навву
Профилактика зубочелюстных аномалий и ортодонтическое лечение в раннем возрасте
В. Е. Богдан, А. В. Щитова, В. Н. Тищенко; МБУЗ «СП №4 г. Ростова-на-Дону»
Всем известно, что любое заболевание легче предупредить, чем лечить уже проявившуюся болезнь. Так и в ортодонтии: большая часть зубочелюстных аномалий и деформаций, с которыми обращаются пациенты — это приобретенные патологии, которые можно было либо предупредить, либо откорректировать в раннем возрасте.
Существует множество факторов, влияющих на формирование зубочелюстных аномалий. Уже с самого рождения ребенка родители должны ответственно подходить не только к питанию малыша, но и следить за формированием вредных привычек, которые впоследствии приводят к зубочелюстной аномалии и деформации. Правильное питание, дыхание, сон ребенка, даже на первом году жизни, благоприятно сказываются на формировании прикуса и всего организма в целом.
Профилактика зубочелюстных аномалий и деформаций включает в себя:
• первичную профилактику — мероприятия, которые уменьшают вероятность возникновения аномалий или деформаций (рис. 1);
• вторичную профилактику — мероприятия, которые прерывают, предотвращают или замедляют прогрессирование аномалий на ранней стадии (рис. 2);
• третичную профилактику — мероприятия, направленные на снижение прогрессирования осложнений или уже имеющихся нарушений.
Всегда нужно обращать внимание на слизистую оболочку полости рта: наличие множественных тяжей, неправильно прикрепленных и вплетенных в альвеолярный отросток уздечек верхних и нижних губ, а также глубокое или короткое преддверие полости рта могут приводить к формированию стойких зубочелюстных аномалий и деформаций в постоянном прикусе. Поэтому в раннем сменном прикусе (5—7 лет) необходимо прибегать к хирургическому вмешательству, если врачом-ортодонтом были выявлены эти нарушения. Если в раннем сменном прикусе все-таки выявлены какие-либо нарушения в формировании прикуса,
Рис. 1. Соска Nuk для бутылочки с молоком: а — вид спереди, б — вид сбоку (Taatz К)
Рис. 2. Фото пациентки со стандартной вестибулярной пластинкой (а), имеющей заслонку для языка, которая видна на аппарате (б)
то ортодонтическое лечение необходимо начинать незамедлительно.
В последнее время наметилась тенденция начинать лечение пациента после 12 лет, преимущественно по несъемной технике (брекет-система). Такой подход к лечению не совсем правильный — ведь патология, начиная формироваться в раннем сменном прикусе, с каждым годом будет переходить в более тяжелую форму, и лечение будет требоваться более длительное. Более того, в раннем возрасте кости более эластичные, жевательные и мимические мышцы еще не сформированы, поэтому бывает достаточно помочь направить формирование зубочелюстной системы в правильном направлении, и коррекция прикуса произойдет самостоятельно.
Вопрос, когда начинать ортодонтическое лечение, решается врачом индивидуально с каждым пациентом и зависит от самой проблемы. В настоящее время существует множество аппаратов для лечения и коррекции прикуса. Аппаратура, применяемая в ортодонтии, делится на:
• механически действующую, функционально направляющую (действующую) и комбинированную;
• съемную и несъемную;
• одночелюстную и межчелюстную;
стоматология • №6(37) 2013 www.akvarel2002.ru
Рис. 3. Механически действующие аппараты
• внутриротовую и внеротовую;
• активно действующую или исправляющую;
• ретенционную или удерживающую.
Сущность применения аппаратов состоит в непрерывном или прерывистом воздействии на зубы, альвеолярные отростки и челюстные кости с помощью специальных приспособлений. Чтобы ортодонтические аппараты развивали силу давления или тяги на определенный участок жевательного аппарата, необходимо при их конструировании создать адекватные точку опоры и точку приложения силы. В процессе терапии механическая сила аппарата или преобразованная им сократительная способность мышц вызывают тканевую перестройку, определяющую изменение формы.
Точка опоры должна быть значительно устойчивее той части зубочелюстной системы, которая подлежит перемещению. По законам механики опора, как более устойчивая часть аппарата, должна оставаться на месте, а объект в точке приложения силы (как менее устойчивый элемент) может перемещаться. Если же точка опоры и точка приложения силы будут одинаковой устойчивости, то возникнет реципрокная реакция, то есть взаимодействие сил: обе точки перемещаются в одинаковой мере, но в противоположном направлении. Первый принцип конструкции ортодонтических аппаратов используется при перемещении отдельных зубов или их групп, второй — при расширении челюстей, лечении диастем, межчелюстном вытяжении.
Пластинки механического действия
Механически действующими аппаратами называют такие, в самой конструкции которых заложен источник силы (рис. 3). Поэтому их еще называют активными, поскольку действующую силу развивают непосредственно сами аппараты.
Источником силы может быть упругость дуг и пружин, сила винта, эластичность резиновой тяги, лигатуры
для фиксации зубов к дуге. Сила, развиваемая этими аппаратами, регулируется (дозируется) врачом лишь на основе его клинического опыта, так как нет объективных критериев, характеризующих индивидуальные особенности периодонта.
