Научная статья на тему 'Профстандарты: внедрение в научные библиотеки; перспективы и последствия'

Профстандарты: внедрение в научные библиотеки; перспективы и последствия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / КАДРЫ / СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИИ / АПК / НАУЧНЫЕ РАБОТНИКИ / SCIENTIFIC LIBRARIES / PERSONNEL / STANDARDS / PROFESSIONS / AIC / SCIENTIFIC WORKERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пирумова Лидия Николаевна, Бунин Михаил Станиславович, Коленченко Ирина Александровна

Анализируются проблемы, связанные с принятием профессиональных стандартов. Рассмотрена процедура разработки и утверждения профстандартов, их сущность, назначение и отличие от Единых тарифно-квалификационных справочников и цель их внедрения. Рассмотрен порядок внедрения профстандартов в научной организации и библиотеке. Показано, в каких случаях обязательно применение стандарта, а также что в проекте профстандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» не устраивает научные библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пирумова Лидия Николаевна, Бунин Михаил Станиславович, Коленченко Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional standards: introduction into scientific libraries; prospects and consequences

The problems connected with introduction of professional standards are analyzed. The procedure of their development and approval, their content, introduction and difference from Standard Wage-Rates and Skills Reference Books and the purpose of their introduction are shown. The method of introduction of professional standards into scientific organization and library is studied. It is shown in which cases the introduction of the standard is mandatory and what does not suit scientific libraries in the project of "Expert in the field of library and information activity" professional standard.

Текст научной работы на тему «Профстандарты: внедрение в научные библиотеки; перспективы и последствия»

Л.Н. ПИРУМОВА, М.С. БУНИН, И.А. КОЛЕНЧЕНКО ПРОФСТАНДАРТЫ: ВНЕДРЕНИЕ В НАУЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ; ПЕРСПЕКТИВЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Анализируются проблемы, связанные с принятием профессиональных стандартов. Рассмотрена процедура разработки и утверждения профстандартов, их сущность, назначение и отличие от Единых тарифно-квалификационных справочников и цель их внедрения. Рассмотрен порядок внедрения профстандартов в научной организации и библиотеке. Показано, в каких случаях обязательно применение стандарта, а также что в проекте профстандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» не устраивает научные библиотеки.

Ключевые слова: научные библиотеки; кадры; стандарты; профессии; АПК; научные работники

L.N. Pirumova, M.S. Bunin, I.A. Kolenchenko

Professional standards: introduction into scientific libraries; prospects and consequences

The problems connected with introduction of professional standards are analyzed. The procedure of their development and approval, their content, introduction and difference from Standard Wage-Rates and Skills Reference Books and the purpose of their introduction are shown. The method of introduction of professional standards into scientific organization and library is studied. It is shown in which cases the introduction of the standard is mandatory and what does not suit scientific libraries in the project of "Expert in the field of library and information activity" professional standard.

Keywords: scientific libraries; personnel; standards; professions; AIC; scientific workers.

Л.Н. ПИРУМОВА, М.С. БУНИН, И.А. КОЛЕНЧЕНКО ПРОФСТАНДАРТЫ: ВНЕДРЕНИЕ В НАУЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ; ПЕРСПЕКТИВЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Постановлением Правительства Российской Федерации №23 от 22 января 2013 г. «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее Правила) определена система создания и применения профессиональных стандартов. На Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений установить тождественность наименований должностей профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов, служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей (ЕКС), содержащихся в профессиональных стандартах (т.е. на все наименования, содержащиеся в этих справочниках, должны быть созданы профессиональные стандарты), а также координировать разработку профстандартов. Разработка проектов профстандартов осуществляется в соответствии с разработанными Минтруда России Методическими рекомендациями, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификации. Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Они, в частности, определяют, что профстандарты могут разрабатываться объединениями работодателей, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и т.д. Профстандарт утверждается Минтруда России после общественного обсуждения и вносится в реестр профстандартов на сайте Минтруда России, но для того, чтобы профстандарт получил законную силу, он должен быть утвержден в Минюсте России. Поэтому нужный стандарт следует искать в реестре утвержденных профстандартов, где собираются зарегистрированные

в Минюсте России профстандарты, размещение стандарта на сайте Минтруда России не означает, что он вступил в силу! !

