УДК 323 001: 10.24412/2071-6141-2023-4-19-29
ПРОФИЛЬНОЕ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
М.В. Цыбряева
Результаты сравнительного анализа образовательных программ по направлениям подготовки 41.03.04 и 41.04.04 «Политология», а также характеристика профессиональной деятельности выпускников-политологов согласно ФГОС ВО показали, что профильное политологическое образование вместе с научно-исследовательскими практиками может подготовить специалиста, способного, благодаря полученным знаниям, умениям и навыкам, повысить эффективность государственного управления и улучшить взаимодействие с органами исполнительной власти, что в совокупности приведет к улучшению благосостояния народа и достижению национальных целей развития России.
Ключевые слова: высшее образование, политологическое образование, образовательные программы, национальные цели, национальные проекты, эффективность государственного управления, государственная политика.
Введение
Грамотная реализация государственной политики России по повышению конкурентоспособности и обретению суверенитета в различных направлениях своего развития играет весомую роль в контексте общемировых политических событий [1]. Большое значение приобретают задачи по достижению национальных целей развития России, которые в долгосрочной перспективе подразумевают решение социально-экономических проблем, влияющих на политико-правовые и общественные институты [2], что способствует обеспечению национальной безопасности, улучшению благосостояния народа и повышению качества жизни. Проведение государственной политики в условиях сложившейся геополитической обстановки требует комплексного и системного подхода со стороны государства [3].
Одним из способов достижения национальных целей развития России является реализация национальных проектов, как особый метод управления с плановыми показателями. С начала 2000-х гг. шли разработки по созданию определенных целевых программ стратегического развития России, а в 2005 г. Президентом РФ В.В. Путиным было принято решение о начале реализации приоритетных национальных проектов [4]. Их осуществление на разных этапах своего развития позволило дать объективную оценку проводимой государственной политике. В некоторых случаях плановые показатели встречали резкую критику со стороны различного рода институтов и выявляли проблемы в исполнении. Например, в 2019 г. при
анализе реализации 12 нацпроектов, принятых для достижения 9 национальных целей [5], Счетная палата сделала вывод, что «у системы государственного управления проблемы с целеполаганием... Даже тех целей, которые министерства устанавливают для себя, они не достигают... Так, в 2017 и 2018 гг. не был достигнут каждый пятый показатель» [6]. По мнению руководителя Счетной палаты А.Л. Кудрина, для успеха проводимых национальных проектов необходимо реформирование системы государственного управления [7], цель которого заключается в достижении общего блага, которое возможно благодаря выполнению всех его критериев [8].
Проблеме эффективности государственного управления уделено большое внимание не только в рамках достижения национальных целей, но и в целом при оценке эффективности работы органов исполнительной власти, что отмечается в нормативно-правовой базе, стратегических документах страны и научно-образовательном среде. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» сказано, что для реализации национальных интересов и определения места России в мире в приоритете находится вопрос повышения эффективности государственного управления, что необходимо для перспектив долгосрочного развития и реализации своих преимуществ [9]. Эффективность госуправления также выражается через показатели эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ [10], что играет немаловажную роль при реализации государственных программ [11] и во многом совпадает с индикаторами достижений национальных целей [12].
Изучение эффективности государственного управления находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей [13-17]. Большинство авторов считает, что достижение национальных целей России напрямую зависит от работы органов исполнительной власти. Так, Абрамов В.И., Андреев В.Д. отмечают, что достижение национальной цели «цифровые трансформации» напрямую зависит от эффективности регионального управления [18]. С.А. Кожевников считает, что в нынешних реалиях одним из способов повышения эффективности госуправления как раз является использование методологии именно проектного управления на всех уровнях власти, что должно представлять собой параллельную реализацию национальных, государственных федеральных и региональных программ, задача которых - дополнять друг друга [19].
