Научная статья на тему 'Профориентационная работа вузов со школьниками: новые возможности традиционных форм'

Профориентационная работа вузов со школьниками: новые возможности традиционных форм Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
2799
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АБИТУРИЕНТ / РЕЙТИНГ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОЛИМПИАДЫ / ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ / HIGHER SCHOOL / CAREER GUIDANCE ACTIVITIES / SCHOOL GRADUATORS / RATING OF UNIVERSITIES / PRE-UNIVERSITY TRAINING SYSTEM / ОPEN DAYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илюхина Наталия Анатольевна

В статье рассматриваются традиционные формы профориентационной работы вузов со школьниками: довузовская подготовка, олимпиады, дни открытых дверей, лекции вузовских преподавателей, экскурсии на кафедры и в научные лаборатории. На основе мониторинга сайтов вузов раскрываются их новые возможности по привлечению в высшую школу талантливой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илюхина Наталия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Universities career-orientational work for secondary school students. New opportunities for traditional forms

The article discusses the traditional forms of career guidance work with students of secondary schools: pre-university training, competitions, open days, lectures in university, excursions to the university departments and to the research laboratories. New opportunities to the involvement in higher education of talented youth are revealed based on the monitoring of universities websites.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа вузов со школьниками: новые возможности традиционных форм»

Н.А. Илюхина

Профориентационная работа вузов со школьниками: новые возможности традиционных форм

В статье рассматриваются традиционные формы профориентацион-ной работы вузов со школьниками: довузовская подготовка, олимпиады, дни открытых дверей, лекции вузовских преподавателей, экскурсии на кафедры и в научные лаборатории. На основе мониторинга сайтов вузов раскрываются их новые возможности по привлечению в высшую школу талантливой молодежи.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, профориентационная деятельность, абитуриент, рейтинг высших учебных заведений, довузовская подготовка, олимпиады, дни открытых дверей.

Сегодня профориентационная деятельность вузов является важнейшей составляющей их повседневной жизни. Высшая школа, в силу потребности в профессионально ориентированных молодых людях, использует многочисленные формы работы со школьниками на собственных площадках.

Перечень образовательных услуг, предоставляемых современными вузами, достаточно широк и включает большой спектр различных специальностей и направлений подготовки. Поэтому очень важен вопрос осознанного выбора абитуриента, формирования его устойчивых профессиональных интересов, позволяющих выбрать направление подготовки в вузе. Сегодня вузы ведут активную, широкомасштабную профориентационную работу по привлечению школьников. Почти в каждом вузе существует либо центр профориентации, либо программа довузовской подготовки, либо специальный отдел, занимающийся профориентацией школьников.

© Илюхина Н.А., 2016

Рассмотрим виды и формы деятельности вузов, направленные на профориентацию школьников. На сегодняшний день наиболее простым и доступным способом получения информации о вузе является его официальный сайт. Сайт вуза - открытый, а главное -официальный источник информации. На нем в обязательном порядке размещается актуальная информация об образовательной деятельности вуза. Кроме того, для современной молодежи такой способ поиска информации является наиболее привычным.

Исследование сайтов вузов проводилось в два этапа. В 2013 г. прошел первый этап, который включал в себя отбор вузов и анализ их сайтов. Вузы были отобраны на основе рейтинга, предоставленного РИА Новости и Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ)1 «Мониторинг качества приема студентов, зачисленных в 2012 г. по результатам ЕГЭ на бюджетные места в государственные вузы» и «Мониторинг качества приема в вузы - 2016». Из общего числа государственных вузов России (496), участвующих в рейтинге, для анализа были отобрано 20% вузов по каждому профилю соответственно. В итоге в авторском мониторинге сайтов участвовало 100 государственных вузов. Также были проанализированы сайты негосударственных вузов. Эти вузы были отобраны на основе рейтинга, подготовленного РИА Новости и НИУ ВШЭ «Качество приема в негосударственные вузы 2011: средние и минимальные баллы ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) по вузам»2. Из 32 негосударственных вузов для анализа были отобраны 11 вузов. Для выбора вузов был применен метод генерации случайных чисел. Анализ сайтов проводился на основе составленного бланка анализа. Всего было проанализировано 111 сайтов государственных и негосударственных вузов.

