Научная статья на тему 'ПРОФСОЮЗЫ КАК СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА'

ПРОФСОЮЗЫ КАК СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
946
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ / РАБОТНИК / НАНИМАТЕЛЬ / ПРИНЦИПЫ / ПОЛНОМОЧИЯ / РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПРОФСОЮЗ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРОФСОЮЗ / ПРОФСОЮЗ НА ПРЕДПРИЯТИИ / АССОЦИАЦИИ / ИНСПЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Красников Д.Н.

Статья посвящена вопросам, связанным с деятельностью профсоюзов как субъектов трудового права. Приведен порядок государственной регистрации профсоюзов. Рассмотрены их права и обязанности. Выявлены недостатки в действующем законодательстве и предложены пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE UNIONS AS SUBJECTS OF LABOR LAW

The article is devoted to issues related to the activities of trade unions as subjects of labor law. The procedure for state registration of trade unions has been presented. Their rights and obligations are considered. Deficiencies in the current legislation are identified and ways of their resolution are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОФСОЮЗЫ КАК СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА»

УДК 349.23/24 Б01 10.52928/2070-1632-2021-56-5-131-139

ПРОФСОЮЗЫ КАК СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Д.Н. КРАСНИКОВ (Полоцкий государственный университет) ORCID https://orcid.org/0000-0003-4158-7226

Статья посвящена вопросам, связанным с деятельностью профсоюзов как субъектов трудового права. Приведен порядок государственной регистрации профсоюзов. Рассмотрены их права и обязанности. Выявлены недостатки в действующем законодательстве и предложены пути их разрешения.

Ключевые слова: профессиональный союз, работник, наниматель, принципы, полномочия, республиканский профсоюз, территориальный профсоюз, профсоюз на предприятии, ассоциации, инспекции.

Введение. Профессиональные союзы (далее - профсоюзы) участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства, они задействованы в законотворческом процессе. На обеспечение занятости, безусловно, влияют проводимые профсоюзами проверки и мониторинги, консультации граждан, в том числе по вопросам самозанятости [1, с. 15]. Профсоюзы - это крупный самостоятельный институт общества, от функционирования которого зависит формирование рыночных отношений, становление социального государства, развитие экономической демократии. Без профсоюзов наемный труд оказывается во власти частного предпринимательства, администраций и государства.

На сегодня существует достаточно большое количество проблем, которые возникают в сфере трудовых правоотношений. К одной из них можно отнести проблему защиты трудовых прав работников профессиональными союзами. Повышение роли и авторитета профессиональных союзов во многом зависит от их умения добиваться от нанимателей, органов государства, как на республиканском уровне, так и на уровне административно-территориальных единиц, органов местного управления и самоуправления создания таких условий труда и жизни, которые позволят трудящемуся человеку достойно жить, содержать свою семью, обеспечивать своим детям возможность получать достойное образование и развиваться. Кроме того, профсоюзы, в отличие от других общественных организаций, представляют интересы самых широких слоев населения, так Федерация профсоюзов Беларуси (далее - ФПБ) объединяет 4 000 000 человек.

Основная часть. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.04.1992 г. № 1605-Х11 «О профессиональных союзах» (далее - Закон о профсоюзах)1 - профессиональный союз является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не установлено иное, - граждане), в том числе обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов. Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы (профсоюзы) [2]. В Законе о профсоюзах отсутствует статья, посвященная принципам деятельности таких организаций. При этом принципы деятельности профсоюзных организаций следуют из содержания его статей. Принцип добровольности отражен в ст. 1 и 2 Закона о профсоюзах, принцип законности - в ч. 1 ст. 3, принцип самостоятельности - в ч. 2, 4 ст. 3 и т. д. Однако, это далеко не все принципы, которые должны быть присущи профсоюзам.

Считаем возможным в законе о профсоюзах, закрепить отдельную статью «Принципы деятельности профессиональных союзов». В статье должны быть прописаны, помимо уже указанных, следующие общие принципы:

- равенство профсоюзных объединений перед законом, равноправие их членов (участников);

- самоуправление;

- отчетность;

- гласность;

- отсутствие дискриминации по признаку участия или неучастия гражданина в деятельности профессионального союза объединения;

- создание профсоюзов по производственно-отраслевому принципу;

- независимость профсоюзов в своей деятельности от государственных органов всех уровней, политических партий, нанимателей и их объединений, неподконтрольность и неподотчетность им;

- создание объединений профсоюзов в порядке, предусмотренном законом.

