УДК/UDC 37.062
DOI 10.54509/22203036_2024_2_65 EDN OXWBRD
Якимович Елена Петровна
кандидат педагогических наук, доцент Межинститутской кафедры естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Приморский государственный аграрно-технологический университет», г. Уссурийск
Приходько Ольга Юрьевна
кандидат биологических наук, доцент, директор Института лесного и лесопаркового хозяйства, ФГБОУ ВО «Приморский государственный аграрно-технологический университет», г. Уссурийск
Yakimovich Elena P.
Candidate of Pedagogy Sciences,
Docent of the Interinstitutional Department of Natural Sciences, Social Sciences and Humanities, Primorsky State Agrarian and Technological University, Ussuriysk
Prikhodko Olga Yu.
Candidate of Biology Sciences, Associate Professor, Director of the Institute of Forestry and Forestry, Primorsky State Agrarian and Technological University, Ussuriysk
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ЛЕСНОЙ И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
VOCATIONAL GUIDANCE FOR SCHOOLCHILDREN TO STUDY ON SPECIALTIES FORESTRY AND WOODWORKING INDUSTRY
Аннотация. Одной из старейших отраслей экономики нашей страны является лесная и деревообрабатывающая промышленность, и она в настоящее время испытывает серьезный кадровый голод. В данной статье рассматривается проблема профориента-ционной работы по привлечению абитуриентов к обучению по программам, реализуемым в рамках федеральных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, связанного с лесным делом, которое является основой для обеспечения экономического развития ряда регионов, богатых лесными ресурсами. В работе дается оценка современным подходам к профориентационной деятельности относительно направлений, связанных с лесным делом. Кроме того, описываются эффективные инструменты по привлечению школьников к овладению профессиями, необходимыми для работы в лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Abstract. One of the oldest, but nevertheless the most important sectors of our country's economy is the forestry and woodworking industry, which is currently experiencing a serious shortage of personnel. This article examines the problem of career guidance to attract applicants to study under programs implemented within the framework of federal educational standards of secondary vocational education and higher education related to forestry, which are the basis for ensuring the economic development of a number of regions rich in forest resources. In addition, the authors
evaluate approaches to career guidance, describe effective tools for attracting schoolchildren to master the professions necessary for working in the forestry and woodworking industries.
Ключевые слова: лесное дело, профориентация, кадры для лесной и деревообрабатывающей промышленности, абитуриенты.
Keywords: forestry, career guidance, personnel for the forestry and woodworking industries, applicants.
Введение
Проблема экономической безопасности Российской Федерации становится все более актуальной в условиях внешнеполитического кризиса, сопряженного с санкциями. Решить эту проблему возможно только при условии развития важнейших отраслей экономики, в том числе лесной и деревообрабатывающей промышленности, которые нуждаются в человеческом капитале, способном обеспечивать прогрессивные отраслевые изменения.
К сожалению, в настоящее время направления профессионального обучения, связанные с подготовкой специалистов для лесной и деревообрабатывающей промышленности, не являются востребованными у потенциальных абитуриентов. Это требует пересмотра подходов к организации и сущности профориентационной деятельности соответствующих образователь-
ных учреждений с опорой на новые тренды карьерного планирования [1; 2].
Целью работы является выявление способов повышения результативности профориентационных мероприятий, в рамках сложившихся подходов, направленных на привлечение будущих абитуриентов к обучению на тех направлениях подготовки, которые призваны решить проблему дефицита кадров в лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- определить ключевые подходы, которые представляют собой совокупность способов и приемов организации профориентационной работы, и оценить их эффективность;
- наметить возможные пути совершенствования профориентационной работы относительно направлений подготовки, которые готовят кадры для лесного дела.
Научная новизна исследования состоит в поиске способов повышения результативности работы по привлечению абитуриентов теми образовательными организациями, которые реализуют программы подготовки кадров для лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Теоретическая значимость состоит в комплексном анализе различных подходов к организации профориентационной работы, проводимой учреждениями профессионального образования.
Методология
В качестве методологической основы для исследования выступили работы О. С. Резниковой, В. В. Поли-щук, А. В. Царапунга, А. С. Курбатовой и др.
