Библиографический список
1. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддъяков. М.: В.и., 2000. - 266 с.
2. Савенков, А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников / А. И. Савенков. - СПб.: Питер, 2004. - 272 с.
УДК 371.218.13
О. Р. Эргардт
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе профильного обучения не сводится только к использованию учителем отдельных методических приёмов при изложении изучаемого материала, как это иногда представляется. Эта задача должна решаться и при определении целей учебной работы, и при формировании потребностно-мотивационной сферы учащихся, и при структурировании содержания учебных занятий -на всех этапах учебного процесса.
Особенности разработки и реализации методического обеспечения процесса профильного обучения определялись нами с учетом ряда методологических положений.
Во-первых. В центре процесса должно быть не отношение к учебному предмету, а отношение учителя к учащемуся, отношение друг к другу, возникающее в процессе их совместной деятельности.
Во-вторых. Все компоненты методического обеспечения формируются с учетом влиянием внешней ситуации, внешней среды.
В-третьих. Развитие личности учащегося определяется уровнем организации и уровнем овладения им основными видами учебно-познавательной деятельности.
В-четвертых. Эффективность методического обеспечения определяется оптимальным соотношением государственных образовательных стандартов и личностного саморазвивающего начала каждого учащегося и учителя; процесс профильного обучения благодаря этому должен иметь личностноориентированный характер.
При разработке и реализации методического обеспечения профильного обучения необходимо учитывать и формировать следующие необходимые качества учащихся и учителей: высокий интеллект, эмоциональную устойчивость, естественность, самоконтроль, отношение к своему «Я», самоуве-
ренность, саморуководство, высокий уровень потребности в достижениях, рассудительность, уверенность, смелость в общении, самопривязанность, привязанность к группе [4].
В связи с этим исследователи предлагают ввести в программы профильного обучения соответствующие дисциплины по выбору, создавать учебнометодические кабинеты, соответствующим образом оснащенные.
Способом хранения и систематизации методических и дидактических материалов нами предлагаются соответствующие компьютерные программы (компьютерное портфолио). Перспективным методом активизации деятельности учащихся в процессе профильного обучения является метод «портфолио». В процессе обучения по этой или иной дисциплине или группе дисциплин ученики профильных классов формируют папки-портфолио (кейз-стади) по предложенной схеме:
- рекомендации по избранному профилю обучения;
- выполненные теоретические, практические задания для самостоятельной работы;
- отзывы учителей - руководителей исследовательских работ;
- самостоятельно найденная и обработанная учащимися информация по вопросам (темам) профиля обучения;
- тексты творческих работ, докладов и сообщений на семинарах, конференциях учащихся;
- планы, отчеты по самостоятельной работе учащегося.
Важным аспектом формирования портфолио является определение структуры учебно-методических пособий, используемых в процессе профессионального обучения. В структуру должны входить такие актуальные вопросы, как тематика соответствующего учебного курса, список рекомендуемой литературы, ключевые понятия по каждой теме, рекомендуемые формы проведения занятий и примерная тематика творческих работ. Другая часть учебного пособия должна включать ключевые схемы и таблицы, отражающие интеллектуальные аспекты образовательной технологии профильного обучения.
Так как решение проблемы эффективности методического обеспечения мы рассматриваем как оказание образовательных услуг потребителю (учитель и учащиеся), то возникает необходимость:
1. разработки комплекса программно-методических материалов как компонента системы менеджмента образовательного учреждения по обеспечению качества подготовки учащихся;
2. обеспечение комплексной диагностики качества профильного обучения на основе требований образовательных стандартов.
С учетом ГОСТа разработка методического обеспечения профильного обучения осуществляется поэтапно:
1 этап - целеполагание (формулировка и учет реальных целей профильного обучения);
2 этап - концептуальное обоснование (разработка и реализации концепции программно-методического обеспечения процесса профильного обучения);
3 этап - разработка содержания учебного материала и его структурирование;
4 этап - разработка механизма обратной связи для оценки состояния объекта обучения, реальности цели и задач профильного обучения;
5 этап - формирование рекомендаций для субъектов профильного обучения.
Образовательный стандарт дает представление о выполнении минимальных требований государства к реализации процесса профильного обучения,
о достижении минимума образовательных целей. По его выполнению можно судить о качественном выполнении базовых функций образования.
Разработка методического обеспечения процесса профильного обучения старшеклассников осуществляется нами в процессе прогнозирования и проектирования и основывается на следующих видах деятельности:
1. Исследование рынка труда, развитие сотрудничества с социальными партнерами; выявление требований к уровню общеобразовательной подготовки учащихся-выпускников школ.
2. Изучения опыта профильного обучения в России и в ее регионах.