Профильное политологическое образование в области государственного управления
Вопросы, касающиеся национальных целей и эффективности государственного управления, не обходят стороной систему высшего образо-
вания. Находясь под воздействием эндогенных и экзогенных факторов, высшее образование является средством политического влияния и выступает важным инструментом «мягкой силы» [20]. Высшее образование отвечает за воспроизводство и подготовку кадров, необходимых современному рынку труда, и обеспечивает бесперебойное функционирование политической и социально-экономической систем страны. Для того чтобы общество могло планомерно перестраивать свои сферы деятельности в связи с возникающими вызовами со стороны различного вида акторов, государству необходимо обеспечить себя высококвалифицированными специалистами, которые могли бы предметно реагировать на угрозы современного мира. Одной из таких специальностей является политология, задача которой заключается в объективной оценке политической и социально-экономической обстановок внутри страны и на международной арене.
Исследователи И.А. Максимцев и Н.В. Плотников считают, что «система высшего образования должна позиционироваться как сфера национальных интересов не только потому, что благодаря ей в значительной степени формируются конкурентные преимущества страны, но и потому, что высшее образование является той сферой, которая может стать самостоятельной областью национальных интересов за счет отраслевых особенностей» [21]. В связи с этим реализация профильного политологического образования приобретает важное значение в части повышения эффективности госуправления, что видно в содержании основных механизмов образовательной деятельности и самих образовательных программах.
Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО), обеспечивающих и формирующих образовательный процесс, показал, что стандарты первого (1996 г.) и второго (2000 г.) поколений были ориентированы на теоретическую часть профессиональной деятельности при подготовке специалистов в области политической науки, отодвигая на второй план ее практическую составляющую. В итоге политологическое образование не могло быть прикладным, а это привело к тому, что государственный и муниципальный служащий получил свой профессиональный статус, а политолог - нет [22].
Согласно ФГОС ВО третьего поколения (с 2011 г. и по настоящее время) у любых специалистов в области политической науки должен быть сформирован набор общепрофессиональных и профессиональных компетенций, позволяющий работать в органах государственной власти. Выпускники, освоившие образовательные программы по направлениям подготовки 41.03.04 и 41.04.04 «Политология», могут применять свои знания в таких областях, как:
1) информационно-коммуникационные технологии - управление
политико-информационными ресурсами;
2) административно-управленческая деятельность - урегулирование политических конфликтов, администрирование взаимоотношений между органами государственной власти, политико-управленческая деятельность в международных и общественных организациях;
3) средства массовой информации, издательства - освещение внутри- и внешнеполитической проблематики + экспертно-аналитическая деятельность и взаимодействие с органами государственной власти, и управления [23-24].
Образовательная программа в области политических наук должна подготовить специалиста, способного решать организационно-управленческие задачи, что соответствует и прописанной структуре во ФГОС ВО по направлениям 38.03.04 и 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» [25-26], рассчитанным на подготовку государственных служащих. Другая задача политолога заключается в экспертно -аналитической функции, что во многом может помочь при осуществлении государственного управления.
Действительно, одной из острых проблем, представляющих барьер при достижении показателей национальных целей развития России, является политико-географическая специфика региона, связанная с его социально-экономическим пространственным неравенством [27]. Политолог сможет дать объективную оценку различного рода факторам, которые выражаются в наличии условий и ресурсов для достижения заданных показателей, а также провести анализ общественного мнения по отношению к органам государственной власти субъектов РФ, что в совокупности поможет скорректировать проводимые мероприятия по достижению национальных целей развития России и улучшить результативность работы органов исполнительной власти.
Повышение эффективности государственного управления также возможно благодаря реализации профильных программ в области политологического образования. Подготовка специалистов для сферы государственного управления осуществляется повсеместно, на всей территории страны, что очевидно при анализе образовательных программ по направлениям подготовки 41.03.04 и 41.04.04 «Политология».
Проводимое исследование опирается на государственную программу академического лидерства «Приоритет 2030» в рамках реализации национального проекта России «Наука и университеты». На начало осени 2022 г. ее участниками были 121 университет [28], из которых 34 выпускают политологов. В таблице показано, что в 20 университетах готовят специалистов в области государственного управления и политического менеджмента, что составляет 59 % от общего числа рассматриваемых вузов.
