Научная статья на тему 'Профильные дисциплины по выбору'

Профильные дисциплины по выбору Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1467
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА ПО ВЫБОРУ "ПРОФИЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ" / МЕТАДИСЦИПЛИНА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ И КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / DESIGNING STUDENTS' EDUCATIONAL AND QUASI-PROFESSIONAL ACTIVITY / DISCIPLINE FOR CHOICE / META-DISCIPLINE / CONTEXTUAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкерина Людмила Васильевна

В статье обоснована необходимость расширения спектра дисциплин по выбору в подготовке бакалавра педагогического направления. Предложен новый поход к постановке курса профильной дисциплины по выбору, обеспечивающей педагогические условия формирования и развития профессиональных компетенций бакалавров посредством вовлечения их в соответствующие виды деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Profile disciplines for choice

The necessity of expansion the range of the disciplines for choice in bachelors training of pedagogical direction is grounded. A new approach to organization of profile discipline course for choice, providing the pedagogical conditions for the development of bachelors professional competences is suggested.

Текст научной работы на тему «Профильные дисциплины по выбору»

Л.В. ШКЕРИНА, профессор Профильные

Красноярский государственный дисцип лины

педагогический университет ДИ^ЦИ! 1ЛИМЫ

им. В.П. Астафьева ПО выбору

В статье обоснована необходимость расширения спектра дисциплин по выбору в подготовке бакалавра педагогического направления. Предложен новый поход к постановке курса профильной дисциплины по выбору, обеспечивающей педагогические условия формирования и развития профессиональных компетенций бакалавров посредством вовлечения их в соответствующие виды деятельности.

Ключевые слова: дисциплина по выбору «Профильное исследование», метадисциплина, проектирование учебной и квазипрофессиональной деятельности студентов, контекстное обучение, профессиональные компетенции.

Решение проблемы создания и расширения условий для приобретения студентами опыта системного использования межпредметных знаний в реализации актуальных для них задач сегодня весьма затруднительно по ряду объективных и субъективных причин. К ним мы относим известные трудности реализации межпредметных связей, обусловленные традициями в постановке целей обучения, слабой преемственностью учебных планов, дефицитом учебного времени и методического обеспечения и др. Они указывают на необходимость постановки и реализации таких учебных курсов, в процессе освоения которых возможно целенаправленно формировать и развивать общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции студентов - будущих бакалавров педагогического направления.

Позитивную роль в решении обозначенной проблемы могут сыграть специальные дисциплины по выбору, в рамках освоения которых студентам будут создаваться условия для реализации активной конструктивной деятельности по решению актуальных для их настоящего и будущего задач на основе системного использования знаний из различных предметных курсов учебного плана. Такие дисциплины по выбору могут быть представлены в вариативной части профильной подготовки бакалавров педагогического направления.

К настоящему времени в педагогических вузах сложилась определенная практика постановки и реализации курсов по выбору как вариативного вузовского компонента подготовки будущих учителей. В рамках прежних образовательных стандартов эти курсы предполагались в каждом цикле дисциплин и носили, какправило, конкретную дисциплинарную направленность. Основной целью их реализации было обеспечение более глубокого системного освоения знаний из конкретных предметных областей. Однако существует возможность более эффективного использования дисциплин по выбору для формирования и развития не только предметного знания студентов, но и их профессиональных и общекультурных компетенций. Цель статьи состоит в обосновании нового подхода к преподаванию дисциплин по выбору в профильной подготовке бакалавров педагогического направления, соответствующего основным положениям ФГОС ВПО.

Итак, в логике решения обозначенной выше проблемы необходимо создать для студентов условия выбора дисциплин, в основу содержания которых положены знания из различных предметных областей профиля, в том числе и профессиональные, а также задачи, решаемые на основе комплексного использования этих знаний, способы и приемы их решения. Такие дисциплины по выбору будем называть профильными.

120

Высшее образование в России • № 5, 2011

Заметим, что среди профессиональных компетенций учителя в условиях становления и развития «новой школы » особое место занимает его исследовательская компетенция. Для формирования последней необходимо, чтобы в предмет учебной деятельности студентов включались задачи и задания исследовательского типа, моделирующие актуальные проблемы их будущей профессиональной деятельности.

Все сказанное выше позволило нам сформулировать основные требования к содержанию профильной дисциплины по выбору.

1. В содержании профильной дисциплины по выбору необходимо выделять три компонента: когнитивный, деятельностный и рефлексивный. Когнитивный компонент представлен знаниями, которые будут востребованы в деятельности студента в рамках данной дисциплины. Деятельностный компонент задает основные виды деятельности (действий)студентов,осваиваемых в ходе изучения этой дисциплины. Рефлексивный компонент содержания дисциплины нацелен на самоанализ и самооценку студентом своих достижений.

