ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Г.М. Ильмушкин 1
Димитровградский институт технологии, управления и дизайна 433510, Димитровград, ул. Куйбышева, 294.
E-mail: [email protected]
Настоящая работа посвящена обоснованию организационно-методического обеспечения профильного обучения учащихся в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений в системе среднего образования. Реализация выявленной совокупности организационно-методических условий способствует повышению качества профильной подготовки учащихся.
Ключевые слова: образовательные учреждения, сетевое взаимодействие, профильное обучение, диагностический инструментарий.
Организационно-методическое обеспечение эффективности профильного обучения в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений в системе среднего образования продиктовано насущной потребностью социума в совершенствовании профильной подготовки учащихся.
По результатам проведенного исследования и анализа литературных источников [2-9] нами выделены следующие направления организационно-методического обеспечения: Материально-техническая оснащенность образовательных учреждений, входящих в сеть. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.
Обеспечение качества педагогических кадров.
Качественный отбор ученического контингента.
Реализация и разработка личностно-ориентированных технологий обучения. Обеспечение гуманистической направленности предметного обучения в данной сети. Разработка сравнительных диагностических инструментариев для сопоставительного анализа результатов реализации сетевой модели профильного обучения.
Охарактеризуем каждое из этих направлений.
Материально-техническая оснащенность образовательных учреждений, входящих в сеть, является важнейшим направлением эффективной профильной подготовки учащихся.
В современных условиях представляет значительные трудности создание и поддержание учебной, лабораторной и компьютерной базы профильных школ в соответствии с современными требованиями. Это требует достаточного финансирования. В то же время финансирование деятельности профильных школ становится ключевой проблемой, что не позволяет в полной мере создавать необходимые условия. В этом отношении в системе сетевой модели мы старались изыскать дополнительные возможности за счёт социального партнерства, взаимодействия с социальными институтами и т.д.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предполагает эффективное использование в процессе профильного обучения методических и дидактических материалов.
Обеспечение качества педагогических кадров позволяет качественно организовать профильное обучение, ибо педагогические кадры во многом оказываются решающим
1 Георгий Васильевич Ильмушкин (д.п.н., к.ф.-м. н., профессор), зав. каф. математики, профессор.
фактором успеха и результативности профильной подготовки учащихся. При этом было важным своевременное обеспечение повышения квалификации педагогов и стимулирование их инновационной деятельности.
В процессе исследования мы сталкивались с рядом проблем, связанных с подготовкой педагогических кадров: нехватка подготовленных учителей для работы в профильных классах, неготовность их работать по углубленным программам, перегрузка учителей. В определенной степени решению этих проблем способствовало эффективное повышение квалификации преподавателей посредством самообразования, путём участия в научно-методических и научно-практических конференциях различного статуса, через прохождение факультетов повышения квалификации при вузах страны, стажировку и использование других форм.
Качественный отбор ученического контингента - это направление явилось доминирующим, т.к. качество контингента, вне сомнения, определяет результативность системы профильного обучения во всех его проявлениях.
В процессе исследования были выделены следующие методы отбора учащихся: организационно-педагогические, когнитивные, креативные, контрольно-провероч-ные и диагностические.
Организационно-педагогические методы в использовании просты и не требуют особых усилий. В частности, комплектование профильных классов осуществлялось на основе конкурса аттестатов учащихся. Однако такой подход к комплектованию не всегда определяет объективную характеристику знаний учащихся, ибо при этом сказывается влияние таких внешних факторов, как уровень традиционно сложившихся требований к учащимся в данной образовательной школе, общий уровень обучаемости класса, тип образовательного учреждения и т.д. Поэтому мы пришли к выводу, что в случае формирования профильных классов по конкурсу аттестатов в начале учебного года следует проводить когнитивную диагностику с тем, чтобы оценить фактический уровень обученности и степень обучаемости каждого учащегося и в целом всего класса. Это позволяет педагогам оптимально организовать процесс обучения, используя технологии личностно-ориентированного обучения.
Контрольно-проверочный метод эффективно использовался нами при достаточно высоком конкурсном отборе.
