Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ОБЗОР)'

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ОБЗОР)»

физическими упражнениями круглый год на открытом воздухе.

Результаты научных исследований по проблеме нашли отражение в опубликованных монографиях, учебниках, сборниках научных трудов, журнальных статьях, в том числе и зарубежных. Только за последние годы опубликованы сборники: «Гигиенические основы оздоровления детей и подростков средствами физического воспитания» (М., 1989 г.); «Медицинские и психофизиологические аспекты профориентации школьников» (М., 1991 г.); «Окружающая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях» (М., 1991 г.); «Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста» (М., 1991 г.).

Об актуальности и большой практической значимости научных разработок института и учреждений, работающих в проблемной комиссии, свидетельствуют данные экспертной оценки результатов НИР и результаты анкетирования санитарных врачей, проходящих курсы усовершенствования в ЦИУ врачей. В своей работе по предупредительному и текущему санитарному надзору врачи постоянно используют документы, разработанные институтом. В целом их качество удовлетворяет требования практики. Однако не все документы имеют юридическую и правовую основу, что затрудняет их внедрение. В анкетах отмечают несвоевременность получения документов, сложность их размножения, отсутствие объективных условий и материально-технической базы для внедрения.

Пути совершенствования деятельности Государственного санитарно-эпидемиологического надзора по разделу гигиены детей и подростков и работы института по внедрению результатов НИР в практику мы видим в реализации положений закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.): внедрение в жизнь программ профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения, оздоровления среды обитания и условий жизнедеятельности детских и подростковых кон-тингентов населения; создание нормативно-методических документов, имеющих силу закона; повышение уровня и качества подготовки специалистов детства, а также санитарной культуры населения; использование положительного опыта проблемной комиссии по комплексному проведению научных исследований для создания единых нормативных документов, имеющих большое практическое значение.

В новых экономических условиях при разрыве связей между государствами только совместные усилия позволят эффективно решать вопросы охраны здоровья подрастающего поколения.

Поступила 10.02.93

Summary. Most important results ot investigations at Research Institute of Hygiene and Prevention of Diseases of Children, Adolescents, and Youth and at other analogous institutions are given. Standards and methodological documents in this sphere are mentioned.

© M. И. ЧУРЬЯНОВА, И. И. КРУГЛОВА. 1993 УДК 813.96:658.311.44(048.8)

М. И. Чурьянова, И. И. Круглова ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ОБЗОР)

НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ, Москва

Основными источниками пополнения рабочей силы являются подростки, т. е. лица, достигшие 14—17 лет. В этом возрасте часть из них не могут еще сознательно подойти к выбору профессии, а случайно останавливаются на том или ином виде труда. Встречающееся при этом несоответствие между возможностями подростка и профессиональными требованиями, профессиональная непригодность к профессии, не выявленная своевременно, могут стать причиной неудовлетворительной деятельности работающего, а также привести к обострению заболеваний или возникновению новых, к перенапряжению нервной системы, стрессовым состояниям, что вынуждает многих людей менять избранную профессию. Это подрывает у подростков веру в свои профессиональные способности, а государство лишается работника, который мог бы проявить себя с успехом в другом виде труда. Таким образом, правильный выбор профессии обеспечивает удовлетворенность своим трудом, что способствует не только высокой производительности труда, но и укреплению здоровья.

Во многих зарубежных странах большое вни-

мание уделяется профессиональной ориентации, цель которой — подготовить школьников в процессе обучения к трудовой деятельности.

Так, в американской школе профессиональную ориентацию осуществляют специальные консультанты, в чьи обязанности входят знакомство учащихся с группами профессий, проведение индивидуальных и групповых консультаций II помощь в выборе конкретной профессии. Консультант собирает необходимые сведения об учащихся и составляет характеристики-рекомендации, где указывает наиболее целесообразный профессиональный выбор. Старшеклассникам предлагают индивидуальные или групповые программы занятий, рассчитанные на поступление в вуз. В некоторых колледжах и университетах специально выделяются преподаватели, которые целиком посвящают свою работу целям профориентации. Администрация этих учебных заведений и консультанты предоставляют им возможность беседовать со старшеклассником, проводить необходимое тестирование, собирать научную информацию и заниматься профотбором. Данные наблюдений и тестирования преподаватель заносит в индивидуальные

карточки учащихся, дополняя таким образом школьную учебную информацию. В конце учебного года он дает в школе консультацию, помогая учащимся сделать правильный профессиональный выбор (3).