На разных этапах исследования применялись контент-анализ, анкетирование учащихся-выпускников школ, обобщение и анализ собственного практического опыта.
Анкетирование выпускников школ проводилось с целью выявления их профессиональной направленности, причин, лежащих в основе этого выбора, и отношения к профессиям, которые можно приобрести, обучаясь по программам, позволяющим в дальнейшем работать в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Опрос школьников проводился анонимно с использованием приложения «Google Формы».
Обобщение и анализ собственного практического опыта профориентационной работы в рамках привлечения потенциальных абитуриентов к освоению программ профессиональной подготовки, необходимых для дальнейшей работы в лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Результаты
С целью выявления профессиональной направленности выпускников школ и определения слабых мест профориентационной работы в области привлечения абитуриентов на направления подготовки, связанные с лесным делом, мы провели анкетирование 108 старшеклассников Приморского края.
Нами было предложено респондентам выбрать одно или несколько направлений, в которых они себя считают успешными. Так, 56,7% обнаружили у себя способности к спорту, 48,1 % - к искусству, 29,6 % -к дисциплинам естественно-научного цикла и 22,2 % -к математике.
Для будущих специалистов лесного дела необходима хорошая подготовка по предметам естественнонаучного и математического циклов, однако условия образовательной среды, в которых формируется личная предметная направленность современных школьников Приморского края, акцентированы в первую очередь на развитии способностей к спорту и искусству, что снижает вероятность выбора ими профессий, связанных с интересующей нас отраслью. Поэтому организациям, реализующим программы профессиональной подготовки, направленные на формирование кадров для лесной и деревообрабатывающей промышленности, необходимо развивать систему довузовской подготовки с упором на дисциплины данных циклов.
В ходе анкетирования мы выяснили, что группа профессий, связанных с лесным делом, не пользуется спросом среди выпускников школ, которые традиционно ориентированы на медицину (25,9%), экономику (25,9%), IT- сферу (22,2%). Причина, по которой респонденты не рассматривают лесное дело в качестве варианта для своего профессионального развития, кроется в отсутствии знаний о специальностях, связанных с лесной и деревообрабатывающей промышленностью. На вопрос о том, люди каких профессий занимаются лесными ресурсами, лишь 21,3 % опрошенных нами школьников смогли правильно их назвать. Кроме того, 25,9 % респондентов считают, что в лесной и деревообрабатывающей промышленности можно работать без специального образования. Это свидетельствует о непонимании сущности деятельности в данной отрасли.
В качестве основных причин отказа получения образования в области лесного дела называют:
- нежелание жить в лесу - так ответили 36,8 % опрошенных;
- низкая заработная плата в отрасли и отсутствие карьерного роста, о чем свидетельствуют ответы 10,5 % и 36,8 % респондентов соответственно;
- работа в лесной промышленности опасна для жизни, так считают 15,8 % проанкетированных нами школьников.
Анализ научной литературы показал, что в настоящее время выделяют четыре ключевых подхода к организации профориентационной деятельности [3], которые также могут быть эффективны в различных комбинациях относительно программ, связанных с лесной и деревообрабатывающей промышленностью:
- информационный;
- диагностико-консультационный;
- развивающий;
- активизирующий.
Сущность информационного подхода заключается в знакомстве выпускников школ, колледжей с направлениями подготовки, которые реализует образовательное учреждение, и возможностями дальнейшего профессионального роста при работе в соответствующей отрасли.
В качестве основных видов рекламы можно выделить:
- прямую, которую размещают в печатных и электронных изданиях рекламного характера, Ыоог-рекламу в общеобразовательных школах, содержащую оффер с преимуществами конкретного образовательного учреждения, ведущего подготовку кадров для лесной и деревообрабатывающей промышленности, однако навязчивость такого вида рекламы может оттолкнуть потенциальных абитуриентов;
- нативную, которая воздействует на аудиторию ненавязчиво через интервью с успешными представителями лесной и деревообрабатывающей промышленности, посты в социальных сетях, включающие проф-ориентационную инфографику, экспертные статьи, раскрывающие преимущества профессий, связанных с лесным делом;
- таргетированную онлайн-рекламу с выходом в Интернет, настроенную на аудиторию и ведущую поиск информации о различных вариантах обучения в учреждениях профессионального обучения, реализующих специальные образовательные программы близкие к ним в глобальной сети.