В условиях низкого конкурсного отбора наиболее приемлемыми являлись когнитивные и творческие методы, ибо они позволяли заранее качественно подготовить учащихся к обучению в профильных классах в соответствии с целями и задачами обучения. Сущность творческого метода состояла в следующем: проводились заочные или очные туры олимпиад. Олимпиадные задания носили комбинированный характер, т.е. включали задачи и упражнения по профилирующим дисциплинам: математике, информатике, физике и русскому языку. Для зачисления учащихся в профильные классы по результатам олимпиадных заданий сначала устанавливался определенный критерий; учащиеся, соответствующие по итогам олимпиад выработанному критерию (скажем, вошедшие в первую десятку по итогам олимпиад и т.д.), зачислялись автоматически; результаты выполнения олимпиадных заданий остальными учащимися существенно учитывались при зачислении. Как свидетельствуют результаты учебной деятельности учащихся, зачисление по итогам творческих конкурсов и олимпиад являлось вполне оправданным.
На основе когнитивного метода осуществлялось зачисление в профильные классы учащихся 9-х классов образовательных школ по итогам очно-заочной формы обучения. В очно-заочный лицей принимались по желанию (без собеседований и экзаменов) учащиеся девятых классов общеобразовательных школ города и сельских школ. Подготовка осуществлялась по профилирующим дисциплинам. В процессе обучения в очно-заочном лицее предусматривалась реализация следующих основных задач:
- формирование базовых знаний, умений и навыков учащихся 9-х классов образовательных школ, необходимых для успешного обучения в профильных классах;
- развитие алгоритмического мышления учащихся и формирование у них первоначальных навыков и умений программирования на алгоритмическом языке «Паскаль», а также умения работать с графическими и текстовыми редакторами;
- формирование организационно-педагогических условий для сокращения периода адаптации выпускников 9-х классов в условиях учебы в профильных классах;
- дальнейшее развитие навыков и умений самостоятельной работы с учебной литературой;
- развитие креативных способностей учащихся и обеспечение преемственности в образовании.
В очно-заочном лицее успешно сочетались заочная и очная формы обучения, то есть происходило определенное единение двух форм обучения при доминирующей роли очной формы обучения, ибо последняя способна устранить негативные моменты заочной формы обучения на основе последовательных и системных аудиторных занятий, своевременного выявления пробелов в знаниях, внедрения педагогических подходов индивидуализированного обучения. С другой стороны, элементы заочной формы обучения в силу ее специфических особенностей способствовали созданию благоприятных педагогических условий для индивидуализированного обучения: активизировалась система контроля за качеством знаний, происходил постоянный контакт в процессе обучения его субъектов, использовались вузовские подходы к обучению. Процесс обучения обогащался за счет внедрения преподавателями вуза методик и технологий обучения высшей школы. В результате создавались условия для повышения познавательной активности учащихся, формирования базовых знаний, умений, навыков и систематизированных глубоких знаний. Этим и обосновывалась необходимость внедрения очно-заочной формы подготовки учащихся к обучению в профильных классах.
Существенным фактором являлось следующее: обучение учащихся в очно-заочном лицее закладывает основы для их дальнейшего успешного обучения по профильным дисциплинам и способствует сокращению периода адаптации в процессе обучения в профильных классах. Более того, очно-заочный лицей удачно вписывается в структуру сетевой модели, ибо учащиеся очно-заочного лицея четко представляют цели и задачи в удовлетворении своих потребностей в профессиональном образовании.
Анализируя различные варианты комплектования профильных классов, мы приходили к следующим выводам:
- из всех нами предлагаемых вариантов комплектования контингента учащихся профильных классов наиболее эффективным и оптимально удовлетворяющим интересам и потребностям учащихся, ссуза и вуза является отбор учащихся 9-х классов общеобразовательных школ через очно-заочный лицей, организованный при ссузах и вузах;
- более приемлемыми методами комплектования в современных условиях являются контрольно-проверочные и диагностические. Преимущественно эти методы и используются в силу их высокой надежности и эффективности;
- эффективной методикой зачисления в профильные классы является выполнение учащимися творческих заданий, ибо призеры и участники всевозможных творческих конкурсов демонстрируют высокое качество знаний;
- организационно-педагогический подход рекомендуется использовать только при незначительном конкурсном отборе, ибо аттестационные оценки не всегда
соответствуют реальным знаниям учащихся. Преимуществом этого варианта является экономичность во времени и финансовых затратах.