Система профессионально-технического образования в Великобритании характеризуется разнообразием возможностей выбора профессии в общеобразовательной и профессионально-технической сферах. Характерной особенностью подготовки будущих рабочих является наличие профессионально-технического обучения в 11-летней средней школе. В последние 2 года обучения в ней имеют место 3 вида программ: профессионально-ориентированные программы, прохождение которых дает свидетельство о подготовке по профессии, как правило, низкой или средней квалификации, а также программы общего и академического характера, дающие возможность приобрести университетское образование.

Весьма распространенной практикой обучения в школах профессионального профиля является комбинированное обучение, т. е. чередование общеобразовательных классных занятий и работы на производстве вместо трудового обучения в учебных мастерских. Это находит большую поддержку, в частности там, где активно осуществляются программы развития малых и средних предприятий.

Основным источником пополнения будущих рабочих кадров являются современные школы, но выпускники получают лишь практические навыки, недостаточные для современного производства. В технических же школах с более высокой материальной оснащенностью обучается не более 9 % учащихся средних школ.

В последние годы в Великобритании получили распространение специальные курсы при технологических колледжах и так называемых колледжах дальнейшего образования для подготовки квалифицированных рабочих без отрыва от производства. В основном так готовятся рабочие средней квалификации.

Средняя общеобразовательная школа служит базой системы профессионально-технической подготовки. При всей неоднородности общеобразовательных школ можно выделить их характерные черты. Во-первых, это профессионализация обучения в старших классах, хотя в разных типах средней школы различия довольно велики (от приобретения начальных производственных навыков до присвоения определенной квалификации). Во-вторых, это дифференциация обучения, которая осуществляется с помощью различия содержания учебных программ и профессионального отбора. Критериями последнего являются склонность учащегося к той или иной профессии, успеваемость и результаты различных тестов, с помощью которых определяется способность к продолжению обучения в тех или иных типах школ.

В последние годы в Великобритании созданы или расширены возможности профессионального образования — заочное обучение, обучение без отрыва от производства, комбинированное обучение, позволяющие молодым рабочим продолжить профессиональную подготовку.

Особо важным является включение в программы общего образования производительного труда

или элементов производительных процессов. Эта новая связь между школой и сферой труда — один из аспектов большой работы, связанной с подготовкой учащихся к активной трудовой жизни, а также со школьной профессиональной ориентацией.

Особенность послешкольного профессионального обучения в Великобритании заключается в том, что в нем организационно не разделяют обучение будущих техников и высококвалифицированных рабочих. К такого рода учебным заведениям относятся местные технические колледжи «дальнейшего образования», «политехнике» (нечто среднее между нашими техникумами и политехническими институтами) и «послесредние» профессиональные школы. Таким образом, после завершения обязательного обучения (1 ступени) молодые люди, не остающиеся в школе для продолжения обучения академического профиля, имеют возможность сделать 3 выбора: работа — при этом они могут повысить профессиональную подготовку в фирме или в рамках государственных программ подготовки; ученичество (начальная подготовка в фирме в течение 4—5 лет); продолжение профессиональной подготовки в различных институтах «послесреднего» обучения [5].

Франция является одной из немногих капиталистических стран, где государство пытается создать в национальном масштабе единую систему распределения детей между разными направлениями учебы и решить таким образом проблему профессиональной ориентации молодежи. Обязательное обучение мальчиков и девочек начинается с 6-летнего возраста и в течение 5 лет продолжается по единым программам так называемого элементарного цикла начальной школы. По его окончании наступает решающий этап школьной профессиональной ориентации. На основании сведений, имеющихся в досье 11 — 12-летних учащихся, школьные советы ориентируют их на различные направления учебы: а) тупиковые старшие классы начальной школы; б) общеобразовательный колледж, являющийся неполной средней школой короткого цикла обучения; в) семилетний лицей, дающий доступ в высшую школу. В общеобразовательном колледже все учащиеся получают одинаковое общее образование. Кроме того, в колледжах могут быть еще и дополнительные направления обучения. На некоторых из них учащихся готовят к получению профессионального образования, например, путем стажировки на предприятиях под наблюдением квалифицированных специалистов. Обязательное же общее образование эти учащиеся могут получить в так называемых подготовительных классах в профессиональных учебных заведениях.