Данный подход является основным в профориентационной работе образовательных учреждений профессионального образования и включает в себя как контактное, так и бесконтактное информирование потенциальных абитуриентов о содержании образовательных программ, перспективах трудоустройства, условиях проживания и мерах социальной поддержки во время обучения.
Такой подход целесообразно делать ведущим в тех случаях, когда у образовательного учреждения не раз-
работан собственный эффективный бренд или когда речь идет о новых направлениях подготовки, имеющих стратегическое значение для развития экономики региона и страны в целом и не пользующихся спросом у абитуриентов [4, с. 53].
Диагностико-консультационный подход направлен на определение комплекса индивидуальных качеств выпускников школ и формирование пакета рекомендаций по выбору направления обучения. Он может осуществляться как контактным, так и бесконтактным путем. Этот подход зарекомендовал себя в случаях, когда речь идет о работе с потенциальными абитуриентами, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением, но имеют качества, необходимые для работы в лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Развивающий подход связан с участием образовательных учреждений профессионального образования в формировании специальных навыков потенциальных абитуриентов, которые необходимы для лесного дела [5; 6].
С этой целью Приморский государственный аграрно-технологический университет уже много лет проводит такие практические мероприятия, как «Бёрдинг», слет школьных лесничеств «Тайга у океана», ежегодный конкурс со школьниками «Турнир юных экологов им. В. Л. Комарова», ежегодный краевой эколого-туристический конкурс школьных инициатив по защите и охране леса «Пусть будет зеленой планета!», смотр-конкурс противопожарной пропаганды по охране и защите лесов «Сохраним леса от пожаров!».
«Бёрдинг» для школьников представляет собой соревнование по лесной орнитологии и проводится на лесном участке университета при участии ФГБУ «Объединенная дирекция заповедника «Кедровая падь» и национального парка «Земля леопарда» им. Н. Н. Воронцова». Ключевыми задачами этого мероприятия являются популяризация любительских наблюдений за птицами, сбор фенологических и фаунистиче-ских данных об орнитофауне Приморского края, а также знакомство с представителями различных профессий, обеспечивающих работу национального парка.
Слет школьных лесничеств «Тайга у океана» предназначен для развития данного движения в Приморском крае, развития навыков природоохранной и проектно-исследовательской работы, фиксации профессионального выбора у выпускников школ в пользу тех направлений подготовки, которые связаны с лесным делом.
Ежегодный конкурс со школьниками «Турнир юных экологов им. В. Л. Комарова» зарекомендовал себя как эффективный инструмент создания ситуации
успеха у ребят и привлечения потенциальных абитуриентов. Турнир юных экологов является командно-личным соревнованием подростков в решении заданий проблемного характера, представлении решений в убедительной форме и их защите. Ключевыми задачами этого конкурса являются привлечение школьников к практической и научной деятельности, укрепление межпредметных связей, активация внеклассной работы по экологии, биологии и географии, поиск выпускников школ, способных применять экологические знания и находить оригинальные решения, обучение нормам и стилю работы в творческих коллективах.
Ежегодный краевой эколого-туристический конкурс школьных инициатив по защите и охране леса «Пусть будет зеленой планета!», проводимый совместно с АНО Центр «Амурский тигр» на территории лесного питомника ФГБОУ ВО «Приморский государственный аграрно-технологический университет» в с. Каменушка Уссурийского городского округа, целью которого, помимо популяризации природоохранной деятельности среди образовательных учреждений, является профессиональная ориентация учащихся по направлению подготовки лесного, охотоведческого и экологического профилей.
Смотр-конкурс противопожарной пропаганды по охране и защите лесов «Сохраним леса от пожаров!», по результатам которого лучшие работы размещаются на билбордах в качестве природоохранной рекламы, что позволяет участникам почувствовать свою сопричастность к сохранению лесных ресурсов.
