Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ'

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
180
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаар Л.А.

Данная статья посвящена проблеме профориентационного сопровождения подростков с задержкой психического развития. Рассмотрены методики определения профессиональных интересов школьников с задержкой психического развития. В статье произведен сравнительный анализ полученных результатов профориентации подростков с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гаар Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ»

УДК 37.048.45

Гаар Л.А., магистрант ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме профориентационного сопровождения подростков с задержкой психического развития. Рассмотрены методики определения профессиональных интересов школьников с задержкой психического развития. В статье произведен сравнительный анализ полученных результатов профориентации подростков с задержкой психического развития.

Ключевые слова: профориентация подростков, задержка психического развития, профессиональное ориентирование, развитие.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, основа его дальнейшей успешной социализации.

В современных условиях постоянно меняющегося рынка труда изменяются традиционные специальности, появляются новые, поэтому проблема выбора профессии становится особенно трудной для старшеклассников. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследователей, нормально развивающиеся девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, а учащиеся с задержкой психического развития (ЗПР), почти в 2 раза меньше. Поэтому профориентация у нормально развивающихся школьников, тем более, у школьников с ЗПР зачастую носит стихийный характер [12]. Содержание деятельности в определенной предметной области является существенным фактором в выборе профессии: профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а

овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация именно на содержание предстоящей деятельности.

Профессиональная ориентация (от франц. orientation -установка) - комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства [1].

Профориентация - это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих школьников в процессах определения себя, своего места в мире профессий, в социуме. Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.

Профориентация - это комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, помогающий ребенку определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями. По мнению ученых, к выбору будущей профессии нужно начинать готовить ребенка с дошкольного возраста. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем

легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

В профессиональной диагностике мы используем все общепринятые методы:

1) методы наблюдения, т.е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.;

2) беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

3) открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);

4) опросники профессиональной мотивации (специалисты считают,

что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. «пригодные для большинства», это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);

5) опросники профессиональных способностей: требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий -«профпригодность формируется в самой трудовой деятельности» (по Е.А. Климову) [6];

6) «Личностные» опросники;

7) проективные личностные тесты;

8) сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов;

9) психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);

10) «Профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе по типу -теста» японского профессора Фукуямы, что обычно требуют очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение

«заинтересованности» фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень подходит к условиям современной РФ;

11) использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;

12) исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности.

Все диагностические профильные методики условно можно разделить на 3 группы, соответствующие трем направлениям профориентации:

• Хочу - диагностика определения области профессиональных интересов и склонностей;

• Могу - диагностика определения способностей и личностных качеств;

• Надо - диагностика уровня готовности учащихся к самостоятельному и осознанному выбору профессионального обучения.

В настоящий момент существует множество компьютерных тестов, касающихся профориентации, как устанавливаемых на локальный компьютер, так и онлайн тестов. Многие из них составлены не для специалистов, а для широкого круга населения и, являются весьма приблизительным измерительным инструментом. В нашей работе мы пользуемся достаточно проверенными стандартными методиками, которые позволяют нам наиболее точно определять области профессиональных интересов и склонностей, способностей и личностных качеств, а также уровень готовности учащихся к самостоятельному и осознанному выбору профессионального обучения.

Основным критерием выбора методов профессиональной диагностики является доступность их для детей с задержанным развитием. К сожалению, в нашей практике мы постоянно сталкиваемся с определенными трудностями. Многие общепризнанные методики: опросники, тесты труднодоступны для учащихся с ЗПР. Из-за недостаточности мыслительной

деятельности, жизненного опыта (инфантилизма), критичности, неверной самооценки, слабости рефлексии и пр. учащиеся с ЗПР слабо или неверно анализируют вопросы и свои ответы на них. Школьники часто не понимают вопроса, утверждения теста или не знают, как отвечать, или неверно трактуют свою позицию по конкретному вопросу, утверждению. Поэтому для учащихся с ЗПР мы можем применять достаточно ограниченный круг методик, часто вынуждены заниматься переформулировкой вопросов или утверждений или проводить предварительные подробные разъяснения. В связи с этим многие опросники и тесты нуждаются в существенной адаптации.

Помимо доступности другими критериями в выборе диагностических методик для учащихся с ЗПР являлись актуальность, надежность и валидность, простота и экономичность интерпретации. Поэтому в работу включены диагностические методики, которые на наш взгляд, лучше всего соответствуют этим требованиям.

Таким образом, мы определили диагностический минимум, состоящий из методик, предназначенных для учащихся 7-9 классов с ЗПР. Некоторые методики, входящие в диагностический минимум, как уже говорилось, адаптированы нами с целью упрощения их для учащихся с задержанным развитием. Мы используем также авторские анкеты для детей и их родителей.