Образовательные программы участников программы «Приоритет 2030» в области государственного управления и политического менеджмента по направлениям подготовки 41.03.04 и 41.04.04 «Политология»
№ Вузы Образовательная программа
1 Алтайский государственный университет 41.03.04 «Проектный менеджмент и аналитика в политике и бизнесе»; 41.04.04 «Управление и PR в политике и бизнесе»
2 Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева 41.03.04 «Политический менеджмент и регио-налистика»
3 Балтийский федеральный университета им. Иммануила Канта 41.04.04 «Государственная политика и управление»
4 Белгородский государственный национальный исследовательский университет 41.03.04 «Политическое управление»
5 Казанский (Приволжский) федеральный университет 41.03.04 «Политические технологии и политический менеджмент»
6 Кемеровский государственный университет 41.03.04 «Государственная политика и управление»
7 Московский государственный институт международных отношений МИД РФ 41.03.04 «Технологии публичной политики», «Государственная политика»; 41.04.04 «Публичная политика на постсоветском пространстве»
8 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева 41.04.04 «Государственная политика и управление»
9 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 41.04.04 «Политический менеджмент»
Окончание табл.
№ Вузы Образовательная программа
10 Национальный исследовательский Пермский государственный университет 41.04.04 «Общественная экология и публичная политика»
11 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 41.03.04 «Политическое управление»; 41.04.04 «Политическое управление»
12 Российский университет дружбы народов 41.04.04 «Право в публичной политике»
13 Саратовский национальный исследовательский университет им. Н.Г. Чернышевского 41.04.04 «Государственная политика и управление»
14 Севастопольский государственный университет 41.03.04 «Публичная политика»; 41.04.04 «Публичная политика и политическое управление»
15 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова 41.04.04 «Государственная региональная политика и управление»
16 Сургутский государственный университет 41.03.04 «Государственная политика и управление»
17 Уральский федеральный университет им. Первого Президента РФ Б.Н. Ельцина 41.03.04 «Технологии управления политическими процессами»; 41.04.04 «Политические технологии в системе взаимодействия с органами государственной власти»
18 Уфимский университет науки и технологий 41.03.04 «Государственная политика и управление»; 41.04.04 «Политические коммуникации в системе управления», «Политический менеджмент и связи с общественностью»
19 Южно-Уральский государственный университет 41.03.04 «Политический менеджмент»; 41.04.04 «Политический менеджмент»
20 Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова 41.03.04 «Политический менеджмент»; 41.04.04 «Политический менеджмент»
Несмотря на наличие профильных программ, на каждом уровне подготовки в области политических наук есть блок дисциплин базовой или вариативной частей, охватывающих сферы «Государственная политика и управление», «Политический менеджмент», «Политическое управление», что позволяет сформировать необходимые для применения в сфере госуправления знания, умения и навыки.
Немаловажную роль в современной профессиональной деятельности играют курсы повышения квалификации в области политологии в рамках профиля государственного управления. Их задача заключается в прак-тикоориентированном усовершенствовании знаний в области современного политического управления и системы взаимодействия органов власти (такие программы реализуются в МГУ, РАНХиГС, РУДН и др.), т. к. порой «действующие нормы и институты не вполне соответствуют содержанию новых стратегий» [29].
Образование всегда идет в тесной связке с научной деятельностью. Проведение социологических и прикладных исследований в сфере политической науки на базе вузов поможет расширить предметную область в разрезе эффективной реализации государственной политики по достижению национальных целей. С этой задачей также помогут справиться такие организации, как Российская ассоциация политической науки и Российское общество политологов. Объединив в одно целое политологов столичных и региональных вузов, эти профессиональные институты развития современной отечественной политологии позволят поддерживать научные связи при проведении исследовательских работ по улучшению механизмов государственного управления.
Не обходит стороной проблема эффективности госуправления и научное политологическое сообщество. Взаимодействие органов государственного управления с отечественными исследовательскими практиками в области политических наук позволит системно подойти к поставленным задачам по достижению национальных целей со стороны государства как по их теоретико-методологической базе, так и по эмпирической части. Несоответствие и разобщенность этих двух компонентов зачастую приводит к получению нежелаемого результата.