Такой подход целесообразно применять там, где возможно наладить систему сетевого взаимодействия между общеобразовательными организациями и организациями профессионального образования, реализующими программы среднего профессионального образования по направлениям подготовки, связанным с лесным делом. В ходе такого взаимодействия потенциальные абитуриенты привыкают к образовательному учреждению, знакомятся с особенностями организации образовательного процесса и студенческой жизнью. Кроме того, одним из плюсов такого взаимодействия является возможность избежать ошибочного выбора профессии еще до поступления на соответствующие программы подготовки, когда содержание предполагаемой профессиональной деятельности не совпадает с ожиданиями обучающихся.
Активизирующий подход обеспечивает стимулирование абитуриентов к устойчивому профессиональному самоопределению. Он целесообразен там, где молодые люди рассматривают вариант поступления
в образовательные организации, реализующие программы профессионального образования, направленные на подготовку кадров для лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также имеют необходимые в этой области знания и навыки, но не имеют четкого представления о том, как в дальнейшем выстраивать свою траекторию развития. Данный подход предполагает участие в профориентационной работе отраслевых государственных структур и коммерческих организаций, занимающихся заготовкой и переработкой древесины, которые могут являться потенциальными работодателями [7]. Взаимодействие с ними помогает будущим абитуриентам моделировать возможные сценарии построения карьеры в отрасли.
В качестве средств, используемых повсеместно в профориентационной работе со школьниками, в рамках данного подхода можно рассматривать тематические мастер-классы, профильное обучение, связанное с созданием школьных лесничеств, проектные школы и научно-исследовательские кружки для данной категории лиц при образовательных организациях, реализующих программы подготовки кадров для лесной и деревообрабатывающей промышленности [8]. Кроме того, следует внедрять систему поддержки исследовательских проектов в области лесного дела, что позволяет создавать ситуации личного успеха потенциальных абитуриентов в данном направлении [9].
Кроме того, одним из средств активизирующего подхода является заключение договоров о целевом обучении с выпускниками школ, когда они осознанно связывают себя обязательствами с будущим работодателем [10; 11]. Но ввиду непопулярности профессий, связанных с лесным делом, желающих воспользоваться такой возможностью мало, что делает это средство неэффективным.
Заключение
Изучение обозначенной проблемы позволило сделать вывод о том, что ни один из рассмотренных подходов по отдельности не в состоянии решить задачу по привлечению потенциальных абитуриентов из числа школьников к получению профессионального образования, связанного с лесным делом. Повышение эффективности профориентационной работы в данном направлении требует комплексного подхода с использованием различных средств. Их выбор должен базироваться на учете стартовых характеристик лиц, на которых направлена данная работа, и возможностей образовательной организации, реализующей программы подготовки кадров для лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Выявленные в ходе анкетирования выпускников школ проблемы свидетельствуют о том, что необходимо изменить стратегию профориентационной работы: очевидным является необходимость усиления довузовской подготовки школьников с включением в нее программ, направленных на популяризацию профессий, необходимых для лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Выбор инструментов для профориентационной работы будет зависеть от ведущих подходов, на основе которых образовательное учреждение, реализующее программы профессиональной подготовки для лесной и деревообрабатывающей промышленности, выстраивает свою работу с выпускниками школ и колледжей.
В рамках решения задачи по повышению эффективности работы,связанной с привлечением абитуриентов на направления подготовки, ориентированные на лесное дело, целесообразным представляется использование следующих видов рекламы: прямой, нативной и таргетированной.
Самой большой проблемой мы считаем низкую популярность профессий, обеспечивающих функционирование лесной отрасли, в связи с чем необходимо проводить мероприятия по повышению их имиджа. Эту проблему можно решить только совместными усилиями всех заинтересованных сторон: организаций профессионального образования, отраслевых органов государственной власти и заинтересованных коммерческих структур.