Помимо этого нами составлен банк методик для углубленной диагностики, используемый в случаях затруднений в выборе профессии или по другим причинам (таблица 2). Диагностические мероприятия проводятся постоянно в течение года. Часто во время занятий по профориентации учащиеся самостоятельно с помощью психолога и деффектолога проводят простейшие экспресс-диагностики: тест на самооценку, «кто я?», тест на определение самооценки, темперамента и пр. При обоюдном желании всех учащихся психолог совместно с дефектологом в корректной форме тут же интерпретирует результаты.

При этом мы наблюдаем существенное повышение интереса как к результату лично проведенного учащимися теста, так и повышение общей мотивации к занятиям по профориентации.

Многие из предлагаемых методик могут использоваться используются нами в режиме онлайн.

Диагностическая работа в исследовании проблемы профессионального самоопределения старшеклассников выполняет ряд функций:

✓ обеспечивает самоопределения ученика, являющегося субъектом выбора образовательного профиля, изучения им оснований для этого выбора;

✓ фиксирует и отслеживает значимые параметры формирования готовности к выбору профессии, как у отдельного ученика, так и на уровне класса;

✓ позволяет оценить эффективность работы по формированию профессионального самоопределения.

Большинство диагностических заданий предлагается в форме самодиагностики, когда учащийся сам проверяет себя, обрабатывает полученные результаты, делает выводы.

С целью выявления уровня сформированности профессионального самоопределения и факторов, оказывающих влияние на осознанный выбор профессии учащимися, нами были опрошены 8 учащихся 9 класса МБОУ СОШ с. Первомайское Туймазинского района Республики Башкортостан. Было определено, что старшеклассникам необходима целенаправленная помощь в осознании и формировании профессионального самоопределения. Профессиональное ориентирование должно обеспечить не только выбор профессии, но и повысить уровень самопознания и самооценку. Для этого учащемуся необходимо:

- проанализировать индивидуально-психологические особенности, возможности и склонности;

- проверить с помощью взрослых соответствие выраженных склонностей и способностей определённому типу профессий;

- иметь знания о профессии;

- учитывать объективные и субъективные факторы и условия при выборе профессии.

В соответствии с целью исследования был выбран психодиагностический инструментарий, представленный в таблице 1.

Таблица 1

Диагностические методики для оценки профессионального _самоопределения старшеклассников_

Критерии Диагностические методики

Когнитивный - Анкета Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной) - Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова

Социальный - Тест - опросник Дж. Голланда (Тест-опросник Холланда)

Анализ результатов проведённого исследования начнём с Дифференциально - диагностического опросника Е.А. Климова (далее - ДДО Е.А. Климова). В ходе исследования профессиональной направленности учащихся с использованием ДДО Е.А. Климова, общее количество исследуемых распределилось на группы в зависимости склонностей к определённому типу профессий. Анализируя результаты исследования, для всей выборки учащихся 9 класса можно отметить преобладание технической направленности в выборе сферы деятельности. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования склонностей к определенному типу профессий учащихся по методике ДДО Е.А. Климова_

к и ш

э

«

т

>>

а «

« ч

и о

о а

п в

« а

V в

а

а И о

П а

Ы а И о

П а

Ы а И о

П а

К

«

и о

Ы «

В

В

а

и 2

^ ^ 5

« щ ю ВЭ И а о П а

О з В

^ £ и в

Количество 2 3 0 1 2

Результаты исследования склонностей к определенному типу профессий учащихся по методике ДДО Е.А. Климова представлены в виде гистограммы на рисунке 1.

Человек

художеств

енный \

образ, 2 Человек

природа,

2

Человек

знаковая Человек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

система; 1 техника, 3

Человек -

человек, 0

Рис. 1. Дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова

Среди учащихся девятого класса преобладает соответствие типу профессий «Человек - Техника» - три человека. Учащиеся, соответствующие этому типу, предпочитают выбирать профессии, связанные с трудом работников направленного на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии).

По результату опроса двое старшеклассника относятся к типу «Человек - Природа». Для людей этого типа предпочтительны занятия, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (агроном, ветеринар, лесничий, эколог). Для старшеклассников, относящихся к типу «Человек - знаковая система» (один учащийся) предпочтительны профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (инженер, графолог, экономист). Старшеклассникам, относящимся к типу «Человек - Художественный образ» (два учащихся) характерны профессии, связанные с творчеством (актеры, художники).

Поскольку ситуация выбора профессии характеризуется многомерностью, для правильного выбора профессии учащемуся необходимо осуществить большой объем аналитической работы. Прежде всего ему нужно проанализировать свои внутренние ресурсы (интересы, способности, особенности характера, ценностные ориентации и т. д.), требования избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность их коррекции.

С этой целью обучаемым было предложено ответить на ряд вопросов анкеты Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной) [8].

Данные, полученные с помощью этой методики, позволяют выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии.

Изучение интересов, способностей учащихся может осуществляться различными способами - от простого наблюдения за их успехами в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников. Использование данной методики позволяет предварительно проанализировать интересы, близкие к тому или иному виду деятельности.