3. Изучение зарубежного опыта профильного обучения.
Основанием выделения этих направлений деятельности профильных
школ или с классов профильного обучения является прогнозно-плановая система управления образовательным процессом в целом. Она включает в себя три крупных блока:
- разработка прогноза потребности в специалистах соответствующего профиля;
- разработка прогноза подготовки специалистов с общим или профильным образованием;
- планирование средств на разработку и развитие методического обучения.
Структура каждого блока с учетом методологических положений, на наш взгляд, должна включать в себя:
основные цели и задачи профильного обучения (на основе социального заказа и с учетом требований государственного образовательного заказа);
содержание педагогической деятельности учителя и деятельности учащихся;
образовательно-пространственная среда, обеспечивающая эффективность всех видов деятельности;
организационно-педагогические условия разработки и реализации методического обеспечения профильного обучения [3, с. 31].
Введение профильного обучения возможно не только через содержание образовательных модулей, но и посредством новых педагогических и методологических подходов. Основным в этом случае является использование проблемно-исследовательских ситуаций, основанных на тематике профиля обучения. Эти ситуации мы разрабатывали путем комбинация двух возможных подходов.
Во-первых, разработка и включение в учебный процесс образовательных модулей или дисциплин, направленных на формирование и развитие основных умений, навыков и качеств личности учащихся, соответствующих профилю обучения.
Во-вторых, реализация в целостном процессе обучения подходов, способствующих формированию основных умений, навыков, на основе интеграции элементов профиля обучения в другие составляющие образовательного процесса в школе.
Использование проблемно-исследовательских ситуаций приводит к введению методов обучения, стимулирующих обучение посредством активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. С этой целью нами разрабатывались и использовались следующие активизирующие приемы профильного обучения:
- практические действия, характерные для профессиональных ситуаций в соответствии с профилем обучения;
- изучение и обмен опытом решения проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- сотрудничество с другими учителями и учащимися (другого профиля или непрофильного обучения);
- накопление и анализ опыта совершения и преодоления ошибок деятельности;
- творческое разрешение проблем;
- реализация обратной связи посредством социального взаимодействия;
- постановка и представление идей и проблем, актуальных для взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся;
- исследование и реализация ролевых профильных моделей деятельности;
- взаимодействие с различными компонентами образовательного пространства школы (например, с дополнительным образованием).
Разработку методических аспектов профильного обучения с использованием проблемно-исследовательских ситуаций мы осуществляли с учетом особенностей и в сочетании теоретического и практического обучения. При разработке методических материалов мы исходили из того, что их основа-
нием служит образовательная программа как системообразующий компонент методического обеспечения.
Концепция разработки и реализации образовательной программы предполагает создание документа, дающего представление о процессе обучения по данной программе как едином целом и как компоненте системы образования учащихся сельской школы. В концепции отражаются новые педагогические и методические направления, способствующие усилению межпредметных связей, ориентации обучения на конечный результат.
Основная функция концепции, реализованная нами в ходе исследования, заключается в том, чтобы основные компоненты профильного обучения оказались встроенными в различные части образовательной программы, а именно:
- в процесс целеполагания и мотивации;
- в процесс обучения;
- в результаты обучения;
- в процесс оценки результатов обучения.
При разработке концепции учитываются ресурсы сельской школы, осуществляющей профильное обучение и внедрение в учебный процесс активных методов обучения, условия организации процесса обучения и т. д. С учетом этих особенностей нами разрабатывались экспериментальные программы профильного обучения учащихся старших классов сельской школы. В значительной степени они носили авторский и инновационный характер.
Разработка и внедрение авторских образовательных программ осуществлялись нами на основе интеграции содержательных компонентов образовательного процесса. В предлагаемой нами методике интеграция происходит на основе максимально полного учета уровня:
- познавательного интереса и ценностных ориентаций учащихся и учителей;
- профессионально-педагогических способностей личности учителя;
- общего развития учащихся и учителей;
- сформированности их знаний, умений по избранному профилю обучения,
- овладения ими основными видами деятельности, требуемых при изучении избранного профиля;
С учетом концепции и предлагаемого комплекса организационнопедагогических условий мы выделили основные компоненты процесса профильного обучения старшеклассников - общеобразовательная, теоретическая, методическая, практическая и рефлексивная подготовка. Их реализация обеспечивает формирование выпускника школы соответствующего профиля.
Назначение разрабатываемой нами образовательной программы состоит в определении основного содержания профильного обучения с учетом принципов обучения - научности, доступности, систематичности, последовательности и др.