1 О профессиональных союзах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 22 апреля 1992 г., № 1605-XII: с изм. и доп. от 13.07.2016 г., № 397-3 URL: https://pravo .by/document/?guid=3961 &p0=V19201605.

В соответствии со ст. 2 Закона о профсоюзах, граждане Республики Беларусь имеют право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов. Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в профсоюзы, созданные и действующие на территории Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами. При этом, право иностранных граждан и лиц без гражданства на свободу объединений на территории Республики Беларусь носит ограниченный характер. Во-первых, указанные лица лишены права участвовать в создании профсоюзных организаций; во-вторых, в случае, если уставом общественного объединения, в том числе профсоюза, не предусмотрено вступление в их состав иностранных граждан и лиц без гражданства, они не могут стать членом этих организаций.

Данные положения носят дискриминационный характер, в связи с чем, из ч. 2 ст. 2 Закона о профсоюзах следует исключить фразу «если это предусмотрено их уставами». Эту же статью дополнить ч. 3 следующего содержания: «на территории Республики Беларусь не допускается деятельность профессиональных союзов других государств, а также финансирование профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями».

Профсоюзы могут создавать на добровольной основе республиканские союзы (ассоциации) и иные объединения (далее - объединения профсоюзов), обладающие правами профсоюзов, а также вступать в них.

Республиканские объединения профсоюзов могут создавать в порядке, предусмотренном уставами, территориальные (областные, городские, районные) и иные организационные структуры, обладающие правами профсоюзов.

Функции союзов (ассоциаций) профсоюзов можно разделить на две группы:

1) согласно ч. 3 ст. 2 Закона о профсоюзах, объединения профсоюзов обладают правами профсоюзов, данные объединения, так же, как и профсоюзы, осуществляют защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов работников и учащихся (ст. 1 Закона о профсоюзах);

2) поскольку объединение профсоюзов по организационно-правовой форме является союзом (ассоциацией), оно выполняет функции, возлагаемые на союз (ассоциацию) в соответствии с п. 1 ст. 121 ГК, а именно - осуществляет координацию деятельности, представление и защиту общих интересов профсоюзов, являющихся членами объединения.

В зависимости от охвата территории, на которую распространяется деятельность профсоюза, можно выделить следующие их виды: 1) республиканский профсоюз - деятельность профсоюза распространяется на большинство областей Республики Беларусь и г. Минск. Исходя из данной нормы для создания республиканского профсоюза необходимо, чтобы деятельность создаваемого профсоюза охватывала не менее 4 областей и г. Минск; 2) территориальный профсоюз - деятельность профсоюза распространяется на административно-территориальные и территориальные единицы; 3) профсоюз на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы) - деятельность профсоюза распространяется на работников, студентов (учащихся) конкретной организации.

Для создания и деятельности профсоюза необходимо:

- для республиканского - не менее 500 учредителей от большинства областей Республики Беларусь и г. Минска;

- для территориального - не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных и территориальных единиц соответствующей территории;

- для профсоюза на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы) - не менее 10 учредителей (членов), работающих (обучающихся) на соответствующем предприятии, в учреждении, организации (абз. 2 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.01.1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» (далее - Декрет № 2)2.

Членами профсоюза не могут быть юридические лица (абз. 4 п. 3 Декрета № 2).

Для создания и деятельности союза (ассоциации) профсоюзов необходимо два и более профсоюза (абз. 6 п. 3 Декрета № 2). Основными задачами союзов (ассоциаций) профсоюзов является аналитическое, методическое и правовое обеспечение деятельности входящих в их состав профсоюзов, разработка программных документов и положений, координация деятельности в сфере защиты трудовых и социально-экономических прав и законных интересов членов профсоюзов.

В течение месяца со дня принятия решения об образовании профсоюза, уполномоченные лица направляют документы для государственной регистрации в регистрирующий орган.

2 О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений [Электронный ресурс] : Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г., № 2: с изм. и доп. от 11.09.2017 г. № 6 URL: https://belzakon.net/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0% BE%D0%B4%D0%B0%D1 %82%D0%B5%D0%BB%D1 %8C%D1 %81 %D1 %82%D0%B2%D0%BE/%D0%94%D0%B5 %D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B/1999/108882.

