Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА У ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА УНИВЕРСИТЕТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА У ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА УНИВЕРСИТЕТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / МИОЗИТ / ОСТЕОХОНДРОЗ / УПРАЖНЕНИЯ / PHYSICAL EDUCATION / THERAPEUTIC PHYSICAL TRAINING / LECTURER / MYOSITIS / DEGENERATIVE DISC DISEASE / EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карелина Н.Н., Балашова Е.Ю., Борисова И.В., Бырина О.Б., Кузина Н.И.

В статье рассматриваются особенности профилактики заболеваний шеи с помощью средств лечебной физической культуры. Целью данного исследования является разработка комплекса упражнений для лечения и профилактики заболеваний шейного отдела позвоночника у профессорско-преподавательского состава университетов. Для данного исследования были использованы следующие методы: анализ литературных и научных источников, интервьюирование, анкетный опрос, и контент-анализ в качестве метода обработки полученных данных. В результате проведённого исследования была разработана и апробирована методика, состоящая из комплекса упражнений, направленных на улучшение функционального состояния шейного отдела позвоночника. Подтвердилось, что во время занятий физическими упражнениями по данной методике в организме происходят положительные эффекты, имеющие большое значение для здоровья человека. Особенно значимо данное исследование для людей интеллектуального труда, проводящих много времени за компьютером, чтением и письмом, в частности, профессорско-преподавательского состава университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карелина Н.Н., Балашова Е.Ю., Борисова И.В., Бырина О.Б., Кузина Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF DISEASES OF THE CERVICAL SPINE AT THE TEACHING STAFF OF THE UNIVERSITY BY MEANS OFPHYSICAL CULTURE

The article discusses the features of prevention of neck diseases by means of therapeutic physical culture. The purpose of this study is to develop a set of exercises for the treatment and prevention of diseases of the cervical spine in University teaching staff. For this study, the following methods were used: the analysis of literary and scientific sources, interviewing, questionnaire survey, and content-analysis as the method of processing the data obtained. As a result of the study, the method was developed and tested, consisting of a set of exercises aimed at improving the functional state of the cervical spine. It was confirmed that during physical exercises using this method, positive effects occur in the body that are of great importance for human health. This study is especially significant for people with intellectual work who spend a lot of time on the computer, reading and writing, in particular, University teaching staff.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА У ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА УНИВЕРСИТЕТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

возраста, физической подготовленности и квалификации спортсмена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Савельева, В.В. Адаптация сердечно-сосудистой системы и общая работоспособность спортсменов циклических видов спорта в различные периоды тренировочного процесса / В.В. Савельева, О.С. Коган // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 4 - С. 36-39.

2. Карагодина, А.М. Особенности воспитания скоростной выносливости гандболисток 18-20 лет в подготовительном периоде тренировочного процесса / А.М. Карагодина, А.В. Скивко, О.Ф. Крикунова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2019. - № 6 (139). - С. 101-106.

3. Коротько, С.В. Основные аспекты организации и управления учебно-тренировочным процессом студентов-легкоатлетов / С.В. Коротько, А.В. Лыкин, А.А. Левченко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018.- Т. 7., № 3 (24).- С. 127-130.

4. Шамардин, А.А. Функциональные аспекты тренировки спортсменов / А.А. Шамардин, И.Н. Солопов // Фундаментальные исследования.- 2013. - № 10 (13).- С. 2996-3000.

5. Якимова, Е.А. Теоретико-методические особенности построения учебно-тренировочного процесса бегунов на средние дистанции / Е.А. Якимова, В.С.Асанов, Д.С. Асанов // Science Time.- 2015. - № 5 - С. 545-550.

REFERENCES

1. Savelieva, V.V. and Kogan, O.S. (2009), "Adaptation of the cardiovascular system and general performance of athletes in cyclic sports at different periods of the training process", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp.36- 39.

2. Karagodina, A.M., Skivko, A.V. and Krikunova O.F. (2019), " Features of speed endurance upbringing among 18-20 year old female handball players in the preparatory period of the training process", Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University, No. 6 (139), pp. 101-106.

3. Korotko, S.V., Lykin, A.V. and Levchenko, A.A. (2018), "The main aspects of the organization and management of the educational and training process of students-athletes", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 7, No. 3 (24), pp. 127-130.