Важным аспектом разработки методического обеспечения мы считаем необходимость учета уровневого характера профильного обучения, которые мы определяем в соответствии с уровнями эффективности методического обеспечения. Это означает, что на каждом уровне обучения решаются определенные дидактические задачи со своими приемами и закономерностями их выполнения - осознание, осмысление, обобщение, текущее повторение, тематическое повторение, формирование и совершенствование умений, стандартное применение, творческое применение, исследование. Нарушение закономерности приводит к снижению качества знаний. Уровни представлены нами в модели методического обеспечения процесса профильного обучения.
Эти уровни мы также учитывали при разработке образовательной программы профильного обучения.
Разработка экспериментальной методики была начата нами с отбора содержания методического обеспечения, который в экспериментальных классах профильного обучения проводился по следующим направлениям:
а) методологическое, концептуальное обеспечение; б) нормативное обеспечение; в) организационное обеспечение; г) дидактическое обеспечение; д) учебно-методическое обеспечение процесса по выбранным профилям обучения.
Реализация указанных направлений сводилась к разработке и апробации образовательных программ с учетом выделенных нами организационнопедагогических условий и требований к методическому обеспечению. Кроме того, перед нами стояла задача приведения содержания учебного материала профильных дисциплин в соответствие с учебными планами профильного обучения.
Следующим аспектом реализации направлений было решение задачи дидактического сопровождения учебных планов и образовательных программ профильного обучения. При этом наиболее острой являлась проблема подбора такого состава учителей, которые способны были дидактические материалы создать и реализовать.
Разработка и апробация образовательных программ определялись -целями и задачами профильной школы или профильных классов; современными требованиями к отбору содержания образования; разработанной концепцией профильного обучения; реализацией творческого потенциала учителей и познавательными способностями учащихся; особенностями (положительными и отрицательными) пакета учебно-дидактических материалов к учебным программам, имеющимся в сельской школе.
С учетом приведенных положений структура методического обеспечения процесса профильного обучения в экспериментальных школах включает следующие взаимосвязанные компоненты:
1. основные учебные материалы - индивидуальные учебные планы; учебники; учебные пособия; методические сборники активных методов и форм обучения; сборники материалов учебно-методических семинаров
2. вспомогательные учебные материалы - первоисточники; хрестоматии; конспекты лекций; словари; блок-схемы; таблицы; социальнопсихологические карты личности
3. сопутствующие учебные материалы — рабочие тетради; тезаурусы, словари; пакеты заданий для самостоятельного изучения отдельным темам по предметам; индивидуальные и групп;
4. технико-компьютерные учебные материалы - аудио и видео-записи; компьютерные версии занятий; информационные банки данных; учебные компьютерные программы; тесты; интернет-сайт; электронная обучающая система (ЭОС) дистанционного обучения; контрольные вопросы для закрепления;
5. контрольные учебные материалы - вопросы к зачетам; творческие задания; контрольные карты; карты качества знаний; карты достижений; вопросы для самоконтроля; тесты; индивидуальный рейтинг,
В целом методический комплекс профильных классов включал в себя:
- учебный и учебно-тематический планы;
- методические разработки к групповым и индивидуальным занятиям;
- аудио-видео-рукописные материалы;
- списки обязательной и дополнительной литературы;
- учебники и учебные пособия;
- хрестоматии, первоисточники;
- задачники, сборники проблемных ситуаций;
- словари, энциклопедии;
- задания и методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся;
- тематика творческих работ;
- методические указания по выполнению творческих исследований и другие материалы.
В ходе подготовки и проведения эксперимента нами выполнялась работа по отбору содержания образования, методик и технологий профильного обучения:
1. отбор и реализация нормативных материалов;
2. разработка и отбор базового и вариативного содержания профильных учебных дисциплин;
3. разработка и отбор дидактических материалов к учебным дисциплинам;
4. разработка и отбор методических материалов;
5. разработку и отбор формализованных и неформализованных заданий для проверки качества усвоения содержания учебных дисциплин, тестов для определения степени выраженности профиля обучения.
Базовая часть образовательных программ разрабатывалась нами и творческими группами учителей при максимально полном учете требований образовательных стандартов. Вариативная часть учебных планов и образовательных прог рамм разрабатывалась с учетом профиля обучения. Для их полного удовлетворения нами были разработаны и проведены исследовательские профильно-ориентированные семинары, круглые столы, конференции.
При этом мы:
а) составили специальное дополнение к «стандартным» образовательным программам профильного обучения;
б) дали более глубокие обогащенные представления об особенностях того или иного профиля обучения, включающие сложные проблемы, требующие самостоятельности и представляющие больше возможностей для проявления творчества в исследовании данных проблем;
в) помогли учителям экспериментальных профильных классов начать разработку специальных учебных программ повышения профессиональной квалификации и развития личности преподавателей.