Для государственной регистрации подаются следующие документы (ч. 2 п. 4 Инструкции по государственной регистрации): заявление, подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа профсоюза, по установленной форме; устав в двух экземплярах; протокол учредительного съезда (конференции, общего собрания, иного мероприятия); документ банка, подтверждающий уплату государственной пошлины; список учредителей профсоюза по установленной форме; для союзов (ассоциаций) профсоюзов - заверенные нотариально или руководящим органом профсоюза копии уставов и свидетельств о регистрации профсоюзов-учредителей, протоколы (выписки из протоколов) заседаний их компетентных органов о принятии решения о выступлении в качестве учредителя (вступления в члены), учредительный договор, общий список членов союза (ассоциации) профсоюза; заявление гражданина (в случае его смерти -заявление его наследников) о даче согласия на использование в названии профсоюза имени гражданина (только при включении имени этого гражданина в название профсоюза); документ, подтверждающий наличие юридического адреса (места нахождения руководящего органа); решение высшего органа профсоюза о наделении не менее чем трех членов руководящего органа профсоюза полномочиями представлять профсоюз в процессе государственной регистрации либо в суде; графическое изображение организационных структур профсоюза в соответствии с уставом с указанием их местоположения; списки членов выборных органов профсоюза; заявление о государственной регистрации символики, подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа профсоюза; подробное описание символики профсоюза (если таковая имеется); документ о предварительной оплате за сообщение о государственной регистрации республиканских профессиональных союзов, их союзов (ассоциаций) в газете «Рэспублжа», а для территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, их союзов (ассоциаций) - в официальных изданиях области, г. Минска и договор о публикации (счет-фактура).

Регистрирующие органы вправе осуществлять проверку достоверности материалов, представляемых для государственной регистрации профсоюзов.

Государственная регистрация профсоюзов, их союзов (ассоциаций) осуществляется (ч. 1, 2 п. 2 Инструкции по государственной регистрации):

1. Министерством юстиции Республики Беларусь:

- республиканских профсоюзов, их союзов (ассоциаций);

- союзов (ассоциаций), в состав которых одновременно входят республиканские и местные профсоюзы.

2. Главными управлениями юстиции областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета по месту нахождения руководящего органа профсоюза:

- территориальных профсоюзов;

- профсоюзов в организациях, их союзов (ассоциаций).

Документы о государственной регистрации профсоюза рассматриваются регистрирующим органом в течение месяца со дня его поступления (ч. 1 п. 12 Инструкции по государственной регистрации).

По результатам рассмотрения представленных документов регистрирующий орган принимает одно из следующих решений:

- о государственной регистрации профсоюза;

- об отсрочке государственной регистрации профсоюза;

- об отказе в государственной регистрации профсоюза [3, с. 90].

При принятии решения об отсрочке или отказе в регистрации профсоюза регистрирующий орган в 5-дневный срок сообщает об этом руководящему органу профсоюза в письменной форме с указанием мотивов и выявленных недостатков во время изучения документов, представленных для регистрации (п. 12 Положения по государственной регистрации). После устранения причин, послуживших основанием для отсрочки регистрации, руководящий орган подает повторное заявление о государственной регистрации, которое рассматривает по общим правилам.

Решения обжалуются в зависимости от того, кем они были приняты. Так, решение Министерства юстиции Республики Беларусь обжалует Верховный Суд Республики Беларусь, решения главных управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома - областные и Минский городской суды соответственно (п. 19 Инструкции по государственной регистрации, ч. 2 п. 16 Положения о государственной регистрации).

Зарегистрированному профсоюзу выдаются свидетельство о государственной регистрации профсоюза по установленной форме и один экземпляр прошитого и скрепленного печатью регистрирующего органа устава профсоюза (ч. 1 п. 14 Инструкции по государственной регистрации).

