_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
В специальной лаборатории студенты знакомятся с функциональными и информационными характеристиками элементов автоматических устройств, способами их реализации. Лабораторные работы выполняются с использованием комплекта типового лабораторного оборудования «Основы цифровой техники».
Для удобства студентов разработано методическое обеспечение для использования при подготовке к проведению и выполнению лабораторных работ. В нем представлены перечни используемой при выполнении базовых экспериментов аппаратуры, схемы электрические соединений, а также указания по проведению базовых экспериментов. После каждой лабораторной работы приведены контрольные вопросы.
Подготовка и выполнение лабораторных работ поставлены так, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами практической работы.
Основа работ разбирается с позиций теории, развитой в лекции. В каждой лабораторной работе уделяется внимание формированию конкретных умений, навыков студентов [2].
Список использованной литературы:
1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
2. Элементы автоматических устройств: Методические указания к лабораторным работам студентов. / сост.: Н.С. Бодруг - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2013 - 81 с.
© Бодруг Н.С., 2016
УКД 378
А. Веселова Т. Меркина
Студент 3 курса ИГНИ УрФУ им.Б.Н. Ельцина г. Екатеринбург, Российская Федерация Артемьева Лариса Борисовна Старший преподавательИФКСиМП УрФУим.Б.Н. Ельцина г. Екатеринбург, Российская Федерация
ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМ ПРИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЗА СЧЕТ ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ БЕГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ СРЕДИ СТУДЕНТОВ
Напряжённая профессиональная деятельность требует хорошего здоровья. Высоких результатов может достичь только человек, прошедший требуемую физическую подготовку. Однако тренировочные нагрузки дисциплины иногда приводят к нежелательным последствиям. Особенно это качается легкоатлетической подготовки студентов. Тогда занятия спортом превращаются в свою противоположность и могут стать источником различного рода травм, заболеваний и повреждений. Все это не значит, что современные занятия физкультурой потеряли свое оздоровительное значение. Просто необходимо владеть определённой теоретической базой и соблюдать технику безопасности. Социальный опрос среди студентов факультета журналистики установил, что только десять процентов знают, что такое техника бега. Тридцать процентов из ста соблюдают нормы техники безопасности. Неудивительно, что из-за неправильно выполненных упражнений зачастую страдают, как студенты, так и их преподаватели.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Элементы легкоатлетического спорта являются составными частями каждой тренировки. Для достижения высоких спортивных результатов среди студентов в легкой атлетике требуется правильная организация тренировочного процесса, включая полный комплекс методов и средств контроля за группой. Одной из частых причин, вызывающих повреждения у легкоатлетов, является нарушение правил организации и методики проведения тренировок и соревнований.
Итак, травма — нарушение целостности функций ткани и органов в результате воздействия факторов внешней среды.
По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней степени тяжести и легкие. Чаще всего во время учебных занятий преобладает бег на средние дистанции. Бег на данной дистанции закрепился, как один из наиболее популярных видов легкоатлетического спорта. Его длина составляет от 800 до 2000 м. [2, c.36] Анализ современных исследований выявил травмирующие факторы в беге на средние и длинные дистанции. К ним относятся [8, c.197]:
1. Резкий переход с одного покрытия беговых дорожек на другое
2. Включение в систему тренировочных занятий больших отягощений;
3. Длительность и монотонность нагрузок;
4. Включение в тренировку игровых, спортивно-вспомогательных и других упражнений.
5. Чаще всего, по результатам опроса выяснилось, что боль у студентов чаще всего пребывает в: области голени, голеностопного сустава, поясничного отдела позвоночника. Так, у студентов наиболее уязвима «мышца-сухожилие - надкостница нижних конечностей».