Процедура профессиональной ориентации французского школьника следующая. В конце второго триместра совет преподавателей класса устанавливает для каждого учащегося так называемые прогнозы успеха и указания по профессиональной ориентации, которые после их рассмотрения советом класса передаются родителям ученика. В середине третьего триместра семья учащегося подготавливает перечень пожеланий, в котором учитываются (или не учитываются) установленные ранее «прогнозы и указания». Эти пожелания рассматриваются на совете преподавателей.

затем на классном совете, который формирует предложения по профессиональной, ориентации. Если семья отказывается от предложений, то она имеет право обратиться в апелляционную комиссию или просить устроить учащемуся экзамен. После окончания срока обязательного обучения перед выпускником колледжа открываются такие перспективы: если ему не менее 16 лет, то он может прекратить учебу и вступить в «активную жизнь», может быть ориентирован на дальнейшее трехлетнее обучение, ведущее к высшему образованию, или же на двухлетнее обучение, ведущее к получению аттестата или свидетельства о прохождении профессионального обучения. Аттестат профессионального обучения дает возможность выбрать работу в определенной области.

Во Франции существует широкая система информации, которая по замыслу должна помочь учащимся выбрать правильные направления профессиональной учебы. В рамках Министерства национального образования созданы консультативные профориентационные комиссии, работа которых координируется специальным межпрофессиональным консультативным комитетом. На уровне учебных округов и департаментов действуют соответствующие комиссии профессиональной ориентации. Центральным органом профессиональной информации является национальная служба информации, которая ставит перед собой цель информировать учащихся и их родителей о возможных направлениях обучения и профессиях. Кроме того, издаются многочисленные памятки по профессиям (содержание профессии, условия работы, пути получения специальности — всего около 450), а также «Ежегодник по профессиям», «Информация для студентов об их будущей профессии», «Практическое руководство по школьной и профессиональной ориентации».

Служба проводит большую работу по анкетированию на предприятиях, изучению иностранного опыта профессиональной ориентации. В рамках этой службы действует научно-исследователь-ский центр по изучению профессий, центр информации и документации для юношества. В сегодняшней Франции лишь 50% 14—15-летних школьников имеют возможность продолжать общее образование, остальные распределяются по различным направлениям профессионального обучения [2].

Работа по профориентации в Германии включает трудовое обучение и воспитание учащихся и основывается на перспективных потребностях народного хозяйства в рабочих кадрах. Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация начинаются с 1-го класса и проводятся в 2 этапа. На первом этапе (1—6-й классы) учащиеся занимаются в школьных мастерских, где получают первоначальные политехнические трудовые знания, умения и навыки. В это время они знакомятся с миром труда, профессиями своих родителей, массовыми профессиями, с которыми сталкиваются в повседневной жизни.

Более углубленная работа по профориентации начинается в 6-м классе. Для шестиклассников и их родителей организуются встречи с представителями ближайших предприятий, готовятся подробные информационные материалы о различных профессиях данного экономического района. Для

родителей отдельно проводятся консультации по выбору профессии их детьми, индивидуальной профориентационной работе в семье.

На 6-м году обучения учащиеся под началом классных руководителей впервые заполняют «Карты интересующих профессий», которые передаются в центр профориентации для дальнейшей работы с ними.

На втором этапе (7—10-й классы) трудовая подготовка учащихся проводится в политехнических центрах предприятий, которые создаются в основном при крупных промышленных предприятиях нового технико-экономического уровня, перспективных в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса. Преподаватели всех предметов ежегодно, начиная с 7-го класса, заполняют в классном журнале особую графу о склонностях ученика к какой-либо отрасли знаний, о профессии, к которой он себя готовит. В 8-м классе проводится традиционный праздник «Посвящение во взрослые», связанный с профессиональным самоопределением школьников. Именно для восьмиклассников проводятся в определенное время передачи по радио и телевидению, издается журнал «Родительский дом и школа», выпускаются специальные буклеты, публикуются статьи в молодежных журналах и т. д. Даже в ежедневных газетах отведены постоянные рубрики, где содержится информация о профессиях. В 9-м классе классный руководитель по определенной форме готовит сводную карту, содержащую показатели успеваемости каждого ученика, которая вместе с заполненной учеником «картой интересующих профессий» направляется в Центр профориентации. Обе они используются центром для индивидуальной работы с учащимися.