Для реализации уставных целей и задач профсоюзы могут создавать организационные структуры. Условия и порядок образования организационных структур профсоюзов определяются уставами этих профсоюзов. Организационные структуры профсоюзов могут быть (не)наделены правами юридического лица. Организационные структуры, обладающие правами юридического лица, могут иметь печать, бюджет, вправе самостоятельно открывать счета в кредитно-финансовых учреждениях и распоряжаться средствами, находящимися на этих счетах, осуществлять защиту трудовых, экономических прав своих членов, участвовать в разработке программ по защите трудовых и социально-экономических прав и интересов

граждан [4, а 29]. В свою очередь, организационные структуры, не наделенные правами юридического лица, не могут открывать расчетный счет, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и т.д. Их права и обязанности осуществляет вышестоящий профсоюз, в состав которого они входят. Как правило, созданная профсоюзом организационная структура в конкретной организации именуется первичной профсоюзной организацией.

Профсоюзы самостоятельно определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность (ч. 2 ст. 3 Закона о профессиональных союзах). Как правило, высшим органом республиканского профсоюза является съезд, который избирает руководящие органы для работы на период между съездами: комитет, председателя, президиум комитета, ревизионную комиссию и другие органы в соответствии с его уставом. В организационных структурах профсоюзов обычно руководящим органом является профсоюзный комитет (далее - профком), возглавляемый председателем. В профсоюзах могут создаваться и действовать правовые, технические инспекции труда, юридические консультации, общественные комиссии (инспекторы) по охране труда и другие органы в соответствии с уставом.

Правовые инспекции труда могут создаваться профсоюзами для организации и осуществления общественного контроля в случаях, установленных законодательными актами, обеспечения правовой защиты трудовых и социально-экономических прав работников. Представителями правовых инспекций могут выступать правовые (главные правовые) инспекторы труда [5, а 77]. Технические инспекции труда создаются профсоюзами для организации и осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в случаях, установленных законодательными актами. Технические инспекции труда состоят из технических (главных технических) инспекторов труда.

Сотрудники предприятия, избранные в органы профсоюза, могут осуществлять профсоюзную деятельность как с освобождением от основной работы, так и без освобождения от основной работы.

Лица, работающие по трудовому договору, при избрании на выборные должности профсоюза, требующие освобождения от основной работы, подлежат увольнению с прежней работы. Работники профсоюза, осуществляющие деятельность без освобождения от основной работы, продолжают работать в прежней должности служащего (по профессии рабочего), за ними сохраняются права, обязанности и заработная плата, предусмотренные трудовым договором с нанимателем.

Членство в профсоюзе является добровольным. Членами профсоюза могут быть:

- граждане Республики Беларусь (ч. 1 ст. 2 Закона о профсоюзах);

- иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено уставами профсоюзов (ч. 2 ст. 2 Закона о профсоюзах).

Порядок принятия в члены профсоюза определяется уставом профсоюза. В уставах профсоюзов могут содержаться следующие условия:

- физическое лицо, подающее заявление о вступлении в члены профсоюза, не должно состоять в другом профсоюзе;

- физическое лицо, подающее заявление о вступлении в члены профсоюза, должно работать на определенном предприятии или в определенной сфере деятельности, обучаться в соответствующих учреждениях образования и т.д.

Как правило, прием в члены профсоюза осуществляется по письменному заявлению вступающего. Устав профсоюза закрепляет права и обязанности члена профсоюза, порядок выхода, исключения из профсоюза его членов и другое. Устав может также предусматривать меры поощрения и воздействия на членов профсоюзов, порядок их применения. Одной из основных обязанностей члена профсоюза является уплата членских взносов в размере и порядке, определенном уставом профсоюза.

Основные права профсоюзов закреплены в гл. 2 Закона о профсоюзах. В соответствии с положениями указанной главы права профсоюзных организаций могут быть разделены на две группы: права профсоюзов по защите трудовых прав граждан и охране труда; права профсоюзов по защите и охране иных социальных прав граждан.

К первой группе следует отнести права, нашедшие свое отражение в ст. 10 «Права профсоюзов по защите трудовых прав граждан», ст. 12 «Участие профсоюзов в решении вопросов приватизации государственного имущества и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», ст. 13 «Права профсоюзов в области охраны труда», ст. 14 «Права профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров (соглашений)», ст. 16 «Право профсоюзов на осуществление общественного контроля за выполнением коллективного договора (соглашения)».