2. В основе когнитивного компонента профильной дисциплины по выбору лежит некоторый базовый комплекс предметных и профессиональных знаний из различных дисциплин профильной подготовки бакалавра педагогического направления. Здесь должны быть только те знания, которые будут непосредственно использованы студентами для достижения целей их деятельности в рамках основных целей освоения данной дисциплины по выбору. Когнитивный компонент профильной дисциплины по выбору должен формироваться по принципу его дидактической недостаточности. То есть знаний из базового комплекса, как правило, должно быть недостаточно студенту для решения стоящих перед ним задач, причем настолько, чтобы он мог самостоятельно прийти к такому заключению. Это является важным фактором осознания студентом учебной проблемы.

3. Деятельностный компонент содержания профильной дисциплины по выбору проектирует предмет всех видов деятельности (действий) студентов в рамках данной дисциплины, необходимых для ее изучения. В состав этого компонента включаются учебно-познавательные, квазипро-фессиональные и профессиональные задачи по профилю подготовки бакалавра педагогического направления, в решении которых используется комплекс знаний когнитивного компонента.

Учебно-познавательные задачи составляют предмет учебной деятельности студента, в которой осваиваются основные методы познания, навыки самообразования и самоорганизации.

Квазипрофессиональные задачи - это задачи с профессиональным контекстом, для решения которых нужно выполнять элементы будущей профессиональной деятельности в условиях моделируемых профессиональных ситуаций. Они составляют предмет квазипрофессиональной деятельности студентов, направленной на освоение конкретных действий будущей профессиональной деятельности в условиях локальной образовательной среды вуза [1].

Профессиональная задача как составляющая деятельностного компонента содержания профильной дисциплины по выбору - это задача из сферы будущей профессиональной деятельности, доступная для решения студенту старших курсов и решаемая в условиях, приближенных к профессиональным, с выходом в реальную профессиональную среду. При решении такихзадач студентами осваиваются конкретные виды будущей профессиональной деятельности (профессиональных действий), исходя из чего можно судить о мере сформированности у студентов тех или иных профессиональных компетенций.

4. В структуре компетенций многие ученые выделяют рефлексивный компонент как один из основных [2]. Поэтому в логике профильной дисциплины по выбору при

проектировании ее содержания представляется целесообразным выделять в нем предмет рефлексивной деятельности студентов, в ходе которой формируются умения самоанализа и самооценки, ценностное отношение к результатам обучения.

Содержание профильной дисциплины по выбору, сформированное в соответствии с изложенными требованиями, будет межпредметным, практико-ориентированным и профессионально-направленным. Эти его свойства являются существенными для создания условий постепенного перехода учебной деятельности студентов сначала в квазипрофессиональную, а затем в будущую профессиональную деятельность.

Обучение, которое обеспечивает такой переход в образовательном процессе вуза, называется контекстным [3]. В работах А.А. Вербицкого мы находим обоснование тому, что контекстное обучение может быть реализовано на основе комплексного использования трех моделей обучения: семиотической, имитационной и социальной. Это известное положение является основополагающим в предлагаемом нами подходе к проектированию учебной программы по профильной дисциплине по выбору. Исходя из него, сформулируем основные принципы разработки соответствующей учебной программы.

1. Модульное проектирование образовательного процесса (проектирование всех компонентов образовательного процесса по модулям). Содержание дисциплины нужно разбивать на достаточно полные в целевом и смысловом плане дидактические единицы (контексты) как предмет деятельности студента; здесь можно прогнозировать формирование и развитие соответствующих составляющих их будущей профессиональной компетентности.

2. Проектирование результатов освоения студентами модуля в формате компетенций ФГОС ВПО.

3. Проектирование учебной деятельности студентов с учетом ее перехода к бу-

дущей профессиональной деятельности через их квазипрофессиональную деятельность в соответствии с планируемыми результатами освоения данного модуля.

4. Исследовательская направленность (компоненты программы проектируются так, чтобы были обеспечены условия для формирования и развития исследовательской деятельности студентов).

5. Преемственность всех модулей учебной программы.

■ Проектирование основных технологических компонентов образовательного процесса:

■ определение трудоемкости каждого модуля с указанием долей аудиторной и внеаудиторной работы студентов;

■ определение основных методов, форм и средств обучения, контроля и самоконтроля, соответствующих целям освоения студентами модуля.

7. Соответствие всех компонентов учебной программы этапу профессиональной подготовки студентов. Задачи с профессиональным контекстом могут решать студенты как четвертого, так и первого года обучения. Все зависит от этого контекста -он должен соответствовать уровню их профессиональной подготовки. Этим будут обусловлены особенности всех компонентов учебной программы для каждого года обучения студентов.

Учебная программа, разработанная на основе выделенных принципов, представляет собой методический документ, достаточно точно проектирующий учебный процесс в рамках профильной дисциплины по выбору, направленный на формирование и развитие профессиональных компетенций будущих бакалавров педагогического направления.

