (табл.3).

Таблица 3. Вспомогательная таблица с расчетом показателей интенсивности и силы колебания

Год у Т У* у£ _ У О

2014 57,2 1 57,86 0,0115

2015 64,6 2 63,1 -0,0232

2016 65,6 3 66,16 0,0086

2017 68 4 68,34 0,0049

2018 70,4 5 70,02 -0,0053

2019 71,1 6 71,4 0,0042

Итого 396,9 396,89 0,0008

Средняя относительная ошибка по модулю рассчитывается по формуле:

X 0,0008) X 100 = 0,013%, (3)

где 6 - это число временных периодов (лет).

Из проведенных вычислений следует, что точность логарифмической функции является высокой, ведь средняя относительная ошибка по модулю меньше 10%.

Теперь приступаем к построению прогноза охвата населения дошкольного возраста (2-7 лет) муниципальным дошкольным образованием в г.Севастополе до 2024 года (рис.5).

На рисунке 5 можно наблюдать, что процент охвата населения дошкольного возраста муниципальным дошкольным образованием в г.Севастополе будет расти, к 2024 году достигнув уровня 85,29%. Однако такой темп недостаточен, чтобы выполнить условия Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 по обеспечению 100-процентной доступности дошкольного образования в регионе.

Для устранения возникшей проблемы предложена комбинация по открытию в муниципальных дошкольных учреждениях групп кратковременного пребывания и платных образовательных услуг.

Прогноз охвата детей 27 лет дошкольным образованием в г.Севастополе, %

100% охват

Рисунок 5 - Прогноз обеспеченности детей в возрасте от 2 до 7 лет дошкольным образованием

в г. Севастополе до 2024 года

Условия для организации групп кратковременного пребывания на базе групп от 3 до 7 лет [8]:

1) рабочий график до 5 часов;

2) функционирование в 2 смены;

3) максимальное количество воспитанников в одну смену - 5 детей.

Согласно данным Департамента образования и науки города Севастополя в регионе в среднем ежегодно открывается 3 муниципальных дошкольных образовательных организации со средним количеством групп для детей 3-7 лет - 6 групп. Таким образом, определено прогнозное число групп для детей 3-7 лет в детских садах Севастополя и соответствующая наполняемость групп кратковременного пребывания до 2024 года (табл.4).

Таблица 4 - Прогнозное количество групп для детей от 3 до 7 лет и соответствующая наполняемость

ГКП до 2030 года в г. Симферополе

Год Общее количество групп для детей 3-6 лет, гр. Общее число воспитанников ГКП на базе ДОУ, чел.

2020 596 5960

2021 610 6100

2022 635 6350

2023 651 6510

2024 667 6670

Условия для организации платных образовательных услуг:

1) два направления дополнительного образования (среднее значение);

2) стоимость одного направления - 1000 руб./месяц (среднее значение);

3) 57,3% получаемой прибыли расходуется на улучшение материально-технической базы (среднее значение);

4) услугами дополнительного образования пользуется 60% воспитанников детских садов (среднее значение).

Из чего следует новый прогноз охвата населения дошкольного возраста дошкольным образованием в городе Севастополе (рис.6).

в г.Севастополе с учетом ГКП до 2024 года

В соответствии с полученными расчетами 100% охват населения в возрасте от 2 до 7 лет муниципальным дошкольным образованием в городе Севастополе будет достигнут в первой половине 2021 года, что полностью реализует одну из поставленных задач в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Более того муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Севастополя смогут получать внебюджетные финансовые средства от реализации дополнительного образования на территории детских садов (табл.5).

Далее рассчитываем ежегодную прибыль муниципальных дошкольных образовательных организаций от реализации дополнительной образовательной программы (табл.6).

Таблица 5 - Прогнозное количество воспитанников в детских садах г.Севастополя

с учетом детей, пользующихся платными образовательными услугами до 2024 года

Год Кол-во воспитан- Кол-во воспитан- Кол-во воспитан-

ников детских садов, чел. ников детских садов с учетом ГКП, чел. ников детских садов, посещающих ПОУ, чел.

2020 19460 25420 15252

2021 20346 26446 15867

2022 21231 27581 16548

2023 22116 28626 17176

2024 23004 29674 17804

Таблица 6 - Прогнозная ежегодная прибыль детских садов города Севастополя от реализации ПОУ

до 2024 года

Год Общее количество прибыли, млн.руб.** 57,3% прибыли, расходуемой на улучшение материально-технической базы, млн. руб.