Вторая группа включает в себя права, перечисленные в ст. 11 «Права профсоюзов по социальной защите граждан», ст. 17 «Полномочия профсоюзов в области социального обеспечения и социального страхования», ст. 18 «Полномочия профсоюзов в области охраны здоровья», ст. 21 «Права профсоюзов в сфере образования». Отдельные права, предоставленные данным организациям, имеют смежное значение и могут быть применены как для защиты трудовых прав граждан, так и для социальной защиты их

прав. К таким правам относятся: право профсоюзов на заключение соглашений в социально-трудовой сфере (ст. 15), право профсоюзов на осуществление общественного контроля над соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде и о профсоюзах (ст. 19), право профсоюзов на информацию (ст. 20), право профсоюзов на объявление забастовок (ст. 22). Кроме этого, следует согласиться с мнением Н.Л. Бондаренко, что «...осуществление любого права сопровождается определенными условиями, оговорками или ограничениями, не является исключением и право собственности» [6, с. 112]. Для того чтобы подобного рода изъятия не приобрели чрезмерный характер, в Законе о профсоюзах должны найти свое отражение гарантии права собственности названных организаций, что в том числе позволит по отношению к ним детализировать принцип неприкосновенности собственности (ст. 2 ГК Беларуси).

Отдельно следует выделить такое право профсоюзов, как права по социальной защите граждан, а это не что иное, как участие профсоюзов в социальном партнерстве. Статьей 11 Закона о профсоюзах закрепляется, что профсоюзы вправе в соответствии с законодательством Республики Беларусь участвовать в разработке социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни и свободное развитие личности, а также мер по социальной защите граждан, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, в решении вопросов, связанных с оздоровлением и медицинским обслуживанием граждан, и осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь по социальной защите граждан.

Исторически, именно профсоюзы стали первой, реально доступной широким массам трудящихся формой их организации, способствуя тем самым формированию у них гражданского самосознания и становлению их как равноправных субъектов гражданского общества. В Республике Беларусь право на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде предоставлено профсоюзам (ст. 463 ТК3), из чего следует, что никакие иные общественные организации, в том числе политические партии, не могут воспользоваться этим правом. Виды общественного контроля также установлены Законом о профсоюзах. В частности, профсоюзы вправе осуществлять общественный контроль за:

- соблюдением законодательства Республики Беларусь о социальной защите граждан;

- состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на улучшение жилищных условий, распределением жилых помещений в государственных органах, других организациях;

- соблюдением законодательства Республики Беларусь по вопросам приватизации государственного имущества и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

- соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда;

- выполнением коллективного договора (соглашения);

- деятельностью государственных органов по вопросам социального обеспечения и социального страхования;

- работой учреждений здравоохранения в области охраны здоровья;

- соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде и профсоюзах.

Право на общественный контроль реализуется профсоюзами через их правовые и технические инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, общественных инспекторов по охране труда [7, с. 70]. Правовые и технические инспекции труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в организациях, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, а также индивидуальными предпринимателями, у которых работают члены соответствующего профсоюза. В свою очередь общественные инспекторы по охране труда проводят эту деятельность в организациях, в которых они работают.

В целях усиления защиты трудовых и социально-экономических прав работников Указом Президента Республики Беларусь от 19.07.2005 № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников»4 было предусмотрено ФПБ осуществлять общественный контроль

3 Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З: Принят Палатой представителей 8 июня 1999 г., Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь, 06.01.2021 г. № 90-З URL: http://mintrud. gov.by/system/extensions/ spaw/uploads/files/Trudovoj -kodeks-RB .pdf.

4 О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 2005 г., № 327. URL: https://belzakon.net/%D0%97% D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1 %82%D0%B5%D0%BB%D1 %8C%D1 %81 %D1 %82%D0%B2%D0%BE/%D0%A3%D0%BA%D0%B0%D0%B7 %D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0% B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0 %D0%A0%D0%91/2005/4803.

за соблюдением законодательства о труде в организациях и у индивидуальных предпринимателей независимо от членства их работников в профессиональных союзах. Реализовать это право уполномочены:

- правовые и технические инспекции труда ФПБ, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав ФПБ, и их организационных структур;

- руководители и уполномоченные представители ФПБ, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав ФПБ, и их организационных структур.

Указ Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (далее - Указ № 240)5 стал логическим продолжением ранее вступившего в силу Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510)6.

