Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические технологии / профориентация / профессиональная деятельность / профессия. / pedagogical technologies / career guidance work / professional activity / profession.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова Ольга Владимировна, Старыгина Елена Константиновна

статья посвящена реализации требований ФГОС на уроках английского языка. В разработке изложен анализ профориентационной работы, рассмотрены психологические особенности школьников, которые необходимо учитывать, приведены примеры из опыта работы. Представлена информация о влиянии личностно-ориентированного подхода на создание благоприятной образовательной среды. Проведён анализ УМК «Английский в фокусе» издательства «Просвещение» с целью выявления возможностей профориентирования учащихся. Статья будет интересна работникам сферы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE WORK IN THE LESSONS OF ENGLISH

the article is devoted to the implementation of the GEF requirements in English lessons. There is an analysis of career guidance work in the research, the schoolchildren psychological characteristics which are necessary to be taken in account are considered, examples from experience are given. There is also the information about the influence of the personality-oriented approach to the creation of a favorable educational environment. The educational-methodical complex “Spotlight” was analyzed in purpose to identify opportunities of students’ professional orientation. The article will be interesting for workers of education.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Сафронова О.В.1, Старыгина Е.К.2

'Сафронова Ольга Владимировна - - учитель английского языка, 2Старыгина Елена Константиновна - учитель английского языка,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 10,

г. Йошкар-Олы

Аннотация: статья посвящена реализации требований ФГОС на уроках английского языка. В разработке изложен анализ профориентационной работы, рассмотрены психологические особенности школьников, которые необходимо учитывать, приведены примеры из опыта работы. Представлена информация о влиянии личностно-ориентированного подхода на создание благоприятной образовательной среды. Проведён анализ УМК «Английский в фокусе» издательства «Просвещение» с целью выявления возможностей профориентирования учащихся. Статья будет интересна работникам сферы образования.

Ключевые слова: педагогические технологии, профориентация, профессиональная деятельность, профессия.

CAREER GUIDANCE WORK IN THE LESSONS OF ENGLISH Safronova O.V.1, Starygina E.K.2

'Safronova Olga Vladimirovna - teachers of English, 2Starygina Elena Konstantinovna -teachers of English, MUNICIPAL BUDGET SECONDERYINSTITUTION THE SECONDARY COMPREHENSIVE SCHOOL № 10

YOSHKAR-OLA

Abstract: the article is devoted to the implementation of the GEF requirements in English lessons. There is an analysis of career guidance work in the research, the schoolchildren psychological characteristics which are necessary to be taken in account are considered, examples from experience are given. There is also the information about the influence of the personality-oriented approach to the creation of a favorable educational environment. The educational-methodical complex "Spotlight" was analyzed in purpose to identify opportunities of students' professional orientation. The article will be interesting for workers of education. Keywords: pedagogical technologies, career guidance work, professional activity, profession.

УДК 372.88'.'''.'

«...профессии кажутся нам самыми возвышенными, если они пустили в нашем сердце глубокие корни, если идеям, господствующим в них, мы готовы принести в жертву нашу жизнь и все наши стремления. Они могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту»

(К. Маркс)

Одной из главных задач нового ФГОС является развитие личности ученика, который легко ориентируется в мире профессий, понимает значение профессиональной деятельности для человека. Несмотря на то, что возраст 18 лет (а в некоторых странах 21 год) официально считается началом взрослости, ученые получают данные, что между завершением подросткового возраста и началом взрослости фиксируется достаточно длительный период «становления взросления». Поэтому, основная цель профориентационной работы в школе заключается в оказании учителем реальной помощи, учащимся в выборе вариантов дальнейшего профессионального образования.

Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у школьников психологической готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов. Профориентационная работа - это длительный процесс, который включает в себя несколько этапов.

Согласно исследованиям психологов, уже с пятого класса у школьников начинает формироваться профессиональная направленность, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанны с выбором профессии. Поэтому, профориентационная работа должна начинаться с раннего школьного возраста и способствовать развитию учебно-профессиональных интересов и склонностей. Для осуществления этого необходимо:

■ Выявить интересы, склонности и способности учащихся, в том числе и к профессиям, изучаемым в учебном процессе.

■ Стимулировать познавательную активность.

■ Стараться формировать общие и специальные способности, ценностные ориентации, профессионально важные качества,

■ Формировать позитивное отношение к учебному труду и профессиональной деятельности:

- расширять сведения, учащихся о профессиях;

- развивать у учащихся личностный смысл выбора профессии;

- оказывать помощь в осознании учащимися своих интересов, способностей, социальных ценностей с ориентацией на будущую профессиональную деятельность.

Профессиональная ориентация - составная часть учебного процесса, поэтому работа по профессиональному просвещению учащихся должна стать неотъемлемой частью урока. Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы, рассказа, проектной деятельности, ролевых игр, экскурсий, конференций, творческих заданий.

Цель профориентационной работы на уроках иностранных языков - формирование профессиональной мотивации на основе изучения тем.

Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:

Межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний, например литературы, истории, искусства, географии, математики и др.);

Многоуровневостью (с одной стороны необходимость овладения различными аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);

Полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

Иностранный язык способствует формированию у учащихся целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Иностранные языки расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию.