Для успешной реализации такой учебной программы по профильной дисциплине по выбору необходимо соблюдение ряда основных специфических требований. А именно:

• непрерывность реализации програм-

122

Высшее образование в России • № 5, 2011

мы в течение всего срока обучения в вузе, что способствует созданию благоприятных условий для поэтапного формирования и развития всех видов деятельности студентов в рамках освоения дисциплины;

• внедрение модульно-рейтингового обучения (накопительный рейтинговый балл и портфолио как форма контроля достижений студентов, адекватная компе-тентностному подходу);

• организация обучения на основе разновозрастных групп студентов - каждый учебный год группа пополняется студентами первого года обучения (2-3 студента ежегодно); в составе группы всегда есть студенты каждого года обучения, всего - не более 12 человек;

• открытость образовательной среды, которая обеспечивается организацией условий для включения студентов в реальную среду будущей профессиональной деятельности, а также свободой выбора студентом учебной группы и перехода в другую группу.

Отметим, что соблюдение выделенных требований к реализации учебной программы позволяет реализовать подготовку ба-калавров-педагогов в рамках профильной дисциплины по выбору на основе имитационной и социальной моделей обучения, то есть сделать его контекстным.

В качестве примера можно привести модульную программу дисциплины «Профильное исследование». Данная дисциплина по выбору изучается в течение всего срока обучения - с первого по четвертый курсы. Содержание этой дисциплины носит межпредметный и профессионально-ориентированный характер. Оно составляет предмет учебной и квазипрофессиональной исследовательской деятельности студента - будущего бакалавра-учителя и представ-

1-й курс 2-й курс

(2-3 студ.) (2-3 студ.)

лено в виде соответствующих заданий и задач для студентов. В рамках этой дисциплины в течение всего срока обучения студент занимается активной самостоятельной работой, в процессе которой он приобретает опыт исследования конкретных методических проблем из сферы будущей профессиональной деятельности: от поиска оригинального рационального решения задачи доступными средствами до эффективных методик обучения (воспитания) школьников.

Учебная программа дисциплины имеет модульную структуру. Она представлена семью модулями. Сроки работы по каждому модулю ограничиваются одним семестром. В конце семестра оценивается работа студента по модулю, а в конце учебного года подводится итог и выставляется зачет. Программа может разрабатываться и реализоваться как одним преподавателем, так и группой преподавателей. Учебная группа, осваивающая эту дисциплину, состоит из студентов различных курсов с первого по четвертый. Каждый учебный год группа пополняется двумя-тремя студентами первого курса. Модель такой учебной группы представлена на рисунке.

«Профильное исследование » - это дисциплина по выбору из вариативной части профессионального цикла ФГОС ВПО по педагогическому направлению. Ее общая трудоемкость - 12 зачетных единиц.

Заметим, что постановка целей освоения студентами каждого учебного модуля как формирование умений выполнять конкретные действия будущей профессиональной деятельности очерчивает круг профессиональных компетенций, которые будут формироваться и развиваться посредством вовлечения студентов в соответству-

Рис. Модель учебной группы студентов

ющие виды деятельности. От точности выбора этих видов деятельности студентов и соответствующих им методов, форм и средств обучения как комплексных условий обеспечения эффективности этой деятельности в рамках дисциплины «Профильное исследование» зависит степень достижения целей ее изучения. Очень важно, чтобы все эти компоненты соответствовали принятым целям и были дидактически преемственны между собой. В этой связи считаем целесообразным в рамках учебной модульной программы дисциплины проектировать все основные действия студентов, а также условия, обеспечивающие их реализацию и ожидаемый результат в формате компетенций. В ходе такого проектирования мы получаем технологическую карту обучения дисциплине.

Специфика состава учебной группы обусловливает определенные сложности в организации как аудиторной, так и внеаудиторной работы студентов. Эти сложности заключаются главным образом в организации конструктивной индивидуальной и групповой работы студентов разных курсов обучения, имеющих различные учебные задачи, в рамках общего учебного занятия. Для преодоления этих сложностей мы разрабатываем так называемые сетевые графики аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Они представляют собой проекцию технологической карты обучения дисциплине и проектируют индивидуаль-

ную и групповую деятельность студентов каждого курса отдельно и их взаимодействие.

На основании предложенного макета учебной модульной программы дисциплины по выбору «Профильное исследование » нами разработана такая программа для профиля «математическое образование». Ее реализация в педагогическом вузе позволяет обеспечить реальные условия для активной учебной и исследовательской деятельности студентов, для системного освоения ими межпредметныхзнаний, приобретения опыта их использования в решении профессионально-направленных задач, а также опыта работы в группе, самообразования, профессионального исследования, профессионально-педагогического общения и многого другого, что определенным образом характеризует меру сформированности их профессиональных компетенций.

Литература

1. Шкерина Л.В. Обновление системы каче-

ства подготовки будущего учителя в педагогическом вузе. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. 274 с.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности

как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. М., 2004.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в выс-

шей школе: контекстный подход: Метод. пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

SHKERINA L. PROFILE DISCIPLINES FOR CHOICE

The necessity of expansion the range of the disciplines for choice in bachelor’s training of pedagogical direction is grounded. A new approach to organization of profile discipline course for choice, providing the pedagogical conditions for the development of bachelors’ professional competences is suggested.

Keywords: discipline for choice, meta-discipline, designing students’ educational and quasi-professional activity, contextual training, professional competences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.