Подпунктом 1.2.2 п. 1 Указа № 240 установлено, что общественный контроль осуществляется в двух формах: 1) проверка; 2) мероприятия по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально -экономических прав граждан (мониторинг), участие в работе коллегиальных органов, комиссий и иные формы, предусмотренные законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанные с проведением проверок. При этом под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых профсоюзами в отношении контролируемых субъектов, по итогам которых оценивается соответствие требованиям законодательства, коллективного договора (соглашения) осуществляемой контролируемыми субъектами деятельности по обеспечению трудовых и социально-экономических прав граждан, действий (бездействия) должностных лиц и иных работников контролируемых субъектов. Профсоюзы могут осуществлять общественный контроль в форме проведения проверок лишь за соблюдением законодательства о труде, об охране труда, о профсоюзах, а также за выполнением коллективного договора (соглашения) (п. 2 Указа № 240). Следовательно, все иные указанные выше виды общественного контроля проводятся в форме мониторинга, участия в работе коллегиальных органов, комиссий и в иных предусмотренных законодательством и коллективными договорами (соглашениями) формах.

Право проводить проверки имеют только правовые и технические инспекторы труда профсоюзов. Причем соблюдение законодательства о труде и о профсоюзах полномочны проверять правовые инспекторы труда профсоюзов. Контроль за соблюдением законодательства об охране труда - прерогатива технических инспекторов труда профсоюзов. Выполнение коллективного договора (соглашения) проверяют правовые и технические инспекторы труда профсоюзов [8, а 85].

Исходя из норм п. 3 Указа № 240, можно говорить, что законодатель предъявляет определенные требования к представителям профсоюзов, осуществляющим общественный контроль. Так, правовой инспектор труда профсоюзов - лицо, имеющее высшее юридическое образование и состоящее в трудовых отношениях с профсоюзом. Технический инспектор труда профсоюзов - лицо, имеющее высшее техническое образование и состоящее в трудовых отношениях с профсоюзом. Пунктами 3 и 4 Положения о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утвержденного Указом № 240 (далее - Положение), предусмотрены права и компетенция проверяющих. Также согласно п. 5 Положения установлены их обязанности.

Что касается сроков проведения проверки, то проверка не может проводиться более трех рабочих дней, а контрольная проверка не должна выходить за рамки одного рабочего дня. При этом Положением предусмотрено, что приостановление и продление сроков проведения проверок не допускается, за исключением случаев принятия решения об отводе (самоотводе) проверяющего [9, а 87].

Проверяющий не имеет права участвовать в проверке, и обязан в письменной форме заявить самоотвод с указанием мотивов согласно п. 10 Положения, если:

- является учредителем (акционером, участником, членом) либо работником контролируемого субъекта;

- является близким родственником учредителя (акционера, участника, члена) или работника контролируемого субъекта;

5 Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь от 06 мая 2010 г., № 240. URL: https://belzakon.net/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0% BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1 %82%D0%B5%D0%BB%D1 %8C%D1 %81 %D1 %82%D0%B2%D0%BE/%D0%A3 %D0%BA%D0%B0%D0%B7 %D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82% D0%B0 %D0%A0%D0%91/2010/100723.

6 О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г., № 510: в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 г. URL: https://belzakon.net/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1% 82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%A3%D0%BA%D0%B0%D0%B7 %D0%9F%D 1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0 %D0%A0%D0%91/2009/3409.

- имеются другие обстоятельства, которые могут вызвать прямую или косвенную заинтересованность в результатах проверки.

При наличии указанных оснований отвод может быть заявлен контролируемым субъектом не позднее двух рабочих дней со дня начала проверки.

По аналогии с п. 4 Указа № 510 профсоюзам согласно п. 4 Указа № 240 запрещается проведение проверок в течение двух лет со дня: государственной регистрации в отношении организаций (кроме созданных в порядке реорганизации); присвоения учетного номера плательщика в отношении обособленных подразделений организаций; создания в отношении представительств иностранных организаций.

Однако в течение такого срока могут назначаться внеплановые проверки

- только для участия в расследовании причин несчастных случаев на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний;

- по заявлению контролируемого субъекта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- при наличии у профсоюза информации, свидетельствующей о совершенном нарушении законодательства о труде, об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан (причем анонимное заявление не является основанием для проведения таких проверок);

- для проверки устранения контролируемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки (контрольная проверка) (п. 5 Указа № 240).