Безусловно, данная работа должна быть направлена прежде всего на тех выпускников школ и колледжей, которые в своей жизни непосредственно связаны с лесными ресурсами. Однако уровень подготовки у таких абитуриентов по школьным предметам, позволяющим успешно сдать единый государственный экзамен по необходимым для поступления на данные направления предметам, зачастую является недостаточным. Это влечет за собой потребность в организации эффективной комплексной довузовской подготовки данной категории лиц заинтересованными образовательными организациями и потенциальными работодателями, а именно углубленное изучение отдельных предметов, ведение проектной деятельности профессиональной направленности за счет средств сертификатов персонифицированного финансирования дополнительного образования.
Литература
1. Кабетова М. Ю. Кадровый аспект проблем реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений и раз-
вития отрасли лесного хозяйства: содержание, причины и пути преодоления // Экономика и социум. 2017. № 5-1 (36). С. 580-585.
2. Резникова О. С., Полищук В. В. Профессии будущего на рынке труда в рамках решения биотехнологических внедрений в лесную промышленность // Век качества. 2021. № 2. С. 145-156.
3. Миронов А. Г, Литке С. Г., Царапкина Ю. М., Аниси-мова А. В. Психолингвистические аспекты оптимизации профориентационной деятельности аграрного вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/ psiholingvisticheskie-aspekty-optimizatsii-proforientatsionnoy-deyatelnosti-agrarnogo-vuza (дата обращения: 26.01.2023).
4. Черкасова И. И., Черкасов В. В., Черкасов А. В. Бренд университета как фактор привлечения абитуриентов // Образование и наука. 2023. № 1. С. 46-79.
5. Чеченихина О. С. Проектная деятельность школьников в системе довузовской подготовки Уральского государственного аграрного университета // АОН. 2021. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ proektnaya-deyatelnost-shkolnikov-v-sisteme-dovuzovskoy-podgotovki- uralskogo-gosudarstvennogo- agrarnogo-universiteta (дата обращения: 16.02.2024).
6. Якимович Е. П., Крашевский А. С. Вовлечение школьников в инновационную деятельность в аграрной сфере // Мир педагогики и психологии : международный научно-практический журнал. 2023. № 5 (82). [Электронный ресурс]. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vovlechenie-shkolnikov-v-innovatsionnuyu-deyatelnost-v-agrarnoj-sfere.html (дата обращения: 21.01.2024).
7. Фитчин А. А. Решение кадровых проблем в условиях создания лесного кластера (на примере Тверской области) [Электронный ресурс] // Вестник ЮГУ 2015. № 3-2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-kadrovyh-problem-v-usloviyah- sozdaniya-lesnogo- klastera-na-primere-tverskoy-oblasti (дата обращения: 28.02.2023).
8. Чубий М. В., Туркулец С. Е., Туркулец А. В. Социальная значимость профориентационной работы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 4. С. 105-109.
9. Курбатова А. С., Рубцова Н. В., Калачев Е. Ю. Проблемы и перспективы профориентационной работы в современных условиях // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 4 (29). С. 119-122.
10. Царалунга А. В., Царалунга В. В., Прохорова Н. Л. Проблемы целевой подготовки кадров для лесной отрасли [Электронный ресурс] // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 1-4 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-tselevoy-podgotovki-kadrov-dlya-lesnoy-otrasli (дата обращения: 24.12.2023).
11. Научные дебаты «Кадровое и научное обеспечение лесного хозяйства России» и создание консорциума университетов, отраслевых и академических НИИ, предприятий и организаций лесного комплекса // Вестник ПГТУ Серия: Лес. Экология. Природопользование. 2020. № 4 (48). С. 96-104.
References
1. Kabetova M. Ju. Kadrovyj aspekt problem realizacii polnomochij organov gosudarstvennoj vlasti sub#ektov Rossijskoj Federacii v oblasti lesnyh otnoshenij i razvitija otrasli lesnogo hozjajstva: soderzhanie, prichiny i puti preodolenija [The personnel aspect of the problems of implementing the powers of state authorities of the subjects of the Russian Federation in the field of forest
relations and the development of the forestry industry: content, causes and ways to overcome]. Jekonomika i socium, 2017, no. 5-1 (36), pp. 580-585. (In Russian).