По профилям подготовки был проведен анализ 11 (10%) -аграрных вузов, 3 (3%) - архитектурных вузов, 7 (6%) - гуманитарных вузов, 19 (17%) - классических вузов, по 12 (11%) - медицинских и педагогических вузов, 19 (17%) социально-экономических вузов и 28 (25%) технических вузов. В анализе участвовали 94 региональных и 17 столичных вузов соответственно. Вся информация о вузах была получена на официальных сайтах.

Второй этап исследования был проведен в 2016 г. В рамках исследования были рассмотрены те же сайты вузов, которые были отобраны в 2013 г. Это позволило проследить динамику изменения форм профориентационной работы вузов в период с 2013 по 2016 г.

В результате проведенного анализа было установлено, что такая традиционная форма профориентационной деятельности, как довузовская подготовка или подготовительные курсы, не утратила

своей актуальности, несмотря на введение Единого государственного экзамена.

Каждый вуз заинтересован в привлечении наиболее подготовленных школьников, которые профессионально ориентированы на получение выбранной ими специальности. Один из способов добиться такого результата - дополнительно подготовить абитуриентов к поступлению в данный вуз (так называемая довузовская подготовка). К числу приоритетных задач такой подготовки относятся: профессиональное самоопределение учащихся, их психологическая адаптация к новым условиям; систематизация и обобщение знаний, подготовка к поступлению и обучению в вузе; выявление и развитие качеств у обучающихся, необходимых в их будущей профессиональной деятельности3.

Довузовская подготовка как «форма образования, осуществляющая обучение старшеклассников для поступления в вуз на базе конкретного высшего учебного заведения»4 по-прежнему востребована школьниками в качестве подготовки к успешной сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз. Кроме того, и подготовительные курсы продолжают активно использоваться вузами как форма подготовки абитуриентов к обучению в вузе, а также форма профориентаци-онной работы со школьниками. Более 50% государственных вузов размещают на своих сайтах информацию о довузовской подготовке и о подготовительных курсах. Количество вузов, реализующих на своих площадках программы подготовительных курсов с 2013 по 2016 г., увеличилось. Если в 2013 г. 57% вузов открыли подготовительные курсы, то в 2016 г. уже более 70% используют подготовительные курсы, как форму подготовки школьников, так и как форму их профориентации. 50% из числа негосударственных вузов также организовали у себя подготовительные курсы. Если смотреть по профилям вузов, то довузовскую подготовку и подготовительные курсы наиболее активно используют архитектурные, медицинские, классические и технические вузы. Вполне вероятно, это вызвано специфическими требованиями данных вузов к абитуриентам (наличие профильных собеседований, экзаменов). Несколько менее активно этими формами пользуются гуманитарные и педагогические вузы.

Еще одной традиционной формой профориентационной работы вузов со школьниками остаются олимпиады. Олимпиады всегда являлись важным средством привлечения школьников к поступлению в вуз, так как давали ощутимые преференции при поступлении. Интеллектуальные соревнования школьников (олимпиады, конкурсы проектов и др.) до сих пор являются не только формой

профориентации, но и одним из способов подготовки к поступлению в вуз. Необходимо учитывать тот факт, что вузу выгодно и престижно проводить олимпиады для школьников, привлекая талантливых и одаренных, а главное - мотивированных и профессионально ориентированных абитуриентов. Как показал мониторинг сайтов, в период с 2013 по 2016 г. увеличилось число государственных вузов (с 39 до 43), использующих олимпиады в качестве одного из направлений профориентационной работы со школьниками. Что касается негосударственных вузов, то эта форма деятельности их не привлекает. К примеру, Московский университет государственного управления проводил олимпиаду5 в 2013 г., однако в 2016 г. эта форма работы с абитуриентами больше не используется.

В целях популяризации и продвижения своих специальностей вузы используют такие формы профориентационной деятельности, как дни открытых дверей и научные фестивали с организацией открытых лекций, семинаров, мастер-классов.

