«ПРОФСОЮЗЫ И ДЕМОКРАТИЯ: ОПЫТ РОССИИ И ГЕРМАНИИ»
Сидоренко И.Н., к.и.н., доц.
СКАГС
ПРОФСОЮЗЫ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Три дня (30 сентября - 2 октября 2004 г.) шло активное обсуждение актуальных вопросов развития российских профсоюзов на российско-германской научно-практической конференции «Профсоюзы и демократия: опыт России и Германии», проведенной Северо-Кавказской академией государственной службы при поддержке Фонда им. Фридриха Эберта (Германия).
В центре внимания участников конференции были вопросы: Какое же место они занимают в современном российском обществе? Какова их роль в процессах развития демократизации общественной и производственной жизни, становлении гражданского общества? В чем причина невысокого рейтинга профсоюзов как защитников прав наемных работников: в российском законодательстве или в слабости самих профессиональных союзов? Почему у многих трудящихся бытует неверие в силу профсоюзов?
Более ста функционеров районных, городских, региональных и федеральных профсоюзных объединений Юга России, руководителей и специалистов администраций южно-российских субъектов РФ, ученых Германии, Москвы, Ростова-на-Дону и других научных центров России проявили интерес к вынесенной на обсуждение проблеме, прислали тезисы выступлений и приняли участие в дискуссиях. Продуктивность конференции была предопределена не только представительством ученых и практиков, но и актуальностью ее темы, широким тематическим спектром докладов и выступлений. Тезисы докладов и выступлений были опубликованы в сборнике накануне конференции, что позволило вести дискуссии не повторяя написанное и зная о чем будут вести разговор другие участники.
Дискуссионный характер обсуждения вопросов был задан докладчиками на пленарном заседании: ректором Северо-Кавказской академии государственной службы, профессором В.Г. Игнатовым, председателем избирательной комиссии Ростовской области, канд. юрид. наук Юсовым С.В., секретарем Федерации независимых профсоюзов России, представителем ФНПР в Южном федеральном округе Величко А.В., Дитером Шульте - зам. председателя Фонда имени Фридриха Эберта (Германия), экспредседате-лем объединения немецких профсоюзов, (кстати, его выступления на пленарном заседании, в ходе дискуссий и на заседаниях круглого стола вызывали неизменный интерес и большое количество вопросов), профессора РЮИ СКАГС Бердычевского В.С. (Ростов-на-Дону), главного советника аппарата полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном
округе Попова С.И. (Ростов-на-Дону), Депутата Государственной Думы РФ, зам председателя независимого профсоюза горняков Бадалова Р.М. (Москва), кандидата эконом. наук, доцента Академии труда и социальных отношений, зав. отделом ФНПР по взаимодействию с Федеральным собранием РФ Кузьмина Н.Н. (Москва) и др.
Выступавшие, указав на наличие опыта в решении вынесенных на обсуждение вопросов и проблем, были единодушны в том, что конференция приобретает особый смысл и значение в современных условиях, в связи с конкретными шагами, предпринимаемыми в нашей стране по усилению общественного влияния на государственные структуры, по формированию российского гражданского общества, важным элементом которого являются профсоюзы.
Активное обсуждение поднятых в докладах проблем состоялось в процессе дискуссий на тему: «Место профсоюзов в формировании структур гражданского общества в России. В какой степени профсоюзы способны и готовы взять на себя функцию лоббистов интересов наемных работников?» и «Профсоюзы и современная политика: потенциал влияния, возможности и пути поиска консенсуса», а также на заседаниях выездного круглого стола: «Профсоюзы и власть: взаимодействие и проблемы».
В фиксированных выступлениях и в процессе обмена мнениями были высказаны самые различные, порой противоположные, точки зрения по теоретическим и практическим проблемам. Причем, в высказываниях профсоюзных работников преобладали позитивные оценки деятельности профессиональных объединений, реже речь шла о нерешенных вопросах, и лишь изредка звучал анализ упущений и недоработок, их причин и предлагались пути разрешения имеющихся противоречий. В то же время (и это очень важно), в их выступлениях и опубликованных материалах содержится богатый опыт развития производственной демократии, правозащитной деятельности, организации протестных выступлений, взаимодействия с работодателями и органами власти.