К основным средствам и методам профилактики травматизма, разработанных по рекомендациям ведущих тренеров по легкой атлетике можно отнести преодоление причин, обуславливающих травматизм. Так, все лица, занимающиеся бегом, должны предварительно пройти осмотр у спортивного врача. В беге на средние и длинные дистанции должен участвовать здоровый, лишённый хронических заболеваний студент. Занятия должны проводиться регулярно, без длительных перерывов. Дистанцию бега следует увеличивать постепенно и последовательно. [6, c.157]
Тренировочные занятия должны быть правильно организованы. В первую очередь, это касается тщательной и всесторонней разминки. Её следует начинать с ходьбы, затем следуют ОРУ и СУ, задача которых не только размять и разогреть мышцы, суставы и связки, но и подготовить внутренние системы и весь организм к работе. В холодную погоду данные упражнения носят обязательный характер. Преподаватели физкультуры должны делать упор на укрепление мышц голени, бедра и связочного аппарата коленного и голеностопного суставов у студентов. Развитие физических качеств должно происходить с учетом наиболее нагружаемых и часто травмируемых частей тела. Постепенная специализация средств ОФП помогает осуществить перенос тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные.
Материал следует изучать в строгой последовательности. Для занятия со студентами необходимо подбирать наиболее рациональные упражнения для совершенствования специальной физической подготовки. Характер упражнений, интенсивность их выполнения и объем должны строго соответствовать силовым особенностям спортивной группы.
Не будет лишним осуществлять постоянный контроль состояния здоровья и самочувствия занимающихся. Здесь на помощь приходят методические тесты и общее наблюдение за состоянием занимающихся.
Перед началом занятий необходимо проверить место для беговых упражнений на наличие неровности, скользких места, посторонних предметов. На соревнованиях и учебно-тренировочных занятиях следить за дисциплиной. Студентам обязательно соблюдение гигиенических требований, предъявляемые к одежде и обуви, в зависимости от метеорологических условий.
При анализе технике бега, за единицу движения берётся двойной шаг или цикл. Каждый цикл состоит из двух периодов опоры (левой и правой ногой) и двух фаз полета. Период опоры длится с момента отталкивания до момента приземления. После приземления тело приходит в вертикальное положение. Это положение называют моментом вертикали. [7, c.257] При беге, который происходит в результате взаимодействия внутренних и внешних сил (сопротивление среды, силу тяжести и реакция опоры), тело
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
бегуна постоянно испытывает вертикальные и горизонтальные колебания. Между тем задачей бегуна является обеспечить прямолинейность движения, избежать чрезмерных боковых и горизонтальных раскачиваний тела.
Правильно выполненный бег определяется максимально эффективными движениями, при этом они плавны и расслаблены. При правильной выбранной технике упражнение обеспечивает продвижение вперед по прямой линии без каких-либо резких порывистых усилий. Этому в значительной степени способствует приземление на согнутую в колене ногу. Стопа должна ставиться с передней части на основание пальцев с последующим опусканием на всю подошву, включая и пятку. Стопы ставятся возможно ближе к прямой линии, без разворота их наружу, что значительно уменьшает боковые колебания. [3, c.69] Важное значение для эффективного продвижения вперед имеет полное выпрямление ноги во всех суставах во время отталкивания, которое сопровождается махом свободной ноги вперед-вверх. Бедро ноги поднимается на предельную для этого вида бега высоту. Высота подъема бедра тем меньше, чем длиннее дистанция. Голень находится в расслабленном состоянии.
Руки при беге должны быть согнуты в локтевых суставах примерно под прямым углом, кисти слегка повернуты вниз. Угол сгиба рук в локтевых суставах при беге может меняться. Основная роль, закреплённая за руками при беге на средние дистанции - поддерживать устойчивое положение тела. Наклон тела обычно не должен превышать 85%. [5, c.98] Большой наклон приведет к сокращению длины шага. При этом не должно быть сгибания в тазобедренном суставе. Таз должен быть подан вперед так, чтобы в пояснице был небольшой прогиб. Голова держится прямо, и мышцы лица и шеи не напряжены. Чрезвычайно важными компонентами техники бега являются длина и частота шагов. Соотношение между ними должно быть оптимальным, то есть обеспечивать естественный и ритмичный бег. Искусственное увеличение шага нежелательно. Более эффективно увеличение скорости бега за счет учащения шагов. Практика показывает, что средняя длина шагов при беге на 800 м у ведущих бегунов колеблется в пределах 2,00-2,10 м и при беге на 1500 м - в пределах 1,90 - 2,00 м.
Дыхание при беге на средние дистанции производится через нос и рот. Его ритм согласуется с ритмом бега. При возрастании потребности организма в кислороде ритм дыхания должен учащаться. Бег никогда никому ещё не приносил вреда, а вот незнание правильности выполнения атлетических упражнений и не соблюдение техники безопасности существенным образом могут сказаться на здоровье студентов.