В связи с этим необходимо отметить изменения, коснувшиеся номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются научные степени: с 2022 г. защиты диссертаций по политическим наукам проходят по 4 научным специальностям, одна из них новая - 5.5.3 «Государственное управление и отраслевые политики» [30]. Согласно ее паспорту, основные направления исследований связаны с государственным и политическим управлением, государственной и публичной политикой, органами государственной власти по профилю своей деятельности [31]. Из этого следует, что государство заинтересовано в фундаментальных работах в области государственного управления и отраслевых политик.
Заключение
Таким образом, результаты проводимого исследования показали, что при осуществлении образовательного процесса по направлениям подготовки 41.03.04 и 41.04.04 «Политология» большое внимание уделяется аспектам, связанным с государственным управлением. Это выражается в:
1) формировании компетенций в области взаимодействия с органами власти;
2) подготовке к решению профессиональных организационно -управленческих задач;
3) чтении специальных курсов;
4) наличии узкопрофильных образовательных программ по подготовке политологов-управленцев;
5) подготовке научно-педагогических кадров по специальности 5.5.3 «Государственное управление и отраслевые политики».
Комплексный подход со стороны образовательных и научных направлений в области политологии позволит объективно оценить социально-политическую и экономическую ситуации в различных субъектах нашей страны, дав всестороннюю характеристику эффективности системы государственного управления, что напрямую является показателем достижения национальных целей развития России.
Список литературы
1. Сандлер Д.Г. Стратегии повышения конкурентоспособности российского высшего образования на основе обеспечения экономической устойчивости университетов: дис. ... д-ра эконом. наук. М., 2023. 611 с.
2. Михненко П.А. Национальные цели и институциональные трансформации: модель стратегического развития // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 85. 2021. С. 24 - 44.
3. Алексеева Т.А., Назаров В.П., Афиногенов Д.А. Повышение научной обеспеченности политики в области национальной безопасности // Международные процессы. 2020. Т. 18. № 1 (60). С. 6 - 28.
4. История нацпроктов в России // ТАСС, 11.02.2019 [Электронный ресурс]. URL: https: //tass.ru/info/6101471 (дата обращения: 03.06.2023).
5. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://mvd.consultant.ru/docu ments/1056500?items=1 &page=4 (дата обращения: 03.06.2023).
6. Счетная палата раскритиковала работу исполнительной власти. Цели ставятся неверные и не достигаются // Ведомости, 06.02.2020. [Электронный ресурс]. URL: https: // www.vedomosti.ru / economics / articles / 2020 / 02/06/8 22363-schetnaya-palata (дата обращения: 03.06.2023).
7. Алексей Кудрин: для успеха нацпроектов нужна реформа госуправления // ТАСС, 13.06.2019 [Электронный ресурс]. URL: https : //tass.ru/interviews/6 545279 (дата обращения: 03.06.2023).
8. Гаман-Голутвина О.В., Сморгунов Л.В., Соловьев А.И., Туровский Р.Ф. Эффективность государственного управления в Российской Федерации в 2008 году / Ежегодный доклад Института общественного проектирования. 2008. [Электронный ресурс]. URL: www.inop.ru/files/Chapter2.pdf (дата обращения: 10.06.2023).
9. Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальное опубликование правовых актов [Электронный ресурс]. URL: http: // publication.pravo. gov.ru / Document / View/0001202107030001 (дата обращения: 03.06.2023).
10. Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Официальное опубликование правовых актов [Электронный ресурс]. URL: http: // publication.pravo.gov.ru /Document/View/0001202102040027 ' (дата обращения: 03.06.2023).
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» // Официальное опубликование правовых актов [Электронный ресурс]. URL: http: // publication.pravo.gov.ru / document /0001202105280009 (дата обращения: 03.06.2023).
12. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года // Официальный сайт Министерства экономического развития Р Ф, 14.10.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy. gov.ru/mat erial/fíle/ffccd6ed40dbd803eedd11bc8c9f7571/Plan_po_dostizheniyu_nacionaln yh celey razvitiya do 2024g.pdf (дата обращения: 03.06.2023).
13. Братченко С.А. Качество государственного управления: содержание понятия // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 6. С. 80 - 94.