Научное осмысление проблем развития профсоюзного движения было представлено в выступлениях и материалах ученых вузов и НИИ. Так, профессор Ставропольского госуниверситета Новикова О.С. раскрывая тезис: «Гражданское общество - общество самоорганизующееся», обратила внимание на то, что в России самоорганизация и реструктурирование шло путем создания различных корпораций, которые в области трудовых отношений обусловили создание новой трудовой этики, новых профессиональных групп созданных по инициативе самих людей (в их числе и профсоюзы) способных предотвратить эгоистические экономические интересы отдельных корпоративных структур.
Гражданское общество неразрывно связано с социальным партнерством, помогающим снимать напряжение между разными социальными группами, согласовывать позиции с властью при отстаивании интересов работников перед работодателей. Профессор Уколов В.Ф. (РАГС) и профессор Понеделков А.В. (СКАГС) считают, что в обеспечении социального партнерства призван сыграть важнейшую роль профсоюз, как независимая, общенациональная, многофункциональная общественно-политическая организация, выражающая разные общегражданские интересы, объективно ориенти-
рованная на поиск социального консенсуса между обществом, бизнесом и властью.
Профессор Российского государственного гуманитарного университета Матвеев Р.Ф. (Москва) обратил внимание на расширение функций профсоюзов. В большинстве стран Западной Европы, где эти организации не только добились повсеместного заключения коллективных договоров, но и распространили практику свободных договоров и на другие области общественной жизни, они играют активную роль не только в сфере социальнотрудовых отношений, но и в области развития демократии, в том числе и в политических вопросах.
Существенное замечание сделали доцент СКАГС Мархгейм М.В. (Ростов н/Д.), ст. преподаватель филиала СКАГС Валуйская А.А. (Пятигорск). Отметив, что одной из характеристик деятельности профсоюзов является правовая деятельность, которая основана на нормах права и обеспечивается правовыми гарантиями, признанными государством и обществом. Для ее осуществления профсоюзы используют представительскую функцию, которая выражается в представлении интересов работников на всех этапах правового регулирования труда: участие в нормотворчестве, профилактика трудовых правонарушений, защита незаконно нарушенных трудовых прав работников, принятие мер по привлечению к ответственности работодателей виновных в таких нарушениях.
Сравнительный анализ положения профсоюзов в системе гражданского общества в Германии и России был дан в выступлениях профессора СКАГС С.А. Кислицына (Ростов-на-Дону), представителей Германии Дитриха Шульте и Маттеса Бубе, проф. Матвеева РФ (Москва). Они отметили, что в Германии, других странах Западной Европы с мощным рабочим движением сложились профсоюзы, являющиеся влиятельными и самостоятельными организациями, играющими активную роль не только в сфере социальнотрудовых отношений, но и в области демократии, в создании организаций, учреждений, структур, традиций имеющих ярко выраженный социальный характер. Этот опыт, адаптированный к российским условиям, по их мнению может быть полезен и нашей стране.
Несколько в ином ракурсе рассмотрена эта проблема доктором социологических наук Смоленским М.Б. (СКАГС Ростов-на-Дону). Тема его выступления «Профсоюзы - институт гражданского общества (проблемы становления в России»). Охарактеризовав гражданское общество как «необходимый на определенном этапе развития человечества, рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве, демократии, экономической стабильности при разумно необходимом вмешательстве государства», он в качестве основной, ограниченной функции профсоюзов выделил защиту экономических интересов рабочих и служащих. В этой связи он раскрыл отличительные черты профсоюзов как ассоциации гражданского общества.
Продолжая обсуждение темы, доценты СКАГС Овакимян М.А. и Кюрджиев С.П. (Ростов-на-Дону) рассмотрели вопрос о месте профсоюзов в системе формирования структур гражданского общества и развития демократии в России. Они обратили внимание на то, что российские профсоюзы будучи независимыми от органов исполнительной власти, органов местного
самоуправления, работодателей, политических партий сами вырабатывают и реализуют формы и механизмы участия населения в управлении современным государством, способствующие формированию у наемных работников пониманию своей реальной роли в осуществлении конституционного положения о том, что народ является главным источником власти.
На конкретных примерах из жизни своей республики показал место и роль профсоюзов в формировании структур гражданского общества в многонациональном специфическом регионе зам. председателя Федерации профсоюзов Республики Дагестан Билалов М.И.