Уже в начальной школе происходит знакомство с миром профессий - учитель, врач, инженер, строитель, шофер, летчик, медсестра, ветеринар, певец, актер и др. Ребята учатся рассказывать о том, что делают люди этих профессий, какими качествами должны обладать. В дальнейшем круг затрагиваемых специальностей расширяется, изучение функциональных обязанностей и особенностей той или иной профессии углубляется.

На уроках затрагиваются разные темы, отрабатываются аутентичные тексты, характеризующие культуру, историю, географию зарубежных стран и своей страны, а это значит, что ученики могут не только познакомиться с разнообразными профессиями, но и сравнить профессиональный рынок специалистов разных стран.

Рассматривая систему образования разных стран, обучающиеся 8-11 классов начинают формировать представление о возможностях продолжения образования в высшей школе или выбирать профессионально-техническую направленность. Изучая эти темы, обучающиеся осознают основные направления и области знаний, знакомятся с учебными заведениями, анализируют свои интересы и свои возможности, как в интеллектуальном, так и физическом аспектах: желания, к сожалению, могут не совпадать с возможностями и способностями. От правильности выбора будущей профессии, сферы деятельности, учебного заведения зависит очень многое в жизни человека.

А сегодня мы предлагаем вам поближе познакомится с некоторыми аспектами нашей работы, что называется, от теории к практике.

Так в рамках изучения темы «Еда» обучающиеся 6 классов создают рекламные проспекты ресторанов. Ребята пробуют свои силы в качестве менеджеров, дизайнеров, переводчиков (ведь созданный ими текст ещё нужно грамотно изложить на чужом языке), маркетологов и рг-менеджеров.

Обучающиеся 5 классов, рисуя план своего дома/квартиры применяют навыки инженеров и графических дизайнеров. А раздел «At Work» предоставляет им возможность не только познакомится с профессиями, но и рассказать, используя лексико-грамматические особенности английского языка, о том, что представители этих профессий должны уметь делать, какими качествами обладать.

Изучая раздел «Книги» или раздел «Кино», обучающиеся 7 классов не только знакомятся с классической литературой и киноновинками, но и пробуют себя в качестве журналистов, кинокритиков, редакторов, ведь им предоставляется уникальная возможность написать аннотацию к любимой книге или рецензию на любимый фильм.

Раздел учебника 8 класса «Great Minds» помогает учителю познакомить обучающихся с гениями инженерной и технической мысли. Аутентичные тексты направлены на развитие интереса учащихся в области науки и техники. А если мы обратимся к разделу «Быть собой», заметим, что он позволяет ученикам порассуждать о собственном месте в мире и проявить себя в качестве модного или

театрального критика, что как известно предполагает также и получение определённых знаний в области дизайна одежды, комбинаторики и театрального мастерства.

Изучая проблемы экологии, обучающиеся учатся анализировать причинно-следственные связи событий, а значит выступают в качестве аналитиков.

А раздел «Спорт» позволяет учащимся осознать, какими качествами нужно обладать, чтоб стать выдающимся или просто хорошим спортсменом.

Раздел «Искусство и литература» (9 класс) формирует представление ребят о творческих профессиях. А реализовать свои творческие способности они могут, участвуя во внеклассных мероприятиях по языку, которые в большом количестве проводятся не только в школе, но и за ее пределами.

Так, рамках недели иностранного языка предлагаем ребятам старших классов проявить свои профессиональные навыки. В нашей школе стало хорошей традицией проводить «Кулинарные поединки» среди 10-11 классов. Обучающиеся могут выступить в качестве:

- кондитеров, изготавливая кулинарный шедевр,

- дизайнеров, оформляя рецепт или кулинарную книгу,

- IT-специалистов, подготавливая презентацию,

- переводчиков-лингвистов, которые помогают облечь «творческую мысль» в лексико-грамматическую форму, способную передать творческий посыл.

Огромным подспорьем для формирования психологической устойчивости служит раздел «Никогда не сдавайся», в котором собраны тексты, мотивирующие на преодоление трудностей, неизбежно возникающих в жизни подростка, в том числе и в процессе профессионального самоопределения.

Как известно, счастливое общество состоит из счастливых личностей. Значительную часть нашей жизни занимает профессиональная деятельность. И если работа не приносит положительных эмоций, очень трудно ощущать себя счастливым человеком. Поэтому, наша задача помочь нашим ученикам найти свой жизненный путь и выбрать профессию по душе.

Список литературы /References

1. Антонова В.Н. Самоопределение и профориентация учащихся. Словарь-справочник [Электронный ресурс] / В.Н. Антонова. - М.: Академия Естествознания, 2014 URL: https://monographies.ru/en/book/

2. Королева Е.А. Формы и методы профориентационной деятельности на уроках английского языка [Электронный ресурс] URL: https://www.1urok.ru/categories/2 /articles/51754

3. Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для обучающихся 2 - 4 классов.

4. Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для обучающихся 5 - 9 классов.

5. Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для обучающихся 5 - 9 классов.

6. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. -М.: Юрайт, 2021 - 406 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.