Результаты исследования интересов учащихся представлены в гистограмме на рисунке 2.

Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной).

Спорт и

Литература и искусство -2

военное

дело - 3

Предпринимат

ельство и домоводство -1

Радиотехни

ка и электроник а -1

География и геология -1

Рис. 2. Результаты методики «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной).

Изучение интересов старшеклассников показало, что значительную часть составляет спорт и военное дело - трое тестируемых учащихся; один человек - предпринимательство и домоводство; один человек - география и геология; один человек -радиотехника и электроника; два человека - литература и искусство.

Такие направления как физика и математика, химия и биология, механика и конструирование, педагогика и медицина остались без показателя, можно предположить, что это связано с слабо выраженным интересом к данным наукам у учащихся, вследствие нарушений интеллектуальных функций мозга.

Дополнительно, учащимся было предложено пройти еще один тест Дж. Голланда на определение профессионального типа личности. Методика позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии.

Результаты теста представлены на диаграмме рисунок 3.

Тест Дж.Голланда на определение профессионального типа личности

Рис. 3. Результаты теста Дж.Голланда на определение профессионального типа личности.

Результаты тестирования показали, что трое учащихся принадлежат к реалистическому типу - люди такого типа предпочитают работать с вещами, а не людьми (техник, шофер, ювелир, автомеханик, фермер). Один учащийся - относится к социальному типу, данный тип ориентирован на общение, взаимодействие с другими людьми (учитель, преподаватель, психолог, врач, продавец). Один учащийся - предприимчивый тип, выбирает цели и задачи, которые позволяют ему проявить энергию (директор, адвокат, предприниматель, риэлтор, работник справочного бюро). Трое учащихся - артистический тип, предпочитают занятия творческого характера (фотограф, художник, музыкант, журналист, дизайнер).

Такие типы как интеллектуальный, конвенциальный не были выбраны учащимися, такие люди отдают предпочтение четким действиям (кассир, инспектор налоговой службы, бухгалтер, библиотекарь), а детям с задержкой психического развития четкие действия с самоконтролем недоступны.

В целом, в ходе анкетирования были выявлены несоответствия заинтересованности учащихся в получении знаний в той области деятельности, которая не является основополагающей в выбранной ими профессии.

В педагогической работе был использован личностно-деятельностный подход. В центре обучения находился сам обучаемый, его цели, мотивы, потребности, интеллект и другие индивидуально-психологические качества. Обучающийся рассматривался как субъект учебной деятельности, а профессиональное самоопределение как процесс, происходящий одновременно с учебной деятельностью. Таким образом, учащиеся как субъекты сами организовали деятельность по формированию профессионального самоопределения, а эта деятельность в свою очередь формировала учащихся как субъектов.

Именно включение старшеклассников в доступную им практическую деятельность по формированию профессионального самоопределения является эффективным средством закрепления сделанного ими профессионального выбора.

В ходе формирующего эксперимента основной упор был сделан на формирование самостоятельности и активности в получении профессиональных знаний и умений, необходимых при выборе будущей профессии. Основной задачей на этом этапе ставилась организация и осуществление психолого-педагогической поддержки в формировании профессионального самоопределения старшеклассников.

Таким образом, профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности старшеклассника с ЗПР в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет подростку найти область деятельности для полной реализации. Будучи устремленными в будущее старшие школьники с ЗПР должны четко понимать, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондарев, В.П. Выбор профессии. - М.: Педагогика, 1989. - 128 с.

2. Борисова, Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации// Вопросы психологии, 1988 - №1. - 83 с.

3. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 154 с.

4. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. Дети с временными задержками развития. - М.: Педагогика, 1971. - 264 с.

5. Гусакова, А.М. Ознакомление с профессиями// Начальная школа. - 1980, №1. - 168 с.

6. Климов, Е.А. Как выбрать профессию. - М.: Просвещение, 1984. - 192 с.

7. Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Знание, 1983 - 96 с.

8. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. - М., 2000г. - 125 с.

9. Голомштак, А. Модификация методики «Карта интересов» Методика «Профиль» / А. Голомштак. - Режим доступа [https://psytests.org/profession/profile.html]. - Дата обращения 25.12.2019.

10. Голланд, Дж. Тест профессионального личностного типа [Электронный ресурс] / Дж. Голланд. Режим доступа [http://psytests.org/profession/hollandA-run.html]. Дата обращения 25.12.2019.

11. Климов, Е.А. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) [Электронный ресурс] / Е.А. Климов. - Режим доступа [http://onlinetestpad.com/ru/test/99-differencialno-diagnosticheskij oprosnik-ddo-eaklimova]. - Дата обращения 25.12.2019.

12. Касимова, Э.Г. Законодательная основа применения иновационных образовательных технологий в обучении инвалидов и лиц а ограниченными возможностями здоровья. - Евразийский юридический журнал. - 2014. - № 11 (78). - 202 - 203 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.