Указом № 240 установлен отличный от предусмотренного Указом № 510 порядок оформления результатов проверок. С учетом предполагаемых кратких сроков проведения профсоюзами проверок установлено, что проверяющий по результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства или факты неисполнения коллективного договора (соглашения), обязан выдать контролируемому субъекту представление (ч. 1 п. 23 Указа № 240).

Согласно ч. 2 п. 23 Указа № 240 в случае отсутствия нарушений, проверяющим составляется справка. Представление (справка) оформляется в двух экземплярах и подписывается проверяющим. Представления, выданные правовыми и техническими инспекторами труда профсоюзов, являются обязательными для исполнения. Право технических инспекторов труда профсоюзов на выдачу обязательных для исполнения представлений закреплено также ст. 42 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»7. Впоследствии контролируемый субъект письменно сообщает профсоюзу, проводившему проверку, о выполнении каждого пункта представления.

Белорусские профсоюзы, согласно ч. 1 ст. 6 Закона о профессиональных союзах, являются субъектом нормотворческой инициативы по трудовым и социально-экономическим вопросам. Они обладают правом на получение проектов нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь на согласование. Помимо этого, в ч. 3 ст. 13 Закона о профессиональных союзах закреплено их право на участие в разработке актов законодательства, регламентирующих вопросы охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

Заключение. В качестве одного из направлений по совершенствованию участия белорусских профсоюзов в нормотворчестве можно указать необходимость формирования организационно-правовых механизмов их взаимодействия с Национальным собранием Республики Беларусь для принятия законов, гармонично сочетающих интересы гражданского общества и государства. С учетом отнесения к законодательным актам декретов и указов Президента Республики Беларусь, которыми регулируются и социально -трудовые отношения, целесообразно обеспечение участия профсоюзов в разработке концепции и составлении текста проектов нормативных правовых актов главы государства, а не только на стадии согласования последних.

Сравнивая трудовое законодательство Республики Беларусь и других стран в части защиты трудовых прав работников профсоюзами, необходимо отметить, что в зарубежном законодательстве полномочия профсоюзов намного шире. Они оказывают значительное влияние в вопросах увольнения работников, имеют большие полномочия по обжалованию неправомерных действий работодателя при увольнении работников. Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют реальные права по защите трудовых прав работников. Наниматель в определенных случаях должен учитывать мотивированное мнение выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя.

7 Об охране труда [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г., № 356-3: с изм. и доп. от 12.07.2013 г. № 61 - 3. URL: http://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/files/Zakon-RB-Ob-oxrane-truda.pdf.

Для повышения эффективности деятельности профсоюзов в разрешении трудовых споров необходимо внести следующие изменения и дополнения в трудовое законодательство Республики Беларусь в части правового регулирования порядка рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров:

- зафиксировать в ТК Беларуси понятие «переговорный процесс». Введение его даст возможность оперировать данным понятием как правовой категорией и впоследствии выстраивать вокруг него сам процесс примирительных процедур;

- разрешить вопрос создания комиссии по трудовым спорам (далее - КТС) при отсутствии профсоюза в организации. Данное предложение позволит следовать процедуре урегулирования споров при помощи КТС даже при отсутствии профсоюза, который на данный момент является единственным возможным представителем со стороны работников при создании комиссии;

- раскрыть в ТК Беларуси перечень вариантов примирительных процедур, тем самым регламентировав порядок их проведения;

- роль профсоюзов в разрешении трудовых споров не особо значительна, так как своей деятельностью они не достигают поставленных целей, и поэтому работники не видят смысла обращаться к профсоюзу в то время, когда можно обратиться напрямую к нанимателю. Следовательно, необходимо придать решениям КТС большую эффективность, но при этом соблюдать паритет интересов сторон.

Вся деятельность ФПБ в последние годы направлена на консолидацию профсоюзного движения Беларуси, повышение роли и влияния профсоюзов в обществе, укрепление социального партнерства на всех уровнях. Профсоюз представляет собой добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов, основная функция которого заключается в защите прав и интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лапуть, А.Н. Профсоюзы повышают эффективность общественного контроля на региональном уровне / А.Н. Ла-путь // Охрана труда. - 2019. - № 1. - С. 13-18.

2. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. 17 октября 2004 г.). - Минск : Амалфея, 2006. - 48 с.