Итак, что такое профстандарт? Профстандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для работы в определенной профессии, выполнения определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация - требования к навыкам, знаниям, умению и опыту работы. Такое определение включено в Трудовой кодекс в 2012 г. Профстандарты приходят на смену квалификационным справочникам (ЕКС и ЕТКС). Основным отличием профстандартов от справочников - это структура описания профессиональной характеристики, которая в профстандарте имеет более современную конструкцию, в них более подробно описываются функции работников, добавлены разделы «навыки», «умения». Если ЕКС и ЕТКС отвечали на вопрос «что работник должен уметь делать», то профстандарты отвечают на вопрос «как работник должен выполнять свои обязанности, чтобы достичь максимальной эффективности». В системе профессиональных стандартов предусмотрено 9 уровней квалификации, которые определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника. В профстандартах для каждого вида деятельности свои требования к уровню образования и обучения, опыту практической работы, особые условия допуска к работе. Например, для специалиста в области библиотечно-информационной деятельности это среднее или высшее библиотечно-информационное, культурно-досуговое или педагогическое образование, а также дополнительное библиотечно-информационное или культурно-досуговое образование. Здесь сразу встает вопрос, а как же быть с работающими в отраслевых библиотеках профильными специалистами? Например, работа специалистов сельского хозяйства в научных сельскохозяйственных библиотеках всегда приветствовалась, поскольку позволяла точнее составить поисковое предписание по теме исследования пользователя, индексирование и систематизацию документов также рекомендуется осуществлять

специалистам-отраслевикам, хорошо знающим предмет. Выход один, они должны занимать не библиотечные должности! !

Введение профстандартов призвано обновить и заменить квалификационные и тарифно-квалификационные характеристики должностей и профессий, которые содержатся в ЕКС и ЕТКС. Однако справочники имеют ту же юридическую силу, что и стандарты. И хотя в перспективе Минтруда России предполагает заменить их профстандартами, оговаривается, что это потребует достаточно долгого времени. А пока работодатель вправе сам решать, по какому документу он будет выбирать наименование должности - по справочникам или профстандарту.

Для чего вводятся профстандарты? Минтруда России говорит, что для поддержания информации о профессии и необходимом уровне квалификации в актуальном состоянии. Претендовать на должность может лишь тот, кто соответствует требованиям профстандарта. Профстандарты используются для управления персоналом, установления системы оплаты труда, определения трудовых функций сотрудников и создания должностных инструкций, устанавливать оплату труда работникам госучреждений, обучать, переобучать сотрудников, для проведения аттестации сотрудников.

С 1 июля 2016 г. начала действовать новая статья Трудового кодекса Российской Федерации №195.3 « Порядок применения профессиональных стандартов» и работодатели обязаны применять профстандарты. Однако, как ясно из многочисленных разъяснений, применение профстандарта обязательно в 2 случаях: если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенных трудовых функций, установлены Трудовым кодексом, федеральным законом или иными нормативно-правовыми актами или (статья 57 ТК РФ соответствие должностей и требований к ним обязательно, если по закону на эти должности положены льготы, компенсации или установлены ограничения) если с Трудовым законодательством РФ выполнение работ по должности, профессии, специальности связано с предоставлением

компенсаций и льгот, или ограничений, то согласно статье №57 ТК РФ наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационных требовании к ним должны соответствовать профстандарту или ЕКС и ЕТКС. Следует заметить, что сейчас могут быть различия в названиях должностей в профстандарте и ЕКС и ЕТКС.

Если использование профстандарта не обязательно, то изменять должностную инструкцию и трудовой договор не нужно. Если должность и работы по ТЗ РФ предполагают льготы, компенсации или ограничения, то должность должна называться так, как прописано в стандарте или квалификационном справочнике. И профстандарт, и справочник имеют одинаковую юридическую силу, так как утверждены в Минтруда России и Минюсте России, но стандарт как более поздний документ, обладает преимуществом.

Переименование должности законом не предусмотрено, поэтому название должности изменяется путем перевода работника на новую должность, путем заключения с ним дополнительного соглашения к Трудовому договору, внесения новой записи в трудовую книжку. Должность с неверным наименованием исключается из штатного расписания, вместо нее вводится новая должность.

Если профстандарт вводится в действие, то необходимо разработать план внедрения профстандартов в учреждении:

- проверить соответствие названия должностей профстандарту, если требуется (нет в штатном расписании должности указанной в профстандарте, или она звучит не совсем так, как в профстандарте) - ввести новые должности;

- проверить соответствие обязанностей работников тем требованиям к трудовым функциям, которые прописаны в профстандарте;

- внести соответствующие изменения в трудовой договор, сделать допсоглашение к Трудовому договору, в котором прописать все функции, которые отсутствовали ранее или изменились по формулировке;

- провести аттестацию работников на соответствие требованиям, прописанным в профстандарте;

- разработать порядок обучения или переподготовки тех, кто не соответствует требованиям стандарта.

Если использование стандарта обязательно, с 1 июля 2016 г. при обнаружении несоответствия при проверке работодателю грозит предписание об устранении нарушений ТЗ РФ, а при невыполнении предписания штраф в размере до 200 000 руб. (статья 5.27.КоАП).