2020 366,05 209,75

2021 380,82 218,21

2022 397,16 227,57

2023 412,21 236,19

2024 427,29 244,84

**расчетная формула:

N х 1000 х 2 х 12, (4)

где N - прогнозное количество воспитанников в детских садах; 1000 - цена за одно направление ПОУ в месяц; 2 - количество направлений ПОУ; 12 - количество месяцев в году.

Выводы. Таким образом, на основе статистических данных построен прогноз потребности рынка услуг в сегменте муниципального дошкольного образования г.Севастополя до 2024 года, который показал, что система работает недостаточно эффективно, из-за чего не может быть достигнута цель по 100-процентному охвату населения дошкольного возраста дошкольным образованием, изложенная в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В результате выявленной проблемы был предложен способ по улучшению работы муниципального дошкольного образования рассматриваемого региона в виде организации ГКП и ПОУ на базе детских садов. В результате это приведет к ряду позитивных тенденций:

- достижение 100% обеспеченности детей в возрасте от 2 до 7 лет дошкольным образованием в г.Севастополе в первой половине 2021 года;

- поступление финансовых внебюджетных средств в муниципальные дошкольные образовательные организации (366,05 млн. рублей на 2020 год);

- улучшение материально-технической базы детских садов г. Севастополя, что повлияет на повышения качества образовательных услуг.

Кроме того, за счет организации ГКП и ПОУ в дошкольных учреждениях у родителей появится возможность вернуться на работу на неполный рабочий день (до 6 часов). Таким образом, возрастет производительность труда, что положительно скажется на эффективности работы хозяйственного комплекса города Севастополя, а также будет стимулировано развитие экономики региона.

Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»/ - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 - (Дата обращения: 11.06.2020)

2. Белых Т. И. Предварительный анализ временных рядов [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Т. И. Белых, А.В. Бурдуковская. - Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. - 105 с. - Режим доступа: lib-catalog@bgu.ru. - (дата обращения: 10.05.2020).

3. Департамент образования и науки города Севастополя/ - Режим доступа: http://do.sev.gov.ru/ - (Дата обращения: 11.06.2020).

4. Крымстат/- Режим доступа: https://crimea.gks.ru/- (Дата обращения: 11.06.2020).

5. Малова Н. Н. Об одном подходе к расчету средней ошибки аппроксимации регрессионных моделей [Электронный ресурс] // Экономические науки. - 2017. - 54-57 с. - Режим доступа: http://www.tis-journal.com/fileadmin/fail/tite-journal_5_2017/Malova.pdf. - (дата обращения: 10.05.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Код 85.11 [Электронный ресурс] // Центр Регистрации и Содержания Бизнеса. - Режим доступа: https://www.regfile.ru/okved2/razdel-p/85/85.1/85.11.html. - (Дата обращения: 11.06.2020).

7. Развитие интеллектуально-инновационной системы региона на основе цифровых технологий / Тимиргалеева Р.Р.,Гришин И.Ю. В сборнике: Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право Сборник научных трудов. 2019. С. 30-31.

8. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: Санитарно-эпидемиологические правила и нормы. - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2014. С изменениями на 2019 год. - 84 с.

9. Статистические методы в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения [Электронный ресурс] // Учебные материалы. - Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/6QBSIpZKlIo/all.html. - (дата обращения: 01.04.2020).

References:

1. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" / - Access mode: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 -(Date of appeal: 06/11/2020)

2. Belykh T. I. Preliminary analysis of time series [Electronic resource]: textbook. allowance / T.I. Belykh, A.V. Burdu-kovskaya. - Irkutsk: BSU Publishing House, 2018 .-- 105 p. - Access mode: lib-catalog@bgu.ru. - (Date of treatment: 05/10/2020).

3. Department of Education and Science of the city of Sevastopol / - Access mode: http://do.sev.gov.ru/ - (Date of treatment: 11.06.2020).

4. Krymstat / - Access mode: https://crimea.gks.ru/- (Date of access: 11.06.2020).

5. Malova N. N. About one approach to calculating the average approximation error of regression models [Electronic resource] // Economic sciences. - 2017 .-- 54-57 s. - Access mode: http://www.tis-journal.com/fileadmin/fail/tite-journal_5_2017/Malova.pdf. - (Date of treatment: 05/10/2020).

6. The all-Russian classifier of types of economic activity. Code 85.11 [Electronic Resource] // Business Registration and Maintenance Center. - Access mode: https://www.regfile.ru/okved2/razdel-p/85/85.1/85.11.html. - (Date of treatment: 06/11/2020).