Значительное место в дискуссии занял обмен мнениями по поводу правозащитной миссии профсоюзов, их способности выражать и защищать интересы людей, работающих по найму, и составляющих большинство населения. Выступление лидера кубанских профсоюзов председателя Краснодарского краевого совета профсоюзов Чумаковой О.М. развернуло обсуждение проблемы в более узкую тематическую нишу - всестороннее рассмотрение деятельности профсоюзов по защите социально-трудовых прав и законных интересов граждан. Главный правовой инспектор Федерации профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики Маирова П.М. (Нальчик) -раскрыла содержание правозащитной функции профсоюзов, предметом рассуждений канд. юрид. наук Гаркуши П.И. явились правовые основы деятельности профсоюзов по защите интересов работников, зам. председателя Карачаево-Черкесского Республиканского объединения организаций профсоюзов Керчелаева Н.П. (Черкесск) осветила практику и проблемы осуществления правозащитной миссии профсоюзов, анализу практической деятельности профсоюзных организаций по защите интересов работников было посвящено выступление председателя Ростовской областной организации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания Щербаченко Т.В.
В этих и многих других выступлениях отмечалось недостаточность правозащитного опыта российских профсоюзов в условиях трансформации экономических и политических отношений, установления господства рынка.
Еще недавно, в советское время, профсоюзы были частью системы государственного управления и в этом качестве выполняли функции социального обслуживания, а также роль медиатора между работниками и властями. Они были не социальным субъектом в системе трудовых отношений, а в некоторых случаях посредниками, в некоторых - элементом государственного аппарата.
Политические и социально-экономические реформы привели к объективной необходимости изменений функций профсоюзов: появилась потребность в институтах представляющих и защищающих интересы наемных работников в отношениях с работодателями и правительством.
Чтобы быть субъектами социального действия, способными влиять на общественно-значимые события профсоюзы должны были на ходу перестраивать свою организованную структуру и формировать осознанное членство в ней, доверие к лидерам, повышать способность структуры формулировать и реализовать цели своего социального слоя, иметь набор инструментов, социальных технологий для реализации целей и т.д.
Не всегда эти процессы шли гладко. Но независимые профсоюзы как наиболее массовые общественные объединения, профессионально защищающие профессиональные интересы работников состоялись.
Многие из них активно используют свои правомочия и возможность в деятельности по защите трудовых прав рабочих и служащих. В выступлениях проф. Бердычевского В.С., секретаря ФНПР Величко А.В., проф. Агапо-нова А.К., проф. Понеделкова А.В., препод СКАГС Харченко Л.И и др. приводились данные подтверждающие этот тезис.
Профсоюзы, работающие в гуще трудового народа, по определению обязаны быть не только активной, организованной частью российского гражданского общества, но и призваны возглавлять выступления работников в защиту своих прав и законных интересов.
По мнению выступавших среди форм и методов используемых профсоюзами в качестве акций протеса, оказывающих заметное воздействие на органы власти и работодателей наиболее активно использовались в южнороссийских регионах пикеты, митинги, коллективные обращения и заявления в адрес руководства страны и регионов. Только в регионах Юга России в 2004 г. работники бюджетной сферы провели шествия и митинги в 5 городах и районах Ростовской области (7000 чел.), 11 городах и районах Кабардино-Балкарии (4000 чел.) в 5 городах и районах Астраханской области (1000 чел.). в Северной Осетии-Алании в акциях протеста приняли участие 12 тыс. чел. Протестуя против решения Правительства РФ по федеральному бюджету 2004 г. в Краснодарском крае 88960 учителей не вели часовой урок, в Ростовской области - 1400 учителей. В первомайских мероприятиях 2004 г. под лозунгом «Достойная заработная плата - путь к преодолению бедности» приняли участие более 333000 работников Южного федерального округа. Эти и многие другие выступления возымели действие. В Адыгее, Астрахани, Волгограде, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Северной Осетии-Алании и других регионах прошли переговоры участников акций протеста с руководством субъектов Федерации, после которых были осуществлены ряд неотложных мер.
Вместе с тем, профсоюзы организуя протестное движение, сами нередко выполняют роль трансформатора, понижающего уровень избыточного социально-психологического напряжения, вводя его в организованное русло переговоров, заключение соглашений и т.п.
Большинство участников конференции или в прямой постановке или в контексте выступления обращались к вопросам развития социального партнерства (Молдованова В.М. - вице-президент КЧР, Радченко А.А. - ведущий специалист Администрации Ростовской области, Чечина Т.И. - зам. председателя Федерации профсоюзов Ставропольского края, Быховенко В.С. -зам. председателя Федерации профсоюзов Ростовской области и многие другие).