Как показывает педагогическая действительность, реализация разработанной методики комплектования профильных классов является эффективной и способствует повышению уровня профильной подготовки учащихся в рамках сетевой модели.
Реализация и разработка личностно-ориентированных технологий обучения -направление, призванное обеспечить в рамках сетевой модели качественное профильное образование, поскольку позволяет наиболее полным образом учитывать интересы и потребности личности в профильном образовании в процессе предметного обучения.
При выборе определенной педагогической технологии обучения педагоги оценивали реальную возможность достижения целей обучения. Они не ограничивались какой-то одной технологией, а сочетали разнообразные виды учебной деятельности, в том числе использовали и собственные приемы, разработанные на основе личного творческого педагогического опыта.
Реализуемые педагогические технологии в рамках сетевой модели ориентированы на эффективное обеспечение адаптивности учащихся в процессе профильного обучения.
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблемам педагогической технологии (ПТ) позволил выделить следующие ее наиболее существенные характеристики: диагностичность целеобразования, эффективность, экономичность, целостность, системность, устойчивость, надежность, возможность эффективной обратной связи и управляемость.
В процессе исследования были изучены технологические подходы к обучению, которые разрабатывали такие отечественные и зарубежные ученые, как Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.П. Раченко, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Чернова, В.В. Щипанов и др.
Из самой сущности и назначения педагогических технологий мы сделали вывод, что они представляют собой необходимое педагогическое средство для достижения целей и задач профильного обучения учащихся.
Исследование различных концепций, теорий обучения и воспитания показало, что их можно разделить на две основные группы в зависимости от целей обучения: личностноориентированные и профессионально-ориентированные. На этапе профильного обучения мы использовали личностно-ориентированное обучение, поскольку профессиональноориентированное связано непосредственно с подготовкой профессиональных кадров.
Личностно-ориентированное обучение основывалась на организации взаимодействия учащихся и педагогов, при котором созданы оптимальные условия для развития у обучаемых способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации; ядром этой системы провозглашалась личность обучаемого. Личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса [1].
Личностно-ориентированная стратегия обучения базируется не на технократических, а на гуманистических ценностях. Основная идея этой стратегии заключается в том, что содержание образования обретает иной смысл и представляет собой не нормативный набор знаний и умений, а содержит потенциал, инициирующий саморазвитие личности с учетом профиля обучения.
Реализация содержания профессиональной подготовки учащихся осуществлялась средствами педагогической коммуникации, в состав которых входили формы, методы и технологии, которые определялись целями и задачами обучения, численностью обучающихся, специфическими особенностями содержания отдельных разделов и тем образовательной программы, материально-техническими возможностями и т.д.
Соответственно, профильная подготовка учащихся в условиях сетевой модели предполагала, прежде всего, усвоение ими всей системы предметных знаний по
направлению профиля, формирование профессионального самоопределения и гуманистических ценностей, гражданско-патриотическое воспитание.
Обеспечение гуманистической направленности предметного обучения в данной сети представляет собой глобальную тенденцию его развития, признающую приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, религиозными, национальными, и, таким образом, предполагает активизацию духовного потенциала общества.
Поэтому одной из насущных задач являлось освоение гуманистической сущности науки, ее отношения к человеку как субъекту познания, общения и творчества. Это с неизбежностью вело к рассмотрению ценностных аспектов научного познания, а через них и гуманистической сущности культуры в целом.
То есть основу образовательного процесса при реализации образовательных программ на всех образовательных уровнях составляла его гуманистическая направленность, ориентированная на личность обучаемого, на его активное развитие, формирование как личности.
Гуманистическая направленность профильного обучения учащихся обуславливала и определяла устойчивое и динамичное развитие всех компонентов образовательного процесса, тем самым активно способствуя образовательному прогрессу в рамках профильного обучения, то есть успешному осуществлению конечных целей и задач профильной подготовки учащихся в условиях сетевой модели.