7. Development of the intellectual and innovative system of the region based on digital technologies / Ti-Mirgaleeva RR, Grishin I.Yu. In the collection: Management in the conditions of global global transformations: economics, politics, law. Collection of scientific papers. 2019.S. 30-31.

8. Sanitary and epidemiological requirements for the device, content and organization of the working hours of preschool educational organizations: Sanitary and epidemiological rules and norms. - M.: Federal Center for Hygiene and Epidemiology of Rospotrebnadzor, 2014. With changes for 2019. - 84 p.

9. Statistical methods in the study of the level of education of the population and the development of the educational system

[Electronic resource] // Training materials. - Access mode: https://works.doklad.ru/view/6QBSIpZKlIo/all.html. - (date of

treatment: 04/01/2020).

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10361

А.И. Тихонов - заведующий кафедрой «Управление персоналом», к.т.н., доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), mai512hr@mail.ru,

A.I. Tikhonov - Head of Department «Human Resource Management», Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Moscow Aviation Institute (National Research University).

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ ЗА СЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ INCREASE OF COMPETITIVENESS-SUSTAINABLE OF MACHINERY ENTERPRISES BY IMPORT SUBSTITUTION PROGRAM IMPLEMENTATION

Аннотация. В контексте определения степени обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, наряду с исследованием импортозависимости, следует также оценить уровень эффективности государственной региональной политики импортозамещения, и сравнить полученные результаты. Это позволит нам установить всю совокупность предпосылок, которые оказывают серьезное влияние на систему государственного регулирования внутрирегионального и локальных рынков. Такой подбор расчетов позволяет удачно оценить тенденции в сложившейся системе восстановления позиций и становления конкурентоспособного отечественного производства в машиностроении. В итоге удастся рационально сформировать набор обоснованных рекомендаций по повышению эффективности государственной региональной политики импортозамещения. В то же время, для проведения расчетных операций требуется сформировать достаточно объемную информационную базу. Поэтому в регионах должен проводиться постоянный, системный и комплексный мониторинг состояния и развития внутреннего рынка и его импортозависимости, а также необходимо сформировать надлежащее информационное поле для глубокого анализа предпосылок реализации импортозамещающих мероприятий. Проведенный анализ методического обеспечения исследования состояния, тенденций импортозависимости и эффективности государственной региональной политики импортозамещения в контексте обеспечения экономической безопасности обнаружил существование широкого спектра методических разработок, связанных с формированием комплекса моделей и подходов их оценки. Использование указанных методических подходов и инструментария исследования, позволяет гарантированно предоставить анализируемым процессам комплексный и сбалансированный характер, что в совокупности удастся получить достоверные результаты и на их основные сформировать адекватные выводы и рекомендации.

Abstract. In the context of determining the degree of ensuring the economic security of the Russian Federation, along with the study of import dependence, one should also evaluate the level of effectiveness of the state regional policy of import substitution, and compare the results. This will allow us to establish the totality of prerequisites that have a serious impact on the system of state regulation of intra-regional and local markets. Such a selection of calculations allows us to successfully assess trends in the existing system of restoring positions and the formation of competitive domestic production in mechanical engineering. As a result, it will be possible to rationally form a set of reasonable recommendations for improving the effectiveness of the state regional import substitution policy. At the same time, for carrying out settlement operations it is required to form a sufficiently voluminous information base. Therefore, in the regions, constant, systematic and comprehensive monitoring of the state and development of the domestic market and its import dependence should be carried out, and it is also necessary to create an appropriate information field for a thorough analysis of the prerequisites for the implementation of import substitution measures. The analysis of the methodological support for the study of the state, trends of import dependence and the effectiveness of the state regional import substitution policy in the context of ensuring economic security revealed the existence of a wide range of methodological developments related to the formation of a complex of models and approaches for their assessment. Using the indicated methodological approaches and research tools, it is guaranteed to provide the analyzed processes with a comprehensive and balanced nature, which together will enable one to obtain reliable results and form adequate conclusions and recommendations on their main ones.

Ключевые слова: импортозависимость, импортозамещение, конкурентоустойчивость, стандарт, регион, становление, рынок.

Keywords: import dependence, import substitution, competitive-sustainable, standard, region, formation, market.

В современной экономической литературе сформировался широкий арсенал методических подходов исследования сложных экономических явлений, в том числе и импортозависимости [1]. Несмотря на это, учитывая сложность экономической категории, ее зависимость от экономических и других факторов развития общества, цель, задачи и показатели импортозависимости зависят от характеристик существующей системы государственного устройства, а также базируются на методических подходах, которые являются приемлемыми по ее оцениванию (Рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.