И отечественная и зарубежная практика свидетельствует о том, что система конструктивного сотрудничества профессиональных союзов и работодателей при активном участии органов власти доказала свою жизнеспособность. Система социального партнерства многоуровневая, она функционирует на федеральном, отраслевом и региональном уровнях, на уровне предприятий. Практически во всех южно-российских регионах созданы трех-
сторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений как органы, которые ведут коллективные переговоры и подготавливают соглашения и коллективные договоры, осуществляют контроль реализации достигнутых договоренностей, рассматривают другие актуальные вопросы социально-экономического характера, требующие согласованных решений и действий сторон, что позитивно влияет на социально-экономическую обстановку в регионах.
Как отмечали выступавшие, еще не везде окончательно оформилось представительство сторон, принимающих участие в процессе регулирования социально-трудовых отношений. Если с профсоюзами и органами власти никаких вопросов о легитимности их представительства не возникает, то в отношении постоянного представительства работодателей в комиссиях сложившегося мнения еще нет (несмотря на наличие в Трудовом кодексе специальной статьи 33 «представители работодателей»). Многие объединения работодателей объединяют в своих рядах представителей отдельных групп крупного, малого бизнеса, фермеров, «отраслевиков» и т.п. Практика же востребовала объединение работодателей, способное интегрировано представлять интересы бизнеса разного уровня: крупного, среднего и мелкого. В Ростовской области таким объединением стала новая общественная организация - Союз работодателей, сплотившая в своих рядах около 3 тыс. персональных и ассоциированных членов. В Карачаево-Черкесской республике - это Союз промышленников, предпринимателей и работодателей. Подобные Союзы, как правило, признаются в качестве полноправных партнеров, как профсоюзов, так и Администраций субъектов Федерации.
Участники конференции отмечали что социальное партнерство на Юге России набирает силу, разнообразными становятся формы и методы реализации достигнутых соглашений. Но, в тоже время, реальность свидетельствует, что даже придя к соглашению по большинству вопросов, нельзя считать задачу выполненной. Необходимо добиваться строгого соблюдения достигнутых договоренностей: составлять и согласовывать планы мероприятий по реализации положений документа, обеспечивать жесткий контроль за выполнением всех его разделов. Только после этого соглашение, да и любое другое решение, можно считать вступившим в силу.
К сожалению, практика показывает, что соглашения порой слабо реализуются и являются скорее, трехсторонними декларациями о намерениях, которые договорившиеся стороны не торопятся воплощать в жизнь. Соглашения пока еще не воспринимаются управляющими структурами как юридически обязательный акт, выполнение которого влечет санкции в отношении виновной стороны. Поэтому на конференции высказывалось мнение, что следует установить порядок, при котором договоренности трех сторон, достигнутые на федеральном уровне, не могут игнорироваться при заключении региональных (территориальных) соглашений, а также коллективных договоров на предприятиях.
Договорные отношения между работниками и работодателями не ограниваются заключением соглашения, в большой степени они реализуются через коллективные договоры. Принятие трудового Кодекса дало новый импульс к качественному развитию коллективных договорных отношений на российских предприятиях. И здесь оказался весьма полезным опыт Герма-
нии и других европейских стран. О расширении договорных отношений, о возрастании значения коллективных договоров обстоятельно говорили на конференции профессор СКАГС Бердычевский В.С., доцент РГЭУ «РИНХ» Еремеева Т.А., руководители профсоюзных объединений Чумакова О.М. (Краснодар), Керчелаева Н.И. (Черкесск), Быховенко В.С. (Ростов-на-Дону), глава города Горячий Ключ Шварцман Н.И. и др.
Только в системе ФНПР коллективные договоры заключены более чем на 175 тысячах промышленных предприятий и в организациях. Сегодня, как отмечали выступавшие, задача заключается не столько в увеличении заключенных коллективных договоров, сколько в повышении их качества, правовой обоснованности, не допускающей ухудшения условий работников не столько по сравнению с трудовым законодательством, но и по сравнению с отраслевыми тарифными соглашениями.
Начавшаяся на конференции дискуссия о взаимоотношениях профсоюзов и власти, нашла свое продолжение на выездном заседании круглого стола в г. Горячий Ключ и Туапсинском районе, где к участникам дискуссий присоединились руководители отраслевых профсоюзов Краснодарского края, Адыгеи, профсоюзных комитетов городов Горячий Ключ, Сочи, Туапсе, Новороссийска, ряда профкомов промышленных предприятий и предприятий сферы курортного обслуживания.