Однако требовать соблюдения стандартов можно только при условии, что они утверждены в Минтруда России и Минюсте России и входят в реестр утвержденных профстандартов. И, прежде всего, следует определиться, к каким профессиям из штатного расписания требования установлены законом, потому что именно для них исполнение профстандарта будет обязательным, а не рекомендательным. Из перечня должностей, которые обычно включаются в штатные расписания библиотек в список профессий, к которым требования установлены законом РФ, входят: главный бухгалтер, научные сотрудники. При этом подчеркнем, что профстандарт обязателен для главных бухгалтеров, а к рядовым бухгалтерам требований в законе нет, следовательно для них профстандарт будет носить рекомендательный характер.

В списке есть научные сотрудники, но нет библиотекарей, библиографов, следовательно и для них профстандарт должен носить рекомендательный характер. Для остальных работников библиотек профстандарты также носят рекомендательный характер. Следует отметить, что пока из перечисленных должностей в реестре утвержденных Минюстом России профстандартов числится профстандарт на главного бухгалтера, а на научного сотрудника отсутствует. Не утвержден профстандарт и на библиотечные должности. Кстати, поскольку обязательны профстандарты только для должностей, предусматривающих компенсационные выплаты или льготы, то, вероятно, в части научных сотрудников это будет касаться только сотрудников с научными степенями, поскольку на них распространяется

льгота о дополнительном отпуске, а для научных сотрудников без научной степени профстандарт дожжен носить рекомендательный характер.

Поскольку внедрение профстандартов предполагает проведение аттестации работников с целью установления соответствия профстандарту их образования, квалификации, выполняемых ими функций, то остановимся коротко на ее подготовке и организации. Кстати, разговоры о том, что аттестовывать библиотечных работников будет или должна какая-то независимая фирма, не обоснованы. В законе «О библиотечном деле» ст.26. говорится, что «Работники библиотек подлежат периодической аттестации, порядок которой устанавливается уполномоченным

Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.», а в письме Минкультуры России от 8 февраля 2010 г№7790-44/04-ПХ говорится, что «работники учреждений культуры с численностью персонала более 10 человек проходят аттестацию в комиссии своей организации».

Теперь остановимся на порядке проведения аттестации.

Должен быть подписан приказ директора о составе аттестационной комиссии в соответствии с Положением об Аттестационной комиссии. Таким образом, прежде всего в учреждении должно быть разработано такое Положение. Теперь по составу комиссии, утверждаемой приказом директора учреждения. В состав комиссии должны входить опытные сотрудники учреждения, хорошо знающие деятельность разных подразделений, знающие кадровый состав учреждения, а также председатель профсоюзного комитета. Аттестационная комиссия должна руководствоваться локальными нормативными документами, регулирующими ее деятельность. Например, должно быть разработано Положение о порядке проведения аттестации работников, определяющее сроки проведения аттестации, состав комиссии, порядок проведения аттестации.

Работники должны быть извещены о предстоящей аттестации заблаговременно. Они должны быть оповещены о дате и месте проведения

Аттестации (под подпись), т.е. должен быть составлен график проведения Аттестации по подразделениям. Руководитель подразделения готовит представление на работника, в котором дает характеристику его деловых и человеческих качеств, а работник заполняет Аттестационный лист, отражающий сведения о его образовании, производственном стаже, повышении квалификации. Эти документы сдаются секретарю Аттестационной комиссии не позднее, чем за 1 неделю до проведения Аттестации. Работник должен быть ознакомлен с представлением на него, свое согласие с представленной информацией он выражает подписью под представлением со словами «Ознакомлен» или «Согласен». Работник имеет право внести коррективы в представленные на него документы.

Решение Аттестационной комиссии оформляется Протоколом, который подписывается всеми членами Аттестационной комиссии и работником, прошедшим Аттестацию. Результаты Аттестации доводятся до сведения директора, по результатам аттестации могут быть внесены изменения в штатное расписание учреждения, принято решение о переподготовке отдельных сотрудников, по которым Аттестация приняла соответствующее решение и т.д. Таким образом, предстоит большая дополнительная работа.

Поэтому, нужно познакомиться с проектами профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности», изучить в нем требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе. После утверждения подготовленного проекта профстандарта, должен появиться приказ Министерства культуры Российской Федерации, который установит специальные требования к работникам библиотек и введет профстандарт в действие.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Пирумова Лидия Николаевна - кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Заместитель

директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека» pln@cnshb.ru

Бунин Михаил Станиславович - доктор сельскохозяйственных наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, директор Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека» bms@cnshb.ru

Коленченко Ирина Александровна - кандидат экономических наук, Заместитель директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека»

feo@cnshb.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.