При выборе учебных планов, их экспертизе мы учитывали следующее. Во-первых, насколько точно и полно определено в учебных планах «ядро образования», оптимальное сочетание всех компонентов содержания профильного обучения. Во-вторых, насколько полно реализуются инновационные принципы отбора содержания образования:
1. Принцип гармонизации образовательной среды, ориентации образования на максимальную самореализацию личности в образовательной среде, адаптации ее к постоянно изменяющейся реальности,
2. Принцип региональности образования, обеспечивающий возможность оптимального сочетания интересов личности и общества в рамках региональной социально-экономической ситуации и ее развития.
3. Принцип гуманизации образования, обеспечивающий освоение общечеловеческих социокультурных ценностей, предполагающий создание оптимальных условий учебы, труда, быта и отдыха учащихся и учителей профильных классов.
4. Принцип дифференциации образования, создающий условия для более полного раскрытия индивидуальности каждого человека.
Принцип релевантности, обеспечивающий возможность адаптации личности к различным программам образования (2, с. 40).
Эффективность методического обеспечения в значительной степени определяется качеством педагогической деятельности работников эксперимен-
тального образовательного учреждения, на базе которого осуществляется профильное обучение учащихся. Поэтому важным критерием эффективности предлагаемой нами модели методического обеспечения и является педагогическая деятельность. Проблема реализации педагогической деятельности учителей профильных классов актуальна. Поэтому при решении нашей проблемы мы учитывали, что педагогическая деятельность включает в себя:
- действия учителя по передаче знаний,
- действия по обобщению опыта (рефлексивные действия).
- действия, направленные на построение учебных предметов, учебных средств.
- действия программирования, составления учебных программ, разработки методических и дидактических материалов.
- познавательные действия.
Осуществляя профильное обучение, учитель, анализируя, сопоставляя, сравнивая, прогнозируя, разрабатывая содержание образования, методику преподавания, рекомендации к уроку, его анализу, структуре, осуществляет методическую и дидактическую деятельность; управляя ученическим коллективом, являясь частью управляющей системы (как руководитель или подчинённый), учитель осуществляет управление. Педагогическая деятельность, таким образом, является многофункциональной.
В конечном итоге использование ситуативных (проблемных) задач обеспечивает формирование готовности преподавателей к педагогической деятельности в профильных классах на высоком уровне. Понятие готовности, т. е. готовность личности действовать определенным образом в рамках ситуации, означает целенаправленное поведение человека, основанное на интеграции предшествующего общественного и индивидуального опыта деятельности, то есть на эмоциях, знаниях, убеждениях, склонностях и способностях [5].
Возможность выбора, сочетания и использования технологии профильного обучения определялась нами по критериям:
- целевой ориентации;
- содержательной специфики;
- трудоемкости;
- индивидуализации обучения;
- затрат времени на обучение;
- наличия материально технических возможностей для ее эффективного использования.
Мы разрабатывали учебные модули, в содержании которых отражается структура основных видов педагогической и учебно-познавательной деятельности, ориентированной на виды профильного обучения.
Таким образом, выделенные нами организационно-педагогические условия разработки и реализации методического обеспечения процесса профильного обучения учащихся старших классов сельской школы дают возможность обеспечить при их реализации следующие позитивные моменты:
- расширить спектр профильных образовательных программ;
- обеспечить гибкость всех форм организации процесса профильного обучения;
- обеспечить соответствие процесса профильного обучения образовательному заказу и государственному образовательному стандарту.
Библиографический список
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - 150 с.
2. Калугина, Т. Г. Теоретические основы и технологии развития личности школьника в условиях общеобразовательного лицея. - Челябинск, 1999. - 190 с.
3. Клюев, Ф. Н. Подготовка руководителя к разработке программы развития учреждения начального профессионального образования. - Челябинск: ЧелИРПО, 1998. - 88 с.
4. Козловская, С. Н. Личностное самоопределение в формировании индивидуального стиля деятельности кадров государственной службы: Автореф. дисс. ... канд.психол.наук. - М., 1996. — 20 с.
5. Щеблева, С. В, Профессиональная подготовка студентов на основе образовательных технологий. Дис. ... канд.лед.наук. - Магнитогорск, 2000. — 154 с.
УДК 371.398
О. Г. Тавстуха, А. А. Муратова
ОЦЕНИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
На современном этапе развития российского образования направленность инновационных процессов обусловливает ряд нововведений, в том числе касающихся разработки инструмента эффективного оценивания образовательных достижений учащихся.
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов учебной деятельности чётко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос остаётся одним из наименее определённых, так как в этой сфере отсутствуют единые образовательные стандарты, с которыми соотносится достигнутый уровень обученности в системе общего среднего