14. Ильин В.А., Морев М.В. Эффективность государственного управления. Политический цикл 2019-2021: точка зрения главного редактора. Вологда 2022. 367 с.
15. Шабров О.Ф. Эффективность государственного управления в условиях постмодерна // Власть. 2010. № 5. C. 4 - 9.
16. Barzelay M. The New Public Management: Improving Research and Policy Dialogue. University of California Press. 2001.
17. Henry N. Public administration and public affairs. 12th ed. London and N. Y.: Taylor and Francis Group. 2016.
18. Абрамов В.И., Андреев В.Д. Анализ стратегий цифровой трансформации регионов России в контексте достижения национальных целей // Вопросы государственного и муниципального управления. 2023. №. 1. C. 89 - 119.
19. Кожевников С.А. Проблемы развития проектного управления в публичном секторе в ракурсе достижения национальных целей // Проблемы развития территории. 2020. № 1 (105). С. 64 - 77.
20. Лебедева М. М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО Университета. 2009. № 4. С. 200-205.
21. Максимцев И.А., Плотников Н.В. Роль высшего образования в системе национальной безопасности // Экономика и управление. 2015. № 9 (119). С. 4 - 9.
22. Чихарев И.А., Столетов О.В. Политические профессии и образовательные стандарты: российский опыт // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2017. № 1. С. 66 - 75.
23. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 814 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO %203++/ Bak/410304 B 3 08062021.pdf (дата обращения: 07.06.2023).
24. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2017 г. № 654 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.04 Политология» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO %203++/ Mag/410404 %D0%9C 3 17062021.pdf. (дата обращения: 07.06.2023).
25. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 августа 2020 г. № 1016 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (с изменениями и дополнениями)» [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-38-03-04-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-1016/ (дата обращения: 07.06.2023).
26. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 августа 2020 г. № 1000 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (с изменениями и дополнениями)» [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-38-04-04-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-1000/ (дата обращения: 07.06.2023).
27. Блануца В.И. Национальные цели развития России на региональном уровне: политико-географический анализ // Вестник Пермского университета. Политология. Т. 16. № 3. 2022. С. 63 - 76.
28. В программе «Приоритет 2030» стартовал новый трек - дальневосточный // Российская газета, 12.09.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/amp/2022/09/12/nauka-vstaet-na-vostoke.html (дата обращения: 18.12.2022).
29. Соловьев А.И. Институты власти и управления в стратегии российской модернизации: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2010. № 3. С. 3 - 20.
30. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 118 от 24.02.2021 г. «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются научные степени, и изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. №1093 [Электронный ресурс]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=1 &name=91506173 002&f=7892 (дата обращения: 29.05.2023).
31. Паспорт научной специальность 5.5.3. «Государственное управление и отраслевые политики» [Электронный ресурс]. URL: https://polit.msu.rU/wp-content/uploads/2022/05/5.5.2.-.pdf (дата обращения: 07.06.2023).
Цыбряева Марина Васильевна, аспирант, [email protected], Россия, Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова
Научный руководитель: Бронников Иван Алексеевич, канд. полит. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова
SPECIALIZED POLITICAL SCIENCE EDUCATION AS A WAY FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF PUBLIC GOVERNANCE
M.V. Tsybriaeva
The results of a comparative analysis in educational programs in the field of study 41.03.04 and 41.04.04 "Political Science ", and the characteristic of the professional activities of graduates in "Political Science " which is written in federal state education standards of high education have shown that specialized political science education together with research practices can prepare a specialist who can improve the efficiency of public administration and improve interaction with executive authorities by the knowledge, skills and abilities. This will help to improve the welfare of the people and achieve the national development goals of Russia.
Keywords: political science education, educational programs, national interests, national security, national projects, efficiency of public governance, public policy.
Tsybriaeva Marina Vasilyevna, postgraduate, [email protected], Russia, Moscow, Lomonosov Moscow State University,
Scientific adviser: Bronnikov Ivan Alekseevich, ivbronnagmail. com, candidate of political sciences, associate professor, Russia, Moscow, Lomonosov Moscow State University