3. Непевная, Н.Т. Профсоюзы: тенденции и проблемы на современном этапе развития / Н.Т. Непевная // Отдел кадров. - 2015. - № 8. - С. 88-95.

4. Маньковский, И.А. Вещные права на имущество профсоюзных организаций: проблемы теории и практики / И.А. Маньковский, С.С. Вабищевич // Юстиция Беларуси. - 2019. - № 1. - С. 28-31.

5. Титов, В.В. Взаимодействие нанимателей и профсоюзов / В.В. Титов, П.В. Воробьёв // Охрана труда и социальная защита. - 2013. - № 8. - С. 76-80.

6. Бондаренко, Н.Л. Социальная функция права собственности в контексте конституционного принципа ее неприкосновенности / Н.Л. Бондаренко // Вестник Томского гос. ун-та. Право. - 2018. - № 28. - С. 106-116.

7. Герасименок, А.А. Отдельные вопросы проведения проверок Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и административной ответственности за нарушения законодательства о труде / А.А. Герасименок // Отдел кадров. - 2013. - № 9. - С. 68-81.

8. Зайцев, А.Ф. Роль общественных инспекторов в обеспечении безопасности труда работников / А.Ф. Зайцев // Охрана труда и социальная защита. - 2015. - № 9. - С. 85-88.

9. Колячко, А.Н. Роль общественных инспекторов / А.Н. Колячко, С.А. Колячко // Охрана труда и социальная защита. - 2017. - № 9. - С. 85-88.

REFERENCES

1. Laput', A.N. (2019). Profsoyuzy povyshayut effektivnost' obshchestvennogo kontrolya na regional'nom urovne. Okhrana truda. (1), 13-18. (In Russ.).

2. Konstitutsiya Respubliki Belarus' ot 15 marta 1994 g. (s izmeneniyami i dopolneniyami, prinyatymi na respublikanskikh referendumakh 24 noyabrya 1996 g. 17 oktyabrya 2004 g.). (2006). Minsk : Amalfeya. (In Russ.).

3. Nepevnaya, N.T. (2015). Profsoyuzy: tendentsii i problemy na sovremennom etape razvitiya. Otdel kadrov. (8), 88-95. (In Russ.).

4. Man'kovskiy, I.A. & Vabishchevich, S.S. (2019). Veshchnyye prava na imushchestvo profsoyuznykh organizatsiy: prob-lemy teorii i praktiki. YustitsiyaBelarusi. (1), 28-31. (In Russ.).

5. Titov, V. V. Vzaimodeystviye nanimateley i profsoyuzov / podgotovili: V. V. Titov, P. V. Vorob'yov // Okhrana truda i sotsial'naya zashchita. - 2013. - № 8. - S. 76-80. (In Russ.).

6. Bondarenko, N.L. (2018). Sotsial'naya funktsiya prava sobstvennosti v kontekste konstitutsionnogo printsipa yeye neprikosnovennosti. [Social function of the property right in the context of the constitutional principle of its inviolability]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo. [Tomsk State University Journal of Law] (28), 106-116. (In Russ., abstr. in Engl.). DOI: 10.17223/22253513/28/10.

7. Gerasimenok, A.A. (2013). Otdel'nyye voprosy provedeniya proverok Departamentom gosudarstvennoy inspektsii truda Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Respubliki Belarus' i administrativnoy otvetstvennosti za narusheniya za-konodatel'stva o trude. Otdel kadrov. (9). - S. 68-81. (In Russ.).

8. Zaytsev, A.F. (2015). Rol' obshchestvennykh inspektorov v obespechenii bezopasnosti truda rabotnikov. Okhrana truda i sotsial'naya zashchita. (9), 85-88. (In Russ.).

9. Kolyachko, A.N. & Kolyachko S.A. (2017). R ol' obshchestvennykh inspektorov. Okhrana truda i sotsial'naya zashchita. (9), 85-88. (In Russ.).

Поступила 09.03.2021

TRADE UNIONS AS SUBJECTS OF LABOR LAW D. KRASNIKAU

The article is devoted to issues related to the activities of trade unions as subjects of labor law. The procedure for state registration of trade unions has been presented. Their rights and obligations are considered. Deficiencies in the current legislation are identified and ways of their resolution are proposed.

Keywords: trade union, employee, employer, principles, powers, republican trade union, territorial trade union, trade union at the enterprise, associations, inspections.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.