4. Shamardin, A.A. and Solopov, I.N. (2013), "Functional aspects of training athletes ", Basic research, No. 10 (13), pp. 2996-3000.

5. Yakimova E.A., Asanov V.S. and Asanov D.S. (2015), "Theoretical and methodological features of building the educational-training process of middle-distance runners", Science Time, No. 5, pp. 545-550.

Контактная информация: amkara2737@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.09.2020

УДК. 796.011.1

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА У ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА УНИВЕРСИТЕТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наталия Николаевна Карелина, старший преподаватель, Елена Юрьевна Балашова,

доцент, Ирина Владимировна Борисова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Борисовна Бырина, доцент, Наталья Ильинична Кузина, доцент, Московский государственный областной университет, г. Мытищи, Московская область

Аннотация

В статье рассматриваются особенности профилактики заболеваний шеи с помощью средств лечебной физической культуры. Целью данного исследования является разработка комплекса упражнений для лечения и профилактики заболеваний шейного отдела позвоночника у профессорско-преподавательского состава университетов. Для данного исследования были использованы следующие методы: анализ литературных и научных источников, интервьюирование, анкетный опрос, и контент-анализ в качестве метода обработки полученных данных. В результате проведённого ис-

следования была разработана и апробирована методика, состоящая из комплекса упражнений, направленных на улучшение функционального состояния шейного отдела позвоночника. Подтвердилось, что во время занятий физическими упражнениями по данной методике в организме происходят положительные эффекты, имеющие большое значение для здоровья человека. Особенно значимо данное исследование для людей интеллектуального труда, проводящих много времени за компьютером, чтением и письмом, в частности, профессорско-преподавательского состава университетов.

Ключевые слова: физическая культура, лечебная физическая культура, преподаватель, миозит, остеохондроз, упражнения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p140-145

PREVENTION OF DISEASES OF THE CERVICAL SPINE AT THE TEACHING STAFF OF THE UNIVERSITY BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Natalia Nikolayevna Karelina, the senior teacher, Elena Yuryevna Balashova, the senior lecturer, Irina Vladimirovna Borisova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Olga Borisovna Byrina, the senior lecturer, Nataliya Ilinichna Kuzina, the senior lecturer, Moscow State Regional University, Mytischi, Moscow region

Abstract

The article discusses the features of prevention of neck diseases by means of therapeutic physical culture. The purpose of this study is to develop a set of exercises for the treatment and prevention of diseases of the cervical spine in University teaching staff. For this study, the following methods were used: the analysis of literary and scientific sources, interviewing, questionnaire survey, and content-analysis as the method of processing the data obtained. As a result of the study, the method was developed and tested, consisting of a set of exercises aimed at improving the functional state of the cervical spine. It was confirmed that during physical exercises using this method, positive effects occur in the body that are of great importance for human health. This study is especially significant for people with intellectual work who spend a lot of time on the computer, reading and writing, in particular, University teaching staff.

Keywords: physical education, therapeutic physical training, lecturer, myositis, degenerative disc disease, exercises.

ВВЕДЕНИЕ

Сейчас время, когда все следуют тренду и начинают развиваться в направлении удалённой работы и профессия «Преподаватель» не стала исключением. В удалённой работе есть и свои преимущества, и свои недостатки. Среди достоинств можно выделить: более свободный график, экономия времени и средств на дорогу до работы, комфортное личное пространство, домашние обеды, легче перенести плохое самочувствие без ущерба для работы. Но существуют и определённые недостатки и основными среди них являются гиподинамия и нагрузка на опорно-двигательный аппарат.

Современный мир предъявляет новые требования и во многих профессиях работа переводится частично или полностью на онлайн. Кроме того, преподаватель всегда много времени проводит за компьютером. Проверка работ, тестов, написание научных трудов, пособий, учебников, заполнение документации, ведение электронных журналов и многие другие виды деятельности преподавателя высшей школы выполняются за компьютером в онлайн или офлайн режиме. Сейчас эта ситуация особенно усугубилась в связи с переводом части преподавательской деятельности на удалённую работу.