Аппараты функционального действия с наклонной плоскостью, защитой для языка, окклюзионным накладками, губными бамперами, пелотами, накусочными площадками не имеют собственного источника силы, то есть в них не заложено никаких активно действующих элементов. Источником силы при использовании таких аппаратов является сократительная способность жевательных или мимических мышц — определенное устройство направляет действие мышц в нужную для лечения сторону. Эти аппараты действуют прерывисто. Величина силы при этом регулируется рецепторами перио-донта. Иными словами, функционально направляющий аппарат может действовать только до определенного предела, а когда сила становится чрезмерной, возникает боль и сокращение мышц рефлекторно ослабляется или прекращается.
Все аппараты изготавливаются в зуботехнической лаборатории по предварительно снятым индивидуальным слепкам. Существует также множество уже готовых аппаратов, обычно функционального или комбинированного действия, например, таких, как преортодонтические трейнеры.
Преортодонтический трейнер исправляет функциональные вредные привычки, способствует нормализации прикуса и внешнего вида, выравнивает прорезывающиеся зубы (рис. 4, 5, 6).
Благодаря своим конструктивным особенностям трей-нер вырабатывает у ребенка правильное положение языка и привычку дышать носом. Функция мышц нормализуется за счет снятия их избыточного напряжения и давления на зубы и альвеолярный отросток. Трейнер рекомендуется применять для лечения скученности передних зубов, при дефиците места не более 4—6 мм и сагиттального несоответствия, не превышающего 5 мм. Если последнее превышает 5 мм, а также при выраженной ретрузии, лечение при наличии показаний рекомендуется начинать с системы «Миобрэйс-Стартер» (MBS), разработанной специально для таких случаев. Аппараты
www.akvarel2002.ru стоматология • №6(37) 2013
этой системы также снабжены внутренним каркасом двух типов для расширения зубной дуги (красный более упругий, чем голубой), но не имеют ячеек для зубов, и поэтому не требуют подбора по размеру. MBS-позиционеры используются для предварительной коррекции у детей 7—11 лет, имеют стандартные размеры и не требуют времени для их изготовления.
Большую роль в профилактике зубочелюстных аномалий и деформаций играет заместительное протезирование при ранней потере молочных зубов. Съемные конструкции могут применяться в виде пластинок-«рас-порок» и обычных пластиночных протезов. Они считаются более гигиеничными по сравнению с несъемными и при правильной припасовке могут участвовать в жевании, удерживать межальвеолярную высоту, предупреждая развитие феномена Попова-Годона. Для их фиксации применяются стреловидные или одноплечие кламмеры. Есть сообщения о том, что кламмеры следует применять в начальные сроки пользования протезами, а после периода адаптации их удаляют.
Считается, что съемные пластиночные протезы являются стимуляторами роста и развития челюстей, ускоряют прорезывание постоянных зубов, оказывая раздражающее действие благодаря перемежаюшимся толчкам, которые они передают через базис на альвеолярный отросток. Но как только ретинированный зуб начинает прорезаться, в базисе протеза следует сделать углубление, а затем отверстие с постепенным увеличением, чтобы не мешать прорезыванию. При необходимости в такой протез можно добавить расширяющий винт или пружину Коффина.
В результате протезирования, особенно в переднем отделе, у детей очень быстро восстанавливается четкая речь, улучшается откусывание пищи и жевание, нормализуется конфигурация лица. У детей без протезов аналогичные дефекты быстро суживаются или за счет прорезывания соседних зубов, или смещения рядом расположенных; срединная линия и антагонисты смещаются
Рис. 4. Преортодонтический трейнер
Рис. 5. Начальный трейнер (голубой)
Рис. 6. Завершающий трейнер (розовый)
в сторону дефекта. Дети быстрее, чем взрослые, привыкают к съемным протезам, которые, при соблюдении правил пользования и гигиены полости рта, не вызывают никаких патологических изменений на слизистой оболочке протезного ложа.
С каждым пациентом предварительно ведется разъяснительная беседа о любом аппарате, и выбор лечебного аппарата всегда производится с согласия пациента, так как если не установлен контакт между врачом, ребенком и его родителями, то положительный результат лечения не будет достигнут. И лишь совместными усилиями врача и пациента можно добиться успеха.
Существует множество преимуществ раннего лечения. В основном, это преимущества, связанные с активным ростом скелета в этом возрасте, и, как правило, достаточно лишь подготовить челюсти (расширить их до нормальных размеров), и рост постоянных зубов завершается самостоятельно уже в правильном направлении. Помимо этого, улучшается взаимоотношение между обеими челюстями, — это возможно, так как мышцы лица еще очень эластичны. И, конечно, как следствие — улучшение лицевых признаков, что напрямую связано с психоэмоциональным развитием ребенка, так как любые нарушения во внешности могут приводить к неуверенности ребенка в школе и в отношениях со сверстниками.
В съемной ортодонтической аппаратуре есть, конечно, и отрицательные стороны:
• первое время пластинки воспринимаются ребенком как инородное тело;
• они мешают речи и приему пищи;
• первое время пластинки могут натирать слизистую и приводить к дискомфорту.
Период адаптации достаточно сложен, но у тех, кто смог его преодолеть, дальнейшее лечение проходит уже более комфортно и, как говорят, «с удовольствием». Не исключено, что после съемной техники необходимо будет продолжить лечение на несъемной технике, но в этом случае лечение по брекет-системе проходит более быстро и эффективно. Самое главное, что требуется для исправления деформаций зубочелюстной системы — это применить необходимое усилие в нужном направлении и в нужное время.
Профессор О. И. Арсенина говорит: «Ортодонтиче-ское лечение, проводимое в период активного роста челюстно-лицевого скелета пациента, следует считать наиболее рациональным».
стоматология • №6(37) 2013
www.akvarel2002.ru