По всей стране созданы центры профориентации как в крупных промышленных городах, так и в небольших. Центры имеют картотеки учащихся всех школ своего города, большой справоч-но-информационный материал, профессиограммы массовых профессий, технические средства. Большую работу осуществляют центры профориентации непосредственно в школах. С учащимися 7— 8-х классов проводятся беседы, встречи, для них организуются экскурсии, групповые и индивидуальные профконсультации, занятия по техническому творчеству. Центры информируют школы о проведении на предприятиях дней открытых дверей, которые организуются 2 раза в год. Кроме того, учащиеся могут свободно прийти на любое интересующее их предприятие. Их посещения отмечаются на специальных карточках, которые предприятие хранит и учитывает в работе со школьниками.

В 10-м классе в начале учебного года центры профориентации вручают каждому учащемуся анкету-заявку предприятия. В ней школьники отмечают профессию, которую они хотели бы выбрать для дальнейшего обучения в профессиональной школе при конкретном предприятии. Получив анкету, работники отделов кадров могут обратиться за дополнительной информацией о каждом учащемся в центр профориентации и после этого дать обоснованный ответ, будет ли этот учащийся принят на данное предприятие для получения профессии. Те школьники, кому отказано предприятием, могут обратиться в центр

профориентации, чтобы узнать о других возможностях. После окончания 10-го класса общеобразовательной средней школы все учащиеся распределяются по 3 каналам дальнейшего обучения: в расширенную (двухлетнюю) среднюю школу, после окончания которой они могут поступить в высшие учебные заведения, в средние специальные учебные заведения и в профессиональные школы (большая часть учащихся), после окончания которых выпускники получают удостоверение о приобретении рабочей специальности [6|.

Профессиональной ориентации в Чехо-Словакии также отводится важное место. Она начинается в дошкольных учреждениях и продолжается в основных школах, гимназиях, средних специальных учебных заведениях, СПТУ и вузах. Начиная со школы профориентация включает: профессиональную информацию, т. е. сообщение знаний о сферах труда, профессиях и специальностях, учебных заведениях; изучение личности учащегося с целью подготовки его к профессиональному самоопределению; формирование профессионально важных качеств: с 5-го класса в личном деле учащегося ежегодно отмечается развитие таких его качеств, как память, мышление, представление, внимание, устная и письменная речь, темп работы и т. д. В 7—8-х классах основных школ и в гимназиях проводятся также анкетные опросы школьников, а полученные данные обрабатываются на ЭВМ в областных психолого-педагогических пунктах. По их результатам выдаются соответствующие рекомендации. Учителя-консультанты проводят основную работу по профориентации, являющейся в Чехо-Словакии составной частью единой системы образования и воспитания молодежи. Они работают в школах, районных и областных пунктах психолого-педагогической консультации. Учитель-консультант систематически информирует педагогов, родителей и учащихся о сферах труда и профессиях народного хозяйства; помогает классным руководителям,учителям-предметникам

в проведении профориентационной работы с учащимися, вооружает их методиками изучения личности, контролирует их работу, проводит психолого-педагогическую консультацию для отдельных учащихся [1].

Наибольшие изменения за последние десятилетия претерпела румынская полная средняя школа-лицей. Учебные планы лицеев включают дисциплины, обеспечивающие общеобразовательную и профессиональную подготовку. С учетом профиля обучения и избранной специальности определяются предметы, обеспечивающие собственно профессиональную подготовку. Основу профессиональной квалификации учащихся составляют блоки технических дисциплин. В процессе их изучения подростки овладевают знаниями и практическими навыками в различных областях общественно полезной деятельности [4].

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что профессиональная ориентация учащейся молодежи в зарубежных странах рассматривается как комплексная многоаспектная проблема, которая должна помочь молодым людям в выборе профессии, способствовать успешному вовлечению подрастающего поколения в общественное производство, обеспечить реальные возможности для выявления и применения способностей всех членов общества для всестороннего развития личности, сохранения и укрепления здоровья.

Литература

1. Бухалов Б. И., Сазонов А. Д.. Симоненко В. Д // Школа и пр-во. 1988,— № 5,— С. 10—11.

2. Варачев Н. // Народное образование,— 1984.—№ 9. С. 84—86.

3. Жильцов П. А.. Алибекова Г. 3. // Сов. педагогика.— 1990,— № 6,— С. 87—93.

4. Молчанова Н. П. // Там же,— 1987, - № 9,—С. 117—121.

5. Рыжов В. А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании.—М., 1991.

6. Фарапонова А. А.. Чистякова С. Н., Бондарев В. Л. // Школа и пр-во.— 1987,— № 9,—С. 62—63.

Поступила 20.01.93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.