Самое распространённое заболевание опорно-двигательного аппарата при постоянной работе за компьютером являются остеохондроз шейного отдела позвоночника и миозит мышц шеи. Изучение профилактики и лечения заболеваний шейного отдела позвоночника средствами физической культуры является как никогда актуальным.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ключевая роль в развитии заболеваний, связанных с постоянной работой за компьютером, принадлежит дефициту движения и неправильной осанке.

Особое внимание следует уделить деятельности профессорско-преподавательского состава. Этот вид деятельности всегда был связан со статическим перенапряжением мышц спины. Напряжение в шейно-грудном отделе возникает при наклоне головы вперёд к объекту деятельности - компьютеру, бумажной документации, при чтении и письме. Это приводит к функциональным нарушениям отдельных участков позвоночника. Повышенные длительные нагрузки на мышцы и связки вызывает их необратимое растяжение с развитием в них дегенеративно-воспалительных процессов.

За каждое движение и вынужденное положение головы отвечают определённые мышцы шеи. Например, длинные разгибатели шеи и ременные мышцы отвечают за удержание вертикального положения головы и обеспечение стабильности шейного отдела позвоночника. [3] В процессе преподавательской деятельности человек совершает много «вредных» действий, которые приводят к растяжению и ослаблению этих мышц. В результате происходят следующие патологические процессы: нестабильность шейного отдела, появление протрузий и грыж, перенапряжение и боли в глубоких мышцах шеи, которые вынуждены брать на себя лишнюю работу.

Но самое страшное, по мнению докторов физиотерапевтического отделения поликлиники СЗАО г. Москвы, это то, что в это время происходит нарушение мозгового кровообращения. Данный патологический процесс чреват многими осложнениями, как в настоящем, так и в будущем: может произойти ухудшение зрения и остроты слуха, учащаются головные боли, появляются головокружения, шум в ушах, проявляются нарушения в координации движений, ослабевают мышцы рук, поднимается или скачет внутриглазное давление, наступает быстрая утомляемость и многое другое. Это происходит потому, что при воспалении мышц в шейном отделе существует риск сжатия кровеносных сосудов, которые транспортирую кислород и питательные вещества к головному мозгу. [2]

При напряженной умственной деятельности мозгу необходимо большое количество питательных веществ, чтобы он мог активно функционировать. Работники умственного труда часто игнорируют этот нюанс, что в итоге приводит к снижению мозговой активности, замедлению обменных процессов и снижению эффективности работы. В то время как профессиональная деятельность преподавателя вращается вокруг экрана монитора, а основной рабочий инструмент - это ум, то необходимо уделить особое внимание кровообращению головного мозга и здоровью шейного отдела позвоночника.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

По результатам опроса многие преподаватели имели жалобы на боли в шее, спине, головные боли и общим ухудшением самочувствия при переходе на дистанционную преподавательскую работу в период с начала апреля по конец мая.

Предлагаемый комплекс упражнений отличается доступностью, простотой выполнений, низкой травмоопасностью и не требует специальной подготовки и оборудования. Комплекс был разработан с использованием средств классической лечебной физической культуры, элементов йоги и упражнений из современного направления фитнеса «Здоровая спина». Кроме основного комплекса упражнений в занятие входит разминка, самомассаж воротниковой зоны и релаксационная гимнастика на основе йоги. Массаж снижает тонус перенапряженных мышц, и, наоборот, приводит в тонус атрофированные мышечные волокна, улучшает кровоснабжение в поражённом месте, устраняет болевые ощущения. А релаксационная гимнастика положительно влияет не только на физическое состояние, но и выравнивает эмоциональное состояние, улучшают самочувствие и настроение.

Комплекс проводился онлайн с помощью программ Zoom и Skype 3 раза в неделю в период с начала мая по конец июня 2020 года. Каждое занятие занимало 25-30 минут. В исследовании приняли участие преподаватели Московского государственного областного университета, Московского государственного университета пищевых производств и Сеченовского университета. Всего в исследовании приняли участие 30 человек с разных кафедр университетов.

Разминка:

1. Небольшие кивки головы, тянуться макушкой вверх, 30 секунд, амплитуда не большая, кивки головы едва заметные.

2. Небольшие повороты головы вправо-влево, 30 секунд, амплитуда не большая, повороты головы едва заметные.