Разработка сравнительных диагностических инструментариев для сопоставительного анализа результатов реализации сетевой модели профильного обучения необходима для сравнительного анализа эффективности организации профильного обучения в различных классах и школах, в группах школ в рамках сетевого взаимодействия, а также для проведения более масштабного мониторинга эффективности системы профильного обучения, включающей совокупность профильных образовательных сетей.
Проведенная организационная работа по обеспечению профильного обучения позволила нам сделать вывод о том, что профильное обучение учащихся в условиях сетевого взаимодействия - эта мера и способ профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и духовной самореализации обучающихся в образовательном процессе посредством системной реализации совокупности выделенных организационно-методических направлений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - М.: Педагогика, 1996. - С. 44-48.
2. Баранников А.В. Профильное обучение как условие повышения качества образования // Профильная школа. - 2006. - №2. - С. 14-23; №3; № 4. - С. 4-9.
3. БуровМ.В. Модель профильного пространства // Перемены. - 2003. - №2. - С. 135-160.
4. Вифлеемский А.Б. Сетевые модели профильного обучения // Школьные технологии. - 2004.
- №4. - С. 53-58.
5. Гаджиева ^.Муниципальная модель профильного обучения (г. Пермь) // Народное образование. - 2005. - №6. - С. 203-212.
6. Ермаков Д.С. Организация профильного обучения: сетевая модель, индивидуальный учебный план, зачетные единицы // Профильная школа. - 2004. - №6. - С. 31-34
7. ЗильбербергН.И. Модели профильного обучения // Профильная школа. - 2003. - №2. - С. 39-48.
8. Ильмушкин Г.М. Системное моделирование в процессе реализации непрерывной многоуровневой подготовки специалиста: монография / Г.М. Ильмушкин. - Димитровград: ДИТУД, 2005. - 354 с. - 1БВМ 5-89146-567-1.
9. Кленова Н. Как подготовить школу к профильному обучению: материалы научнопрактической конференции «Профильное обучение в Москве: опыт, проблемы,
перспективы» // Народное образование. - 2003. - №7. - С. 106-114.
Поступила в редакцию 22/II/2010; в окончательном варианте - 17/111/2010.
UDC: 377
ORGANIZATIONAL-METHODICAL MAINTENANCE OF THE NETWORK INTERACTIONS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN CONDITIONS PROFILE TRAINING OF PUPILS G.M. Ilmushkin
Dimitrovgrad Institute of Technology, Management and Design 294 Kuibysheva str., Dimitrovgrad, 433510 E-mail: [email protected]
The present work is devoted a substantiation of organizational-methodical maintenance of profile training ofpupils in the conditions of network interaction educational uchrezh-deny in secondary education system. Realisation of the revealed set of organizational-methodical conditions promotes improvement of quality ofprofile preparation ofpupils.
Key words: educational institutions, networking, profile training, diagnostic tools.
Original article submitted 22/II/2010; revision submitted - 17/III/2010.
Georgy M. Ilmushkin (Doctor of Education, Ph.D. in Physics and Math., Professor), Head Dept. Mathematics, Professor.
УДК 378
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ОПЕРАТОРОВ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ А.И. Кардашевский2
Самарский государственный технический университет,
4430100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
В статье рассмотрена модель системы формирования здоровьесберегающих профессионально значимых компетенций студентов - будущий операторов сложных технических систем. Проведено описание разработанного спецкурса «Формирование здоровьесберегающих профессионально значимых компетенций студентов - будущий операторов сложных технических систем» для старших курсов.
Ключевые слова: здоровьесберегающие компетенции, операторы технических систем, модель формирования компетенций.
Работать на промышленных предприятиях конструкторами, технологами, исследователями, операторами сложных установок могут специалисты - инженеры широкого профиля. Они выполняют до 6-10 функций, среди которых научноисследовательская, проектно-конструкторская, организационно-управленческая, эксплуатационно-конструкторская, монтажно-наладочная. Рассмотрим вопросы классификации видов деятельности инженеров-операторов.
2 Алексей Иванович Кардашевский, ст. преподаватель, каф. физического воспитания и спорта. 70