На круглом столе анализу подверглись вопросы обеспечения представительства профсоюзов в органах законодательной власти и участия в избирательном и законотворческом процессе (Юсов С.В. Ростов-на-Дону, Кузьмина Н.Н. - Москва), использования права законодательной инициативы в Ростовской области (Бердычевский В.С.), решения проблем согласованности действий профсоюзов и власти в урегулировании социальнотрудовых отношений (большинство участников конференции), подготовки, информирования и повышения квалификации профсоюзных функционеров и специалистов администраций в Ростовской и Астраханской области (Бы-ховенко В.С., Смолко П.А.), организации деятельности трехсторонних комиссий (о чем говорили все представители региональных объединений профсоюзов и администраций субъектов РФ) и др.
Особенностью хода рассмотрения на круглом столе поставленных вопросов явилась «привязка» к специфике территории на которых шло их обсуждение - г. Горячий Ключ и Туапсе относятся к курортной зоне с развитым туризмом. Поэтому анализ участия профсоюзов в развитии туризма проведенный профессором Самедовым В.А. (СКАГС) подвергся активному обсуждению с участием местных профсоюзных и муниципальных работников этого южного региона, где местная власть и профсоюзы в неразрывной связи решают вопросы оздоровления российских тружеников.
Общим для выступлений на круглом столе было то, что все участники отмечали реальные шаги профсоюзных объединений и организаций власти навстречу друг другу, разнообразных форм взаимосвязи на пути обеспечения консенсуса в разрешении социальной напряженности, повышении роли наемных работников в обеспечении их социально-трудовых прав.
В подтверждение этому приводились убедительные примеры «встречного движения» профсоюзов и власти. Так в Астраханской области потери рабочего времени из-за забастовок составляли в год более полу-
миллиона часов или 50 тыс. человеко-дней. Причем во многих случаях это объяснялось непрофессиональным подходом к разрешению конфликтогенных ситуаций, неподготовленности сторон к ведению переговоров. Администрация области приняла решение: организовать подготовку специалистов способных выступать третьей стороной в конфликтах работников и работодателей - трудовых арбитров. В течение двух лет из числа представителей профсоюзов, работодателей, органов исполнительной власти было подготовлено 50 трудовых арбитров для всех районов области. Обученные специалисты органично влились в систему социального партнерства, получили признание в трудовых коллективах. Благодаря их участию практически все трудовые споры разрешаются на предконфликтной стадии.
В Ростовской области, Краснодарском крае и некоторых других регионах Юга России, профсоюзы получив право законодательной инициативы, активно участвуют в законотворческом процессе, вносят в законодательные органы законопроекты, осуществляют экспертизу проектов законов по социально-трудовым вопросам.
Приводились и другие примеры эффективного взаимодействия профсоюзов и власти. В выступлениях отмечалось, что хотя период функционирования профсоюзов в условиях демократизации жизни и становления рыночных отношений еще краток, все же за это время профессионально окрепли кадры, среди которых большой отряд специалистов, способных на равных говорить с работниками аппаратов министерств и ведомств, с работодателями.
И все же, как показывают исследования, проведенные профессором Агапоновым А.К. (СКАГС) в 9 регионах Северного Кавказа, лишь только один из четырех экспертов отмечает активизацию взаимодействия органов власти и профсоюзов.
И ученые и практики отмечали, что далеко не всегда удается добиться, чтобы и правительство РФ и органы исполнительной власти на местах признавали себя стороной трудового спора и вступали в переговоры с представителями работников. Имеют место случаи когда дело доходит до объявления забастовок (например: Всероссийская забастовка работников бюджетной сферы).
Конечно, в условиях рыночной экономики, противоречия между работниками и работодателями полностью никогда не будут устранены. Но сократить их количество и уменьшить их остроту, как показывает небольшой отечественный опыт и опыт стран с устоявшимися демократическими отношениями и сложившимся рынком, вполне разрешимая задача. Обсуждение вынесенных на конференцию вопросов явилось конкретным шагом в научном осмыслении проблем повышения роли профсоюзов в укреплении демократических основ российского общества и обогатило профсоюзы опытом защиты социально-трудовых прав граждан.