Почему так важно выполнять упражнения с небольшой амплитудой? На этот вопрос отвечает доктор Виталий Демьянович Гитт для телеканала «Жизнь»: - «наклоны головы с сильной амплитудой, вращение головы... после таких упражнений шейный остеохондроз, к сожалению, не проходит, а усиливается. при таких упражнениях диски не растягиваются, а только прессуются, теряют влагу и остеохондроз увеличивается, прохождение крови по сосудам ещё более ухудшается» (https://www.youtube.com/watch?v=pBPdjEbnbzI&feature=youtu.be&list=PLYzott4QeAakn50sZjF-X2HBSbAF-6GGP).

3. Наклон головы в сторону, из положения в наклоне подбородок прижать к ключице, по 3 раза в каждую сторону, выполнять плавно.

Основная часть:

1. Круговые вращения плечами вперёд и назад по 10 раз, следить за осанкой.

2. Поочерёдные круговые движения плечами вперёд и назад по 10 раз, корпус немного развернуть, «ползём на спине», подбородок не опускать.

3. Сводим плечи вперёд и сводим лопатки назад по 10 раз, работает грудная клетка.

4. Руки к плечам, вперёд - сводить локти вместе, назад - сводить лопатки, по 10 раз, руки вперёд - выдох, назад - вдох.

5. Руки к плечам, локти вверх и вниз к туловищу, по 10 раз, таз чуть вперёд, подбородок не опускать.

6. Руки к плечам, поочерёдное вращение вперёд и назад, имитация плавания с согнутыми руками, по 10 раз.

7. Руки на пояс, локти сводить вперёд, спину округлить, и локти назад, сводить лопатки, по 10 раз.

8. Руки на пояс, поочерёдно отводим руку назад параллельно полу, ладонь на себя, по 10 раз, взгляд направлен вперёд, пальцы тянуться вверх.

9. Наклоны в сторону, при наклоне вправо локоть левой руки тянется вверх, а правая рука вдоль туловища опускается вниз, по 10 раз.

10. Руки в стороны, кулаки сжать, круговые вращения плечами назад, 10 раз, работают лопатки, руки параллельно полу и в одном положении.

11. Руки в стороны, кулаки сжать, небольшие кружочки руками назад, 10 раз, руки параллельно полу, амплитуда небольшая.

12. Руки в стороны, пружиним руками назад, 10 раз, ладони вперёд, руки параллельно полу.

13 Одна рука на затылок, другая на поясницу, меняем руки местами через стороны, 10 раз, ладони как можно дальше от тела.

14. Круговые вращения руками назад, поочерёдно, 10 раз, максимальная амплитуда.

15. «Плавание брассом» вверх, поднимаемся за руками на носочки, 10 раз.

Самомассаж воротниковой зоны:

1. Лёгкое растирание задней части шеи, трапеции.

2. Большими пальцами разминаем крепление мышц у основания черепа.

3. Пальцами проминаем трапециевидную мышцу.

4.Пальцы сжаты в кулак, обеими руками слегка растягиваем шейные позвонки.

5. Пальцами разминаем область 7-го шейного позвонка

6. Выполняем поглаживание шеи.

7. Всей ладонью поочерёдно разминаем плечи, свободная рука на поясе.

8. Поглаживания воротниковой зоны с целью расслабления [1].

Релаксационная гимнастика:

1. Баласана - «поза отдыха» или «поза ребенка в йоге»,

Стоя на коленях, стопы и колени свести вместе, большие пальцы ног соприкасаются. Таз опустить на пятки, торс опустить на колени, лоб на пол, руки вытянуть вперед за голову, ладони в пол, 30-45 секунд.

2. Супта Бандха Конасана (поза Бабочки, лёжа) - лёжа на спине, соединить стопы вместе, притянуть их к паховой области, развести колени и опустить их на пол, 1 минута.

3. Шавасана (поза трупа) - принять удобное положение? лёжа на спине, максимально расслабить все мышцы, 2-3 минуты [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В поликлиниках пациентам обычно назначают по 10-12 сеансов физиотерапевтических процедур, в которые входит лечебная физическая культура и массаж воротниковой зоны.