Нельзя забывать о пользе бега:
1. Во время бега происходит очищение организма. Выделяется пот, а вместе с ним и всякая гадость покидает организм
2. Тренировка сердечно-сосудистой системы. Тренируется сердце улучшается кровообращение, а, следовательно, и снабжение органов кислородом
3. Бег благотворно влияет на иммунную систему, центральную нервную систему
4. Бег способствует закаливанию, если совершать пробежки на свежем воздухе
5. Бег развивает личные качества, такие как самоконтроль, целеустремлённость, сила воли. У физически тренированных людей выше самооценка
Поэтому необходимо бегать и бегать правильно Список используемой литературы
1. Школа легкой атлетики, под ред. А. В. Коробова, 2 изд., М., 1998
2. Легкая атлетика для юношей, под ред. П. Л. Лимаря, М., 1999
3. Легкая атлетика, Учебник для институтов физической культуры, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, 2 изд., М., 2002
4. Бернштейн Н. А., О построении движений, М., 1997
5. Ухов В., Спортивная ходьба, М., 1996
6. Фруктов А. Л., Спортивная ходьба, М., 2000
7. Лёгкая атлетика, под ред. Д. П. Маркова и Н. Г. Озолина, М, 1999
8. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. О.В.Колодий, Б.М. Лутковский, В.В. Ухов. 1999
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х
9. Бег к вершинам мастерства А.Лидьер, Г.Шимор. - 1999
10. Учебник тренера по легкой атлетике. Л.С.Хоменкова . -2002
© Веселова А., Меркина Т., Артемьева Л.Б. , 2016
УДК 37.01
Гаджиева Патимат Дайитбеговна
канд.пед.наук., доцент ДГПУ E-mail: [email protected] г.Махачкала, РД
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА ПРАВА)
Аннотация
В данной статье описывается практический опыт работы по формированию правовой культуры будущих педагогов в условиях образовательного пространства педагогического вуза; охарактеризованы возможности правовых дисциплин в формировании правового сознания и правовой культуры студентов.
Ключевые слова культура, правовая культура, преподавание правовых дисциплин.
Формирование будущего специалиста в системе образования опосредуется всей складывающейся и динамично изменяющейся социокультурной ситуацией в обществе. Специфика обучения и подготовки специалиста - правоведа выдвигает на первый план проблемы профилактики безнадзорности, предупреждения и борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, защита прав ребенка, проблемы совершенствования юридической, правовой, психолого-педагогической подготовки специалистов на факультете права, выпускники которого, работая в системе образования и правоохранительных органов, будут иметь реальные возможности полноценно использовать весь свой профессионально-теоретический и практический потенциал знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности [2, c.91-102].
Одним из важнейших педагогических условий для формирования культуры общения учителя права в учебной деятельности являются учебные дисциплины, включаемые в учебный план для изучения студентами и их коммуникативный аспект содержания и методики преподавания.
Формирование готовности студентов к формированию правовой культуры школьников в процессе учебной деятельности, прежде всего, строится на базе содержания психолого-педагогических дисциплин. При изучении блока психолого-педагогических дисциплин ведущее место занимает организация речевой деятельности будущего педагога: в учебный план факультета введены спецкурсы, факультативы по выработке техники речи, культуры диалога, риторики и ораторского искусства («Технология организации умственного труда студентов», «Интерактивные формы обучения», «Культура общения и профессиональная этика учителя») [1].
Специфика профессиональной подготовки будущего учителя права обязывает студентов изучать и знать права ребенка на образование, полноценное развитие, защиту от насилия и эксплуатации, участие в жизни своих сообществ и т.д. На факультете права ведется целенаправленное изучение Конвенции о правах ребенка. Преподаватели кафедры теории и методики преподавания права ведут курс «Методика преподавания прав ребенка», выполненного в рамках совместного проекта Дагестанского государственного педагогического университета Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), предусматривающего обучение студентов второго курса истории создания документов о правах ребенка, а студентов пятого курса -методике преподавания Конвенции ООН о правах ребёнка. Изучение Конвенции не может быть сведено