2. Reznikova O. S., Polishhuk V. V. Professii budushhego na rynke truda v ramkah reshenija biotehnologicheskih vnedrenij v lesnuju promyshlennost' [Professions of the future in the labor market as part of the solution of biotechnological implementations in the forestry industry]. Vek kachestva, 2021, no. 2, pp. 145-156. (In Russian).
3. Mironov A. G., Litke S. G., Carapkina Ju. M., Anisi-mova A. V. Psiholingvisticheskie aspekty optimizacii proforien-tacionnoj dejatel'nosti agrarnogo vuza [Psycholinguistic aspects of optimization of vocational guidance activities of an agricultural university]. Mir nauki. Pedagogika i psihologija, 2020, no. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7psiholingvisticheskie-aspekty-optimizatsii- proforientatsionnoy-deyatelnosti-agrarnogo-vuza (accessed 26.01.2023). (In Russian).
4. Cherkasova I. I., Cherkasov V. V., Cherkasov A. V. Brend univer-siteta kak faktor privlechenija abiturientov [The brand of the university as a factor in attracting applicants]. Obrazovanie i nauka, 2023, no. 1, pp. 46-79. (In Russian).
5. Chechenihina O. S. Proektnaja dejatel'nost' shkol'nikov v sisteme dovuzovskoj podgotovki Ural'skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Project activity of schoolchildren in the system of pre-university training of the Ural State Agrarian University]. AON, 2021, no. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ proektnaya- deyatelnost-shkolnikov-v-sisteme- dovuzovskoy-podgotovki- uralskogo-gosudarstvennogo- agrarnogo-universiteta (accessed 16.02.2024). (In Russian).
6. Jakimovich E. P., Krashevskij A. S. Vovlechenie shkol'nikov v inno-vacionnuju dejatel'nost' v agrarnoj sfere [Involvement of schoolchildren in innovative activities in the agricultural sector]. Mir pedagogiki i psihologii: mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskij
zhurnal, 2023, no. 5 (82). URL: https://scipress.ru/pedagogy/ articles/vovlechenie-shkolnikov-v-innovatsionnuyu-deyatelnost-v-agrarnoj-sfere.html (accessed 21.01.2024). (In Russian).
7. Fitchin A. A. Reshenie kadrovyh problem v uslovijah sozdanija lesnogo klastera (na primere Tverskoj oblasti) [Solving personnel problems in the context of creating a forest cluster (using the example of the Tver region)]. Vestnik JuGU, 2015, no. 3-2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-kadrovyh-problem-v-usloviyah- sozdaniya-lesnogo- klastera-na-primere-tverskoy-oblasti (accessed 28.02.2023). (In Russian).
8. Chubij M. V., Turkulec S. E., Turkulec A. V. Social'naja znachi-most' proforientacionnoj raboty [The social significance of career guidance work]. Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki, 2023, no. 4, pp. 105-109. (In Russian).
9. Kurbatova A. S., Rubcova N. V., Kalachev E. Ju. Problemy i pers-pektivy proforientacionnoj raboty v sovremennyh uslovijah [Problems and prospects of career guidance in modern conditions]. ANI: pedagogika i psihologija, 2019, no. 4 (29), pp. 119-122. (In Russian).
10. Caralunga A. V., Caralunga V. V., Prohorova N. L. Problemy celevoj podgotovki kadrov dlja lesnoj otrasli [Problems of targeted training for the forestry industry]. Evrazijskij Sojuz Uchenyh, 2015, no. 1-4 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-tselevoy-podgotovki- kadrov-dlya-lesnoy- otrasli (accessed 24.12.2023). (In Russian).
11. Nauchnye debaty "Kadrovoe i nauchnoe obespechenie lesnogo hozjajstva Rossii" i sozdanie konsorciuma universitetov, otraslevyh i akademicheskih NII, predprijatij i organizacij lesnogo kompleksa [Scientific debate "Personnel and scientific support of Russian forestry" and the creation of a consortium of universities, industry and academic research institutes, enterprises and organizations of the forestry complex]. Vestnik PGTU. Serija: Les. Jekologija. Prirodopol'zovanie, 2020, no. 4 (48), pp. 96-104. (In Russian).