Во время занятий физическими упражнениями в организме человека происходят положительные эффекты:

- улучшение обменных процессов в тканях, особенно в мышцах: активизируется поступление в них кислорода, питательных веществ и вывод продуктов распада;

- стимуляция и положительное воздействие на нервную систему в целом, улучшение настроения и нервную регуляцию работы внутренних органов

- ускорение кровообращение в зоне воздействия;

- улучшение отток крови и лимфы за счет сокращения мышц: уменьшаются отеки и застойные явления (https://qualis-vita.ru/lfk-fiz-reabilitatsiya/).

Первые положительные результаты зависят от степени запущенности патологических процессов в шее. Первые значительные результаты при регулярных тренировках были отмечены испытуемыми через 2-3 недели.

Все испытуемые преподаватели написали отзыв на занятия по данной методике. Наиболее частыми были следующие высказывания:

- упражнения максимально простые и очень эффективные;

- упражнения несложные технически и очень действенные, эффект от упражнений ощущается с первых занятий;

- прошли боли от пассивного образа жизни во время карантина;

- удалось растянуть спазмированные мышцы шеи, появилась лёгкость, шея не хрустит;

- удобный формат, несложные упражнения, которые можно делать в любом месте и в любое время;

- после 5-6 занятия улучшилось самочувствие и улучшение осанки, уменьшилась сутулость;

- изменилось отношение к своей спине;

- появилась энергия и знания об эффективных упражнениях;

- перестали неметь руки, пропала скованность и онемение в мышцах спины;

- плечи расправились, шея стала длиннее и красивее, выровнялась вся спина;

- проработались те мышцы, которые раньше не работали;

- утихли головные боли;

- улучшилось качество сна, стали лучше высыпаться.

Все испытуемые после окончания эксперимента выразили желание продолжать заниматься по данной методике самостоятельно. Преподаватели, не имеющие явных проблем со спиной, решили, что профилактика лучше, чем лечение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятия лечебной физкультурой не дают результатов за один день. Данный комплекс упражнений имеет накопительный характер. Здесь целью является борьба с самой причиной остеохондроза, а не с его симптомами, поэтому результат от занятий лечебной физкультурой не скоротечный, а долгий и постоянный.

Физические упражнения воспитывают сознательное отношение к своему здоровью, поддерживают в человеке оптимистичный настрой, веру в положительный исход и прививают навыки самообслуживания.

В результате применения разработанного комплекса упражнений запускается процесс восстановления осанки, снимается мышечное напряжение и возвращается тонус глубоких и поверхностных мышц спины и шеи, преподаватели научились грамотно ухаживать за своей спиной и шеей.

Данный комплекс помогает снять напряжение в мышцах шеи, помогает избавится от болей в шейном отделе позвоночника при протрузиях, остеохондрозе, грыжах, миозитах. Для достижения наиболее эффективного результата рекомендуется выполнять данный комплекс ежедневно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бирюков А.А. Лечебный массаж : учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Бирюков. - Москва : Академия, 2004. - 368 с.

2. Жулев С.Н. Остеохондроз позвоночника : руководство для врачей / Н. М. Жулев. -Санкт-Петербург : АураИнфо, 2013. - 239 с.

3. Красноярова Н.А. Анатомо-физиологические особенности скелетных мышц и тесты для их исследования : учебное пособие. - Алматы : Алмааты, 2004. - 200 с.

4. Yoga for back pain / by Loren Fishman, M.D., and Саго1 Ап!тап, 2012. - URL : https://1ibking.ru/books/home-/home-sport/580982-1oren-fishmen-yoga-d1ya-spiny.htm1 (дата обращения: 01.08.2020).

REFERENCES

1. Biryukov A.A. (2004), Therapeutic massage: Textbook for students. higher. studies, Academia, Moscow.

2. Zhu1ev S.N. (2013), Osteochondrosis of the spine: guide for doctors, Aurainfo, St. Petersburg.

3. Krasnoyarova N.A. (2004), Anatomical and physiological features of skeletal muscles and tests for their research, A1maty.

4. Fishman Loren (2012), Yoga for back pain, avai1ab1e at: https://1ibking.ru/books/home-/home-sport/580982-1oren-fishmen-yoga-d1ya-spiny.htm1 (accessed 01.08.2020).

Контактная информация: fa11ibi1ist@bk.ru

Статья поступила в редакцию 22.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.