Необходимо подчеркнуть, что в период с 2013 по 2016 г. вузы стали активнее использовать очные лекции, научные семинары, мастер-классы для школьников: количество вузов, анонсирующих такие мероприятия, увеличилось вдвое (с 15 вузов в 2013 г. до 31 - в 2016 г.). Особенно активны в этих формах технические вузы, наиболее заинтересованные сегодня в привлечении абитуриентов. Однако не отстают от них педагогические, гуманитарные и архитектурные вузы. Действительно, лекции и семинары, проводимые для школьников преподавателями вузов, дают возможность активно популяризировать соответствующие профессии, показывать новые научные достижения и открытия. Кроме того, такая работа не требует от вузов привлечения особенных ресурсов и материально-технического оснащения. Следовательно, эти традиционные формы профориентационной деятельности вузов следует считать достаточно эффективными и для настоящего времени.

Следует обратить внимание на профессионально-образовательный проект для школьников, студентов и взрослых - «Университетские субботы»6, который стартовал в столице в сентябре 2013 г. при поддержке Департамента образования г. Москвы. В проекте участвует сегодня около 40 московских вузов, он существует 3 года и интерес к нему растет.

Еще одна традиционная форма профориентационной работы со школьниками - экскурсии на кафедры и в научно-исследовательские лаборатории вуза. Особенно активно данная форма работы используется во время дней открытых дверей, однако есть

и специально организованные экскурсии для мотивированных групп школьников, которые хотели бы получить образование по определенному профилю. Ряд вузов уже начал использовать данную форму работы, анонсируя эту деятельность на сайтах и приглашая школьников посетить кафедры и лаборатории по индивидуальному графику не только во время дней открытых дверей. Количество вузов, освещающих на своих сайтах проведение подобных экскурсий, увеличилось за три года (с 2013 по 2016) в два раза.

Часть вузов включили в свои профориентационные мероприятия со школьниками интернет-технологии. Дистанционные формы подготовительных курсов, онлайн-трансляции лекций и семинаров, виртуальные лектории нельзя в полной мере отнести к традиционным, скорее они открывают новые возможности для вузов в работе с абитуриентами.

Итак, проведенный анализ сайтов позволяет утверждать, что вузы активно используют традиционные формы профориентаци-онной работы со школьниками, оказывают им помощь в подготовке к поступлению в вуз и в профессиональном самоопределении. Довузовская подготовка, подготовительные курсы, олимпиады, дни открытых дверей, лекции, научные семинары, мастер-классы, экскурсии открывают новые возможности привлечения в вуз талантливой и подготовленной молодежи.

Примечания

Качество приема в государственные вузы РФ по профилю - 2012. [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/ratings_rt2012/#ixzz2Uz61nfw0 (дата обращения: 05.09.2016).

Качество приема в негосударственные вузы 2011: средние и минимальные баллы ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) по вузам. РИА Новости. [Электронный ресурс] URL: http://www.ria.ru/social_ratings/private_school_2011/ (дата обращения: 05.09.2016).

Шульгина Н.А. Качество довузовской подготовки: Специфика современного этапа // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 4 (16). С. 238-246.

Волгина ТЮ. Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе // Деятельность структур довузовской подготовки в условиях проведения Единого государственного экзамена: Всероссийская заочная научно-практическая конф. / ГОУ ВПО «Омский государственный педагоги-

2

3

ческий университет». [Электронный ресурс] URL: http://www.ped55.ru/conf/ december_09/26.html (дата обращения: 06.09.2016).

Математическая олимпиада для школьников «Инновации в образовании: формула успеха». [Электронный ресурс] URL: http://conf.mfua.ru/o/math2013/ (дата обращения: 10.06.2013), URL: http://conf.mfua.ru/o/ (дата обращения: 10.09.2016).

Просветительско-образовательный проект для школьников, студентов и взрослых «Университетские субботы». [Электронный ресурс] URL: http://us.dogm. mos.ru/ (дата обращения: 17.04.2016).

5

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.